Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Вишурская основная общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Вишурская ООШ
__________ Константинова Л. Е
Приказ № _____ от______________
Программа
кружка «Своими руками»
3 класс
Учитель: Константинова О. А.
2017г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Своими руками» по общекультурному направлению составлена на основе:
• Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
• Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
• Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года
• Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 года №30-51-433/16)
• «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении» (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 2 апреля 2002 года №13-51-28/13)
Цель программы: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи программы:
1. Обучение детей разнообразным приемам преобразования различных материалов.
2. Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей.
3. Вовлечение родителей в творческую деятельность детей дома.
4. Формирование позитивной самооценки, самоуважения, бережного отношения к результатам своего труда.
5. Формирование умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.
6. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
– ведение диалога, координирование своих действий с действиями партнеров по совместной деятельности;
– способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
– социально адекватные способы поведения.
7. Формирование способности к организации деятельности и управлению:
– целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
– навыки организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
– самостоятельное и совместное планирование деятельности и сотрудничества;
– самостоятельное и совместное принятие решений.
8. Формирование умения решать творческие задачи.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
В данной программе представлена система работы внеурочной деятельности во 2 классе по в кружке «Своими руками». Программа направлена на введение младших школьников в проектную деятельность с использованием современных образовательных технологий. Посещение кружка имеет большое значение для творческого развития детей.
Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, игра и рисование – особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:
• желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
• желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе организуя работу с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использования в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.
Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т. д. Создание поделок доставляет детям огромное творческое наслаждение, в то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.
Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого, исследовательского характера через введение в проектную деятельность, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, появление созидательного отношения к окружающему.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа; методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т. д.
Программа позволяет реализовать используемые в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.
Методы и приемы обучения:
1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделок).
Принципы построения педагогического процесса:
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Принцип тематических циклов.
4. Индивидуальный подход.
Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.
Ценностные установки:
уважение к труду;
стремление к познанию и истине;
целеустремлённость;
настойчивость;
бережливость;
трудолюбие.
Программа рассчитана на 34 часа для учащихся начальной школы. Занятия проводятся 1 раз в неделю, длительность занятий 45 минут.
Планируемые результаты реализации программы
В ходе решения системы программных задач кружка у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
Целеполагание (постановка и удерживание цели).
Планирование (составление плана своей деятельности).
Понимание (видение проблемы; анализ сделанного – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки).
Моделирование (представление способа действия в виде модели-схемы, выделение всего существенного и главного).
Проявление инициативы при поиске способа (способов) решения задачи.
Вступление в коммуникацию (взаимодействие при решении задачи, отстаивание своей позиции, принятие или отклонение точки зрения других).
Учащиеся будут иметь представление:
о проектной деятельности в целом и её основных этапах;
с помощью учителя научатся:
– выбирать темы для практических работ;
– формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
– выдвигать возможные способы их решения;
– доказывать своё мнение.
Ожидаемые результаты.
Освоение предметных знаний, умений:
будут иметь представление о материале, из которого сделана поделка;
овладеют приемами работы с различными материалами;
научатся самостоятельно определять последовательность выполнения работы;
научатся самостоятельно проводить анализ поделки;
научатся выполнять работу по замыслу;
научатся выбирать материал, соответствующий данной конструкции, и способы скрепления, соединения деталей;
научатся использовать в работе разные способы ручного труда.
В результате прохождения курса у учащихся будут сформированы указанные ниже универсальные учебные действия.
Метапредметные.
Регулятивные:
планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
осуществление итогового и пошагового контроля по результату.
Познавательные:
умение учиться;
приобретение навыков решения творческих задач;
осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные:
выполнение различных ролей в группе (лидера, исполнителя, критика);
умение координировать свои усилия с усилиями других;
формулирование собственного мнения и позиции;
озвучивание вопросов;
допущение возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентирование на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывание разных мнений.
Личностные:
мотивация учебной деятельности;
проявление навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;
освоение социальной роли обучающегося.
Требования к уровню подготовки
По окончании обучения обучающиеся д о л ж н ы з н а т ь :
– виды материалов и их свойства (бумага, картон);
– название, назначение и приёмы безопасной работы с инструментами и приспособлениями;
– последовательность изготовления несложных изделий;
– приёмы разметки (сгибанием, по шаблону, трафарету);
– способы соединения деталей: клеем, нитками, пластилином;
д о л ж н ы у м е т ь :
– организовать рабочее место;
– под руководством педагога проводить анализ изделия;
– соблюдать правила безопасной работы с инструментами;
– экономно выполнять виды разметок;
– резать и вырезать ножницами;
– соединять детали различными способами;
– эстетично оформлять изделие.
Формы и виды контроля
Творческими работами могут быть: рисунок, открытка, поделка, игрушка, макет. Индивидуальная деятельность (получаемый продукт) – результат работы одного человека; в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (отчётная выставка работ учащихся в конце года). Фото отчёт каждую четверть.
Календарно-тематическое планирование кружка «Своими руками»
№ | Тема урока | Кол-во уроков | Дата проведения |
1 | Вводное занятие. Инструктаж | 1 | |
2 | Органайзер для карандашей | 1 | |
3 | Футляр для телефона. Преображение кусочка ткани (по желанию). Коллекция «Ткани» (пополнить) | 1 | |
4 | Кормушка для птиц | 1 | |
5 | Изготовление фоторамки | 1 | |
6 | Коробочки с секретом | 1 | |
7 | Домовёнок | 1 | |
8 | Создание декора к Новому году в классе (снежинки, елочные украшения, фонарики, гирлянды) | 1 | |
9 | «Новый год и заяц» | 1 | |
10 | Совместный коллаж «Щенок и снег» | 1 | |
11 | Чудесное превращение перчаток | 1 | |
12 | Поделки и картины из природного материала (флористика) по желанию детей | 1 | |
13 | Подарок ко Дню защитника Отечества | 1 | |
14 | Подарок маме (кулончик, чехол, цветок, бусы, объемная открытка – | 1 | |
15 | Букет ромашек. | 1 | |
16 | Изготовление мобиля «Бабочки и цветы». | 1 | |
17 | Закладки. | 1 | |
18 | Коробки. | 1 | |
19 | Изготовление и оформление подарков. | 1 | |
20 | Оригами на праздничном столе | 1 | |
21 | Складывание приглашений, поздравительных открыток. | 1 | |
22 | Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки. | 1 | |
23 | Цветы к майскому празднику. Тюльпан | 1 | |
24 | Чудо- пластилин. Картина | 1 | |
25 | Квиллинг. | 1 | |
26 | Прихватка | 1 | |
27 | Вышивка крестиком | 1 | |
28 | Вышивка гладью | 1 | |
29 | Игольница. | 1 | |
30 | Кашпо | 1 | |
31 | 3D открытка | 1 | |
32-33 | Выращивание комнатных растений | 2 | |
34 | Итоговые занятия. Оформление выставочных работ | 1 | |
Литература:
1. Анистратова, А. А. Поделки из бумаги / А. А. Анистратова, Н. И. Гришина. – М. : Оникс, 2007. – 64 с. – (Развиваем творческие способности).
2. Забавные самоделки из пластилина. – М. : Эксмо, 2012. – 64 с. – (Азбука рукоделия).
3. Нагибина, М. Конструируем из бумаги и картона / М. Нагибина. – М. : Академия развития, 2011. – 32 с. – (Золотая коллекция поделок).
4. Перевертень, Г. И. Поделки из веток / Г. И. Перевертень. – М. :АСТ ; Донецк : Сталкер, 2005.
5. Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов / Г. И. Перевертень. – М. : Просвещение, 1985. – 110 с.
6. Петрова, О. Фигурки из природных материалов / О. Петрова. – М. : АСТ-Пресс, 2011. – 16 с. – (Веселый мастер-класс).
7. Румянцева, Е. А. Простые поделки из пластилина / Е. А. Румянцева. – М. : Айрис-Пресс, 2008. – 144 с. – (Внимание: дети!).
8. Энциклопедия поделок для детей. – М. : Эксмо, 2009. – 256 с.