Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
г.Когалыма Тюменской области ХМАО-Югры
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Основы безопасности жизнедеятельности»
(социальное направление)
1-4 классы
Учитель: Власенко Галина
Анатольевна
г. Когалым, 2016г.
Паспорт рабочей программы
Согласовано руководитель ППС _______________/_______________ «___» ___________ 2016г. | Утверждено зам.директора по УВР ____________/_____________ «___» _________ 2016г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Основы безопасности жизнедеятельности»
(социальное направление)
1-4 классы
по ОБЖ
класс: 1-4
Учитель: Власенко Галина Анатольевна
Квалификационная категория: соответствие
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
(Ф ГОС НОО)
Количество часов в неделю по учебному плану – 1 час
Учебное пособие для учащихся: «Основы безопасности жизнедеятельности»
Авторы учебника (учебного пособия): Э.Н.Аюбов, Д.З. Прищепов, Н.В.Твердохлебов, М.В.Муркова
Год издания: 2015
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по изучению основ безопасности жизнедеятельности в ходе внеурочной деятельности (Методические рекомендации к учебным пособиям «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 4 классов 2015г., с учетом требований ФГОС начального общего образования
Составители (авторы): Э.Н.Аюбов, Д.З., Прищепов, Н.В.Твердохлебов, М.В.Муркова, А.Ю. Тараканов
Год издания программы: 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Формирование культуры безопасности жизнедеятельности является одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа по изучению основ безопасности жизнедеятельности в ходе внеурочной деятельности включает в себя формирование компетенций, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования.
Цель и задачи программы
Основой для выдвижения цели является социальный заказ, понимаемый как требование со стороны общества и государства к содержанию образования и качествам формирующейся в образовательной системе личности.
Основной целью программы является формирование культуры безопасности как качества личности. Представленное в виде совокупности знаний и осознанных действий, направленных на понимание опасных и безопасных факторов в окружающей действительности, готовности к адекватной оценке опасной ситуации и способности выстраивать социальные взаимоотношения по обеспечению безопасных действий на уровне личности и группы.
Основными задачами программы являются:
привитие основ культуры здорового образа жизни, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
формирование знаний о негативных факторах, наносящих вред здоровью детей;
формирование компетентностных знаний, умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности;
патриотическое, нравственное и физическое воспитание;
формирование социальной активности и четкой гражданской позиции;
формирование социально значимых навыков в процессе коллективной коммуникативной деятельности, формирование опыта социально значимой деятельности;
формирование законопослушного поведения и правовой культуры.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Формирование основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) во внеурочной деятельности должно проводиться на основе патриотического воспитания, социализации личности, развития лидерских качеств, социальной активности и гражданственности. С учетом специфики внеурочной деятельности в данной программе используются такие формы работы, которые обеспечивают событийный подход и постоянное подкрепление теоретических положений практической деятельностью.
В целях формирования функциональной грамотности и актуальных умений в программе учитывается необходимость привития обучающимся навыков действий в чрезвычайных ситуациях, в том числе умение оказывать поддержку, обращаться за помощью, взаимодействовать с людьми, конструктивно реагировать на неудачи, действовать решительно, оценивать свои возможности, эффективно и безопасно пользоваться домашними приборами.
Отличительные особенности программы
В научно-педагогической литературе вопросы безопасности представлены достаточным количеством методических пособий, обобщающих опыт педагогов-практиков, но только по конкретным направлениям (пожарная безопасность, безопасность дорожного движения и т.д.). данная программа является комплексной, в ней последовательно рассматриваются вопросы пожарной безопасности, правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций, безопасность в быту и другие вопросы, направленные на обеспечение безопасности детей, сохранение и укрепление их здоровья.
Формы и режим занятий
Место проведения занятия определяется педагогом исходя их темы и имеющихся возможностей и условий. Так, изучение некоторых тем целесообразно организовывать в спортзале, в школьном дворе или в рамках микрорайона (например, по безопасности на дорогах или по транспортной безопасности). Темы, связанные с патриотическим воспитанием и включающие информацию (вопросы) о спасателях, защитниках Отечества и т.д., целесообразно изучать с использованием возможностей соответствующих музеев, уголков боевой славы и т.д. занятия, освещающие вопросы природы иди безопасности на природе, рационально проводить в ходе экскурсии в краеведческий музей, школьный двор, парк, лес и т.п.
Для более полного и качественного усвоения материала по тематике безопасности жизнедеятельности рекомендуются следующие формы проведения занятий во внеурочное время: занятия-сказки, занятия-викторины, брейн-ринги, комбинированные занятия, самостоятельные занятия, занятия-экскурсии, игры-тренировки в составе класса, практикумы (практические занятия по отработке навыков поведения в опасных ситуациях и оказания само- и взаимопомощи). Формами занятий могут быть также целевые прогулки, напоминание, ситуативный разговор, сюжетно-ролевые игры, моделирование, ведение календаря, игры-экспериментирования.
Формы работы являются общими для различных программ, они характеризуют процесс, а не его содержание. Например, экскурсия в пожарную часть может быть решена как длительная культурно-досуговая программа, включающая в себя комплекс мероприятий: интерактивную беседу с просмотром видеосюжета, музыкальный конкурс, мастер-класс по изготовлению сувениров для пожарных, собственно посещение пожарной части и т.д. Занятия-экскурсии целесообразно организовывать для изучения соответствующих тем и при наличии дополнительного времени.
Особенности культурно-досуговых программ дополнительного образования в том, что овладение знаниями происходит в процессе самостоятельной деятельности воспитанников и их взаимодействия в ходе подготовки и проведения мероприятия. При проведении большинства культурно-досуговых программ реализуется модель «развлечение+обучение».
Огромный потенциал внеурочной деятельности заложен в творческих конкурсах по теме обеспечения безопасности жизнедеятельности. Так, например, школьник, продумывая рисунок, макет или выступление, оказывается в проблемной ситуации, вынуждающей его вспомнить, повторить и закрепить правила безопасного поведения. Данная деятельность важна и с социально-педагогической точки зрения – ребенок учится общаться, получает социальный опыт, повышает свою самооценку и уверенность в своих возможностях. Данные конкурсы е требуют от участников специальной пожарно-прикладной и спасательной подготовки, открывая дорогу детям, имеющим желание реализовываться в творческом направлении (игра на сцене, изготовление костюмов и декораций).
При решении проблем, связанных с поиском инновационных программ обучения детей младшего школьного возраста, целесообразным представляется использование классических схем, хорошо зарекомендовавших себя в дидактике. Обучение младших школьников через игру является известным методическим подходом (Д.Б. Эльконин, В.Л. Данилова, П.Я.Гальперин). Обучающие игры – это метод и форма организации учебной деятельности, характеризующаяся наличием двух блоков целей и задач: педагогических (образовательных, воспитательных, развития личности) и игровых. Есть игровой результат (тематический сувенир за участие в игре-конкурсе) и есть педагогический результат (сформированный алгоритм действий). Соответственно и мотивация участников также характеризуется двуплановостью: желание достижения конкретного игрового результата и познавательная мотивация, направленная на эффективность учебной деятельности. Педагогической задачей в данном аспекте является создание в процессе игры мотивационной системы, в которой познавательные мотивы будут играть доминирующую роль в общей системе мотивации. Целью таких мероприятий является как творческое осмысление полученных знаний в области ОБЖ, так и мониторинг уровня усвоения теоретических знаний.
Данная методика в настоящее время получила широкое распространение и педагогическое обоснование. В данном случае мы в какой-то степени пытаемся облегчить процесс «погружения» обучающихся в круг терминов, в предметно-вещевой мир профессии пожарного-спасателя и чрезвычайных ситуаций через творческую и игровую деятельность. Наиболее востребованной игровая методика становится при работе с младшим школьным возрастом, который является временем активного творческого поиска ответов на волнующие ребенка вопросы. Используя игры при обучении безопасности школьников младших классов, необходимо учитывать ряд психолого-педагогических особенностей данного возраста, в частности, значимость публичного одобрения в присутствии товарищей его поступков и достижений, через соревнование со сверстниками, через многие другие действия и ситуации, затрагивающие социальный престиж ребенка. Игровая деятельность дает возможность ребенку самому оценить полученные навыки и предоставляет возможность педагогического наблюдения в целях мониторинга успешности усвоения им навыков в области безопасности.
Младшим школьникам свойственны трудолюбие и самостоятельность, развитая способность к саморегуляции, способность часами в одиночку заниматься любимым делом (Л.Ф. Обухова), в том числе играть в настольно-печатные игры, игры-пазлы и т.д. Педагог может вместе с детьми разрабатывать и изготавливать простейшие дидактические игры. Интерес детей к занятиям с использованием данных форм будет намного выше.
К дидактическим играм относятся задания учебных пособий «Дорисуй рисунок», «Помоги найти безопасный выход», «Укрась елку безопасными игрушками», «Кто из детей действует неправильно».
Викторины (познавательные, познавательно-развлекательные, интеллектуальные) развивают умение находить оригинальные решения, что и требуется для обучения детей в области безопасности жизнедеятельности. Для проведения викторины педагог использует задания рабочей тетради, а также может предварительно составить дополнительные вопросы по теме. Викторина проводится как соревнование учеников, которые получают баллы за правильные ответы. Брейн-ринг – вид более сложной викторины, это соревнование двух команд, которые должны дать ответ на вопрос за определенное время и получить за это зачетные очки. Для проведения брейн-ринга также требуется подготовка вопросов по теме. Игры-тренировки и практические занятия проводятся для отработки навыков поведения и правильных действий в опасных ситуациях в быту, школе, на улице и на природе, а также для изучения основ оказания само- и взаимопомощи.
Внеурочная деятельность, как уже указывалось, подразумевает привлечение родителей к формированию культуры безопасности в рамках семейного воспитания детей и подростков. Большой интерес представляют конкурсы семейных команд с элементами спасательной тематики, проводимые в рамках праздничных программ. Хорошо себя зарекомендовала методика «Встречи с интересными людьми», когда на занятие приглашаются специалисты и сотрудники МЧС России. Присутствие значимого взрослого, к тому же в красивой форме, включает психологические механизмы активизации познавательной деятельности.
Способы проверки и оценки знаний
Система внеурочной деятельности подразумевает добровольное участие воспитанников во всех мероприятиях программы. Соответственно вопрос о последовательном и поэтапном освоении воспитанниками программы внеурочной деятельности в большей степени зависит от педагогического мастерства педагога, уровня и качества проводимых мероприятий, их психолого-педагогической атмосферы.
Оценка полученных знаний в области безопасности жизнедеятельности осуществляется во время проведения игр и бесед, при судействе конкурсов и викторин, просмотре сценического и художественно-декоративного творчества детей. Одним из критериев усвоения вопросов безопасности является успешное участие детей в соревнованиях разных уровней. Система внеурочной деятельности не подразумевает оценку деятельности воспитанников, но широко применяет поощрения в различных формах: призы, грамоты, благодарности и др.
Учебно-тематический план
№пп | Наименование разделов | Кол-во часов | В том числе |
Теория | Практика |
| | 1 класс | |
1 | Один дома | | 5 | 3 | 2 |
2 | Улица | | 6 | 4 | 2 |
3 | Школа | | 5 | 2 | 3 |
4 | Природа | | 5 | 3 | 2 |
5 | Гигиена | | 5 | 2 | 3 |
6 | Воспитание | | 4 | 3 | 1 |
7 | Первая помощь | | 4 | 2 | 2 |
Итого | | | 33 | 18 | 15 |
| | | 2 класс | |
1 | Один дома | | 5 | 3 | 2 |
2 | Городской транспорт | | 5 | 3 | 2 |
3 | Природа (животные; заблудился в лесу) | если | 5 | 2 | 3 |
4 | Водоемы | | 5 | 2 | 3 |
5 | Распорядок дня | | 4 | 3 | 1 |
6 | Первая помощь | | 5 | 2 | 3 |
7 | Воспитание | | 5 | 3 | 2 |
Итого | | | 34 | 17 | 17 |
| | | 3 класс | |
1 | Опасные ситуации дома | | 6 | 3 | 3 |
2 | Опасные ситуации в городе | | 6 | 3 | 3 |
3 | Опасные природные явления | | 6 | 4 | 2 |
4 | Вредные воздействия бытовой техники | 4 | 2 | 2 |
5 | Первая помощь | 6 | 3 | 3 |
6 | Патриотическое воспитание | 6 | 3 | 3 |
Итого | | 34 | 18 | 16 |
| | 4 класс | |
1 | Основы ЗОЖ | 10 | 6 | 4 |
2 | Вредные привычки | 4 | 3 | 1 |
3 | Чрезвычайные ситуации | 7 | 5 | 2 |
4 | Безопасность на транспорте | 5 | 3 | 2 |
5 | Пиротехнические средства | 2 | 1 | 1 |
6 | Первая помощь | 6 | 3 | 3 |
Итого | 34 | 21 | 13 |
Содержание программы
№ пп | Название раздела | Содержание разделов | Термины и понятия, которые обучающиеся должны уяснить (запомнить) в процессе изучения разделов | Характеристика видов деятельности учащихся |
1 КЛАСС |
1 | Один дома | 1. Острые, колющие и режущие предметы | Опасные предметы: ножницы, нож, иголка, отвертка, булавка, спицы | применять правила пользования острыми, колющими и режущими предметами: ножницами, ножом, иголкой, отвёрткой, булавкой, спицей |
2. Осторожно, вода! | Открытый кран, засоренный слив | соблюдать правила безопасного поведения |
3. Причины пожара | Зажигалка, спички, утюг, плита, елочная гирлянда, бенгальские огни | объяснять правила противопожарной безопасности при использовании утюга, плиты, ёлочных гирлянд, бенгальских огней |
4. Не шути с высотой | Балкон, окно, неустойчивые стулья (табуреты) | объяснять правила поведения при открытых окнах, балконах |
5. Беспорядок | Беспорядок, порядок, баловство | осваивать правила поведения в разных ситуациях: как вести себя дома |
2 | Улица | 1. Поведение на улице | Игры на проезжей части, игровая площадка, мяч, велосипед, ролики | объяснять элементарные правила поведения на проезжей части, игровой площадке, при пользовании мячом, велосипедом, роликами |
2.Безопасность на детской площадке | Детская площадка, качели, горка, карусель | объяснять и применять правила поведения на детской площадке, при пользовании качелями, горками, каруселями |
3. Безопасность на спортивной площадке | Спортивная площадка, ворота, каток, защитная экипировка. | соблюдать правила безопасного поведения на спортивной площадке |
4. Опасные места на улице | Колодец, стройка, гаражи, линии электропередач, подвал | различать опасные места на улице: открытый колодец, стройка, гаражи, линии электропередач |
5. Что делать, если потерялся в городе? | Домашний адрес, опасные люди (незнакомец, бомжи, представители субкультур), дежурный по станции, семейная пара | применять правила безопасного поведения на улице, при общении с незнакомыми людьми |
6. Переходим улицу | Подземный и наземный переходы, зебра, светофор, знаки пешеходного перехода | соблюдать правила дорожного движения при переходе через улицу по зебре, по подземному и наземному переходах, в метро |
3 | Школа | 1. Дорога в школу. | Зебра, светофор, знаки пешеходного перехода | соблюдать правила дорожного движения при переходе через улицу по зебре |
2. Практическое занятие: пере-ходим улицу | Зебра, светофор, знаки пешеходного перехода |
3. Поведение в школе | Сменная обувь, перемена, поведение на перемене, подготовка к уроку | познакомиться с правилами поведения в школе, моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и в других общественных местах; различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в общественных местах |
4. Практическое занятие: Поведение в школе | поведение во время пожарной тревоги, эвакуация |
4 | Природа | 1.Ядовитые растения | | Отравление ядовитыми растениями, борщевик, лютик, молочай, белена | различать съедобные и ядовитые растения на примере своей местности |
2. Ядовитые и съедобные ягоды | | Ядовитые и съедобные ягоды: жимолость, вороний глаз, волчье лыко, ландыш, малина, земляника, черника, ежевика |
3. Ядовитые и съедобные грибы | Ядовитые и съедобные грибы: бледная поганка, желчный гриб, мухомор, ложная лисичка, белый гриб (боровик), сыроежка, подосиновик, лисичка |
4. Опасные насекомые | Оса, клещ, овод, комар, укус | различать опасных насекомых |
5. Проект6 «Опасные насекомые, растения и грибы» | Оса, клещ, овод, комар, укус | различать съедобные и ядовитые растения своей местности и опасных насекомых |
5 | Гигиена | 1. Зачем нужно мытье рук? | Грязные руки, мытье рук, бактерии | применять на практике элементарные правила гигиены |
2. Чем опасны немытые овощи? | Немытые фрукты и овощи |
3. Умывание | Умывание, чистка зубов, мочалка, зубная паста и щетка, мыло, расческа | моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья |
4. Выбираем одежду по сезону | Теплая куртка, плащ, резиновые сапоги, панама |
5. Проект: «Что такое гигиена?» | | Знать элементарные правила гигиены |
6 | Воспита ние | 1.Воспитание | Воспитание, умение уступать место в транспорте, игры с детьми младшего возраста | осваивать правила поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, на дороге, в школе. |
2. Помогаем взрослым и малышам | помощь взрослым по хозяйству |
3. Я и животные | игры с животными |
4. Ответствен-ность за плохое поведение | хулиганство |
7 | Первая помощь | 1. Ожог | Ожог, кипяток, пар, горячие (опасные) предметы | моделировать в ходе практических работ ситуации по оказанию первой помощи при ожогах кипятком, паром, горячими предметами |
2. Первая помощь при ожогах |
3. Солнечный удар | Солнечный удар, панама, навес, тень, перегрев | моделировать в ходе практических работ ситуации по оказанию первой помощи при солнечных ударах, перегревах |
4. Первая помощь при солнечном ударе |
2 КЛАСС |
№ пп | Название раздела | Содержание разделов | Термины и понятия, которые обучающиеся должны уяснить (запомнить) в процессе изучения разделов | Характеристика видов деятельности учащихся |
1 | Один дома | 1. Электричество | Электричество, розетка, электроприбор, электропровод, неисправность | объяснять правила противопожарной безопасности при работе с электроприборами, электричеством |
2. Бытовая химия | Бытовая химия, растворители, чистящие средства, стиральный порошок, средство для мытья окон, ацетон, средство для борьбы с тараканами | уметь пользоваться предметами бытовой химии (растворителями, стиральными порошками, чистящими средствами) |
3. Выход из квартиры | Краны газа, воды, выключатели света | соблюдать правила безопасного поведения |
4. Лифт | Лифт, кабина лифта, внезапная остановка лифта | объяснять правила пользования лифтом, правилами поведения при внезапной остановке лифта |
5. Практическое занятие по теме «Один дома» | Повторение и отработка новых понятий по теме | соблюдать правила безопасного поведения дома |
2 | Город ской транс порт | 1.Поведение на остановке | Остановка общественного транспорта, знак остановки, дорожная разметка | различать формы поведения на остановках общественного транспорта, в общественном транспорте |
2. Посадка и выход из городского транспорта | Посадка в транспорт, проездной билет, знак остановки, дорожная разметка |
3. правила поведения в автобусе, трамвае, троллейбусе | Поручень. Посадка в общественный транспорт, забытые вещи |
4. Как правильно перейти дорогу после остановки городского транспорта | Переход проезжей части | соблюдать правила поведения при переходе проезжей части |
5. Место ребенка при посадке в автомобиле | Детское удерживающее устройство, ремень безопасности, безопасность в салоне автомобиля | объяснять правила пользования ремнём безопасности в салоне автомобиля, детским удерживающим устройством |
3 | Природа | 1. Дикие животные. | Дикие животные (медведь, лось, волк, лиса, заяц), встреча со змеей, дикими животными и их детенышами | моделировать ситуации при встрече с дикими животными, змеями |
2. Правила поведения при встрече с дикими животными. |
3. Домашние животные. Правила поведения с домашними питомцами. | Домашние животные (кошка, собака и др.) | моделировать ситуации при общении с домашними жвотными |
4. Опасности, которые нас ждут в лесу. | Укус насекомых, отравление дикоросами | моделировать ситуации при встрече с опасностью в лесу |
5. Если заблудился в лесу. Практическое занятие по теме | Ориентирование на местности Повторение и отработка новых понятий по теме | Ориентироваться на местности, пользоваться компасом. Соблюдать правила безопасного поведения в природе и при встрече с животными. |
4 | Водо емы | 1. Опасные места для купания | Сильное течение, омут, водоворот, грязный водоем, опасные предметы под водой (бревна, железные прутья, арматура) | соблюдать правила безопасного поведения на воде |
2. Оборудование места для купания | Табличка «Купание разрешено», спасательный пост, буйки, кабинки для переодевания |
3. Опасные игры на воде | Захват ноги (руки) под водой, испуг во время игр, топление «в шутку», игры «на спор» |
4. Коварные предметы (надувные круги, матрасы) | Нарукавники, матрасы, автокамеры, круги,, клапан подачи воздуха |
5. На водоеме зимой | Тонкий лед, проваливание под лед |
5. | Распорядок дня | 1. Зарядка | Подъем, зарядка, предметы для зарядки, время выполнения зарядки | моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья |
2. Питание | Рациональный режим питания, правильное питание, баловство во время еды, переедание, полезные продукты | моделировать в ходе практических работ ситуации по здоровому питанию |
3. Отдых | Отдых после школы | моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья |
4. Сон | Правила здорового сна, режим сна, одежда для сна |
6 | Первая помощь | 1. Ушиб | Падение, ушиб, опухоль, синяк, первая помощь при ушибе | моделировать в ходе практических работ ситуации по оказанию первой помощи при падениях, ушибах, синяках |
2. Обморожение | Обморожение, причины обморожения, прикосновение к металлическим предметам на морозе, правила поведения при обморожении | моделировать в ходе практических работ ситуации по оказанию первой помощи при обморожениях |
3. Простуда | Простуда, жар, кашель, насморк, градусник, лечение простуды | моделировать в ходе практических работ ситуации по измерению температуры тела |
4.Практическое занятие по теме | Повторение и отработка новых понятий по теме | соблюдать правила безопасного поведения дома и на улице |
5. Игра «Я здоровье берегу – сам себе я помогу!» | Повторение и отработка новых понятий по теме в игровой форме | моделировать в ходе игры ситуации по оказанию первой помощи при разных условиях получения травмы |
7 | Воспитание | Праздник 23 февраля | Государственные праздники, семейные праздники, праздничный стол, подарки | моделировать ситуации по безопасному поведению при опасных ситуациях в городе (массовые мероприятия и т.д.) |
Праздник 8 Марта |
Праздник 9 Мая |
| | Семейные праздники |
| | Практическое занятие «Мы на городском празднике» |
3 КЛАСС |
№ пп | Название раздела | Содержание разделов | Термины и понятия, которые обучающиеся должны уяснить (запомнить) в процессе изучения разделов | Характеристика видов деятельности учащихся |
1 | Опасные ситуации дома | 1. Пожар и задымление | Пожар, дым, отравление дымом, электроприборы, первичные средства пожаротушения | объяснять правила противопожарной безопасности при обращении с электричеством, при пожарах и задымлениях |
2. «А у нас в квартире газ! А у вас?» | Газ, газовая плита, утечка газа, кран подачи газа, отравление газом | объяснять правила противопожарной безопасности при обращении с газом |
3. Что делать, если случайно захлопнулась дверь | Замок, запасные ключи | соблюдать правила безопасного поведения |
4. Эвакуация из дома в случае пожара | Повторение и отработка новых понятий по теме | моделировать в ходе практических работ ситуации по эвакуации из дома при возникновении пожара и ЧС моделировать в ходе выполнения проекта ситуации в случае опасности |
5. Эвакуация из дома при ЧС |
6. Проект по теме «Опасности, которые поджидают дома» | Повторение и отработка новых понятий по теме |
2 | Опасные ситуации в городе | 1. Массовые мероприятия | Массовые мероприятия, толпа, паника, давка | моделировать ситуации по безопасному поведению при опасных ситуациях в городе (массовые мероприятия и т.д.) |
2. Практическое занятие «Моё поведение в случае опасности» |
2. Забытые вещи | Чужие вещи, забытый багаж | соблюдать правила безопасного поведения |
3. Хулиганы | Хулиганы, драка, оскорбление, безлюдные места, страх | соблюдать правила безопасного поведения |
4. Незнакомые люди | Незнакомый человек, уговоры, приглашения | соблюдать правила безопасного поведения |
5. Практическое занятие «Моё поведение в случае опасности» | Хулиганы, драка, оскорбление, безлюдные места, страх Незнакомый человек, уговоры, приглашения | моделировать в ходе практических работ ситуации по поведению в случае опасности |
6. Проект по теме «Опасные ситуации в городе» | Повторение и отработка новых понятий по теме в игровой форме | моделировать в ходе выполнения проекта ситуации в случае опасности |
3 | Опасные природ ные явления | 1. Осторожно, молния! | Молния, шаровая и линейная молния, гроза, удар молнией | познакомиться с правилами поведения при ЧС (при молнии, грозе, природном пожаре, гололёде) |
2. Берегите лес от пожара! | Природный пожар, верховой и низовой пожар, степной пожар, подземный пожар, засуха, костер | соблюдать правила безопасного поведения |
3. Гололед | Гололед, занос, тормозной путь | соблюдать правила безопасного поведения на дорогах зимой |
4. Сосульки | Сосульки, угроза падения сосулек | соблюдать правила безопасного поведения на улице зимой |
5. Практическое занятие «Моё поведение в опасной ситуации» | Повторение и отработка новых понятий по теме | моделировать в ходе практических работ ситуации по поведению в случае опасности |
6. Проект по теме «Опасные природные явления» | Повторение и отработка новых понятий по теме в игровой форме | моделировать в ходе выполнения проекта ситуации в случае опасности |
4 | Вредные воздей ствия бытовой техники | 1. Вредные воздействия привычных вещей | Телевизор, компьютер, телефон, плеер, излучение, утомление | моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья |
2. Вредные воздействия привычных вещей |
3. Вредные воздействия привычных вещей |
4. Проект по теме «Опасная бытовая техника» | Повторение и отработка новых понятий по теме в игровой форме | моделировать в ходе выполнения проекта ситуации в случае опасности |
5 | Первая помощь | 1. Инфекционные заболевания | Инфекционные заболевания, инфекции дыхательных путей, кишечные инфекции, кровяные инфекции, инфекции наружных покровов, личная гигиена, предписания врача | моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при инфекционных заболеваниях |
2. Инфекционные заболевания |
3. Внезапная боль | Боль, боль в боку, груди, ухе, зубная боль | моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при внезапных болях |
4. Обморок | Обморок, головокружение, затуманивание сознания, звон в ушах, доступ свежего воздуха | моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при обмороках |
5. Практическое занятие по теме | Повторение и отработка новых понятий по теме | соблюдать правила безопасного поведения дома и на улице |
6. Игра «Я здоровье берегу – сам себе я помогу!» | Повторение и отработка новых понятий по теме в игровой форме | моделировать в ходе игры ситуации по оказанию первой помощи при разных условиях получения травмы |
6 | Патриотическое воспитание | 1. Спасатели | Спасатель, пожарный, смелость, мужество, служба спасения | различать службы спасения (форма спасателя, полицейского, пожарного, защитника Отечества). |
2. Пожарные |
3. Сотрудники правоохранительных органов | Борьба с преступностью, общественный порядок, безопасность дорожного движения, «горячие следы» | различать службы спасения (форма спасателя, полицейского, пожарного, защитника Отечества). |
4. Защита Отечества. Встреча с сотрудниками правоохранительных органов, пожарными | Защитник Отечества, захватчик, патриотизм, военнослужащий, памятник | различать службы спасения (форма спасателя, полицейского, пожарного, защитника Отечества). |
5-6. Экскурсия в пожарную часть | | |
4 КЛАСС |
№ пп | Название раздела | Содержание разделов | Термины и понятия, которые обучающиеся должны уяснить (запомнить) в процессе изучения разделов | Характеристика видов деятельности учащихся |
1 | Основы здорового образа жизни | 1. Микробы. Где живут микробы? | Микроб, микроскоп. | моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья |
2. Защита от микробов. Средства борьбы с микробами. |
3. Для чего нужно мыться? Уход за волосами. | Гигиена, шампунь, тип волос Зубная щётка, кариес. Ноготь, маникюр, педикюр. | Знать и применять на практике элементарные правила гигиены |
4. Уход за зубами. Гигиена ногтей. |
5.Питание и пищеварение. | Рациональный режим питания, правильное питание, баловство во время еды, переедание, полезные продукты. Белки. Жиры. Углеводы. Витамины. Сбалансированное питание. | моделировать в ходе практических работ ситуации по здоровому питанию |
6. Питательные вещества. |
7. Белки – помощники. |
8. Откуда берётся энергия. |
9. Опасность жиров. |
10.Витамины. |
11. Сбалансированное питание. |
12.Пищевая аллергия. | Аллергия. | Знать виды пищевой аллергии |
13. Для чего нужны физические упражнения. Виды упражнений. | Виды упражнений. | Знать виды упражнений. |
14. Работа мускулов. Зарядка. | Мышца | Знать виды спорта |
15. Дыхание. Питание и отдых. | Органы дыхания |
16. Командные виды спорта. | Фигурное катание. Футбол. Хоккей. |
17. Одиночные виды спорта. | бокс, плавание, тяжелая и легкая атлетика |
18. Игры народов мира. | Игра | Знать игры народов мира |
1 | Чрезвычайные ситуации | 1. Штормовое предупреждение | Штормовое предупреждение | познакомиться с правилами поведения при ЧС: штормовое предупреждение применять на практике правила экстренной эвакуации |
2. Сигнал «Внимание всем!» | Оповещение, источник информации, указания, сообщения | познакомиться с правилами поведения при ЧС, применять на практике правила экстренной эвакуации |
3. Землетрясение | Землетрясение, зарница, необычное поведение животных, завал | познакомиться с правилами поведения при ЧС: землетрясение, применять на практике правила экстренной эвакуации |
4. Наводнение | Наводнение, поток воды, загрязнение воды. самоэвакуация | познакомиться с правилами поведения при ЧС, применять на практике правила экстренной эвакуации |
5. Ураган. Буря, смерч, шторм | Ураган, буря, смерч, шквал, шторм, вихрь | познакомиться с правилами поведения при ЧС: ураган, , буря, смерч, шторм, шквал, вихрь; применять на практике правила экстренной эвакуации |
6. Метель | Метель, вьюга, пурга, снежная буря, обморожение, снежные заносы | познакомиться с правилами поведения при ЧС: метель, вьюга, пурга, снежная буря, обморожение, снежные заносы; применять на практике правила экстренной эвакуации |
2 | Безопас-ность на транс порте | 1. Безопасность на водном транспорте (морском, речном) | Борт, палуба, каюта, кораблекрушение, шлюпка, спасательный жилет, спасательный круг | моделировать ситуации по применению правил безопасного применения на водном транспорте |
2.Безопасность на железнодорожном транспорте | Железнодорожный транспорт, вокзал, платформа, электричка | моделировать ситуации по применению правил безопасного применения на железнодорожном транспорте |
3. Правила безопасного поведения в метро | Метро, турникет, эскалатор, платформа | моделировать ситуации по применению правил безопасного применения на метро |
3 | Пиротех-нические средства | Пиротехнические изделия и правильное обращение с ними | Салют, хлопушки, бенгальские свечи, петарды, огневые фонтаны, конфеты | объяснять правила противопожарной безопасности при использовании пиротехнической техники; |
4 | Вредные привычки | 1. Табакокурение | Курение табака, никотин, непотушенная сигарета, пассивное курение, продукты курения | обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни (отказ от табака) |
2.Алкоголь и алкоголизм | Алкоголь, алкоголизм | обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни (отказ от алкоголя) |
5 | Первая помощь | 1. Вывих | Вывих, сустав, травмпункт | моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при вывихах, попадания инородного тела в организм, накладывание повязок. |
2. Инородное тело | Инородное тело в глазу, ухе. Дыхательных путях, пищеводе | моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при попадании инородного тела в организм |
3. Повязки | Повязка, перевязка, стерильность, перевязочный материал | моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи, накладывание повязок. |
Календарно-тематический план
№пп | Наименование разделов | Кол-во часов | Дата |
По плану | По факту |
| | 1 класс | |
1 | Один дома | | 2 | | |
2 | Улица | | 2 | | |
3 | Школа | | 1 | | |
4 | Природа | | 1 | | |
5 | Гигиена | | 1 | | |
6 | Воспитание | | 1 | | |
7 | Первая помощь | | 1 | | |
Итого | | | 9 | | |
| | | 2 класс | |
1 | Один дома | | 1 | | |
2 | Городской транспорт | | 2 | | |
3 | Природа (животные; заблудился в лесу) | если | 1 | | |
4 | Водоемы | | 1 | | |
5 | Распорядок дня | | 1 | | |
6 | Первая помощь | | 2 | | |
7 | Воспитание | | 1 | | |
Итого | | | 9 | | |
| | | 3 класс | |
1 | Опасные ситуации дома | | 1 | | |
2 | Опасные ситуации в городе | | 2 | | |
3 | Опасные природные явления | | 1 | | |
4 | Вредные воздействия бытовой техники | 1 | | |
5 | Первая помощь | 2 | | |
6 | Патриотическое воспитание | 2 | | |
Итого | | 9 | | |
| | 4 класс | |
1 | Чрезвычайные ситуации | 3 | | |
2 | Безопасность на транспорте | 2 | | |
3 | Пиротехнические средства | 1 | | |
4 | Вредные привычки | 1 | | |
5 | Первая помощь | 2 | | |
Итого | 9 | | |
Условия реализации программы
Данная программа рассчитана на реализацию в общеобразовательной организации общего типа среди обучающихся начальной школы. Особых требований, предъявляемых к организации учебно-воспитательного процесса, не требуется.
Наличие необходимых условий для занятий:
-наличие необходимого оборудования или ТСО.
Учебно-методическое обеспечение:
Методические рекомендации к учебным пособиям М.В. Мурковой, Э.Н. Аюбова, Д.З. Прищепова, Н.В. Твердохлебова «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1-4 классов/ авт.-сост. Э.Н. Аюбов, Д.З. Прищепов, Н.В. Твердохлебов и др. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015.
Учебные пособия М.В. Мурковой, Э.Н. Аюбова, Д.З. Прищепова, Н.В. Твердохлебова «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1-4 классов.
Разработка программ по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; методическое пособие/ Г.Е.Гун.-М.;ООО «Русское слово - учебник», 2014.
4.Усачев А. А. «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник 1-й класс начальной школы 1 – 4. М : Дрофа 2012 год.
5.Усачев А. А. «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник 2-й класс начальной школы 1 – 4. М : Дрофа 2012 год.
Усачев А. А. «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник 3-й класс начальной школы 1 – 4. М : Дрофа 2012год.
Усачев А. А. «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник 4-й класс начальной школы 1 – 4. М : Дрофа 2012 год.
Литература для учащихся:
1. Учебные пособия М.В. Мурковой, Э.Н. Аюбова, Д.З. Прищепова, Н.В. Твердохлебова «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1-4 классов.
2. Усачев А. А. «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник 1-й класс начальной школы 1 – 4. М : Дрофа 2012год.
3.Усачев А. А. «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник 2-й класс
начальной школы 1 – 4. М : Дрофа 2012 год.
4.Усачев А. А. «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник 3-й класс
начальной школы 1 – 4. М : Дрофа 2012год.
5.Усачев А. А. «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник 4-й класс
начальной школы 1 – 4. М : Дрофа 2012 год.
Литература для учителя:
Ветрова В.В. Букварь здоровья, М : Дрофа 2010 – 80с.
Абаскалова Н.А. Здоровью надо учиться. – М: Медицина,Новокузнецк, 2010 – 143с.