СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки нравственности и этики" в рамках ФГОС ООО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки нравственности и этики" для 6-9 классов в рамках реализации ФГОС ООО.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки нравственности и этики" в рамках ФГОС ООО»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 38 хутора Беликов

муниципального образования Славянский район




УТВЕРЖДЕНО

решением педсовета протокол № 1

от 31.08.2016 года

председатель педсовета

директор МБОУ ООШ № 38

В. Н. Немиря




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




По курсу внеурочной деятельности «Уроки нравственности и этики»

(указать предмет, курс, модуль)


Уровень образования основное общее образование, 6-9 класс

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов)


Количество часов 136


Учитель Николаева Елена Владимировна


Программа разработана на основе авторской программы А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики», ФГОС.-М.: Просвещение, 2013г.; программа «Уроки основ духовно-нравственной культуры народов России и светской этики» под редакцией Кремлевой И.И., Уразовой Е.А., Петрович В. Г.

(указать программу учебного предмета, на основе которой составлена рабочая программа)

В соответствии с ФГОС основного общего образования

(ФГОС начального, основного общего образования / ФКГОС-2004)













Согласовано

заместитель директора по УВР

Е. И. Вакуленко

« » августа 2016 года



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 38 хутора Беликов

муниципального образования Славянский район



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ



По курсу внеурочной деятельности «Уроки нравственности и этики»

(указать предмет, курс, модуль)


Ступень обучения (класс) основное общее, 6 класс


Учитель Николаева Елена Владимировна


Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час.



Планирование составлено на основе: рабочей программы курса внеурочной деятельности «Уроки нравственности и этики» для 6-9 классов, разработанной учителем русского языка и литературы Е. В. Николаевой, утвержденной решением педагогического совета, протокол № 1 от 31 августа 2016 года______

(указать программу учебного предмета, на основе которой составлена рабочая программа)

В соответствии с ФГОС основного общего образования

(ФГОС начального, основного общего образования / ФКГОС-2004)



















  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Уроки нравственности и этики»

Курс «Уроки нравственности и этики» относится к нравственному направлению. Занятия проводятся еженедельно в форме бесед, дискуссий, тренингов, деловых игр, творческих мастерских.

Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность курса заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.

6 класс

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы

Обучающийся поможет возможность для формирования

Внутренняя позиция школьника

 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;


 внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к себе и окружающим его людям, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний;


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные универсальные действия

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Умение анализировать объекты с целью выделения признаков

анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков

осуществлять анализ объектов с выделением разных признаков

Умение выбрать основание для сравнения объектов

сравнивать по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака

осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии

Регулятивные универсальные действия

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи

принимать и сохранять учебные цели и задачи

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

Коммуникативные универсальные действия

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Умение объяснить свой выбор

строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора

строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора и отвечать на поставленные вопросы

Умение задавать вопросы

формулировать вопросы

формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером



Предметные результаты

1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

• ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

• начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

3.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

• ценностное и творческое отношение к учебному труду;.

4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

• ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

•элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, и психического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

• первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

• ценностное отношение к природе;

• первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

• элементарные знания о нормах экологической этики;

• первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

• первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей;

• первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

• первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.



7 класс

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы

Обучающийся поможет возможность для формирования

Внутренняя позиция школьника

 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общества;

 развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

 формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

 внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к себе и окружающим его людям, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний;

 получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные универсальные действия

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Умение анализировать объекты с целью выделения признаков

анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков

осуществлять анализ объектов с выделением разных признаков

Умение выбрать основание для сравнения объектов

сравнивать по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака

осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии

Умение выбрать основание для классификации объектов

проводить классификацию по заданным критериям

осуществлять классификацию самостоятельно выбирая критерии

Умение доказать свою точку зрения

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей


Регулятивные универсальные действия

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи

принимать и сохранять учебные цели и задачи

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

Умение контролировать свои действия

контролировать свои действия осуществлять контроль при наличии эталона

осуществлять контроль на уровне произвольного внимания

Умения планировать свои действия

планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в новом учебном материале

Умения оценивать свои действия

оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

Коммуникативные универсальные действия

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Умение объяснить свой выбор

строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора

строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора и отвечать на поставленные вопросы

Умение задавать вопросы

формулировать вопросы

формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером


Предметные результаты

1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

• опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

• опыт социальной и межкультурной коммуникации;

• начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

• нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

• уважительное отношение к традиционным религиям;

• неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

• способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

• уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

• знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

3.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

• ценностное и творческое отношение к учебному труду;

• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

• ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

•элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, и психического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

• первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

• ценностное отношение к природе;

• первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

• элементарные знания о нормах экологической этики;

• первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

• первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей;

• первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

• первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.


8 класс


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы

Обучающийся поможет возможность для формирования

Внутренняя позиция школьника

 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общества;

 развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

 внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к себе и окружающим его людям, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний;

 получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.



МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные универсальные действия

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Умение определять последовательность действий

определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов

определять последовательность выполнения действий, составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию

Умение понимать информацию, представленную в неявном виде

понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию).

понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию) и самостоятельно представлять информацию в неявном виде.


Регулятивные универсальные действия

Умения планировать свои действия

планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в новом учебном материале

Умения оценивать свои действия

оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

Коммуникативные универсальные действия

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Умение объяснить свой выбор

строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора

строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора и отвечать на поставленные вопросы

Умение задавать вопросы

формулировать вопросы

формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером


Предметные результаты

1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

• ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

• опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

• опыт социальной и межкультурной коммуникации;

• начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

• уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

• знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

3.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности.

4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

•элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, и психического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

• личный опыт здоровьесберегающей деятельности.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

• ценностное отношение к природе;

• опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

• элементарные знания о нормах экологической этики;

• опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

• первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей;

• первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

• первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.


9 класс

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы

Обучающийся поможет возможность для формирования

Внутренняя позиция школьника

 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общества;

 развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

 формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

 внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к себе и окружающим его людям, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний;

 получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные универсальные действия

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Умение анализировать объекты с целью выделения признаков

анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков

осуществлять анализ объектов с выделением разных признаков

Умение выбрать основание для сравнения объектов

сравнивать по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака

осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии

Умение выбрать основание для классификации объектов

проводить классификацию по заданным критериям

осуществлять классификацию самостоятельно выбирая критерии

Умение доказать свою точку зрения

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей

Умение определять последовательность событий

устанавливать последовательность событий

устанавливать последовательность событий, выявлять недостающие элементы

Умение определять последовательность действий

определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов

определять последовательность выполнения действий, составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию

Умение понимать информацию, представленную в неявном виде

понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию).

понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию) и самостоятельно представлять информацию в неявном виде.


Регулятивные универсальные действия

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи

принимать и сохранять учебные цели и задачи

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

Умение контролировать свои действия

контролировать свои действия осуществлять контроль при наличии эталона

осуществлять контроль на уровне произвольного внимания

Умения планировать свои действия

планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в новом учебном материале

Умения оценивать свои действия

оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

Коммуникативные универсальные действия

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Умение объяснить свой выбор

строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора

строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора и отвечать на поставленные вопросы

Умение задавать вопросы

формулировать вопросы

формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером


Предметные результаты

1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

• ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

• опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

• опыт социальной и межкультурной коммуникации;

• представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

• устоявшиеся представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

• нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

• уважительное отношение к традиционным религиям;

• неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

• способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

• уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

• знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

3.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

• ценностное и творческое отношение к учебному труду;

• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

• положительный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности.

4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

• ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

• представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, и психического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

• уверенный личный опыт здоровьесберегающей деятельности.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

• ценностное отношение к природе;

• опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

• элементарные знания о нормах экологической этики;

• опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

• умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей;

• опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

• опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.


  1. Содержание курса внеурочной деятельности

«Уроки нравственности и этики»

  1. КЛАСС - 34 часа

Кодекс правил поведения в обществе, приличные манеры и правила хорошего тона. Правильное поведение - залог успеха. Этикет как особая техника общения и особый стиль поведения, формирующий требовательное отношение к себе и другим. Обращение к текстам (Н.Носов «Приклю­чения Незнайки и его друзей», А. Волков «Волшебник изумрудного го­рода») в поисках позитивных и негативных примеров. Неречевой эти­кет, как визуальное средство общения. Жест. Мимика Их роль и зна­чение в общении людей. «О чем говорят лица» (А. Дюма «Три мушке­тера»). Составление памятки «Этикет беседы». Формы моральных оценок, принципов и навыков самовоспитания. Источники моральных знаний. Воплощение этических знаний в повседневной жизни. Культурные традиции и их развитие на современном этапе. Основы самовоспитания. Принципы экологической этики. Основы толерантности, патриотизма и космополитизма. Почему мы так себя ведем? Обычаи и традиции. Обычаи и тра­диции как основа этикета. Истоки этикетных норм и история этикета (почему мужчины снимают шляпу при встрече? в чем истоки рукопо­жатия? и т.д.). Устойчивость этикетных норм и их историческая из­менчивость. Диалогичность и сословность этикетных норм. Обраще­ние к текстам («Домострой» Сильверста, «Притчи человечества» сост. В. В. Лавским). Правила хорошего тона. Моральные требования, относящиеся к культуре взаимоотношений: вежливость, тактичность, скромность и точность. Оттенки вежливости: корректность, учтивость, любезность, деликатность. Хороший тон нужен окружающим или самому человеку? Предназначение правил хорошего тона.

Каким должен быть хороший человек? Общее о понятии «моральные качества личности» (терпение, долг, совесть). Любого ли че­ловека можно назвать личностью? Творческая работа: «Хороший человек - кто он?». Размышление: «Каким я хочу стать?» Самоанализ: «Мои хорошие качества». Тренинг «Как усилить свои хорошие качества». Обсуждение проблемы хорошего человека на основе произведения В.Г. Распутина «Уроки французского». Значение доброты в жизни человека. Понятие добра как аль­тернативы зла. «Добрый» и «добренький»: принципиальные различия. Доброта и ее смысловые эквиваленты. Значение доброго слова и его цена. Добрый поступок - легко ли его совершить? В.А. Сухомлинский «Обыкновенный человек». Бескорыстие добрых дел. Размышления «Мой добрый поступок». Цветок добра. Зачем человеку щедрость? Щедрость как устойчивое внутреннее качество личности. Его соотношение с добротой. Щедрость и расточи­тельность: принципиальные различия. Щедрость и выгода (добро и зло). Бескорыстие щедрого поступка. Альтруизм и эгоизм.


7 КЛАСС - 34 часа

Культура общения: традиции общения у разных народов мира (например, в России - «Домострой», в Японии - «Кодекс чести самурая», в мусульманском мире «Хадисы»); культура общения в современной семье; терпимость и толерантность - основа общения людей разной культуры; культура спора.

Самовоспитание: основы самоанализа; задачи самовоспитания; прощение (нравственный смысл и технология прощения). Самовоспитание: этикет (поведение в гостях); роль идеала в са­мовоспитании; самовоспитание как ежедневный труд над собой; уме­ние распоряжаться отведенным человеку временем; достоинство че­ловека и пути его достижения.

Каким я хочу быть. Понятие самовоспитания. Проблема самовос­питания. Обращение к тексту («Приключения Дениски Кораблева» В. Драгунского). Примеры самовоспитания. Условия самовоспитания.
Тест: «Мои личные качества».

А. В. Суворов - пример самовоспитания. Знакомство с биографи­ей А.В. Суворова. Самосотворение себя Суворовым: задатки, способ­ствующие и мешающие достижению цели, работа над собой. Крылатые выражения Суворова (Письма к дочери. «Каким быть солдату»). Замечательные и забавные случаи, рассказанные современниками Суворова.

Особенности воспитания характера. Способы внутренней саморегуляции. Способность самоуправления. Умение подчинить свои эмоции законам нравственности, дисциплинировать свои ум и чувства. Темперамент и его типы.

Этическая характеристика современного лидера. Лидер и как им стать? Понятие свободы волеизъяв­ления. Проблема выбора в современном обществе. Нравственное значение личности лидера. Понятие «совесть нации». Роль совести нации. Исторический образ совести нации: монарх, поэт, философ, историк (на примерах Александра II, В.Высоцкого, Сократа, Н.М.Карамзина). Д.С.Лихачев - совесть нации. Причины несовпаде­ния фигуры лидера и совести нации в современном обществе.

Общечеловеческие нормы нравственности: благодарность, доброта, щедрость, честь, достоинство.

Основы взаимопонимания с другими людьми: эмпатия; внешность человека и его внутреннее содержание; искусство слушать и понимать Другого (многообразие мира).

Терпение, терпимость и толерантность. Работа с понятиями «терпение», «терпимость», «толерантность». Обращение к тексту: отрывок из повести Л. Н. Толстого «Детство». Толерантность как способность видеть лучшее в человеке. «Д. С. Лихачев. Умение в человеке искать лучшее». Проблема заслоненной красоты.


8 КЛАСС - 34 часа

Культура общения: этикетные формулы речевого общения; тех­нология вербального речевого общения, умение слушать и говорить (речь человека как характеристика его морального облика).

Сущность и значение этикета в современном обществе. Зна­чение этикета в жизни человека. Этикетные ситуации. Адекватность поведения человека конкретной социальной ситуации (кругу общения). Как чувствовал бы себя в высшем свете современной Англии древний египтянин (или пещерный человек)? А как английский лорд повел бы себя в первобытном племени?

История этикета. Причины возникновения этикетных правил. Эти­кет в различных эпохах: античность, средневековье, новое время. Ры­царский этикет и его отражение в современных этикетных нормах.
Особенности европейского и восточного этикетов.

История этикета в России. История этикета на Руси. Введение светских манер Петром I. Сравнение правил «Домостроя» и «Юности честного зерцала» - изменилась ли за 300 лет культура общения? Этикет бытовой. Тестирование «Какой я дома?»

Этикет. Правила хорошего тона. Понятие субординации в фор­мах вежливости и доброжелательности. Соблюдение субординации в формах вежливости и доброжелательности. Общение со старшим (по возрасту, по должности, по положению). Общение с младшим (по воз­расту, по должности, по положению). Общение с лицами противопо­ложного пола. Тональное построение речи как проявление уровня воспитанности человека.

Понятие имиджа. Понятие имиджа. Положительный имидж как результата самовоспитания и самоконтроля. Отрицательный имидж. Неуместность и адекватность проявлений имиджа в различных средовых культурах. Культура речевого общения - важнейший элемент имиджа.

Этикет делового человека. Понятие этикета делового человека. Самопрезентация - неотъемлемый признак делового человека. Спо­собы самопрезентации. Изучение технологии самопрезентации.

«Позвони мне, позвони!» - речевой этикет. Этикет приветствия, знакомства, беседы. Правила беседы. Жаргон и просторечие, устой­чивые обороты. Письмо (SMS сообщение) как источник изучения и об­щей культуры эпохи. Разговор по телефону. Культура телефонной беседы как особая культура общения. Этикет телефонного разговора. Требования к телефонному разговору. Ролевая игра «Звонок друга».

Правила поведения в различных ситуациях. Понятие этикетных ситуаций. Типы этикетных ситуаций: повседневный этикет, окказиционный этикет (этикетная ситуация, носящая единичный характер), праздничный этикет, церемониал.

Гостевой этикет. Этикет подарков. Правила поведения в гостях иискусство приема гостей. Понятие гостеприимства. История приема гостей на Руси (например, во времена Ивана Грозного, Петра !...). Правила поведения за столом. Представление гостей друг другу. Эти­кет подарков. Проблема выбора подарков. Правила выбора и препод­несения подарков. Искусство дарить цветы. Смысл и значение цветов.

Этикет общения. История вопроса этикета общения. «Правила ведения беседы» фон Книга, «Эрмитажный устав» Екатерины II. Советы В. Шепеля по культуре общения. Общение в современном обществе. Значение этикета общения для достижения результата общения.

Практикум по этикетным формулам речевого общения. Прак­тикум: беседы по заранее определенным темам с соблюдением этикетных формул речевого общения: «Конфликты с родителями», «Безобидна ли неряшливость?», «За что уважать стариков?», «Дома можно обойтись и без этикета» - возможна предварительная подготовка. Тестирование «Умеете ли вы слушать собеседника?»

Общечеловеческие нормы нравственности: стоицизм; христиан­ская мораль; борьба со страстями как неотъемлемый путь обретения человеком человеческого образа; предательство и его значение для жизни человека; нравственное отношение к врагам.

Смысл жизни и проблема счастья: доблесть человеческая и ее многообразные проявления; подвиг и его смысл; проблема счастья в мировой культуре; смысл жизни и проблема его поиска, мужество и стойкость человека при перенесении тягот жизни. Целенаправленность в жизнь - роль цели и проблема бесцельности бытия.

9 КЛАСС - 34 часа

Происхождение и историческое развитие нравственности. Происхождение нравственности. Биологические, религиозные и социальные предпосылки нравственности. Происхождение обычаев и традиций. Ценностные представления древних обществ. Нравственная регуляция жизни общества.

Общечеловеческие нормы нравственности. Источники нравственности. Понятие нравственности и нравст­венной регуляции. Путь нравственного развития человечества. Рабо­та с терминами: «заповеди», «Ветхий Завет», «жизненный опыт чело­вечества».

Нравственные качества любимых героев. Анализ качеств лю­бимых литературных героев. Нравственный смысл прощения. Понятия греха и раскаяния. Прощение и его нравственный смысл. Народная мудрость и религиозные источники о прощении. Прощение грехов в мировых религиях. Ю.М. Орлов о патогенном и саногенном мышлении. Прогнозирование последствий своих поступков. Практикум по формированию навыков саногенного общения. Прощение в мировой литературе (Л.Н.Толстой «Отрочество», гл. «Старший брат»). Составление памятки по саногенному общению.

Источники нравственных знаний. Моральные ценности, обу­словленные мировыми религиями. Поиск общего и отличного: Дека­лог, (Второзаконие, 5:6-7, Библия), Нагорная проповедь (Евангелие от Матфея, 5:33-37), сура «аль-Исра» (Коран, 17:22-37), Панча Шила (5 заповедей). Актуальность ценностной системы мировых религий.

Народная нравственность. Национальные системы морали. Уважение к старшим. Семейная мораль. Трудолюбие. Отношение к богатству. Щедрость. Знакомство с понятиями нравственности. Сене­ка, Эпикур, Цицерон о скупости и щедрости. Душевная щедрость - качества нравственной личности. Народная нравственность и общечеловеческие ценности. Национальное и общечеловеческое в национальных системах морали.

Честь и достоинство. Честь и достоинство - общее и особенное в понятиях. Честность (В.Высоцкий «Я не люблю...»). Представление о чести на Востоке. Обращение к тексту: Кодекс чести средневекового рыцаря и Кодекс чести самурая - сравнительный анализ. Дискуссия: современны ли честь и достоинство?

Нужны ли воля и долг? Понятие качеств личности: долг и воля. Их взаимосочетания. Что выше долг или воля? Сила долга и волевые регуляторы личности. «Могу» и «Должен» или «Не хочу» и «Не буду». Идеал волевых качеств. Образец долга.

Кому нужна благодарность? Благодарность как выражение внутреннего благородства. Круглый стол «За что я благодарен людям (родителям, друзьям...) - Благородство и благодарность. Знакомство с золотым правилом морали: «поступай по отношению к другому так, как бы хотел, чтобы другой поступил по отношению к тебе».

Этические учения христианства, ислама, буддизма, конфуцианства. Освоение правил вежливости, приемов самоконтроля и самовоспитания. Представле­ние об имидже. Основы этики насилия. Добро и зло. Представление о милосердии и справедливости. Жизненный путь и нравственные принципы Д. С. Лихачева. Представление о необходимости и возможности осуществления понимания «Другого» человека как представителя иной культуры.


3.Таблица тематического распределения количества часов

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Рабочая программа

Рабочая программа по классам

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

1.1

Введение

4

1

1

1

1

1.2

Быть воспитанным – что это значит.

7

7




1.3

Этика и этикет

7

7




1.4

Этика отношения с окружающими

10

10




1.5

Самопознание. Самовоспитание.

7

7




1.6

Заключение.

1

1




2.1

Правила вежливого человека



8



2.2

Этикет в твоей жизни



7



2.3

Добру откроется сердце



10



2.4

Самовоспитание.



7



2.5

Заключение.



1



3.1

Воспитанность как основа вежливости




8


3.2

Нравственные категории




7


3.3

Традиции этикета




10


3.4

Без добрых дел нет доброго имени




7


3.5

Заключение




1


4.1

Культура общения – способ организации жизни





7

4.2

Этикет в нашей жизни





7

4.3

Глаголь добро – добро есть жизнь





10

4.4

Человек – мера всему





7

4.5

Самоутверждение





2

4.6

Заключение





1


Итого:

136

34

34

34

34





















СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания методического объединения учителей-предметников МБОУ ООШ № 38

от __________2016 года № ___

______________Н. П. Остапенко

подпись руководителя МО Ф.И.О.



СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

__________ Е. И. Вакуленко

подпись Ф.И.О.

________________ 2016 года







раздела

занятия

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во часов

Даты проведения

Материально-техническое оснащение

Элемент содержания

Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции,

межпредметные понятия

план

факт

Введение


1


1.1

1

Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет

1

02.09


М/м, интерактивная доска

Беседа.

Определяют и формулируют цель деятельности с помощью учителя; учатся высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Раздел 1. Быть воспитанным – что это значит.

7


1.2

2

Вежливость как основа воспитанности

1

09.09




М/м, интерактивная доска



Составление памятки «Этикет беседы».

Делают выводы в результате совместной работы класса и учителя;

оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушают и понимают речь других;

учатся работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

1.2

3

Какого ты рода племени?

1

16.09


М/м, интерактивная доска




Культурные традиции и их развитие на современном этапе, деловая игра.

Слушают и понимают речь других;

учатся работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

1.2

4

Точность, обязательность, аккуратность

1

23.09


М/м, интерактивная доска



Правила хорошего тона. Тест «На сколько я тактичен».

Делают выводы в результате совместной работы класса и учителя;

оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

1.2

5

Но лучше всех, поверьте, бабушка моя

1

30.09



М/м, интерактивная доска

Уважение, различные способы проявления внимания к старшим.

Слушают и понимают речь других;

учатся работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

1.2

6

Уважай человека

1

07.10


М/м, интерактивная доска

Творческая работа: «Хороший человек - кто он?».

Делают выводы в результате совместной работы класса и учителя;

оформляют свои мысли в устной и письменной форме;

слушают и понимают речь других;

учатся работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

1.2

7

Внешняя и внутренняя воспитанность человека

1

14.10



М/м, интерактивная доска

Тренинг «Как усилить свои хорошие качества».

Делают выводы в результате совместной работы класса и учителя;

оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушают и понимают речь других;

учатся работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

1.2

8

Не сладок плод бездельного досуга

1

21.10



М/м, интерактивная доска

Дискуссия «Любого ли че­ловека можно назвать личностью?»

Учатся работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Раздел № 2. Этика и этикет

7


1.3

9

Этические нормы этикета

1

28.10



М/м, интерактивная доска

Устойчивость этикетных норм и их историческая изменчивость, дискуссия

Слушают и понимают речь других;

учатся работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

1.3

10

Этикет за столом

1

11.11



М/м, интерактивная доска

Диалогичность и сословность этикетных норм.

Делают выводы в результате совместной работы класса и учителя;

оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушают и понимают речь других;

учатся работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

1.3

11

Этикет за столом

1

18.11



М/м, интерактивная доска

Обращение к текстам («Домострой» Сильвестра, «Притчи человечества» сост. В. В. Лавским).

Делают выводы в результате совместной работы класса и учителя;

оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушают и понимают речь других;

учатся работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

1.3

12

Дома и в гостях

1

25.11


М/м, интерактивная доска

Тренинг «Правила хорошего тона»

Делают выводы в результате совместной работы класса и учителя;

оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушают и понимают речь других.

1.3

13

В школе ты хозяин и гость

1

02.12


М/м, интерактивная доска

Деловая игра «Хороший тон нужен окружающим или самому человеку?»

Делают выводы в результате совместной работы класса и учителя;

оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушают и понимают речь других;

учатся работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

1.3

14

Правила на каждый день

1

09.12


М/м, интерактивная доска

Предназначение правил хорошего тона.

Определяют и формулируют цель деятельности с помощью учителя;

учатся высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя.

1.3

15

Правила на каждый день

1

16.12


М/м, интерактивная доска

Обычаи и традиции

как основа этикета.


Определяют и формулируют цель деятельности с помощью учителя;

учатся высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Раздел № 3. Этика отношения с окружающими

10


1.4

16

Ты живёшь среди людей

1

23.12


М/м, интерактивная доска

Правильное поведение - залог успеха.

Делают выводы в результате совместной работы класса и учителя;

оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушают и понимают речь других;

учатся работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

1.4

17

Добротой себя измерь

1

10.01.2017


М/м, интерактивная доска

Дискуссия «Общее

о понятии «моральные качества личности» (терпение, долг, совесть)».

Делают выводы в результате совместной работы класса и учителя;

оформляют свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушают и понимают речь других;

учатся работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

1.4

18

Чью старость утешил?

1

10.02


М/м, интерактивная доска

Бескорыстие добрых дел, урок-размышление

Делают выводы в результате совместной работы класса и учителя;

оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушают и понимают речь других;

1.4

19

Раздели печаль и радость другого

1

17.02



М/м, интерактивная доска

Доброта и ее смысловые эквиваленты. Значение доброго слова и его цена.

Делают выводы в результате совместной работы класса и учителя;

оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушают и понимают речь других;

учатся работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

1.4

20

О матерях можно говорить бесконечно

1

24.02



М/м, интерактивная доска


Творческая мастерская «Цветок добра»

Делают выводы в результате совместной работы класса и учителя;

оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушают и понимают речь других;

учатся работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

1.4

21

Умей быть благодарным

1

03.03



М/м, интерактивная доска


Обсуждение темы хорошего человека на основе произведения В.Г. Распутина «Уроки французского».

Определяют и формулируют цель деятельности с помощью учителя;

учатся высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя.

1.4

22

Что значит быть рыцарем?


1

10.03



М/м, интерактивная доска


Дискуссия «Бескорыстие добрых дел»

Делают выводы в результате совместной работы класса и учителя;

оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушают и понимают речь других;

учатся работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

1.4

23

Какая она настоящая девочка?

1

17.03



М/м, интерактивная доска


Урок-дискуссия «Обращение к текстам (Н.Носов «Приклю­чения Незнайки и его друзей», А. Волков «Волшебник изумрудного го­рода») в поисках позитивных и негативных примеров»

Учатся высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя.

1.4


24-

25

Завтрашний характер в сегодняшнем поступке

Береги всё живое

2

31.03



М/м, интерактивная доска


Правильное поведение - залог успеха.

Принципы экологической этики.

Определяют и формулируют цель деятельности с помощью учителя;

учатся высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Учатся работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Раздел № 4. Самопознание. Самовоспитание.

7


1.5

26

Знакомство с собой

1

07.04


М/м, интерактивная доска

Эвристическая беседа

Определяют и формулируют цель деятельности с помощью учителя;

учатся высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя.

1.5

27

Я и окружающие

1

14.04


М/м, интерактивная доска



Деловая игра

Делают выводы в результате совместной работы класса и учителя;

оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушают и понимают речь других;

учатся работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

1.5

28

Ваш внутренний портрет

1

21.04



М/м, интерактивная доска




Дискуссия «Почему мы так себя ведем?»

Делают выводы в результате совместной работы класса и учителя;

оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушают и понимают речь других;

учатся работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

1.5

29

Сходство и различие наших «Я»

1

28.04



М/м, интерактивная доска





Дебаты «Основы самовоспитания»

Определяют и формулируют цель деятельности с помощью учителя;

учатся высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя.

1.5

30

У меня такой характер

1

05.05



М/м, интерактивная доска

Ролевая игра «О чем говорят лица» (обращение к тексту А. Дюма «Три мушке­тера»)

Оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

учатся высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя.

1.5


31-

32

Дай волю воображению

Настоящий друг

2

12.05



М/м, интерактивная доска



Размышление: «Каким я хочу стать?»

Ролевая игра «Значение доброго слова и его цена»

Определяют и формулируют цель деятельности с помощью учителя;

учатся высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя.


1.5

1.6

33-

34

Я в общении

«В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души»

2

19.05



М/м, интерактивная доска



Самоанализ: «Мои хорошие качества»

Социальный проект «Размышления «Мой добрый поступок»

Учатся высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

учатся высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!