![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/23/s_5885d0f07b791/536622_1.png)
Пояснительная записка.
Таинственный мир превращенья бумаги.
Здесь все чародеи, волшебники, маги.
Творят они сказки своими руками.
И мир тот чудесный зовут ОРИГАМИ.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
-быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.
Одним из видов конструирования является оригами. Для чего мы учимся складывать бумагу? Для чего нужно оригами?
Оригами:
-развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;
-знакомит с основными геометрическими понятиями;
- улучшает способность следовать устным инструкциям;
-расширяет коммуникативные способности;
-воспитывает личность как члена общества с его нравственными, патриотическими, интернациональными чувствами;
-воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе.
Все занимающиеся преподаванием оригами педагоги отмечают положительное влияние этого занятия на успехи своих учеников и по остальным предметам. В частности, оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, природоведение, историю. Дети увлечённо изучают литературу, связанную с оригами, находятся в постоянном поиске нового.
Можно рассматривать оригами в учебно-воспитательном процессе как:
-конечный результат уроков технологии (все авторы существующих программ по этому курсу используют оригами) – поделки оригами;
-объект исследования – например, куб, пирамида при изучении объёмных геометрических тел;
-наглядное сопровождение темы урока – например, журавлик при изучении истории о Хиросиме и Нагасаки, кусудама при изучении образа солнца в поэзии, дома при изучении темы «Экологическая улица», куклы – на занятиях театральной студии;
-средство организации урока – например, лебедь, при складывании которого урок плавно перетекает из этапа в этап;
- элемент мероприятий – например, «Состязание оригамистов», где в спортивных эстафетах надо проявить знания и умения в оригами.
Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.
Программа «Волшебный мир оригами» является программой общекультурной направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами.
Цель программы:
-всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Задачи программы:
Обучающие
-знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
-формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
-обучение различным приемам работы с бумагой.
-применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
-развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
-развитие мелкой моторики рук и глазомера.
-развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
-воспитание интереса к искусству оригами.
-расширение коммуникативных способностей детей.
-формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Программа «Волшебный мир оригами» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 4 года – полный курс обучения детей в начальной школе (135 ч.). Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Ценностные ориентиры:
Ценность истины – это ценность разума и научного познания как части культуры человечества.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Содержание курса внеурочной деятельности:
Введение
Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Особенности материала, внешнего вида изделий декоративного искусства. Организация рабочего места, техника безопасного труда. Восприятие и анализ информации. Контроль и корректировка хода работы. Общее понятие о материале и его происхождении. Исследование элементарных свойств материала. Подготовка материала к работе. Экономное расходование материалов.
Базовая форма треугольник
Соблюдение правил рационального использования материала. Общее представление о технологическом процессе. Название и выполнение основных технологических операций. Виды условных графических изображений. Изготовление изделий по чертежу, образцу, схеме. Общее представление о конструировании изделий. Изделие, деталь изделия. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию. Виды и способы складывания формы треугольник. Знакомство с разными видами треугольников.
Базовая форма воздушный змей
Соблюдение правил рационального использования материала. Общее представление о технологическом процессе. Название и выполнение основных технологических операций. Виды условных графических изображений. Изготовление изделий по чертежу, образцу, схеме. Виды и способы складывания формы воздушный змей. Разные способы получения квадрата. Декоративное оформление изделий. Выполнять действия, используя порядок, предложенный схемой.
Базовая форма двойной треугольник
Соблюдение правил рационального использования материала. Общее представление о технологическом процессе. Название и выполнение основных технологических операций. Виды условных графических изображений. Изготовление изделий по чертежу, образцу, схеме. Складывание формы двойной треугольник. Выполнять действия, используя порядок, предложенный схемой. Различать часто встречающиеся условные обозначения в оригами.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур.
-Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
-Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
-Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
-Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
-Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
-Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
По окончании курса учащиеся научатся:
-переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы и нитки, заправлять ткань в пяльцы;
-подготавливать материалы для вышивки шёлковыми лентами к работе, подбирать материалы по цвету, тональности, насыщенности, пользоваться инструментами и приспособлениями;
-выполнять окончательную отделку изделия с вышивкой; технологически правильно выполнять различные швы и применять их для художественного оформления различных изделий.
-организовать учебное место;
-соблюдать правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования.
Для оценки результативности можно применить следующие формы и методы контроля знаний и умений:
-опрос
-фронтальная и индивидуальная беседа
-выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.
В конце года обучения учащиеся выполняют творческие проекты, т.е. самостоятельно, на основе изученных видов швов и стежков шелковыми лентами, выполняют изделие по собственному замыслу.
Основными показателями и формой подведения итогов определяющими эффективность программы являются:
выставки детских работ в кабинете
выставки детских работ, приуроченные родительским собраниям
принятие участия в конкурсах по декоративно-прикладному творчеству
организация выставки творческих работ учащихся в конце учебного года.
Планируемые результаты
освоения обучающимися программы внеурочной деятельности:
К концу обучения обучающиеся должны |
знать | уметь |
что такое оригами | подбирать бумагу нужного цвета |
историю возникновения оригами | выполнять разметку листа бумаги |
основные приемы работы, способ складывания базового треугольника | пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой |
название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов | пользоваться чертежными инструментами, ножницами |
название, приемы складывания модулей | собирать игрушки – «оригамушки» |
необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы | составлять композицию из готовых поделок |
уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку |
анализировать образец, анализировать свою работу |
Оценка результатов образовательной деятельности
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.
Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность и т.п.). Ребенок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.
Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).
Тематический план 2 год обучения (34 часа)
№ п/п | Наименование тем | Количество часов |
Ауди-торные | Внеауди-торные | всего |
1. | Вводное занятие. Диагностика обученности учащихся | 1 | 1 | 2 |
2. | Простые базовые формы оригами | | 2 | 2 |
3. | Осенние композиции | | 2 | 2 |
4. | Базовая форма «Треугольник» | | 3 | 3 |
5. | Базовая форма «Воздушный змей» | | 2 | 2 |
6. | Базовая форма «Двойной треугольник» | | 2 | 2 |
7. | Базовая форма «Двойной квадрат» | | 3 | 3 |
8. | Базовая форма «Конверт» | | 3 | 3 |
9. | Новые базовые формы. Базовая форма «Рыба» | 1 | 3 | 4 |
10. | Базовая форма «Дверь» | 1 | 3 | 4 |
11. | Поздравительная открытка к празднику 8 марта | | 3 | 3 |
12. | Итоговое занятие | 1 | 1 | 2 |
13. | Оформление выставочных работ | | 2 | 2 |
| ИТОГО: | 4 | 30 | 34 |
Тематический план 3 год обучения (34 часа)
№ п/п | Наименование тем | Количество часов |
Внеауди-торные | Внеауди-торные | всего |
1. | Вводное занятие | 1 | | 1 |
2. | Диагностика обученности учащихся | | 1 | 1 |
3. | Чудесные превращения бумажного листа | | 5 | 5 |
4. | Модульное оригами | 1 | 4 | 5 |
5. | Оригами на праздничном столе | 1 | 5 | 6 |
6. | Валентинки из оригами | | 1 | 1 |
7. | Объёмные цветы к празднику 8 Марта | | 3 | 3 |
8. | Оригами - почта! | | 3 | 3 |
9. | Базовая форма «Дом» | | 2 | 2 |
10. | Впереди – лето! | | 3 | 3 |
11. | Итоговое занятие | 1 | 1 | 2 |
12. | Оформление выставочных работ | | 2 | 2 |
| ИТОГО: | 4 | 30 | 34 |
Тематический план 4 год обучения (34 часа)
№ п/п | Наименование тем | Количество часов |
Ауди-торные | Внеауди-торные | всего |
1. | Вводные занятия. | 1 | 1 | 2 |
2. | Оригами в Интернете | 1 | 2 | 3 |
3. | Изделия из складки | | 4 | 4 |
4. | Базовая форма «Катамаран» | 1 | 4 | 5 |
5. | Новогодние украшения | | 4 | 4 |
6. | Базовая форма «Птица» | | 4 | 4 |
7. | Цветы и вазы оригами | | 4 | 4 |
8. | Базовая форма «Лягушка» | | 2 | 2 |
9. | Творческие работы | | 2 | 2 |
10. | Итоговое занятие | 1 | 1 | 2 |
11. | Оформление выставочных работ | | 2 | 2 |
| ИТОГО: | 4 | 30 | 34 |
Содержание программы 2 класс (34 часа)
15
№ п/п | Тема занятий | Виды деятельности | Количество часов | |
аудиторные | внеаудиторные | Дата |
1 | Вводные занятия | Цели и задачи второго года обучения. Правила техники безопасности. Заполнение диагностической карты «Оценка результатов освоения программы». | 1 | 1 | 07.09. |
2 | Простые базовые формы оригами | Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. | - | 2 | 14.09. 21.09 |
3 | Осенние композиции | Полевые и садовые цветы (ромашка, колокольчик и другие). Складывание цветов. Оформление композиций. | - | 2 | 28.09. 05.10. |
4 | Базовая форма: «Треугольник» | Домик с крыльцом, домик с трубой. Домик с верандами. Деревья и травы. | - | 3 | 12.10. 19.10. 26.10. |
5 | Базовая форма: «Воздушный змей» | Лебеди (2 способа). Утка с утёнком.
| - | 2 | 09.11. 16.11. |
6 | Базовая форма: «Двойной треугольник» | Тропическая рыбка. Отделка модели.
| - | 2 | 23.11. 30.11. |
7 | Базовая форма: «Двойной квадрат» | Золотая рыбка. Краб. Композиция «Аквариум». | - | 3 | 07.12. 14.12. 21.12. |
8 | Базовая форма: «Конверт» | Рыбка-бабочка. Водоросли и камешки. Оформление аквариума. | - | 3 | 11.01 18.01. 25.01 |
9 | Базовая форма: «Рыба» | Царевна-Лебедь. Пингвин (2 способа). Композиция «Пингвины на льду». | 1 | 3 | 01.02 08.02. 15.02 |
10 | Поздравительная открытка к празднику 8 Марта | Оформление поздравительной открытки. Конкурс «Я люблю свою маму». | 1 | 3 | 22.02 29.02 02.03 |
11 | Базовая форма: «Дверь» | Мышь и поросёнок. Бурёнка. Композиция «В деревне». | - | 3 | 14.03 21.03 04.04 |
12 | Итоговые занятия. Оформление выставочных работ | Изготовление мобиля «Бабочки и цветы». Подведение итогов работы за год. | 1 | 4 | 11.04 18.04 25.04 16.05 |
13 | Оформление выставочных работ | Выставка моделей, изготовленных в течение года. | - | 1 | 23.05 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 класс (34 часа)
18
18
18
№ п/п | Тема занятий | Виды деятельности | Количество часов | Дата |
аудиторные | внеаудиторные | |
1 | Вводное занятие | История развития искусства оригами. Входная диагностика. | 1 | - | 02.09. |
2 | Диагностика обученности учащихся | Закладки. Коробки. Изготовление и оформление подарков. | - | 1 | 09.09. |
3 | Чудесные превращения бумажного листа | Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей. | - | 5 | 16.09. 23.09. 30.09. 07.10. 14.10. |
4. | Модульное оригами | Правила этикета. Складывание приглашений, поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки. Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола. | 1 | 4 | 21.10. 28.10. 11.11. 18.11. |
5. | Оригами на праздничном столе | Бусы для елки. Новогодние украшения – звезды из 4, 8 и 16 модулей. Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками». | 1 | 5 | 25.11. 02.12. 09.12. 16.12. 23.12. |
6. | Валентинки из оригами | Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики) и японская ваза для цветов. | - | 4 | 13.01 20.01 27.01 03.02 |
7. | Объёмные цветы к празднику 8 Марта | Солдатский треугольник и прямоугольное письмо. Датское и английское письмо. Оригинальный конверт (2 варианта). | - | 3 | 10.02 17.02 24.02 |
8. | Оригами - почта! | Знакомство с новой базовой формой. Изготовление пилотки и шапочки с козырьком. | - | 3 | 02.03 09.03 16.03 |
9. | Базовая форма «Дом» | Складывание самолетов и истребителей. Летные соревнования моделей. | - | 3 | 06.04 13.04 20.04 |
10. | Впереди – лето! | Иллюстрация к сказке «Теремок» в технике оригами | - | 2 | 27.04 04.05 |
11. | Итоговое занятие | Оформление тематических выставок: «На лесной полянке», «Мы встречаем», «Цветы для наших мам». | 1 | 2 | 11.05 18.05 |
12 | Оформление выставочных работ | Выставка моделей, изготовленных в течение года. | - | 1 | 25.05 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 4 класс (34 часа)
21
№ п/п | Тема занятий | Виды деятельности | Количество часов | Дата |
аудиторные | внеаудиторные | |
1. | Вводное занятие | Беседа по охране труда. Входная диагностика обученности. | 1 | 1 | 03.09. |
2. | Оригами в Интернете | http://sch139.5ballov.ru/origami/ – сайт Омского центра оригами. http://www.origami.ru – сайт Московского центра оригами. «Travel to Oriland» – сайт Екатерины и Юрия Шумаковых «Путешествие по стране оригами». Компьютерные презентации. | 1 | 2 | 10.09. 17.09. |
3. | Изделия из складки | Гвоздика. Роза. Цветок в уголок. Декоративная композиция. Китайская ваза. | - | 4 | 24.09. 01.10. 08.10. 15.10. |
4. | Базовая форма «Катамаран» | Знакомство с базовой формой «Катамаран». Модульное оригами. Закладки. Орнамент из модулей. Кусудама. | 1 | 4 | 22.10. 29.10. 12.11. 19.11. |
5. | Новогодние украшения | Звезда из 8 модулей. Двухцветная звезда из 8 модулей. Объемная ёлка. Бумажный конструктор: игрушки из модулей. | - | 5 | 26.11. 03.12. 10.12. 17.1224.12.. |
6. | Базовая форма «Птица» | Знакомство с базовой формой «Птица». Складывание изделий на ее основе. Журавлик на гнезде. Японский журавлик. Журавлик, машущий крыльями. Праздничный журавлик. Ваза «Два журавля». | - | 4 | 14.01 21.01 28.01 04.02 |
7. | Цветы и вазы оригами | Игольчатая астра. Космея. Крокус с листом. Фуксия. Объемный нарцисс. Высокая ваза для цветов. | - | 4 | 11.02 18.02 25.02 03.03 |
8. | Базовая форма «Лягушка» | Знакомство с базовой формой «Лягушка». Складывание объемного цветка ирис. | - | 4 | 10.03 17.0307.04 14.04 |
9. | Творческие работы | Композиция «Букет цветов». Объемная композиция «Мой бумажный сад оригами». | - | 3 | 21.04 28.0405.05 |
10. | Итоговое занятие | Сочинение-эссе «Оригами в нашей жизни». Анализ работ. | 1 | 2 | 12.05 19.05 |
11. | Оформление выставочных работ | Оформление тематических выставок. Моделирование оригами из нескольких деталей. | - | 1 | 26.05 |
Перечень учебно-методического обеспечения:
1.А.Н. Зайцева «Модульное оригами» / Издательство «Эксмо», 2012г. 2. А.Зайцева «Секреты модульного оригами» /Издательство «Высшая школа», 2012г. 3. Анна Зайцева «Красивые птицы» 2013г. 4. В.Б. Зайцев «Оригами» 2012г. Оборудование:
- Бумага цветная.
- Ножницы
- Линейка
- Клей
- Цветной картон