СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности для начальных классов "Акварелька"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности  разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Просмотр содержимого документа
«Акварелька 2017 г-18 г.»

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе нормативно-правовых документов и методических материалов:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (п.18.2.2) (с изменениями от 31 декабря 2015г.)

2. основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Новопесчанская СОШ»

3.авторской программы: Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.Горский В.А. Тимофеев А.А. Смирнов Д.В. Коротеева Е.И. «Смотрю на мир глазами художника» -М. Просвещение 2011 г.

4. учебного плана для 1-4 классов на 2017-2018 учебный год МБОУ «Новопесчанская СОШ», Бурлинского района, Алтайского края;

5. годового календарного учебного графика на 2017-2018 уч. г. МБОУ «Новопесчанская СОШ»;

6. положения о рабочей программе учебного предмета, курса в МБОУ «Новопесчанская СОШ» приказ № 48/1 от 24.08. 2016.;

7. приказа Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»


Возрастная группа учащихся:

Программа ориентирована на учащихся 1-4 классов (7-10 лет)

Назначение программы:

Программа «Акварелька» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно- практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.

Основными видами художественной деятельности учащихся являются:

- художественное восприятие,

- информационное ознакомление,

- изобразительная деятельность,

- художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.

- выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.


Цели и задачи реализации программы:

Цель: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами.

Задачи:

  • воспитательная – формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;

  • художественно-творческаяразвивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя игру цвета и фактуры, нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей;

  • техническая– осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).


Принцип построения программы:

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы:

  • ознакомительный – 1 год обучения для обучающихся 6–7лет;

  • развивающий – 2 года обучения для обучающихся 8–10 лет;

  • исследовательский – 1 год обучения для обучающихся 10–11 лет.

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.


Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Ценностные ориентиры

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение 9 искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру. Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.


Основные методы и технологии:

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

  • Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.

  • Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.

  • В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.

  • Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.

  • Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.

  • Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.

Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

Режим занятий

Период обучения – 34 часа.

Занятия целесообразно проводить один раз в неделю по одному учебному часу.

Сведения о распределении часов по годам занятий

1 класс - «Умей-ка» - 33 ч.

2 класс - «Веселый карандаш» -34 ч.

3 класс - «Фантазеры» -34 ч.

4 класс - «Дружим с кисточкой» -34 ч.


Формы представления результатов

1. Конкурсы рисунков к общешкольным мероприятиям.

2. Участие в школьных конкурсах.

4. Участие в районных конкурсах.

5. Портфель достижений школьника



Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности


1-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль художественного искусства в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • высказывать своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству.

Метапредметне результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • учитьсявысказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учитьсяработать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне рассказа, художественного изображения);

  • понимать художественную речь других, понимать то, что хочет сказать художник своим произведением;

  • учитьсяработать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

2-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль художественной культуры в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей о произведениях искусства, о собственных работах , работах своих товарищей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов, художественные сравнения, применение художественных терминов)

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • учитьсявысказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учитьсяработать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в иллюстрациях, в работах художников;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: с помощью художественных образов передавать различные эмоции.

  • Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне предложения, небольшого текста, рисунка);

  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмамипередачи эмоций с помощью художественных образов , перенесенных на бумагу;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

  • учитьсяработать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

3-4-й классы

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, художекственных произведений, стремиться к совершенствованию собственной художественной культуры;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к художественных произведений, к ведению диалога с автором , посредством собственного мнения о конкретном произведении художника;

  • интерес к рисованию, к созданию собственных рисунков, к художественной форме общения;

  • интерес к изучению шедевров искусства великих художников;

  • осознание ответственности за выполненное художественное художественноепороизведение.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельноформулировать тему и цели занятия;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план последовательности работы над художественны произведением);

  • пользоваться словарями, справочниками, эциклопедиями;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать художественные средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи с использованием терминологии художника.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы, находить ответы.

Содержание программы. Тематическое планирование.

1-й класс«Умей-ка»

Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 6 – 7 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.

Программа состоит из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть:

  • Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними.

  • Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета.

  • Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок.

  • Беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме

  • Заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира.

  • Знакомство с творчеством лучших художников нашей страны и мира.

Календарно-тематический план (Практическая часть)

Тема занятия


Кол-во часов

Дата

Форма организации деятельности обучающихся

Содержание занятия

1

«Знакомство с королевой Кисточкой».

1


Урок-игра.

Условия безопасной работы. (Введение в образовательную программу.)

2

«Что могут краски?»

1


Практикум

Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Радуга.

3

«Изображать можно пятном».

1


Практикум

Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно».

4

«Изображать можно пятном»..

1


Творческая мастерская

Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку

5

«Осень. Листопад».

1


Практикум

Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному. Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников.

6

«Силуэт дерева».

1


Творческая мастерская

Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Изображение дерева с натуры.

7.

«Грустный дождик».

1


Практикум

Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал.

8.

«Изображать можно в объёме».

1


Урок - игра

Превратить комок пластилина в птицу. Лепка.

9

Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!»

1


Экскурсия

Наблюдение за окружающим: неживой природой, людьми, жизнью животных и птиц. Обсуждение увиденного.

10

«Красоту нужно уметь замечать».

1


Практикум

Изображение спинки ящерки. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.

11

«Узоры снежинок».

1


Творческая мастерская

Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета с белилами.

12

Рисуем дерево тампованием.

1


Творческая мастерская

Создание творческие работы на основе собственного замысла с использованием художественных материалов.

13

«Зимний лес».

1


практикум

Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши.

14

«Портрет Снегурочки».

1



Урок – игра:

Пропорции человеческого лица. Холодные цвета.

15

«К нам едет Дед Мороз»..

1


Урок – игра:

Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов.

16

«Снежная птица зимы»..

1


Практикум

Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция

17

«Дом снежной птицы».

1


Практикум

Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг.

18

«Ёлочка – красавица».

1


Творческая мастерская

Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа. Свободный выбор материала.

18

«Кто живёт под снегом».

1


Урок – игра:

Урок – игра на развитие воображения. Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору).

19

«Красивые рыбы».

1


Практикум

Гуашь..Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала

20

«Мы в цирке».

1


Урок – игра:

Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем.

21

«Волшебная птица весны».

1


Практикум

Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка.

22

«Моя мама».

1


Творческая мастерская

Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи.

23

«Цветы и травы»

1


Игра «Мы- гномики»

Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра «Мы.– гномики».

24

«Цветы и бабочки».

1


Практикум

Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь.

25

«Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика».

1


Практикум

Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные.

26

«Моя семья»

1


Творческая мастерская

Творческая работа. Беседа с показом детских работ. Рассказы детей о своей семье.

27

«Веселые фигуры»

1


Урок – игра:

Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем.

28

«Домашние питомцы»

1


Практикум

Рисование натюрморта

29

«Победителям –Слава!

1


Практикум

Творческая работа. Беседа о великом Дне 9 мая, о героизме защитников родины в дни Вов.

30

«Весенняя клумба»

1


Практикум

Тёплая палитра. Гуашь. Рисование первых весенних цветов.

31

«Веселая игра»

1


Урок – игра:

Творческая работа. Беседа с показом детских работ. Рассказы детей о любимых играх.

32

«Лето, здравствуй!»

1


Творческая мастерская

Фантазия . Творческая работа.

33

«Маленькая галерея»

1


Урок-выставка

Заключительное занятие: выставка работ, награждение активных кружковцев

2-й класс«Веселый карандаш»

На этом этапе формируется художественно- эстетическое и духовно-нравственное развитие ребенка, качества, отвечающие представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности восприятия мира.

Теоретическая часть:

  • Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.

  • Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.

  • Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.

  • Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.

  • Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.

  • Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.

  • Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия.

Календарно-тематический план (Практическая часть)

Тема занятия


Кол-во часов

Дата

Форма организации деятельности

Содержание занятия

1

Творческие работы на тему «Мои увлечения»

1


Урок-диспут

Беседа об увлечениях детей. Рисование по теме.

2

Рисунки на тему «Я и моя семья»

1


Практикум

Рассказ детей о своих семьях. Рисование по теме.

3

Конкурс на самый красивый фантик.

1


Творческая мастерская

Знакомство с акварелью. Орнамент. Сюжет.

4

Портрет Зайчика – огородника.

1


Практикум

Работа цветными карандашами. Рисование по воображению.

5

Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель) Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель)

1


Урок – презентация

Прослушивание сказки. Выполнение иллюстрации

6

Рисунки «Осенние сказки лесной феи» (акварель)

1


Практикум

Осенние изменения в лесу. Рисование картин осени

7.

Конкурс рисунков на тему: «Правила дорожные знать каждому положено» (цв. карандаши)

1


Практикум , презентация

Эскизы придуманных дорожных знаков. Беседа о правилах дорожного движения.

8.

Конкурс рисунков на тему: «Мои любимые сказки»

1


Творческая мастерская

Обложка любимой сказки. Герои сказки. Сказочная природа

9

Конкурс рисунков на тему: «Мамочка любимая моя»

1


Урок-конкурс

Беседа о отношениях детей с родителями, семейных традициях.

10

Рисунки на тему «Братья наши меньшие»

1


Практикум

Отношение к животным. Любимое домашнее животное

11

Конкурс рисунков «Мы рисуем цветы».

1


Урок-конкурс

Беседа о цветах. Рисование по теме.

12

Конкурс рисунков на тему: «Птицы – наши друзья».

1


Урок-конкурс

Беседа о жизни птиц зимой. Рисование по теме

13

Праздник русской матрёшки. Знакомство с хохломой.

1


Урок – презентация

Знакомство с народными промыслами. Роспись матрёшки.


14

Рисунки на тему: «Вселенная глазами детей».

1



Практикум

Представления детей о космосе. Рисование.

15

Изготовление новогодних карнавальных масок.

1


Практикум

Карнавал. Карнавальная маска.

16

Иллюстрация к сказке «Петушок – золотой гребешок».

1


Урок-презентация

Прослушивание сказки. Иллюстрации.

17

Былинные богатыри. Илья Муромец.

1


Урок-презентация

Знакомство с былинами. Изображение богатырей по представлению.

18

Рисунки на тему: «Зимние забавы»

1


Практикум

Рисование по теме


18

Рисование на тему: «Подводное царство»

1


Практикум

Рисование по представлению на заданную тему.

19

Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

1


Урок – презентация

Прослушивание сказки иллюстрирование.

20

Конкурс рисунков «Слава армии родной!».

1


Урок-конкурс

Беседа о героизме защитников нашей Родины. Рисование по представлению на заданную тему.

21

Конкурс поздравительных открыток «Милой мамочке!»

1


Урок-конкурс

Беседа о б истории праздника 8 марта.

Рисование по представлению на заданную тему.

22

Рисование на тему: « Красота вокруг нас».

1


Практикум

Изображение пейзажа родного края.

23

Рисунок-декорация «Сказочный домик»

1


Практикум

Просмотр картин художников по теме. Рисование по представлению.

24

Рисунки на тему «Любимые герои»

1


Практикум

Изображение человека и животных художественными средствами.

25

Рисование на тему: «Люблю природу русскую»

1


Экскурсия

Беседа о важности бережного отношения к природе.

Рисование по представлению на заданную тему.

26

Рисование на тему «Родина моя».

1


Практикум

Передача красоты родного края выразительными средствами.

27

Изготовление праздничной открытки.



Творческая мастерская

Создание простого подарочного изделия

28

Конкурс рисунков: «Слава Победе!»


1


Урок-конкурс

Беседа о героизме нашего народа в дни Вов.

Рисование по представлению на заданную тему.

29

Иллюстрация к сказке «Гуси – лебеди».

1


Урок – игра:

Создание сюжетных композиций.

30

Портрет живых персонажей из сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино»

1


Практикум

Моделирование художественными средствами сказочных и фантастических образов

31

Рисование на тему: «Весенние картины»



Экскурсия

Беседа о весенних изменениях в природе..Рисование по представлению на заданную тему.

32

Фантастические персонажи сказок: Баба – Яга, Водяной, Кащей – Бессмертный.

1


Творческая мастерская

Изображение сказочных и фантастических персонажей

33

Рисование на тему: «Моя любимая игрушка»

1


Урок – игра:

Беседа о любимых игрушках детей.

Рисование по теме

34

Рисование на тему: «Лето красное»

1


Урок – выставка

Просмотр картин художников по теме. Рисование по представлению.


3-й класс«Фантазеры»

Изобразительное искусство – наиболее применимая область эмоциональной сферы ребёнка. На этом этапе он исследует форму, экспериментирует с изобразительными материалами, знакомится с мировой культурой. Более свободное владение различными художественными средствами позволяют ребёнку самовыразиться.

  1. Основы художественной грамоты.

Теоретическая часть.

  • Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.

  • Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.

  • Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.

  • Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.

  • Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.

  • Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.

  • Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия.

  1. Графика.

Теоретическая часть.

  • Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними.

  • Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.

  • Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.

  • Монотипия, творческие композиции с применением приёмов монотипии.

  • Гравюра на картоне.

  • Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт.

  • Связь с рисунком, композицией, живописью.

Календарно-тематический план третьего года обучения (Практическая часть)


Тема занятия


Кол-во часов

Дата

Форма организации деятельности

Содержание



Основы художественной грамоты. 16 ч.

1

Вводное занятие.

1


Практикум

Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы.

2

. Орнаментальная композиция. Организация плоскости.

1


Практикум

Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг

3

Натюрморт из трёх предметов.

1


Урок - выставка

Понятие «тон». Одноцветная акварель – «гризайль». Тоновая растяжка. Самостоятельное составление натюрморта.

4

Рисующий свет.

1


Творческая мастерская

Трансформация плоскости в объём. Организация пространственной среды. Карандаш, бумага.

5

Холодные цвета. Стихия – вода.

1


Творческая мастерская

Акварель. Рисование по методу ассоциаций.

6

Теплые цвета. Стихия- огонь

1


Творческая мастерская

. Акварель. рисование по методу ассоциаций.

7.

«Осенние листья».

1


Урок - выставка

Зарисовки растений с натуры. Пластика линий. Изобразительные свойства карандаша. Линия, штрих, тон, точка.

8.

Природная форма – лист.

1


Практикум

Тоновая растяжка цвета, акварель.

9

Натюрморт.

1


Урок - выставка

Основные и дополнительные цвета. Изобразительные свойства гуаши.

10

«Дворец Снежной королевы».

1


Урок - игра

Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь.

11-12

Портрет мамы.

2


Практикум Урок - выставка

Гармония теплых и холодных цветов. Гуашь. Пропорция человеческого тела.

13

«Цветы зимы».

1


Практикум

Изобразительные свойства акварели. Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Иллюстративный материал.

14-15

«Здравствуй ,праздник Новый год!»

1



Презентация

Свободный выбор тем и материалов для исполнения.

16

«Прогулка по зимнему саду»

1



Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры.

Графика. 8 ч.


17

Вводное занятие, введение в тему.

1


Практикум

Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы с графическими материалами и приспособлениями. Разнохарактерные линии. Тушь, перо.

18

«Листья и веточки».

1


Урок – выставка

Рисование с натуры. Тушь, перо. Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие.

19

«Осенние листья»

1


Презентация

Композиция и использование листьев гербария в качестве матриц. «Живая» линия – тушь, перо.

20

Натюрморт

1


Практикум

Набросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве. Свет и тень – падающая . собственная.

21

«Село родное»

1


Экскурсия

Цветовой фон в технике монотипии. Дома – линиями, штрихами. Люди – силуэты. Цвет как выразитель настроения.

22

«Терема». .

1


Практикум

Гравюра на картоне. Беседа о русской архитектуре с использованием иллюстративного материала

23

Открытка – поздравление «Защитникам Отечества»

1


Практикум

Использование шаблона и трафарета. Штрих. Выделение главного

24

Открытка – поздравление «8 марта –мамин праздник»

1


Практикум

. Использование аппликации, орнаментики. Шрифт. Творческая работа.

Наше творчество. 1ч.

25

«Мир вокруг нас»

1


Экскурсия

Рисование с натуры. Гуаш .

Беседа о экологических проблемах окружающей среды.

Техники изобразительного искусства.4ч.

26

Волшебные нитки.

1


Практикум

Практическая работа. Работа выполняется с помощью красок и нити.

27

Кляксография.

1


Урок – игра

Практическая работа. Работа выполняется с помощью красок и зубной щетки.

28

Выдувание.

1


Практикум

Практическая работа. Работа выполняется с помощью красок.

29

Пальчиковая живопись

1


Урок – игра

Практическая работа. Работа выполняется пальцами

Наше творчество. 5 ч.

30

Рисование по теме: «Победа!»

1


Урок – выставка

Свободный выбор тем и материалов для исполнения

31

Рисование по теме «Я за здоровый образ жизни»

1


Урок – выставка

Свободный выбор тем и материалов для исполнения

32

«Мы рисуем бабочку».

1


Презентация

Свободный выбор тем и материалов для исполнения

33

Рисование по теме:«Мечты о лете!»

1


Урок – выставка

Свободный выбор тем и материалов для исполнения

34

Творческая аттестационная работа. Свободный выбор техники и материалов.Выставка рисунков. Подведение итогов.

1


Урок – выставка


4 -й класс «Дружим с кисточкой»

На данном этапе важной становится цель – научить детей вести исследованиедоступных им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить её выполнение.

Знания и умения, полученные за годы обучения, применяются в создании творческих работ.

  1. Основы изобразительной грамоты.

Теоретическая часть.

Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь – свободное владение ими.

Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе – линейной, воздушной.

Графика. Материалы – тушь, перо, типографская краска, картон, клише, матрицы из различных материалов.

Эстамп, монотипия. Создание образных работ с использованием знаний по композиции, рисунку, цветоведению.

Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений.

Композиция. Основные правила композиции:

объединение по однородным признакам;

соблюдение закона ограничения;

основа живой и статичной композиции;

группировка элементов, обеспечение свободного пространства между группировками;

подчёркивание субординации между группировками и их взаимосвязь (линией, пластикой, «Законом сцены»).

Беседы по истории мировой культуры с показом иллюстративного материала. Посещение выставок. Работа на воздухе.



Календарно-тематический план четвертого года обучения (Практическая часть)

Тема занятия


Кол-во часов

Дата

Форма организации деятельности

Содержание


Основы изобразительной грамоты.13 ч

1

Вводное занятие. Рисунок – тест « Впечатление о лете».

1


экскурсия

Материалы, Инструменты. Условия безопасной работы. Фломастеры.

2

«Деревья».

1


Урок-игра

Пленэрные зарисовки. Акварель, гуашь. Принцип «от общего к частному». Воздушная перспектива. Форма, структура.

3

Зарисовка растений с натуры в цвете.

1


Урок- выставка

Принципы естественного положения, пластика. Группировка элементов. Акварель. Принципы естественного положения, пластика. Группировка элементов. Акварель.

4

Натюрморт.

1


Практикум

Наброски графическими материалами: тушью, заострённой палочкой. Предметы и пространство. Живая и статическая композиция.

5

Осенний натюрморт

1


Урок- выставка

Ассиметричная композиция. Тёплая цветовая гамма. Гуашь, акварель.

6

Небо в искусстве..

1


экскурсия

Использование цвета в живописи для отражения эмоционального состояния. Творческая работа – иллюстрация прочитанных стихотворений, личный опыт

7.

Монотипия. «Отражение в воде».

1


Практикум

Интерпретация явлений природы: акварель, тушь чёрная, заострённые палочки.

8.

«Зимние забавы».

1


Урок- выставка

Движение в композиции. Ритм цветочных пятен. Фигура человека в движении. Личный опыт. Гуашь.

9

« Цветы и травы осени».

1


Урок- выставка

Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий. Беседы с обращением к иллюстративному материалу, натуральный материал.

10

« Скачущая лошадь».

1


экскурсия

Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты. Гуашь.

11

«Улицы моего села». .

1


Практикум

Линейная перспектива. Наброски, рисунки с натуры. Творческая работа по предварительным рисункам

12

«Новогодний бал»

1


Урок- выставка

Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты. Гуашь.

13

Выставки, экскурсии.

1


экскурсия

Обсуждение .


Декоративно – прикладное искусство. 17ч


14

Введение в тему.

1



Урок- выставка

Планирование работы. Знакомство с новым материалом, инструментом.

15

«Цветы».

1


Практикум

Композиция в круге. Эскиз монохромной декоративной росписи. Освоение приёма - кистевая роспись. Беседа «Голубая сказка Гжели».

16

«Цветы и травы».

1


Урок- выставка

Декоративная роспись. Ассиметричная композиция.

Декоративная переработка природной формы. Кистевая роспись, гуашь.

17

«Цветы и бабочки»

1


Урок- выставка

Декоративная роспись подготовленной деревянной основы. Творческая работа.

18

Плакат – вид прикладной графики.


1


Практикум

Цветы, как носитель настроения. Шрифт. Использование трафарета и шаблона в изобразительных элементах.

19

Поздравления к 23 февраля.

1


Презентация

Эскиз. Работа с материалом в подгруппах, использование знаний по композиции, живописи, графике. Применение приёмов аппликации, техники бумажной пластики, кистевой росписи.

20

Открытка – поздравление к 8 марта.

1


Урок- выставка

Свободный выбор материалов и техники. Индивидуальная творческая работа.

21-22

Холодный батик – особенности его как вида декоративно – прикладного искусства.

2


Практикум

Связь с живописью, композицией, графикой. Техника безопасности при работе с резервирующим составом. Связь с живописью, композицией, графикой.

23-24

«Осенние листья».

2


Практикум

Роспись по ткани. Использование в эскизе натуральных зарисовок.

25-26

«Туманный день»..

2


Урок- выставка

Интерпретация явлений природы. Свободная роспись по ткани без резерва. Связь с живописью, композицией

27

Кукольный антураж.

1


Практикум

Роспись ткани для кукольного платья. Орнамент. Работа над образом.

28

Цветоведение.

1


Практикум

Несложные цветы из ткани. Оформление цветка в композиции. Связь с флористикой, батиком.

29

Флористика..

1


Презентация

Применение основных принципов построения композиции. Объединение и выявление главного. Выражение образа, чувств с помощью природных форм и линий

30

Оформление работ, выставки, посещение выставок.

1


Урок- выставка



Наше творчество. 5ч

31

«День Победы»

1


Презентация

Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий. Беседы с обращением к иллюстративному материалу, натуральный материал

32

Творческая аттестационная работа..

1


Практикум

Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения.

33

Оформление работ к выставке



Урок- выставка

Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения.

34

«Наша галерея».

1


Презентация

Выставка творческих работ


Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 1-го класса

Обучающиеся должны знать:

  • названия основных и составных цветов;

  • понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись;

  • изобразительные основы декоративных элементов;

  • материалы и технические приёмы оформления;

  • названия инструментов, приспособлений.

Обучающиеся должны уметь:

  • пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;

  • полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;

  • подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;

  • владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;

  • моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;

  • пользоваться материалами.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 2-го класса

Обучающиеся должны знать:

  • особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;

  • разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;

  • творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;

  • правила плоскостного изображения , развитие силуэта и формы в пятне. ,

  • Обучающиеся должны уметь:

  • пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;

  • различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;

  • рисовать кистью элементы растительного орнамента;

  • выполнять орнамент в круге, овал, ленту;

  • проявлять творчество в создании работ.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 3-го класса

Обучающиеся должны знать:

  • особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;

  • разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;

  • творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;

  • основы графики;

Обучающиеся должны уметь:

  • пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;

  • пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);

  • различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;

  • рисовать кистью элементы растительного орнамента;

  • выполнять орнамент в круге, овал, ленту;

  • проявлять творчество в создании работ.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 4-го класса

Обучающиеся должны знать:

  • разнообразие возможных выразительных средств изображения;

  • значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы;

  • различные виды декоративного творчества: батик, флористика, цветоделие;

  • основы дизайна;

  • творчество мастеров русского искусства: А.К. Саврасова, В.А. Серова, М.А. Врубеля, И.И. Левитана, М. В. Нестерова, К.Е. Маковского.

  • правила создания экспозиций, основы прикладной графики.

Обучающиеся должны уметь:

  • работать в определённой цветовой гамме;

  • добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов несложной формы;

  • передавать пространственные планы способом загораживания;

  • передавать движение фигур человека и животных;

  • сознательно выбирать средства выражения своего замысла;

  • свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;

  • решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.


Литература и средства обучения

Литература


  1. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М.,1998г.

  2. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.

  3. Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.

  4. Межуева Ю.А. Сказочная гжель. – М.,2003г.

  5. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987г.

  6. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.

  7. Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г.

  8. Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.

  9. Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.

  10. Программно – методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин.

  11. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.

  12. Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.

  13. Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.

  14. Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.

  15. Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.

  16. Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г.

  17. Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.

18.Энциклопедия мирового искусства «Шедевры русской живописи». «Белый город». 2006г.

19. журнал «Начальная школа»

20. «Начальная школа» - журнал и приложение к газете « Первое сентября»

21. В.С. Кузин «Изобразительное искусство». Рабочие тетради 1-4 кл. «Дрофа».2004г.

22. В.С. Бадаев «Русская кистевая роспись». М: «Владос». 2007г

Печатные пособия:

Таблицы к основным разделам материала по изобразительному искусству, содержащегося в стандарте начального образования.

Репродукции картин.

Технические средства обучения:

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Компьютер, сканер, принтер, проектор, экран.


Интернет-ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collektion.edu/ru

Коллекция «Мировая художественная культура»: http://www.art.september.ru

Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала: http://www.musik.edu.ru

Журнал «Начальная школа»: www.openworld/school

Газета «1 сентября»: www.1september.ru








32



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!