СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности 5-6 классы по духовно-нравственному направлению «Праздники, традиции и ремесла народов России»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 5-6 классов по духовно - нравственному направлению.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности 5-6 классы по духовно-нравственному направлению «Праздники, традиции и ремесла народов России»»

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по духовно-нравственному направлению

«Праздники, традиции и ремесла народов России»


Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе программы «Праздники, традиции и ремёсла народов России» . Л.Н. Михеевой / Сборник программ внеурочной деятельности : 5-6классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011.

Программа предназначена для обучающихся 5-6классов.

Основная цель программы - изучение основных праздников и традиций народов России, установление связи народной культуры и современности.

Изменений, внесенных в программу, нет.

Учебно-методический комплект:

-Л.Н. Михеева / Сборник программ внеурочной деятельности : 5-6 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой.

Программа рассчитана на 68 часов .

Формы организации проведения занятий, планируемая по каждой теме и разделу программы – творческая деятельность детей под руководством педагога: разучивание игр, песенок, считалок, игр-хороводов; сравнение одежды, жилища, обычаев и образования крестьян и дворян. графика, живопись, лепка из пластилина, моделирование, работа с природным материалом.

Общая характеристика внеурочных занятий.

У России великая, светлая душа. Она отразилась в её природе, в искусстве: в песнях, танцах, музыке и слове. Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства творчеству, созданному гением народа. Фольклор во всех его жанрах раскрывает грани богатой и самобытной души русского народа. Народные танцы, песня, как и другие жанры фольклора, произведения народных умельцев пробуждают человеческие души, дают выход таким чувствам, которые поневоле забыты в наше время, с его стремительностью, хаотичностью, напором, вторжением в жизнь того, что чуждо нашему менталитету. Обозначенные цели направлены на духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

Эта сторона деятельности образовательного учреждения реализуется в процессе изучения программы внеурочной деятельности школьников «Праздники, традиции и ремёсла народов России». Особое внимание при этом обращается на формирование у школьников интереса к народному творчеству, воспитание духовно-нравственной культуры и толерантности, патриотизма и гражданственности, развитие художественного вкуса.

Место внеурочных занятий в учебном плане.

Программа рассчитана на 68 часов. Может быть реализована за один год обучения: в 5 классе- 2 часа в неделю, за 2 года обучения: в 5 и 6 классах 1 час в неделю.

Описание ценностных ориентиров внеурочных занятий: В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые — первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа,создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствую о таланте и высоком художественном вкусе мастеров-умельцев.

Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности,целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии — всё это являют нам творения народных умельцев. Будущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки,

сыновья и дочери. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили

Отечество не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. Русская история сложная, трудная, героическая. Наша культура богатейшая, сильная своим духом. У России великое прошлое, и будущее её тоже должно быть великим.Молодые поколения сердцем и душой призваны понимать свою культуру,трепетно любить Родину-мать, у которой особая стать, особая, светлая душа.

Мужественная, закалённая, благородная и прекрасная страна. И сердце её великодушное, отзывчивое на добро и красоту. Русские люди поистине достойны своей Родины. И наши дети должны осознавать это, нести в разуме и чувствах своих негасимый свет Веры, Правды, Добра, Любви и Надежды. От их знаний, их духовной культуры зависит наше общее будущее.

Требования к результатам освоения содержания внеурочной деятельности.

К концу срока обучения учащиеся должны:

        Иметь четкие представления о быте русского народа в различные времена;

        Знать русские народные праздники, промыслы, песни, загадки, пословицы, танцы, игры;

        Осознавать необходимость духовно- нравственного развития человека.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.

      В результате освоения программы факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

  1. Принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны.

  2. Формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма.

  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России.

  4. Формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

Содержание программы внеурочной деятельности.

Старинный русский быт

Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр.

Функциональный характер одежды в старину. Удобство, свобода в движении. Рубашка, сарафан – у женщин. Роль орнамента – оберега (вышивка).

Солнце, дерево, вода, конь – источники жизни, символы добра и счастья. Особое значение пояса (кушака). Головные уборы девушек и женщин, украшения.

Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки – у крестьян (мужская одежда).

Лапти, баретки, онучи, поршни – крестьянская обувь. Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна, горлатные шапки – у бояр. Летники, душегреи на меху, шубы, крытые парчой, шелком у боярынь и боярышень.

Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем.

Русская изба (клеть, сени – холодное помещение, теплая изба); хозяйственный двор, постройки (подклет, амбар, хлев, погреб, баня).Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба. Освещение. Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Красный угол. Иконы. Боярские палаты. Терема, украшенные резьбой по дереву. Свет елки. Крытые галереи для прогулок боярынь и боярышень.

Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания.

Хлеб – главный продукт питания, «дар Божий». Пословицы и поговорки о хлебе.

Мясные и постные кушанья. Щи, похлебки. Овощи. Грибы. Каши. Кисели. Блины («млины» - от глагола «молоть» (зерно)). Пироги. Мед. Пиво. Взвары. Пастелы из ягод и яблок. Варенья. Соленья.

Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины.

Быт крестьянской и городской семьи. Замкнутая жизнь женщин в городе. Распорядок дня. Игры в шахматы, шашки. Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»). Глиняные и деревянные игрушки. Катание зимой на санях, запряженных лошадьми. Девичьи посиделки. Катание с ледяных гор. Коньки. Лыжи. Летние забавы: качели; ярмарочные карусели.

Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр.

Учеба. Школа.

Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек). Письменные принадлежности (перница – футляр для гусиных перьев); чернила (из отвара ягод черники, кожуры каштана, скорлупы орехов, желудей дуба). Чернильница и песочница. Береста и бумага.

Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы (письмо, чтение, счет, красноречие (дикция)). Учебные книги («Букварь», «Часослов», «Псалтырь»). Учитель-мастер.

Новый русский быт (со времен Петра I)

Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт.

Запрещение царскими указами носить старинную русскую одежду. «Заморское» (европейское) платье: сюртуки, камзолы, панталоны. Принудительное бритье бород.

Петровские ассамблеи. Наряда дам. Шелк, бархат. Кринолины, фижмы. Корсаж. Корсет. Украшения. Сложные высокие прически дам. Атрибуты придворных: лорнеты, веера. Нарядные туфли на высоких красных каблуках. Косметика дам XVIII века.

Наряды девушек и дам XIX века. Пелерины из бархата и меха; легкие, летящие платья. Шляпы, перчатки. Прически с локонами. Одежда дворян – мужчин: узкий кафтан, короткие панталоны, шелковые чулки, туфли с бриллиантовыми пряжками.

Фраки, жилеты, брюки-панталоны; рубашки с жабо, кружевными манжетами; шляпы с бриллиантами; перчатки; цилиндры; трости; карманные часы, лорнеты.

Одежда купчих, мещанок, крестьянок: широкие сарафаны, яркие юбки, рубахи, кофты, шали. Кокошники, платки, «бабьи кички» (особые головные уборы замужних женщин).

Мужчины и мальчики из крестьянских и мещанских семей носили старинные кафтаны, рубахи, порты и сапоги. Русские пословицы и поговорки об одежде.

Усадьба. Дворянские особняки.

Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура: колонны, купол, фронтон.

Вестибюль особняка. Гостиная, диванная, детская, спальня, кабинет; столовая; зал для танцев. Интерьер. Анфилада комнат. Бильярдная. Библиотека. Зимние сады. Буфетная. Атрибуты и аксессуары барского дома. Парадный зал. Лепнина, паркет с инструстрацией.

Убранство спален господ. Антресоли; гардеробные. Комнаты для прислуги.

Камины. Изразцовые печи.Освещение. Светильники из бронзы. Музыкальные инструменты. Картинные галереи. Домашний театр.

Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны.

Атмосфера дворянского дома. Светский этикет. Любовь к искусствам и наукам, которую воспитывали с детства. Обучение нескольким иностранным языкам, русской словесности, рисованию, пению, музыке, математике, биологии. Танцмейстеры и фехтовальщики. Гувернантки и гувернеры. Особая роль православных книг в воспитании детей. Огромное внимание уделялось танцам, верховой езде, фехтованию, плаванию. Домашние спектакли, в которых принимали участие дети. Повседневная жизнь дворянина в столице и усадьбе. Мода на лечение минеральными водами, посещение популярных докторов; прогулки в парках и садах (Летний сад в Петербурге). Ледяные горки, катки; катания на санях зимой. Деревянные горки, качели, карусели – летом. Демонстрация модных нарядов у дворян. Визиты. Переписка. Альбомы со стихами и пожеланиями. Традиционные званые обеды. Строгое соблюдение этикета. Балы и праздники. Посещение театров. Праздничные столы. Яства. Деликатесы. Детские балы. Маскарады. Домашние театры. Особая роль литературно-музыкальных салонов. Хозяйка и хозяин салона. Обсуждение политических новостей, произведений и искусства. Знакомство с деятелями культуры и искусства.Институты благородных девиц. Привилегированные учебные заведения. Кадетские корпуса для мальчиков. Юнкерские училища: подготовка высших офицерских кадров. Программа обучения включала: Закон Божий, русский, французский, немецкий, английский языки, словесность, математику, историю, физику, географию, чистописание, артиллерию, тактику, военную топографию, а также стрельбу, верховую езду, гимнастику, плавание, фехтование, танцы, музыку, пение, строевую подготовку. Учебный театр для воспитанников. Строгий распорядок дня. Занятие в классах и в библиотеке училища. Летние военные лагеря.

Пансионы и гимназии. Изучение в мужских пансионах основ наук, а в женских – обучение танцам, музыке, хорошим манерам, иностранным языкам, рукоделию, пению, умению общаться, гимнастике. Смольный институт благородных девиц. Девять лет обучения, три ступени по три года. Жизнь и обучение в стенах института. Очень строгий распорядок дня.

Русские народные праздники

Зимушка- зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси.

Праздники – время отдыха, веселья, радости, дружеского общения.

Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарем. Праздники были направлены на укрепление здоровья и благополучия людей. Сочетание языческих и христианских праздников. Общие и семейные праздники. Обычаи и обряды в проведении праздников. Роль традиций. Канун Нового года. Васильев вечер. Современный новогодний праздник. Святки – веселое время года; песни во славу Христа; колядование; гадание. Ряженье, ряженые – древний обычай Святок. Рождественский Сочельник. Рождество Христово. Рождественские колядки. Елка – символ «райского дерева». Традиционные кушанья: кутья, увар (или взвар), кисель, пироги.

Крещение Господне (Благовещение). Освещение воды. Праздничный крещенский стол.

Весна – веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха.

Масленица – весенний праздник проводов зимы. В славянском народном календаре Масленица разделяла два главных периода года – зиму и весну. Традиция печь блины (млины). Масленица – особый народный праздник, существовавший у славян с языческих времен; он был приурочен к весеннему равноденствию. Традиции сытной, «богатой» еды на Масленицу. Масленичные обряды: поминовение умерших предков; гостевание; развлечения (катание на лошадях, катание с ледяных горок, качели, строительство и «взятие» снежных городков, устройство балаганов); проводы Масленицы (сжигание чучела); ряженье, игры.

Прощеное воскресенье и Чистый понедельник. Великий пост – время строгого воздержания, молитвы, покаяния. Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы (верба – символ здоровья, силы, красоты как первое цветущее весеннее дерево). Пасха – главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа. Традиции празднования Пасхи на Руси: крашение яиц, изготовление сырной пасхи, куличей, раздача верующим просфор и общего хлеба – артоса. Пасхальные торжества. Крестный ход. Христосование. Красная горка – закликание весны рано утром с вершины холма, горки.

Лето красное. Егорьев день.

Егорьев день – 6 мая. Праздник в честь одного из самых почитаемых святых, покровителя Москвы и Русского государства Георгия Победоносца (отважный воин, покровитель домашних животных и пастухов). «Георгий отмыкает землю», «выпускает на свет белый росу», говорили в народе. День начала посевных работ.

Троица. Духов день День Святой Троицы («Зеленые святки»): разделение зимы и лета. Духов день – именины Земли, поилицы и кормилицы. Украшение православных храмов свежей летней зеленью, ветками березы, лентами. Отмечается на 49-й день после Пасхи.

Хороводы, гулянья вокруг березки. Троицкие гадания девушек (бросание венков в реку). Завивание березки. Кумление девушек.

Иван Купала Иван Купала – главный летний праздник народного календаря. День летнего солнцестояния. Собирание целебных трав, очищение огнем и водой. Иван-да-Марья – праздничный цветок Купала. Возжигание костров в купальскую ночь. Отмечается 7 июля.

Петров день. День Петра и Павла – 12 июля. Праздник в честь святых апостолов, учеников Христа (его называют еще Петры и Павлы, Петровки). В народе говорили: «Петр, Павел час убавил», «Илья-пророк два часа уволок». Считают, что святой апостол Петр хранит ключи от Царства Небесного. Петру в народе поклонялись как покровителю засеянных полей и рыболовства. До Петрова дня крестьяне обязательно соблюдали пост.

Сам праздник отмечался радостно: гуляли, пировали, качались на качелях. Петров день открывал вторую половину лета: «Как придет Петро, так и будет тепло». С этого дня разрешалось собирать землянику и другие лесные ягоды. После Петрова дня заканчивались девичьи гуляния.

Ильин день.Ильин день отмечается 2 августа. Он разграничивает лето и осень: «На Илью до обеда – лето, после обеда – осень», «С Ильина дня на деревьях лист желтеет», «С Ильина дня ночь длинна», «Муха до Ильина дня кусается, а после – запасается».

У древних славян громом, молнией и дождем распоряжался бог Перун – громовержец, главный бог. В народном сознании соединились святой Илия и Перун- Илья-громовержец. Его очень почитали на Руси, надеялись на его защиту от засухи, считали могучим, огненным; он бывал и сердитым, наказывал виновных, но был справедливым, покровителем урожая. В деревнях начиналась жатва, уборка хлебов. В Ильин день в крестьянские семьи вновь приходило благополучие, пополнялись запасы хлеба, зерна. Илью называли воеводой небесных сил. Илья – пророк – громобой. Чтобы задобрить Илью – пророка, люди в этот день не работали, боялись, что «гром убьет», если работать в праздник. После Ильина дня запрещалось купаться в реках и озерах, вода становилась очень холодной: «Олень в воду лапу окунул». Часто к Ильину дню на крестьянских столах появлялся первый пирог из муки нового урожая.

Осень золотая. Спасы. Успение. Покров

Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 августа). Подготовка к зимним сельскохозяйственным работам, заготовка ягод, грибов, орехов, яблок, меда впрок. Христианские легенды о Спасах (Спас на воде; Преображение; день Нерукотворного образа).

Успение Богородицы (Первые осенины – 28 августа). Спожинки – окончание жатвы.

Покров Богородицы (14 октября) – первый снег на Руси. Разделение осени и зимы. Девичьи гадания. Окончание работ по найму. Начало зимнихпоседелок.

Русские народные промыслы

Керамика Гжели

Гжель – название живописного подмосковного района, в 60 км от Москвы. Гжель – основной центр русской керамики. Продукция Гжели известна во всем мире. Это произведения народного искусства и художества. Каждое изделие мастера расписывают только вручную.

Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Продукция Гжели – это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы. Все украшено стилизованным орнаментом. Изящество и тонкость раскраски, безупречный вкус мастеров-художников.

Хохлома и Жостово

Хохлома – художественный народный промысел в городе Семенове Нижегородской области. Деревянная расписная посуда – «золотая хохлома»: сочетание черного, золотого, зеленого, ярко-алого цветов. Растительный орнамент: листья, травы, ягоды земляники, рябины; ложки, ковши, вазы, наборы для меда, кваса. Яркие, сочные сочетания красок. Работы мастеров Хохломы многократно получали дипломы I степени на международных и всероссийских выставках. Село Жестово находится недалеко от Москвы: народный промысел – расписные металлические подносы. Черный, зеленый, лаковый фон, яркие, пышные цветы – садовые и полевые; букеты, венки, гирлянды, натюрморты. Огромная популярность декоративной росписи жостовских подносов во всем мире.

Павлопосадские шали

Народный промысел в Павловском Посаде под Москвой. Производство набивных платков и шалей зародилось в начале XIX века, фабрика была основана в 1812 году крестьянином Семеном Лабзиным совместно с его компаньоном купцом Василием Грязновым.

Черные, белые, бордовые, синие, зеленые шали, на которых «цветут» яркие цветы, сплетаются узоры трав, листьев – букеты, венки, россыпи цветов.Павлопосадские шали из чистой шерсти известны во всем мире.

Вятская и богородская игрушка Павлопосадские шали

Народный промысел в Павловском Посаде

Вятскую игрушку называют еще дымковской (по названию села Дымково близ города Кирова (Вятка)). Здесь мастерицы издавна лепили глиняные игрушки – свистульки. Их продавали на праздниках проводов зимы. Сам праздник назывался Свистунья. Забавные звери, сказочные образы (медведи, кони, олени, птицы) представлены в необычных ситуациях, они смешно одеты и ярко раскрашены. Вятские матрешки. Бытовой жанр: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках; игрушки и скульптуры малых форм. Белый фон глины в сочетании с красным, зеленым, желтым, синим, с сусальным золотом. Игрушки создают радостное настроение.

Богородская деревянная игрушка как промысел известна с XVII века: окрестность Сергиева Посада (Загорск), село Богородское. Забавные фигурки нарядных барынь, гусар, солдат; игрушки с движениями: «Кузнецы», «Пильщик», «Крестьянин, играющий на свирели», «Тройка», «Журавли», «Медведь-музыкант», «Медведь – лакомка». Богородская игрушка и скульптура известны за рубежом. Мастера-резчики не раз удостаивались золотых и серебряных медалей, дипломов I степени на всероссийских и международных выставках.

Русские народные игры

Роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх.

Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры.

Горелки. Прятки. Жмурки. Гуси-лебеди. Костромушка. Бояре. Каравай. Колечки. Салки. Море волнуется. Лапта. Игры с пасхальными яйцами. Старинные русские игры, известные детям и сейчас.

Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки)

Песни создавались специально для маленьких детей: их пели мамы, бабушки, няни. Они известны и любимы детьми и сейчас.

Загадки, пословицы, поговорки, считалки развивали детей, знакомили с народной мудростью.

Народные танцы.

Хороводы. Игры-хороводы. Пляски парные. Переплясы. Кадрили. Русские хороводы, пришедшие из глубокой древности: творческая сила народной поэзии, самобытность вековых созданий. Слияние в хороводе танца, игры и песни: «Они неразлучны, как крылья у птицы», - говорят в народе. В хороводе проявляется чувство единения, дружбы. Звучат темы труда, красоты природы, любви.

Пляски – наиболее распространенный жанр народного танца. Народная поговорка «Ногам работа – душе праздник». Виды пляски: одиночная, парная, перепляс, массовый пляс. Пляски «Заинька», «Метелица». Кадриль. Придя из светских салонов, кадриль распространилась в народе XIX века. Она сопровождается игрой гармонии, балалайке, баяне.

Старинный русский быт

Одежда. Традиционный костюм. Обувь крестьян и бояр

Универсальные учебные действия:

—познакомить с особенностями крестьянской одежды;

—сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду;

—ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером.

Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем

Универсальные учебные действия:

—продемонстрировать устройство крестьянской избы (печь; полати; лавки; клеть; сени; крестьянский двор; хозяйственные постройки);

—показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянкой избой.

Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания.

Универсальные учебные действия:

—оценить достоинства традиционной русской кухни;

—уметь приготовить несколько простейших блюд (каша; «взвар» — компот).

Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины

Универсальные учебные действия:

—разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта).

Учеба. Школа

Универсальные учебные действия:

—сравнить учебу детей в старину с современной школой;

—букварь — «Азбуковник» и современные учебные книги.

Новый русский быт (со времён Петра I)

Одежда, быт. Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки

Универсальные учебные действия:

—сравнить старинную одежду и новую, введённую указами Петра I,

проанализировать их различия.

Усадьба. Дворянские особняки

Универсальные учебные действия:

—показать изысканную красоту парков и садов, особняков и дворцов

(Москва, Петербург; провинция).

Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны

Универсальные учебные действия:

—разучить несколько элементов старинного танца (менуэт, полонез и т. д.);

—прочитать несколько стихотворений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.

Обучение детей. Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса

Универсальные учебные действия:

—проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых.

Русские народные праздники.

Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение

Универсальные учебные действия:

—разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи;

—познакомить с пословицами и поговорками о праздниках;

—изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала.

Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Вербное воскресенье. Пасха

Универсальные учебные действия:

—воспринять традиции масленичных игр. Качели. Катание с гор. Встреча Масленицы;

—разучить песни и игры;

—научиться печь блины, красить пасхальные яйца;

—разучить игры с катанием пасхальных яиц.

Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день

Универсальные учебные действия:

—разучить песни о завивании берёзки, хороводы;

—научиться плести венки.

Осень золотая. Спасы. Успение. Покров

Универсальные учебные действия:

—сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы;

—нарисовать картинку на тему осенней ярмарки;

—показать сценку с куклами «Петрушка на ярмарке».

Русские народные промыслы

Керамика Гжели

Универсальные учебные действия:

—нарисовать несколько гжельских орнаментов.

Хохлома и Жостово

Универсальные учебные действия:

—раскрасить узоры хохломских ложек и жостовских подносов.

Павловопосадские шали.

Универсальные учебные действия:

—сравнить орнаменты нескольких шалей.

Вятская и богородская игрушка

Универсальные учебные действия:

—изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской и бо-

городской игрушки.

Русские народные игры

Народные песни, загадки, пословицы

Наиболее популярные детские игры

Универсальные учебные действия:

—разучить несколько игр (прятки, гуси-лебеди, коршун, бояре и др.).

Тематическое планирование

для одного года обучения.

5класс

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Старинный русский быт( 19ч)

Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр.

Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем.

Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания. Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины.

Учеба. Школа.

. Познакомиться со старинным русским бытом

-об­суждать красоту обрядов, устройство жилищ;

-работать со взрослыми: извлекать из различных источников (энциклопедии, краеведческая литература, литературные произведения) сведения о русских традициях,

- оценить достоинства традиционной русской кухни;

-познакомить с особенностями крестьянской одежды;

сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду;

познакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером.

Новый русский быт (со времен Петра I) (13 ч)

Усадьба. Дворянские особняки.

Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны.

Познакомиться с новым русским бытом.

-об­суждать красоту праздников;

-работать со взрослыми: извлекать из различных источников (энциклопедии, краеведческая литература, литературные произведения) сведения о русских традициях;

- сравнить старинную одежду и новую, введённую указами Петра I,проанализировать их различия.

Русские народные праздники (17 ч)

Зимушка- зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси.

Весна – веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха.

Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день.Осень золотая. Спасы. Успение. Покров

-сравнивать современные и старинные русские праздники.

-Познакомиться с русскими народными праздниками.

- воспринять традиции масленичных игр. Качели. Катание с гор. Встреча Масленицы;

разучить песни и игры;

—научиться печь блины, красить пасхальные яйца;

—разучить игры с катанием пасхальных яиц. разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи;

познакомить с пословицами и поговорками о праздниках;

-разучить песни о завивании берёзки, хороводы;

—научиться плести венки.

Русские народные промыслы (8 ч)

Керамика Гжели.

Хохлома и Жостово.

Павлопосадские шали.

Вятская и богородская игрушка.

-раскрасить узоры хохломских ложек и жостовских подносов,нарисовать несколько гжельских орнаментов, изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской и бо-

городской игрушки.

аботать с иллюстрациями.

Находить необходимую информацию.

Русские народные игры (4 ч)

Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры.

Горелки. Прятки. Жмурки. Гуси-лебеди. Костромушка. Бояре. Каравай. Колечки. Салки. Море волнуется. Лапта. Игры с пасхальными яйцами. Старинные русские игры, известные детям и сейчас

Познакомиться со русскими народными играми.

-об­суждать красоту костюмов;

-работать со взрослыми: извлекать из различных источников (энциклопедии, краеведческая литература, литературные произведения) сведения о русских народных играх.

разучить несколько игр (прятки, гуси-лебеди, коршун, бояре и др.), разучить несколько песенок, считалок, разучить хороводы, игры-хороводы,

детские песенки, потешки, загадки, пословицы

Песни для детей. (4 ч)

Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки)

Загадки, пословицы, поговорки, считалки

Познакомиться со русскими народными песнями.

-работать со взрослыми: извлекать из различных источников (энциклопедии, краеведческая литература, литературные произведения) сведения о русских народных играх.

разучить несколько песен

Народные танцы. (3ч)

Хороводы. Игры-хороводы. Пляски парные. Переплясы. Кадрили. Русские хороводы

Познакомиться со русскими народными танцами.

-работать со взрослыми: извлекать из различных источников (энциклопедии, краеведческая литература, литературные произведения) сведения о русских народных играх.

разучить несколько танцев

Тематическое планирование

для двух лет обучения

3класс

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Старинный русский быт( 9ч)

Функциональный характер одежды в старину.

Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки-у крестьян (мужская одежда).

Русская изба (клеть, сени — холодное помещение, тёплая изба).

Хозяйственный двор, постройки (подклет, амбар, хлев, погреб, баня)

Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками.

Хлеб — главный продукт питания, «дар Божий».

Игры и забавы детей.

Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек)

Учебные предметы (письмо, чте-

ние, счёт, красноречие (дикция))

. Познакомиться со старинным русским бытом

-об­суждать красоту обрядов, устройство жилищ;

-работать со взрослыми: извлекать из различных источников (энциклопедии, краеведческая литература, литературные произведения) сведения о русских традициях,

- оценить достоинства традиционной русской кухни;

-познакомить с особенностями крестьянской одежды;

сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду;

познакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером.

Новый русский быт (со времен Петра I) (6 ч)


«Заморское» (европейское) платье: сюртуки, камзолы, панталоны. Принудительное бритьё бород.

Петровские ассамблеи.

Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура: колонны, купол, фронтон.

Атмосфера дворянского дома. Светский этикет.

Любовь к искусствам и наукам, которую воспитывали с детства.

Танцмейстеры и фехтовальщики. Гувернантки и гувернёры.

Познакомиться с новым русским бытом.

-об­суждать красоту праздников;

-работать со взрослыми: извлекать из различных источников (энциклопедии, краеведческая литература, литературные произведения) сведения о русских традициях;

- сравнить старинную одежду и новую, введённую указами Петра I,проанализировать их различия.

Русские народные праздники (8ч)

Зимушка-зима. Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян.Масленица — весенний праздник проводов зимы.Традиции сытной, «богатой» еды на Масленицу.Егорьев день — 6 мая.День Святой Троицы Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 августа).Христианские легенды о Спасах.

-сравнивать современные и старинные русские праздники.

-Познакомиться с русскими народными праздниками.

- воспринять традиции масленичных игр. Качели. Катание с гор. Встреча Масленицы;

разучить песни и игры;

—научиться печь блины, красить пасхальные яйца;

—разучить игры с катанием пасхальных яиц. разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи;

познакомить с пословицами и поговорками о праздниках;

-разучить песни о завивании берёзки, хороводы;

—научиться плести венки.

Русские народные промыслы (5 ч)

Гжель — основной центр русской керамики.Деревянная расписная посуда — «золотая хохлома».

Жостово -народный промысел —

расписные металлические подносы.

Вятскую игрушку называют ещё дымковской.

-раскрасить узоры хохломских ложек и жостовских подносов,нарисовать несколько гжельских орнаментов, изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской и бо-

городской игрушки.

аботать с иллюстрациями.

Находить необходимую информацию.

Русские народные игры (2ч)

Роль игр в жизни детей.

Игры для мальчиков и для девочек.

Познакомиться со русскими народными играми.

-об­суждать красоту костюмов;

-работать со взрослыми: извлекать из различных источников (энциклопедии, краеведческая литература, литературные произведения) сведения о русских народных играх.

разучить несколько игр (прятки, гуси-лебеди, коршун, бояре и др.), разучить несколько песенок, считалок, разучить хороводы, игры-хороводы,

детские песенки, потешки, загадки, пословицы

Песни для детей. (2 ч)

Колыбельные песни для детей.

Песни-потешки.

Познакомиться со русскими народными песнями.

-работать со взрослыми: извлекать из различных источников (энциклопедии, краеведческая литература, литературные произведения) сведения о русских народных играх.

разучить несколько песен

Народные танцы. (2ч)

Хороводы. Игры-хороводы.

Пляски парные.

Переплясы. Кадрили.

Познакомиться со русскими народными танцами.

-работать со взрослыми: извлекать из различных источников (энциклопедии, краеведческая литература, литературные произведения) сведения о русских народных играх.

разучить несколько танцев

6 класс

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Старинный русский быт( 9ч)

Головные уборы девушек и женщин, украшения.

Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки — у крестьян (мужская одежда).

Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба.

Красный угол. Иконы.

Пословицы и поговорки о хлебе

Мясные и постные кушанья.

Быт крестьянской и городской семьи.

Замкнутая жизнь женщин в городе.

Письменные принадлежности. Береста и бумага.

. Познакомиться со старинным русским бытом

-об­суждать красоту обрядов, устройство жилищ;

-работать со взрослыми: извлекать из различных источников (энциклопедии, краеведческая литература, литературные произведения) сведения о русских традициях,

- оценить достоинства традиционной русской кухни;

-познакомить с особенностями крестьянской одежды;

сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду;

познакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером.

Новый русский быт (со времен Петра I) (6 ч)


Наряды девушек и дам XIX века.

Атрибуты придворных.

Атрибуты и аксессуары барского дома.

Вестибюль особняка. Гостиная, диванная, детская, спальня, кабинет;

столовая; зал для танцев. Интерьер.

Повседневная жизнь дворянина в столице и усадьбе.

Традиционные званые обеды. Строгое соблюдение этикета.

Балы и праздники.

Познакомиться с новым русским бытом.

-об­суждать красоту праздников;

-работать со взрослыми: извлекать из различных источников (энциклопедии, краеведческая литература, литературные произведения) сведения о русских традициях;

- сравнить старинную одежду и новую, введённую указами Петра I,проанализировать их различия.

Русские народные праздники (8ч)

Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян.

Канун Нового года. Васильев вечер. Современный новогодний праздник.

Прощёное воскресенье и Чистый понедельник. Вербное воскресенье.

Хороводы, гулянье вокруг берёзки. Троицкие гадания девушек. Завивание берёзки. Кумление девушек.Иван Купала.

День Петра и Павла — 12 июля

Успение Богородицы

-сравнивать современные и старинные русские праздники.

-Познакомиться с русскими народными праздниками.

- воспринять традиции масленичных игр. Качели. Катание с гор. Встреча Масленицы;

разучить песни и игры;

—научиться печь блины, красить пасхальные яйца;

—разучить игры с катанием пасхальных яиц. разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи;

познакомить с пословицами и поговорками о праздниках;

-разучить песни о завивании берёзки, хороводы;

—научиться плести венки.

Русские народные промыслы (5ч)

Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне.

Растительный орнамент Хохломы: листья, травы, ягоды земляники, рябины.

Букеты, венки, гирлянды, натюрморты Жостова.

Производство набивных платков и шалей в начале XIX века, фабрика.

Вятские матрёшки.

-раскрасить узоры хохломских ложек и жостовских подносов,нарисовать несколько гжельских орнаментов, изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской и бо-

городской игрушки.

аботать с иллюстрациями.

Находить необходимую информацию.

Русские народные игры. (2 ч)

Командные игры

Горелки. Прятки

Познакомиться со русскими народными играми.

-об­суждать красоту костюмов;

разучить несколько игр (прятки, гуси-лебеди, коршун, бояре и др.), разучить несколько песенок, считалок, разучить хороводы, игры-хороводы,

детские песенки, потешки, загадки, пословицы

Песни для детей.(2 ч)

Загадки, пословицы, поговорки

Трудовые песни.

Познакомиться со русскими народными песнями.

-работать со взрослыми: извлекать из различных источников (энциклопедии, краеведческая литература, литературные произведения) сведения о русских народных играх.

разучить несколько песен

Народные танцы.(2 ч)

Переплясы. Кадрили.

Народная поговорка «Ногам работа — душе праздник»

Познакомиться со русскими народными танцами.

-работать со взрослыми: извлекать из различных источников (энциклопедии, краеведческая литература, литературные произведения) сведения о русских народных играх.

разучить несколько танцев




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!