СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса "Литературная шкатулка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочой деятельности "Литературная шкатулка" для 3 класса составлена на основе сборника рабочих программ внеурочной деятельности Н.Ф.Виноградовой

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса "Литературная шкатулка"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по внеурочной деятельности «Литературная шкатулка» по общеинтеллектуальному направлению составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных стандартов начального общего образования») ;

  • Примерной программы внеурочной деятельности

  • Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2013 г.

  • авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «В мире книг», автор Ефросинина Л.А. ) В авторскую программу внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «В мире книг», автор Ефросинина Л.А.) внесены изменения в календарно-тематическое планирование.

Программа «Литературная шкатулка» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 33 часа в год(33 учебные недели) - 1 класс, 35 часов в год(35 учебных недель) - 2-4 класс.


Содержание программы

3 класс (35 ч)


Тема 1. История книги. Библиотеки (4 ч)

Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.

Библия. Детская библия (разные издания).

Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.

Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.

Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная

карточка. Игра «Обслужи одноклассников».

Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.

Тема 2. По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)

Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник

«Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».

Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.

Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

Тема 3. Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)

Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен:

титульный лист, аннотация, оглавление.

Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.

Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.

Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).

Тема 4. Книги о родной природе (3 ч)

Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.

Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).

Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.

Тема 5. Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)

Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.

Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».

Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).

Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого»,

«Сказки в обработке Л.Н. Толстого».


Тема 6. Животные — герои детской литературы (4 ч)

Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный

лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.

Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лон-

дона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.

Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией

А. Брема «Жизнь животных».

Художники-оформители книг о животных.

Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).


Тема 7. Дети — герои книг (3 ч)

Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).

Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».

Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».

По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».

Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).

Проект «Расскажи о любимом писателе».


Тема 8. Книги зарубежных писателей (2 ч)

Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди).

Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.

Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.


Тема 9. Книги о детях войны (3 ч)

Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление.

Аннотация. Каталожная карточка.

Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном».

Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».


Тема 10. Газеты и журналы для детей (3 ч)

Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет

и журналов. Издатели газет и журналов.

История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».

Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».

Создание классной газеты или журнала (работа в группах).

Тема 11. «Книги, книги, книги…» (4 ч)

Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.

Справочная литература. Энциклопедии для детей.

Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.

Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».



Универсальные учебные действия 3-го года обучения:

  • работать с книгой-сборником басен И. Крылова;

  • сравнивать басни по структуре и сюжету;

  • выделять книги-произведения и книги-сборники из группы пред-

  • ложенных книг или открытого библиотечного фонда;

  • собирать информацию для библиографической справки об авторе;

  • составлять таблицу жанров произведений писателя;

  • выполнять поисковую работу по проекту;

  • презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;

  • готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;

  • находить по каталогу нужную книгу;

  • заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;

  • писать отзыв о книге или героях книги;

  • пользоваться библиографическим справочником;

  • рассматривать и читать детские газеты и журналы;

  • находить нужную информацию в газетах и журналах;

  • собирать информацию для проекта «История детской газеты или

  • журнала»;

  • готовить материал для классной и школьной газеты;

  • пользоваться электронными газетами и журналами.


Планируемые результаты

В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Предметные умения:

  • осознавать значимость чтения для личного развития;

  • формировать потребность в систематическом чтении;

  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.


Регулятивные умения:

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;

  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.


Познавательные учебные умения:

  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.


Коммуникативные учебные умения:

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.



Материально-техническое обеспечение.

  1. Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская энциклопедия»

  2. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 168с.

  3. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007

  4. Проектор,экран,DVD,презентации.























































календарно-тематическое планирование

Наименование раздела и темы.

Кол-во часов

Дата

По плану

По факту

История книги. Библиотеки (4 ч)




1

Книги-сборники былин, легенд, сказов.

1

01-08 сент


2

Первые книги. Библия. Детская библия.

1

11-15 сент.


3.

Летописи. Рукописные книги.

1

18-22 сент


4

История книги. Первопечатник Иван Фёдоров.

1

25-29 сент




По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)






5.

Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина».

1

02-06 окт.


6

Сказки бытовые, волшебные, о животных.

1

09-13 окт


7

Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка»). Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

1

16-20 окт



Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)




8

Родные поэты.

1

23-27 окт


9

Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова.

1

06-10 нояб.


10

Проект «Краски и звуки поэтического слова».



1

13-17 нояб.



Книги о родной природе (3 ч)




11

Родные поэты.

1

20-24 нояб


12

Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова.

1

27 нояб.-01 дек


13

Проект «Краски и звуки поэтического слова».

1

04-08 дек.



Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)




14

Книги Л.Н. Толстого для детей.

1

11-15 дек


15

Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик русских на родных сказок.

1

18-22 дек.


16

Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».

1

25 дек.-12 янв



Животные — герои детской литературы (4 ч)




17

Книги-сборники произведений о животных. Каталог, каталожная карточка.

1

15-19 янв


18

Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю».

1

22-26 янв.


19

Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Пере-

водчики рассказа. Отзыв.

1

29 янв.-02 фев.


20

Художники-иллюстраторы книг о животных.

1

05-09 февр



Дети — герои книг (3 ч)




21

Дети — герои книг. Типы книг. Книги-сборники произведений о детях.

1

. 12-16 февр.


22

Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».

1

19 -23 февр


23

Литературная игра «Расскажи о героях детских книг - своих сверстниках».

1

26 фев.-02 марта



Книги зарубежных писателей (2 ч)




24

Книги зарубежных писателей. Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди).

1

05-09 марта


25

Библиографический справочник: отбор информации

1

12-16 марта



Книги о детях войны (3 ч)




26

Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города». Аннотация.

1

19-23 марта


27

Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая».

1

02-06 апр.


28

Кто они — дети войны. Книга В. Железникова «Девушка в военном».

1

09-13 апр



Газеты и журналы для детей (3 ч)




29

Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка» и др.

1

16-20 апр.


30

Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка» и др.

1

23-27 апр.


31

Создание классной газеты «Книгочей».

1

30 апр.-04 мая



«Книги, книги, книги…» (4 ч)




32

Книги, их типы и виды.

1

07-11мая


33

Практическая работа в библиотеке.

1

14-18 мая


34

Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что

я знаю о книге?». Словарь книгочея.


1

21-25 мая


35

Итоговое занятие.КВН.

1

28-30 мая



ВСЕГО

35



Согласовано Согласовано

на заседании ШМО Зам. директора (УВР)

Учителей начальных классов ____________ /Андронова М.М. /

______________/Каменщикова О.Н.. / 29.08. 2017г.

Протокол от _____________________








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!