СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Библиотечные уроки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа составлена в соответствии с ФГОС НОО и предназначена для занятий внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Библиотечные уроки"»

4 класс.

Тема 1. Выбор книг в библиотеке. Содержание темы: Обучение самостоятельному поиску информации. Открытый доступ к книжному фонду: порядок и правила расстановки книг, полочные разделители. Определение места книги на полке. Книжные выставки, тематические полки – помощники в выборе книг. Рекомендательные списки литературы. Библиотечный плакат. Алфавитный и систематический каталоги: когда следует к ним обращаться.

Тема 2. Книга и ее создатели. Содержание темы: Структура книги, использование ее аппарата при чтении. Как читать книги. Углубление знаний учащихся о книге, формирование навыков самостоятельной работы с книгой. Знакомство с новыми терминами и понятиями: выходные данные, аннотация и др. Справочный аппарат книги. Роль иллюстраций в книгах.

Тема 3. Научно-популярная литература. Содержание темы: Отличительные свойства и признаки научно-популярной литературы. Функции и возможности. Роль научно-популярной литературы в учебной деятельности, развитии познавательных интересов. Основные разделы фонда НПЛ.

Тема 4. Справочная литература. Содержание темы: Расширение понятий о видах справочной литературы. Привитие навыков пользования ими. Типы справочных изданий. Энциклопедии универсальные «Что такое? Кто такой?» и отраслевые (историческая, географическая, биологическая и др.). Принципы использования справочного аппарата энциклопедий. Словари, их структура и принципы работы с ними.

Тема 5. Наш помощник – каталог. Содержание темы: Алфавитный каталог. Систематический каталог. Каталожная карточка. Связь титульного листа книги с каталожной карточкой. Структура каталогов: основные деления, разделители, расположение карточек в каталоге и книг на полках. Нахождение книг в каталогах.

Тема 6. Интеллектуальная игра «В книжном царстве – премудром государстве». Содержание темы: Игра, где соревнуются команды от каждого 4 класса. Заключительный урок по основам библиотечно-библиографических знаний по всем пройденным темам.



ПРОГРАММА

занятий

«БИБЛИОТЕЧНЫЕ УРОКИ»

Пояснительная записка

Велика роль книги в воспитании школьников. Разнообразны виды и формы работы с книгой, но все они подчинены общей цели – развитию у ребенка навыков чтения. Важно пробудить интерес к чтению книг с первых дней пребывания детей в школе. Планируемая работа направлена на расширение и углубление интересов детей, умение работать с книгой, также на решение проблемы обогащения познавательной деятельности.

Данная программа позволяет также достичь воспитательных результатов с детьми во внеурочной познавательной деятельности.

Познавательная деятельность является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности. Она организована в форме библиотечных уроков.

Дети и сказка – неразделимы. Поэтому именно сказки являются неотъемлемой частью данных библиотечных уроков. На занятиях дети знакомятся с народным творчеством и произведениями детских писателей. Дети знакомятся не только с русскими и зарубежными сказками, но и татарскими.

Занятия ведутся на двух языках: на русском и татарском.

Цель:

- формирование начальных знаний, умений и навыков по работе с книгой, приобщение детей к библиотеке и систематическому чтению.

Задачи:

Образовательные:

- расширение кругозора;

Воспитательные:

- воспитание любви к книге, к чтению

Развивающие:

- развитие познавательных интересов, любознательность;

- развитие читательских интересов.

Дети должны приобрести следующие

знания и умения:

- знания о роли и пользе книги;

- знания об источниках информации, информацию о детских писателях;

- знать правила пользования библиотекой;

- знать правила обращения с книгами;

- умение ориентироваться в библиотеке;

- умение самостоятельно выбирать книгу;

- умение бережно обращаться с книгами;

Формы работы:

- игры с комбинации с чтением и беседами;

- игры- путешествия;

- экскурсии;

- литературные викторины, конкурсы;

- чтение сказок, обсуждение;

- инсценировка сказок;

- сюжетно-ролевые игры.

Использование игровых форм, красочных наглядных пособий, технических средств, проведение экскурсий, способствуют развитию познавательной активности, воспитанию любознательности.

Введение в занятие игр, игровых упражнений, физкультминуток позволяет свести до минимума утомляемость и напряжение ребенка. Увлеченные игрой, дети легче приобретают знания, усваивают материал и закрепляют его.

Ожидаемые результаты:

- обогащение познавательной деятельности;

- расширение кругозора детей;

- повышения уровня мотивации чтения;

- умение работать с книгой;

- повышения числа читателей библиотеки;

- переход к самостоятельному чтению;

- готовность детей к усвоению нового, получение удовольствия и радости от чтения;

Программа рассчитана на 33 часа, по 1 занятию в неделю для учащихся 1 класса.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

10.09

Игра-путешествие «В страну Знаний»

1

17.09

Игра-путешествие «По сказкам»

1

24.09

Библиотечный урок «Первоначальное представление об информации»

1

01.10

Урок-экскурсия «Библиотека – дом твоих друзей».

2

08.10

Урок-беседа «Правила обращения с книгой»

1

15.10

Игра-путешествие «В гостях у сказочных героев»

1

22.10

Урок-игра развития критического мышления.

1

29.10

Библиотечный урок «Калейдоскоп профессий»

1

12.11

Игровой калейдоскоп «Сами с усами»

1

19.11

Библиотечный урок «Птицы – наши друзья».

1

26.11

Викторина «Загадки волшебницы зимы

2

03.12

Игра-путешествие «В гости К.В.Берестову»

1

10.12

Игра-путешествие «Сказочный мир А.Н.Толстого»

1

17.12

Игра-путешествие «По дорогам сказок»

1

24.12

Игровое занятие «Огонек знакомства»

1

14.01

Урок- игра «Зов джунглей».

1

21.01

Урок-путешествие «В гостях у Мойдодыра». Викторина «Я это знаю».

1

28.01

Урок-викторина «Страна «Почемучляндия».

1

11.02

Урок-викторина «Русские народные сказки»

1

18.02

Час свободного чтения

2

25.02

Игра «Угадай литературный персонаж»

1

04.03

Библиотечный урок «Путешествие в страну сказок»

1

11.03

Библиотечный урок «Книжки-малышки»

1

18.03

Сюжетно-ролевая игра «Мы играем в сказку»

3

25.03

Игра «Угадай сказку»

1

08.04

Библиотечный урок «Моя любимая книжка»

3


Итого

33 часа

Занятие 1

"Путешествие в страну Знаний"


Цель: создать условия для положительной мотивации к учению у первоклассников путем применения игровых форм обучения. 

Здравствуйте, дорогие ребята! Давайте познакомимся поближе. Меня зовут Резеда Салимовна, я работаю библиотекарем в нашей школе. А теперь познакомимся с вами. Улыбнитесь друг другу, и по моему сигналу пусть каждый громко скажет своё имя. А я постараюсь всех услышать. 
Теперь мы знакомы друг с другом. И можем отправиться в необычное путешествие в страну Знаний. 
Я предлагаю вам отправиться в наше путешествие на этом замечательном поезде. По дороге нам встретятся станции, на которых мы сделаем остановки. Но раз это путешествие необычное, то и станции нам встретятся необычные – волшебные. Нам предстоит выполнить все задания и в конце нашего путешествия нас ждёт сюрприз. Все готовы? Ну, тогда в путь! Помашите ручкой. 
Станция "Отгадай-ка" 
Наш поезд делает первую остановку на станции "Отгадай-ка". Здесь нас встречает Незнайка. Он приготовил вопросы и задания. 
Библиотекарь: 
Стоит весёлый, светлый дом, 
Проворных очень много в нём, 
Там пишут и считают, 
Рисуют и читают. 
- Что это за волшебный дом? 
Школа. 
Библиотекарь: Вы теперь ученики нашей школы. В каждой школе есть свои правила, которые должен выполнять каждый ребёнок. Хотите знать какие? 
Ответить хочешь - не шуми. 
А только руку подними. 
Ответить хочешь - надо встать, 
Когда же сесть позволят - сядь. 
Парта - это не кровать

И на ней нельзя лежать. 
Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно. 
Библиотекарь: Молодцы! Первое испытание выдержали. Испытание второе, отгадайте загадки. 

Новый дом несу в руке, 
Двери дома на замке. 
Тут жильцы бумажные, 
Все ужасно важные. 
Портфель. 

То я в клетку, то в линейку, 
Написать на мне сумей - ка, 
Можешь и нарисовать, 
Что такое я? 
Тетрадь. 

Не похож на человечка, 
Но имеет он сердечко. 
И работе круглый год 
Он сердечко отдаёт. 
Пишет он, когда диктуют, 
Он и чертит, и рисует, 
А сегодня вечерком 
Он раскрасит мне альбом. 
Карандаш. 

Я люблю прямоту, 
Я самая прямая, 
Сделать ровную черту 
Всем я помогаю. 
Линейка. 

Свою косичку без опаски 
Она обмакивает в краски. 
Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке. 
Кисточка. 

У меня чумазенькая спинка. 
Но совесть у меня чиста - 
Помарку стерла я с листа. 
Резинка. 

Я нужна вам для порядка

Зря страницы не листай. 
Там, где я лежу, читай. 
Закладка. 

Что за палочка в руке 
Быстро чертит на листке? 
Всё, что нужно, написал? 
Положи ее в пенал! 
Ручка. 
Я всех знаю, всех учу. 
Но сама всегда молчу. 
Чтоб со мною подружиться, 
Надо грамоте учиться. 
Книга.


Вы отлично справились с заданием.
А у кого в портфеле есть отгадки к этим загадкам? Где они лежат? (в пенале). Достаньте пенал и положите его на парту. Он нам пригодится в конце путешествия. А сейчас отдохнём немного перед дорогой.


Физкультминутка

Буратино потянулся, 
Раз - нагнулся, 
Два - нагнулся, 
Руки в стороны развёл, 
Ключик что-то не нашёл. 
Чтобы ключик нам достать, 
Надо на носочки встать.


Готовы продолжать путешествие? Тогда отправляемся на следующую станцию. 
Станция " Читай-ка" 
На этой станции нас встречает Красная Шапочка. Она хочет посмотреть, как вы знаете сказки и их героев. 
Из каких сказок эти строчки? 
1. Нет ни речки, ни пруда, 
Где воды напиться? 
Очень вкусная вода

В ямке от копытца. 
("Сестрица Аленушка и братец Иванушка”.)


2. А дорога далека, 
А корзинка нелегка, 
Сесть бы на пенек, 
Съесть бы пирожок. 
("Маша и медведь”.)


3. Появилась девочка в чашечке цветка, 
А была та девочка не больше ноготка. 
Кто читал такую книжку, 
Знает девочку – малышку. 
("Дюймовочка”.) 
4. Красна – девица грустна, 
Ей не нравится весна, 
Ей на солнышке тяжко, 
Слезы льет бедняжка! 
("Снегурочка”.) 
5. Всех на свете он добрей, 
Лечит он больных зверей. 
Он известен, знаменит. 
Добрый доктор… 
(Айболит.) 
6. Возле леса на опушке 
Трое их живет в избушке. 
Там три стула и три кружки, 
Три кровати, три подушки. 
Угадайте без подсказки, 
Кто герои этой сказки? 
("Три медведя”.)


Наш путь нелёгок. И я думаю, что нам нужно перед следующей станцией немного отдохнуть и пошутить. Я буду задавать вопросы, а вы там, где надо, говорите - Я. 
Кто любит шоколад? 
Дети: Я. 
Кто любит мармелад? 
Дети: Я. 
Кто любит груши? 
Дети: Я. 
Кто не моет уши? 
Дети: Грязнуля. 
Кто любит апельсин? 
Дети: Я. 
Кто любит мандарин? 
Дети: Я. 
: Кто пьёт бензин? 
Дети: Машина. 
Отдохнули? Можно и в путь!


Станция " Математическая"
 
На станции "Математической" нам предстоит решить задачи. 
Задание 1.Геометрическое. 
Посмотрите, кто нас встречает! Это математический поросёнок. Из каких геометрических фигур состоит этот поросёнок? 
Сколько треугольников? (3) Сколько кружков? (7)

Задание 2. 
А сейчас посмотрим, как вы умеете решать задачи. Но будьте очень внимательны!

1. На поляне у дубка 
Крот увидел два грибка, 
А подальше, у осин 
Он нашёл ещё один. 
Кто ответить нам готов. 
Сколько крот нашёл грибов? (2+1=3)

2. Мы считали дырки в сыре, 
3 + 2 всего … (5)

3. Под деревом 4 льва

Один ушёл, осталось… (3).

4. Сколько бубликов в мешок,
Положил ты, Петушок? 
- Два, один дедушке дадим, 
И останется …. (1).

5. Нашёл 5 ягодок в траве, 
Одну я съел, осталось …. (4). 

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. И сейчас мы прибываем к нашей конечной станции – стране Знаний.

Дорогие ребята, я желаю вам успехов в учёбе, расти здоровыми и дружными. Добро пожаловать в Страну Знаний! В добрый путь! 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!