Содержание
-
| Пояснительная записка | 3 |
-
| Общая характеристика программы | 6 |
-
| Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса | 8 |
-
| Содержание учебного курса | 13 |
-
| Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности | 19 |
-
| Учебно - тематический план | 19 |
-
| Тематическое планирование | 20 |
-
| Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса | 27 |
-
| Планируемые результаты изучения программы | 35 |
-
| Список информационных источников, использованных при подготовке программы | 39 |
-
| Приложение | 42 |
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный физик» для обучающихся 7-8 класса по общеинтеллектуальному направлению разработана на основе программ:
Примерной программы основного общего образования. Физика. 7-9 классы. Естествознание. 5 класс. - М.: Просвещение, 2014. - 80 с.
Программы под редакций А.Е.Гуревича, Д.С.Исаева, А.С.Понтак. – М.: Дрофа. – 2000.
Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение / В.А. Коровин – М.: Дрофа, 2005. - 125 с.
При составлении программы использованы материалы учителей:
Программа рассчитана на 1 год обучения (68 часа), количество часов в неделю – 2, количество часов в год – 68.
Актуальность программы определена тем, что внеурочная экспериментальная деятельность обучающихся в области естественных наук в 5 – 9 классах является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов; может стать ключевым плацдармом всего школьного естественнонаучного образования для формирования личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов, осваиваемых обучающимися на базе одного или нескольких учебных предметов, способов деятельности, применяемых как в рамках воспитательно-образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Новизна программы заключается в:
экспериментальном подходе к определению физических закономерностей;
доступности курса для младших школьников;
возможности создавать творческие проекты, проводить самостоятельные исследования;
прикладном характере исследований;
развернутой схеме оценивания результатов изучения программы.
Цель программы – формирование умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования объектов и явлений природы; развитие познавательных интересов и творческих способностей обучающихся, передача им опыта творческой деятельности.
Задачи:
формировать у обучающихся умение безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования;
формировать навыки исследовательской деятельности, управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
формировать готовность и способность обучающихся к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;
создать условия для формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе учебно-исследовательской и творческой деятельности; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Данные задачи могут быть успешно решены, если на занятиях и в самостоятельной работе обучающихся сочетаются теоретическая работа с достаточным количеством практических работ, уделяется большое внимание анализу данных, получаемых экспериментально, предоставляется возможность создавать творческие проекты, проводить самостоятельные исследования.
Общая характеристика программы
Программа поможет сформировать у обучающихся целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики; развить умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; сформировать понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества; помочь овладеть умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; осознание значимости концепции устойчивого развития; сформировать навыки безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач; вооружить обучающегося научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Выявление научных закономерностей в процессе проведения экспериментов необходимо для изучения физики, химии, биологии.
Программа построена таким образом, что на основе концентрического подхода введенные ранее понятия закрепляются при изучении новых разделов, экспериментально подтверждаются при демонстрациях и в лабораторных работах.
Для реализации программы внеурочной деятельности «Наука опытным путем» в основной школе необходимо организовать работу обучающихся в лаборатории, предоставить возможность индивидуальных исследований и групповой работы, работы в парах. На протяжении всего курса для формирования научного метода познания эмпирическим методом используется работа по этапам:
Сбор информации.
Наблюдение явления или эксперимент.
Анализ.
Выработка гипотезы, чтобы объяснить явление.
Разработка теории, объясняющей феномен, основанный на предположениях, в более широком плане.
Предполагается также
проведение обучающимися практических (лабораторных) работ, индивидуальных исследований, экспериментальное моделирование;
демонстрация учителем большого количества экспериментов;
использование наглядных пособий, в том числе видеоматериала, презентаций, раздаточного материала в виде алгоритмов, блок-схем, моделей и т.п.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса «Наука опытным путем» являются:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике и химии как элементам общечеловеческой культуры;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения;
Метапредметными результатами изучения курса «Наука опытным путем» являются:
использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
использование различных источников для получения научной информации.
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем.
Общими предметными результатами изучения курса «Наука опытным путем» являются:
В познавательной сфере:
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты;
умения обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул;
умения обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
умения структурировать изученный материал и естественнонаучную информацию, полученную из других источников;
умения применять теоретические знания на практике, решать задачи на применение полученных знаний.
В ценностно-ориентационной сфере:
В трудовой сфере:
В сфере безопасности жизнедеятельности:
Частными предметными результатами изучения курса «Наука опытным путем» являются:
формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми физическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;
понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;
осознание необходимости применения достижений физики для рационального природопользования;
развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов;
формирование представлений о значении естественных наук в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.
Содержание курса
Введение (2 ч)
Природа живая и неживая. Явления природы. Человек – часть природы. Влияние человека на природу. Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Охрана природы.
Физика – наука о природе. Что изучает физика. Тела и вещества. Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория.
Знакомство с простейшим физическим оборудованием (пробирка, колба, лабораторный стакан, воронка, пипетка, шпатель, пластмассовый и металлический штативы, держатель для пробирок). Нагревательный прибор, особенности пламени. Правила нагревания вещества.
Измерительные приборы: линейка, измерительная лента, весы, термометр, мензурка (единицы измерений, шкала прибора, цена деления, предел измерений, правила пользования).
Лабораторные работы
Знакомство с лабораторным оборудованием.
Знакомство с измерительными приборами. Определение размеров физического тела.
Измерение объема жидкости и емкости сосуда с помощью мензурки. Измерение объема твердого тела.
Человек и природа (21 ч)
Земля – планета Солнечной системы (3 ч)
Звездное небо: созвездия, планеты. Развитие представлений человека о Земле. Солнечная система. Солнце.
Движение Земли: вращение вокруг собственной оси, смена дня и ночи на различных широтах, обращение Земли вокруг Солнца, наклон земной оси к плоскости ее орбиты, смена времен года.
Луна – спутник Земли. Фазы Луны.
Изменение горизонтальных координат небесных тел в течение суток.
Знакомство с простейшими астрономическими приборами: астрономический посох, астролябия, телескоп.
Исследования космического пространства. К.Э.Циолковский, С.П.Королев – основатели советской космонавтики. Ю.А.Гагарин – первый космонавт Земли. Искусственные спутники Земли. Орбитальные космические станции. Корабли многоразового использования. Программы освоения космоса: отечественные, зарубежные, международные.
Земля – место обитания человека (4 ч)
Литосфера, мантия, ядро; увеличение плотности и температуры Земли с глубиной. Изучение земных недр.
Гидросфера. Судоходство. Исследование морских глубин.
Атмосфера. Атмосферное давление, барометр. Влажность воздуха, определение относительной влажности. Атмосферные явления, гром и молния. Освоение атмосферы человеком. Кругообороты углерода и азота.
Человек дополняет природу (11 ч)
Простые механизмы. Механическая работа. Энергия. Синтетические материалы.
Механизмы – помощники человека. Простые механизмы, рычаг, наклонная плоскость, подвижный и неподвижный блоки, их назначение.
Механическая работа, условия ее совершения. Джоуль – единица измерения работы.
Энергия. Источники энергии. Различные виды топлива. Солнечная энергия, ее роль для жизни на Земле. Тепловые двигатели, двигатели внутреннего сгорания, их применение. Тепловые, атомные и гидроэлектростанции.
Создание материалов с заранее заданными свойствами: твердые, жаропрочные, морозостойкие материалы, искусственные кристаллы. Полимеры, свойства и применение некоторых из них.
Волокна: природные и искусственные, их свойства и применение.
Каучуки и резина, их свойства и применение.
Взаимосвязь человека и природы (4 ч)
Загрязнение атмосферы и гидросферы, их влияние на здоровье людей. Контроль за состоянием атмосферы и гидросферы.
Рациональное использование топлива. Использование энергии рек, ветра, приливов, тепла Земли; энергия Солнца.
Современные наука и производство. Средства связи. Знания, их роль в жизни человека и общества. Как люди познают окружающий мир (наука вчера, сегодня, завтра).
Управление производством: роль автоматики, электроники. Компьютеризация производства. Роботы. Цехи-автоматы.
Средства связи и передача информации: телеграф, телефон, радиосвязь (радиостанция, радиоволны, антенна, приемник, громкоговоритель), телевидение.
Лабораторные работы
Определение азимута Солнца с помощью компаса.
Изготовление астролябии и измерение высоты Солнца.
Измерение атмосферного давления барометром.
Изготовление простейшего гигрометра.
Знакомство с простыми механизмами.
Вычисление механической работы.
Изучение устройства и принципа действия телеграфного аппарата.
Занимательные опыты по физике (68 ч)
Понятие физического эксперимента. Роль физического эксперимента в науке физики (4 ч)
Физический эксперимент. Виды физического эксперимента. Погрешность измерения. Виды погрешностей измерения. Расчёт погрешности измерения. Роль эксперимента в жизни человека.
Опыты с жидкостями и газами (9 ч)
Опыты на демонстрацию атмосферного давления. Опыты на строение вещества и на силы взаимодействия молекул. Опыты по механике. Опыты на тему: «Давление жидкостей и газов».
Перечень занимательных опытов:
Спички – лакомки
Яйцо в солёной воде
Пять этажей
Удивительный подсвечник
Стакан с водой
Яйцо в графине
Яйцо в графине
Подъём тарелки с мылом
Соединённые стаканы
Разбейте стакан
Уроните монетку
Мыльные пузыри и плёнки (5 ч)
Мыльные пузыри. Гибкая оболочка мыльных пузырей. Трюки с пузырями.
Перечень занимательных опытов:
Мал мала меньше
Превращение мыльного пузыря
Шар в бочке
Шар-недотрога
Снежные цветы
Свеча, погасни!
Мыльный винт
Интересные случаи равновесия (5 ч)
Понятие равновесия. Понятие центра тяжести. Правило рычага.
Перечень занимательных опытов:
Карандаш на острие
Поварёшка и тарелка
Яйцо на бутылке
Две вилки и монета
Пятнадцать спичек на одной
Верёвочные весы
Парафиновый мотор
Подставка для супницы
Все 28!!!
Защита проектов (1 ч)
Инерция и центробежная сила. Волчки и маятники (4 ч)
Понятие инерции и инертности. Центробежная сила. Применение данных физических понятий в жизнедеятельности человека.
Перечень занимательных опытов:
Монета и бумажное кольцо
Чур не урони!
Шнурок и цепочка
Какое - крутое? Какое – сырое?
Танцующее яйцо
Маятник Фуко
Смешная дуэль
Опыты с теплотой и электричеством (7 ч)
Понятие источника тока. Электризация тел. Проводимость жидкости.
Перечень занимательных опытов:
Лимон - источник тока
Электрический цветок
Бумажная кастрюля
Олово на игральной карте
Кто раньше?
Наэлектризованный стакан
Ошибки наших глаз. Опыты со светом (7 ч)
Элементы геометрической оптики.
Перечень занимательных опытов:
Ложка – рефлектор
Посеребренное яйцо
Вот так лупа
Живая тень
Зелёный чёртик
Не раскупоривая бутылки!
Копировальное стекло
Птичка в клетке
Белая и чёрная бумага
Кто выше
Циркуль или глаз?
Монета или шар?
Заключение (2 ч)
Наблюдения, опыты – источник знаний о природе явлений. Подготовка и защита проектов. Круглый стол.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Учебный-тематический план
Таблица 1
Тема по программе | Кол-во часов | П.Р. | Л. Р. |
Введение | 2 | | 3 |
Человек и природа | | | |
Земля – планета Солнечной системы | 3 | | 4 |
Земля – место обитания человека | 4 | | 2 |
Человек дополняет природу | 11 | | 4 |
Взаимосвязь человека и природы | 4 | | 1 |
Занимательные опыты по физике | | | |
Понятие физического эксперимента. Роль физического эксперимента в науке физики | 4 | | |
Опыты с жидкостями и газами | 9 | 10 | 2 |
Мыльные пузыри и плёнки | 5 | 7 | 1 |
Интересные случаи равновесия | 5 | 1 | 1 |
Защита проектов | 1 | | |
Инерция и центробежная сила. Волчки и маятники | 4 | 7 | 1 |
Опыты с теплотой и электричеством | 7 | 6 | 1 |
Ошибки наших глаз. Опыты со светом | 7 | 12 | |
Заключение | 2 | 5 | |
Итого: | 68 | 48 | 20 |
Тематическое планирование
Таблица 2
№ урока по программе | № урока в теме | Тема по программе | Количество часов по программе | Форма занятия | Вид деятельности | Практ. р. | Лабор. Р. |
Введение | 2 | | | | 3 |
-
| -
| Природа живая и неживая. Физика и химия – науки о природе. Знакомство с простейшим физическим и химическим оборудованием. Нагревательный прибор, особенности пламени. Правила нагревания вещества. Лабораторная работа | 1 | Лекция, дем. эксперимент | Л1, П | | |
-
| -
| Измерительные приборы. Знакомство с измерительными приборами. Определение размеров физического тела. Измерение объема жидкости и емкости сосуда с помощью мензурки. Лабораторная работа Измерение объема твердого тела. Лабораторная работа | 1 | Лекция, дем. эксперимент, лаб. работа. | П. Р | | 1 |
Человек и природа | 21 | | | | |
Земля – планета Солнечной системы | 3 | | | | 4 |
-
| -
| Звездное небо. Солнечная система. Движение Земли. Луна – спутник Земли. Фазы Луны. Наблюдение звездного неба. Наблюдение Луны в телескоп. | 1 | Лабораторная работа | Л, П | | 2 |
-
| -
| Изменение горизонтальных координат небесных тел в течение суток. Знакомство с простейшими астрономическими приборами. Определение азимута Солнца с помощью компаса. | 1 | Лабораторная работа | Р, П, К | | 1 |
-
| -
| Исследования космического пространства. Изготовление астролябии и измерение высоты Солнца. | 1 | Конференция (защита проектов) | Р, П, К | | 1 |
Земля – место обитания человека | 4 | | | | 2 |
-
| -
| Литосфера, мантия, ядро; увеличение плотности и температуры Земли с глубиной. Изучение земных недр. | 1 | Лекция, демонстрация видеоролика | П | | |
-
| -
| Гидросфера. Судоходство. Исследование морских глубин. | 1 | Лекция, демонстрация видеоролика | П | | |
-
| -
| Атмосфера. Атмосферное давление, барометр. Измерение атмосферного давления барометром. | 1 | Лабораторная работа | Р, П | | 1 |
-
| -
| Влажность воздуха, определение относительной влажности. Атмосферные явления, гром и молния. Освоение атмосферы человеком. Кругообороты углерода и азота. Изготовление простейшего гигрометра. | 1 | Лабораторная работа | Р, П, К | | 1 |
Человек дополняет природу | 11 | | | | 4 |
-
| -
| Простые механизмы. Знакомство с простыми механизмами. | 1 | Лабораторная работа | П | | 1 |
-
| -
| Механическая работа. Энергия. Синтетические материалы. | 1 | Лекция, дем. эксперимент | П | | |
-
| -
| Механизмы – помощники человека. | 1 | Лекция, дем. эксперимент | П | | |
-
| -
| Простые механизмы, рычаг, наклонная плоскость, подвижный и неподвижный блоки, их назначение. | 1 | Лекция, дем. эксперимент | П | | |
-
| -
| Механическая работа, условия ее совершения. Джоуль – единица измерения работы. Вычисление механической работы. | 1 | Лабораторная работа | Р, П | | 1 |
-
| -
| Энергия. Источники энергии. Различные виды топлива. Солнечная энергия, ее роль для жизни на Земле. | 1 | Лекция, дем. эксперимент | П | | |
-
| -
| Тепловые двигатели, двигатели внутреннего сгорания, их применение. Тепловые, атомные и гидроэлектростанции. | 1 | Лекция, дем. эксперимент | П | | |
-
| -
| Создание материалов с заранее заданными свойствами: твердые, жаропрочные, морозостойкие материалы, искусственные кристаллы. | 1 | Лекция, дем. эксперимент | П | | |
-
| -
| Полимеры, свойства и применение некоторых из них. Знакомство с коллекцией пластмасс. | 1 | Лабораторная работа | П | | 1 |
-
| -
| Волокна: природные и искусственные, их свойства и применение. Знакомство с коллекцией волокон. | 1 | Лабораторная работа | П | | 1 |
-
| -
| Каучуки и резина, их свойства и применение. | 1 | Лекция, дем. эксперимент | П | | |
Взаимосвязь человека и природы | 4 | | | | 1 |
-
| -
| Загрязнение атмосферы и гидросферы, их влияние на здоровье людей. Контроль за состоянием атмосферы и гидросферы. Рациональное использование топлива. Использование энергии рек, ветра, приливов, тепла Земли; энергия Солнца. | 1 | Лекция, дем. эксперимент | Л,П | | |
-
| -
| Современные наука и производство. Средства связи. Знания, их роль в жизни человека и общества. Как люди познают окружающий мир. | 1 | Лекция, дем. эксперимент | П | | |
-
| -
| Управление производством: роль автоматики, электроники. Компьютеризация производства. Роботы. Цехи-автоматы. | 1 | Лекция, дем. эксперимент | П | | |
-
| -
| Средства связи и передача информации: телеграф, телефон, радиосвязь, телевидение. Изучение устройства и принципа действия телеграфного аппарата. | 1 | Лабораторная работа | Р, П, К | | 1 |
Занимательные опыты по физике | 68 | | | | |
Понятие физического эксперимента. Роль физического эксперимента в науке физики | 4 | | | | |
-
| -
| Физический эксперимент. Виды физического эксперимента. | 1 | Лекция, дем. эксперимент | П | | |
-
| -
| Погрешность измерения. Виды погрешностей измерения. | 1 | Лекция, дем. эксперимент | П | | |
-
| -
| Расчёт погрешности измерения. | 1 | Лекция, дем. эксперимент | П | | |
-
| -
| Роль эксперимента в жизни человека. | 1 | Лекция, дем. эксперимент | П | | |
Опыты с жидкостями и газами | 11 | | | 10 | |
-
| -
| Опыт «Спички – лакомки» | 1 | Опыт -исследование | Р | 1 | |
-
| -
| Опыт «Яйцо в солёной воде» | 1 | Опыт -исследование | Р | 1 | |
-
| -
| Опыт «Пять этажей» Опыт «Удивительный подсвечник» | 1 | Опыт -исследование | Р | 1 | |
-
| -
| Опыт «Стакан с водой» | 1 | Опыт -исследование | Р | 1 | |
-
| -
| Опыт «Яйцо в графине» | 1 | Опыт -исследование | Р | 1 | |
-
| -
| Опыт «Яйцо в графине» | 1 | Опыт -исследование | Р | 1 | |
-
| -
| Опыт «Подъём тарелки с мылом» | 1 | Опыт -исследование | Р | 1 | |
-
| -
| Опыт «Соединённые стаканы» | 1 | Опыт -исследование | Р | 1 | |
-
| -
| Опыт «Разбейте стакан» Опыт «Уроните монетку» | 1 | Опыт -исследование | Р | 1 | |
Мыльные пузыри и плёнки | 5 | | | 7 | |
-
| -
| Мыльные пузыри. Гибкая оболочка мыльных пузырей | 1 | Лекция, дем. эксперимент | П | | |
-
| -
| Мал мала меньше Снежные цветы | 1 | Опыт -исследование | Р | 1 | |
-
| -
| Превращение мыльного пузыря | 1 | Опыт -исследование | Р | 1 | |
-
| -
| Шар в бочке Шар-недотрога | 1 | Опыт -исследование | Р | 1 | |
-
| -
| Свеча, погасни! Мыльный винт | 1 | Опыт -исследование | Р | 1 | |
Интересные случаи равновесия | 5 | | | 1 | |
-
| -
| Понятие равновесия. Понятие центра тяжести. Правило рычага. Карандаш на острие | 1 | Лекция, дем. эксперимент | П | | |
-
| -
| Поварёшка и тарелка Яйцо на бутылке | 1 | Опыт -исследование | Р | 1 | |
-
| -
| Две вилки и монета Пятнадцать спичек на одной | 1 | Опыт -исследование | Р | 1 | |
-
| -
| Верёвочные весы Парафиновый мотор | 1 | Опыт -исследование | Р | 1 | |
-
| -
| Подставка для супницы Все 28!!! | 1 | Опыт -исследование | Р | 1 | |
Защита проектов | 1 | | | | |
-
| -
| Занимательные опыты. Защита проектов | 1 | | Л, К | 1 | |
Инерция и центробежная сила. Волчки и маятники | 4 | | | 7 | |
-
| -
| Понятие инерции и инертности. Центробежная сила. Применение данных физических понятий в жизнедеятельности человека. Монета и бумажное кольцо | 1 | Лекция, дем. эксперимент | П | | |
-
| -
| Чур не урони! Шнурок и цепочка | 1 | Опыт -исследование | Р | 1 | |
-
| -
| Какое - крутое? Какое – сырое? Танцующее яйцо | 1 | Опыт -исследование | Р | 1 | |
-
| -
| Маятник Фуко Смешная дуэль | 1 | Опыт -исследование | Р | 1 | |
Опыты с теплотой и электричеством | 7 | | | 6 | |
-
| -
| Понятие источника тока. Электризация тел. Проводимость жидкости. | 1 | Лекция, дем. эксперимент | П | | |
-
| -
| Лимон - источник тока | 1 | Опыт -исследование | Р | 1 | |
-
| -
| Электрический цветок | 1 | Опыт -исследование | Р | 1 | |
-
| -
| Бумажная кастрюля | 1 | Опыт -исследование | Р | 1 | |
-
| -
| Олово на игральной карте | 1 | Опыт -исследование | Р | 1 | |
-
| -
| Кто раньше? | 1 | Опыт -исследование | Р | 1 | |
-
| -
| Наэлектризованный стакан | 1 | Опыт -исследование | Р | 1 | |
Ошибки наших глаз. Опыты со светом | 7 | | | 12 | |
-
| -
| Элементы геометрической оптики. | 1 | Лекция, дем. эксперимент | П | | |
-
| -
| Ложка – рефлектор Посеребренное яйцо | | Опыт -исследование | Р | 1 | |
-
| -
| Вот так лупа Живая тень | 1 | Опыт -исследование | Р | 1 | |
-
| -
| Зелёный чёртик Не раскупоривая бутылки! | 1 | Опыт -исследование | Р | 1 | |
-
| -
| Копировальное стекло Птичка в клетке | 1 | Опыт -исследование | Р | 1 | |
-
| -
| Белая и чёрная бумага Кто выше | 1 | Опыт -исследование | Р | 1 | |
-
| -
| Циркуль или глаз? Монета или шар? | 1 | Опыт -исследование | Р | 1 | |
Заключение | 2 | | | 5 | |
-
| -
| Наблюдения, опыты – источник знаний о природе явлений. | 1 | Заключительная беседа | Л, К | | |
-
| -
| Наблюдения, опыты – источник знаний о природе явлений. Круглый стол. | 1 | Круглый стол, конференция | Л, К | 1 | |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Перечень оборудования кабинета для реализации программы
Для реализации программы «Наука опытным путем» предполагается работа в кабинетах физики, химии, информатики и ИКТ.
Перечень перевязочных средств и медикаментов для аптечки школьного кабинета (лаборатории) физики:
Индивидуальные перевязочные антисептические средства— 3 шт., пакеты без бинтов (3 шт.), с бинтами (3 шт.).
Бинты (3 шт.).
Вата (2 пакета).
Жгут (1 шт.).
Настойка йода — 1 флакон (10 ампул).
Нашатырный спирт — 1 флакон (10 ампул).
Сода питьевая — 1 пачка.
2—4%-ный раствор борной кислоты — 1 флакон (250 мл).
3%-ный раствор уксусной кислоты — 1 флакон (250 мл).
Валидол — 1 тюбик.
Перманганат калия (свежеприготовленный раствор).
Пероксид водорода.
На дверце аптечки должен быть записан адрес и телефон ближайшего лечебного учреждения, где может быть оказана первая медицинская помощь.
Комплектация аптечки и составление инструкции по оказанию первой медицинской помощи должны производиться по согласованию с персоналом медпункта школы. Ответственность за наличие медикаментов, перевязочных средств, а также за надлежащее состояние аптечки возлагается на лаборанта кабинета физики.
Перечень оборудования кабинетов естествознания, физики, химии:
Технические средства обучения
Таблица 3
№ | Наименование | Кол-во |
-
| Кодоскоп (оверхед-проектор) | 1 |
-
| Персональный компьютер | 1 |
-
| Телевизор | 1 |
-
| Устройство для зашторивания окон | 1 |
-
| Цифровая видеокамера с принадлежностями | 1 |
Печатные пособия
Таблица 4
№ | Наименование | Кол-во |
-
| Комплект тематических таблиц | 1 |
-
| Портреты выдающихся физиков и химиков[ | 1 |
-
| Таблица «Международная система единиц» | 1 |
-
| Таблица «Шкала электромагнитных волн» | 1 |
-
| Таблица «Приставки и множители единиц физических величин» | 1 |
-
| Таблица «Фундаментальные физические постоянные» | 1 |
-
| Таблица «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» | 1 |
-
| Методические рекомендации по использованию микролаборатории для физического эксперимента | 1 |
Электронные пособия
Таблица 5
№ | Наименование | Кол-во |
-
| Комплект электронных пособий по физике | 1 |
-
| Комплект дисков с видеозаписями демонстрационных опытов по физике | |
-
| Комплект дисков с видеозаписями демонстрационных опытов по химии | 1 |
Приборы и принадлежности общего назначения, лабораторная посуда
Таблица 6
№ | Наименование | Кол-во |
-
| Комплект электроснабжения | 1 |
-
| Термометр электронный | 1 |
-
| Штатив универсальный | 1 |
-
| Стол-подъемник | 1 |
-
| Весы учебные лабораторные электронные | 1 |
-
| Весы лабораторные электронные | 1 |
-
| Цифровой USB микроскоп | 1 |
-
| Хранилище для химических реактивов | 1 |
Приборы демонстрационные, лабораторная посуда
Таблица 7
№ | Наименование | Кол-во |
-
| Груз наборный на 1 кг | 1 |
-
| Комплект колб демонстрационных | 1 |
-
| Комплект мерной посуды | 1 |
-
| Доска для сушки посуды | 1 |
-
| Комплект изделий из керамики и фарфора | 1 |
-
| Набор посуды и принадлежностей для проведения демонстрационных опытов | 1 |
-
| Установка для перегонки веществ | 1 |
-
| Аппарат для получения газов (демонстрационный) | 1 |
-
| Источник постоянного и переменного напряжения (0 – [30÷36] В; 6÷10 А) | 1 |
-
| Комплект соединительных проводов | 1 |
-
| Комплект посуды и принадлежностей к ней | 1 |
-
| Комплект инструментов и расходных материалов (для учителя) | 1 |
-
| Устройство для записи колебаний маятника | 1 |
-
| Прибор для изучения плавания тел | 1 |
-
| Трубка для демонстрации конвекции в жидкости | 1 |
-
| Шар Паскаля | 1 |
-
| Прибор для наблюдения равномерного движения | 1 |
-
| Желоб Галилея | 1 |
-
| Цилиндр с отпадающим дном | 1 |
-
| Трубка Ньютона универсальная | 1 |
-
| Шар для взвешивания воздуха | 1 |
-
| Трубка с двумя электродами | 1 |
-
| Прибор для демонстрации давления в жидкости | 1 |
-
| Насос вакуумный электрический | 1 |
-
| Высоковольтный источник напряжения | 1 |
-
| Манометр жидкостный | 1 |
-
| Камертоны на резонансных ящиках | 1 |
-
| Комплект приборов для опытов по электростатике (демонстрационный) | 1 |
-
| Комплект приборов и принадлежностей для демонстрации свойств электромагнитных волн | 1 |
-
| Прибор для демонстрации атмосферного давления (магдебургские полушария) | 1 |
-
| Барометр - анероид | 1 |
Обучающая традиционная лабораторная учебная техника
Таблица 8
№ | Наименование оборудования | Кол-во, шт. |
-
| Лабораторный комплект по механике | 5 |
-
| Лабораторный комплект по молекулярной физике и термодинамике | 5 |
-
| Лабораторный комплект по электродинамике | 5 |
-
| Лабораторный комплект по оптике | 5 |
-
| Лабораторный комплект по квантовым явлениям | 5 |
-
| Набор по электролизу | 5 |
-
| Лабораторный комплект по электростатике | 5 |
-
| Весы учебные лабораторные электронные ВУЛ-200 | 5 |
-
| Секундомер электронный | 5 |
-
| Термометр лабораторный ТЭН-5 | 5 |
-
| Микролаборатория для химического эксперимента | 5 |
-
| Весы учебные лабораторные электронные ВУЛ-200 | 5 |
-
| Лабораторная баня для ученического эксперимента | 5 |
-
| Термометр лабораторный ТЭН-5 | 1 |
-
| Микролаборатория для химического эксперимента | 5 |
-
| Лабораторная баня для ученического эксперимента | 5 |
-
| Набор по электрохимии | 5 |
-
| Аппарат для получения газов лабораторный | 5 |
Модели, коллекции
Таблица 9
№ | Наименование оборудования | Кол-во, шт. |
-
| Набор моделей атомов для составления моделей молекул по органической и неорганической химии | 1 |
-
| Набор моделей кристаллических решеток | 1 |
-
| Коллекция «Волокна» | 1 |
-
| Коллекция «Металлы» | 1 |
-
| Коллекция «Нефть и продукты ее переработки» | 1 |
-
| Коллекция «Топливо» | 1 |
-
| Коллекция «Чугун и сталь» | 1 |
-
| Коллекция «Пластмассы» | 1 |
-
| Коллекция «Шкала твердости» | 1 |
-
| Коллекция «Алюминий» | 1 |
-
| Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки» | 1 |
-
| Коллекция «Стекло и изделия из стекла» | 1 |
-
| Коллекция «Минералы и горные породы» (48 видов) | 1 |
Обучающая цифровая лабораторная учебная техника
Таблица 10
№ | Наименование оборудования | Кол-во, шт. |
-
| Компьютерный комплекс L - микро | 1 |
-
| Датчик температуры (-50 + 150 С) | 1 |
-
| Датчик магнитного поля 100мТ | 1 |
-
| Датчик напряжения 10 В | 1 |
-
| Датчик абсолютного давления 0-200кПа | 1 |
-
| Датчикэлектропроводности 5000 мкСм/см | 1 |
-
| Датчик рН (водородный показатель) | 1 |
Оснащения информационно-библиотечного центра
Литература для обучающихся
Галилео. Наука опытным путем. [Текст] / Научно-популярное периодическое издание. - М.: ООО Де Агостини. Россия;
Гуревич, А. Е., Краснов М. В., Нотов Л. А., Понтак Л. С. Химия. Физика. 5 класс. Рабочая тетрадь. [Текст] / А. Е. Гуревич, М. В. Краснов, Л. А. Нотов, Л. С. Понтак. - М.:Дрофа. 2012 г., 10 с.;
Гуревич, А. Е., Краснов М. В., Нотов Л. А., Понтак Л. С. Химия. Физика. 6 класс. Рабочая тетрадь. [Текст] / А. Е. Гуревич, М. В. Краснов, Л. А. Нотов, Л. С. Понтак. - М.:Дрофа. 2012 г., 10 с.;
Гуревич, А.Е., Исаев Д.С., Понтак А.С. Физика. Химия. 5 - 6 классы. [Текст] / А.Е.Гуревич, Д.С.Исаев, А.С.Понтак. - М.: Дрофа. - 2011 г., 96 с.;
Еремина, Е.А. Химия. Краткий справочник школьника. 8-11 классы [Текст] / Е.А.Еремина, В.В.Еремин, Н.Е.Кузьменко. – М.: Дрофа – 2007 г., 208 с.;
Занимательные научные опыты для детей. [Электронный ресурс] / http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml#Scene_1;
Какие любопытные эксперименты можно делать в домашних условиях? Физика и химия для дошкольников. [Электронный ресурс] / http://www.moi-roditeli.ru/preschooler/education/experiements-at-home.html;
Коллекция: естественнонаучные эксперименты. Российский общеобразовательный портал [Электронный ресурс] / http://experiment.edu.ru/;
Ллансана, Хорди; Атлас физики и химии [Текст] / Хорди Ллансана. - М.: Ранок. - 2005., 96 с.;
Лукашик, В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике. 7-9 кл. [Текст] / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. - М.: Просвещение, 2001 г.;
Перельман, Я. И. Занимательная физика. [Текст] / Я. И. Перельман - АСТ, Астрель, Хранитель. – 2004 г., 320 с.;
Покровский, С. Ф. Наблюдай и исследуй сам. [Электронный ресурс] / http://www.eduspb.com/public/files/fizicheskie_velichiny_i_ih_izmereniya_7_-_8.doc;
Рабиза, В.Ф. Простые опыты: Забавная физика для детей [Текст] / В.Ф. Рабиза. - М.: Детская литература, 2002 г., 222 с.;
Ссылки. Опыты, эксперименты для детей, физика, химия, астрономия для дошкольников. MAAM. RU. Междунардный русскоязычный социальный образовательный интернет-проект. [Электронный ресурс] / http://www.maaam.ru/detskijsad/sylki-opyty-yeksperimenty-dlja-detei-fizika-himija-astronomija-dlja-doshkolnikov.html;
Трофимова, Т.И. Физика от А до Я: Справочник школьника [Текст] / Т.И. Трофимова. – М.: Дрофа; 2002 г., 304 с.;
Хуторской, А. В. Увлекательная физика. [Текст] / А.В. Хуторской, Л.Н.Хуторская. - М., Аркти, 2004 г., 192 с.;
Литература для учителя
Алексинский, В.Н. Занимательные опыты по химии. Книга для учителя [Текст] / В.Н. Алексинский - М.: Дрофа – 2010 г., 96 с.;
Гара, Н.Н., Зуева М.В. Химия. 8-9 классы. Школьный практикум. [Текст] / Н.Н.Гара – М.: Дрофа – 2008 г., 128 с.;
Горев, Л. А. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах средней школы. Кн. для учителя. [Электронный ресурс] / Л. А. Горев - М.: Просвещение, 1985 г. — 175 с.;
Кабардин, О.Ф., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9-10 классы: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений [Текст] / О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов - М.: Вербум, 2004 г., 148 с.
МИФ. [Текст] / Научно-популярное периодическое издание. - Хабаровский краевой центр технического творчества. 2001 - 2005 гг.;
Никифоров, Г.Г. Погрешности измерений при выполнении лабораторных работ по физике. 7 - 11кл. [Текст] / Г.Г. Никифоров – М.: Дрофа, 2004 г., 112 с.;
Тульчинский, М.Е. Качественные задачи по физике. [Электронный ресурс] / javascript:window.document.location ='http://depositfiles.com/files/04reqdmmy';
Планируемые результаты изучения программы
Оценку деятельности образовательного учреждения по формированию и развитию универсальных учебных действий у обучающихся предполагается проводить по нескольким направлениям с помощью рейтинговых шкал.
Таблица 11
Рейтинговая таблица для оценки деятельности обучающихся на занятии |
| | Сообщения | Выполнение практической (лабораторной) работы | Защита проекта (практической работы) | Работа за круглым столом, участия в конференции | Рейтинг |
| Максимальное количество баллов | 5 | 5 | 5 | 5 | 20 |
1 | | | | | | |
2 | | | | | | |
3 | | | | | | |
4 | | | | | | |
5 | | | | | | |
6 | | | | | | |
7 | | | | | | |
8 | | | | | | |
9 | | | | | | |
10 | | | | | | |
При оценке работы на занятии используем нижеприведенные критерии:
Критерии оценки лабораторных работ или опыта - исследования
Таблица 12
| Критерий | Макс. кол-во баллов |
-
| Аккуратность оформления (описание) работы | 1 |
-
| Наличие рисунка (схемы) установки с обозначением измеряемых величин | 1 |
-
| Наличие правильных измерений (оформление измерений в таблице, в виде графика) | 1 |
-
| Наличие правильных вычислений или анализ наблюдения | 1 |
-
| Наличие развернутого вывода, отражающего сущность изучаемого явления с указанием конкретных результатов | 1 |
| Суммарный балл: отметка | 5 |
Критерии оценки защиты проекта
Таблица 13
| Критерий | Макс. кол-во баллов |
-
| Материал доступен и научен, идеи раскрыты. Качественное изложение содержания: четкая, грамотная речь, пересказ текста (допускается зачитывание цитат); наиболее важные понятия, законы и формулы диктуются для записи. | 1 |
-
| Наглядное представление материала (с использованием схем, чертежей, рисунков, использование презентации) | 1 |
-
| Использование практических мини-исследований (показ опыта) | 1 |
-
| Качественные ответы на вопросы слушателей по теме | 1 |
-
| Четко сформулированы выводы | 1 |
| Суммарный балл: отметка | 5 |
Критерии оценки работы за круглым столом, участия в конференции
Таблица 14
| Критерий | Макс. балл |
-
| Представление сообщения в доступной краткой форме. Качественное изложение содержания: четкая, грамотная речь, пересказ текста (допускается зачитывание цитат). | 2 |
-
| Наличие дополнений по прослушиваемой теме | 1 |
-
| Наличие вопросов докладчикам с целью уточнения непонятных моментов | 1 |
-
| Качественные ответы на вопросы других обучающихся | 1 |
| Суммарный балл: отметка | 5 |
На каждом этапе работы можно использовать критерии определения потребностей2. Осуществлять обратную связь будем с помощью рефлексии3.
Система оценки учитывает участие обучающихся в конференциях, конкурсах различных уровней4
Таблица 15
Рейтинговая таблица для оценки деятельности обучающихся за год |
Класс | 8 класс | Занятия | Конкурсы, конференции | Рейтинг |
| Максимальный балл | 680 | 111 | 791 |
1 | | | | |
2 | | | | |
3 | | | | |
4 | | | | |
5 | | | | |
6 | | | | |
7 | | | | |
8 | | | | |
9 | | | | |
10 | | | | |
Таблица 16
Итоговый рейтинг за курс |
Класс | 8 класс | Занятия | Конкурсы (конференции) | Рейтинг | % освоения программы |
| Максимальное количество баллов | 2500 | 1395 | 3895 | 100% |
1 | | | | | |
2 | | | | | |
3 | | | | | |
4 | | | | | |
5 | | | | | |
6 | | | | | |
7 | | | | | |
8 | | | | | |
9 | | | | | |
10 | | | | | |
Возможен перевод рейтинговой системы в 5-бальную шкалу, например, по принципу:
Ниже 50% курс не освоен (не зачтено, отметка «2», и т.п.)
50 – 64 % отметка «3»
65 – 80 % отметка «4»
80 – 100 % отметка «5»
Рейтинговые шкалы могут корректироваться в процессе работы на усмотрение образовательного учреждения или учителя.
Рейтинг удобно рассчитывать в электронном виде. С этой целью к работе приложен электронный журнал в формате Microsoft Office Excel с введенными программами расчета рейтинговых шкал.
Список информационных источников, использованных при подготовке программы
Алексинский, В.Н. Занимательные опыты по химии. Книга для учителя [Текст] / В.Н. Алексинский - М.: Дрофа – 2010 г., 96 с.;
Галилео. Наука опытным путем. [Текст] / Научно-популярное периодическое издание. - М.: ООО Де Агостини. Россия;
Гара, Н.Н., Зуева М.В. Химия. 8-9 классы. Школьный практикум. [Текст] / Н.Н.Гара – М.: Дрофа – 2008 г., 128 с.;
Горев, Л. А. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах средней школы. Кн. для учителя. [Электронный ресурс] / Л. А. Горев - М.: Просвещение, 1985 г. — 175 с.;
Гуревич, А. Е., Краснов М. В., Нотов Л. А., Понтак Л. С. Химия. Физика. 5 класс. Рабочая тетрадь. [Текст] / А. Е. Гуревич, М. В. Краснов, Л. А. Нотов, Л. С. Понтак. - М.:Дрофа. 2012 г., 10 с.;
Гуревич, А. Е., Краснов М. В., Нотов Л. А., Понтак Л. С. Химия. Физика. 6 класс. Рабочая тетрадь. [Текст] / А. Е. Гуревич, М. В. Краснов, Л. А. Нотов, Л. С. Понтак. - М.:Дрофа. 2012 г., 10 с.;
Гуревич, А.Е., Исаев Д.С., Понтак А.С. Физика. Химия. 5 - 6 классы. [Текст] / А.Е.Гуревич, Д.С.Исаев, А.С.Понтак. - М.: Дрофа. - 2011 г., 96 с.;
Еремина, Е.А. Химия. Краткий справочник школьника. 8-11 классы [Текст] / Е.А.Еремина, В.В.Еремин, Н.Е.Кузьменко. – М.: Дрофа – 2007 г., 208 с.;
Занимательные научные опыты для детей. [Электронный ресурс] / http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml#Scene_1;
Золотов, Ю.А. Успехи и проблемы аналитической химии //Химия в школе. [Текст] / Ю.А. Золотов - Учебно - методическое периодическое издание. – М.: Просвещение - 2007, № 6, 8 с;
Исаев, Д.С. Практикумы исследовательского характера в IX классе // Химия в школе. [Текст] / Д.С. Исаев - Учебно - методическое периодическое издание. – М.: Просвещение - 2007, № 10, 58 с;
Кабардин, О.Ф., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9-10 классы: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений [Текст] / О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов - М.: Вербум, 2004 г., 148 с.
Какие любопытные эксперименты можно делать в домашних условиях? Физика и химия для дошкольников. [Электронный ресурс] / http://www.moi-roditeli.ru/preschooler/education/experiements-at-home.html;
Коллекция: естественнонаучные эксперименты. Российский общеобразовательный портал [Электронный ресурс] / http://experiment.edu.ru/;
Ллансана, Хорди; Атлас физики и химии [Текст] / Хорди Ллансана. - М.: Ранок. - 2005., 96 с.;
Лукашик, В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике. 7-9 кл. [Текст] / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. - М.: Просвещение, 2001 г.;
МИФ. [Текст] / Научно-популярное периодическое издание. - Хабаровский краевой центр технического творчества. 2001 - 2005 гг.;
Никифоров, Г.Г. Погрешности измерений при выполнении лабораторных работ по физике. 7 - 11кл. [Текст] / Г.Г. Никифоров – М.: Дрофа, 2004 г., 112 с.;
Перельман, Я. И. Занимательная физика. [Текст] / Я. И. Перельман - АСТ, Астрель, Хранитель. – 2004 г., 320 с.;
Покровский, С. Ф. Наблюдай и исследуй сам. [Электронный ресурс] / http://www.eduspb.com/public/files/fizicheskie_velichiny_i_ih_izmereniya_7_-_8.doc;
Рабиза, В.Ф. Простые опыты: Забавная физика для детей [Текст] / В.Ф. Рабиза. - М.: Детская литература, 2002 г., 222 с.;
Ссылки. Опыты, эксперименты для детей, физика, химия, астрономия для дошкольников. MAAM. RU. Междунардный русскоязычный социальный образовательный интернет-проект. [Электронный ресурс] / http://www.maaam.ru/detskijsad/sylki-opyty-yeksperimenty-dlja-detei-fizika-himija-astronomija-dlja-doshkolnikov.html;
Третьяков, Ю.Д. и др. Химия: Справочные материалы. [Текст] / Ю.Д.Третьяков, Н.Н.Олейников, Я.А.Кеслер, И.В.Казимирчик. Под редакцией Ю.Д.Третьякова. 2-е издание, переработанное.
(М.: Просвещение, 1989)
Трофимова, Т.И. Физика от А до Я: Справочник школьника [Текст] / Т.И. Трофимова. – М.: Дрофа; 2002 г., 304 с.;
Хуторской, А. В. Увлекательная физика. [Текст] / А.В. Хуторской, Л.Н.Хуторская. - М., Аркти, 2004 г., 192 с.;
Приложение
Схема организации теоретического занятия
Схема организации лабораторной работы или опыта - исследования
Пример отчета по лабораторной работе или опыта - исследованию
Критерии определения потребностей
Рефлексия обучающегося
Теперь я узнал(а)… _______________________________________________________________
было интересно… _______________________________________________________________
было трудно… _______________________________________________________________
я выполнял(а) задания… _______________________________________________________________
я понял(а), что… _______________________________________________________________
теперь я могу… _______________________________________________________________
я почувствовал(а), что… _______________________________________________________________
я приобрел(а)… _______________________________________________________________
я научился(-лась)… _______________________________________________________________
у меня получилось … _______________________________________________________________
я смог(ла)… _______________________________________________________________
я попробую… _______________________________________________________________
меня удивило… _______________________________________________________________
урок дал мне для жизни… _______________________________________________________________
мне захотелось… _______________________________________________________________
Рейтинговая таблица для оценки личностных результатов |
| | Количество выступлений | Количество призовых мест | Рейтинг |
| Коэффициент | 1 | 1,5 | 2 | 2,5 | 3 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| | На занятие (×1) | Гимназический уровень (× 1,5) | Муниципальный уровень × 2) | Региональный уровень (× 2,5) | Всероссийский уровень (× 3) | Гимназический уровень (× 2) | Муниципальный уровень (× 3) | Региональный уровень (× 4) | Всероссийский уровень (× 5) |
| Максимальный балл | 3 | 4 | 5 | 8 | 10 | 8 | 10 | 16 | 20 | 279 |
1 | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | | | | |
9 | | | | | | | | | | | |
10 | | | | | | | | | | | |
1 Л- личностные универсальные учебные действия
Р - регулятивные универсальные учебные действия
П = познавательные универсальные учебные действия
К - коммуникативные универсальные учебные
2 См. Приложение 6 «Критерии определения потребностей»
3 См. Приложение 7 Рефлексия обучающихся
4 См Приложение 8. Рейтинговая таблица личностных результатов обучающихся
19