СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа (внеурочная деятельность)"Азбука родного края" 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: расширение и углубление знаний обучающихся по культуре, литературе и природе родного края. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа (внеурочная деятельность)"Азбука родного края" 1 класс»


Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Основная общеобразовательная школа д. Новое Задубенье

Унечского района Брянской области



«Согласовано» на МО «Утверждено»

Руководитель МО: Малышева Л.А. Директор школы: Галюго И.М.

Приказ №______от_______





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


внеурочной деятельности

«Азбука родного края»

1 класс

Срок реализации – 1 год

Возраст воспитанников: 7 -8 лет



Автор программы: Малышева Лариса Алексеевна








2016 – 2017 учебный год

I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Азбука родного края» составлена на основе:

1

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»

2

СанПиН 2.4.2.2821 – 10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса)

3

Образовательная программа МОУ ООШ д.Новое Задубенье на 2015 -2016 учебный год

4

«Рекомендации по использованию компьютеров в на­чальной школе» (письмо Минобразования России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002  г. № 199/13).

5

«Федеральный компонент государственных образова­тельных стандартов начального общего образования» (при­ложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).

7

Положение о внеурочной деятельности МОУ ООШ д. Новое Задубенье 2016 -2017 учебный год













8.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года, регистрация № 17785), внесены изменения приказом Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года (зарегистрирован Минюстом России 04 февраля 2011 года, регистрация №19707).
9. На основе рекомендаций Департамента общего и профессионального образования Брянской области по преподаванию регионального компонента «Брянский край». 


Сроки реализации программы 2016 -2017 учебный год.

  Цель курса «Азбука родного края» -  расширение и углубление знаний учащихся по истории, культуре, литературе и природе  родного края; воспитание ответственности, любви к своей малой Родине; повышение общей культуры учащихся.

         Главная идея курса – всестороннее личностное развитие ребенка, воспитание патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов.

Основные задачи курса:

• создание целостного образа своего края, отражение его своеобразия и неповторимости;

• формирование знаний об особенностях природы Брянского края;                              

 • развитие патриотических качеств личности на основе знаний о родном крае;

•  воспитывать у учащихся осознанно – бережное отношение к  природе родного края, природе страны;                                                                                                            • учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас;

 • развивать умение находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, явлении  в справочной и научной литературе.  

           Общая характеристика курса  

В школьном курсе окружающего мира  нет систематизированного рассмотрения вопросов, касающихся родного края. В государственных программах по предмету "Окружающий мир" они включаются лишь как элементы, и поэтому чаще всего на изучение данных вопросов уделяется крайне мало учебного времени. Между тем, очевидна важность формирования у обучающихся любви к родному краю, осознание собственной  ответственности за сохранение природы края, его богатств.  Этот курс имеет важный воспитательный эффект, который отражен в словах российского краеведа С.О.Шмидта: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле... Его воздействие велико и на разум наш, и на душу».

        Следовательно, сегодня главной воспитательной задачей для учителей начальной школы, должна стать задача воспитания патриота. Только тот человек, который любит свою страну,  будет думать о ее процветании, заботиться и охранять природу родного края, заботиться о людях, живущих на территории России.  «Общеизвестно, что любой патриотизм начинается с малого – с любви к тому месту, где живешь». (Л.Леонов)


Программа построена на местном материале с целью воспитания уважения к своему дому, родной земле; приобщения ребенка к национальному культурному наследию: культурным традициям, народным художественным промыслам, образцам местного фольклора, произведениям местных писателей, поэтов, природе родного края.                                                 

Основные принципы, положенные в основу программы:

-        принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

-        принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

-        систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе,  накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике;

-        включение учащихся в активную деятельность;

-        принцип наглядности;

-        связь теории с практикой;

-        сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

               Методы и формы работы:

-        словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

-        наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

-        практические методы: изготовление рисунков, аппликаций. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса  «Азбука родного края» в программе используются такие формы проведения занятий как экскурсии.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии.

       При этом средствами курса целенаправленно создаются условия для развития у учащихся   познавательных   процессов,   речи,   эмоциональной   сферы   и способностей, формирования учебной деятельности.

       Особенностью факультатива «Азбука родного края»  является возможность реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы, используются и подкрепляются умения, полученные на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира.

      Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, наблюдения за объектами и явлениями природы, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице.

         В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы тематических плакатов; репродукции картин и фотоальбомы. Целесообразно  использование ИКТ и ресурсов Интернета.

                    Место учебного курса в учебном плане. В соответствии с Федеральным базисным учебным планом внеурочная деятельность кружковой работы «Азбука родного края» изучается в1 классе по 1 часу в неделю-33ч.

Ценностные ориентиры содержания учебного курса

    Программа кружка «Азбука родного края» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; поэтому необходимо учить детей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром для собственного блага и блага других людей. Содержание программы содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с селом. При подготовке к урокам учащимся предлагается заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи. Проводятся беседы о том, какие животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь первоклассников к поисково-исследовательской работе.

II Содержание тем учебного курса

Учебно-тематический план.


№ п/п

Тема

Кол –во часов

1

Введение. 3емля Пересвета

1

2

Аист - символ счастья и удачи.

1

3

Родной наш Брянск

1

4

«Сказки брянского леса» В. Соколова. «Лесная сказка»

1

5

Герб Брянской области.

1

6

Река Десна.

1

7

Реки Брянской области.

1

8

Памятники природы.

1

9

Село Вщиж.

1

10

Город Злынка..

1

11

Ипуть-река.

1

12

И. Швец «Наша Брянская область».

1

13

Клинцы,, Красный Рог, Карачев.

1

14

Легенды брянского леса.

1

15

Путешествие по населённым пунктам. Мглин.

1

16

Новозыбков, Навля.

1

17

На родине Ф. И. Тютчева, в Овстуге.

1

18

Брянский боярин, герой Куликовской битвы − Александр Пересвет.

1

19

Ревна. Рогнедино.

1

20

Брянский Сусанин.

1

21

Парк культуры и отдыха А. К. Толстого.

1

22

Путешествие по населённым пунктам. Унеча.

1

23

Город революционера И. И. Фокина.

1

24

Птицы Брянского края.

1

25

Грибы Брянского края.

1

26

Село 16в. Шеломы.

1

27

Сещенское подполье.

1

28

«Брянские леса» по К. Паустовскому.

1

29

Реки и поселения Брянского края.

1

30

Из книги «Сказки Брянского леса» В. Соколова.

1

31

И. Швец «Нашим городом можно гордиться».

1

32

На стоянку первобытного человека в Юдиново.

1

33

Яловка. Брянск - наш край родной.

1


Всего

33ч

 

III Требования к уровню подготовки обучающихся за курс «Азбука родного края» 1 класс

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности:

Личностные результаты:

развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.);

воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;

формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметные результаты:

овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей; понимания информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;

развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметные результаты:

в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

в познавательной сфере — углублённые представления о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социо-природной среде;

в трудовой сфере — владение навыками ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;

в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства;

в сфере физической культуры — элементарные представления о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния, от факторов окружающей среды.



IV Ресурсное обеспечение программы



  1. Н.Е. Пряникова «С азбукой по родному краю», издательство «Курсив», 2012 г.


  1. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: Пособие для учителей начальных классов. М., Просвещение, 1981

  2. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2010

  3. Калецкип А. А. Калейдоскоп натуралиста / А. А. Калецкий.-М., 2012.

  4. Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир во­круг нас. – Москва : Просвещение, 2012.

  5. Плешаков А. А. Зеленый дом. От земли до неба А. А. Плешаков. Москва .: Просвещение, 2012.

  6. Плешаков А. А. Зеленый дом: программно-методические материалы / А. А. Плешаков. – Москва ., 2012.








Календарно – тематическое планирование «Азбука родного края» 1 класс 

№ урока

Тема

Кол-во часов

Дата проведения


План.

Факт.

1

Введение. 3емля Пересвета.

1



2

Аист - символ счастья и удачи.

1



3

Родной наш Брянск.

1



4

«Сказки брянского леса» В. Соколова. «Лесная сказка»

1



5

Герб Брянской области.

1



6

Река Десна.

1



7

Реки Брянской области.

1



8

Памятники природы.

1



9

Село Вщиж.

1



10

Город Злынка.

1



11

Ипуть-река.

1



12

И. Швец «Наша Брянская область».

1



13

Клинцы, Красный Рог, Карачев.

1



14

Легенды Брянского леса.

1



15

Путешествие по населённому пункту. Мглин.

1



16

Путешествие по населённым пунктам. Новозыбков, Навля.

1



17

На родине Ф. И. Тютчева, в Овстуге.

1



18

Брянский боярин, герой Куликовской битвы − Александр Пересвет.

1



19

Река Ревна. Путешествие по населённому пункту. Рогнедино.

1



20

Брянский Сусанин.

1



21

Парк культуры и отдыха А. К. Толстого.

1



22

Путешествие по населённым пунктам. Унеча.

1



23

Город революционера Игната Ивановича Фокина.

1



24

Птицы Брянского края.

1



25

Грибы Брянского края.

1



26

Село 16века - Шеломы.

1



27

Сещенское подполье.

1



28

«Брянские леса» по К. Паустовскому.

1



29

Реки и поселения Брянского края.

1



30

Из книги «Сказки Брянского леса» В. Соколова.

1



31

И. Швец «Нашим городом можно гордиться».

1



32

На стоянку первобытного человека в Юдиново.

1



33

Яловка. Брянск - наш край родной.

1






 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!