Муниципальное общеобразовательное учреждение –
Основная общеобразовательная школа д. Новое Задубенье
Унечского района Брянской области
«Согласовано» на МО «Утверждено»
Руководитель МО: Малышева Л.А. Директор школы: Галюго И.М.
Приказ №______от_______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Азбука родного края»
1 класс
Срок реализации – 1 год
Возраст воспитанников: 7 -8 лет
Автор программы: Малышева Лариса Алексеевна
2016 – 2017 учебный год
I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Азбука родного края» составлена на основе:
1 | Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» |
2 | СанПиН 2.4.2.2821 – 10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса) |
3 | Образовательная программа МОУ ООШ д.Новое Задубенье на 2015 -2016 учебный год |
4 | «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» (письмо Минобразования России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002 г. № 199/13). |
5 | «Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего образования» (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089). |
7 | Положение о внеурочной деятельности МОУ ООШ д. Новое Задубенье 2016 -2017 учебный год |
8.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года, регистрация № 17785), внесены изменения приказом Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года (зарегистрирован Минюстом России 04 февраля 2011 года, регистрация №19707).
9. На основе рекомендаций Департамента общего и профессионального образования Брянской области по преподаванию регионального компонента «Брянский край».
Сроки реализации программы 2016 -2017 учебный год.
Цель курса «Азбука родного края» - расширение и углубление знаний учащихся по истории, культуре, литературе и природе родного края; воспитание ответственности, любви к своей малой Родине; повышение общей культуры учащихся.
Главная идея курса – всестороннее личностное развитие ребенка, воспитание патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов.
Основные задачи курса:
• создание целостного образа своего края, отражение его своеобразия и неповторимости;
• формирование знаний об особенностях природы Брянского края;
• развитие патриотических качеств личности на основе знаний о родном крае;
• воспитывать у учащихся осознанно – бережное отношение к природе родного края, природе страны; • учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас;
• развивать умение находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, явлении в справочной и научной литературе.
Общая характеристика курса
В школьном курсе окружающего мира нет систематизированного рассмотрения вопросов, касающихся родного края. В государственных программах по предмету "Окружающий мир" они включаются лишь как элементы, и поэтому чаще всего на изучение данных вопросов уделяется крайне мало учебного времени. Между тем, очевидна важность формирования у обучающихся любви к родному краю, осознание собственной ответственности за сохранение природы края, его богатств. Этот курс имеет важный воспитательный эффект, который отражен в словах российского краеведа С.О.Шмидта: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле... Его воздействие велико и на разум наш, и на душу».
Следовательно, сегодня главной воспитательной задачей для учителей начальной школы, должна стать задача воспитания патриота. Только тот человек, который любит свою страну, будет думать о ее процветании, заботиться и охранять природу родного края, заботиться о людях, живущих на территории России. «Общеизвестно, что любой патриотизм начинается с малого – с любви к тому месту, где живешь». (Л.Леонов)
Программа построена на местном материале с целью воспитания уважения к своему дому, родной земле; приобщения ребенка к национальному культурному наследию: культурным традициям, народным художественным промыслам, образцам местного фольклора, произведениям местных писателей, поэтов, природе родного края.
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике;
- включение учащихся в активную деятельность;
- принцип наглядности;
- связь теории с практикой;
- сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Методы и формы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, аппликаций. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Азбука родного края» в программе используются такие формы проведения занятий как экскурсии.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии.
При этом средствами курса целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и способностей, формирования учебной деятельности.
Особенностью факультатива «Азбука родного края» является возможность реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы, используются и подкрепляются умения, полученные на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира.
Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, наблюдения за объектами и явлениями природы, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице.
В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы тематических плакатов; репродукции картин и фотоальбомы. Целесообразно использование ИКТ и ресурсов Интернета.
Место учебного курса в учебном плане. В соответствии с Федеральным базисным учебным планом внеурочная деятельность кружковой работы «Азбука родного края» изучается в1 классе по 1 часу в неделю-33ч.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
Программа кружка «Азбука родного края» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; поэтому необходимо учить детей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром для собственного блага и блага других людей. Содержание программы содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с селом. При подготовке к урокам учащимся предлагается заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи. Проводятся беседы о том, какие животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь первоклассников к поисково-исследовательской работе.
II Содержание тем учебного курса
Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема | Кол –во часов |
1 | Введение. 3емля Пересвета | 1 |
2 | Аист - символ счастья и удачи. | 1 |
3 | Родной наш Брянск | 1 |
4 | «Сказки брянского леса» В. Соколова. «Лесная сказка» | 1 |
5 | Герб Брянской области. | 1 |
6 | Река Десна. | 1 |
7 | Реки Брянской области. | 1 |
8 | Памятники природы. | 1 |
9 | Село Вщиж. | 1 |
10 | Город Злынка.. | 1 |
11 | Ипуть-река. | 1 |
12 | И. Швец «Наша Брянская область». | 1 |
13 | Клинцы,, Красный Рог, Карачев. | 1 |
14 | Легенды брянского леса. | 1 |
15 | Путешествие по населённым пунктам. Мглин. | 1 |
16 | Новозыбков, Навля. | 1 |
17 | На родине Ф. И. Тютчева, в Овстуге. | 1 |
18 | Брянский боярин, герой Куликовской битвы − Александр Пересвет. | 1 |
19 | Ревна. Рогнедино. | 1 |
20 | Брянский Сусанин. | 1 |
21 | Парк культуры и отдыха А. К. Толстого. | 1 |
22 | Путешествие по населённым пунктам. Унеча. | 1 |
23 | Город революционера И. И. Фокина. | 1 |
24 | Птицы Брянского края. | 1 |
25 | Грибы Брянского края. | 1 |
26 | Село 16в. Шеломы. | 1 |
27 | Сещенское подполье. | 1 |
28 | «Брянские леса» по К. Паустовскому. | 1 |
29 | Реки и поселения Брянского края. | 1 |
30 | Из книги «Сказки Брянского леса» В. Соколова. | 1 |
31 | И. Швец «Нашим городом можно гордиться». | 1 |
32 | На стоянку первобытного человека в Юдиново. | 1 |
33 | Яловка. Брянск - наш край родной. | 1 |
| Всего | 33ч |
III Требования к уровню подготовки обучающихся за курс «Азбука родного края» 1 класс
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности:
Личностные результаты:
развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.);
воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты:
овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей; понимания информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;
развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
в познавательной сфере — углублённые представления о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социо-природной среде;
в трудовой сфере — владение навыками ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства;
в сфере физической культуры — элементарные представления о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния, от факторов окружающей среды.
IV Ресурсное обеспечение программы
Н.Е. Пряникова «С азбукой по родному краю», издательство «Курсив», 2012 г.
Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: Пособие для учителей начальных классов. М., Просвещение, 1981
Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2010
Калецкип А. А. Калейдоскоп натуралиста / А. А. Калецкий.-М., 2012.
Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва : Просвещение, 2012.
Плешаков А. А. Зеленый дом. От земли до неба А. А. Плешаков. Москва .: Просвещение, 2012.
Плешаков А. А. Зеленый дом: программно-методические материалы / А. А. Плешаков. – Москва ., 2012.
Календарно – тематическое планирование «Азбука родного края» 1 класс
№ урока | Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
План. | Факт. |
1 | Введение. 3емля Пересвета. | 1 | | |
2 | Аист - символ счастья и удачи. | 1 | | |
3 | Родной наш Брянск. | 1 | | |
4 | «Сказки брянского леса» В. Соколова. «Лесная сказка» | 1 | | |
5 | Герб Брянской области. | 1 | | |
6 | Река Десна. | 1 | | |
7 | Реки Брянской области. | 1 | | |
8 | Памятники природы. | 1 | | |
9 | Село Вщиж. | 1 | | |
10 | Город Злынка. | 1 | | |
11 | Ипуть-река. | 1 | | |
12 | И. Швец «Наша Брянская область». | 1 | | |
13 | Клинцы, Красный Рог, Карачев. | 1 | | |
14 | Легенды Брянского леса. | 1 | | |
15 | Путешествие по населённому пункту. Мглин. | 1 | | |
16 | Путешествие по населённым пунктам. Новозыбков, Навля. | 1 | | |
17 | На родине Ф. И. Тютчева, в Овстуге. | 1 | | |
18 | Брянский боярин, герой Куликовской битвы − Александр Пересвет. | 1 | | |
19 | Река Ревна. Путешествие по населённому пункту. Рогнедино. | 1 | | |
20 | Брянский Сусанин. | 1 | | |
21 | Парк культуры и отдыха А. К. Толстого. | 1 | | |
22 | Путешествие по населённым пунктам. Унеча. | 1 | | |
23 | Город революционера Игната Ивановича Фокина. | 1 | | |
24 | Птицы Брянского края. | 1 | | |
25 | Грибы Брянского края. | 1 | | |
26 | Село 16века - Шеломы. | 1 | | |
27 | Сещенское подполье. | 1 | | |
28 | «Брянские леса» по К. Паустовскому. | 1 | | |
29 | Реки и поселения Брянского края. | 1 | | |
30 | Из книги «Сказки Брянского леса» В. Соколова. | 1 | | |
31 | И. Швец «Нашим городом можно гордиться». | 1 | | |
32 | На стоянку первобытного человека в Юдиново. | 1 | | |
33 | Яловка. Брянск - наш край родной. | 1 | | |