СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по геометрии в начальной школе расчитана на 4 года обучения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас"»

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ № 4 имени Героя Советского Союза А.Б. Михайлова г. Вязьма Смоленской области.

Общая характеристика внеурочной деятельности:

В настоящее время ученых-исследователей и педагогов-методистов привлек огромный развивающий и образовательный потенциал геометрии. Младший школьный возраст является одним из сенситивных периодов в развитии мышления ребенка. Геометрии важно отводить ведущую роль в формировании высокой мотивации учебного процесса, а также в развитии всех форм мышления младшего школьника.

Это позволяет сделать вывод о необходимости усиления роли геометрического материала и геометрических методов в курсе математики начальной школы, т.е. придании начальному курсу геометрии большей самостоятельности как по содержанию и объему, так и по методам изучения, усиления внимания к изучению стереометрического материала, формированию элементарных пространственных представлений у обучающихся.

Изучение курса предполагает органичное единство мыслительной и практической деятельности обучающихся во всем многообразии их влияния и дополнения одного вида деятельности другим; мыслительная деятельность и получение математических знаний создают основу для овладения курсом, а организация конструкторско-практической деятельности повышает уровень осознанности материала, создает условия для развития логического мышления и пространственных представлений.

Одновременно с изучением геометрического материала и в единстве с ним выстраивается система задач и заданий конструкторского характера, расположенная в порядке нарастания трудностей и постепенного обогащения новыми элементами по конструированию, основой которого является практическая деятельность детей. Предполагается поэтапное формирование навыков самостоятельного выполнения заданий, включающее в себя не только воспроизведение по образцу, но и элементы творческого характера, а также создаются условия для формирования навыков контроля и самоконтроля.

Программа рассчитана на четыре года.


Цель и задачи программы

Основная цель изучения курса «Геометрия вокруг нас» состоит в том, чтобы дать начальные геометрические представления, усилить развитие логического мышления и пространственных представлений, сформировать начальные элементы конструкторского мышления.



Задачи программы:

  • создание благоприятных условий для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям;

  • обеспечение необходимой и достаточной геометрической подготовкой для дальнейшего успешного обучения;

развитие геометрических способностей, формирование элементов логической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения;

  • воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Год обуче

ния

Темы

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

1 год

Плоскостные геометрические фигуры

Практические занятия

Задачи геометрического характера

Итого:

22

7

4

33

4

-

0,5

4,5

18

7

3,5

28,5

2 год

Плоскостные геометрические фигуры

Объемные геометрические фигуры

Практические занятия

Задачи геометрического характера

Повторение

Итого:

21

4

5

2

2

34

5

1

-

0,5

-

6,5

16

3

5

1,5

2

27,5

3 год

Плоскостные геометрические фигуры

Объемные геометрические фигуры

Практические занятия

Задачи геометрического характера

Повторение

Итого:

15

3

7

7

2

34

4

1

1

1

-

7

11

2

6

6

2

27

4 год

Повторение изученного в 3 классе

Плоскостные геометрические фигуры

Объемные геометрические фигуры

Практические занятия

Задачи геометрического характера

Повторение

Итого:

3

8

9

10

2

2

34

1

2

3

2

-

1

9

2

6

6

8

2

1

25



  1. Содержание курса внеурочной деятельности


1 год обучения

Плоскостные геометрические фигуры (22часа)

Точка.(2часа)

Линии: кривые и прямые.(4часа)

Замкнутые и незамкнутые кривые линии.(2часа)

Пересекающиеся линии. (1час)

Вертикальные и горизонтальные прямые линии. (1час)

Отрезок.(2часа)

Ломаная линия. (3часа)

Луч. (3часа)

Сетка. (2часа)

Сравнение величин.(1час)

Взаимное расположение предметов.(1час)

Практические занятия (7часов)

Способы откладывания отрезков.(1час)

Нахождение длины ломаной.(1час)

Работа с Геоконтом.(1час)

Сравнение отрезков.(1час)

Настольные игры. (3часа)

Задачи геометрического характера (4часа)

Решение топологических задач.(2часа)

Решение задач на развитие пространственных представлений.(2часа)


2 год обучения

Плоскостные геометрические фигуры (21час)

Угол. Вершина угла, его стороны. (2часа)

Виды углов. (3часа)

Многоугольники. Элементы многоугольников. (11 часов)

Круг и окружность. Диаметр, радиус окружности, круга. (4часа)

Касательная. Взаимное расположение фигур. (1час)

Объемные геометрические фигуры (4часа)

Куб. (0,5часа)

Шар. (0,5часа)

Цилиндр. (1час)

Пирамида. Виды пирамид. (1час)

Сравнение объемных фигур с плоскостными (1час).

Практические занятия (5часов)

Моделирование плоскостных фигур. (1час)

Построение окружности. (1час)

Моделирование объемных фигур из готовых разверток.(2часа)

Изготовление геометрических настольных игр.(1час)

Задачи геометрического характера (2часа)

Нахождение периметра многоугольников. (2часа)

Повторение (2часа)

Подготовка и проведение праздника «Хвала геометрии».


3 год обучения

Плоскостные геометрические фигуры (15часов)

Узлы и зацепления. (1час)

Типы криволинейных геометрических фигур на плоскости. (1час)

Сектор круга. Сегмент. (3часа)

Параллельные прямые. Перпендикулярные прямые. (2часа)

Виды четырехугольников. (2часа)

Диагонали многоугольника и их свойства.(2часа)

Многоугольники выпуклые и невыпуклые. (1час)

Плоскость. (1час)

Угол. Угловой радиус. (1час)

Сетки.(1час)

Объемные геометрические фигуры (3часа)

Куб.(1час)

Прямоугольный параллелепипед.(1час)

Развертка куба и параллелепипеда.(1час)

Практические занятия (7часов)

Построение на нелинованной бумаге прямоугольника и квадрата. (1час)

Построение прямого угла. (1час)

Деление окружности на 4, 6 равных частей. (2часа)

Построение равнобедренного и равностороннего треугольников. (1час)

Изготовление разверток объемных тел.(2часа)

Задачи геометрического характера (7часов)

Решение топологических задач. (2часа)

Нахождение площади многоугольников.(3часа)

Нахождение площади полной поверхности куба.(2часа)

Повторение (2часа)

Театрализованная викторина


4 год обучения

Повторение изученного (3часа)

Урок-путешествие. Повторение материала, изученного в 3 классе.(1час)

Геометрический КВН. Повторение изученного в 3 классе.(2часа)

Плоскостные геометрические фигуры (9часов)

Равносторонний и равнобедренный треугольники. (1час)

Числовой луч. (2часа)

Сетки. (2часа)

Координатная плоскость. (1час)

Осевая симметрия. Поворотная симметрия.(3часа)

Объемные геометрические фигуры (8часов)

Прямоугольный параллелепипед. (1час)

Цилиндр. (2часа)

Конус. (1час)

Пирамида. (2часа)

Шар. (1час)

Геометрические тела. Обобщение. (1час)

Практические занятия (10часов)

Построение углов заданной градусной меры. (2часа)

Построение треугольника по трем заданным сторонам. (1час)

Построение равнобедренного и равностороннего треугольников. (1час)

Построение фигуры по заданным координатам.(1час)

Построение симметричных фигур. (2часа)

Изготовление модели развертки параллелепипеда. (2часа)

Измерение площади палеткой.(1час)

Задачи геометрического характера (2часа)

Вычисление площади фигур сложной конфигурации. (2часа)

Повторение (2часа)

Аукцион знаний







VI.Формы работы и контроля

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

  • стартовый, позволяющий определить исходные знания обучающихся;

  • текущий в форме наблюдения:

- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом;

  • итоговый контроль в формах:

-практические работы;

-творческие работы учащихся;

- контрольные задания.

В методике проведения занятий учитываются возрастные особенности и возможности детей младшего школьного возраста: часть материала излагается в занимательной форме – сказка, рассказ, игра, загадка, диалог и т.д.

Изучение геометрического материала идет на уровне представлений ребенка, а за основу изложения материала берется наглядность и практическая деятельность обучающихся.

Формы занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом, подготовка и проведение театрализованных викторин, праздников.




Планируемые результаты

Мониторинговая карта планируемых результатов освоения программы ВД "Геометрия вокруг нас".


Критерии

Показатели

Инструментарий

Личностные результаты

Нравственно-этическое оценивание.

Самоопределение и смыслообразование.


( базовая ценность-

нравственный выбор)




Воспитательные результаты

1 уровня


Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать

воспитание чувства справедливости, ответственности;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности

мышления;

мотивация к обучению.

Воспитательные результаты

2 уровня

Ученик научится самостоятельно определять и высказывать самые простые общие правила;

контролировать свое поведение при общении и сотрудничестве;

в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества делать выбор в пользу действий, соотносящихся с этическими нормами поведения;

характеризовать и оценивать собственные геометрические знания и умения;

проявлять заинтересованность в расширении и углублении получаемых геометрических знаний.


Воспитательные результаты

3 уровня

У учащегося сформируются:

самостоятельность мышления, готовность и способность к саморазвитию;

готовность использовать получаемую информацию в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;

способность к самоорганизованности;

приемы владения коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса.







Методика «Незаконченные предложения»

Метапредметные результаты


Познавательные УУД:

Ученик научится:

ориентироваться в пространстве;

выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

анализировать расположение деталей в исходной конструкции;

составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции.

выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

Методики «Логические закономерности»,

«Схематизация»,

«Таинственное письмо» (Венгер Л.А.).


Прогнозируемый эффект (на уровне НОО)

Ученик получит возможность научиться:

По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать умение выполнять учебные действия в разных формах и применять их в практической деятельности и повседневной жизни.


Регулятивные УУД:

Ученик научится

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

определять наиболее эффективные способы достижения результата;

понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.


Методики "Корректурная проба", «Рисование по точкам»


Прогнозируемый эффект (на уровне НОО)

Ученик получит возможность научиться:

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, адекватно оценивать результаты своей деятельности.


Коммуникативные УУД:

Ученик научится:

действовать в соответствии с заданными правилами;

включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение;

взаимодействовать (сотрудничать) в паре, в группе.

Методики «Совместная сортировка» (Бурменская, 2007)

«Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А. и др., 1992)


Прогнозируемый эффект (на уровне НОО)

Ученик получит возможность научиться:

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, активно использовать математическую речь для решения разнообразных коммуникативных задач.




Литература

Батова А.С. Графический диктант // Начальная школа. – 2003. - № 9.

Богданова Е.А. Формирование эмпирических предпонятий об основных объектах геометрии// Начальная школа. – 2003. - № 10.

Веккер Л.М. Психологические процессы. – Л. 1976.

Глотова Э.А. Угловой радиус // Начальная школа. – 2001. - № 11.

Жильцова Т.В., Обухова Л.А. Поурочные разработки по наглядной геометрии Москва «ВАКО» 2004.

Краснова О.В. Первые шаги в геометрии // Начальная школа. – 2002. - № 4.

Пазушко Ж.И. Развивающая геометрия в начальной школе// Начальная школа.-1999.-№1.

Подходова Н.С. и др. Волшебная страна фигур. В пяти путешествиях. – СПб., 2000.

Рудницкая В.Н. 2000 задач по математике. - М., Дрофа, 1999.

Тонких А.П. и др. Логические задачи на уроках математики. – Ярославль: Академия развития, 1997.

Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. – М.: Школьная Пресса, 2002.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!