ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Литературная шкатулка» по общеинтеллектуальному направлению составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных стандартов начального общего образования») ;
Примерной программы внеурочной деятельности
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2013 г.
авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «В мире книг», автор Ефросинина Л.А. ) В авторскую программу внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «В мире книг», автор Ефросинина Л.А.) внесены изменения в календарно-тематическое планирование.
Программа «Литературная шкатулка» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 33 часа в год(33 учебные недели) - 1 класс, 35 часов в год(35 учебных недель) - 2-4 класс.
Содержание программы
3 класс (35 ч)
Тема 1. История книги. Библиотеки (4 ч)
Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.
Библия. Детская библия (разные издания).
Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.
Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.
Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная
карточка. Игра «Обслужи одноклассников».
Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.
Тема 2. По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)
Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник
«Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».
Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.
Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».
Тема 3. Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)
Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен:
титульный лист, аннотация, оглавление.
Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.
Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.
Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).
Тема 4. Книги о родной природе (3 ч)
Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.
Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).
Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.
Тема 5. Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)
Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.
Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».
Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).
Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого»,
«Сказки в обработке Л.Н. Толстого».
Тема 6. Животные — герои детской литературы (4 ч)
Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный
лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.
Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лон-
дона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.
Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией
А. Брема «Жизнь животных».
Художники-оформители книг о животных.
Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).
Тема 7. Дети — герои книг (3 ч)
Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).
Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».
Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».
По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».
Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).
Проект «Расскажи о любимом писателе».
Тема 8. Книги зарубежных писателей (2 ч)
Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди).
Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.
Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.
Тема 9. Книги о детях войны (3 ч)
Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление.
Аннотация. Каталожная карточка.
Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном».
Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».
Тема 10. Газеты и журналы для детей (3 ч)
Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет
и журналов. Издатели газет и журналов.
История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».
Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».
Создание классной газеты или журнала (работа в группах).
Тема 11. «Книги, книги, книги…» (4 ч)
Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.
Справочная литература. Энциклопедии для детей.
Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.
Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».
Универсальные учебные действия 3-го года обучения:
работать с книгой-сборником басен И. Крылова;
сравнивать басни по структуре и сюжету;
выделять книги-произведения и книги-сборники из группы пред-
ложенных книг или открытого библиотечного фонда;
собирать информацию для библиографической справки об авторе;
составлять таблицу жанров произведений писателя;
выполнять поисковую работу по проекту;
презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;
готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
находить по каталогу нужную книгу;
заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;
писать отзыв о книге или героях книги;
пользоваться библиографическим справочником;
рассматривать и читать детские газеты и журналы;
находить нужную информацию в газетах и журналах;
собирать информацию для проекта «История детской газеты или
журнала»;
готовить материал для классной и школьной газеты;
пользоваться электронными газетами и журналами.
Планируемые результаты
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Предметные умения:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Материально-техническое обеспечение.
Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская энциклопедия»
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 168с.
Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
Проектор,экран,DVD,презентации.
календарно-тематическое планирование
№ | Наименование раздела и темы. | Кол-во часов | Дата |
По плану | По факту |
История книги. Библиотеки (4 ч) | | | |
1 | Книги-сборники былин, легенд, сказов. | 1 | 01-08 сент | |
2 | Первые книги. Библия. Детская библия. | 1 | 11-15 сент. | |
3. | Летописи. Рукописные книги. | 1 | 18-22 сент | |
4 | История книги. Первопечатник Иван Фёдоров. | 1 | 25-29 сент | |
| По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч) |
| | |
5. | Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина». | 1 | 02-06 окт. | |
6 | Сказки бытовые, волшебные, о животных. | 1 | 09-13 окт | |
7 | Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка»). Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы». | 1 | 16-20 окт | |
| Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч) | | | |
8 | Родные поэты. | 1 | 23-27 окт | |
9 | Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова. | 1 | 06-10 нояб. | |
10 | Проект «Краски и звуки поэтического слова». | 1 | 13-17 нояб. | |
| Книги о родной природе (3 ч) | | | |
11 | Родные поэты. | 1 | 20-24 нояб | |
12 | Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова. | 1 | 27 нояб.-01 дек | |
13 | Проект «Краски и звуки поэтического слова». | 1 | 04-08 дек. | |
| Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч) | | | |
14 | Книги Л.Н. Толстого для детей. | 1 | 11-15 дек | |
15 | Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик русских на родных сказок. | 1 | 18-22 дек. | |
16 | Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей». | 1 | 25 дек.-12 янв | |
| Животные — герои детской литературы (4 ч) | | | |
17 | Книги-сборники произведений о животных. Каталог, каталожная карточка. | 1 | 15-19 янв | |
18 | Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю». | 1 | 22-26 янв. | |
19 | Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Пере- водчики рассказа. Отзыв. | 1 | 29 янв.-02 фев. | |
20 | Художники-иллюстраторы книг о животных. | 1 | 05-09 февр | |
| Дети — герои книг (3 ч) | | | |
21 | Дети — герои книг. Типы книг. Книги-сборники произведений о детях. | 1 | . 12-16 февр. | |
22 | Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово». | 1 | 19 -23 февр | |
23 | Литературная игра «Расскажи о героях детских книг - своих сверстниках». | 1 | 26 фев.-02 марта | |
| Книги зарубежных писателей (2 ч) | | | |
24 | Книги зарубежных писателей. Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди). | 1 | 05-09 марта | |
25 | Библиографический справочник: отбор информации | 1 | 12-16 марта | |
| Книги о детях войны (3 ч) | | | |
26 | Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города». Аннотация. | 1 | 19-23 марта | |
27 | Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая». | 1 | 02-06 апр. | |
28 | Кто они — дети войны. Книга В. Железникова «Девушка в военном». | 1 | 09-13 апр | |
| Газеты и журналы для детей (3 ч) | | | |
29 | Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка» и др. | 1 | 16-20 апр. | |
30 | Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка» и др. | 1 | 23-27 апр. | |
31 | Создание классной газеты «Книгочей». | 1 | 30 апр.-04 мая | |
| «Книги, книги, книги…» (4 ч) | | | |
32 | Книги, их типы и виды. | 1 | 07-11мая | |
33 | Практическая работа в библиотеке. | 1 | 14-18 мая | |
34 | Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?». Словарь книгочея. | 1 | 21-25 мая | |
35 | Итоговое занятие.КВН. | 1 | 28-30 мая | |
| ВСЕГО | 35 | | |
Согласовано Согласовано
на заседании ШМО Зам. директора (УВР)
Учителей начальных классов ____________ /Андронова М.М. /
______________/Каменщикова О.Н.. / 29.08. 2017г.
Протокол от _____________________