Ростовская область Мартыновский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 сл.Большая Орловка
«Утверждаю»
Директор школы _______ /В.Н.Долматова/
Приказ от 30 августа 2017г. №258
Рабочая программа
внеурочной деятельности социального направления
«Школьная пора»
Уровень общего образования, класс
основное общее, 6в класс
Количество часов: 34 ч
Педагог дополнительного образования: Панчехина Инна Александровна
1. Пояснительная записка
1.1 Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа
№ | Нормативные документы |
1 | Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ |
2 | Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» |
3 | ФГОС ООО и Концепция духовно-нравственного воспитания граждан России |
4 | Приказ об утверждении регионального учебного плана для общеобразовательных учреждений РО на 2016-2017 учебный год от 18.04.16 №271 |
5 | Нормативные требования СанПин 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» |
6 | Примерная основная образовательная программа основного общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС 2011 г. |
7 | Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении и введении в действие ФГОС ООО». Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ 1897 «Об утверждении ФГОС ООО» |
8 | Устав школы |
9 | Образовательная программа школы |
10 | Годовой календарный учебный график на 2017-2018 учебный год |
11 | Расписание учебных и внеурочных занятий на 2017-2018 учебный год |
12 | Учебный план на 2017-2018 учебный год |
13 | Управителева, Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию [Текст] / Л.В.Управителева.- Ярославль: Академия развития, 2009. – 192 с. Классные часы. 6 класс / Авт.-сост. А.В. Давыдова. – М.: ВАКО, 2016. – 320 с. – (Учебный год). |
1.2 Общие воспитательные цели и задачи с учётом специфики предмета
Основная цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- создавать условия для эффективного воспитания учащихся;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию,
обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика;
- воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края.
1.3 Информация о количестве часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом школы на 2017-2018 учебный год, в соответствии с годовым календарным учебным графиком на 2017-2018 учебный год, в соответствии с расписанием внеурочной деятельности на 2017-2018 учебный год:
Класс | Предмет | Направление | Количество часов (в год) в рабочей программе | Всего в неделю |
6в | Школьная пора | социальное | 34 | 1 |
2. Общая характеристика и содержание предмета
2.1 Общая характеристика
Программа внеурочной деятельности способствует достижению результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования, направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного развития, творческой самореализации личности учащегося, так как правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить и сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание и развитие личности учащегося.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей, которые не всегда удается рассмотреть на уроке, развитию у учащихся интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению организовать свое свободное время. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся, родителей и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения.
2.2 Ценностные ориентиры содержания:
любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям;
долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
родная земля, заповедная природа, планета Земля;
красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
2.3 Содержание программы:
1.“Я и я” - 5ч.
2.“Я и семья” – 7ч.
3.“Я и культура” – 3ч.
4.“Я и школа” – 5ч.
5.“Я и мое Отечество” – 8ч.
6.“Я и планета” – 6ч.
2.4 Планируемые результаты изучения предмета «Школьная пора»
В результате реализации программы ожидается:
развитие творческих способностей;
осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
У учащихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Учащийся получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Формы организации внеурочной деятельности:
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия:
Беседы
Сообщения
Встречи с интересными людьми
Литературно – музыкальные композиции
Просмотр и обсуждение видеоматериала
Экскурсии
Виртуальные походы по историческим и памятным местам
Практические занятия:
Творческие конкурсы
Коллективные творческие дела
Соревнования
Показательные выступления
Праздники
Викторины
Интеллектуально-познавательные игры
Трудовые дела
Тренинги
Наблюдение учащихся за событиями в родной слободе, стране
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
Заочные путешествия
Акции благотворительности, милосердия
Творческие проекты, презентации
Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания.
2.5 ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
№ п/п | Тема по программе | Кол-во часов |
1 | Я и мои права | 1 |
2 | Удивительный мир комнатных растений. Посади свой цветок! | 1 |
3 | Если хочешь быть здоров | 1 |
4 | Мамуля, папуля, бабуля, дедуля и я – наша дружная семья | 1 |
5 | Мой ласковый и нежный зверь | 1 |
6 | Зимние забавы и шалости | 1 |
7 | Как живут птицы зимой? Поможем зимующим птицам! | 1 |
8 | Рождественский букет | 1 |
9 | Новогодняя карусель | 1 |
10 | Здоровый образ жизни и я | 1 |
11 | Об отце, о деде говорю с уважением | 1 |
12 | О чем шепчут названия улиц родной слободы? | 1 |
13 | Лучшие на свете и на всей планете мамочка и бабушка любимые мои | 1 |
14 | По каким правилам мы живем в школе? | 1 |
15 | Широкая наша Масленица - весёлая Сударыня! Обычаи и традиции | 1 |
16 | Пора встречать наших пернатых друзей! | 1 |
17 | Знаменитые люди нашего района и области | 1 |
18 | Здесь живет моя семья | 1 |
19 | Этих дней не смолкнет слава! Подарок ветерану | 1 |
20 | Наш самый дружный класс | 1 |
| Всего | 20 |
3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по предмету «Школьная пора»
6в класс
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час
№ п/п | Название раздела | Тема занятия | Коли-чество часов | Да | та |
План. | Факт. |
1 | “Я и я” | Я и мои права | 1 | 1 чет. 07.09 | |
2 | “Я и школа” | Обязанности ученика в школе | 1 | 14.09 | |
3 | “Я и планета” | Космос – человечеству! | 1 | 21.09 | |
4 | “Я и планета” | Удивительный мир комнатных растений. Посади свой цветок! | 1 | 28.09 | |
5 | “Я и я” | Мои сильные и слабые стороны | 1 | 05.10 | |
6 | “Я и я” | Если хочешь быть здоров | 1 | 12.10 | |
7 | “Я и мое Отечество” | Знакомство с символами родного края | 1 | 19.10 | |
8 | “Я и мое Отечество” | Что значит быть патриотом? | 1 | 26.10 | |
9 | “Я и планета” | Давайте дружить с природой! | 1 | 2 чет. 09.11 | |
10 | “Я и семья” | Мамуля, папуля, бабуля, дедуля и я – наша дружная семья | 1 | 16.11 | |
11 | “Я и я” | Мой ласковый и нежный зверь | 1 | 23.11 | |
12 | “Я и мое Отечество” | Моя любимая слобода. Экскурсия в школьный краеведческий музей | 1 | 30.11 | |
13 | “Я и школа” | Зимние забавы и шалости | 1 | 07.12 | |
14 | “Я и планета” | Как живут птицы зимой? Поможем зимующим птицам! | 1 | 14.12 | |
15 | Я и культура” | Новогодняя карусель | 1 | 21.12 | |
16 | “Я и семья” | Творческий семейный конкурс «Рождественский букет» | 1 | 28.12 | |
17 | “Я и семья”“ | Семья – основа государства | 1 | 3 чет. 11.01 | |
18 | “Я и я” | Здоровый образ жизни и я | 1 | 18.01 | |
19 | “Я и семья” | Я помощник в своей семье | 1 | 25.01 | |
20 | “Я и культура” | История развития вязания крючком и спицами в России | 1 | 01.02 | |
21 | “Я и школа” | По каким правилам мы живем в школе? | 1 | 08.02 | |
22 | “Я и культура” | Широкая наша Масленица - весёлая Сударыня! Обычаи и традиции | 1 | 15.02 | |
23 | “Я и семья” | Об отце, о деде говорю с уважением | 1 | 22.02 | |
24 | “Я и семья” | Лучшие на свете и на всей планете мамочка и бабушка любимые мои | 1 | 01.03 | |
25 | “Я и мое Отечество” | О чем шепчут названия улиц родной слободы? | 1 | 15.03 | |
26 | “Я и планета” | Пора встречать наших пернатых друзей | 1 | 4 чет. 29.03 | |
27 | “Я и планета” | Уж тает снег, бегут ручьи… Экскурсия в весенний мир природы | 1 | 05.04 | |
28 | “Я и мое Отечество” | Знаменитые люди нашего района и области | 1 | 12.04 | |
29 | “Я и школа” | Я – ученик. Мой портфель достижений | 1 | 19.04 | |
30 | “Я и семья” | Здесь живет моя семья | 1 | 26.04 | |
31 | “Я и мое Отечество” | Этих дней не смолкнет слава! Подарок ветерану | 1 | 03.05 | |
32 | “Я и мое Отечество” | Герои Советского союза – наши земляки. Урок Мужества | 1 | 10.05 | |
33 | “Я и мое Отечество” | След Великой Отечественной войны в жизни родного края | 1 | 17.05 | |
34 | “Я и школа” | Наш самый дружный класс | 1 | 24.05 | |
Согласовано: Согласовано:
Руководитель МО Заместитель директора по УВР
классных руководителей
___________/С.А.Степанова/ ____________/Н.Г.Светикова/
от 29.08. 2017г. 29.08.2017г.