СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности творческого объединения "Солнышко"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемая программа  " Солнышко" -  это курс адаптации первоклассников к условиям регулярного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности творческого объединения "Солнышко"»



Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области


СМК-ЧЛ-16

стр.0


Управление образования администрации

Чулымского района

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Чулымский лицей




«Утверждаю»

Директор МКОУ Чулымский

лицей

_____________Т.А.Шалонько

31.08.2016г.

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

_____________И. Н. Рудасёва

31.08.2016г.


Рассмотрено и одобрено

на методической кафедре


__________(ФИО рук. каф)

31.08.2016г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

кружка


«СОЛНЫШКО»


2016-2017 учебный год


1 «А»,1 «Б» классы





Составитель:

Васяева Ольга Викторовна

социальный педагог





ЧУЛЫМ

2016





Пояснительная записка

Предлагаемая программа является программой дополнительного образования. Она является модификацией программы О. Матвеевой «Солнышко» . Для составления программы использованы материалы пособия Т.А.Соловьёвой и Е.И. Рогалёвой « Первоклассник: адаптация к новой среде.»

Программа «Солнышко» — это курс адаптации первоклассников к условиям регулярного обучения. В основе курса лежит идея уникальности, необычности каждого человека.

В лицее возникла потребность в решении таких практических задач, как нахождение позитивных методов воспитания и развития детей начиная с 6,5-7-летнего возраста; формирование жизненно необходимых навыков; предупреждение социальных отклонений.

Цель:

  • Обеспечение адаптации детей к школе, к классу, к учителям.

Задачи:

  • Развитие самосознания ребенка, обучение анализу своих чувств, своих поступков.

  • Обучение успешному взаимодействию детей друг с другом, с учителями, с родителями.

Реализуя задачи программы, мы воспитываем и развиваем в детях конкретные жизненно необходимые навыки и умения:

  • Уважение к себе, опираться на самого себя, исходить из своих реальных возможностей;

  • эффективно взаимодействовать, общаться;

  • справляться с волнениями и стрессом;

  • делать выбор и принимать решения;

  • критически мыслить;

  • сопротивляться и противостоять.

Методы

Для раскрытия каждой темы используются:

  • дискуссия, обсуждение;

  • мозговой штурм (принятие без обсуждения любой версии решения вопроса);

  • работа в парах;

  • рисунок;

  • игра (детям объясняется, что игра — это не только способ получить удовольствие, но и возможность чему-либо научиться);

  • драматизация (разыгрывание различных ситуаций);

  • работа в малых группах.

Очень важно и желательно, чтобы в занятиях активное участие принимали не только дети, но и учителя: выражали свое мнение по разным вопросам, делали рисунки, играли, работали в малых группах. Иными словами, важно постараться выстроить партнерские отношения между детьми и взрослыми, показать возможность существования этих отношений наряду с авторитарными, имеющимися в большинстве классов.

Правила



Общение и взаимодействие учеников и учителей происходит по определенным правилам. Эти правила должны быть приняты совместно и вывешены в классе. Регулируя дисциплину, учитель может и должен обращаться к ним. Для детей правила сформулированы следующим образом:

1. Поднимай руку (если хочешь спросить).

2. Слушай (будь внимателен).

3. Не унижай других (не кривляйся, не смейся).

4. Будь на своем месте (не толкай, не прикасайся к другим).

Материалы



Создать особую атмосферу урока помогает игрушечное ярко-оранжевое солнышко — символ урока «Солнышко» вывешивается на доску. Кроме того, используются небольшие легкие цветные мячи, стимулирующие детей отвечать на трудные вопросы; несколько небольших пушистых игрушек; различный бумажный материал и рисунки, изготовленные ведущим.

Приемы и навыки ведущего



Такие приемы и навыки должны помочь детям быстрее стать активными участниками урока. К ним относится приветствие: игрушечное солнышко здоровается с ребятами, широко разводя руки в стороны и наклоняя вперед голову, — ребята дружно отвечают ему тем же. Таким же образом ребята приветствуют своего классного руководителя, а он отвечает так, как ему хочется, но, как правило, таким же поклоном, непременно улыбаясь.

Таким образом, урок «Солнышко» начинается с улыбок, с символических объятий, с позитивного настроя на диалог между всеми участниками учебного и воспитательного процесса. Другой прием, зарекомендовавший себя на уроках «Солнышко», — это «бесшумные аплодисменты»: любой ребенок или все вместе могут похвалить или одобрить других, подняв вверх обе руки и совершая быстро повороты кистями. Такие «аплодисменты» никому не мешают работать, нравятся детям, создают атмосферу тепла и доброты в классе. Психологи, ведущие программу, могут применять собственный арсенал приемов и средств, способствующих успешному взаимодействию на уроках.

Ведущий занятий «Солнышко» должен стремиться к созданию благоприятного положительного климата в классе, то есть такой обстановки, где любят, поддерживают друг друга, где ребенок чувствует себя хорошо, спокойно, уверенно. Для этого ведущий должен владеть тремя основными навыками:

1. Безусловное принятие ребенка — не на словах, а на деле. Ребенок должен быть уверен, что ему хотят помочь, что его присутствие здесь желательно.

2. Умение слушать — кивать, улыбаться, использовать контакт глаз.

3. Умение эффективно управлять детским коллективом с помощью логических умозаключений, соглашений, контрактов, групповых методов решения проблем. (Не унижать, не кричать, не стучать, не топать ногами.)

Делить класс для занятий на подгруппы без определенной цели не стоит, так как класс рассматривается как целостная малая группа, где происходит формирование коллектива и есть возможность корректировки взаимоотношений между одноклассниками.

Занятия «Солнышко» проводятся преимущественно в игровой форме, благодаря чему они имеют разгрузочную функцию по сравнению с обычными уроками и дополнительно мотивируют учащихся, делая обучение в школе более привлекательным..

Необходимо также отметить, что содержание программы может быть изменено или дополнено в соответствии с реальными потребностями или запросами, возникающими в школьной жизни. Можно и нужно использовать проблемный материал, актуальный для данной конкретной группы детей или одного ребенка. В программе также есть логически завершенные части, позволяющие использовать ее не целиком, а выборочно. Например, можно ограничиться циклом занятий для 1-го класса, если ставится такая практическая цель, как обеспечение адаптации первоклассников к школе.

Для оценки эффективности программы «Солнышко» можно использовать диагностический материал «Методика изучения социально-психологической адаптации детей к школе» Э.М.Александровской. М., 1983). Уроки «Солнышко» также помогают адаптироваться новым ученикам и детям с повышенной тревожностью, неуверенных в себе. Часто такие дети именно на этих уроках делают первые шаги по преодолению страхов и тревог, начинают раскрываться для себя и для окружающих.

Программа будет способствовать созданию, сохранению и поддержанию в школе здоровой атмосферы.

Программу «Солнышко» лучше реализовывать, проводя занятия, вставленные в сетку расписания.

В 1 классе -1 раз в неделю, всего 30 занятий продолжительностью 25-30 минут



В процессе реализации данной программы существуют риски:

-чрезмерное возбуждение детей, агрессивность или, наоборот,

заторможенность, депрессивное состояние

занятия\дата

Тема занятия

Содержание занятия

задачи



Я уже школьник.

Школьные предметы, школьные принадлежности, сказки: «гадкий утёнок», кот в сапогах, золушка, «Царевна – лягушка», упражнение на взаимодействие.

Снятие эмоционального напряжения. Формирование доверительной атмосферы и рабочего настроя.

Я уже школьник

Правила поведения школьников, упражнение на умение анализировать.

Помочь первокласснику осознать свою новую социальную роль.

Ты и твоё имя

Правила обращения друг к другу , стихотворение «Подарок», диагностика обобщенного отношения к себе.

Ознакомить с происхождением и значением славянских и некоторых современных имён

Моя семья

Состав семьи, любимое занятие в семье, правила знакомства, упражнение на взаимодействие, сказка «Кукушка», стихотворение «Мамочка»

Ознакомить детей с элементарными речевыми формулами, обеспечивающими приглашение и знакомство.

Я среди других

Правила поведения человека среди других людей

Формирование толерантных отношений к другим людям

Мои сверстники и друзья

Стихотворение Л. Моргулиной « Я рисую человечка», упражнение на взаимопонимание

Сформировать первоначальное представление о дружбе, содействовать становлению толерантного отношения к вкусам, интересам и особенностям людей

Правила поведения на улице и дорогах

Экзаменационные карточки с вопросами, упражнение на взаимодействие

Ознакомить детей с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах

Мой дом и опасности в нём

Правила поведения в экстремальных ситуациях, упражнение на внимание

Развивать представление о быте дома и окружающих в нём опасностях.

Первая медицинская помощь

Правила поведения в экстремальных ситуациях

Формировать представление о первой медицинской помощи, формирование ЗОЖ

Дни недели и времена года

Стихотворения Иванова «Сутки», Ю. Мориц «Куда девался понедельник»

Ознакомить и научить запоминать дни недели.

Двенадцать месяцев

Сказка В. Даля « Старик-годовик»

Ознакомить детей с народными названиями месяцев

Личная гигиена школьника

Стихотворение Б. Заходера

«Муха-чистюля»

Формировать валеологические представления о правилах личной гигиены, навыки ЗОЖ

Здоровые зубы и уход за ними

Стихотворение В. Касаткиной, правила чистки зубов

Сформировать у детей о необходимости регулярного и правильного ухода за зубами

Режим дня школьника

Стихотворение А.Усачёва «Сова»

Формировать валеологические представления о правильном режиме дня школьника

Правила полведения за столом



Правила поведения, упражнение на взаимодействие

Познакомить детей с правилами поведения за столом, развивать эстетический вкус

Мы идём в театр

Правила поведения в общественных местах, упражнение на внимание

Стихотворение Г.Остера «Театральный буфет»

Создавать условия для комфортной социализации детей в обществе

У меня зазвонил телефон

Этикет телефонного разговора

Стихотворение А.Усачёва «Разговор»,

К. Чуковского «Телефон»

Сформировать элементарные представления об этикете телефонного разговора

«От улыбки станет всем светлей»

Твоё настроение

Упражнение на взаимодействие

Формировать умение адекватно реагировать на настроение другого человека, формировать коммуникативную компетенцию детей

«Встречают по одёжке»

Твоя одежда

Стихотворение В.Орлова «Хрюшка обижается»

Стихотворение Г. Демыкина

« Про маму»

Познакомить детей с четырьмя аспектами значения одежды: гигиеническим, эстетическим, профессиональным и сезонным.

Урок здоровья «Питайся правильно - будешь здоров»

Презентация «Урок здоровья «


Познакомить детей с навыками здорового питания, полезными продуктами.

Полезный завтрак



Упражнение на внимание, информация о продуктах питания, полезной еде и напитках

Сформировать у детей представление о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различные варианты завтрака

Здоровый сон

Упражнение на релаксацию «Волшебный сон»

Ознакомится с правилами отхода ко сну и причинами тревожного сна.

Полезные и вредные привычки. Курить здоровью вредить

Стихотворение « Цапля курильщица» , Стихотворение

С.Михалкова «Как медведь курительную трубку нашёл

Сформировать негативное отношение к курению

Вредные вирусы и микробы

Информация о профилактике инфекционных заболеваний

Сформировать представление об источниках инфекций.

Не предадим память наших предков

Звукозапись песни «День Победы», стихотворение Л. Захарова

Ознакомить со смыслом праздника победы, становление социальной компетенции.

Что значит дружная семья?

Труд в семье

Упражнение на взаимодействие, пословицы о семье

Ознакомить детей с оптимальным распределением обязанностей между членам семьи.

Мы идём в гости

Пословицы о незваных гостях, упражнение на внимание

Ознакомить детей с правилами поведения в гостях

Научись радоваться чужим успехам

Стихотворение «Зависть», притча «О зависти»

Помочь школьника осознать, что зависть порочное чувство

Скоро лето : правила поведения на водоёме.

Правила поведения на водоёме

Ознакомить детей с правилами поведения на водоёме.

Скоро лето : правила дорожного движения

Правила дорожного движения

Ознакомить детей с правилами дорожного движения



Методы и средства оценки эффективности программы.

Для оценки эффективности данной программы целесообразно по окончании курса провести анкетирование детей – участников, а также использовать результаты наблюдений учителей начальных классов, педагога-психолога и социального педагога.

Используемая литература:

1.Л.В. кузнецова, Гармоничное развитие личности младшего школьника - М; Просвещение 1998 .-224с.

2Т.А.Соловьёва,Е.А. Рогалёва ,Первоклассник: Адаптация к новой среде -Москва «ВАКО» 2008.365с

Материально-техническое обеспечение:

  • игрушка солнышко;

  • набор детских игрушек, канцелярских принадлежностей к занятию «Я уже школьник»

  • ватманы;

  • фломастеры, краски;

  • магниты;

  • мяч;

  • печатные пособия к занятиям;

  • проектор, компьютер, флеш-карта.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!