СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы безопасности жизнедеятельности»

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности    «Основы безопасности жизнедеятельности»

(социальное направление)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы безопасности жизнедеятельности»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

г.Когалыма Тюменской области ХМАО-Югры








Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Основы безопасности жизнедеятельности»

(социальное направление)

1-4 классы
























Учитель: Власенко Галина

Анатольевна











г. Когалым, 2016г.



Паспорт рабочей программы


Согласовано

руководитель ППС

_______________/_______________

«___» ___________ 2016г.


Утверждено

зам.директора по УВР

____________/_____________

«___» _________ 2016г.





Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Основы безопасности жизнедеятельности»

(социальное направление)

1-4 классы


по ОБЖ

класс: 1-4

Учитель: Власенко Галина Анатольевна

Квалификационная категория: соответствие

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

(Ф ГОС НОО)

Количество часов в неделю по учебному плану – 1 час


Учебное пособие для учащихся: «Основы безопасности жизнедеятельности»

Авторы учебника (учебного пособия): Э.Н.Аюбов, Д.З. Прищепов, Н.В.Твердохлебов, М.В.Муркова

Год издания: 2015


Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по изучению основ безопасности жизнедеятельности в ходе внеурочной деятельности (Методические рекомендации к учебным пособиям «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 4 классов 2015г., с учетом требований ФГОС начального общего образования

Составители (авторы): Э.Н.Аюбов, Д.З., Прищепов, Н.В.Твердохлебов, М.В.Муркова, А.Ю. Тараканов

Год издания программы: 2015






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности является одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа по изучению основ безопасности жизнедеятельности в ходе внеурочной деятельности включает в себя формирование компетенций, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования.

Цель и задачи программы

Основой для выдвижения цели является социальный заказ, понимаемый как требование со стороны общества и государства к содержанию образования и качествам формирующейся в образовательной системе личности.

Основной целью программы является формирование культуры безопасности как качества личности. Представленное в виде совокупности знаний и осознанных действий, направленных на понимание опасных и безопасных факторов в окружающей действительности, готовности к адекватной оценке опасной ситуации и способности выстраивать социальные взаимоотношения по обеспечению безопасных действий на уровне личности и группы.

Основными задачами программы являются:

  • привитие основ культуры здорового образа жизни, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

  • формирование знаний о негативных факторах, наносящих вред здоровью детей;

  • формирование компетентностных знаний, умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности;

  • патриотическое, нравственное и физическое воспитание;

  • формирование социальной активности и четкой гражданской позиции;

  • формирование социально значимых навыков в процессе коллективной коммуникативной деятельности, формирование опыта социально значимой деятельности;

  • формирование законопослушного поведения и правовой культуры.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Формирование основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) во внеурочной деятельности должно проводиться на основе патриотического воспитания, социализации личности, развития лидерских качеств, социальной активности и гражданственности. С учетом специфики внеурочной деятельности в данной программе используются такие формы работы, которые обеспечивают событийный подход и постоянное подкрепление теоретических положений практической деятельностью.

В целях формирования функциональной грамотности и актуальных умений в программе учитывается необходимость привития обучающимся навыков действий в чрезвычайных ситуациях, в том числе умение оказывать поддержку, обращаться за помощью, взаимодействовать с людьми, конструктивно реагировать на неудачи, действовать решительно, оценивать свои возможности, эффективно и безопасно пользоваться домашними приборами.


Отличительные особенности программы

В научно-педагогической литературе вопросы безопасности представлены достаточным количеством методических пособий, обобщающих опыт педагогов-практиков, но только по конкретным направлениям (пожарная безопасность, безопасность дорожного движения и т.д.). данная программа является комплексной, в ней последовательно рассматриваются вопросы пожарной безопасности, правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций, безопасность в быту и другие вопросы, направленные на обеспечение безопасности детей, сохранение и укрепление их здоровья.

Формы и режим занятий

Место проведения занятия определяется педагогом исходя их темы и имеющихся возможностей и условий. Так, изучение некоторых тем целесообразно организовывать в спортзале, в школьном дворе или в рамках микрорайона (например, по безопасности на дорогах или по транспортной безопасности). Темы, связанные с патриотическим воспитанием и включающие информацию (вопросы) о спасателях, защитниках Отечества и т.д., целесообразно изучать с использованием возможностей соответствующих музеев, уголков боевой славы и т.д. занятия, освещающие вопросы природы иди безопасности на природе, рационально проводить в ходе экскурсии в краеведческий музей, школьный двор, парк, лес и т.п.

Для более полного и качественного усвоения материала по тематике безопасности жизнедеятельности рекомендуются следующие формы проведения занятий во внеурочное время: занятия-сказки, занятия-викторины, брейн-ринги, комбинированные занятия, самостоятельные занятия, занятия-экскурсии, игры-тренировки в составе класса, практикумы (практические занятия по отработке навыков поведения в опасных ситуациях и оказания само- и взаимопомощи). Формами занятий могут быть также целевые прогулки, напоминание, ситуативный разговор, сюжетно-ролевые игры, моделирование, ведение календаря, игры-экспериментирования.

Формы работы являются общими для различных программ, они характеризуют процесс, а не его содержание. Например, экскурсия в пожарную часть может быть решена как длительная культурно-досуговая программа, включающая в себя комплекс мероприятий: интерактивную беседу с просмотром видеосюжета, музыкальный конкурс, мастер-класс по изготовлению сувениров для пожарных, собственно посещение пожарной части и т.д. Занятия-экскурсии целесообразно организовывать для изучения соответствующих тем и при наличии дополнительного времени.

Особенности культурно-досуговых программ дополнительного образования в том, что овладение знаниями происходит в процессе самостоятельной деятельности воспитанников и их взаимодействия в ходе подготовки и проведения мероприятия. При проведении большинства культурно-досуговых программ реализуется модель «развлечение+обучение».

Огромный потенциал внеурочной деятельности заложен в творческих конкурсах по теме обеспечения безопасности жизнедеятельности. Так, например, школьник, продумывая рисунок, макет или выступление, оказывается в проблемной ситуации, вынуждающей его вспомнить, повторить и закрепить правила безопасного поведения. Данная деятельность важна и с социально-педагогической точки зрения – ребенок учится общаться, получает социальный опыт, повышает свою самооценку и уверенность в своих возможностях. Данные конкурсы е требуют от участников специальной пожарно-прикладной и спасательной подготовки, открывая дорогу детям, имеющим желание реализовываться в творческом направлении (игра на сцене, изготовление костюмов и декораций).

При решении проблем, связанных с поиском инновационных программ обучения детей младшего школьного возраста, целесообразным представляется использование классических схем, хорошо зарекомендовавших себя в дидактике. Обучение младших школьников через игру является известным методическим подходом (Д.Б. Эльконин, В.Л. Данилова, П.Я.Гальперин). Обучающие игры – это метод и форма организации учебной деятельности, характеризующаяся наличием двух блоков целей и задач: педагогических (образовательных, воспитательных, развития личности) и игровых. Есть игровой результат (тематический сувенир за участие в игре-конкурсе) и есть педагогический результат (сформированный алгоритм действий). Соответственно и мотивация участников также характеризуется двуплановостью: желание достижения конкретного игрового результата и познавательная мотивация, направленная на эффективность учебной деятельности. Педагогической задачей в данном аспекте является создание в процессе игры мотивационной системы, в которой познавательные мотивы будут играть доминирующую роль в общей системе мотивации. Целью таких мероприятий является как творческое осмысление полученных знаний в области ОБЖ, так и мониторинг уровня усвоения теоретических знаний.

Данная методика в настоящее время получила широкое распространение и педагогическое обоснование. В данном случае мы в какой-то степени пытаемся облегчить процесс «погружения» обучающихся в круг терминов, в предметно-вещевой мир профессии пожарного-спасателя и чрезвычайных ситуаций через творческую и игровую деятельность. Наиболее востребованной игровая методика становится при работе с младшим школьным возрастом, который является временем активного творческого поиска ответов на волнующие ребенка вопросы. Используя игры при обучении безопасности школьников младших классов, необходимо учитывать ряд психолого-педагогических особенностей данного возраста, в частности, значимость публичного одобрения в присутствии товарищей его поступков и достижений, через соревнование со сверстниками, через многие другие действия и ситуации, затрагивающие социальный престиж ребенка. Игровая деятельность дает возможность ребенку самому оценить полученные навыки и предоставляет возможность педагогического наблюдения в целях мониторинга успешности усвоения им навыков в области безопасности.

Младшим школьникам свойственны трудолюбие и самостоятельность, развитая способность к саморегуляции, способность часами в одиночку заниматься любимым делом (Л.Ф. Обухова), в том числе играть в настольно-печатные игры, игры-пазлы и т.д. Педагог может вместе с детьми разрабатывать и изготавливать простейшие дидактические игры. Интерес детей к занятиям с использованием данных форм будет намного выше.

К дидактическим играм относятся задания учебных пособий «Дорисуй рисунок», «Помоги найти безопасный выход», «Укрась елку безопасными игрушками», «Кто из детей действует неправильно».

Викторины (познавательные, познавательно-развлекательные, интеллектуальные) развивают умение находить оригинальные решения, что и требуется для обучения детей в области безопасности жизнедеятельности. Для проведения викторины педагог использует задания рабочей тетради, а также может предварительно составить дополнительные вопросы по теме. Викторина проводится как соревнование учеников, которые получают баллы за правильные ответы. Брейн-ринг – вид более сложной викторины, это соревнование двух команд, которые должны дать ответ на вопрос за определенное время и получить за это зачетные очки. Для проведения брейн-ринга также требуется подготовка вопросов по теме. Игры-тренировки и практические занятия проводятся для отработки навыков поведения и правильных действий в опасных ситуациях в быту, школе, на улице и на природе, а также для изучения основ оказания само- и взаимопомощи.

Внеурочная деятельность, как уже указывалось, подразумевает привлечение родителей к формированию культуры безопасности в рамках семейного воспитания детей и подростков. Большой интерес представляют конкурсы семейных команд с элементами спасательной тематики, проводимые в рамках праздничных программ. Хорошо себя зарекомендовала методика «Встречи с интересными людьми», когда на занятие приглашаются специалисты и сотрудники МЧС России. Присутствие значимого взрослого, к тому же в красивой форме, включает психологические механизмы активизации познавательной деятельности.

Способы проверки и оценки знаний

Система внеурочной деятельности подразумевает добровольное участие воспитанников во всех мероприятиях программы. Соответственно вопрос о последовательном и поэтапном освоении воспитанниками программы внеурочной деятельности в большей степени зависит от педагогического мастерства педагога, уровня и качества проводимых мероприятий, их психолого-педагогической атмосферы.

Оценка полученных знаний в области безопасности жизнедеятельности осуществляется во время проведения игр и бесед, при судействе конкурсов и викторин, просмотре сценического и художественно-декоративного творчества детей. Одним из критериев усвоения вопросов безопасности является успешное участие детей в соревнованиях разных уровней. Система внеурочной деятельности не подразумевает оценку деятельности воспитанников, но широко применяет поощрения в различных формах: призы, грамоты, благодарности и др.
































Учебно-тематический план


№пп

Наименование разделов

Кол-во часов

В том числе

Теория

Практика



1 класс


1

Один дома


5

3

2

2

Улица


6

4

2

3

Школа


5

2

3

4

Природа


5

3

2

5

Гигиена


5

2

3

6

Воспитание


4

3

1

7

Первая помощь


4

2

2

Итого


33

18

15




2 класс


1

Один дома


5

3

2

2

Городской транспорт


5

3

2

3

Природа (животные;

заблудился в лесу)

если

5

2

3

4

Водоемы


5

2

3

5

Распорядок дня


4

3

1

6

Первая помощь


5

2

3

7

Воспитание


5

3

2

Итого


34

17

17




3 класс


1

Опасные ситуации дома


6

3

3

2

Опасные ситуации в городе


6

3

3

3

Опасные природные явления


6

4

2

4

Вредные воздействия бытовой

техники

4

2

2

5

Первая помощь

6

3

3

6

Патриотическое воспитание

6

3

3

Итого

34

18

16



4 класс


1

Основы ЗОЖ

10

6

4

2

Вредные привычки

4

3

1

3

Чрезвычайные ситуации

7

5

2

4

Безопасность на транспорте

5

3

2

5

Пиротехнические средства

2

1

1

6

Первая помощь

6

3

3

Итого

34

21

13







Содержание программы


пп

Название раздела

Содержание разделов

Термины и понятия, которые обучающиеся должны уяснить (запомнить) в процессе изучения разделов

Характеристика видов деятельности учащихся

1 КЛАСС

1










Один дома

1. Острые, колющие и режущие предметы

Опасные предметы: ножницы, нож, иголка, отвертка, булавка, спицы

применять правила пользования острыми, колющими и режущими предметами: ножницами, ножом, иголкой, отвёрткой, булавкой, спицей

2. Осторожно, вода!

Открытый кран, засоренный слив

соблюдать правила безопасного поведения

3. Причины пожара

Зажигалка, спички, утюг, плита, елочная гирлянда, бенгальские огни

объяснять правила противопожарной безопасности при использовании утюга, плиты, ёлочных гирлянд, бенгальских огней

4. Не шути с высотой

Балкон, окно, неустойчивые стулья (табуреты)

объяснять правила поведения при открытых окнах, балконах

5. Беспорядок

Беспорядок, порядок, баловство

осваивать правила поведения в разных ситуациях: как вести себя дома

2









Улица

1. Поведение на улице

Игры на проезжей части, игровая площадка, мяч, велосипед, ролики

объяснять элементарные правила поведения на проезжей части, игровой площадке, при пользовании мячом, велосипедом, роликами

2.Безопасность на

детской площадке

Детская площадка, качели, горка, карусель

объяснять и применять правила поведения на детской площадке, при пользовании качелями, горками, каруселями

3. Безопасность на спортивной площадке

Спортивная площадка, ворота, каток, защитная экипировка.

соблюдать правила безопасного поведения на спортивной площадке

4. Опасные места на улице

Колодец, стройка, гаражи, линии

электропередач, подвал

различать опасные места на улице: открытый колодец, стройка, гаражи, линии электропередач

5. Что делать, если потерялся в городе?

Домашний адрес, опасные люди (незнакомец, бомжи, представители субкультур), дежурный по станции,

семейная пара

применять правила безопасного поведения на улице, при общении с незнакомыми людьми

6. Переходим

улицу


Подземный и наземный переходы, зебра, светофор, знаки пешеходного перехода

соблюдать правила дорожного движения при переходе через улицу по зебре, по подземному и наземному переходах, в метро

3





Школа

1. Дорога в школу.

Зебра, светофор, знаки пешеходного перехода

соблюдать правила дорожного движения при переходе через улицу по зебре

2. Практическое занятие: пере-ходим улицу

Зебра, светофор, знаки пешеходного перехода

3. Поведение в школе

Сменная обувь, перемена, поведение на перемене, подготовка к уроку

познакомиться с правилами поведения в школе, моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и в других общественных местах; различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в общественных местах

4. Практическое занятие: Поведение в школе

поведение во время пожарной тревоги, эвакуация

4

Природа

1.Ядовитые растения


Отравление ядовитыми растениями,

борщевик, лютик, молочай, белена




различать съедобные и ядовитые растения на примере своей местности

2. Ядовитые и съедобные ягоды

Ядовитые и съедобные ягоды: жимолость, вороний глаз, волчье лыко, ландыш, малина, земляника, черника, ежевика

3. Ядовитые и

съедобные грибы

Ядовитые и съедобные грибы: бледная поганка, желчный гриб, мухомор, ложная лисичка, белый гриб (боровик), сыроежка, подосиновик, лисичка

4. Опасные насекомые

Оса, клещ, овод, комар, укус

различать опасных насекомых

5. Проект6 «Опасные насекомые, растения и грибы»

Оса, клещ, овод, комар, укус

различать съедобные и ядовитые растения своей местности и опасных насекомых

5

Гигиена

1. Зачем нужно мытье рук?

Грязные руки, мытье рук, бактерии

применять на практике элементарные правила гигиены

2. Чем опасны немытые овощи?

Немытые фрукты и овощи

3. Умывание

Умывание, чистка зубов, мочалка, зубная паста и щетка, мыло, расческа

моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья

4. Выбираем одежду по сезону

Теплая куртка, плащ, резиновые сапоги, панама

5. Проект: «Что такое гигиена?»


Знать элементарные правила гигиены

6

Воспита

ние

1.Воспитание

Воспитание, умение уступать место в транспорте, игры с детьми младшего возраста



осваивать правила поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, на дороге, в школе.


2. Помогаем взрослым и малышам

помощь взрослым по хозяйству

3. Я и животные

игры с животными

4. Ответствен-ность за плохое поведение

хулиганство

7

Первая помощь

1. Ожог

Ожог, кипяток, пар, горячие (опасные) предметы

моделировать в ходе практических работ ситуации по оказанию первой помощи при ожогах кипятком, паром, горячими предметами

2. Первая помощь при ожогах

3. Солнечный удар

Солнечный удар, панама, навес, тень, перегрев

моделировать в ходе практических работ ситуации по оказанию первой помощи при солнечных ударах, перегревах

4. Первая помощь при солнечном ударе














2 КЛАСС

пп

Название раздела

Содержание разделов

Термины и понятия, которые обучающиеся должны уяснить (запомнить) в процессе изучения разделов

Характеристика видов деятельности учащихся

1










Один дома

1. Электричество

Электричество, розетка, электроприбор, электропровод, неисправность

объяснять правила противопожарной безопасности при работе с электроприборами, электричеством

2. Бытовая химия

Бытовая химия, растворители, чистящие средства, стиральный порошок, средство для мытья окон, ацетон, средство для борьбы с тараканами

уметь пользоваться предметами бытовой химии (растворителями, стиральными порошками, чистящими средствами)

3. Выход из квартиры

Краны газа, воды, выключатели света

соблюдать правила безопасного поведения

4. Лифт

Лифт, кабина лифта, внезапная остановка лифта

объяснять правила пользования лифтом, правилами поведения при внезапной остановке лифта

5. Практическое занятие по теме «Один дома»

Повторение и отработка новых понятий по теме

соблюдать правила безопасного поведения дома

2









Город

ской транс

порт

1.Поведение на остановке

Остановка общественного транспорта, знак остановки, дорожная разметка



различать формы поведения на остановках общественного транспорта, в общественном транспорте

2. Посадка и выход из городского транспорта

Посадка в транспорт, проездной билет, знак остановки, дорожная разметка

3. правила поведения в автобусе, трамвае,

троллейбусе

Поручень. Посадка в

общественный транспорт, забытые вещи

4. Как правильно перейти дорогу после остановки городского транспорта

Переход проезжей части

соблюдать правила поведения при переходе проезжей части

5. Место ребенка при посадке в автомобиле

Детское удерживающее устройство, ремень безопасности, безопасность в салоне автомобиля

объяснять правила пользования ремнём безопасности в салоне автомобиля, детским удерживающим устройством

3






Природа

1. Дикие животные.

Дикие животные (медведь, лось, волк, лиса, заяц), встреча со змеей, дикими животными и их детенышами

моделировать ситуации при встрече с дикими животными, змеями

2. Правила поведения при встрече с дикими животными.

3. Домашние животные.

Правила поведения с домашними питомцами.

Домашние животные (кошка, собака и др.)

моделировать ситуации при общении с домашними жвотными

4. Опасности, которые нас ждут в лесу.

Укус насекомых, отравление дикоросами

моделировать ситуации при встрече с опасностью в лесу

5. Если заблудился в лесу. Практическое занятие по теме

Ориентирование на местности

Повторение и отработка новых понятий по теме

Ориентироваться на местности, пользоваться компасом.

Соблюдать правила безопасного поведения в природе и при встрече с животными.

4

Водо

емы

1. Опасные места для купания

Сильное течение, омут, водоворот, грязный водоем, опасные предметы под водой

(бревна, железные прутья, арматура)








соблюдать правила безопасного поведения на воде

2. Оборудование места для купания

Табличка «Купание разрешено», спасательный пост, буйки, кабинки для переодевания

3. Опасные игры на

воде

Захват ноги (руки) под водой, испуг во время игр, топление «в шутку», игры «на спор»

4. Коварные предметы (надувные круги,

матрасы)

Нарукавники, матрасы, автокамеры, круги,, клапан подачи воздуха

5. На водоеме зимой

Тонкий лед, проваливание под лед

5.



Распорядок дня

1. Зарядка

Подъем, зарядка, предметы для зарядки, время выполнения зарядки

моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья

2. Питание

Рациональный режим питания, правильное питание, баловство во время еды,

переедание, полезные продукты

моделировать в ходе практических работ ситуации по здоровому питанию

3. Отдых

Отдых после школы

моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья

4. Сон

Правила здорового сна, режим сна, одежда для сна

6


Первая помощь


1. Ушиб

Падение, ушиб, опухоль, синяк, первая помощь при ушибе

моделировать в ходе практических работ ситуации по оказанию первой помощи при падениях, ушибах, синяках

2. Обморожение

Обморожение, причины обморожения, прикосновение к металлическим предметам на морозе, правила поведения при обморожении

моделировать в ходе практических работ ситуации по оказанию первой помощи при обморожениях

3. Простуда

Простуда, жар, кашель, насморк, градусник, лечение простуды

моделировать в ходе практических работ ситуации по измерению температуры тела

4.Практическое занятие по теме

Повторение и отработка новых понятий по теме

соблюдать правила безопасного поведения дома и на улице

5. Игра «Я здоровье берегу – сам себе я помогу!»

Повторение и отработка новых понятий по теме в игровой форме

моделировать в ходе игры ситуации по оказанию первой помощи при разных условиях получения травмы

7

Воспитание

Праздник 23 февраля




Государственные праздники, семейные праздники, праздничный стол, подарки


моделировать ситуации по безопасному поведению при опасных ситуациях в городе (массовые мероприятия и т.д.)

Праздник 8 Марта

Праздник 9 Мая



Семейные праздники



Практическое занятие «Мы на городском празднике»


3 КЛАСС

пп

Название раздела

Содержание разделов

Термины и понятия, которые обучающиеся должны уяснить (запомнить) в процессе изучения разделов

Характеристика видов деятельности учащихся

1







Опасные ситуации дома

1. Пожар и задымление

Пожар, дым, отравление дымом, электроприборы, первичные средства пожаротушения

объяснять правила противопожарной безопасности при обращении с электричеством, при пожарах и задымлениях

2. «А у нас в квартире газ! А у вас?»

Газ, газовая плита, утечка газа, кран подачи газа, отравление газом

объяснять правила противопожарной безопасности при обращении с газом

3. Что делать, если случайно захлопнулась дверь

Замок, запасные ключи

соблюдать правила безопасного поведения

4. Эвакуация из дома в случае пожара


Повторение и отработка новых понятий по теме

моделировать в ходе практических работ ситуации по эвакуации из дома при возникновении пожара и ЧС



моделировать в ходе выполнения проекта ситуации в случае опасности

5. Эвакуация из дома при ЧС

6. Проект по теме «Опасности, которые поджидают дома»

Повторение и отработка новых понятий по теме

2






Опасные ситуации в городе

1. Массовые мероприятия



Массовые мероприятия, толпа, паника, давка

моделировать ситуации по безопасному поведению при опасных ситуациях в городе (массовые мероприятия и т.д.)

2. Практическое занятие «Моё поведение в случае опасности»

2. Забытые вещи

Чужие вещи, забытый багаж

соблюдать правила безопасного поведения

3. Хулиганы

Хулиганы, драка, оскорбление, безлюдные места, страх

соблюдать правила безопасного поведения

4. Незнакомые люди

Незнакомый человек, уговоры, приглашения

соблюдать правила безопасного поведения

5. Практическое занятие «Моё поведение в случае опасности»

Хулиганы, драка, оскорбление, безлюдные места, страх Незнакомый человек, уговоры, приглашения

моделировать в ходе практических работ ситуации по поведению в случае опасности

6. Проект по теме «Опасные ситуации в городе»

Повторение и отработка новых понятий по теме в игровой форме

моделировать в ходе выполнения проекта ситуации в случае опасности

3





Опасные природ

ные явления

1. Осторожно, молния!

Молния, шаровая и линейная молния, гроза, удар молнией

познакомиться с правилами поведения при ЧС (при молнии, грозе, природном пожаре, гололёде)

2. Берегите лес от пожара!

Природный пожар, верховой и низовой пожар, степной пожар, подземный пожар, засуха, костер

соблюдать правила безопасного поведения

3. Гололед

Гололед, занос, тормозной путь

соблюдать правила безопасного поведения на дорогах зимой

4. Сосульки

Сосульки, угроза падения сосулек

соблюдать правила безопасного поведения на улице зимой

5. Практическое занятие «Моё поведение в опасной ситуации»

Повторение и отработка новых понятий по теме

моделировать в ходе практических работ ситуации по поведению в случае опасности

6. Проект по теме «Опасные природные явления»

Повторение и отработка новых понятий по теме в игровой форме

моделировать в ходе выполнения проекта ситуации в случае опасности

4

Вредные воздей

ствия бытовой техники

1. Вредные воздействия привычных вещей




Телевизор, компьютер, телефон, плеер, излучение, утомление



моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья

2. Вредные воздействия привычных вещей

3. Вредные воздействия привычных вещей

4. Проект по теме «Опасная бытовая техника»

Повторение и отработка новых понятий по теме в игровой форме

моделировать в ходе выполнения проекта ситуации в случае опасности

5

Первая помощь

1. Инфекционные заболевания

Инфекционные заболевания, инфекции дыхательных путей, кишечные инфекции, кровяные инфекции, инфекции наружных покровов, личная гигиена, предписания врача

моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при инфекционных заболеваниях

2. Инфекционные заболевания

3. Внезапная боль

Боль, боль в боку, груди, ухе, зубная боль

моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при внезапных болях

4. Обморок

Обморок, головокружение, затуманивание сознания, звон в ушах, доступ свежего воздуха

моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при обмороках

5. Практическое занятие по теме

Повторение и отработка новых понятий по теме

соблюдать правила безопасного поведения дома и на улице

6. Игра «Я здоровье берегу – сам себе я помогу!»

Повторение и отработка новых понятий по теме в игровой форме

моделировать в ходе игры ситуации по оказанию первой помощи при разных условиях получения травмы

6

Патриотическое воспитание

1. Спасатели

Спасатель, пожарный, смелость, мужество, служба спасения

различать службы спасения (форма спасателя, полицейского, пожарного, защитника Отечества).

2. Пожарные

3. Сотрудники правоохранительных органов


Борьба с преступностью, общественный порядок, безопасность дорожного движения, «горячие следы»

различать службы спасения (форма спасателя, полицейского, пожарного, защитника Отечества).

4. Защита Отечества. Встреча с сотрудниками правоохранительных органов, пожарными

Защитник Отечества, захватчик,

патриотизм, военнослужащий, памятник

различать службы спасения (форма спасателя, полицейского, пожарного, защитника Отечества).

5-6. Экскурсия в пожарную часть








4 КЛАСС

пп

Название раздела

Содержание разделов

Термины и понятия, которые обучающиеся должны уяснить (запомнить) в процессе изучения разделов

Характеристика видов деятельности учащихся

1






Основы здорового образа жизни

1. Микробы. Где живут микробы?

Микроб, микроскоп.

моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья

2. Защита от микробов. Средства борьбы с микробами.

3. Для чего нужно мыться? Уход за волосами.

Гигиена, шампунь, тип волос



Зубная щётка, кариес.

Ноготь, маникюр, педикюр.


Знать и применять на практике элементарные правила гигиены

4. Уход за зубами. Гигиена ногтей.

5.Питание и пищеварение.



Рациональный режим питания, правильное питание, баловство во время еды,

переедание, полезные продукты. Белки. Жиры. Углеводы.




Витамины.


Сбалансированное питание.






моделировать в ходе практических работ ситуации по здоровому питанию

6. Питательные вещества.

7. Белки – помощники.

8. Откуда берётся энергия.

9. Опасность жиров.

10.Витамины.

11. Сбалансированное питание.

12.Пищевая аллергия.

Аллергия.

Знать виды пищевой аллергии

13. Для чего нужны физические упражнения. Виды упражнений.

Виды упражнений.

Знать виды упражнений.

14. Работа мускулов. Зарядка.

Мышца


Знать виды спорта

15. Дыхание. Питание и отдых.

Органы дыхания

16. Командные виды спорта.

Фигурное катание. Футбол. Хоккей.

17. Одиночные виды спорта.

бокс, плавание, тяжелая и легкая атлетика

18. Игры народов мира.

Игра

Знать игры народов мира

1

Чрезвычайные

ситуации

1. Штормовое

предупреждение

Штормовое предупреждение

познакомиться с правилами поведения при ЧС: штормовое предупреждение применять на практике правила экстренной эвакуации

2. Сигнал «Внимание всем!»

Оповещение, источник информации, указания, сообщения

познакомиться с правилами поведения при ЧС, применять на практике правила экстренной эвакуации

3. Землетрясение

Землетрясение, зарница, необычное поведение животных, завал

познакомиться с правилами поведения при ЧС: землетрясение, применять на практике правила экстренной эвакуации

4. Наводнение

Наводнение, поток воды, загрязнение воды. самоэвакуация

познакомиться с правилами поведения при ЧС, применять на практике правила экстренной эвакуации

5. Ураган. Буря, смерч, шторм

Ураган, буря, смерч, шквал, шторм, вихрь

познакомиться с правилами поведения при ЧС: ураган, , буря, смерч, шторм, шквал, вихрь; применять на практике правила экстренной эвакуации

6. Метель

Метель, вьюга, пурга, снежная буря, обморожение, снежные заносы

познакомиться с правилами поведения при ЧС: метель, вьюга, пурга, снежная буря, обморожение, снежные заносы; применять на практике правила экстренной эвакуации

2

Безопас-ность на транс

порте

1. Безопасность на водном транспорте (морском, речном)

Борт, палуба, каюта, кораблекрушение, шлюпка, спасательный жилет, спасательный круг

моделировать ситуации по применению правил безопасного применения на водном транспорте

2.Безопасность на железнодорожном транспорте

Железнодорожный транспорт, вокзал, платформа, электричка

моделировать ситуации по применению правил безопасного применения на железнодорожном транспорте

3. Правила безопасного поведения в метро

Метро, турникет, эскалатор, платформа

моделировать ситуации по применению правил безопасного применения на метро

3

Пиротех-нические средства

Пиротехнические изделия и правильное обращение с ними

Салют, хлопушки, бенгальские свечи, петарды, огневые фонтаны, конфеты

объяснять правила противопожарной безопасности при использовании пиротехнической техники;

4

Вредные привычки

1. Табакокурение

Курение табака, никотин, непотушенная сигарета, пассивное курение, продукты курения

обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни (отказ от табака)

2.Алкоголь и алкоголизм

Алкоголь, алкоголизм

обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни (отказ от алкоголя)

5

Первая помощь

1. Вывих

Вывих, сустав, травмпункт

моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при вывихах, попадания инородного тела в организм, накладывание повязок.

2. Инородное тело

Инородное тело в глазу, ухе. Дыхательных путях, пищеводе

моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при попадании инородного тела в организм

3. Повязки

Повязка, перевязка, стерильность,

перевязочный материал

моделировать в ходе практических работ ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи, накладывание повязок.






Календарно-тематический план


№пп

Наименование разделов

Кол-во часов

Дата

По плану

По факту



1 класс


1

Один дома


2

2

Улица


2

3

Школа


1

4

Природа


1

5

Гигиена


1

6

Воспитание


1

7

Первая помощь


1

Итого


9




2 класс


1

Один дома


1

2

Городской транспорт


2

3

Природа (животные;

заблудился в лесу)

если

1

4

Водоемы


1

5

Распорядок дня


1

6

Первая помощь


2

7

Воспитание


1

Итого


9




3 класс


1

Опасные ситуации дома


1

2

Опасные ситуации в городе


2

3

Опасные природные явления


1

4

Вредные воздействия бытовой

техники

1

5

Первая помощь

2

6

Патриотическое воспитание

2

Итого

9



4 класс


1

Чрезвычайные ситуации

3

2

Безопасность на транспорте

2

3

Пиротехнические средства

1

4

Вредные привычки

1

5

Первая помощь

2

Итого

9



Условия реализации программы

Данная программа рассчитана на реализацию в общеобразовательной организации общего типа среди обучающихся начальной школы. Особых требований, предъявляемых к организации учебно-воспитательного процесса, не требуется.

Наличие необходимых условий для занятий:

  • учебный класс;

  • спортивный (актовый) зал;

-наличие необходимого оборудования или ТСО.

Учебно-методическое обеспечение:
  1. Методические рекомендации к учебным пособиям М.В. Мурковой, Э.Н. Аюбова, Д.З. Прищепова, Н.В. Твердохлебова «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1-4 классов/ авт.-сост. Э.Н. Аюбов, Д.З. Прищепов, Н.В. Твердохлебов и др. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015.

  2. Учебные пособия М.В. Мурковой, Э.Н. Аюбова, Д.З. Прищепова, Н.В. Твердохлебова «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1-4 классов.

  3. Разработка программ по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; методическое пособие/ Г.Е.Гун.-М.;ООО «Русское слово - учебник», 2014.

4.Усачев А. А. «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник 1-й класс начальной школы 1 – 4. М : Дрофа 2012 год.

5.Усачев А. А. «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник 2-й класс начальной школы 1 – 4. М : Дрофа 2012 год.

  1. Усачев А. А. «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник 3-й класс начальной школы 1 – 4. М : Дрофа 2012год.

  2. Усачев А. А. «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник 4-й класс начальной школы 1 – 4. М : Дрофа 2012 год.



Литература для учащихся:

1. Учебные пособия М.В. Мурковой, Э.Н. Аюбова, Д.З. Прищепова, Н.В. Твердохлебова «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1-4 классов.

2. Усачев А. А. «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник 1-й класс начальной школы 1 – 4. М : Дрофа 2012год.

3.Усачев А. А. «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник 2-й класс

начальной школы 1 – 4. М : Дрофа 2012 год.

4.Усачев А. А. «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник 3-й класс

начальной школы 1 – 4. М : Дрофа 2012год.

5.Усачев А. А. «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник 4-й класс

начальной школы 1 – 4. М : Дрофа 2012 год.

Литература для учителя:

  1. Ветрова В.В. Букварь здоровья, М : Дрофа 2010 – 80с.

  2. Абаскалова Н.А. Здоровью надо учиться. – М: Медицина,Новокузнецк, 2010 – 143с.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!