Пояснительная записка
1.Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» для 3 класса, составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации»(от 29.12.2012ог.№273-ФЗ);
-Федеральный закон от 01.12.2007г. №309 ( ред. от 23.07.2013г.) « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
-приказ Минобразования России от05.03.2004 г. №1089 « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и Среднего( полного) общего образования»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 31.03.14 г. № 253 « Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2017-2018 учебный год»;
- Приказ Минобразования России от 09.03.2004г. №1312 « Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г.№1577 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.№1897»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г.№1578 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
- Учебного плана МБОУ «СОШ № 36» п.Новый Уоян на 2017-2018
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Особенности программы «Занимательная грамматика»
В 3-ем классе программа называется « Занимательное словообразование»
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Формы проведения занятий
лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год.. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут . Количество часов в год – 34 .
Планируемые результаты.
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Тематическое планирование. (30 часов)
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Сказочное царство слов . | 1 |
2-3 | Путешествие в страну Слов. | 2 |
4 - 5 | Чудесные превращения слов. | 2 |
6 -7 | В гостях у слов- родственников. | 2 |
8- 9 | Добрые слова. | 2 |
10 | Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. | 1 |
11- 12 | Новые слова в русском языке. | 2 |
13 | Встреча с зарубежными друзьями. | 1 |
14- 15 | Синонимы в русском языке. | 2 |
16 | Слова- антонимы. | 1 |
17 | Слова- омонимы. | 1 |
18 | Крылатые слова. | 1 |
19- 20 | В королевстве ошибок. | 2 |
21-22 | В стране Сочинителей. | 2 |
23-24 | Искусство красноречия. | 2 |
25 | Праздник творчества и игры. | 1 |
26- 27 | Трудные слова. | 2 |
28- 29 | Анаграммы и метаграммы. | 2 |
30 | Занимательное слообразование. | 1 |
| КВН по русскому языку. | 1 |
Итого 30 часов |
Содержание программы
3 класс (34 ч)
Тема 1. Сказочное царство слов.(1ч.)
Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .
Тема 2-3. Путешествие в страну слов. (2ч.)
Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»
Тема 4-5. Чудесные превращения слов.(2 ч.)
Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Рассказ –загадка.
Тема 6-7. В гостях у слов родственников. (2ч.)
Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.
Тема 8-9. Добрые слова (2ч.)
Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.
Тема 10. Экскурсия в прошлое (1 ч.)
Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.
Тема 11-12. Новые слова в русском языке.(2ч.)
Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».
Тема 13. Встреча с зарубежными друзьями.(1ч.)
Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».
Тема 14-15. Синонимы в русском языке (2ч.)
Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают слова- синонимы».Нахождение слов-синонимов в тексте.
Тема 16. Слова- антонимы (1ч.)
Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.
Тема17. Слова- омонимы (1ч.)
Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».
Тема 18. Крылатые слова (1ч.)
Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».
Тема 19-20. В королевстве ошибок. (2ч.)
Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».
Тема 21-22. В стране Сочинителей.(2ч.)
Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .
Тема 23-24. Искусство красноречия. ( 2ч.)
Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.
Тема 25. Праздник творчества и игры. (1ч.)
Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
Тема 26-27. Трудные слова. (2ч.)
Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.
Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.
Тема 28-29. Анаграммы и метаграммы. (2ч.)
Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).
Тема 30-31. Шарады и логогрифы (2ч.)
Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.
Тема32. Откуда пришли наши имена.(1ч.)
Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».
Тема 33. Занимательное словообразование (1ч.)
Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.
Тема 34. КВН по русскому языку. (1ч.)
Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.
Календарно – тематическое планирование ,
в рамках внеурочной деятельности
№ п\п | Тема занятия | Тип занятия Технологии Кол-во часов | Планируемые результаты (предметные) | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности | Дата |
1 | 2 | 3 | Содержание занятия (Ученик должен знать) 4 | Личностные УУД 5 | Познавательные УУД 6 | Коммуникатив-ные УУД 7 | Регулятивные УУД 8 | 9 |
1 | Сказочное царство слов . | Комбинированное занятие/ Проблем-но диалогическая, здоровье-сберегающая (1ч.) | Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок Знать: -произведения устного народного творчества; -особенности народной речи; -знать пословицы и поговорки о языке | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формирование установки на здоровый образ жизни. | Объяснять, откуда такое разнообразие слов в русском языке Строить речевое высказывание в устной форме. | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем. | 7.09 |
2-3 | Путешествие в страну слов. | Занятие-игра /диалогическая, здоровье-сберегающая (2ч) | Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово» Знать: -тематические группы слов; -правила составления тематического словаря; -правила работы с рассказом
| Оценивать конкретные выступления одноклассников. Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности | Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Проанализировать правила охраны своего здоровья. | Обсуждать в группах и объяснять разнообразие тематических групп слов. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Строить понятные для партнёра высказывания. Контролиро вать действия партнёра. | Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве | 14.09 21.09 |
4-5 | Чудесные превращения слов.( | Занятие-игра /диалогическая, здоровье-сберегающая (2ч) | . Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Рассказ –загадка. Знать: - правила превращения слов; -как находить исчезнувшие буквы | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование адекватной и позитивной самооценки. | Формировать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. . | Использовать речь для регуляции своего действия. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе ситуации столкновения интересов. | Планировать своё действие. Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | 28.09 5.10 |
6-7 | В гостях у слов родственников. | Комбинированное занятие / Проблемно-диалогическая, здоровье-сберегающая (2ч) | Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников. Знать: -разные группы родственных слов; -как подбирать родственные слова; - отличительные признаки родственных слов | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу. | Группировать (классифицировать) разные группы родственных слов по отличительным признакам. Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | В сотрудничестве с учителем ставить новые задачи | 10.10 14.10. |
8-9 | Добрые слова | Комбинированное занятие / Проблемно-диалогическая, здоровье-сберегающая (2ч) | Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему. Знать: -добрые слова; --правила вежливого поведения . | Оценивать конкретные примеры добрых слов Формирование ориентации на понимание причин успеха деятельности. | Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям Проанализировать стихотворение | Обсуждать в группах и объяснять различные ситуации, описанные в стихотворении Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Строить понятные для партнёра высказывания. Контролиро вать действия партнёра. | Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве | 21.10 28.10 |
10 | Экскурсия в прошлое | Комбинированное занятие / Проблемно-диалогическая, здоровье-сберегающая (1ч) | Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов. Знать: -слова-историзмы; -слова-архаизмы; -уметь находить данные слова в текстах; -значение устаревших слов | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Группировать (классифициро вать) историзмы и архаизмы по отличительным признакам. Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи | 4.11 11.11 |
11-12 | . Новые слова в русском языке | Комбинированное занятие / Работа в группах, здоровье-сберегающая (2ч) | Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка». Знать: -откуда берутся новые слова; -уметь находить данные слова в текстах | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Характеризовать условия .необходимые для возникновения новых слов. Строить рассуждение, включающее установление причинно -следственных связей. | Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Строить понятные для партнёра высказывания. Контролиро вать действия партнёра. | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | 18.11 25.11 |
13 | Встреча с зарубежными друзьями | Комбинированное занятие / Проблемно –диалогическая, здоровье-сберегающая (1ч) | Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть». Знать: - откуда берутся заимствованные слова; -признаки данных слов | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формирование установки на здоровый образ жизни. | Объяснять, откуда пришли слова. Строить речевое высказывание в устной форме | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | 2.12 |
14-15 | Синонимы в русском языке | Комбинированное занятие/проблемно-диалогическая, групповая, здоровье-сберегающая (2ч) | Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают слова- синонимы».Нахождение слов-синонимов в тексте. Знать: -значение слов-синонимов: -находить синонимы в тексте | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Строить речевое высказывание в устной форме. Строить рассуждение, включающее установление причинно -следственных связей. Анализировать последствия исчезновения синонимов из нашей речи. | Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Строить понятные для партнёра высказывания. Работа в группах и самостоятельно с источником информации об окружающем мире. | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | 7.11-14.11 |
16 | Слова- антонимы | Занятие-практикум/ групповая, здоровье-сберегающая (1ч) | Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке. Знать: -значение слов-антонимов; -как находить данные слова в текстах4 -как подбирать антонимы . | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Строить речевое высказывание в устной форме. Строить рассуждение, включающее установление причинно -следственных связей. Объяснять, как и когда необходимо употребление антонимов | Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Строить понятные для партнёра высказывания. Работа в группах и самостоятельно выделять антонимы из рассказов и стихов | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | 25.11 2.12 |
17 | Слова- омонимы | Комбинированное занятие / Работа в группах, здоровье-сберегающая (1ч) | Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка». Знать: -признаки данных слов; -как находить данные слова в текстах; -правила подбора омонимов | Формирование установки на здоровый образ жизни. Формирование адекватной и позитивной самооценки.
| Поиск и выделение нужной информации. Формирование универсального логического действия – синтеза (составление целого из частей, самостоятельно достраивая детали). | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет и вопрос. Умение договариваться, находить общее решение Адекватно оценивать своих одноклассников. | Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий. | 5.12 |
18 | Крылатые слова | Комбинированное занятие/диалогическая, здоровье-сберегающая (1ч) | Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера». Знать: -значение «крылатых выражений»; -как подбирать «крылатые выражения» в названиях текста | Формирование адекватной и позитивной самооценки. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Готовить подобранные «крылатые выражения» Уметь их объяснять. Строить рассуждение, включающее установление причинно -следственных связей. Строить речевое высказывание в устной форме | Договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности. Использовать речь для регуляции своего действия. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | 10.12 |
19-20 | В королевстве ошибок | Комбинированное занятие/Работа в группах, здоровье-сберегающая (2ч) | Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?». Знать: -как искать и исправлять ошибки; -как правильно произносить слова | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Формировать учебно-познаватель ный интерес к новому учебному материалу. | Характеризовать условия, необходимые для нахождения и исправления орфографических ошибок Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи | 15.12 |
21-22 | В стране Сочинителей | Урок-проект/ проблемно-диалогическая, здоровье-сберегающая (2ч) | Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле . Знать: -как сочинять стихи-загадки по заданной рифме; -как сочинять сказки | Формирование установки на здоровый образ жизни. Формирование адекватной и позитивной самооценки.
| Поиск и выделение нужной информации. Формирование универсального логического действия – синтеза (составление целого из частей, самостоятельно достраивая детали). | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет и вопрос. Умение договариваться, находить общее решение Адекватно оценивать своих одноклассников. | Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий. | 20.12 25.12 |
23-24 | Искусство красноречия | Комбинированное занятие/ Проблемно-диалогиче-ская, здоровье-сберегающая (2ч) | Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей. Знать: -смысл понятия «красноречие»; -как создавать свои речи . | Ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности. Формирование адекватной и позитивной самооценки. | Строить рассуждение, включающее установление причинно -следственных связей. Строить речевое высказывание в устной форме. Анализировать различные тексты . Пробовать создавать свои речи. | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. Формировать собственное мнение и позицию. | Формировать способности адекватно воспринимать оценку учителя. | 26.12 14.01 |
25 | Праздник творчества и игры | Занятие-игра /диалогическая, здоровье-сберегающая (1ч)
| Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы». Знать: -как использовать в игре свои знания | Оценивать конкретные выступления одноклассников. Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности | Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Проанализировать правила охраны своего здоровья. | Обсуждать в группах и объяснять орфографичес кие правила. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Строить понятные для партнёра высказывания. Контролиро вать действия партнёра. | Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве | 20.01 |
26-27 | Трудные слова. ( | Комбинированное занятие/ Проблемно –диалогическая, групповая, здоровье-сберегающая (2ч) | Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества. Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.
Знать: -где и как можно найти значение трудных слов; -как распознавать «опасные» места в словах; | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Строить речевое высказывание в устной форме. Строить рассуждение, включающее установление причинно -следственных связей. Объяснять, что обозначают трудные слова, анализировать тексты художественной литературы | Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Строить понятные для партнёра высказывания. Работа в группах и самостоятельно с источником информации об окружающем мире. | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | 25.01 30.01 |
28-29 | Анаграммы и метаграммы | Комбинированное занятие/ Проблемно –диалогическая, групповая, здоровье-сберегающая (2ч) | .Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ). Знать: - историю изобретения анаграмм и метаграмм; -смысл этих понятий; -как работать с данными заданиями | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Строить речевое высказывание в устной форме. Строить рассуждение, включающее установление причинно -следственных связей. Объяснять, как можно составить анаграмму и метаграмму | Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Строить понятные для партнёра высказывания. Работа в группах и самостоятельно при разгадывании анаграмм и метаграмм | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | 4.02 7.02 |
30 | Откуда пришли наши имена | Комбинированное занятие/ Проблемно –диалогическая, групповая, здоровье-сберегающая (1ч) | Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя». Знать: -историю происхождения имён; -как нарисовать своё имя | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Строить речевое высказывание в устной форме. Строить рассуждение, включающее установление причинно -следственных связей. Объяснять, откуда произошли имена | Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Строить понятные для партнёра высказывания. Работа в группах и самостоятельно с источником информации о происхождении имён | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | 23.02 |
| КВН по русскому языку. | Занятие-игра /диалогическая, здоровье-сберегающая (1ч) | Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку. Знать: -как использовать в игре свои знания | Оценивать конкретные выступления одноклассников. Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности | Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Проанализировать правила охраны своего здоровья. | Обсуждать в группах и объяснять данные задания.Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Строить понятные для партнёра высказывания. Контролиро вать действия партнёра. | Получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве | 3.03 |
Использованная литература
1 «Перспектива». Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива» 1 – 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений – Москва, «Просвещение» 2011 2 Л. Ф. Климанова, Т. В, Бабушкина «Русский язык» Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс Пособие для учителей общеобразовательных учреждений – Москва, «Просвещение», 2013 3 Т. Г. Рик « Здравствуйте, Имя Существительное!» - М.: ВАКО, 2014 – 144 с. – (Занимательный учебник) 2 Т. Г. Рик « Доброе утро, Имя Прилагательное!» - М.: ВАКО, 2014 – 112 с. – (Занимательный учебник) 3 Т.Г. Рик «Здравствуй, Дядюшка Глагол!» - М.: ООО «Издательство Астрель» 1999, - 144 с. 4 Т. Г. Рик «Как живешь, Наречие?» - М,: ВАКО, 2013 – 112 с. – (Занимательный учебник) 5 Л. Д. Чеснокова, С. Г. Букаренко, Л. Л. Дроботова, О. Л. Соболева, Л. И. Шулик «На берегах Лингвинии»: Занимат. Задачник по рус. яз. - М.: Просвещение: Учеб. Лит. 1996. – 286 с. 6 И. Б. Голуб,Н. Н. Ушаков «Путешествия по Стране Слов»: Кн. для учащихся нач. классов – М.: Просвещение, 1991 – 287 с. 7 Н. Н. Ушаков «Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах» Пособие для учителей. М.: «Просвещение», 1971 – 176 с. 8 И. Я. Кленицкая «Веселые горошины» Сборник текстов для комментированного письма и диктантов. 2 – 7 классы. – М.: Новая школа, 1996. – 80 с.