СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель программы«Мир вокруг нас»: содействие всестороннего развития творческого воображения, как направление интеллектуального и личностного развития ребенка.

Задачи:

в воспитании:

- способствовать формированию экологической культуры через общение с природой средствами ДПТ, пониманию прекрасного в природе и бережного отношения к ней;

трудолюбия и навыков культуры труда;

в обучении:

- способствовать формированию знаний и приобретению навыков и умений по декоративно-прикладному творчеству;

в развитии:

- развивать умение создавать художественный образ предмета или явления природы;

- стойкого интереса к самостоятельному общению с природой, ее изучению и отображению ее средствами декоративно-прикладного творчества.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» 1 класс»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ






Принята на заседании НМС,

протокол от_____________ 2016 г. № ______


Утверждена приказом от_________ 2016 г. № ______








Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Мир вокруг нас»

1а класс








Составитель: Наумова Марина Николаевна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории










2016 – 2017 учебный год


  1. Пояснительная записка

“Каждый человек стремится к самоутверждению.

Лучший путь - это творчество”.
Д.С. Лихачев

Программа разработана для занятий с учащимися 1а класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколенияв рамках социального направления.

Программа для младших школьников «Мир вокруг нас» делает акцент не только на приобретение необходимых знаний, умений и навыков по декоративно-прикладному искусству, но и на развитие личности, творческой сущности ребенка.

В процессе работы через образы сказочных персонажей, экологических сказок, ребенок становится экологически грамотным, т.к. экологическая сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит с окружающим миром, добром и злом. Она источник формирования элементарных экологических понятий. Важным элементом является само общение. Оно выступает в качестве своеобразного социально-психологического механизма, посредством которого осуществляется воздействие на духовный мир ребенка.

Дети – маленькие волшебники, у которых получается сделать своими руками все, что задумали: и подарок маме, и открытку, и картину, и сувенир. Это достигается или посредством волшебного счета от одного до десяти, или произнесением волшебных слов: «по щучьему велению, по моему хотению... (приклейся и т.д.)». На игре построена вся программа, которая воспитывает и трудолюбие, и усидчивость, и способность доводить начатое дело до логического завершения.

У детей любого возраста, а в младшем возрасте особенно, появляется потребность в автономности (т.е. самостоятельности); в компетентности (т.е. способности преодолевать препятствия и оказаться победителем); потребность в активности (т.е. кому - то помочь, подсказать). Он нуждается в проявлении отношений к другим, в проявлении доброты, внимания, сочувствия.

Результатом удовлетворения этих потребностей посредством занятий является формирование таких качеств личности, как когнитивность, связанная с познанием другого человека, поведенческие качества характера, связанные с выбором адекватных ситуаций, способов общения и поведения, предполагающие знания норм и правил общения, проявление эмпатийности и толерантности.

Основная цель программы«Мир вокруг нас»: содействие всестороннего развития творческого воображения, как направление интеллектуального и личностного развития ребенка.

Задачи:

в воспитании:

- способствовать формированию экологической культуры через общение с природой средствами ДПТ, пониманию прекрасного в природе и бережного отношения к ней;

трудолюбия и навыков культуры труда;

в обучении:

- способствовать формированию знаний и приобретению навыков и умений по декоративно-прикладному творчеству;

в развитии:

- развивать умение создавать художественный образ предмета или явления природы;

- стойкого интереса к самостоятельному общению с природой, ее изучению и отображению ее средствами декоративно-прикладного творчества.


  1. Общая характеристика программы

Дополнительное образование для младших школьников является подготовительным этапом для обучения в основном звене по декоративно-прикладному творчеству. Знакомство детей с миром искусств и творчества дает возможность повысить уровень их общей экологической культуры, сформировать представление о творчестве, об экологическом поведении. Осмысление и освоение действительности настраивает ребенка на совершенствовании и установлении гармонии собственного «Я» с внешней средой посредством успешности в обучении.

Исходя из этого, содержание программы построено таким образом, чтобы обучение было направлено на создание условий для развития духовых и душевных качеств личности, способной чувствовать и воспринимать окружающий мир через декоративно-прикладное творчество.

В программе делается акцент на формах и способах работы с различным материалом (бумагой, тканью, природным материалом органического и неорганического происхождения, ТБО и пр.), а также последовательности изготовления изделий. Чередование одного вида деятельности другим дает возможность развивать у ребенка мелкую моторику рук. Через игру, слушание сказок, любование красотой и природой у детей наблюдается рост активности в творчестве, умение фантазировать, создавать интересные образы и воплощать их в реальном изделии и композиции. Все это способствует развитию образного творческого мышления.

Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парки т. п.).

Подведением итогов реализации дополнительной образовательной программы считаются выставки творческих работ по разделам, участие в конкурсах-выставках по декоративно-прикладному творчеству на разных уровнях. Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. Портфолио – это сборник творческих работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

Принципы Программы:

  • Принцип культуросообразности - развитие ребёнка на основе культурно-исторических традиций народа.

  • Личностный – развитие личностных качеств, эстетических чувств, развитие готовности к самостоятельной деятельности, развитие самодеятельности, умение отстаивать свои убеждения и реализовывать их.

  • Принцип системности и последовательности – обучение в соответствии с возрастными особенностями детей. Подбор материала от менее сложного к более сложному.

  • Принцип целостного представления о мире - поможет ребенку понять свое место в обществе и мире. Формирование эстетической культуры на основе целостного миропонимания.

  • Принцип доступности – получение новых знаний и их закрепление с использованием материала, понятного и доступного детям.

  • Принцип творчества – развитие творческих способностей через художественную и творческую деятельность.

  • Принцип наглядности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным, наглядным. Этот принцип формирует у обучающихся стремление к прекрасному, способствует желанию с радостью выполнять предлагаемые виды заданий и достичь результата.

III. Место курса вучебном плане

Согласно учебному плану Гимназии г. Лабытнанги на 2016-2017 учебный год занятия в 1а классе проводятся 1 раз в неделю по 35 минут, годовой объем 33 часа.Количество учащихся составляет 15-20 человек.


Учебно-тематический план:

п/п

Тема

Всего

Кол-во теоретических часов

Кол-во

практических часов

1.

Человек-часть природы.

5

1

4

2.

Значение растений в жизни человека.

7

1

6

3.

Братья наши меньшие.

5

1

4

4.

Пернатые друзья.

3

1

2

5.

Водное царство.

6

1

5

6.

Чудо на подоконнике.

3

1

2

7.

Интерьерный дизайн из ТБО и вторичного материала

4


4


Итого:

33ч

27 ч


IV. Содержание программы

РАЗДЕЛ 1. «Человек - часть природы»

Теоретическая часть: Детям даются обобщенные понятия о мире природы, что такое живая и неживая природа, круговорот воды в природе. Происходит ознакомление с основными природными зонами и ландшафтами ЯНАО (лесотундра тундра, Полярный Урал, тайга ). Даются основные правила сбора и засушивания растений, их лекарственное значение.

Практическая часть: Экскурсия по сбору растений, засушивание растений, аппликация из бумаги «Волшебница вода», «Радуга», «Бабочка», «Солнышко», аппликация из засушенных целых листьев (флористика) «Цветочный ковер», «лес».

РАЗДЕЛ 2. «Значение растений в жизни человека»

Теоретическая часть: На основе имеющихся у детей знаний о растениях, сформировать представление о значении растений в жизни человека.

Сформировать у детей представление об отличительных признаках дерева от других растений, научить различать хвойные и лиственные породы деревьев (лиственница, ель, пихта, кедр), сосной, кустарников. Вспомнить и закрепить знания о дикорастущих растениях (растениях луга - цветах и травах), о растениях леса (понятие - этажи леса).

Дать понятия «Культурные растения». Растения огорода и условия, необходимые для их роста и развития растений (свет, тепло, влага, питательная почва), вспомнить строение растений (корень, стебель, листья, плоды или семена), как посолить овощи и посадить огород.Культурные растения поля (зерновые и технические культуры, как появляется хлеб и каша на столе и одежда (из льна и хлопка). Съедобные (сыроежки, лисички, белый гриб и пр.) и ядовитые грибы (мухомор, бледная поганка).

Практическая часть: Экскурсия в парк. Аппликация из растений (флористика) «осеннее дерево», «луговые цветы», «лесные травы», «ваза с букетом на столе». Аппликация из бумаги (техника рваной бумаги) «Зимнее дерево», «осенний лес», «посадка и засолка овощей», «земляничная поляна», «ваза с цветами». Лоскутная аппликация «кустарники». Аппликация пластилином «мухомор». Аппликация из семян «колосок». Объемная бумагопластика «корзина с цветами (нач. конструирование), «бутоньерка», «букет цветов». Кожа, цветы «роза», «астры», бижутерия.

РАЗДЕЛ 3. «Братья наши меньшие»

Теоретическая часть: Познакомить детей с животными тундры и тайги, степи и пустыни. Обобщить отличительные черты диких от домашних животных. В игровой форме поместить животных в живой уголок и в зоопарк, а затем выпустить их на волю. Вместе с детьми вычленить приспособительные признаки животных, связанные со средой обитания и необходимостью защиты о врагов (строение тела, окрас, особенности приспособления).

Практическая часть: Бумагопластика «мышь», «заяц», «маски». Природный материал «еж», Аппликация из бумаги (техника сжатой бумаги) «черепаха». Аппликация из пуха «Кошка». «Собачка», «цыпленок».

РАЗДЕЛ 4 . «Пернатые друзья»

Теоретическая часть: Сформировать у детей стойкое представление об отличительных особенностях птиц от других представителей мира животных (оперение, способность летать, строение тела). Понятие «перелетные птицы», «зимующие птицы», птицы Кузбасса (голуби, вороны, грачи, сороки, кукушки, дятлы, коршуны, воробьи, синицы м пр.).забота человека о птицах зимой (кормушки и рацион питания птиц).

Практическая часть: Коллаж «синица», «сорока». Оригами «голубь». Мозаика «голубь». Техника рваной бумаги «попугаи». Аппликация из бумаги «снегирь», «дятел». Изготовление кормушки.

РАЗДЕЛ 5 . «Водное царство»

Теоретическая часть: Сформировать стойкое представление об отличительных особенностях речных и морских млекопитающих от рыб (строение тела, конечностей, способ дыхания, способ вскармливания детенышей). Познакомить детей с условиями содержания и разведения аквариумных рыб. Дать представление об экзотических видах рыб

Практическая часть: Бумагопластика «лягушка», «золотая рыбка», «осьминог». Аппликация из семян «карась». Аппликация из пластилина «акула». Конструирование из бумаги аквариума. Аппликация из бумаги «кит», «дельфин». Оригами «рыбка». Аппликация из целых форм растений, миниатюра (флористика) «рыбка». Аппликация из пуха «кораблик».

РАЗДЕЛ 6. «Чудо на подоконнике»

Теоретическая часть: Познакомить детей с разнообразием комнатных растений. Напомнить детям строение растений, условия, необходимые для благоприятного роста и развития растений. Методами и способами ухода за комнатными растениями (полив, опрыскивание, рыхление почвы, мытье листьев, пересадка\перевалка). Сформировать представление детей о растениях пустыни, субтропиках, тропических растениях, особенностях климатических условий на родине растений и особенностях ухода за ними в комнатных условиях.

Практическая часть: Аппликация из пластилина «молочаи», «бегония». Аппликация из бумаги «кактус», «симполияфиалкоцветная», бумагопластика «бальзамин».

РАЗДЕЛ 7. «Мы волшебники.

Интерьерный дизайн из ТБО и вторичного материала»

Теоретическая часть: Технология изготовления горшков и ваз под цветы, игрушек и цветов из пластиковых бутылок, цветов из кожи. Значение кукол-оберегов в жизни крестьянина и современного человека. История кукол и их разновидности. Пасха. Обычаи и обряды. Связанные с этим праздником. Крашение яиц на Пасху.

Практическая часть: Изготовление горшков под цветы из пластилина и семян. Изготовление ваз под цветы из ниток. Изготовление сказочных персонажей и цветов из пластиковых бутылок. Изготовление кукол из ткани и ниток. Изготовление открыток и игрушек с применением ткани и яичной скорлупы.

Экскурсии в художественный музей города, на природу для сбора растений. Итоговое занятие. Отчетная выставка. Праздник.



V. Тематическое планирование


Тема занятий

Кол-во часов


Дата

Тема занятия

Организационные формы обучения

Человек- часть природы

5


1

Что такое природа? Живая и неживая природа.

Флористика. Пейзаж Лето»

1


2

Правила сбора растений.

Экскурсия по сбору растений. Правила засушивания растений. Правила засушивания растений. Засушивание растений под прессом и в пучках.

1


3

Круговорот воды в природе.

«Волшебница вода»

Аппликация из бумаги.

1


4

Радуга.Воздух-невидимка. Солнце

Аппликация из бумаги. «Бабочка». Монотипия

1


5

Цветочный ковер


Аппликация из бумаги. «Ромашки», «Земляника»

1


Значение растений в жизни человека

7


6

Деревья хвойные и лиственные

Экскурсия в парк

1


7

Осенний лес. Дерево осенью

Аппликация из бумаги.

Коллективная работа.

1


8

Дерево зимой. Кустарники

Техника рваной бумаги

1


9

Растения леса. Растения луга

Флористика. Лесные травы. Луговые цветы.

1


10

Грибы

Аппликация из пластилина.

1


11

Растения огорода

Аппликация из бумаги. Садим и солим.



12

Розы и астры. Ваза с цветами на столе.

Объемная бумагопластика

1


Братья наши меньшие

5


13

Хомяки. Особенности их содержания.

Объемная бумагопластика. «Мышь»

1


14

Еж в живом уголке

Природный материал (шишки)+пластилин

1


15

Дикие животные

Маски. Волк, заяц, медведь. Объемная бумагопластика. Маски.

1


16

Домашние животные

Аппликация из пуха и перьев.

1


17

Животные тундры и тайги. Редкие и исчезающие.

Манка + гуашь.

Леопард, тигр.

1


Пернатые друзья

3


18

Кто такие птицы?

Перелетные птицы.

Зимующие птицы. Птицы ЯНАО.

Коллаж.

Синица. Дятел. Голубь.

1


19

Комнатные птицы.

Техника рваной бумаги.

Попугаи.

1


20

Забота человека о птицах

Изготовление кормушки

1


Водное царство

6


21

Жители болота. Рыбы ЯНАО

Бумагопластика. Лягушка. Аппликация из семян.

1


22

Киты. Дельфины. Акулы.

Аппликация из бумаги. Аппликация из пластилина.

1


23

Устройство аквариума.

Конструирование аквариума. Коллективная работа.

1


24

Экзотические виды рыб.

Вуалехвост (золотая рыбка). Бумагопластика.

1


25

Кораблик.

Аппликация. Конструирование из бумаги.

1


26

Морское дно.

Аппликационная флористика. Рыбка из целых форм листа.

1


Чудо на подоконнике

3


27

Комнатные растения. Растения пустыни в квартире.

Аппликация из пластилина. Молочаи. Аппликация из бумаги. Колючая семейка

1


28

Субтропики на подоконнике.

Аппликация из бумаги. Симполияфиалкоцветная.

1


29

Тропические растения в нашем доме. Бегония

Бумагопластика. Бальзамин. Аппликация + пластилин

1


Интерьерный дизайн из ТБО и вторичного сырья

4


30

Комнатные горшочки.

Пластилин + семена и косточки.

1


31

Цветы. Вазы.

Бумагопластика + полиэтилен. Пластиковые бутылки.

1


32

Пасхальные фантазии

Игрушки из яичной скорлупы.

1


33

Экскурсия. Итоговое занятие.

На природу для сбора растений

1



VI.Показатели освоения программы:

Социальный критерий

Эстетическая и экологическая воспитанность в социальном смысле проявляется во всём комплексе поведения и отношения ребёнка. Его поступки, трудовая деятельность, взаимодействия с людьми в общественной и личной жизни, его одежда и внешний вид – всё это очевидные и убедительные свидетельства степени эстетической воспитанности школьника, органически соединённых с развитой способностью к воспроизведению, любованию, переживанию, суждению и художественно-эстетическому творчеству, в развитии умений и навыков изготовления собственных творческих работ.

Воспитанники проявляют широкий интерес к различным видам искусства, глубокую потребность общения с эстетическими явлениями искусства и жизни. Проявляется отношение к творчеству и искусству как к созиданию красоты и пользы.

Педагогический критерий

Проявляется в качестве выбираемых детьми произведений искусства, в оценке явлений искусства и жизни; в результате их разнообразной деятельности, особенно художественно-эстетического и декоративно-прикладного творчества. Педагогические критерии дают возможность обнаружить у ребят уровень художественно-образного мышления и творческого воображения; умение создавать собственные оригинальные изделия через навыки творческой деятельности.

Психологический критерий

Проявляется в развитии у детей эмоциональной отзывчивости на красоту, в развитии эстетического восприятия народного и профессионального искусства. У детей сформировано эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, устойчивая потребность к общению с искусством в различных формах. Дети способны восхищаться художественными образами, воссоздавать их в своём воображении. У детей развита любознательность, потребность проявлять творческую инициативу.

Критериями оценки эстетической и экологической воспитанности, сформированной при обращении к декоративно-прикладному искусству, на уровне творческой деятельности являются:

  • оригинальность,

  • гармоничность,

  • выразительность,

  • колористическое решение,

  • художественно-графические умения,

  • техника исполнения.

Ожидаемые результаты освоения программы

К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:

  • основные признаки времен года;

  • животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери;

  • свойства воды и её значение в быту;

  • названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России;

  • правила поведения в природе;

  • значение природы для человека.

Обучающиеся должны уметь:

  • называть наиболее распространённые объекты растительного и животного мира;

  • владеть основными экологическими терминами;

  • осуществлять уход за комнатными растениями;

  • пользоваться справочной литературой, энциклопедией;

  • применять знания в практической деятельности;

  • уметь наблюдать за природными объектами.


VII. Учебно-методическое и материально-техническое

обеспечение образовательного процесса

    1. Программы по внеурочной деятельности В.А. Горская, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др. – М.: Просвещение, 2010 г.

    2. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4. Виноградовой Н. Ф. – М.: Вентана – Граф, 2014 г.


Список литературы

  1. Ветлугина В.А. Самостоятельная деятельность дошкольников. - М.:Педагогика,2001.

  2. Букет зимы суровой. Альбом. - М.:1992.

  3. Е.В. Устинова. Породы кошек. - М.:Благовест-ТОО.,1992.

  4. М.И.Нагибина. Природные дары для поделок и игры. - Ярославль. Академия развития.1997. Игорь Черныш. Поделки из природного материала. - М.:Аст-Пресс,2000.

  5. В.С. Горичева. Куклы. - Ярославль. Академия развития. 1999.

  6. Л.В. Куцакова. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.: Просвещение,1990.

  7. Л.Д. Рондели. Народное декоративное прикладное искусство. - М.: Просвещение,1994.

  8. О.С. Молотоборова. Кружок изготовления игрушек-сувениров.- М.: Просвщение,1990.

  9. Т.Б. Сержантова. 366 моделей оригами. - М.: Эксмо, 2008.

  10. И. Агапова, М.Давыдова. Аппликация. - М.:ООО “ИКТЦ “Лада”, 2008.

  11. Е.Колесникова. Фантазия из природных материалов.- М.: ЭКСМО, 2007.

  12. Готовимся к Новому году и Рождеству! Подарки своими руками.- М.: ЭКСМО, 2007. (Настольная книга для мальчиков и девочек)

  13. Н.С. Соколова. Я украшаю дом.- М.: ОООТД “Изд-во Мир книги”, 2008.


Для реализации программы необходима материально-техническая база в виде материалов и оборудования:

  1. Иголки, булавы, нитки, ножницы, шаблоны по темам.

  2. Клей: ПВА, канцелярский.

  3. Картон, бумага.

  4. Природный материал органического и неорганического происхождения.


ТБО: компьютер, мультимедийная установка, экран, видеокассеты, фотоаппарат.


Наглядно-иллюстративный материал: плакаты, таблицы, книги и др. наглядные пособия.

Демонстрационно-наглядный материал:

  1. Выставочные экспонаты: картины, панно, коллажи.

  2. Готовые изделия.

  3. Фотоальбом.

  4. Шаблоны.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!