№ | № по теме | Наименование тем | Дата проведения | Содержание занятий | Характеристика деятельности учащихся |
Предметные умения | УУД |
Введение (2 ч.) | -
|
1 2 | 1.1 1.2 | Всю жизнь в поиске. Как научиться приобретать знания. | Сентябрь 1нед 2 нед. | Обучающийся сможет задуматься о том, что такое исследование, его видах и роли в жизни человека; обучающийся сможет высказаться по данной теме, поспорить с одноклассниками о сути новых понятий. | Понимать необходимость и значение исследования в жизни каждого человека. | Задуматься о том, что такое исследование, его видах и роли в жизни человека. |
Роль исследований в нашей жизни. Изучение истории семьи (10ч.) | -
|
3 4 | 2.1 2.2 | Моя малая Родина. | 3 нед. 4 нед. | Знакомство с понятием Малая Родина. Раскрытие истории своего края, памятных мест и достопримечательностей. Знакомство с традиционными играми народов России, привитие любви к традициям своей семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни. | Проявлять толерантности к традициям своей семьи и народа, привычку к здоровому образу жизни. | Проявлять основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности. |
5 | 2.3 | Моя семья. Наш семейный альбом. | Октябрь 1 нед. | Формирование понимания значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье. Прививать любовь к традициям русского народа, формировать умение работать в группе и оценивать результат своего труда. | Знать генеалогическое древо своей семьи. |
6 | 2.4 | Игры наших дедушек и бабушек. | 2 нед. | Знакомство с традиционными играми народов России, привитие любви к традициям своей семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни. | Называть и играть в игры, которые стали традицией своего народа. |
7 | 2.5 | Мои родственники на фронте и в тылу. | 3 нед. | Сбор информации о своих предках, которые участвовали не только в Великой отечественной войне, но и стали участниками военных действий в мирное время. | Называть имя и фамилию своих предков, которые помогали Родине в ее нелегкое время. | Проявление эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. |
8 | 2.6 | Старые добрые сказки. | 4 нед | Привитие интереса к устному народному творчеству, развитие творческих способностей учащихся, формирование умения различать добро и зло, реализовать полученные знания в практической деятельности. Устное народное творчество. Народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка. | Проявлять интерес к устному народному творчеству. Уметь различать добро и зло, реализовать полученные знания в практической деятельности. -
|
9 | 2.7 | Конкурс рисунков на тему «История моей семьи». | Ноябрь 1 нед. | Формирование умений точно передавать в тематической композиции, иллюстрации сюжет, создавать выразительные образы; способности выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру. Оформление выставки -
| Понимание богатства и разнообразия художественных средств для выражения эмоционально-ценностного отношения к миру. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. |
10 | 2.8 | Мир моих увлечений. | 2 нед. | Формирование самостоятельной познавательной деятельности; элементарных знаний о человеке и обществе в их взаимодействии; информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.). -
-
| Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. |
11 12 | 2.9 2.10 | Мое портфолио. | 3-4 нед. | Исследование своих достижений за время учебы в начальной школе. Формирование умения выделять значимые события в своей жизни и вносить их в папку своих достижений (грамоты, дипломы, проекты, сертификаты конкурсов, благодарности и т.п.) | Формулировать собственное мнение и позицию. -
| Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. |
Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности (10 ч.) | -
|
13 14 | 3.1 3.2 | Исследование. План работы над учебным исследованием. | Декабрь 1-2 нед. | Виды исследовательских работ. Тип и вид исследования. Выбор темы. Элементы введения. Актуальность, цель, задачи. Объект, предмет исследования. Гипотеза исследования. Понятие о методах исследования. Анализ источников, используемых при написании исследовательской работы. | Понимать сущность исследования, знать виды исследовательских работ. Знать структуру исследовательской работы, составные части введения, научиться их оформлять | Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. Проанализировать игровую ситуацию, высказать свою точку зрения. |
15 -
| 3.3 | Коллекционирование | 3 нед. | Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию. Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала. -
| Знать понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция Уметь выбирать тему для коллекционирования; собирать материал | Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. |
16 | 3.4 -
| Творческое воображение. Выполняем логические операции. | 4 нед. | Вопросы для раскрытия темы, их оформление. Заключение, главные выводы по исследованию. Научиться выделять главные вопросы в основной и заключительной части исследования, давать им названия, делать выводы по отдельным пунктам. | Выделять главные вопросы в основной и заключительной части исследования, давать им названия, делать выводы по отдельным пунктам. | Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. |
17 18 | 3.5 3.6 | Социологическое исследование. | Январь 3 -4 нед. -
| Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. | Назвать основной круг вопросов при проведении исследования. Задавать вопросы. | Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. |
19 20 | 3.7 3.8 | Основные логические операции. Анализ. Синтез. Суждение. | 5 нед. Февраль 1 нед. | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание, направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы. | Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. | Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. |
21 22 | 3.9 3.10 | Прочитаешь – многое узнаешь. | 2-3 нед. | Знакомство с понятием «источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета). Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения. Особенности чтения научно-познавательной литературы. Поиск информации через интернет. | Называть и различать учебную литературу – учебники, хрестоматии; справочную литературу – словари, справочники, энциклопедии; электронные пособия. | Сравнивать исторические и литературные источники. Выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. |
Оформление работы. Подготовка доклада и презентации (7 ч.) | -
|
23 -
| 4.1 -
| Как правильно презентовать свое исследование. | 4 нед. | Формирование умений защиты исследовательской работы. Виды презентации: доклад, реферат, дискуссия, газета, радио- или телепередача, презентация. -
| Представить результаты своей работы в виде доклада, назвать основные правила успешного выступления. | Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. |
24 25 -
| 4.2 4.3 | Работа с текстом. Письменный вариант проекта. | Март 1-2 нед. -
| Знакомство с требованиями к написанию исследовательской работы. Формирование умения строить сообщения, проекты в устной и письменной форме. | Называть основные требования к оформлению проектных работ. -
Уметь составлять слайды для презентаций своих проектов. Выделять главное и второстепенное из собранного материала. | Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. |
26 27 | 4.4 4.5 | Знакомство с Microsoft Power Point. | 3 нед. Апрель 1 нед. | Знакомство со слайдовым способом представления исследования. Обработка слайдов, оформление тестом и фотографиями. | Осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ. |
28 29 | 4.6 4.7 | Работа с текстом. Секреты успешного выступления. | 2-3 нед. | Деятельность по отработке навыка оформления письменных исследовательских работ и презентаций. Оформление наглядности. |
Тематические учебные исследования. Мониторинг (5 ч.) | -
|
30 31 | 9.1 9.2 | Самостоятельные исследования. Индивидуальные консультации | 4-5 нед. -
| Обобщение полученных данных. Доклад. Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований. Формирование умения адекватно воспринимать оценку и вносить коррективы согласно пожеланиям учителя. | Готовить выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (возможно, на некоторых уроках и после уроков) и вне школы. Презентовать свои исследования на публике. | Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. |
32 33 34 | 9.3 9.4 9.5 | Мини-конференция по итогам собственных исследований | Май 2 -3-4 нед. -
| Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведённых по методикам «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном. | Проявлять способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности. |