СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире книг" начального общего образования 2 класс (2017-2018 уч.г.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  "В мире книг" реализует общеинтеллектуальное направление

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире книг" начального общего образования 2 класс (2017-2018 уч.г.)»

Структура рабочей программы

1.Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………......


1.1Планируемые результаты изучения учебного предмета……………………………………………………………...


1.2 Содержание учебного предмета……………………………………………………………………………………….


2.Тематическое планирование……………………………………………………………………………………………..


3. Календарно-тематическое планирование……………………………………………………………………………..


4.Описание учебно - методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса………




















1.Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире книг»  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта   начального   общего образования второго поколения, концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования по литературному чтению. Программы   начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М. В. Бойкиной и др.   «Литературное чтение. 1 – 4   классы» (2013)

Программа «В мире книг» реализует общеинтеллектуальное направление.

Внеурочная деятельность «В мире книг» способствует углублению знаний и расширению кругозора обучающихся по предмету «Литературное чтение».

УМК: Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М. В. Бойкиной и др.   «Литературное чтение. 1 – 4   классы» (2013), детские художественные книги.

Внеурочная деятельность «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика – читателя. Занятия внеурочной деятельности помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Главные цели:

-создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;

- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Преемственность внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.

Содержание внеурочной деятельности создает условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На факультативных занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Задачи содержания внеурочной деятельности «В мире книг»

Содержание программы внеурочной деятельности «В мире книг» создает возможность для:

- воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.

- ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности.

- в процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа внеурочной деятельности – это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения дл самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание внеурочной деятельности поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из ее аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.


1.1 Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности

В результате освоения программы внеурочной деятельности «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям государственного образовательного стандарта начального общего образования:

- осознавать значимость чтения для личного развития;

- формировать потребность в систематическом чтении;

- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

- уметь самостоятельно работать с новым произведением;

0 уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

- прогнозировать содержание книги  до чтения, используя информацию из аппарата книги;

- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

-  ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

- высказывать свое суждение об оформлении и структуре книги

- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Универсальные учебные действия:

- находить книгу в открытом библиотечном фонде;

- выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

- сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

- формулировать и высказывать свое впечатление о прочитанной книге и героях;

- характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;

- сравнивать книгу-сборник с книгой –произведением;

- слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

- пользоваться аппаратом книги;

- овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

- систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.


1.2Содержание учебного предмета

Тема 1.Устное народное творчество (6ч.)

Роль книги в жизни человека. Р.Н.С. Устное народное творчество: скороговорки, потешки, считалки, пословицы и поговорки, загадки, небылицы, русские народные сказки .Книги-сборники. Малые жанры фольклора. Пословицы. Загадки. Темы загадок. Конкурс "Отгадай загадку". Скороговорки и чистоговорки. Проект "Устное народное творчество"

Тема 2.Произведения о животных(2ч.)

С. Я Маршак. Стихи о животных . Е Чарушин. Рассказы о животных

Тема 3.Детские журналы (1ч.)

Детские журналы

Тема 4.Книги о детях (8ч.)

Выставка книг о детях. Чтение по выбору. Книги В. Осеевой. Книга-сборник. Книги Е. Пермяка. Титульный лист. Книги Н. Носова. Типы книг. Книги В. Драгунского. Аппарат книги .Живой журнал "Парад героев - сверстников"

Тема 5.Защитники Отечества(3ч.)

Книги о защитниках Отечества. Рассказы о Великой Отечественной войне Алексеева. Конкурс стихов о Великой Отечественной войне

Тема 6.Литературные сказки (14ч.)

Книги с литературными сказками. Сказки Шарля Перро. Сказки Братьев Гримм .Сказки Г. Х. Андерсена. Н. Носов "Незнайка и его друзья". С. Михалков "Праздник непослушания". Э. Успенский "Дядя Федор, пес и кот". Работа в дневнике чтения. Летнее чтение

2.Тематическое планирование

№ темы

Название темы

Количество часов

1.

Устное народное творчество

6 ч.

2.

Произведения о животных

2 ч.

3.

Детские журналы

1 ч.

4.

Книги о детях

8 ч.

5.

Защитники Отечества

3 ч.

6.

Литературные сказки

14 ч.

 

Итого

34 ч.





3.Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности

 

 "В мире книг"

 

(1 час в неделю, 34 часа в год)

 

№ урока

Содержание учебного материала

Дата проведения


Примечание

 

план

факт

 

Устное народное творчество - 6 ч.

 

 

1.

Роль книги в жизни человека. Русские народные сказки.

 


 

 

 

2.

Устное народное творчество: скороговорки, потешки, считалки, пословицы и поговорки, загадки, небылицы, русские народные сказки

 


 

 

 

 

 

3.

Книги-сборники. Малые жанры фольклора. Пословицы.

 


 

 

 

4.

Загадки. Темы загадок. Конкурс "Отгадай загадку".

 


 

 

 

5.

Скороговорки и чистоговорки.

 


 

 

 

6.

Проект "Устное народное творчество"

 


 

 

 

Произведения о животных - 2 ч.

 

 

7.

С. Я Маршак. Стихи о животных

 


 

 

8.

Е Чарушин. Рассказы о животных

 


 

 

Детские журналы - 1 ч.

 

 

9.

Детские журналы

 


 

 

Книги о детях - 8 ч.

 

 

10.

Выставка книг о детях. Чтение по выбору.

 


 

 

 

 

11-12.

Книги В. Осеевой. Книга-сборник.

 


 

 

13.

Книги Е. Пермяка. Титульный лист.

 


 

 

14-15.

Книги Н. Носова. Типы книг.

 


 

 

16.

Книги В. Драгунского. Аппарат книги

 


 

 

17.

Живой журнал "Парад героев - сверстников"

 


 

 

 

 

Защитники Отечества - 3ч.

 

 

18.

Книги о защитниках Отечества

 


 

 

19.

Рассказы о Великой Отечественной войне Алексеева

 


 

 

 

20.

Конкурс стихов о Великой Отечественной войне

 


 

 

 

Литературные сказки - 14 ч.

 

 

21.

Книги с литературными сказками

 


 

 

22.

Сказки Шарля Перро.

 


 

 

23.

Сказки Братьев Гримм

 


 

 

24.

Сказки Г. Х. Андерсена

 


 

 

25-26.

Н. Носов "Незнайка и его друзья"

 


 

 

27-30.

С. Михалков "Праздник непослушания"

 


 

 

 

 

31-33.

Э. Успенский "Дядя Федор, пес и кот"

 


 

 

 

 

34.

Работа в дневнике чтения. Летнее чтение

 


 

 







Проверка читательских умений во 2 классе.

В работе с книгой второклассник должен уметь:

  • использовать в ответе о книге ее справочный аппарат: информацию с обложки и титульных листов, из предисловий, послесловий, аннотаций;

  • определять примерное содержание книги по иллюстрациям и заголовкам после просмотра оглавления;

  • пользоваться сносками и примечаниями книги;

  • отвечать на типовые вопросы о книге;

  • составить рассказ о книге в целом после рассматривания.


Проверка читательского кругозора

Проверка читательского кругозора второклассников, как правило, обнаруживает знание авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии.

Во 2 классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью следующих вопросов и заданий:

  1. Что мы узнаем о книге с ее обложки?

  2. Что мы узнаем о книге с титульного листа?

  3. Назови писателей - авторов сказок

  4. Скажи, каких поэтов ты знаешь.

  5. Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.

  6. О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)

  7. Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.

  8. Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.

  9. Чем отличаются стихи от прозы?

  10. О чем вы любите читать?

  11. Что отличает произведения народного творчества и литературы?

  12. Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения

  13. Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?






4. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.


1.   Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М. В. Бойкиной и др.   «Литературное чтение. 1 – 4   классы» (2013), детские художественные книги.

2.  Сборники русских народных сказок, пословиц, поговорок…

3. Стихи и сказки С. Я. Маршака

4. Книги Е. Чарушина для детей.

5. Детские журналы: «Мурзилка» и др.

6. Книги-сборники Е. Пермяка, В. Драгунского

7. В. Железникова «Таня и Юсник»

8. В. Крапивина «Брат, которому 7 лет».

9. Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.)

10. Книги – сборники стихотворений для детей(Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто)

11. Книги о защитниках Отечества (Рассказы Алексеева и др.)

12. Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот».

13.Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.

14.Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская энциклопедия»

15.Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с.

16.Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980

17.Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980

18.Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006

19Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007

20.Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006

21.Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!