СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеурочной деятельности «Математический сундучок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Числа. Арифметические действия. Величины

 

Мир занимательных задач

Геометрическая мозаика

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеурочной деятельности «Математический сундучок»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Борисоглебского городского округа

Борисоглебская средняя общеобразовательная школа №10

«Рассмотрено»

на заседании методического

объединения учителей

начальных классов

Протокол № 1

от «31» августа 2017 года

Руководитель методического объединения:

Ивановская Н.В.

«Согласовано»:

Заместитель директора по ВР Винокурова Н.В.


от «31»августа 2017 года






«Утверждаю»

Директор школы

О.В. Митрофанова

__________________________

Приказ №140

от «31» августа 2017года











Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Математический сундучок »

2 «В» класс

1 час в неделю (понедельник 5 урок; всего 34 часа за год)

Составитель: учитель

начальных классов

Ермакова Ю.А.

2017 - 2018 год

Пояснительная записка

Курс «Математический сундучок» во  2 классе выполняет особенную роль,

так как обладает мощным развивающим потенциалом. Важнейшая особенность этих занятий состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе  – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).

Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение.

Конструктивная деятельность предполагает развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение, и связана с развитием речи (деятельность предполагает общение, объяснение своего конструктивного решения).

Дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения с точки зрения математики. Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу.  Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема). При конструировании по условиям —образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.

Общая характеристика курса

Основные положения  курса  решают блок задач, связанных с формированием эстетической компоненты личности в процессе деятельностного освоения мира. Курс развивающе - обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути. В его основе лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат математической деятельности учащихся.

Конструирование  как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути, он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы:

математика – моделирование, выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами;

окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций.

родной язык – развитие устной речи в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).

изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

Задачи курса:

формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;

-формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;

развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и

репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);

развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание,

планирование (умение составлять план действий и применять его для решения

практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при

различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

 формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;

развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе

организации совместной продуктивной деятельности;

формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на

основе различных информационных технологий (графических  текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);

ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития.

Методическая основа курса  – деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной художественно-творческой деятельности детей, начиная с первого класса. Репродуктивным остаётся только освоение новых изобразительных и технологических приёмов, конструктивных особенностей. Разнообразные по видам практические работы, выполняемые учащимися, должны соответствовать единым требованиям: эстетичность, практическая значимость (личная или общественная), доступность, а также целесообразность, экологичность.

Деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – проектов.

Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на занятии, так и оценка, отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления и самореализации. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также  универсальные учебные действия.

Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям: качество выполнения отдельных приёмов и операций и работы в целом. Показателем уровня сформированности универсальных учебных действий является степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или продуктивная). Творческие поиски и находки поощряются в словесной одобрительной форме.

Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса «Математика и конструирование» во 2-м классе является формирование следующих умений:

оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения

собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать

конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

 называть и объяснять свои чувства и ощущения от  созерцаемых произведений

искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих

нравственных ценностей;

самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в

результате созерцания, рассуждения, обсуждения,  самые простые общие для всех

людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила

поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Конструирование» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

 проговаривать последовательность действий;

 учиться  высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

 учиться готовить рабочее место и  выполнять  практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки;

выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре);

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой

жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной

работы всего класса;

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и

их образы;

преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Коммуникативные УУД:

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных

для изготовления изделия;

слушать и понимать речь других.

Предметными результатами изучения курса «Математический сундучок» во 2-м классе является формирование следующих знаний и умений:

Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое, сцена.

По художественно-творческой изобразительной деятельности:

знать особенности материалов, используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа;

Уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний.

По трудовой (технико-технологической) деятельности:

Знать

 виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, клей), их свойства и названия;

конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;

названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила

работы ими;

технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка,

резание, сборка, отделка;

способы разметки: сгибанием, по шаблону;

способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;

виды отделки: раскрашивание, аппликацию.

Уметь

под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать

порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;

с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий.

 реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Составление альбома лучших работ.

Проведение выставок работ учащихся в классе, в школе.


Содержание изучаемого курса

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа на верхних гранях выпавших кубиков.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов.

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Форма организации обучения - математические игры:

«Веселый счёт» - игра-соревнование; «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», и др.

Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».

Игры , конструкторы из электронного пособия «Математика и конструирование».

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. 3адачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вниз»,»вверх» Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники , уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента.




Тема занятия

Количество часов

В том числе:

Формы проведения занятий

Дата проведения

теория

практика

1

Вводная беседа. Историческая страничка.

1

+


Познавательная беседа

04.09

2

Инсценировка рассказа «Числа – великаны»

1


+

дидактический театр

11.09

3

Задача в стихах. Игра «У кого какая цифра»

1


+

Познавательная игра

18.09

4

Развивающая геометрия

1


+

Познавательная игра

25.09

5

Практическая работа. «Математика и конструирование»


1


+

Познавательная игра

02.10

6

Весёлый счет. Игра «Удивительный квадрат»

1


+

Познавательная игра

09.10

7

Отгадывание ребусов. Задача в стихах.

1


+

Познавательная игра

16.10

8

Развивающая геометрия

1


+

Познавательная игра

23.10

9

Игра «Решай, смекай, отгадывай»

1


+

Познавательная игра

30.10

10

Историческая страничка. Задача – шутка.

1

+


Познавательная беседа

06.11

11

Практическая работа. «Математика и конструирование»


1


+

Познавательная игра

13.11

12

Отгадывание ребусов. Игра «Весёлый счет»

1


+

путешествие

20.11

13

Математическая викторина

1


+

викторина

27.11

14

Задача в стихах. Игра «Действие знаю»

1


+

Познавательная игра

04.12

15

Проведение ранее изученных игр.

1


+

Познавательная игра

11.12

16

Развивающая геометрия

1


+

Познавательная игра

18.12

17

Весёлые цепочки. Игра «Задумай число»

1


+

Познавательная игра

25.12

18

Историческая страничка. Задача в стихах.

1

+


Познавательная беседа

15.01

19

Математическая олимпиада

1


+


22.01

20

Практическая работа. «Математика и конструирование»


1



Познавательная игра

29.01

21

Игра «Узнай, какой значок на твоей шапочке»

1


+

Познавательная игра

05.02

22

Проведение ранее изученных игр

1


+

Познавательная игра

12.02

23

Математическая викторина «Весёлые математики»

1


+

викторина

19.02

24

Ребусы. Игра «Волшебный циферблат»

1


+

Познавательная игра

26.02

25

Страничка из истории. Игра «Переставь местами две фигуры»

1

+


Познавательная беседа

05.03

26

Практическая работа. «Математика и конструирование»


1


+

общественный смотр знаний

12.03

27

Игра «Определи маршрут корабля».

1


+

Познавательная игра

19.03

28

Математический лабиринт. Игра «Не собьюсь»

1


+

путешествие

02.04

29

Развивающая геометрия

1


+

Познавательная игра

09.04

30

Практическая работа. «Математика и конструирование»


1


+

Познавательная игра

16.04

31

Проведение игр, изученных ранее

1


+

Познавательная игра

23.04

32

Развивающая геометрия

1


+

Познавательная игра

07.05

33

Выпуск математической газеты

1


+


14.05

34

Заключительное занятие. Математический квн

1


+


21.05


ИТОГО

34

4

30




Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

примечание

Экранно-звуковые пособия

Мультимедийные образовательные ресурсы (ЦОРы)

д

Математика и конструирование.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование класса

Краски акварельные, гуашевые

к


Тушь

к


Бумага А

к


Бумага цветная

к


фломастеры

к


Восковые мелки, кисточки, ёмкость для воды

к


клей

К


Карандаши простые, стиралка

к


Техническое оснащение:

компьютер, магнитофон




Контрольно-измерительные материалы: тестовые задания, анкеты .

Литература

1.Керова Г.В. Нестандартные задачи: 1-4 кл.-М.: ВАКО, 2011.

2.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс /сост.Е.В.Языканова.-М.: Издательство «Экзамен», 2012.

3. Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 2 класс/Т.П.Быкова.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2012.

4. Чернова Л.И. Методика формирования вычислительных умений и навыков у младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей/Л.И.Чернова.-Магнитогорск: МаГУ, 2007.

5. Узорова О.В. 2500 задач по математике: 1-3 класс: Пособие для начальной школы/О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. –М.: ЗАО «Премьера»: ООО «Издательство АСТ», 2001.

6. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня: Пособие для учителя.-«-е изд., перераб. и доп.- М.:Просвещение, 1983.

7. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры мл.школьников. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1982.


V. Место реализации программы:

1.Выпуск математической газеты

2.Математический КВН.

3.Викторина. Турнир «Смекалистых».

4.Проект - «Коллективная работа по организации классной выставки» (лучшие загадки, ребусы, задачи повышенной трудности, задачи составленные детьми взятые из жизни).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!