СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Внеурочной Деятельности "Друзья природы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен образец рабочей программы по Внеурочной Деятельности естественно-научного напраления.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Внеурочной Деятельности "Друзья природы"»

Оглавление

1.Пояснительная записка 3-5

2.Учебно-тематический план 6- 9

3.Содержание программы 10-13

4. Обеспечение программы 14-15

4.1 Методическое обеспечение

4.2.Материально-техническое обеспечение

5. Информацинные ресурсы 15-16

Список литературы

6. Приложения 17

















  1. Пояснительная записка.

Представленная программа «Друзья природы» позволяет углубить работу по воспитанию экологической культуры личности.

Структура программы разработана с учётом возрастной психологии детей и их интересов.

Программа включает теоретические занятия, практическую работу, экскурсии и наблюдения в природе, природоохранную деятельность.

Актуальностьвыбранного направления в том, что вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть ещё много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно всё более глубокое познание мира, открытие в нём все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рождённые требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остаётся одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Основная ведущая идея программы – содействие формированию у воспитанников ценностных отношений к природе через приобщение их к экологической потребности защиты окружающей среды, расширение природоведческого кругозора, личностно – ориентированную направленность каждого ребёнка к предмету.

Программа рассчитана на получение дополнительных теоретических знаний, практических навыков с учётом основных, полученных в школе, развитие творческого потенциала детей. В учебно-воспитательном процессе всё шире используется проектная деятельность, которая является способом активизации познавательной деятельности детей. Исследование обладает широким спектром воспитательных возможностей. Составление проектов формирует умение добывать знания, перерабатывать полученную информацию, действовать по намеченному плану. Проектная деятельность развивает внимание, наблюдательность, память, развивает интерес к своему краю, месту в котором живёт ребёнок.




Цель, задачи обучения

Формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).

Образовательные:

  • Учить детей быть ответственными за свои поступки.

  • Формировать культуру поведения в природе.

  • Обогащать представления об окружающем мире.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.

  • Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.

Развивающие:

  • Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).

  • Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.

Планируемые результаты

Познавательные УУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

-адекватная передача информации, моделирование (понимать, читать, воспроизводить знаковую модель);

-осознанно строить речевое высказывание в устной форме;


-(логические) анализ объектов с целью выделения признаков;

-способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;

-поиск и выделение необходимой информации.

-стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности;

-принимать позицию учащегося, стремиться к получению новых знаний, проявлять активность во внеурочной деятельности.


-строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию, взаимодействовать под руководством учителя;

-слушать и слышать учителя, другого ученика, понимать инструкцию; строить понятные собеседнику высказывания;


-учитывая его позицию; сотрудничать под руководством учителя.

-исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе;

-адекватная мотивация внеучебной деятельности;

-учебные и познавательные мотивы;

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

установление причинно-следственных связей.

К концу обучения учащиеся должны знать:

  • Основы экологической культуры.

  • Некоторые особенности природы своего края.

  • Значение природы для человека.

  • Группы растений и животных.

  • Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.

  • Правила поведения в природе.

  • Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.

должны уметь:

  • Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.

  • Различать изученные растения, животных.

  • Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.

  • Подкармливать птиц в простейших кормушках.

  • Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.

  • Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка

Формы и режим занятий:

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа в школе. Количество детей в учебной группе составляет 15 человек.

  1. Учебно-тематический план

Темы занятий

Всего

часов

Из них

Форма

проведения

занятий

Теория

Практика

1. Введение.

16

8

8


1.1.Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с наукой экологией.

2


1

1

Рассказ

1.2. Природа наш общий дом

2

1

1

Игра

1.3. Природа и мы

2

1

1

1.4 Осенняя корзина. Подарки Осени.

2

1

1

Игра «Звездный час»

1.5«Цветы на участке осенью» Проект

2

1

1

Проект

1.6 Осенний пейзаж

2

1

1

Проект

1.7 Знай и люби свой край. Осенние изменения в родном крае.

2

1

1

Беседа, командная игра

1.8Обобщающее занятие

2

1

1


2. Природа и человек

16

7

9


2.1 Человек – часть природы. Природа. Значение природы для людей

2

1

1

Беседа, практикум

2.2 Воздух и Вода

2

-

2

Экскурсия во двор школы, определение температуры воздуха

2.3 Подземные сокровища. Драгоценные камни.

2

1

1

Беседа, практикум

2.4 Организм человека. Органы и системы.

2

1

1


2.5 Организм человека. Кровеносная система

2

1

1

Кинолекторий

2.6 Организм человека. Опора тела и движение

2

1

1

Составление схем

2.7 Как человек воспринимает окружающий мир

2

1

1

Кинолекторий

2.8 Обобщающее занятие

2

1

1

Викторина

3. Растения

36

15

21


3.1 Травянистые растения

2

1

1

Беседа, практикум

3.2 Травянистые растения

2

1

1

Экскурсия.

3.3 Трава у нашего дома

2

1

1

Беседа по сказке

3.4 Садовые растения

2

1

1

Беседа, игра «Угадай, чей плод?»

3.5 Комнатные растения Необходимые условия жизни комнатных растений в нашем климате

2

1

1

Практикум

3.6 Энергетика комнатных растений Энергетические «доноры» и «вампиры».

2

1

1

Беседа, практикум

3.7 Деревья. Роль деревьев в жизни людей и животных.

2

1

1

Экскурсия.

3.8 Деревья, которые не могут жить без животных

2

1

1

Беседа, Игра «Кто больше?»

3.9 Лесные растения

2

-

2

Беседа, практикум

3.10 Лекарственные растения Места произрастания лекарственных растений

2

1

1

Беседа, практикум

3.11 Необычные растения. Сочинение-загадка о любом интересном растении.

2

1

1

Кинолекторий

Беседа, практикум

3.12 Грибы. Значение грибов в жизни леса.

2

1

1

Беседа, игра

3.13 Мхи

2

1

1

Сочинение сказки

3.14 Охрана растений

2

-

2

Беседа, практикум

3.15 Природная зона тундра

2

1

1


3.16 Природная зона – тайга.

2

1

1


3.17Дары леса

2

1

1


3.18 Обобщающее занятие о растениях

2

-

2


4. Животные

36

15

21


4.1 Пернатые друзья Птицы наших лесов. Пищевые цепи. Охрана птиц.

2

-

2

Беседа, командная игра

4.2 Домашние животные» Особенности жизни и содержания домашних животных.

2

1

1

Беседа, практикум

4.3 Животные живого уголка

2

1

1

Беседа, практикум

4.4 Дикие животные Значение диких животных в природе и жизни человека.

2

1

1

Практикум

4.5 Земноводные Приспособленность к условиям обитания.

2

1

1

Составление кроссвордов, беседа

4.6 Пресмыкающиеся Приспособленность к условиям обитания.

2

1

1

Беседа, практикум

4.7 Паутинное царство

2

1

1

Беседа, практикум

4.8 Стрекозы

2

1

1

Составление схем

4.9 О жуках

2

1

1

Практикум

4.10 Преступник среди насекомых

2

1

1

Составление вопросов

4.11 О необыкновенной жизни обыкновенной божьей коровки

2

1

1

Викторина

4.12 Бабочки

2

1

1


4.13 Необычные животные. Самые большие и самые маленькие животные, самые быстрые.

2

1

1


4.15 Природное равновесие

2

1

1


4.16 Взаимосвязи в природе

2

1

1

Беседа

4.17 Воздух, вода, суша – среды обитания животных.

2

1

1


4.18 Обобщающее занятие о животных

2

-

2


5 Охрана природы

40

14

26


5.1 Экология и охрана окружающей среды

2


2

Практикум

5.2 Тайны лесной тропинки

2


2

Викторина

5.3 Давайте думать вместе

2

1

1

Кинолекторий

5.4 Экология и мы

2

1

1

Игра

5.5 Экология и здоровье

2

1

1


5.6 Влияние звуков на человека.

2

1

1


5.7 Питание и здоровье человека.

2

1

1


5.8 Основные сведения об экологии окружающей среды.

2

1

1


5.9 Экологические проблемы.

2

1

1


5.10 Экологические проблемы.

2

1

1


5.11 Современные проблемы охраны природы

2

1

1


5.12 Проект “Цветочный калейдоскоп”

2

1

1


5. 13 Проект “Цветочный калейдоскоп”

2

-

2


5.14 Проект “Цветочный калейдоскоп”

2

-

2


5.15Что мы знаем об отходах

2

1

1

Викторина

5.16 Экологическая сказка «В сказке Чудомира»

2

-

2

Практикум

5.17 Человеческие расы

2

1

1


5.18 Древние и современные млекопитающие.

2

1

1


5.19 Древние и современные млекопитающие.

2

1

1


5.20 Мы подводим итоги

2

-

2

Практикум

Итого

144

59

85



3.Содержание программы

1. Введение.

1.1.Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с наукой экологией.

Вводное занятие

Законы, охраны природы

Знай и люби свой край.

Как человек воспринимает окружающий мир. Природа живая и неживая.

Охрана природы.


1.2. Природа наш общий дом

1.3. Природа и мы

1.4 Осенняя корзина. Подарки Осени.

1.5«Цветы на участке осенью» Проект

1.6 Осенний пейзаж

1.7 Знай и люби свой край. Осенние изменения в родном крае.

1.8Обобщающее занятие

2. Природа и человек

2.1 Человек – часть природы. Природа. Значение природы для людей

Свойства воздуха и воды. Температура воздуха и воды. Значение воды в жизни человека. Охрана воздуха и воды.Что такое драгоценные камни. Какие драгоценные камни существуют, как они выглядят в природе. Организм человека. Органы чувств. Пищеварительная система. Наша пища и витамины. Первая помощь при отравлении

Значение и функции кровеносной системы. Тренировка сердца. Болезни сердца человека.

Организм человека. Опора тела и движение. Значение скелета и мышц в организме. Здоровый образ жизни.

2.2 Воздух и Вода

2.3 Подземные сокровища. Драгоценные камни.

2.4 Организм человека. Органы и системы.

2.5 Организм человека. Кровеносная система

2.6 Организм человека. Опора тела и движение

2.7 Как человек воспринимает окружающий мир

2.8 Обобщающее занятие

3. Растения

3.1 Травянистые растения

Разнообразие растений. Строение растений. Виды растений. Растения-хищники.

Значение растений в жизни людей.

Витамины и их польза.

Разнообразие кустарниковых и ягодных садовых растений. Способы размножения садовых растений.

Разнообразие комнатных растений. Особенности ухода за комнатными растениями.

Изучение воздействия отдельных комнатных растений на организм человека. Фитонциды.

Хвойные и лиственные деревья. «Съедобные» деревья.

Деревья, опыляемые летучими мышами. «Крысиное» дерево. Муравьиные деревья.

Исчезающие виды растений. Охрана растений.

Способы приготовления отваров при различных заболеваниях. Правила сбора лекарственных растений.

Самые большие и самые маленькие растения, ядовитые растения, опасные растения и т.д.

Ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами

Мхи

Бережное отношение к природе.

3.2 Травянистые растения

3.3 Трава у нашего дома

3.4 Садовые растения

3.5 Комнатные растения Необходимые условия жизни комнатных растений в нашем климате

3.6 Энергетика комнатных растений. Энергетические «доноры» и «вампиры».

3.7 Деревья. Роль деревьев в жизни людей и животных.

3.8 Деревья, которые не могут жить без животных

3.9 Лесные растения

3.10 Лекарственные растения Места произрастания лекарственных растений

3.11 Необычные растения. Сочинение-загадка о любом интересном растении.

3.12 Грибы. Значение грибов в жизни леса.

3.13 Мхи

3.14 Охрана растений

3.15 Природная зона тундра

3.16 Природная зона – тайга.

3.17Дары леса

3.18 Обобщающее занятие о растениях

4. Животные

4.1 Пернатые друзья Птицы наших лесов. Пищевые цепи. Охрана птиц.

Особенности питания птиц Птицы перелетные, оседлые, кочующие.

Породы домашних животных. Участие детей в выращивании домашних животных.

Кошки, собаки, рыбки, морские свинки и др. Правила ухода.

Дикие животные. Условия жизни и выживания. Браконьерство.

Животные, занесены в Красную книгу.

Самые большие, кровожадные, полезные пресмыкающиеся.  

Знакомство с видами пауков

Разновидности стрекоз. Жуки

Знакомство с колорадским жуком

Знакомство с божьей коровкой

Бабочки

(Сведения энциклопедий и «Книги рекордов Гиннеса»).

Природное равновесие

Взаимосвязи в природе


4.2 Домашние животные» Особенности жизни и содержания домашних животных.

4.3 Животные живого уголка

4.4 Дикие животные Значение диких животных в природе и жизни человека.

4.5 Земноводные Приспособленность к условиям обитания.

4.6 Пресмыкающиеся Приспособленность к условиям обитания.

4.7 Паутинное царство

4.8 Стрекозы

4.9 О жуках

4.10 Преступник среди насекомых

4.11 О необыкновенной жизни обыкновенной божьей коровки

4.12 Бабочки

4.13 Необычные животные. Самые большие и самые маленькие животные, самые быстрые.

4.15 Природное равновесие

4.16 Взаимосвязи в природе

4.17 Воздух, вода, суша – среды обитания животных.

4.18 Обобщающее занятие о животных


5 Охрана природы

5.1. Экология и охрана окружающей среды

Экскурсия в библиотеку. Работа с экологическими изданиями.

Экология родного края. Основные проблемы экологии, охрана окружающей среды

Основные проблемы экологии, охрана окружающей среды

Экология и мы

Экология и здоровье

Влияние звуков на человека.

Питание и здоровье человека.

Основные сведения об экологии

Экологические проблемы.

Экологические проблемы.

Современные проблемы охраны природы

Цветы подходящие для выращивания на школьной клумбе

Что мы знаем об отходах

5.2. Тайны лесной тропинки

5.3.Давайте думать вместе

5.4. Экология и мы

5.5. Экология и здоровье

5.6. Влияние звуков на человека.

5.7. Питание и здоровье человека.

5.8. Проект “Цветочный калейдоскоп”

5.9. Проект “Цветочный калейдоскоп”

5.10 Проект “Цветочный калейдоскоп”

5.11 Современные проблемы охраны природы

5.12 Основные сведения об экологии окружающей среды.

5. 13 Экологические проблемы.

5.14 Экологические проблемы.

5.15Что мы знаем об отходах

5.16 Экологическая сказка «В сказке Чудомира»

5.17 Человеческие расы

5.18 Древние и современные млекопитающие.

5.19 Древние и современные млекопитающие.

5.20 Мы подводим итоги





  1. Обеспечение программы.

4.1.Методическое обеспечение.

п\п

Названия разделов

Формы занятий

Приёмы и методы организации образовательного процесса (в рамках занятия)

Дидактические материалы

Техническое оснащение

Формы подведения  итогов

1.

Введение

Рассказ

Игра

Беседа Экскурсии

Работа в группах,

в парах, Индивидуальная работа

Викторины

КонкурсыСоревнования

Самостоятельная работа



Практическая работа



Наблюдение


Устный опрос


Письменный опрос


Беседа


Анкетирование


Тестирование



Групповая работа

Презентации

Видеофрагменты

Раздаточный материал

Карты

Таблицы

- интерактивная доска с программным обеспечением,

- документ-камера

- телевизор, принтер, ксерокс

- компьютеры, ноутбук с колонками

- интерактивная доска с программным обеспечением,

Индивидуальный опрос

2.

Природа и человек

КВН

3.

Растения

Презентация работ творческих групп по выбранным темам

4.

Животные

Викторина

5

Охрана природы

Комбинированная проверка




4.2.Материально-техническое обеспечение

  • интерактивная доска с программным обеспечением

  • документ-камера

  • телевизор, принтер, ксерокс

  • компьютеры, ноутбук с колонками

  • интерактивная доска с программным обеспечением

5. Информацинные ресурсы

Интернет-ресурсы:

  • Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку):www/festival/1september/ru

  • Образовательный портал «Учёба»:www.uroki.ru

  • Презентация уроков «Начальная школа»:http://nachalka/info/about/193

Информационно-коммуникативные средства:

  • Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD)

  • Образовательный комплекс «Игры и задачи, 1-4 классы»

Список литературы:

  • Арди Ф. Мир живой природы. Растения и животные.Издательство: Москва, «Астрель», 2000 г

  • Бузель С. Мир живой природы. В деревне.Издательство: Москва, «Астрель», 2000 г

  • Дитрих. А. Почемучка.Издательство «Педагогика – Пресс», 1992 г.

  • Потапова Л. М. Детям о природе. Экология в играх для детей.Издательство «Академия холдинг», 2002 г.

  • Рахманов А. И. Птицы – наши друзья.Издательство: Москва, «Росагропромиздат», 1998 г.

  • Руднянская Е. И. Экскурсии в природу. Издательство «Учитель», 2003 г.





  1. Приложения

Критерии оценки знаний, умений и навыков.

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу,  умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно – исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить

учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.

Оценка эффективности работы:

Входящий контроль – определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, практических работ, викторин, игр.

Промежуточный контрольколлективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.

Итоговый контроль: тестирование, презентации творческих и исследовательских работ, участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах исследовательских работ в городском научном обществе, экологическом обществе.

Принципы:

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Самоопределение детей в выборе содержания деятельности в рамках занятий.

Доступность программы.

Наглядность работы, демонстрация процесса обучения

Организация и проведение занятий строятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребенка младшего школьного возраста.

Основными возрастными особенностями младшего школьника, влияющими на его интерес и активность являются:

  • высокая эмоциональность;

  • любознательность;

  • легкое переключение с одного вида деятельности на другой;

  • быстрая утомляемость от однообразия работы;

  • конкретно-образное мышление и др.

Занятия для детей младшего школьного возраста проводятся в игровой форме, с сочетанием разных форм работы и видов деятельности:

Методы и приёмы.

Словесный метод применяется при объяснении теоретического материала по темам курса, для объяснения применения материала и методики исследования.

Наглядный метод применяется как при объяснении теоретического материала, так и для демонстрации результатов работы учащихся. Используются готовые таблицы, электронные презентации и созданные руками детей.

Практическая работа необходима при отработке навыков и умений оказания первой помощи пострадавшим, проведении эксперимента или исследования.

Творческое проектирование является очень эффективным, так как помогает развить самостоятельность, познавательную деятельность и активность детей.

Исследовательская деятельность помогает развить у детей наблюдательность, логику, самостоятельность в выборе темы, целей, задач работы, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!