СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа безопасности»

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса «Школа безопасности» предназначена для учащихся 5 классов и составлена на основе программы дополнительного образования по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Правила дорожного движения»; в рамках реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» на основании постановления Правительства РФ; Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения.  Программа курса «Школа безопасности» разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности начального и среднего образования «Юные инспектора движения» под редакцией В.А.Горского, Москва, «Просвещение», 2013 год/.  

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа безопасности»»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа курса «Школа безопасности» предназначена для учащихся 5 классов и составлена на основе программы дополнительного образования по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Правила дорожного движения»; в рамках реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» на основании постановления Правительства РФ; Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения. Программа курса «Школа безопасности» разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности начального и среднего образования «Юные инспектора движения» под редакцией В.А.Горского, Москва, «Просвещение», 2013 год/.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам. 

 Программа составлена по трем основным видам деятельности


  • обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям: правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице; 

  • творческие работы учащихся (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде); 

  • практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные). 


Актуальность: при переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.

Новизна: 
- воспитание личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий.

 Основная цель: Охрана жизни и здоровья юных граждан, их защита путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий.

Задачи: 
1.Развивать мотивацию к безопасному поведению.
2.Научить основным правилам дорожного движения.
3.Формировать устойчивый навык наблюдения в различных ситуациях дорожного движения.
4.Формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах
5.Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице 
и в транспорте.


Методика: тематические занятия, беседы, игровые уроки, практические занятия, конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД, настольные, ролевые, дидактические игры.


 Контингент обучаемых: учащиеся 5 –х классов.

Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год


Формы и режим занятий: работа внеурочной деятельности «Школа безопасности» рассчитана на 68 часа, 2 раза в неделю. Занятия проходят в классе с использованием мультимедийной установки, настольных игр, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД.

Планируемые результаты освоения программы.


Программа по внеурочной деятельности «Школа безопасности» способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.


Личностные УУД
- формирование компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- формирование морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- формирование установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
- формирование эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

 Регулятивные УУД
- формирование умения самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- формирование умения осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- формирование умения самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

 Познавательные УУД
- научиться осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- научиться создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- научиться осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- научиться строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

 Коммуникативные УУД
- научиться учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- научиться учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- научиться аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- научиться осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

 Форма подведения итогов: 

тестирование, практическое вождение велосипеда, соревнование «Безопасное колесо».





Содержание программы

п/п

Раздел

К-во

часов

1

Улица полна неожиданностей. 

14

2

Наши верные друзья.

15

3

Правила поведения на улице и транспорте.

13

4

Вождение велосипеда.

15

5

Оказание первой помощи при ДТП

11



НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

- Конституция РФ.
- Конвенция «О правах ребенка».
- Правила дорожного движения.
- Устав образовательного учреждения.
- Учебный план.
- Учебные программы.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • Государственный образовательный стандарт.

  • Учебный план и учебные программы школы.

  • Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков ПДД.

  • Учебники по ОБЖ, ПДД.

  • Методические разработки для родителей, обучающихся и педагогов.

  • Газета «Добрая Дорога Детства»


Учебно-тематическое планирование


п/п


Тема

Всего часов

Дата

Описание содержания занятия

план

факт

Р.1

Улица полна неожиданностей. 

14




Введение

1



Беседа

История создания ПДД

1



Беседа, презентация

Зачем нужно знать Правила Дорожного Движения? 

1



Презентация

Инспектор ГИБДД в гостях у ребят

1



Беседа

Улица полна неожиданностей

1



Игра, беседа, презентация

Посёлок, где мы живём.

1



Работа с планом местности, практическая работа (около школы), разбор и анализ конкретных ситуаций.

Опасности на наших улицах

1



Дорога в школу

1



Где и как переходить дорогу

1



Движение пешеходов и машин

1



Как рождаются опасные ситуации на дорогах

1



Викторина 

1



Работа группами, викторина

Школа безопасности

1



Практическое занятие

Соревнование «Безопасное колесо».

1



Р. 2.

Наши верные друзья на улицах и дорогах.

15




Наши друзья – дорожные знаки

1



Исторический материал, беседа, презентация, самостоятельная работа (рисование знака «Осторожно дети»)

Дорожные знаки

1



Запрещающие знаки

1



Предупреждающие знаки

1



Знаки особого предписания и знаки сервиса

1



Игра «Нарисуй знак»

1



Дорожная разметка

1



Исторический материал, беседа, презентация, блиц-опрос, самостоятельная работа

Светофор и его сигналы

1



Красный, желтый, зеленый

1



Регулировщик

1



Сигналы регулирования дорожного движения

1



Игра «Регулировщик»

1



Игра, работа в группах

Виды пешеходных переходов

1



Беседа, работа в парах, самостоятельная работа, игра

Дорожные знаки – пешеходам

1



Чтение дорожных знаков

1



Р.3.

Правила поведения на улице и транспорте

13




Мы пешеходы

1



Исторический материал, беседа, презентация, блиц-опрос

Мы пассажиры общественного транспорта

1



Мы пассажиры личного транспорта

1



Игра «Транспорт и правила поведения в нём»

1



Игра, работа в группах

Загородная дорога

1



Беседа, анализ ситуаций, работа в группах

Пешеход на загородной дороге

1



Правила движения в колонне

1



Где можно играть?

1



Беседа, ролевая игра

Дорожный этикет

1



Ролевая игра, работа в группах

Про разметку на дороге

1



Беседа, блиц-опрос, ролевая игра

Перекрёсток

1



Особенности движения по мокрой и скользкой дороге.

1



Игра «Клуб внимательных пешеходов»

1



Работа в группах

Р.4.

Вождение велосипеда.

15




Велосипед

1



Исторический материал, беседа, блиц-опрос

Езда на велосипеде


1



Беседа по т.б., блиц опрос анализ ситуации

Правила перевозки грузов и пассажиров

1



Техника безопасности при вождении велосипеда

1



Практические занятия «Вождение велосипеда»

1





Практическое занятие «фигурное вождение», работа в группах

Практические занятия «Вождение велосипеда»

1



Практические занятия «Вождение велосипеда»

1



Практические занятия «Вождение велосипеда»

1



Практические занятия «Вождение велосипеда»

1



Практические занятия «Вождение велосипеда»

1



Практические занятия «Вождение велосипеда»

1



Практические занятия «Вождение велосипеда»

1



Практические занятия «Вождение велосипеда»

1



Практические занятия «Вождение велосипеда»

1



Практические занятия «Вождение велосипеда»

1



Р.5.

Оказание первой помощи при ДТП

11




Причины ДТП

1



Беседа, блиц-опрос, разбор ситуации

Алгоритм оказания первой помощи

1



Практическое занятие «Оказание первой помощи при ДТП»

1



Практическое занятие, работа в группах

Практическое занятие «Оказание первой помощи при ДТП»

1



Практическое занятие «Оказание первой помощи при ДТП»

1



Практическое занятие «Оказание первой помощи при ДТП»

1



Практическое занятие «Оказание первой помощи при ДТП»

1



Практическое занятие «Оказание первой помощи при ДТП»

1



Инспектор ГИБДД в гостях у ребят

1



Беседа

Тест по ПДД

1



Тест

Соревнование «Безопасное колесо».

1



Практическое занятие



Итого:

68






















Информационно-методическое обеспечение

  1. Громаковский А. Правила дорожного движения - Москва 2015.

  2. Воронова Е.А. Красный! Желтый! Зеленый! ПДД во внеклассной работе. - Ростов — н/Д, 2009.

  3. Дополнительное образование детей: Сборник авторских программ / Сост. А.Г. Лазарева. - М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2004.

  4. Дубровская Е.Н. Игровые классные часы. Правила дорожного движения. - Изд. «Праздник», 2008.

  5. Ижевский Л.В. Обучение правилам дорожного движения: метод. пособие. - М.: Просвещение, 2008.

  6. Ижевский Л.В. Безопасное поведение на улицах и дорогах: пособие для уч-ся образоват. учреждений. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2008.

  7. Ижевский Л.В. Безопасность дорожного движения: учебно-наглядное пособие для учащихся образоват. учреждений (12 плакатов) - М.: Просвещение, 2008.

  8. Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений и системы дополнительного образования. - М.: Третий Рим, 2002.

  9. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу. - М., 2004.

  10. Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях.

  11. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. - М., 2004.

  12. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками: конкурсы, КВН, викторины, ребусы. - М., 2004.

  13. Методические рекомендации по обучению детей безопасному поведению на дорогах. - Липецк, 1993.

  14. Методические рекомендации по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма по Московской области. - М., 2004.

  15. Правила дорожного движения Российской Федерации (последняя редакция).

  16. ПДД+ЮИД — безопасность победит: из опыта работы творческих объединений ЮИД (методические рекомендации). - М., 2006.

  17. Петров С.В. Действия при дорожно-транспортных происшествиях. - М., 2004.

  18. Романова Е.А. Классные часы по ПДД (5-6 классы) — М., 2004.

  19. Рыбин А.Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: 5-9 кл. - пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 2008.

  20. Рыбин А.Л. Обучение правилам дорожного движения: метод. пособие — М.: Просвещение, 2008.

  21. Рыбин А.Л. Безопасность в дорожно-транспортных ситуациях: пособие для учащихся.— М.: Просвещение, 2008.

  22. Сборник сценариев по ОБЖ: начальная школа. - М., 2006


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ВЫПУСКНИКОВ ОТРЯДА ЮИД:


В итоге обучения правопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте учащиеся должны знать:


  • опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах;

  • безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;

  • типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям;

  • опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением;

  • места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках и т.п.;

  • название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей;

  • перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;

  • перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями.


Правила:

  • перехода улиц и дорог по сигналам светофора;

  • перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;

  • перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;

  • воздержания от перехода дорог и улиц при приближении транспортных средств с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом;

  • движения по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии — по обочине и краю проезжей части со взрослыми);

  • движения группы детей в сопровождении взрослых;

  • этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми;

  • безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого можно выезжать на улицы и дороги. 

  • что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;

  • перехода дорог с двусторонним и односторонним движением;

  • перехода улиц и дорог при высадке из общественного транспорта;

  • перехода железной дороги. 


Учащиеся должны уметь:

  • переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);

  • правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде. 

  • переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;

  • обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях;
    при посадке и высадке из общественного транспорта;

  • ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;

  • не создавать помех движению транспорта;

  • определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;

  • дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне общественного транспорта. 

  • ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;

  • переходить железнодорожные пути;

  • переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;

  • осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!