СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Экологический кружок» 1-4 классы на 2016/2017 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности «Экологический кружок» разработана на основе программы дополнительного образования детей «Оздоровительно-познавательный туризм» (автор Смирнов Д.В., 2003).  Направление внеурочной деятельности — спортивно-оздоровительное.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Экологический кружок» 1-4 классы на 2016/2017 учебный год»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 2» города Смоленска

(МБОУ «СШ № 2»)


ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

на заседании Директор МБОУ «СШ № 2»

педагогического совета _______ И. В. Позднякова

Протокол от « 29» августа 2016г. №1 « 31 » августа 2016г.









Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Экологический кружок»

1-4 классы

на 2016/2017 учебный год







Программу составили

Кириченко Виктория Николаевна,

социальный педагог,

первая квалификационная категория,

Колесникович Татьяна Владимировна,

учитель химии,

первая квалификационная категория

Пояснительная записка

Проблема организации внеурочной деятельности учащихся является актуальной на любом этапе школьного образования, но особое значение она приобретает на его начальной ступени.

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования организации внеурочной деятельности учащихся уделяется особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Воспитание не должно быть сведено к проведению мероприятий, отделено от деятельности ребёнка в школе, семье, в группе одноклассников, от социального окружения, от получения важной информации и жизненных навыков. Воспитание не должно быть изолировано от окружающего их мира.

Программа предназначены для учителей, имеющих минимальную необходимую педагогическую и эколого-туристскую подготовку. Учителям рекомендуется планировать и осуществлять работу по программам с учетом ближайших и дальних перспектив организации деятельности эколого-туристского коллектива.

Систематические занятия по программе, должны способствовать приобретению воспитанниками знаний: по основам туристской подготовки; походах, путешествиях и экскурсиях; ориентировании на местности; выполнению в походных условиях необходимых краеведческих наблюдений и исследований; оказанию первой доврачебной помощи, культуре межличностного общения, а также формировании компетенций необходимых для формирования навыков здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире

Комплексность программы основывается на цикличности спортивно-оздоровительной, туристско-краеведческой и исследовательской деятельности и самодеятельности эколого-туристского коллектива, по принципу расширяющейся и углубляющейся спирали, должностно-ролевой системе творческого самоуправления и развития самодеятельности занимающихся.

Для эффективного усвоения содержания учебного материала практическую деятельность занимающихся можно организовывать не только на местности в непосредственном контакте с природной средой, но и в помещении. Следует учитывать интеллектуальный аспект эколого-оздоровительного образования, тесную связь между физическим и умственным развитием, их взаимообусловленность.

Особое внимание при организации любого вида деятельности необходимо уделять вопросам обеспечения безопасности и предупреждения травматизма, на них следует акцентировать внимание, как учителю, так и обучающимся при изучении и освоении каждой темы, при проведении каждого практического занятия (упражнения) на полигоне или местности. Программа предполагает углубленное изучение вопросов выживания и деятельности, в том числе ведении здорового образа жизни, бережное отношение к природе.

Программа внеурочной деятельности «Экологический кружок» разработана на основе программы дополнительного образования детей «Оздоровительно-познавательный туризм» (автор Смирнов Д.В., 2003). Направление внеурочной деятельности — спортивно-оздоровительное.

Данная программа предназначена для учащихся первого уровня обучения (1-4 классы), рассчитана на три года реализации: 1класс — 33 часа, 2 класс — 34 часа, 3 класс — 34 часа, 4 класс — 34 часа.

Цель: развитие двигательной, функциональной и познавательной активности обучающихся младших классов, укрепление их здоровья, психическое и физическое оздоровление организма в процессе эколого-познавательной деятельности.

Задачи:

  • расширять экологические представления младших школьников, конкретизировать их;

  • способствовать оздоровлению детей на занятиях в условиях природной среды;

  • вовлекать учащихся в поисково-исследовательскую деятельность средствами экологии;

  • углублять теоретические знания обучающихся в области экологии, формировать основополагающие экологические понятия, соответствующие возрастным возможностям младших школьников;

  • обеспечить широкой и разнообразной практической деятельностью по изучению и охране окружающей среды.

Для успешной реализации воспитательной программы необходимо определить принципы жизнедеятельности классного коллектива:

- принцип природосообразности;

- принцип прогностичности;

- принцип рефлексивности;

- принцип культуросообразности.

Основными формами организации деятельности обучающихся являются: час общения, экскурсии, презентации, исследования, беседы, практические работы, ролевые игры, самостоятельная работа.

В результате реализации программы для воспитанников будут созданы условия, которые содействуют развитию индивидуальных и творческих способностей личности, усвоению нравственного, духовного, исторического и экологического опыта нахождения в условиях природной среды.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО программа внеурочной деятельности ориентирована на становление таких личностных характеристик учащихся, как любовь к своему народу, своему краю и стране, уважение и приятие ценностей семьи и общества, заинтересованное познание мира, доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию.


Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих личностных результатов:

  • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;

  • осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;

  • восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;

  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

  • развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;

  • развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости), понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;

  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса «Русский язык»;

  • развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

  • развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов и др., к работе на результат;

  • установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты


регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

  • планировать пути достижения целей;

  • устанавливать целевые приоритеты;

  • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

  • при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

  • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

  • адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

  • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

  • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью;

  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

  • работать в группе устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  • основам коммуникативной рефлексии;

  • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

  • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней реч

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • брать на себя инициативу в организации совместного действия;

  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

  • осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

  • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

  • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

  • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

  • в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • давать определение понятиям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

  • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

  • работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на образном сближении слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • основам рефлексивного чтения;

  • ставить проблему, аргументировать её актуальность, самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий и процессов;

  • организовывать исследование с целью проверки гипотез;

  • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Воспитательный аспект

-воспитание любви к родному языку, потребности использовать литературную речь в общении, гордости за принадлежность к народу с великой историей;

- воспитание желания узнавать больше о русском языке и литературе;

- воспитание читательской культуры.

1-й год реализации

Прогнозируемый воспитательный результат:

- знают свой класс, школьный двор и объекты, находящиеся на школьном участке;

- имеют представление о правилах поведения юных экологов.

Прогнозируемый воспитательный эффект:

- бережное отношение к природной среде;

- формирование и развитие личностного отношения к здоровому образу жизни;

- мотивация интереса к изучению природный среды.



Учебно-тематическое планирование


№ п.п.

Наименование раздела

Кол-во часов

всего

теория

практич

1.

Правила поведения юных экологов

1

1


2.

Основы безопасности в природной среде

3

1

2

3.

Распознавание растений и животных ближайшего природного окружения

3

1

2

4.

Мой дом, моя школа, школьный двор

4

1

3

5.

Связь между здоровьем человека и окружающей средой

2

1

1

6.

Красная книга Смоленской области

2

1

1

7.

Мастерим кормушки для птиц

2

1

1

8.

Стороны горизонта

4

1

3

9.

Экологическая группа на туристской прогулке, экскурсии

3

1

2

10.

Организация биваков и охрана природы

4

1

3

11.

Родословие

5

2

3


всего

33

12

21


Содержание тем учебного курса


Правила поведения юных экологов:

Правила поведения в учебном классе, спортивном зале, на учебно-тренировочном полигоне, в парке (лесу).

Охрана природной среды (зеленой зоны) вокруг школы, дома и на улице.

История и традиции выполнения общественно полезных дел юными экологами. Правила поведения юных экологов на экскурсиях и туристских прогулках.

Практические занятия. Игра «Вместе на прогулку». Сбор группы и прогулка по микрорайону (окре­стностям школы) в межсезонье для выяснения и корректировки умений готовиться к участию в экологических мероприятиях.

Основы безопасности в природной среде:

Правила поведения и соблюдения тишины при участии в ту­ристской прогулке, экскурсии в парк (лес), взаимопомощь в ту­ристской группе. Правила поведения юных туристов во время различных природных явлений (снегопада, гололеда, грозы, ливня, тумана и пр.). Правила поведения в парке (лесу) при об­наружении задымления или очага возгорания. Правила безопас­ности при встрече в природной (городской) среде с представи­телями животного мира (в том числе домашними животными). Необходимость выполнения требований руководителя турист­ской (экскурсионной) группы.

Распознавание растений и животных ближайшего природного окружения:

Выделение основных признаков по которым можно распознать те или иные растения, деревья, кустарники, находящиеся на территории школы. Называние растений и животных школьного двора.

Практические занятия: Составление атласа с растительным миром школьного двора.

Мой дом, моя школа, школьный двор:

Формирование представлений занимающихся о своем доме (квартире), школе и школьном дворе; назначении и расположе­нии различных комнат, кабинетов в здании школы и сооруже­ний школьного двора.

Практические занятия. Экскурсия по зданию школы, каби­нетам и другим помещениям.

Занятие на местности. Экскурсия на школьный двор и при­школьный участок (знакомство с назначением различных по­строек и объектов).

Связь между здоровьем человека и окружающей средой:

Познакомить учащихся с задачами, стоящими перед экологией человека, с современными экологическими проблемами, связанными с ухудшением здоровья людей; выявить зависимость между состоянием окружающей среды и уровнем здоровья человека; установить связь между понятиями "охрана окружающей среды" и "охрана здоровья".

Формирование у обучающихся представлений о здоровье человека и элементарных нормах соблюдения здорового образа жизни.

Практические занятия. Выполнение комплекса утренней гимнастики и общеразвивающих упражнений.

Красная книга Смоленской области:

Знакомство с Красной книгой Смоленской области, рассказ о книги и ее назначении. Демонстрация книги и рассказ о некоторых животных из книги.

Практические занятия. Составить рассказ о понравившимся животном из Красной книги и рассказать о нем товарищам.

Мастерим кормушки для птиц:

Формирование первоначальных умений и навыков при соединении деталей. При изготовлении изделий продолжать обучать учащихся самостоятельно анализировать и контролировать результаты своей работы. 

Практическое занятие. Сделать простую кормушку для птиц своими руками.

Занятия на местности. Экологическая прогулка по двору школу, подбор места для расположения кормушек.

Стороны горизонта:

Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование по сторонам горизонта. Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта по объектам растительного и животного мира, по местным признакам.

Практическое занятие. Выработка навыков определения сторон горизонта по солнцу, объектам растительного и живот­ного мира, по местным признакам в условиях парка (леса) или района школы, пришкольного участка.

Экологическая группа на туристской прогулке, экскурсии:

Строй экологической группы. Направляющий, замыкающий в экологической группе. Организация привалов во время прогул­ки (экскурсии). Ритм и темп движения экологической группы во время прогулки (экскурсии). Взаимопомощь в экологической группе. Привалы прогоночный, промежуточный, обеденный. Распорядок дня юного туриста во время экскурсии и на про­гулке.

Занятия на местности. Построение в походную колонну, организация движения группы. Правила перехода дорог, улиц. Работа направляющего и замыкающего. Туристская прогулка (экскурсия).

Организация биваков и охрана природы:

Бивак на экскурсионной прогулке. Охрана природы при органи­зации привалов и биваков. Требования к бивакам (дрова, источ­ники воды, безопасность, эстетичность, экология). Устройство и оборудование бивака (места для приема пищи, отдыха, гигие­ны и умывания, забора воды и мытья посуды). Охрана природы на туристской прогулке или во время экскурсии.

Практические занятия. Планирование места организации бивака по плану местности. Планировка и органи­зация бивака на местности. Организация бивачных работ. Раз­бивка лагеря для привала на экологической прогулке.

Родословие:

Состав семьи воспитанников (родословная). Семейные тра­диции и семейные праздники. Мой дом. Моя комната.

Практические занятия. Рисование на темы: «Дом, в котором я живу», «Моя комната», «Моя любимая иг­рушка». Рассказ о своих друзьях, родителях.



2-й год реализации

Прогнозируемый воспитательный результат:

- знают и соблюдают правила безопасного поведения в природной среде, на экскурсиях, прогулках;

- имеют представление о микрорайоне школы, ориентируются в нем;

- владеют элементарными навыками основ работы с картой и компасом.

- знают основные события в истории развития своего города;

- знают историю и традиции своего образовательного учреждения, знакомы с историей школы;

Прогнозируемый воспитательный эффект:

- осознание личной сопричастности к окружающей природе, бережное отношение к природе;

- формирование и развитие личностного отношения к историческим и культурным ценностям школы.

Учебно-тематическое планирование


№ п.п.

Наименование раздела

Кол-во часов

всего

теория

практич

1.

Правила поведения юных экологов

1

1


2.

Основы безопасности в природной среде

2

1

1

3.

Растения и животные ближайшего природного окружения их топографическое изображение растений

4

1

3

4.

Школьный двор, мой микрорайон

4

1

3

5.

Связь между здоровьем человека и окружающей средой

2

1

1

6.

Красная книга Смоленской области

2

1

1

7.

Мастерим кормушки для птиц

2

1

1

8.

Стороны горизонта и устройство компаса

4

1

3

9.

Экологическая группа на туристской прогулке, экскурсии

3

1

2

10.

Организация биваков и охрана природы

5

2

3

11.

Родословие, земляки

5

2

3

 

всего

34

13

21


Содержание тем учебного курса


Правила поведения юных экологов:

Правила поведения в учебном классе, спортивном зале, на учебно-тренировочном полигоне, в парке (лесу).

Охрана природной среды (зеленой зоны) вокруг школы, дома и на улице.

История и традиции выполнения общественно полезных дел юными экологами. Правила поведения юных экологов на экскурсиях и туристских прогулках.

Практические занятия. Игра «Вместе на прогулку». Сбор группы и прогулка по микрорайону (окре­стностям школы) в межсезонье для выяснения и корректировки умений готовиться к участию в экологических мероприятиях.

Основы безопасности в природной среде:

Правила поведения и соблюдения тишины при участии в ту­ристской прогулке, экскурсии в парк (лес), взаимопомощь в ту­ристской группе. Правила поведения юных туристов во время различных природных явлений (снегопада, гололеда, грозы, ливня, тумана и пр.). Правила поведения в парке (лесу) при об­наружении задымления или очага возгорания. Правила безопас­ности при встрече в природной (городской) среде с представи­телями животного мира (в том числе домашними животными). Необходимость выполнения требований руководителя турист­ской (экскурсионной) группы.

Растения и животные ближайшего природного окружения их топографическое изображение растений:

Выделение основных признаков по которым можно распознать те или иные растения, деревья, кустарники, находящиеся на территории школы и прилегающей территории. Называние растений и животных школьного и пришкольного двора.

Практические занятия: Составление атласа с растительным миром школьного и пришкольного двора. Топографическое изображения растительности.

Школьный двор, мой микрорайон:

Формирование представлений занимающихся о школьном дворе; назначении и расположе­нии различных сооруже­ний школьного двора, а так же изучение микрорайона школы.

Практическое занятие. Рисование схемы школьного двора.

Занятие на местности. Экскурсия на школьный двор и при­школьный участок. Экскурсия по микрорайону школы с использованием карты микрорайона.

Связь между здоровьем человека и окружающей средой:

Познакомить учащихся с задачами, стоящими перед экологией человека, с современными экологическими проблемами, связанными с ухудшением здоровья людей; выявить зависимость между состоянием окружающей среды и уровнем здоровья человека; установить связь между понятиями "охрана окружающей среды" и "охрана здоровья".

Формирование у обучающихся представлений о здоровье человека и элементарных нормах соблюдения здорового образа жизни.

Практические занятия. Выполнение комплекса утренней гимнастики и общеразвивающих упражнений.

Красная книга Смоленской области:

Углубление познаний Красной книгой Смоленской области, рассказ о книги и ее назначении. Демонстрация книги и рассказ о некоторых животных из книги.

Практические занятия. Составить рассказ о понравившимся животном из Красной книги и рассказать о нем товарищам.

Мастерим кормушки для птиц:

Формирование первоначальных умений и навыков при соединении деталей. При изготовлении изделий продолжать обучать учащихся самостоятельно анализировать и контролировать результаты своей работы. 

Практическое занятие. Сделать простую кормушку для птиц своими руками.

Занятия на местности. Экологическая прогулка по двору школу, подбор места для расположения кормушек.

Стороны горизонта и устройство компаса:

Компас его предназначение и устройство. Основы навыка применения компаса в природной среде.

Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование по сторонам горизонта. Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта по объектам растительного и животного мира, по местным признакам.

Практическое занятие. Выработка и закрепление навыков определения сторон горизонта по солнцу, объектам растительного и живот­ного мира, по местным признакам в условиях парка (леса) или района школы, пришкольного участка. Обучение правилам пользования компаса.

Экологическая группа на туристской прогулке, экскурсии:

Строй экологической группы. Направляющий, замыкающий в экологической группе. Организация привалов во время прогул­ки (экскурсии). Ритм и темп движения экологической группы во время прогулки (экскурсии). Взаимопомощь в экологической группе. Привалы прогоночный, промежуточный, обеденный. Распорядок дня юного туриста во время экскурсии и на про­гулке.

Занятия на местности. Построение в походную колонну, организация движения группы. Правила перехода дорог, улиц. Работа направляющего и замыкающего. Туристская прогулка (экскурсия).

Организация биваков и охрана природы:

Бивак на экскурсионной прогулке. Охрана природы при органи­зации привалов и биваков. Требования к бивакам (дрова, источ­ники воды, безопасность, эстетичность, экология). Устройство и оборудование бивака (места для приема пищи, отдыха, гигие­ны и умывания, забора воды и мытья посуды). Охрана природы на туристской прогулке или во время экскурсии.

Практические занятия. Планирование места организации бивака по плану местности. Планировка и органи­зация бивака на местности. Организация бивачных работ. Раз­бивка лагеря для привала на экологической прогулке.


3-й год реализации

Прогнозируемый воспитательный результат:

- знают экологические маршруты, умеют наблюдать за природными явлениями;

- владеют основами групповой проектной деятельности;

- имеют представление о значительных краеведческих событиях;

- имеют представления смоем микрорайоне и ближайшей зеленой зоны;

- умеют разбивать биваки и соблюдают правила безопасного поведения.

Прогнозируемый воспитательный эффект:

- формирование и развитие личностного отношения природным ценностям своего микрорайона и ближайшей зеленой зоны;

- осознание личной сопричастности к природоохранной деятельности;

- проявление активной жизненной позиции.


Учебно-тематическое планирование


№ п.п.

Наименование раздела

Кол-во часов

всего

теория

практич

1.

Правила поведения юных экологов

1

1


2.

Основы безопасности в природной среде, изучение основных травм

2

1

1

3.

Распознавание растений и животных ближайшей лесной зоны

4

1

3

4.

Мой микрорайон, мой лес

4

1

3

5.

Ориентирование по компасу, изучение карт

3

1

2

6.

Живые существа, которым угрожает исчезновение, Красная книга России

2

1

1

7.

Основы здорового образа жизни юных экологов

2

1

1

8.

Экологическая группа на туристской прогулке, экскурсии, в экологическом походе

4

1

3

9.

Мастерим кормушки для птиц

3

1

2

10.

Организация биваков и охрана природы

4

1

3

11.

Схематическое изображение карт экологических маршрутов

5

2

3

 

всего

34

12

22




Содержание тем учебного курса


Правила поведения юных экологов:

Правила поведения в учебном классе, спортивном зале, на учебно-тренировочном полигоне, в парке (лесу).

Охрана природной среды (зеленой зоны) вокруг школы, дома и на улице.

История и традиции выполнения общественно полезных дел юными экологами. Правила поведения юных экологов на экскурсиях и туристских прогулках.

Практические занятия. Игра «Вместе на прогулку». Сбор группы и прогулка по микрорайону (окре­стностям школы) в межсезонье для выяснения и корректировки умений готовиться к участию в экологических мероприятиях.

Основы безопасности в природной среде:

Правила поведения и соблюдения тишины при участии в ту­ристской прогулке, экскурсии в парк (лес), взаимопомощь в ту­ристской группе. Правила поведения юных туристов во время различных природных явлений (снегопада, гололеда, грозы, ливня, тумана и пр.). Правила поведения в парке (лесу) при об­наружении задымления или очага возгорания. Правила безопас­ности при встрече в природной (городской) среде с представи­телями животного мира (в том числе домашними животными). Необходимость выполнения требований руководителя турист­ской (экскурсионной) группы.

Растения и животные ближайшей лесной зоны:

Выделение основных признаков по которым можно распознать те или иные растения, деревья, кустарники, находящиеся на территории ближайшей лесной зоны. Называние растений и животных ближайшей лесной зоны.

Практические занятия: Составление атласа с растительным миром ближайшей лесной зоны. Топографическое изображения растительности и местности.

Мой микрорайон, мой лес:

Формирование представлений занимающихся о ближайшей лесной зоне.

Практическое занятие. Рисование на тему «Мой лес».

Занятие на местности. Экскурсия по ближайшей лесной зоне, в том числе с использованием карты.

Ориентирование по компасу, изучение карт:

Компас его предназначение и устройство. Основы навыка применения компаса в природной среде.

Практическое занятие. Выработка и закрепление навыков определения сторон горизонта по компасу, изучение карт.

Живые существа, которым угрожает исчезновение, Красная книга России:

Знакомство с Красной книгой России, рассказ о книги и ее назначении. Демонстрация книги и рассказ о некоторых животных из книги.

Практические занятия. Составить рассказ о понравившимся животном из Красной книги и рассказать о нем товарищам.

Основы здорового образа жизни юных экологов:

Расширить знания о здоровом образе жизни, задачами стоящими перед экологией человека, с современными экологическими проблемами, связанными с ухудшением здоровья людей; выявить зависимость между состоянием окружающей среды и уровнем здоровья человека; установить связь между понятиями "охрана окружающей среды" и "охрана здоровья".

Формирование у обучающихся потребности в ведении здорового образа жизни.

Практические занятия. Выполнение комплекса утренней гимнастики и общеразвивающих упражнений.

Мастерим кормушки для птиц:

Формирование первоначальных умений и навыков при соединении деталей. При изготовлении изделий продолжать обучать учащихся самостоятельно анализировать и контролировать результаты своей работы. 

Практическое занятие. Сделать простую кормушку для птиц своими руками.

Занятия на местности. Экологическая прогулка микрорайону, подбор места для расположения кормушек.

Экологическая группа на туристской прогулке, экскурсии, в экологическом походе:

Строй экологической группы. Направляющий, замыкающий в экологической группе. Организация привалов во время прогул­ки (экскурсии). Ритм и темп движения экологической группы во время прогулки (экскурсии). Взаимопомощь в экологической группе.

Занятия на местности. Построение в походную колонну, организация движения группы. Правила перехода дорог, улиц. Работа направляющего и замыкающего. Туристская прогулка (экскурсия).

Организация биваков и охрана природы:

Бивак на экскурсионной прогулке. Охрана природы при органи­зации привалов и биваков. Требования к бивакам (дрова, источ­ники воды, безопасность, эстетичность, экология). Устройство и оборудование бивака (места для приема пищи, отдыха, гигие­ны и умывания, забора воды и мытья посуды). Охрана природы на туристской прогулке или во время экскурсии.

Практические занятия. Самостоятельная органи­зация бивака на местности. Соблюдение правил проведения бивачных работ. Раз­бивка лагеря для привала на экологической прогулке.

Схематическое изображение карт экологических маршрутов:

Схематическое изображение карт, включает в себя зарисовку маршрута пройденного группой ранее, с внесением в карту наиболее важных мест маршрута. У обучающихся формируется способность к запоминанию маршрута своего движения.

Практические занятия. Нарисовать свой маршрут движения в школу с максимально подробным описанием. Топографический диктант экологического маршрута.


4-й год реализации

Прогнозируемый воспитательный результат:

- имеют представление о экологических походах, экскурсиях, прогулках, знают о их назначении;

- имеют представления о сборе информации для экологической экспозиции.

Прогнозируемый воспитательный эффект:

- формирование устойчивого интереса и желания изучать природное наследие своей области;

- развитие наблюдательности, умения сравнивать, высказывать собственное мнение;

- закрепление умения и навыков в самостоятельной эколого-туристской деятельности, умение безопасно прибывать в естественной природной среде.

Учебно-тематическое планирование


№ п.п.

Наименование раздела

Кол-во часов

всего

теория

практич

1.

Правила поведения юных экологов

1


1

2.

Основы безопасности в природной среде, оказание первой доврачебной помощи

3

1

2

3.

Распознавание растений и животных ближайшей лесной зоны

3

1

2

4.

План местности

3

1

2

5.

Ориентирование по компасу, изучение карт

3

1

2

6.

Живые существа, которым угрожает исчезновение, Красная книга России

2

1

1

7.

Основы здорового образа жизни юных экологов

3

1

2

8.

Экологическая группа на туристской прогулке, экскурсии, в экологическом походе

6

1

5

9.

Установка палаток

3

1

2

10.

Организация биваков и охрана природы

4

1

3

11.

Личное снаряжение и уход за ним

3

1

2

 

всего

34

10

14



Содержание тем учебного курса


Правила поведения юных экологов:

Правила поведения в учебном классе, спортивном зале, на учебно-тренировочном полигоне, в парке (лесу).

Охрана природной среды (зеленой зоны) вокруг школы, дома и на улице.

История и традиции выполнения общественно полезных дел юными экологами. Правила поведения юных экологов на экскурсиях и туристских прогулках.

Практические занятия. Игра «Вместе на прогулку». Сбор группы и прогулка по микрорайону (окре­стностям школы) в межсезонье для выяснения и корректировки умений готовиться к участию в экологических мероприятиях.

Основы безопасности в природной среде:

Проверка знаний основных правил поведения в природной среде.

Оказание первой доврачебной помощи:

  • при порезах, ссадинах, ушибах, мозолях. Характеристика травм. Необходимая помощь. Способы обработки. Профилак­тика;

  • попадании в глаза посторонних предметов. Профилактика и защита глаз от попадания посторонних предметов, химиче­ских жидкостей, газов. Необходимая помощь. Способы обра­ботки;

  • ожогах и обморожениях. Причины ожогов и обморожений. Виды ожогов и обморожений, признаки. Профилактика обмо­рожений и защита организма от мороза;

  • тошноте, рвоте (отравлении). Профилактика пищевых от­равлений. Признаки отравления. Оказание необходимой помощи;

  • солнечном, тепловом ударе. Причины теплового и солнеч­ного удара. Необходимая помощь. Признаки заболевания.

План местности:

Рисунок и простейший план местности (школьного двора, двора своего дома или своей улицы).

Обсуждение историй из книг и мультфильмов, где их ге­рои использовали планы местности или рисунки в различных целях (поиск кладов, путешествия, постройка жилища для друзей). История развития способов изображения земной по­верхности и их значение для человечества. Изображение мест­ности (школьного двора) на рисунке, фотографии, схеме или плане.

Практические занятия. Рисовка занимающимися плана сто­ла (парты), класса, своей комнаты. Знакомство с планом распо­ложения школы, школьного двора, двора своего дома или своей улицы.

Занятия на местности. Измерение расстояний (шагами и парами шагов) на школьном дворе, в парке. Освоение навы­ков чтения и движение по схеме (плану) школы или школьного двора.

Мой микрорайон, мой лес:

Формирование представлений занимающихся о ближайшей лесной зоне.

Практическое занятие. Рисование на тему «Мой лес».

Занятие на местности. Экскурсия по ближайшей лесной зоне, в том числе с использованием карты.

Ориентирование по компасу, изучение карт:

Компас его предназначение и устройство. Основы навыка применения компаса в природной среде.

Практическое занятие. Выработка и закрепление навыков определения сторон горизонта по компасу, изучение карт.

Живые существа, которым угрожает исчезновение, Красная книга России:

Знакомство с Красной книгой России, рассказ о книги и ее назначении. Демонстрация книги и рассказ о некоторых животных из книги.

Практические занятия. Составить рассказ о понравившимся животном из Красной книги и рассказать о нем товарищам.

Основы здорового образа жизни юных экологов:

Расширить знания о здоровом образе жизни, задачами стоящими перед экологией человека, с современными экологическими проблемами, связанными с ухудшением здоровья людей; выявить зависимость между состоянием окружающей среды и уровнем здоровья человека; установить связь между понятиями "охрана окружающей среды" и "охрана здоровья".

Формирование у обучающихся потребности в ведении здорового образа жизни.

Практические занятия. Выполнение комплекса утренней гимнастики и общеразвивающих упражнений.

Экологическая группа на туристской прогулке, экскурсии, в экологическом походе:

Строй экологической группы. Направляющий, замыкающий в экологической группе. Организация привалов во время прогул­ки (экскурсии). Ритм и темп движения экологической группы во время прогулки (экскурсии). Взаимопомощь в экологической группе.

Занятия на местности. Построение в походную колонну, организация движения группы. Правила перехода дорог, улиц. Работа направляющего и замыкающего. Туристская прогулка (экскурсия).

Установка палаток:

Устройство палаток. Выбор места на площадке (поляне) для установки палатки. Требования к месту для установки палатки на поляне (биваке). Установка палатки, тента для палатки или тента для отдыха группы.

Практические занятия. Проверка комплектации палатки и ее целостности перед выходом на прогулку. Упаковка палатки для транспортировки.

Занятие на местности. Овладение навыками установки, снятия и упаковки палатки (пришкольная площадка или парк).

Организация биваков и охрана природы:

Бивак на экскурсионной прогулке. Охрана природы при органи­зации привалов и биваков. Требования к бивакам (дрова, источ­ники воды, безопасность, эстетичность, экология). Устройство и оборудование бивака (места для приема пищи, отдыха, гигие­ны и умывания, забора воды и мытья посуды). Охрана природы на туристской прогулке или во время экскурсии.

Практические занятия. Самостоятельная органи­зация бивака на местности. Соблюдение правил проведения бивачных работ. Раз­бивка лагеря для привала на экологической прогулке.

Личное снаряжение и уход за ним:

Личное снаряжение юного эколога для эколого-туристской прогул­ки, участия в экскурсии: рюкзачок и требования к нему; обувь; требования к одежде (белье, спортивный костюм, куртка, брю­ки, ветровка, головной убор и пр.); личная посуда; средства личной гигиены; требования к упаковке продуктов для перекуса.

Укладка рюкзачка, соблюдение гигиенических требований. Умение подобрать личное снаряжение в соответствии с погод­ными условиями и сезоном года. Уход за личным снаряжением.

Практические занятия. Игра «Собери рюкзачок к турист­ской прогулке». Сбор группы и прогулка по микрорайону (окре­стностям школы) в межсезонье для выяснения и корректировки умений готовиться к участию в туристских мероприятиях.


Календарно-тематическое планирование

4-й год

ВТ-4А

№ п.п.

Наименование раздела

количество часов

дата

примеч-я

всего

теория

практика

1.

Правила поведения юных экологов

1

-

1

06.09


2.

Основы безопасности в природной среде, оказание первой доврачебной помощи

3

1


1

1

13.09

20.09

27.09


3.

Распознавание растений и животных ближайшей лесной зоны

3

1


1

1

04.10

11.10

18.10


4.

План местности

3

1


1

1

25.10

08.11

15.11


5.

Ориентирование по компасу, изучение карт

3

1


1

1

22.11

29.11

06.12


6.

Живые существа, которым угрожает исчезновение, Красная книга России

2

1


1

13.12

10.01


7.

Основы здорового образа жизни юных экологов

3

1


1

1

17.01

24.01

31.01


8.

Экологическая группа на туристской прогулке, экскурсии, в экологическом походе

6

1


1

1

1

1

1

07.02

14.02

21.02

28.02

07.03

14.03


9.

Установка палаток

3

1


1

1

21.03

04.04

11.04


10.

Организация биваков и охрана природы

4

1


1

1

1

18.04

25.04

02.05

16.05


11.

Личное снаряжение и уход за ним

3

1


1

1

23.05

30.05


 

всего

34

10

24





Календарно-тематическое планирование

4-й год

СР-4Б

№ п.п.

Наименование раздела

количество часов

дата

примеч-я

всего

теория

практика

1.

Правила поведения юных экологов

1


1

07.09


2.

Основы безопасности в природной среде, оказание первой доврачебной помощи

3

1


1

1

14.09

21.09

28.09


3.

Распознавание растений и животных ближайшей лесной зоны

3

1


1

1

05.10

12.10

19.10


4.

План местности

3

1


1

1

26.10

09.11

16.11


5.

Ориентирование по компасу, изучение карт

3

1


1

1

23.11

30.11

07.12


6.

Живые существа, которым угрожает исчезновение, Красная книга России

2

1


1

14.12

11.01


7.

Основы здорового образа жизни юных экологов

3

1


1

1

18.01

25.01

01.02


8.

Экологическая группа на туристской прогулке, экскурсии, в экологическом походе

6

1


1

1

1

1

1

08.02

15.02

22.02

01.03

15.03

22.03


9.

Установка палаток

3

1


1

1

05.04

12.04

19.04


10.

Организация биваков и охрана природы

4

1


1

1

1

26.04

06.05

13.05

20.05


11.

Личное снаряжение и уход за ним

3

1


1

1

27.05


 

всего

34

10

24





Мониторинговая карта результатов освоения

программы внеурочной деятельности


Критерии

Показатели

Инструментарий

Сроки проведения

Личностные результаты

Уровень самооценки

Выявление уровня адекватности самооценки

Методика «Лесенка»

В.Г. Щур

октябрь - апрель

Метапредметные результаты

Коммуникативные УУД

Выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника

Методика «Кто прав?» Г.А.Цукерман

октябрь - май


Список литературы:


1.Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010.

 2.  Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. –  М.:Просвещение, 2010, 119с.

3.  Аверина,  Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71

4.  Бобкова, Н.Н. Окружающий мир: тематический тестовый контроль в начальной школе.  Волгоград: Учитель, 2007. 152с.

5. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010, 223с.

6. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12

7. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова,   М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 9785090210584.

8.Чуракова, Р.Г. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной  деятельности (Текст): 1-4 кл.: в 2 ч.- М.: Академкнига/Учебник, 2011.- Ч. 1: 240 с.

 Дополнительная литератур:

1. Гераськина Е.Г., Кувшинова Л.В. Экологический клуб «Почемучки». – Новокузнецк, 2011,26с.

1.Кропочева, Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения.- Новокузнецк, 1997, 52с.

2. Кропочева ,Т.Б. Нетрадиционные уроки природоведения. Методическое пособие.- Новокузнецк: Изд.ИПК, 1999, 42с.

 3.Ляшова, Н.Н. Разноуровневые проверочные и тестовые работы по естествознанию. 1-4 классы.-Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,2003.- 448с.

4. Маханева, М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России: Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005.-72 с.

5.Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – журнал «Начальная школа» №10, 2005.

6.Рыжова, Н.А. Не просто сказки (экологические рассказы, сказки, праздники). – журнал «Начальная школа», 1998, №10.

7.Тарабарина, Т.И. И учеба и игра: Природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-240 с.

8.Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-192 с.  


Список литературы для обучающихся:

Основная литература:

1.Калугин, М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки.- Ярославль: «Академия развития», 1998, 192с.

2.Кропочева, Т.Б. Родной край: Учебное пособие для учащихся начальных классов.- Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2006.- 126с.

Дополнительная литература:

1.Скребцова, М. Природа – глазами души.: М.: 1999, 48 с.

2.Томилина, М.Е. Природоведение для младших школьников.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.- 64 с.

3.Шамионов Р.М. Я и мир вокруг меня. 3-4 класс: тетрадь для занятий.- Волгоград: Учитель, 2010, 39 с.

Предметные Интернет ресурсы























Скачать

© 2017 1407 55

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!