Структура рабочей программы
1.Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………......
1.1Планируемые результаты изучения учебного предмета……………………………………………………………...
1.2 Содержание учебного предмета……………………………………………………………………………………….
2.Тематическое планирование……………………………………………………………………………………………..
3. Календарно-тематическое планирование……………………………………………………………………………..
4.Описание учебно - методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса………
1.Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире книг» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования по литературному чтению. Программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М. В. Бойкиной и др. «Литературное чтение. 1 – 4 классы» (2013)
Программа «В мире книг» реализует общеинтеллектуальное направление.
Внеурочная деятельность «В мире книг» способствует углублению знаний и расширению кругозора обучающихся по предмету «Литературное чтение».
УМК: Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М. В. Бойкиной и др. «Литературное чтение. 1 – 4 классы» (2013), детские художественные книги.
Внеурочная деятельность «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика – читателя. Занятия внеурочной деятельности помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Главные цели:
-создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.
Содержание внеурочной деятельности создает условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На факультативных занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Задачи содержания внеурочной деятельности «В мире книг»
Содержание программы внеурочной деятельности «В мире книг» создает возможность для:
- воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.
- ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности.
- в процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа внеурочной деятельности – это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения дл самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание внеурочной деятельности поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из ее аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
1.1 Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
В результате освоения программы внеурочной деятельности «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям государственного образовательного стандарта начального общего образования:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
0 уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- высказывать свое суждение об оформлении и структуре книги
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
- находить книгу в открытом библиотечном фонде;
- выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
- сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
- формулировать и высказывать свое впечатление о прочитанной книге и героях;
- характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
- сравнивать книгу-сборник с книгой –произведением;
- слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
- пользоваться аппаратом книги;
- овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
- систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
1.2Содержание учебного предмета
Тема 1.Устное народное творчество (6ч.)
Роль книги в жизни человека. Р.Н.С. Устное народное творчество: скороговорки, потешки, считалки, пословицы и поговорки, загадки, небылицы, русские народные сказки .Книги-сборники. Малые жанры фольклора. Пословицы. Загадки. Темы загадок. Конкурс "Отгадай загадку". Скороговорки и чистоговорки. Проект "Устное народное творчество"
Тема 2.Произведения о животных(2ч.)
С. Я Маршак. Стихи о животных . Е Чарушин. Рассказы о животных
Тема 3.Детские журналы (1ч.)
Детские журналы
Тема 4.Книги о детях (8ч.)
Выставка книг о детях. Чтение по выбору. Книги В. Осеевой. Книга-сборник. Книги Е. Пермяка. Титульный лист. Книги Н. Носова. Типы книг. Книги В. Драгунского. Аппарат книги .Живой журнал "Парад героев - сверстников"
Тема 5.Защитники Отечества(3ч.)
Книги о защитниках Отечества. Рассказы о Великой Отечественной войне Алексеева. Конкурс стихов о Великой Отечественной войне
Тема 6.Литературные сказки (14ч.)
Книги с литературными сказками. Сказки Шарля Перро. Сказки Братьев Гримм .Сказки Г. Х. Андерсена. Н. Носов "Незнайка и его друзья". С. Михалков "Праздник непослушания". Э. Успенский "Дядя Федор, пес и кот". Работа в дневнике чтения. Летнее чтение
2.Тематическое планирование
№ темы | Название темы | Количество часов |
1. | Устное народное творчество | 6 ч. |
2. | Произведения о животных | 2 ч. |
3. | Детские журналы | 1 ч. |
4. | Книги о детях | 8 ч. |
5. | Защитники Отечества | 3 ч. |
6. | Литературные сказки | 14 ч. |
| Итого | 34 ч. |
3.Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности | |
"В мире книг" | |
(1 час в неделю, 34 часа в год) | |
№ урока | Содержание учебного материала | Дата проведения | Примечание | |
план | факт | |
Устное народное творчество - 6 ч. | |
|
1. | Роль книги в жизни человека. Русские народные сказки. | | | | |
|
2. | Устное народное творчество: скороговорки, потешки, считалки, пословицы и поговорки, загадки, небылицы, русские народные сказки | | | | |
|
|
|
3. | Книги-сборники. Малые жанры фольклора. Пословицы. | | | | |
|
4. | Загадки. Темы загадок. Конкурс "Отгадай загадку". | | | | |
|
5. | Скороговорки и чистоговорки. | | | | |
|
6. | Проект "Устное народное творчество" | | | | |
|
Произведения о животных - 2 ч. | |
|
7. | С. Я Маршак. Стихи о животных | | | | |
8. | Е Чарушин. Рассказы о животных | | | | |
Детские журналы - 1 ч. | |
|
9. | Детские журналы | | | | |
Книги о детях - 8 ч. | |
|
10. | Выставка книг о детях. Чтение по выбору. | | | | |
|
|
11-12. | Книги В. Осеевой. Книга-сборник. | | | | |
13. | Книги Е. Пермяка. Титульный лист. | | | | |
14-15. | Книги Н. Носова. Типы книг. | | | | |
16. | Книги В. Драгунского. Аппарат книги | | | | |
17. | Живой журнал "Парад героев - сверстников" | | | | |
|
|
Защитники Отечества - 3ч. | |
|
18. | Книги о защитниках Отечества | | | | |
19. | Рассказы о Великой Отечественной войне Алексеева | | | | |
|
20. | Конкурс стихов о Великой Отечественной войне | | | | |
|
Литературные сказки - 14 ч. | |
|
21. | Книги с литературными сказками | | | | |
22. | Сказки Шарля Перро. | | | | |
23. | Сказки Братьев Гримм | | | | |
24. | Сказки Г. Х. Андерсена | | | | |
25-26. | Н. Носов "Незнайка и его друзья" | | | | |
27-30. | С. Михалков "Праздник непослушания" | | | | |
|
|
31-33. | Э. Успенский "Дядя Федор, пес и кот" | | | | |
|
|
34. | Работа в дневнике чтения. Летнее чтение | | | | |
| | | | |
Проверка читательских умений во 2 классе.
В работе с книгой второклассник должен уметь:
использовать в ответе о книге ее справочный аппарат: информацию с обложки и титульных листов, из предисловий, послесловий, аннотаций;
определять примерное содержание книги по иллюстрациям и заголовкам после просмотра оглавления;
пользоваться сносками и примечаниями книги;
отвечать на типовые вопросы о книге;
составить рассказ о книге в целом после рассматривания.
Проверка читательского кругозора
Проверка читательского кругозора второклассников, как правило, обнаруживает знание авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии.
Во 2 классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью следующих вопросов и заданий:
Что мы узнаем о книге с ее обложки?
Что мы узнаем о книге с титульного листа?
Назови писателей - авторов сказок
Скажи, каких поэтов ты знаешь.
Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.
О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)
Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.
Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.
Чем отличаются стихи от прозы?
О чем вы любите читать?
Что отличает произведения народного творчества и литературы?
Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения
Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?
4. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
1. Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М. В. Бойкиной и др. «Литературное чтение. 1 – 4 классы» (2013), детские художественные книги.
2. Сборники русских народных сказок, пословиц, поговорок…
3. Стихи и сказки С. Я. Маршака
4. Книги Е. Чарушина для детей.
5. Детские журналы: «Мурзилка» и др.
6. Книги-сборники Е. Пермяка, В. Драгунского
7. В. Железникова «Таня и Юсник»
8. В. Крапивина «Брат, которому 7 лет».
9. Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.)
10. Книги – сборники стихотворений для детей(Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто)
11. Книги о защитниках Отечества (Рассказы Алексеева и др.)
12. Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот».
13.Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.
14.Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская энциклопедия»
15.Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с.
16.Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
17.Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
18.Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
19Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
20.Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
21.Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006