СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по спортивно-оздоровительному направлению: «тропа юного туриста». Внеурочная деятельность

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по спортивному туризму.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по спортивно-оздоровительному направлению: «тропа юного туриста». Внеурочная деятельность»

СОГЛОСОВАНО:



Руководитель ШМО________


Протокол № от


УТВЕРЖДЕНО:

Директор МОУ



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

«ТРОПА ЮНОГО ТУРИСТА»

В РАМКАХ ФГОС ДЛЯ 5 КЛАССОВ







Разработчик программы: учитель физической культуры

Беляев Андрей Николаевич




Ярославль 2017 г.



Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Письмо МО и РТ от 18.08.2010 г № 6871/10 «О введении ФГОС НОО», «Стандарта второго поколения: Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся».

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.92. № 3266-1, в редакции федеральных законов от 13.01.96. № 12- ФЗ, от 16.11.97. № 144-ФЗ, 20.07.2000 № 102-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ, от 13.02.2002 № 20-ФЗ,

  • Типового положения об общеобразовательном учреждении дополнительного образования детей (Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.95. № 233), нормативными документами Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по Физической культуре, спорту и туризму.

Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она предусматривает проведение теоретических занятий по каждому разделу, изучение и дальнейшее совершенствование специальных движений на практических занятиях.

Программа по туризму составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, дополняя его с учетом интересов детей (в зависимости от возраста, пола, времен года и местных особенностей) к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни. Для занимающихся по программе предусматриваются теоретические, практические занятия, выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика.

Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.


Формы организации внеурочной деятельности


  • наблюдения за явлениями природы и социальной средой в ближ­нем окружении обучающегося (родной край: школа, микрорайон, город). В процессе овладения этой практико-ориентированной деятельностью обеспечиваются целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях, осознание места и роли в нём человека;

  • двигательная деятельность общеразвивающей направленности в процессе занятий туризмом. В процессе этой деятельности укрепляется здоровье, совершенствуются физические и морально-волевые качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность. Обеспечивается ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;

  • способы организации безопасной жизнедеятельности человека в природной и социальной среде, представленные в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих физическое и психоэмо­циональное здоровье младшего школьника, а также сохранение окру­жающего мира;

  • изучение природного и культурно-исторического наследия России. Изучение данного курса обеспечивает духовно-нравственное развитие

  • обучающихся, формирование гражданственности, воспитание нравствен­ных чувств и трудолюбия, развитие творческих способностей и формиро­вание основ социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Методологической основой содержания являться единство образовательного пространства и времени последовательной смены со­стояний развития личности обучающегося, а также его самовыражение, самоопределение и самореализация в активных формах деятельности. Важным при этом является относительно свободный выбор содержания, форм и методов деятельности (самодеятельности) на основе личностно ориентированного, развивающего образования и принципов деятельностного развития.

При организации внеурочной деятельности, являющейся продолже­нием образовательного процесса, основной организационной формой является сюжетно-ролевые игры. В процессе игры во внеурочной дея­тельности (на туристской прогулке, в походе или на экскурсии) вы­являются индивидуальные особенности поведения ребёнка в различных ситуациях, раскрываются личностные качества, выра­батываются и постигаются определённые морально-нравственные цен­ности и культурные традиции.

Реализация содержания предлагаемой программы рассчитана на 1 год занятий. Содержание программы предполагает проведение занятий как на базе спортивного зала, школьного двора, парка или лесного массива.

Проектирование факультатива необходимо основывать на следую­щих принципах: природо-сообразности, культуро-сообразности, учёта возрастных особенностей детей, коллективности, патриотической на­правленности, диалогичности, саморазвития и самоопределения лич­ности.

Цель программы:

  • приобретение знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены;

  • приобретение знаний о технике безопасности при занятии физическими упражнениями и туризмом, способах и средствах передвижения на местности пешком и на лыжах, способах ориентирова­ния на местности и об элементарных правилах выживания в природе. Отношение к природе, к памятникам ис­тории и культуры, российских традициях памяти героев отечественных войн, русских народных играх, о правилах конструктивной групповой деятельности на туристской прогулке и экскурсии, об основах организа­ции коллективной деятельности в туризме и краеведении, о способах ор­ганизации досуга, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

Универсальными компетенциями учащихся по курсу являются:

  • умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

  • умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

  • умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками;

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

  • на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами являются следующие универсальные учебные действия (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий во время занятия;

  • учиться работать по определенному алгоритму.

Познавательные УУД:

  • умение делать выводы в результате совместной работы детским коллективом и учителя

Коммуникативные УУД:

  • умение оформлять свои мысли в устной форме;

  • слушать и понимать речь других;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

  • учиться работать в группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).












Тематический план


«Тропа юного туриста» (5 класс)





месяцы

Наименование

Разделов

Всего

часов

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

Март

апрель

май

1

Вводное занятие

2

2 ч









2

Ориентирование на мест­ности

3







3

Экипировка туриста

2

1 ч






1 ч



4

Безопасность юного ту­риста

1









5

Быт юного туриста











6

Кухня юного туриста











7

Краеведение и топография

1









8

Туристские узлы и их на­значение

4


1 ч



1 ч



9

Преодоление препятст­вий

5





10

Спортивные игры

5







11

Природоохранные акции











12

Туристические соревнования

1









13

Экскурсии

8



4 ч


4 ч





14

Походы выходного дня

16

4 ч

4 ч


4 ч



4 ч



15

Подготовка и организация похода

4






1 ч

16

Походы

16








8 ч

8 ч


Итого:

68ч

8 ч

6 ч

8 ч

7 ч

7 ч

4 ч

10 ч

9 ч

9 ч





Содержание деятельности

Вводное занятие (2 ч). Что такое туризм и каково его значение в физическом и духовном развитии ученика. Анонс будущих занятий, форм и направлений деятельности. Нормы поведения в туристском коллективе и правила личной безопасности. Техника безопасности на занятиях туризмом в спортивном зале и на улице.

Подготовка и организация похода (4 ч). Подготовка к походу: техника безопасности, правила гигиены, сбор группо­вого и личного снаряжения, оповещение цели похода, движение по маршруту похода. Выбор ответственных за сбор и подготовку группового снаряжения, покупка продуктов, медицинской аптечки, проверку лич­ного снаряжения туристов и состояние рюкзаков, костровых, палаток. Инструктаж по заготовке дров, приготовлению пищи, соблюдение чистоты на местах привалов и стоянок. Объяснение элементарных тури­стических навыков, правильному движению по дорогам и пересе­чённой местности, разведе­нию костра, приготовлению пищи на костре, уходу за собственной одеждой и обувью.

Безопасность юного туриста (1 ч). Правила поведения в лесу, у водоёмов, на болоте, в горах; правила передвижения по дорогам; правила обращения с огнём; правила обращения с опасными инструментами и спецснаряжением; правила об­щения с местными жителями; правила гигиены туриста.

Быт юного туриста. Туристское снаряжение: групповое и личное. Распределение группового снаряжения в походе между участниками похода. Туристская одежда и обувь. Рюкзак. Укладка рюкзаков. Палатка, уста­новка палаток. Походный лагерь. Место для кост­ра. Топливо, правила хранения. Трудовая этика туриста. Отношение к памятникам исто­рии и культуры. Отношение к природе.

Кухня юного туриста. Продукты в походе. Ка­лорийность. Походное меню. Упаковка и транспортировка про­дуктов. Сублимированные продукты. Сушка овощей, фруктов, хлеба в домашних условиях. Туристская посуда. Уход за котла­ми. Приготовление пищи на костре.

Краеведение, легенды и были родного края (1 ч). Страницы истории родного края: родной край в древности, в новое время, в годы Великой Отечественной войны и т. п. Местные легенды и мифы. Герои и яркие лич­ности родного края. Экскурсии в музеи. Экскурсии к местам интересных исторических событий.

Ориентирование на местности (3 ч). Компас и его назначение. Север, юг, запад, восток. Нахождение сторон света без компаса. Ориентиры на мест­ности. Карты. Масштаб. Легенда карты. Чтение карт. Обраще­ние с компасом и картой. Азимут. Азимутальный ход. Спор­тивное ориентирование: обучение и тренировки. Что нужно де­лать, если заблудился в лесу, и что нужно знать, чтобы не за­блудиться.

Топография (1 ч). Топографическая карта. Топографи­ческие знаки. Топографические игры. Топографический кросс­ворд. Топографический диктант.

Туристские узлы и их назначения (4 ч). Узлы, их назначение и применение в походе. Узлы: прямой, проводник, восьмёрка, стремя, удавка, булинь, ткацкий, академический, схватывающий, грейпвайн и т. д. Отработка навыков завязывания туристских узлов.

Экипировка туриста (2 ч). Знакомство с туристическим групповым оборудованием веревками разных диаметров, «усами», карабинами, спусковыми устройствами. Личным снаряжением: спальниками, палатками, рюкзаками, пенками, шансовым инструментом. Стра­ховочными обвязки, касками, спасжелетами.

Преодоление препятствий (5 ч). Виды препятствий: лесные завалы, овраги, крутые склоны, гари, болота, ручьи и реки, горные перевалы и т. п. Страховка и самостраховка. Правила преодоления лесных завалов. Пере­права по кочкам. Преодоление болота по слёгам. Спуска спортивным способам. Спуска с крутого склона при помощи верёвки. Подъём по крутому склону при помощи верёвки. Переправа по бревну. Переправа по параллельно натянутым верёвкам. Пере­права при помощи вертикального маятника. Переправа при по­мощи горизонтального маятника. Навесная переправа. Перепра­ва рюкзаков. Отработка навыков преодоления препятствий на импровизированной специальной тур. полосы в спортивном зале.

Спортивные игры (5 ч). Футбол, пионербол, волейбол, баскетбол.

Туристические соревнования. Участие в простейших туристических соревнованиях района, города.

Природоохранные акции. Уборка мусора в близлежащих лесопарках и скверах; рас­чистка близлежащих родников; развешивание кормушек и скво­речников для птиц; огораживание муравейников и т. п.

Походы выходного дня (16 ч). Мини-путешествие для обучения и отработки полезных навыков, тренировки скорости постановки, сборки и организации лагеря, ориентированию, проведению различных полос препятствий, проверки участников на совместимость и т. д.

Многодневные походы (16 ч). Организационный сбор участников похода и их родителей: информирование о целях и условиях совершения многодневного похода. Разработка маршрута. Оформление доку­ментации, необходимой для совершения многодневного похо­да. Подготовка к многодневному походу: техника безопаснос­ти; правила гигиены; групповое и личное снаряжение; цели и маршрут похода. Изучение карт и краеведческого материала, связанных с маршрутом предстоящего похода. Распределение обязанностей на период подготовки многодневного похода. Определение системы сменных должностей на период совер­шения похода. Сборы и проверка готовности участников к пер­вому походу.


Предполагаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты внеурочной туристско-краевед­ческой деятельности распределяются по трём уровням.

  1. Результаты первого уровня (приобретение социальных знаний, понимание социальной реальности и по­вседневной жизни): приобретение знаний о пра­вилах ведения здорового образа жизни; о правилах поведения человека в лесу, у водоёмов, на болоте, в горах; о правилах пе­редвижения по дорогам; о правилах обращения с огнём; о пра­вилах обращения с опасными инструментами; о правилах об­щения с незнакомыми людьми; об основных нормах гигиены; о способах ориентирования на местности и элементарных пра­вилах выживания в природе; о принятых в обществе нормах от­ношения к природе, к памятникам истории и культуры; о рис­ках и угрозах нарушения этих норм; о действенных способах защиты природы; об истории и культуре родного края; о тен­дерных нормах поведения мальчиков и девочек; об основах организации коллективной творческой деятельности.

  2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общест­ва и к социальной реальности в целом): развитие ценностного отношения школьника к своему здоровью и здоровью окружаю­щих его людей, к спорту и физкультуре, к природе, к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям.

  3. Результаты третьего уровня (приобретение опыта самостоятельного социального действия): приобрете­ние опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками;



Формы контроля

Викторины, праздники, соревнования, конкурсы, выставки, проект, практические работы, игры, походы, экскурсии

Методическое и материально-техническое обеспечение программы


№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество


Методическое обеспечение


Комплект учебников «Физическая культура» для учащихся началь­ных классов общеобразовательных учреждений / А.П. Матвеев. — М.: Просвещение, 2011


Комплект учебников «Физическая культура» для учащихся 5-7 классов общеобразовательных учреждений / В.Я. Барышников и А.И. Белоусов под ред. М.Я. Виленского. — М. Русское слово, 2010


Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. — М.: РМАТ


Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краеведческой ра­боте, организации отдыха детей и молодёжи / сост. Ю.С. Констан­тинов, С.В. Усков. — М. ФЦДЮТиК


Андерсен Х.К. «Снежная королева» и другие сказки

1

Верн Ж. Дети капитана Гранта



Материально-техническое обеспечение


компьютер

1

принтер

1

мультимедийное устройство

1

интерактивная доска

1

площадка для организации подвижных спортивных игр на откры­том воздухе

1

площадка для проведения тренировок по физической культуре и туризму

1

подсобное помещение для хранения снаряжения, инвентаря и обо­рудования

1

кабинет для проведения аудиторных занятий

1

палатка туристская

5

тент на палатку

1

секундомер

1

компас жидкостный для ориентирования

15

бивуак; рукавицы костровые

2

коврик туристский

15

аптечка медицинская

1

ремонтный набор

1

верёвка основная

40 м

петли прусика (верёвка 6-8 мм)

40 м

верёвка вспомогательная

20 м

призмы для спортивного ориентирования

10

компостеры для спортивного ориентирования

10

курвиметр, рулетка, мерная лента

1

планшет для глазомерной съёмки местности

15

карандаши цветные, чертёжные, транспортир

набор

карты топографические учебные

-

учебные плакаты «Туристские узлы»

(компл.)

учебные плакаты по лыжному туризму

(компл.)

Личное снаряжение обучающихся:


рюкзак (анатомический) для походов


рюкзачок для туристских прогулок


туристские ботинки


обувь спортивная


сапоги резиновые


фляжка или ёмкость для питьевой воды


головной убор


штормовка (ветрозащитная куртка)


тренировочный костюм шерстяной


свитер шерстяной


брюки ветрозащитные


столовые принадлежности (тарелка, кружка, ложка)


блокнот и ручка


мазь от кровососущих насекомых


коврик туристский














Планирование учебного материала.


№ п/п

Раздел, тема занятий

Кол-во занятий

Дата

план

факт

1

Вводное занятие.





а

Что такое туризм и каково его значение. Нормы поведения в туристском коллективе и правила личной безопасности.





2

Подготовка и организация похода





а

Подготовка к ознакомительному походу: Т Б, правила гигиены, групповое и личное снаряжение, цели и маршрут похода.






Сбор и проверка готовности к первому походу.





3

Безопасность юного туриста.





а

Правила обращения с огнём, опасными инструментам, спецснаряжением.

Правила гигиены туриста.





б

Продукты в походе. Туристская посуда. Уход за котлами и посудой.





4

Легенды и были родного края.





а

Экскурсия в краеведческий музей.





б

Экскурсия к местам интересных исторических событий.





в

Интересные страницы истории родного края.





г

Родной край в Новое время, в годы Великой Отечественной войны.





д

Герои и яркие личности родного края.





е

Родной край в древности, в Средневековье.





ж

Местные легенды и мифы.





5

Ориентирование на местности.





а

Север, юг, запад, восток.





б

Компас и его назначение.





в

Азимут. Азимутальный ход.





г

Спортивное ориентирование: обучение и тренировки.





д

Нахождение сторон света без компаса





е

Ориентиры на местности.





ж

Карты. Масштаб.





з

Легенда карт. Чтение карт.





и

Обращение с компасом и картой.





6

Топография.





а

Топографическая карта. Топографические знаки.





б

Топографические игры. Топографический кроссворд.





7

Кухня юного туриста.





а

Походное меню. Упаковка и транспортировка продуктов. Сублимированные продукты.





б

Выход группы на пикники с целью отработки навыков приготовления пищи.





8

Преодоление препятствий.





а

Переправа по кочкам и гатям.





б

Правила преодоления лесных завалов.





в

Отработка навыков преодоления препятствий.





г

Спуск с крутого склона при помощи альпенштока.





д

Переправ по бревну.





е

Переправа рюкзаков.





9

Походы выходного дня.





а

Совместная подготовка, осуществление и анализ похода в осенний лес, с целью созерцания красот осенней природы.





б

Совместная подготовка, осуществление и анализ похода в зимний лес, с целью изучения следов животных.





в

Совместная подготовка, осуществление и анализ похода в весенний лес, с целью наблюдения как просыпается природа.






г

Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ похода вдоль небольшой лесной реки с целью отработки навыков преодоления препятствий





д

Совместная подготовка, осуществление и анализ похода в зимний лес, с целью изучения следов животных.





е

Сбор гербария. Зарисовка родной природы.





10

Туристские узлы и их назначение.





а

Узлы: прямой, проводник, двойной проводник.





б

Узлы: булинь, ткацкий, академический, схватывающий и т. п.





в

Узлы: восьмёрка, стремя, прусик, удавка.





г

Отработка навыков завязывания туристских узлов.





д

Страховка и самостраховка.





е

Страховочные обвязки.





11

Туристские игры.





а

Футбол





б

Пионербол





в

Волейбол





12

Природоохранные акции.





а

Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ акции: огораживание муравейников.





б

Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ акции: развешивание скворечников.





в

Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ акции: уборка в близлежащих лесопарках.





г

Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ акции: расчистка ближайших родников.





13

Туристская стенгазета.





а

Изготовление стенной газеты, посвящённой ……….. Презентация стенгазет.





б

Изготовление стенной газеты, посвящённой ………. Презентация стенгазет.





14

Многодневные походы.





а

Распределение обязанностей. Совершение пешего многодневного похода.





б

Сбор школьников и их родителей. Разработка маршрута. Подготовка к многодневному походу.





15

Быт юного туриста





а

Туристское снаряжение: групповое и личное. Одежда и обувь. Рюкзак. Укладка рюкзаков.





б

Установка палаток разного типа. Место для костра. Топливо, правило хранения.





в

Трудовая этика туриста. Тимуровская работа на маршруте. Трудовая этика туриста. Тимуровская работа на маршруте.





г

Отношение к памятникам истории и культуры, к природе.





д

Установка палаток разного типа. Обустройство места для костра. Топливо, правило хранения.





16

Экипировка туриста






знакомство с тур. оборудованием, с карабинами, спусковыми устройствами, жумарами, дюльферами, веревками, спальниками, палатками, газовыми горелками, спасательными жилетами, носилками , рюкзаками , пенками, генератором, шансовым инструментом.






ИТОГО








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!