СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учителя по предмету " Окружающий мир ", УМК "Начальная школа XXI века", 4 класс на 2016-2017 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

В Рабочую программу учителя по предмету " Окружающий мир ", УМК "Начальная школа XXI века", 4 класс на 2016-2017 учебный год  входит  "Пояснительная записка", "Календарно – тематическое планирование", " Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учителя по предмету " Окружающий мир ", УМК "Начальная школа XXI века", 4 класс на 2016-2017 учебный год»

  1. Пояснительная записка к рабочей программе

по предмету «Окружающий мир» 4 класс 2016-2017 учебный год


1.Название, автор и год издания предметной учебной программы, на основе которой разработана Рабочая программа

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» разработана на основе примерной программы по окружающему миру, утвержденной приказом Министерства образования РФ 05.03.2004 г. № 1089 и авторской программы по окружающему миру, сборник «Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Начальная школа XXI века» (Вентана - Граф, 2012г.УМК Н.Ф.Виноградовой) и Рабочей программы МБОУ СОШ № … по предмету «Окружающий мир»

Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009) по предметным областям «Естествознание. Обществознание. (Окружающий мир)» и используется для обучения в четырехлетней начальной школе в образовательном учреждении любого типа.

2. Цели и задачи данной программы, особенности программы

Основная цель обучения по предмету «Окружающий мир» в начальной школе — представить в обобщённом виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом.

Задачи:

- формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценно­стей (экологически грамотные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богат­ство человека современного общества; исторический ас­пект «складывания» общерусской культуры, развитие нацио­нальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России) и конкретный социальный опыт,

--умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям отно­сятся:

Целями обучения окружающему миру являются:

  • развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;

на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;

развивать логичность и самостоятельность мышления, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщение и выводы; ориентироваться в пространстве и времени; формировать умение работать с картами, таблицами, схемами, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;

освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);

воздействовать на развитие эмоционально-волевых , нравственных качеств личности; воспитывать чувств патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважение к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.

3. Изменения, внесенные в авторскую и учебную программу и их обоснование

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.

4. Название учебно-методического комплекта

(учебник, рабочая тетрадь, согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ), используемого для достижения поставленной цели

в соответствии с образовательной программой учреждения

Для реализации программы используется учебно-методический комплекс:

1. Н. Ф.Виноградова. Окружающий мир:программа:1-4 классы / Н. Ф.Виноградова.- Москва: Вентана-Граф, 2012 ( Начальная школа XXI века)

2. Н. Ф.Виноградова.4кл. Окружающий мир. Учебник ФГОС (комплект в 2х)- Москва: Вентана-Граф, 2014( Начальная школа XXI века)

3. Н. Ф. Виноградова. 4кл Окружающий мир. Система уроков -Москва: Вентана-Граф, 2013( Начальная школа XXI века)

4. Н. Ф. Виноградова . 4кл. Окружающий мир. Раб.тет. ФГОС Москва: Вентана-Граф, 2015( Начальная школа XXI века)

5. Н. Ф. Виноградова. 1 кл. Окружающий мир. Электронный обогревательный курс (CD диск) Москва: Вентана-Граф, 2013( Начальная школа XXI века)

6. Н. Ф. Виноградова. 4кл. Окружающий мир. Методика обучения. ФГОС- Москва : Вентана-Граф, 2013( Начальная школа XXI века)

7. Н. Ф. Виноградова. 1-4 кл. Окружающий мир. Программа курса с CD. ФГОС- Москва: Вентана-Граф, 2013( Начальная школа XXI века)

5.Формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков

Программа предусматривает проведение (комбинированных, контрольных, коррекционных) уроков с использованием фронтальной, групповой, индивидуальной работы, работы в парах. В основе уроков лежит системно-деятельностный подход. Основной формой общения учителя и обучающихся, обучающихся друг с другом является учебный диалог.

6. Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа,

в т.ч. количество часов для проведения контрольных работ

Рабочая программа рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю (по Учебному плану МБОУ СОШ №… – 34 учебные недели в году). Фактически по календарю – 66 часов.

Уплотнение программы проведено на 2 часа в соответствии с календарём на 2016 и 2017 годы:

  • Уроки № 9 и № 10 Темы: « Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества» и «Кожа, её строение и значение».

  • Уроки № 50 и № 51 Темы: «О первых школах и книгах» и «О первых школах и книгах»

Предусмотрено 4 контрольные работы за год (1 контрольная в четверть), 8 практических работ, 2 экскурсии.

Основными формами текущего контроля являются:

1.устный опрос;

2. диагностические работы;

3. тестовые задания;

4. проверочные работы.

В конце учебного года проводится комплексная контрольная работа на межпредметной основе.



II. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

по предмету «Окружающий мир»4 класс


Тематическое планирование (68 часов)


п/п

Наименование тематического раздела

По программе МБОУ СОШ…

Формы контроля

Контрольная работа

(тест)

Комплексная контрольная работа

Человек – живое существо (организм)

16

1

-

Твоё здоровье

12

1

-

Человек - часть природы

2

-

-

Человек среди людей

5

-

-

Родная страна: от края до края

10

1

-

Человек – творец культурных ценностей

12

-

-

Человек – защитник своего Отечества

5

1

-

Гражданин и государство

2

-

1


Итого:

64 ч

4 ч

1



68 ч



Календарно-тематическое планирование

уроков окружающего мира по учебнику «Окружающий мир»

авт. Н.Ф. Виноградова

4 класс (68 часов)

п\п

Раздел программы

Тема урока

Планируемые результаты

Дата проведения

По плану

фактически

1 четверть – 16 ч. (ф.15ч.)

Человек – живое существо (организм)


Общее строение организма человека.


Предметные результаты:

Характеризовать функции разных систем органов. Конструировать ситуации, раскрывающие правила охраны здоровья.

Характеризовать правила поведения во время болезни.

Сравнивать организм человека и животного

Метапредметные результаты:

Познавательные: характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов.

Регулятивные: самоконтроль выполнения учебной задачи.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

01.09


Человек – живое существо (организм)


Нервная система.

Головной и спинной мозг. Роль нервной системы в организме


Предметные результаты:

Имеет представление о нервной системе: головном и спинном мозге.

Понимать, что головной мозг – центр управления работой всего организма.

Соблюдать правила безопасного поведения. Сравнивать модель головного мозга человека и различных животных. Анализировать деятельность спинного мозга по схеме: сигнал - сообщение - реакция. Осознает необходимость здорового образа жизни.

Метапредметные результаты:

Познавательные: Объяснять особую роль нервной системы в организме.

Регулятивные: самоконтроль выполнения учебной задачи.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

07.09


Человек – живое существо (организм)


Двигательная система организма человека.

Предметные результаты:

Сравнивать свои выводы с текстом. Выполняет самоконтроль осанки. Анализировать деятельность отдельных мышц на примере разных движений. Работать с листами оценивания: самооценка работы в парах. Составлять план текста.

Метапредметные результаты:

Познавательные :выделение признаков различия; подготовка вывода, обобщение.

Регулятивные: сравнение своих выводов с текстом.

Коммуникативные: правила участия в диалоге.

Личностные: оценка взаимодействия в совместной деятельности

08.09


Человек – живое существо (организм)

Осанка. Способы развития и укрепления опорно-двигательной системы.

Предметные результаты:

Анализировать осанку детей класса на основе выполнения различных упражнений.

Объяснять взаимозависимость между осанкой и здоровьем человека.

Называть признаки правильной осанки. Использовать различные упражнения для формирования правильной осанки.

Метапредметные результаты:

Познавательные: анализ, обобщение, представление информации в свёрнутом виде.

Регулятивные: определение главной мысли в тексте; составление рассказа-рассуждения.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

14.09


Человек – живое существо (организм)

Пищеварительная система.Зубы, правила ухода за ними.

Предметные результаты:

Рассказывает о работе пищеварительной системы человека. Называет органы пищеварительной системы. Характеризует значение отдельных органов пищеварения для работы организма в целом. Определяет назначение отдельных органов пищеварительной системы в процессе пищеварения. Объясняет, что такое «аппетит». Составляет памятку по здоровому питанию.

Метапредметные результаты:

Познавательные: характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов.

Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

15.09


Человек – живое существо (организм)

Дыхательная система.

Предметные результаты:

Называть органы дыхательной системы.

Характеризовать ее значение для работы организма. Рассказывать о том, как работают органы дыхания. Выполнять упражнения на вдох и выдох. Объяснять почему загрязненный воздух и курение вредны для дыхательной системы человека. Моделировать ситуации по организации очистки загрязненного воздуха в городах. Понимать необходимость здорового образа жизни.

Метапредметные результаты:

Познавательные: «чтение» информации, представленной на рисунках-схемах.

Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

21.09


Человек – живое существо (организм)

Кровеносная система. Кровь и ее значение. Сердце – главный орган кровеносной системы. Практическая работа с микроскопом.

Опыт «Измерение пульса».

Предметные результаты:

Пересказывать текст рубрики «Этот удивительный мир» с опорой на рисунки. Характеризовать функции разных систем органов. Моделировать схему кровеносной системы. Наблюдать капли крови в микроскоп. Понимать значение крови в организме человека и опасность больших ее потерь.

Метапредметные результаты:

Познавательные: характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов.

Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

22.09



Тест по теме: «Органы пищеварения, дыхания, кровеносная система».


Предметные результаты:

Применять свои знания на практике.

Метапредметные результаты:

Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, выбор альтернативы, аргументация суждений.

Регулятивные: оценка жизненных ситуаций, событий, художественных произведений.

Личностные: осознание необходимости толерантного отношения к окружающим людям.

28.09


Человек – живое существо (организм)

Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества.

Предметные результаты:

Обнаруживать взаимосвязи между системами органов. Осознавать организм человека как единое целое. Осознавать необходимость физических упражнений для укрепления сердца и всего организма.

Называть органы выделительной системы организма человека.

Метапредметные результаты:

Познавательные: «чтение» информации, представленной на рисунках-схемах.

Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

29.09


Человек – живое существо (организм)

Кожа, её строение и значение.

Предметные результаты:

Характеризовать значение кожи. Использовать знания о строении и функциях кожи для сохранения и укрепления здоровья.

Метапредметные результаты:

Познавательные: высказывание предположения, анализ, выделение главной мысли текста, обобщение, оформление вывода.

Регулятивные: представление информации в «свёрнутом» виде (памятка).

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


Человек – живое существо (организм)

Как человек воспринимает окружающий мир.

Предметные результаты:

Характеризовать (на элементарном уровне и с помощью рисунков-схем) строение и основные функции органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Соблюдать правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств.

Метапредметные результаты:

Познавательные: характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов.

Регулятивные: самоконтроль правил поведения в житейских ситуациях.

Коммуникативные: правила участия в учебном диалоге.

Личностные: самооценка взаимодействия в совместной деятельности.

05.10


Человек – живое существо (организм)

Зрение. Гигиена зрения.

Опыт «Рассмотрим предметы».

Предметные результаты:

Характеризовать (на элементарном уровне и с помощью рисунков-схем) строение и основные функции органов зрения, соблюдать правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств.

Метапредметные результаты:

Познавательные: анализ, представление информации в свёрнутом виде.

Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

06.10


Человек – живое существо (организм)

Слух. Гигиена слуха.

Предметные результаты:

Характеризовать (на элементарном уровне и с помощью рисунков-схем) строение и основные функции органов слуха, вкуса, обоняния, осязания.

Соблюдать правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств.

Метапредметные результаты:

Познавательные: анализ, обобщение, представление информации в свёрнутом виде.

Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

12.10


Человек – живое существо (организм)

Обоняние, вкус, осязание, их роль в жизни человека.

Опыты

«Проверим своё обоняние»; «Проверим свой вкус».

Предметные результаты:

Характеризует (на элементарном уровне и с помощью рисунков-схем) строение и основные функции органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания.

Метапредметные результаты:

Познавательные: анализ, обобщение, представление информации в свёрнутом виде.

Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

13.10


Человек – живое существо (организм)

Мир чувств. Опыт «Измерение пульса при спокойной работе в классе и при ответе на трудный вопрос».

Предметные результаты:

Характеризовать (на элементарном уровне и с помощью рисунков-схем) строение и основные функции органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания.

Соблюдать правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств.

Метапредметные результаты:

Познавательные: анализ, обобщение, представление информации в свёрнутом виде.

Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

19.10


Человек – живое существо (организм)


Внимание.








Предметные результаты:

Научатся принимать инструкцию учителя, самостоятельно выполнять задание, проверять собственные действия.

Метапредметные:

Познавательные: высказывание и обоснование предположений, формулирование вывода.

Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: самооценка взаимодействия в совместной деятельности.

20.10





2 четверть (16ч)



17.

Человек – живое существо (организм)


Память.

Предметные результаты:

Характеризовать память как способность человека запоминать то, что он воспринимает с помощью органов чувств.

Придумывать упражнения для развития памяти.

Метапредметные:

Познавательные: оставление плана пересказа, представление информации в «свёрнутом» виде (памятка).

Регулятивные: самоконтроль выполнения учебных задач.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: самооценка взаимодействия в совместной деятельности и учебном диалоге.

02.11


18.



Твоё здоровье

Здоровье человека. Режим дня школьника


Предметные результаты:

Понимает, что главное богатство человека – его здоровье. Составляет режим дня четвероклассника. Составляет памятку с правилами здорового сна. Высказывает предположения, оценивает физическое развитие. Работает в парах.

Метапредметные:

Познавательные: конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания.

Регулятивные: самооценка взаимодействия в совместной деятельности.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: осознание необходимости беречь своё здоровье.

03.11


19

Твоё здоровье

Правильное  питание.

Предметные результаты:

Называет правила рационального питания. Умеет составить комплекс упражнений для систематической и оптимальной физической нагрузки. Составляет текст по теме урока (по последовательной серии рисунков). Представляет информацию в «свёрнутом» виде (памятка).

Метапредметные:

Познавательные: анализ, обобщение, представление информации в свёрнутом виде.

Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: осознание необходимости беречь своё здоровье.

09.11


20.

Твоё здоровье

Правила закаливания.

Предметные результаты:

Соблюдает правила закаливания, правила здорового образа жизни. Характеризует своими словами значение понятий «гигиена», «закаливание». Знает основные правила личной гигиены. Приводит примеры способов закаливания. Анализирует поведение детей, которые не выполняли правила закаливания.

Метапредметные:

Познавательные: раскрывать принципы здорового образа жизни.

Регулятивные: самооценка взаимодействия в совместной деятельности.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: осознание необходимости беречь своё здоровье

10.11


21.

Твоё здоровье

Можно ли снять усталость?

Предметные результаты:

Различает понятия «физический и умственный труд». Анализирует ситуации, в большей степени вызывающие усталость. Анализирует упражнения по снятию усталости. Делает вывод о том, что такое усталость и как её устра­нить.

Метапредметные:

Познавательные: анализ, обобщение, представление информации в свёрнутом виде.

Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: осознание необходимости беречь своё здоровье

16.11


22.

Твоё здоровье

Поговорим о вредных привычках. Курение опасно для здоровья

Предметные результаты:

Различает полезные и вредные привычки. Участвует в обсуждении темы. Создает плакат по теме «Осторожно – вредные привычки».

Метапредметные:

Познавательные: объяснять вред курения, наркотиков, алкоголя.

Регулятивные: «чтение» информации, отражённой на рисунках-схемах; представление графической информации в виде текста.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: осознание необходимости беречь своё здоровье.

17.11


23.

Твоё здоровье

Поговорим о вредных привычках. Осторожно – спиртное!

Предметные результаты:

Различает полезные и вредные привычки. Участвует в обсуждении темы. Создает плакат по теме «Осторожно – вредные привычки».

Метапредметные:

Познавательные: объяснять вред курения, наркотиков, алкоголя.

Регулятивные: «чтение» информации, отражённой на рисунках-схемах; представление графической информации в виде текста.

Коммуникативные :правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: осознание необходимости беречь своё здоровье.

23.11


24.

Твоё здоровье

Когда дом становится опасным. Огонь – друг и враг. Как уберечь себя от ожогов.


Предметные результаты:

Объясняет, при каких условиях человек может получить ожог и что при этом нужно делать. Составляет план поведения при пожаре. Составляет памятку «Правила поведе­ния при пожаре», «Как уберечь себя на пожаре».

Метапредметные:

Познавательные: «чтение» информации, отражённой на иллюстрациях, представление графической информации в виде текста, представление информации в «свёрнутом» виде.

Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: осознание необходимости беречь своё здоровье.

24.11


25.

Твоё здоровье

Когда дом становится опасным. Как пользоваться газовой плитой. Острые предметы – это опасно!


Предметные результаты:

Объясняет, как правильно обращаться с острыми предметами, при каких условиях человек может пораниться и что при этом нужно делать.

Метапредметные:

Познавательные: анализ жизненных ситуаций, оформление вывода, обобщение.

Регулятивные: контроль выполнения роли в сюжетно-ролевой игре.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: осознание необходимости беречь своё здоровье

30.11


26.






Твоё здоровье

Улица полна неожиданностей. Правила дорожного движения.

Предметные результаты:

Наблюдает за ситуациями, возникающими в условиях дорожного движения. Отвечает на вопросы по теме.

Метапредметные:

Познавательные: конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания.

Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: осознание необходимости беречь своё здоровье.


01.12


27


Улица полна неожиданностей. Сигналы регулировщика

Предметные результаты:

Анализирует ситуации дорожного движения. Придумывает подписи к рисункам. Принимает участие в ролевой игре-упражнении: «Сигналы регулировщика».

Метапредметные:

Познавательные: конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания.

Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: осознание необходимости беречь своё здоровье.

07.12


28.

Твоё здоровье

Если случится беда. Практическая работа «Правила оказания первой медицинской помощи».

Предметные результаты:

Выполняет практическую работу «Правила оказания первой медицинской помощи».

Метапредметные:

Познавательные: конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания.

Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: осознание необходимости беречь своё здоровье.

08.12


29.

Твоё здоровье

Если случится беда. Ядовитые растения и грибы.

Предметные результаты:

Составляет памятку «Признаки ядовитых растений».

Метапредметные результаты:

Познавательные: различать ядовитые грибы и растения.

Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: осознание необходимости беречь своё здоровье.

14.12


30.


Контрольная работа

«Ты и твоё здоровье»

Предметные результаты:

Применять свои знания на практике.

Метапредметные результаты:

Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, выбор альтернативы, аргументация суждений.

Регулятивные: оценка жизненных ситуаций, событий, художественных произведений.

Личностные: осознание необходимости толерантного отношения к окружающим людям.

15.12


31.

Человек — часть природы

Чем человек отличается от животных.



Предметные результаты:

Работает с иллюстрационным материалом. Составляет рассказ о значении речи в жизни людей. Работает в группах: описательный рассказ на тему «Развитие человека от рождения до старости». Строит рассказ-рассуждение:«Значение речи в жизни людей» (на основе «чтения» рисунков учебника).

Метапредметные результаты:

Познавательные: характеризовать человека как часть природы: выделять общее и отличное от организма животного.

Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

21.12


32.

Человек — часть природы


От рождения до старости (развитие человека).

Опыт «Измерение роста и веса младшего школьника».

Предметные результаты:

Анализирует информацию видеофильма «Что умеет делать маленький ребенок». Сравнивает со своей реальной жизнью. Делает вывод об условиях, необходимых человеку для развития. Наблюдает за поведением малышей. Понимает важность заботы о стариках.

Метапредметные:

Познавательные: устанавливать последовательность этапов развития человека.

Регулятивные: самооценка жизненных ситуаций; самоконтроль участия в совместной деятельности.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: осознание необходимости внимательного отношения к окружающим людям.

22.12


3четверть - 19 ч

33.

Человек среди людей

Поговорим о доброте.

Предметные результаты:

Работает с иллюстрационным материалом. Пересказывает и делает выводы о прочитанном произведении. Умеет вести беседу. Применяет правила общения. Работает в группах. Моделирует ситуации, раскрывающие поведение человека среди людей.

Метапредметные:

Познавательные: различать положительные и отрицательные качества человека, приводить житейские примеры проявления отзывчивости, доброты, справедливости.

Регулятивные: оценка жизненных ситуаций, самооценка отношения к окружающим людям.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: осознание необходимости доброго отношения к окружающим людям.

12.01


34.

Человек среди людей

Что такое справедливость.

Предметные результаты:

Работает в группе. Участвует в обсуждении художественных произведений о несправедливости, корысти, нечестности. Отвечает на вопросы. Анализирует жизненные ситуации. Составляет план ответапо теме «Что такое справед­ливость».

Метапредметные результаты:

Познавательные: «чтение» информации, представленной в рисунках, перевод в текст; «чтение» информации, выраженной в художественном тексте.

Регулятивные: самооценка участия в совместной деятельности.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: осознание необходимости справедливого отношения к окружающим людям.

18.01


35.

Человек среди людей

О смелости.

Предметные результаты:

Делает вывод, что страх – это врожденная эмоция человека, которая позволяет ему сохранить жизнь, избежать неприятностей, уберегает его от непродуманных поступков. Приводит примеры ситуаций, в которых надо действовать вопреки страху, решительно.

Метапредметные результаты:

Познавательные: «чтение» информации, представленной в рисунках, перевод в текст; «чтение» информации, выраженной в художественном тексте.

Регулятивные: самооценка участия в совместной деятельности.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: осознание необходимости справедливого отношения к окружающим людям.

19.01


36.

Человек среди людей

Умеешь ли ты общаться?

Предметные результаты:

Обсуждать коммуникационные ситуации.

Определять, какие из представленных диалогов можно называть культурными и почему.

Метапредметные результаты:

Познавательные: характеризовать правила безопасности при общении с чужими людьми.

Регулятивные: оценка жизненных ситуаций, событий, художественных произведений.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: осознание необходимости толерантного отношения к окружающим людям.

25.01


37.

Человек среди людей

Избегай общения с незнакомыми людьми.

Предметные результаты:

Фиксировать условия успешной коммуникативной деятельности людей. Осознавать необходимость толерант­ного отношения к окружающим людям

Метапредметные результаты:

Познавательные: характеризовать правила безопасности при общении с чужими людьми.

Регулятивные: оценка жизненных ситуаций, событий, художественных произведений.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: осознание необходимости толерантного отношения к окружающим людям.

26.01


38.

Родная страна: от края до края

Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундра.

Предметные результаты:

Характеризовать природные зоны: «арктические пустыни» и «тундра».

Различать (по описанию, рисункам, фото) природные зоны. Работать с картой: выполняет учебные задачи. Находит изучаемую природную зону.

Называть особенности природной зоны: температуру воздуха, длительность холодных (летних месяцев), характеристика почвы, специфика растительного и животного мира.

Метапредметные результаты:

Познавательные: описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон.

Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

01.02


39.

Родная страна: от края до края

Природные зоны России. Тайга и зона смешанных лесов.

Предметные результаты:

Характеризовать природные зоны «тайга», «зона смешанных лесов». Различать (по описанию, рисункам, фото) природные зоны. Работать с картой: выполняет учебные задачи. Находит изучаемую природную зону.

Называть особенности природной зоны: температуру воздуха, длительность холодных (летних месяцев), характеристику почвы, специфику растительного и животного мира.

Метапредметные результаты:

Познавательные: описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон.

Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

02.02


40.

Родная страна: от края до края

Природные зоны России. Степи и пустыни.

Предметные результаты:

Характеризовать природные зоны России «степи» и «пустыни». Различать (по описанию, рисункам, фото) природные зоны. Работать с картой: выполняет учебные задачи. Находить изучаемую природную зону. Называть особенности природной зоны: температура воздуха, длительность холодных (летних месяцев), характеристика почвы, специфика растительного и животного мира.

Метапредметные результаты:

Познавательные: высказывание предположения; установление причинно-следственных связей; анализ и сравнение.

Регулятивные: оценка своего участия в совместной групповой деятельности; подготовка презентации по теме.

Коммуникативные: правила взаимодействия в совместной деятельности.

Личностные: экологические представления об охране природы человеком.

08.02


41.

Родная страна: от края до края

Контрольная

на тему:

Природные зоны России.


Почвы России.

Опыт «Состав почвы».

Предметные результаты:

Анализирует состав почвы. Создает коллективный проект «Берег реки» с изображением среза земли с почвенным слоем и нижележащими слоями. Делает вывод, что любое природное существо полезно и имеет свое место в природе независимо от внешней непривлекательности

Метапредметные результаты:

Познавательные: моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв.

Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: осознание положения «вредных живых существ в природе не бывает».

09.02


42.

Родная страна: от края до края

Что такое рельеф?

Предметные результаты:

Работает с картой: находит разные рельефы, узнает и различает по цвету равнины России. Характеризует понятия «рельеф», «равнина».

Метапредметные результаты:

Познавательные: находить на карте равнины и горы России (своего края).

Регулятивные: «чтение» информации, представленной в графическом виде (карта).

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

15.02


43.

Родная страна: от края до края

Равнины: Восточно - Европейская, Западно - Сибирская. Урал - каменный пояс.

Предметные результаты:

Работает с картой: находит разные рельефы, узнает и различает по цвету горные цепи России.

Метапредметные результаты:

Познавательные: находить на карте равнины и горы России (своего края).

Регулятивные: «чтение» информации, представленной в графическом виде (карта).

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

16.02


44.

Родная страна: от края до края

Как возникали и строились города.

Предметные результаты:

Составляет опоры для пересказа (условные, графические, пиктографические). Различает кремлёвские города и их достопримечательности. Работает в парах: высказывает суждения на тему «Почему улицы так называются?» (на примере одного названия). Оценивает совместную деятельность: как работали пары, были ли трудности, почему они возникли.

Метапредметные результаты:

Познавательные: выделять особенности кремлёвских городов, узнавать по рисункам (достопримечательностям).

Регулятивные: правила совместной деятельности в парах, оценка деятельности.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

22.02


45.

Родная страна: от края до края

Россия и ее соседи. Япония.

Предметные результаты:

Проводит виртуальную экскурсию по Японии. Продумывает вопросы, которые помогут больше узнать о стране. Готовит программу встречи экскурсантов, находит дополнительную информации о стране

Метапредметные результаты:

Познавательные: обобщать информацию о странах – соседях России, полученную из разных источников. Описывать особенности природы, культуры, труда и быта людей стран – соседей России.

Регулятивные: «удержание» учебной задачи при выполнении творческого задания.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: уважение к народам других стран и людям разных национальностей.

01.03


46.

Родная страна: от края до края

Россия и ее соседи. Китай.

Предметные результаты:

Проводит виртуальную экскурсию по Китаю. Продумывает вопросы, которые помогут больше узнать о стране. Готовит программу встречи экскурсантов, находит дополнительную информации о стране.

Метапредметные результаты:

Познавательные: обобщать информацию о странах – соседях России, полученную из разных источников. Описывать особенности природы, культуры, труда и быта людей стран – соседей России.

Регулятивные: «удержание» учебной задачи при выполнении творческого задания.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: уважение к народам других стран и людям разных национальностей.

02.03


47.

Родная страна: от края до края

Россия и ее соседи. Королевство Дания.

Предметные результаты:

Проводит виртуальную экскурсию по Дании. Продумывает вопросы, которые помогут больше узнать о стране. Готовит программу встречи экскурсантов, находит дополнительную информации о стране

Метапредметные результаты:

Познавательные: обобщать информацию о странах – соседях России, полученную из разных источников. Описывать особенности природы, культуры, труда и быта людей стран – соседей России.

Регулятивные: «чтение» информации, представленной в иллюстративном виде, в графическом виде (карта), с энциклопедическими словарями.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: уважение к народам других стран и людям разных национальностей.

09.03


48.

Человек – творец культурных ценностей

Что такое культура.

Предметные результаты:

Соотносит произведение искусства с его автором. Называет имена выдающихся деятелей литературы и искусства разных исторических эпох и их произведения.

Метапредметные результаты:

Познавательные: высказывание предположений; характеристика понятий «ценность», «культура»; обобщение, анализ.

Регулятивные: мотив изучения данного раздела; оценка своей любимой деятельности.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: отношение к культуре родной страны.

15.03



49.

Человек – творец культурных ценностей

Из истории письменности.

Предметные результаты:

Работает со схемой. Предлагает варианты символического обозначения разных сторон культуры или ее различных ценностей. Читает информацию, представленную в графическом виде и в справочной литературе. Анализирует разные способы письма

Метапредметные результаты:

Познавательные: ориентироваться в понятии «культура», наполнять его характеристику конкретными примерами.

Регулятивные: оценка своих познавательных возможностей и совместной деятельности (сравнение её цели и полученного результата).

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: отношение к культуре родной страны.

16.03


50.



Человек – творец культурных ценностей

О первых школах и книгах.








Предметные результаты:

Высказывает предположения о том, что дает образование человеку и обществу. Составляет план рассказа«Особенности первых школ в России». Составляет рассказ о первых берестяных грамотах. Находит дополнительную информацию по теме в разных источниках. Готовит вопросы для одноклассников по теме урока

Метапредметные результаты:

Познавательные: составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства.

Регулятивные: анализ решения учебных задач.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: уважение к культуре и истории родной страны.


22.03












51.

Человек – творец культурных ценностей

О первых школах и книгах.

Предметные результаты:

Выясняет с помощью энциклопедического словаря, в правление какого императора были открыты первые университеты в России и Смольный институт.

Метапредметные результаты:

Познавательные: составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства.

Регулятивные: анализ решения учебных задач.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: уважение к культуре и истории родной страны.

52.

Человек – творец культурных ценностей

Чему и как учились в России при Петре I.

Предметные результаты:

Готовит сообщение о М.В. Ломоносове, о его вкладе в развитие русской науки и искусства. Анализирует условия, созданные в современной России для образования детей. Рассказывает, кем мечтает стать в будущем и где можно получить эту профессию.

Метапредметные результаты:

Познавательные: называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена).

Регулятивные: анализ решения учебных задач.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: уважение к культуре и истории родной страны.

23.03





4четверть – 16 ч.



53.

Человек – творец культурных ценностей

Русское искусство до XVIII века. Художественные ремёсла в Древней Руси

Предметные результаты:

Обсуждает тему «Является ли искусство частью культуры?». Называет объекты культурного наследия России: храм Василия Блаженного, Дмитриевский собор во Владимире, иконы Андрея Рублева.

Метапредметные результаты:

Познавательные: составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства.

Регулятивные: анализ решения учебных задач.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: уважение к культуре и истории родной страны.

05.04


54.

Человек – творец культурных ценностей

Русское искусство до XVIII века. Музыка в Древней Руси. Скоморохи - первые артисты на Руси

Предметные результаты:

Рассказывает о различных ремесленных изделиях. Работает в группе, рассказывает о назначении древнерусского оружия и доспехов. Участвует в кукольном представлении.

Метапредметные результаты:

Познавательные: высказывание предположений; анализ, установление причинно-следственных связей; сравнение.

Регулятивные: анализ решения учебных задач.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: уважение к культуре и истории родной страны.

06.04


55.

Человек – творец культурных ценностей

Искусство России XVIII века. Архитектура.

Предметные результаты:

Рассказывает о русской архитектуре. Называет сходства и различия архитектурных сооружений этого времени. Характеризует понятия «портре­тист», «крепостной художник», «парадный портрет».

Метапредметные результаты:

Познавательные: высказывание предположений; анализ, сравнение, характеристика понятий «портретист», «Крепостной художник», «парадный портрет», «ярлыки», «охотные смотрельщики».

Регулятивные: оценка своего отношения к произведениям архитектуры и искусства.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: интерес и уважение к произведениям искусства.

12.04


5566

56.

Человек – творец культурных ценностей

Искусство России XVIII века. Живопись. Театр

Предметные результаты:

Рассказывает о некоторых русских художниках. Узнает картины, называет их автора. Находит дополнительную информацию в Интернете. Называет нескольких известных русских актеровXVIII века.

Метапредметные результаты:

Познавательные: высказывание предположений; анализ, сравнение, характеристика понятий «портретист», «Крепостной художник», «парадный портрет», «ярлыки», «охотные смотрельщики».

Регулятивные: оценка своего отношения к произведениям архитектуры и искусства.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные :интерес и уважение к произведениям искусства.

13.04



57.

Человек – творец культурных ценностей

«Золотой век» русской культуры (XIX век).

Творчество поэтов, писателей 19 века.

Предметные результаты:

Составляет небольшое сообщение о поэте или писателе XIX века (по выбору) с использованием текстов учебника и справочной литературы. Анализирует и оценивает совместную деятельность:всё ли удалось, какие получили результаты.

Метапредметные результаты:

Познавательные: называть имена выдающихся деятелей литературы разных исторических эпох; характеризовать понятия «золотой век русской культуры», передвижники».

Регулятивные: оценка своего отношения к произведениям литературы и искусства; анализ совместной деятельности.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: интерес и уважение к произведениям литературы и искусства, осознание своей принадлежности к великой русской культуре.

19.04


58.

Человек – творец культурных ценностей

«Золотой век» русской культуры (XIX век).

Художники 19 века.


Предметные результаты:

Читает информацию, представленную в иллюстративном ряде и видеоматериалах, в спра­вочной литературе; подготовка презентации к сообщению. Готовить сообщение «Художники XIX века» (по выбору, с презентацией).

Метапредметные результаты:

Познавательные: называть имена выдающихся деятелей искусства разных исторических эпох; характеризовать понятия «золотой век русской культуры», передвижники».

Регулятивные: оценка своего отношения к произведениям литературы и искусства; анализ совместной деятельности.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: интерес и уважение к произведениям литературы и искусства, осознание своей принадлежности к великой русской культуре.

20.04


59.

Человек – творец культурных ценностей

Искусство России ХХ века.


Предметные результаты:

Работает в группах: готовит сообщение на тему «Наши любимые детские писатели». Оформляет выводпо теме. Оценивает свое отношение к литературе и искусству.

Метапредметные результаты:

Познавательные: обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах.

Регулятивные: мотив изучения данного раздела; оценка своей любимой деятельности.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: идентификация себя с культурой родного народа.

26.04


60.

Человек – защитник своего Отечества

Как Русь боролась с половцами.

Предметные результаты:

Устанавливает последовательность важнейших исторических событий. Пересказывает текст, разбивает его на части, выделяет главную мысль каждой части.

Метапредметные результаты:

Познавательные: установление причинно-следственных и временных связей; анализ, сравнение, обобщение.

Регулятивные: мотив изучения темы, анализ и оценка участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: осознание долга человека защищать своё Отечество от врагов.

27.04


61.

Человек – защитник своего Отечества

Битва на Чудском озере. Куликовская битва.

Предметные результаты:

Характеризует князя Александра Невского. Работает с картами в рабочей тетради. Анализирует тактику ведения боя. Сравнивает Александра Невского с русским богатырем. Понимает значение выражения «Золотая Орда». Называет несколько исторических фактов о Куликовской битве.

Метапредметные результаты:

Познавательные: составлять рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть их даты.

Регулятивные: мотив изучения темы, анализ и оценка участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: осознание долга человека защищать своё Отечество от врагов

03.05


62.

Человек – защитник своего Отечества

Отечественная война 1812 года.

Предметные результаты:

Самостоятельно читает текст и выделяет его главную мысль. Анализирует причины поражения Наполеона в России. Кратко рассказывает о великом русском полководце М.И. Кутузове.

Метапредметные результаты:

Познавательные: составлять рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть их даты.

Регулятивные: мотив изучения темы, анализ и оценка участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: осознание долга человека защищать своё Отечество от врагов.

04.05


63.

Человек – защитник своего Отечества

Великая Отечественная война 1941– 1945 гг.

Предметные результаты:

Рассказывает о главных событиях Великой Отечественной войны. Находит дополнительную информацию в разных источниках. Работает с картой. Находит и называет города, в которых во время войны работали крупные военные предприятия.

Метапредметные результаты:

Познавательные: составлять рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть их даты.

Регулятивные: мотив изучения темы, анализ и оценка участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: осознание долга человека защищать своё Отечество от врагов.

10.05


64.

Человек – защитник своего Отечества

Великая Отечественная война 1941– 1945 гг.


Предметные результаты:

Изготавливает плакат. Готовит вопросы для встречи с ветераном. Рассказывает о родственниках – участниках Великой Отечественной войны.

Метапредметные результаты:

Познавательные: установление причинно-следственных и временных связей; анализ, сравнение, обобщение.

Регулятивные: мотив изучения темы, анализ и оценка участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: осознание долга человека защищать своё Отечество от врагов

11.05


65.

Гражданин и государство

Гражданин и государство.

Комплексная работа

Предметные результаты:

Характеризует права и обязанности гражданина России. Составляет диалог по теме. Находит информацию о народах, живущих в России, об их традициях.

Метапредметные результаты:

Познавательные: характеризовать права и обязанности гражданина России.

Регулятивные: характеристика понятий «государство», «органы власти», «государственный язык», «патриот».

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: идентификация себя с принадлежностью к государству, российскому народу

17.05


66.


Контрольная работа «Человек и общество, в котором он живёт». 

Предметные результаты:

Применять свои знания на практике.

Метапредметные результаты:

Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, выбор альтернативы, аргументация суждений.

Регулятивные: оценка жизненных ситуаций, событий, художественных произведений.

Личностные: осознание необходимости толерантного отношения к окружающим людям

18.05


67.

Гражданин и государство

Россия – наша Родина. Русский язык- государственный язык России

Предметные результаты:

Рассказывает о главных символах нашей страны в разные исторические периоды. Знает текст и исполняет Гимн Российской Федерации. Рассказывает о гербе города, района.

Метапредметные результаты:

Познавательные: характеризовать права и обязанности гражданина России.

Регулятивные: характеристика понятий «государство», «органы власти», «государственный язык», «патриот».

Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе.

Личностные: идентификация себя с принадлежностью к государству, российскому народу; уважение к символике государства.

Предметные результаты:

Рассказывает о главных символах нашей страны в разные исторические периоды. Знает текст и исполняет Гимн Российской Федерации. Рассказывает о гербе города, района.

Метапредметные результаты:

Познавательные: обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах.

Регулятивные: анализ и оценка выполнения учебных заданий.

Личностные: идентификация себя с принадлежностью к государству, российскому народу; уважение к символике государства.

24.05


68.

Гражданин и государство

Символы России


25.05




Контрольные работы 4 класс


№ четверти

Контрольные работы

(тест)

Практические работы

Экскурсии

I четверть

Контрольная работа по теме: «Органы пищеварения, дыхания, кровеносная система».

Практическая работа с микроскопом. «Измерение пульса».

«Рассмотрим предметы».

«Проверим своё обоняние»; «Проверим свой вкус».

«Измерение пульса при спокойной работе в классе и при ответе на трудный вопрос».

-

II четверть

Контрольная работа по теме:

«Ты и твоё здоровье».

«Правила оказания первой медицинской помощи».

«Измерение роста и веса младшего школьника».


-

III четверть

Контрольная

Работа по теме: «Природные зоны России».

«Состав почвы».

Экскурсия в краеведческий музей

IV четверть

Контрольная работа «Человек и общество, в котором он живёт».

-

Экскурсия в музей Диорама

Итого

4

8

2

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

по курсу «Окружающий мир»:

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

1.

Учебно-методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради,
хрестоматии и т.п.)

Н.Ф. Виноградова Окружающий мир: учебник для 4 класса- М.: Вентана - Граф, 2012. УМК Н.Ф.Виноградовой

Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир» - рабочая тетрадь 1 и 2 части для 4 класса,- М.: Вентана - ГрГраф, 2015.

Виноградова Н.Ф. Сборник программ к комплекту "Начальная школа XXI века". – 4-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2012.

К

В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованные или допущенные Министерством образования и науки

2.

Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения)

П

Книги систематизируются и формируются в классную библиотеку. Составляется картотека литературы, используемой на уроках окружающего мира. Хранятся книги в доступном для детей месте.

3.

Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.)

П

4.

Стандарт начального образования и документы по его реализации

Д


5.

Методические пособия для учителя, дополнительная литература

Д

Наряду с профессиональной литературой может быть периодическая печать (см. Приложение)


2. Печатные пособия


ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

- Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения

- Плакаты по основным темам естествознания магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т.п.)

- Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.)

- Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг)

- Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения

- Модель "Торс человека" с внутренними органами

Демонстрационный дидактический материал. Используется во время объяснения нового материала или на уроках закрепления знаний, обобщения пройденного как иллюстрации к изучаемым темам. Необходимо иметь один комплект на класс. Возможен цифровой вариант таблиц, плакатов и портретов.

Географические и исторические настенные карты

Обязательный дидактический материал на уроках окружающего мира. Должен иметь постоянное место нахождения на весь период изучения темы для самостоятельного обращения к ним младших школьников на переменах или во внеурочное время.

Атлас географических и исторических карт

Атлас предназначен для индивидуальной работы, поэтому необходимо их наличие у каждого ученика.

Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.) Например, репродукции картин

Используются для фронтальной работы, необходимо несколько комплектов (один на двоих человек). Например, при изучении темы «Приметы осени» дети могут рассматривать репродукцию картины Левитана «Золотая осень», находя приметы осени в осеннем пейзаже и т.п.

Оборудование для уголка живой природы: аквариум, террариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными

Для формирования чувства ответственности у младших школьников, а также для наблюдения за жизнью животных в классе необходим уголок живой природы.

Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта

ОБЖ в начальной школе интегрировано в урок окружающего мира, поэтому темы, связанные с изучением правил дорожного движения сопровождаются данными дидактическими наглядными средствами обучения. Они могут быть как демонстрационными, т.е. 1 комплект на класс, так и использоваться для фронтальной работы в парах или группах.

Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников и т.п.

При работе в группах используются для исследовательской работы. Например, макет казачьей станицы.


3. Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)

1.

Аудиозаписи.

Д

Коробки со звукозаписями располагают в секционном шкафу в нижних закрытых секциях (СанПиН п. 2.5.7.4).

Использование аудиозаписей в учебном процессе:

1. На уроках окружающего мира могут быть использованы фрагменты музыкальных произведений, записи голосов птиц, шума леса, рассказы ученых и др.

2.

Видеофильмы.

Д

Коробки с кинофрагментами располагают в секционном шкафу в нижних закрытых секциях (СанПиН п. 2.5.7.4).

Использование видеофильмов в учебном процессе:

1. Видеофильмы (о распускании почек на ветках деревьев, замерзании реки, морском прибое и т.д.), и видеофрагменты (о природе степей и пустынь, об источнике и реке и т.д.), соответствующие содержанию обучения окружающему миру.

3.

Слайды (диапозитивы)

Д

Коробки со слайдами располагают в секционном шкафу в нижних закрытых секциях. (СанПиН п. 2.5.7.4).

Использование слайдов в учебном процессе:

1. Слайды (диапозитивы) произведений пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстраций к литературным произведениям, объекты природы в разных ракурсах.

4.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы

Д

Использование мультимедийных (цифровых) образовательных ресурсов в учебном процессе:

1. Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету окружающий мир.


4. Технические средства обучения (средства ИКТ)

В течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для обучающихся I ступени - 3 – 4 уроков (СанПиН п. 2.9.11.).

1.

Аудиозаписи.

Д

Коробки со звукозаписями располагают в секционном шкафу в нижних закрытых секциях (СанПиН п. 2.5.7.4).

Использование аудиозаписей в учебном процессе:

1. На уроках литературного чтения используются аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

2.

Видеофильмы.

Д

Коробки с кинофрагментами располагают в секционном шкафу в нижних закрытых секциях (СанПиН п. 2.5.7.4).

Использование видеофильмов в учебном процессе:

1. Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения литературному чтению.

3.

Слайды (диапозитивы)

Д

Коробки со слайдами располагают в секционном шкафу в нижних закрытых секциях. (СанПиН п. 2.5.7.4).

Использование слайдов в учебном процессе:

1. Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения литературному чтению (иллюстрации к литературным произведениям).

4.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы

Д

Использование мультимедийных (цифровых) образовательных ресурсов в учебном процессе:

1. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения литературному чтению.


5. Игры и игрушки

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Настольные развивающие игры по тематике предмета "Окружающий мир" (лото, игры-путешествия и пр.)

П

Игры могут быть использованы при изучении соответствующих тем на уроках закрепления и обобщения знаний. Обязательным должно быть усложнение условий дидактических игр.

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: Дом, Зоопарк, Ферма, Транспорт, Магазин и др.)

П


Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);

К - полный комплект (на каждого ученика класса);

Ф - комплект для фронтальной работы (не менее чем 1 экземпляр на двух учеников);

П - комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5 - 6 человек).


ИННОВАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

Для обеспечения образовательного процесса в соответствии с ФГОС необходимо наличие оборудованных кабинетов начальных классов на стационарной основе, или допустимы переносные варианты в соответствии с количеством учащихся (1 комплект или более). Для выполнения требований ФГОС по подпрограмме формированию ИКТ-грамотности младших школьников необходимо наличие компьютерного класса.

АППАРАТНАЯ ЧАСТЬ.

Вариант № 1 (предпочтительный, стационарный) для кабинета начальных классов.

1.

Персональный компьютер учителя

0

2.

Монитор ЖК: диагональ экрана – не менее 19"

0

3.

Акустическая система SVEN 2.0 SPS-700

0

4.

Проектор короткофокусный с настенным креплением или Проектор мультимедийный с крепежом для потолочного крепления

1

5.

Интерактивная доска SMART BoardDualTouch 685 (сенсорная).

0

6.

Документ-камера, совместимая с доской

0

7.

Графический планшет, совместимый с доской

0

8.

Принтер лазерный (формат А4, тип печати : черно-белый).

0

9.

Источник бесперебойного питания.

1


Вариант № 2 (упрощенный, переносной) для кабинета начальных классов.

1.

Доска магнитно-маркерная с антибликовым покрытием

0

2.

Портативный компьютер (ноутбук)

0

3.

Проектор мультимедийный с передвижным столиком.

0

4.

Экран рулонный 200х210 см Braun Professional (переносной)

1

5.

Приставка интерактивная с программным обеспечением (русифицированным) Mimio.


6.

Документ-камера, совместимая с программным обеспечением (русифицированным) интерактивной приставки Mimio.


7.

Графический планшет, совместимый с интерактивной приставкой Mimio.


8.

Принтер лазерный (формат А4, тип печати : черно-белый).


.9.

Акустическая система SVEN 2.0 SPS-700



ПРОГРАММНАЯ ЧАСТЬ.

1.

Предустановленное системное ПО :Операционная система Microsoft Windows 7 Pro. Предустановленное офисное ПО : Microsoft OfficeProPlus 2010 RUS (с использованием академической лицензии).

1


Технические требования к оборудованию компьютерного класса

КОМПЬЮТЕРНЫЙ КЛАСС ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (1 ПК учителя и 13 ПК учащихся, количество компьютеров учащихся зависит от количества учащихся в классах с учетом деления на подгруппы для проведения практических занятий).


Персональный компьютер учителя

1


Компьютер ученика

13


Монитор ЖК: диагональ экрана – не менее 19"

14


Проектор короткофокусный с настенным креплением или Проектор мультимедийный с крепежом для потолочного крепления.

1


Программное обеспечение управления классом и функционирования Системы контроля качества знаний с интегрированным набором контрольных тестов (презентаций) по различным темам предметов (лицензия на класс).

1


ПервоРобот LEGO WeDo. Комплект интерактивных заданий. Книга для учителя.

1


Конструктор ПервоРобот LEGO WeDo.

6-8


ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

1.

Обучение грамоте. 1 класс.

1

2.

Программно-методический комплекс «Фантазеры. МУЛЬТИ творчество»

1

3.

Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника: 1 – 4 класс»

1

4.

Программно-методический комплекс «Учимся изучать историю: работа с датами, картами, первоисточниками» (DVD-box, лицензия на класс).

1

5.

Программно-методический комплекс «Мир музыки» (DVD-box, лицензия на класс).

1


2. ТРАДИЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

Предметная область «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)».

1.

Комплект таблиц демонстрационных «Окружающий мир. 1 класс» (16 таблиц) с методическими рекомендациями, формат 60 х 90 см.

1

2.

Комплект таблиц демонстрационных «Государственные праздники России» (8 таблиц) с методическими рекомендациями, формат 60 х 90 см.

1

.3.

Комплект таблиц демонстрационных «Государственные символы России» (3 таблицы), формат 60 х 90 см.

1

4.

Комплект карт демонстрационных «Настенные исторические карты. Начальное общее образование» (10 карт на 9 листах), формат 100 х 140 см.

1

5.

Комплект карт демонстрационных «Настенные географические карты. Начальное общее образование» (10 карт), формат 100 х 140 см.

1

6.

Комплект плакатов демонстрационных «Безопасность дорожного движения», 1 – 4 кл.

1

7.

Гербарий для начальной школы (28 видов).

1

8.

Гербарий «Растительные сообщества» (9 видов х 5 планшетов).

1

9.

Коллекция «Почва и ее состав».

1

10.

Коллекция «Шишки, плоды, семена деревьев и кустарников».

1

11.

Коллекция семян к «Гербарию для начальной школы».

1

12.

Коллекция «Хлопок для начальной школы».

1

13.

Коллекция «Шелк для начальной школы».

1

14.

Коллекция «Шерсть для начальной школы».

1

15.

Коллекция «Лен» для начальной школы.

1

16.

Коллекция «Семена и плоды» (с раздаточным материалом).

1

17.

Набор муляжей овощей (большой).

1

18.

Набор муляжей фруктов (большой).

1

19.

Компас школьный.

в зависимости от класс-комплекта

20.

Лупа ручная.

21.

Коробка для изучения насекомых с лупой.

1

22.

Глобус физический Земли (лабораторный) М 1:50 млн.

1


Предлагаемый перечень минимален и в случае необходимости образовательными учреждениями может быть использован более расширенный вариант, разработанный в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг.

Имеется 70% учебно-методических средств обучения учебного предмета «Окружающий мир».

Приложение

Перечень периодических изданий, рекомендуемых к использованию учителем начальных классов

Наименование

Индекс


Начальная школа

73273


Завуч начальной школы

79961


Начальное образование

82391


Классный руководитель

45864


Открытая школа

71910


Начальная школа плюс до и после

48990


Обруч. Образование: ребёнок и ученик

72060


Первоклашка

79161


Управление начальной школой

47670


Семья и школа

70906


Девчонки – мальчишки. Школа ремёсел.

36147


Детская энциклопедия. АиФ

81032


Коллекция идей

81147


Юный следопыт

80034


Юный натуралист

71121


Воспитание школьников

70133


Задушевные беседы

80865


Искусство в школе

73230


Мир музея

70938


Библиотека «Мир сказки»

72292


Библиотека «Мастер на все руки»

72304


Библиотека для детей

46461


В мире животных

45281


Детская школьная академия

84514


Детское творчество

71980


Детское чтение для ума и разума

71689


Костёр

70445


Муравейник

73233


Мурзилка

70856


Педагогика детства

39064


Читайка

20246


Уроки игры и чтения

47398


Семейное чтение

20248


Отчего и почему

79401


Приложение

(Тест) Контрольная работа по теме: «Органы пищеварения, дыхания, кровеносная система».

ученика(цы) 4 _____ класса ______________________________________ 28.09.16.



1. Какой орган не входит в систему пищеварения?

а) желудок б) почки в) кишечник;

2. Где начинается процесс пищеварения?

а) во рту б) в желудке в) в кишечнике;

3. По какому органу пища попадает изо рта в желудок?

а) по кишечнику б) по пищеводу в) по сосудам;

4. Что в желудке переваривает пищу?

а) слюна б) кровь в) желудочный сок;

5.Чем покрыты зубы снаружи?

а) эмалью б) цементом в) кожей;

6. Какой орган входит в систему дыхания?

а) печень б) лёгкие в) мозг;

7. Где расположены сердце и лёгкие?

а) в полости таза б) в грудной клетке в) в брюшной полости;

8. Что происходит с работой сердца и лёгких во время занятий спортом?

а) частота пульса и частота дыхания увеличивается

б) частота пульса и частота дыхания уменьшается

в) изменений в работе сердца и лёгких не происходит;

9. По чему воздух попадает из носоглотки в лёгкие?

а) по трахее б) по кишечнику в) по пищеводу

10. Какой орган приводит в движение кровь по сосудам?

а) лёгкие б) сердце в) мозг;

11. Как называются мельчайшие кровеносные сосуды?

а) капилляры б) вены в) артерии;

12. Как называются сосуды, несущие кровь, богатую кислородом?

а) капилляры б) вены в) артерии;

Контрольная работа по окружающему миру по теме «Ты и твоё здоровье»

ученика(цы) 4 _____ класса ______________________________________ 15.12.16.

1. Подчеркни слова, которые характеризуют здорового человека.

Не курит, закалённый, бледный, истощённый, часто болеет, любит заниматься физкультурой, боится сквозняков, гуляет на свежем воздухе, имеет хороший аппетит, всегда в хорошем настроении, капризен и плаксив.

2. Что такое режим дня? (выбери правильное высказывание и отметь его «галочкой»)

1. Чередование игр, развлечений и просмотра телевизора в течение дня.

2. Порядок труда и отдыха, который соблюдается каждый день.

3. Последовательная смена частей дня (утро, день, вечер).

4. Последовательная смена частей суток (день, ночь).

3. Выбери правильные высказывания и отметь их «галочкой».

1. Спать нужно в тихом нежарком помещении.

2. Перед сном нужно играть в шумные игры и много двигаться.

3. Необходимо ложиться спать в одно и то же время.

4. Перед сном не желательна прогулка на свежем воздухе.

4. Что такое личная гигиена? (выбери правильное высказывание и отметь его «галочкой»)

1. Соблюдение чистоты своего тела.

2. Наведение чистоты и порядка в своей комнате.

3. Советы друзьям соблюдать чистоту.

4. Разглядывание своего лица в зеркале.

5. Что такое рациональное питание? (выбери правильное высказывание и отметь его «галочкой»)

1. Употреблять в пищу только самые вкусные и любимые продукты.

2. Питаться разнообразной пищей, при помощи которой получать достаточно

энергии для активной жизни.

3. Питаться только тогда, когда очень голоден.

6. Как вредные привычки влияют на здоровье человека? (выбери правильное высказывание и отметь его «галочкой»)

1. Значительно ухудшают.

2. Никак не влияют.

3. Улучшают здоровье.

7. Сколько времени в день ты можешь работать на компьютере? (выбери правильное высказывание и отметь его «галочкой»)

1. 1 час.

2. 10-15 минут.


8. Исправьте  ошибки  и  запишите  предложения  верно:

1.Если  правая  рука  регулировщика  вытянута  вперед, можно  переходить  дорогу  со  стороны  его  левого  бока. 2.Во  время  грозы  нужно  спрятаться  под   высоким  деревом  или  бежать  как  можно  быстрее  по  открытому  месту. 3.При  гриппе  нужно  пить  как  можно  меньше  жидкости, так  как  жидкость  выводит  из  организма  полезные  вещества.

4.Допускается  чтение  книг  лежа, если  книга  расположена  близко  от  глаз. 5.Можно есть все грибы, которые растут в лесу.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольная работа по теме: «Природные зоны России».

ученика(цы) 4 _____ класса ______________________________________ 09.02.2017г

1 вариант

1.

6. Где расположена природная зона арктических пустынь? Обведи нужную букву.

а) на островах Тихого океана;

б) на островах Индийского океана;

в) на остовах Северного Ледовитого океана.

7. Какие растения встречаются в ледяной зоне? Вычеркни лишнее.

• Лишайники, кедры, мхи, полярные маки, бузина, подсолнечник, дубы.

8. Какие животные обитают в Арктике? Обведи буквы правильных ответов.

а) белые медведи; б) нутрии; в) моржи; г) лоси; д) тюлени.

9. Каково значение тундры для человека? Обведи буквы правильных ответов.

а) здесь заготавливают полезные для человека ягоды грибы;

б) здесь развито оленеводство;

в) здесь добывают каменный уголь, нефть и газ;

г) здесь отличные условия для отдыха и лечения;

д) здесь развит пушной промысел.

10.Какая природная зона сменяет к югу зону лесов? Обведи нужную букву.

а) зона арктических пустынь; б) зона степей; в) зона тундры.

12.Природные зоны России расположены так:

а) тундра, арктическая зона, зона лесов

б) арктическая зона, зона лесов, тундра

в) арктическая зона, тундра, зона лесов.

13.Может ли быть родиной страна? • Да, нет.

Если дал положительный ответ, то подчеркни, какая страна является твоей родиной.

Польша, Россия, Германия, Болгария, Италия.

Напиши свою малую Родину и город:___________________________________________
















Контрольная работа по теме: «Природные зоны России».

ученика(цы) 4 _____ класса ______________________________________ 09.02.2017г



2 вариант

1. Природная зона арктических пустынь расположена....

а) на островах Тихого океана

б) на островах Индийского океана

в) на островах Северного Ледовитого океана.

2.Территория Арктики зоны ....

а) густо заселена людьми

б) не имеет коренного населения.

3.В Арктике для растений и животных

а) суровые условия

б) комфортные условия.

3.В ледяной зоне растут ....

а) кедры,берёзы,черёмуха

б) лишайники,мхи,полярные маки

в) бузина,орешник,айва.

5.Большое скопление птиц на скалах называют

а) «птичьи базары»

б) «птичьи рынки».

6.Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры:

а) для птиц и животных завозятся корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути

б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники

в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану «птичьи базары».

7.Зона тундры расположена ....

а) севернее арктических пустынь

б) южнее арктических пустынь.

8.В тундре ....

а) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности

б) длинная суровая зима и жаркое лето

в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето.

9.Главное занятие коренного населения тундры....

а) рыболовство

б) оленеводство

в) земледелие.

10.К тундровым растениям относятся....

а) верблюжья колючка,саксаул,кактус

б) карликовая ива, мох-ягель, черника

в) кедр, осина, пальма.

11.Укажи верную цепь питания:

а) растения — лемминги — полярные совы

б) комары, мошки — полярные куропатки — песцы

в) растения — кречеты — волки.

12.Тундровый заповедник расположен ....

а) на полуострове Ямал

б) на полуострове Таймыр

в) на Кольском полуострове.

13.Природная зона лесов состоит из....

а) пяти частей б) двух частей

в) трёх частей г) одной части.

14.Самую большую территорию занимают....

а) смешанные леса

б) хвойные леса

в) широколиственные леса.








Рассели животных по природным зонам, соединив стрелкой живот­ное и зону обитания:



Кит арктическая пустыня рысь

Богомол субтропики суслик

Косуля тундра дельфин

Лось степи корсак

Лемминг зона лесов глухарь

Северный олень пустыня тюлень

Тупик жук-скарабей

Кобылка Верблюд



Контрольная работа на тему: «Человек и общество, в котором он живёт»

ученика(цы) 4 _____ класса ______________________________________ 18.05.2017



1.Какой орган у человека особенно развит по сравнению с другими

организмами?

а) сердце

б) головной мозг

в) желудок

г) лёгкие

2. Какие свойства человека позволяют считать его частью живой природы?

а) рождается и умирает,

б) строит города

в) дышит

г) работает на фабриках и заводах

д) питается

е) растет и развивается

ж) пишет книги, картины, музыку

3. Что не относится к внутреннему миру человека?

а) чувства

б) возраст

в) настроение

г) характер

4. Что называют «кладовой информации»?

а) восприятие

б)память

в) мышление

г) воображение

5. Без воображения невозможно:

а)Услышать соседа

б)Сочинить стихотворение

в)Запомнить правило

6. Какая часть общества объединяет самых близких друг другу людей?

а) государство

б) страна

в) семья

7. Любое государство имеет:

а) национальные традиции, государственный язык, свою территорию

б) свою территорию, государственные границы, государственный язык, столицу

в) свою территорию, совместное хозяйство, национальные традиции, государственный язык

8. Какие особенности человека позволяют считать его членом общества?

а) нуждается в воздухе и воде

б) учится в школе или работает на заводе

в) растет и развивается

г) является гражданином государства

9. Какие утверждения верны?

а) Человек – часть природы.

б) Все животные обладают разумом.

в) У слона головной мозг развит лучше, чем у человека.

г) Человек – разумное существо.

10. Исправь ошибку в каждом утверждении.

Куликовская битва произошла в 1941 году.


Отечественная война 1812 года велась против поляков.



Великая Отечественная война закончилась в ноябре 1945 года.

Контрольная работа на тему: «Человек и общество, в котором он живёт»

ученика(цы) 4 _____ класса ______________________________________ 18.05.2017



1.Какой орган у человека особенно развит по сравнению с другими организмами?

а) сердце

б) головной мозг

в) желудок

г) лёгкие

2. Какие свойства человека позволяют считать его частью живой природы?

а) рождается и умирает,

б) строит города

в) дышит

г) работает на фабриках и заводах

д) питается

е) растет и развивается

ж) пишет книги, картины, музыку

3. Что не относится к внутреннему миру человека?

а) чувства

б) возраст

в) настроение

г) характер

4. Что называют «кладовой информации»?

а) восприятие

б)память

в) мышление

г) воображение

5. Без воображения невозможно:

а)Услышать соседа

б)Сочинить стихотворение

в)Запомнить правило

6. Какая часть общества объединяет самых близких друг другу людей?

а) государство

б) страна

в) семья

7. Любое государство имеет:

а) национальные традиции, государственный язык, свою территорию

б) свою территорию, государственные границы, государственный язык, столицу

в) свою территорию, совместное хозяйство, национальные традиции, государственный язык

8. Какие особенности человека позволяют считать его членом общества?

а) нуждается в воздухе и воде

б) учится в школе или работает на заводе

в) растет и развивается

г) является гражданином государства

9. Какие утверждения верны?

а) Человек – часть природы.

б) Все животные обладают разумом.

в) У слона головной мозг развит лучше, чем у человека.

г) Человек – разумное существо.

10. Исправь ошибку в каждом утверждении.


Куликовская битва произошла в 1941 году.


Отечественная война 1812 года велась против поляков.



Великая Отечественная война закончилась в ноябре 1945 года.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!