СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал будет полезен учителям начальных классов для реализации внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России!"»

Пояснительная записка

     Программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России» для 1-4 классов разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравственного раз­вития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начально­го общего образования.

Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

  • Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.

  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.).

       В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.  

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Программа “Я – гражданин России” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования  с учетом  воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.  

Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
           Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации,   взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.  

Программа “Я – гражданин России”  предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Цель программы: создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по  патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную  деятельность  обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
 Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Программа “Я – гражданин России” используется с 1-4 классы и рассчитана на 1 час в неделю. Она включает  шесть  направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.

1ступень – 1 класс «Маленькие Россияне»;

2ступень – 2 класс «Моя Малая Родина»;

3ступень – 3 класс «Россия – Родина моя»;

4ступень – 4 класс «Я – гражданин России».

  1. Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.

Задачи:
- формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
- формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

Предполагаемый результат деятельности:

высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Моё хобби», «Что такое личность?», тест «Познай себя», психологический практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте».


  1. Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.

Задачи:
-формировать уважение к членам семьи;

-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.

Предполагаемый результат деятельности:

-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;

- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;

-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама – самая лучшая».


  1. Я и культура” – формирование отношения к искусству.

Задачи:
-воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина

Предполагаемый результат деятельности:

-умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.
Мероприятия: экскурсии в музеи, беседы об искусстве, организация выставок детского творчества и фотовыставок, разучивание русских народных песен, танцев.


4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.

Задачи:

- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;

- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;

- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;

- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;

- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.


Предполагаемый результат деятельности:

- осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и
возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
Мероприятия: экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», «Моя учительница», организация дежурств, игры «Самое сильное звено», «Проще простого о вежливости».


 5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Задачи:
- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности:

убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, встреча с работниками прокуратуры «Об ответственности несовершеннолетних», лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в школьный музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ.


6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Задачи:
- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

Предполагаемый результат деятельности:

обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Мероприятия:  игра «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», «Зимушка-зима», «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой».
Методы и приемы:

  • диалоги; элементы дискуссий

  • игры-практикумы;

  • проблемные ситуации;

  • сюжетно-ролевые игры;

  • конкурсы, викторины;

  • беседы.

Формы проведения

  • рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов,

  • экскурсия, поход

  • практическое занятие, викторина

  • встречи с участниками исторических событий


Ценностные установки и планируемые результаты

Ценностные установки:  

любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,  

долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;

родная земля, заповедная природа, планета Земля;

красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.

Планируемые результаты:

  • Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.

  • Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

  • Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста,  
    неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.

  • Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

  • У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.

Личностные результаты:

– осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

– осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
– уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные результаты:

– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).

– способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

– приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);
– совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы,

Предметные результаты:

– усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

– владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования;

- иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность;

– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
– овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
– знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

Система контроля и оценки достижения планируемых результатов.

 С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы. Уровень развития и проявления патриотизма личности определяется методом анкетирования, тестирования. Уровень эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания определяется методом наблюдения, мониторинга результатов деятельности в конце каждого года обучения. Подведение итогов мониторинга осуществляется на МО классных руководителей.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс «Маленькие Россияне» - 33ч

1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе.

Я, ты, мы. Мой сосед по парте.

Кто что любит делать.

Антиреклама вредных привычек. Диагностика

2.“Я и семья”(6ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.

Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь?

Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки.    

Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.     

Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки

3.“Я и культура”(5ч) – формирование отношения к искусству.

Дары природы. Мисс осени.

История моего села.  

Откуда пришли елочные игрушки. Встречаем Масленицу.  

Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала.   

4.“Я и школа”(8ч) – формирование гражданского отношения к школе.

Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости.

Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор.

Экскурсии по школе, по школьному саду. Акции.

5.“Я и мое Отечество”(6ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Мои права и обязанности.

Они защищают Родину.  Мои родные – защитники Родины. Маленькие герои большой войны.

Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина?

Конкурсы стихов, песен. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

6.“Я и планета”(4ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Планета просит помощи. Маленькая страна.

Мягкие лапки, а в лапках царапки. В гости к зеленой аптеке.  

Конкурсы рисунков. Экскурсии, экологические акции.


2 класс «Моя Малая Родина» - 34ч

1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе, другим людям.

Я – ученик. Мой портфель.

Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.

 Диагностика. Сбор игр.

2.“Я и семья”(5ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.

Я помощник в своей семье.

Моя любимая мамочка.  Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья.

Здесь живет моя семья.

Конкурсы рисунков, сочинений.

3.“Я и культура”(4ч) – формирование отношения к искусству.

Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города.      

Что посеешь, то и пожнешь.

Широкая Масленица.        

Экскурсии в музеи, вернисажи.

4.“Я и школа”(6ч) – формирование гражданского отношения к школе.

Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка.

Конкурсы сочинений. Трудовой десант

5.“Я и мое Отечество”(9ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права.  
Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города.     
След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану.

Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

6.“Я и планета”(6ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Осень в родном городе. Знай и люби свой край.

Экология нашего города. День добрых волшебников.

Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.  

Вывешивание кормушек, выставки рисунков.


3 класс «Россия – Родина моя» - 34ч

1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе.

Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать.

Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком.

Диагностика.

2.“Я и семья”(5ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.

В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали.

Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мой папа – мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей – золотые руки.  
Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо.

Панорама добрых дел.

Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Операция «Красный крест».

Народный лечебник. Бабушкины советы.

Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам.

3.“Я и культура”(4ч) – формирование отношения к искусству.

Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Музыкальная азбука.   

Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской.     

Мои любимые книги. Дети войны. Встреча с местными поэтами.

Новогодние зарисовки.

4.“Я и школа”(6ч) – формирование гражданского отношения к школе.

Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья.

Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем.Вежливая улица. 

По каким правилам мы живем.

Мастерская по изготовлению сувениров. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка. Выставки поделок. Трудовой десант. Высаживание рассады.

5.“Я и мое Отечество”(9ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России.
Село, в котором я живу. Наша страна. Дорогая моя столица. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. История страны в названиях улиц. История Отечества.  Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории. Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества!
6.“Я и планета”(6ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Осень в родном городе. Сад на окошке.

Животные из Красной книги. Чем живет планета  Земля? Судьба Земли – наша судьба.   


4 класс «Я – гражданин России» - 34ч

1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Кто я? Какой я? Откуда я родом. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов.

2.“Я и семья”(5ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.

День пожилого человека. Песни  бабушек. Панорама добрых дел.

Забота о родителях – дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья.

Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.   Мини – проект.      

3.“Я и культура”(4ч) – формирование отношения к искусству.

Знаменитые писатели и поэты. Образ русской женщины.

О красоте, моде и хорошем вкусе. Масленица.

4.“Я и школа”(6ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Продолжаем изучать Школьный Устав.

Школьный двор. Десант чистоты и порядка.   

Я и мой класс. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.

5.“Я и мое Отечество”(9ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Поговорим о толерантности. Символика  России. Символы нашего края.

Государственный праздник – День Согласия и примирения.

Права ребенка.  Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. Я – гражданин России. Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. Мы – россияне.  . Победа деда – моя победа.

6.“Я и планета”(6ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.    Растения из Красной книги. Я - житель планеты Земля. Берегите природу. Изготовление кормушек, поделок из бросового материала.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.
2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.

3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.

4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.

5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru

6. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.

7. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. -  9 - 13с.   

8. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007

9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.

10. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников
[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.

11. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.

12. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова –  Волгоград: изд. «Учитель», 2001.  

13. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.

14. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. – Минск: Асар, 1999.

15. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.

16. Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. – Смоленск: Русич, 1996.

17. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.

18. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.








Тематическое планирование для 1 класса «Маленькие Россияне»

п/п

Наименование темы

Кол-во

часов

Дата проведения

Универсальные учебные действия

Характеристика деятельности учащихся

1.

Праздник первого звонка. Общешкольное мероприятие.

1


Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

- моделирование

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

- поиск и выделение информации;

- построение логической цепи рассуждений;


Личностные

- мотивация учения; - нравственно - этическое оценивание;

- смыслообразование;

- нравственно - этическое оценивание

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- умение выражать свои мысли полно и точно; - постановка вопросов;

- умение точно выражать свои мысли;

- постановка вопросов;

- умение точно выражать свои мысли;

- постановка вопросов;

- оценка действий партнера;


Регулятивные

- целеполагание;

- волевая саморегуляция- целеполагание;

- планирование и прогнозирование;

- планирование и прогнозирование;

- контроль;

- коррекция;



- осознают ценность и принимают следующие базовые понятия: «здоровье», «порядок», «организация»;

-осваивают роль ученика;

-оценивают жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

-организовывают свое рабочее место под руководством учителя;

-определяют цель выполнения заданий на занятии под руководством учителя;

-определяют план выполнения заданий под руководством учителя.

-ориентируются в задании;

- определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

--слушают и понимают речь других, отвечают на простые вопросы учителя;

- находят нужную информацию в предложенном источнике;

-сравнивают предметы, объекты: находить общее и различие;

-группируют предметы, объекты на основе существенных признаков;

- пересказывают прочитанное или прослушанное;

-определяют тему.

-участвуют в диалоге на занятии и в проигрывании жизненных ситуаций;

- отвечают на вопросы учителя, товарищей по классу;

-участвуют в парной и групповой работе.


2.

Мой школьный дом. Экскурсия по школе

1


3.

Моя семья – моя радость. Выставка фотографий

1



4.

Правила поведения в школе. Беседа -

игра

1


5.

Я, ты, мы. Игра

1


6.

Кто что любит? Обсуждение

1


7.

Дары природы. Конкурс поделок из природного материала.

1


8.

Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь? беседа

1


9.

Моя красивая мама. Конкурс рисунков.

1


10.

Мои права и обязанности. Обсуждение презентации.




11.

История моего села. Экскурсия в музей

1


12.

Мой сосед по парте. Час откровенного разговора.

1


13.

Символы государства. Обсуждение презентации.


1


14.

Откуда пришли елочные игрушки. Экскурсия к городской ёлке.

1


15.

Фотографии из семейного альбома. Презентация семейных фотографий.

1






16.

Школа вежливости. Беседа.




17.

Маленькая страна. Экологическая акция



18.

Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков.



19.

Они защищают Родину. Конкурс стихов.



20.

Загляните в мамины глаза. Праздник.



21.

Встречаем масленицу. Обсуждение презентации.



22.

Планета просит помощи. Конкурс рисунков.



23.

Русские народные сказки. Викторина.



24.

Законы жизни в классе. Беседа.




25.

Русские народные песни. Разучивание.




26.

Русские народные танцы. Хоровод (разучивание).



27.

Моя семья. Родословная. Обсуждение сообщений.



28.

Поклон тебе, солдат России. Разучивание песни.



29.

В гостях у Зелёной аптеки. Экскурсия в природу.



30.

Мои родные – защитники Родины» фотовыставка.



31.

Маленькие герои большой войны. Урок мужества.



32.

Десант чистоты и порядка.



33.

С чего начинается Родина. КВН





Тематическое планирование для 2 класса «Россия – Родина моя»

п/п

Наименование темы

Кол-во

часов

Дата проведения

Универсальные учебные действия

Характеристика деятельности учащихся

1.

Урок Мира.


1



- осознают ценность и принимают следующие базовые понятия: «здоровье», «порядок», «организация»;

-осваивают роль ученика;

-оценивают жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

-организовывают свое рабочее место под руководством учителя;

-определяют цель выполнения заданий на занятии под руководством учителя;

-определяют план выполнения заданий под руководством учителя.

-ориентируются в задании;

- определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

--слушают и понимают речь других, отвечают на простые вопросы учителя;

- находят нужную информацию в предложенном источнике;

-сравнивают предметы, объекты: находить общее и различие;

-группируют предметы, объекты на основе существенных признаков;

- пересказывают прочитанное или прослушанное;

-определяют тему.

-участвуют в диалоге на занятии и в проигрывании жизненных ситуаций;

- отвечают на вопросы учителя, товарищей по классу;

-участвуют в парной и групповой работе.


2.

Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг).

1


3.

Обязанности ученика в школе. Беседа.

1



4.

Осень в родном городе. Фотоконкурс

1



5.

Подумай о других. Беседа с элементами игры.

1


6.

Я – ученик. Беседа с творческим заданием.

1


7.

Родной край в древности. Экскурсия в музей.

1


8.

Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры.

1


9.

Я люблю свою школу. Конкурс сочинений.

1


10.

Мой портфель. Игра – экспромт

1



11.

Моя любимая мамочка.


1


12.

Школьная символика (гимн, герб, флаг)

1



13.

Мой любимый город. Беседа.


1


14.

Наш город. Конкурс визиток


1


15.

О чем шепчут названия улиц родного села. Конкурс рисунков.

1


16.

Самый уютный класс. Конкурс


1


17.

Экология нашего города. Беседа

1


Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

- моделирование

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

- поиск и выделение информации;

- построение логической цепи рассуждений;


Личностные

- мотивация учения; - нравственно - этическое оценивание;

- смыслообразование;

- нравственно - этическое оценивание

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- умение выражать свои мысли полно и точно; - постановка вопросов;

- умение точно выражать свои мысли;

- постановка вопросов;

- умение точно выражать свои мысли;

- постановка вопросов;

- оценка действий партнера;


Регулятивные

- целеполагание;

- волевая саморегуляция- целеполагание;

- планирование и прогнозирование;

- планирование и прогнозирование;

- контроль;

- коррекция;



18.

День добрых волшебников. Вывешивание кормушек.

1


19.

Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры

1


20.

Мы и наши права. Урок – игра


1


21.

Игры на развитие произвольных процессов.

1


22.

Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений.

1


23.

Мама, папа, я дружная семья. Конкурс – соревнование.

1


24.

По каким правилам мы живем в школе? Игра

1


25.

Широкая Масленица. Игра.


1


26.

Поэты и писатели нашего города. Выпуск буклетов

1


27.

Здесь живет моя семья. Заочное путешествие.


1


28.

Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие.

1


29.

День птиц. Выставка рисунков


1


30.

След Великой Отечественной войны в жизни родного края.

Экскурсия в музей.

1


31.

Герои Советского союза – наши земляки. Урок Мужества.

1


32.

Открытка ветерану. Акция.


1


33.

Десант чистоты и порядка.


1


34.

Знай и люби свой край. Викторина.

1



Тематическое планирование для 3 класса «Моя Малая Родина»

п/п

Наименование темы

Кол-во

часов

Дата проведения

Универсальные учебные действия

Характеристика деятельности учащихся

1.

Урок милосердия и доброты.

1


Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

- моделирование

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

- поиск и выделение информации;

- построение логической цепи рассуждений;


Личностные

- мотивация учения; - нравственно - этическое оценивание;

- смыслообразование;

- нравственно - этическое оценивание

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- умение выражать свои мысли полно и точно; - постановка вопросов;

- умение точно выражать свои мысли;

- постановка вопросов;

- умение точно выражать свои мысли;

- постановка вопросов;

- оценка действий партнера;


Регулятивные

- целеполагание;

- волевая саморегуляция- целеполагание;

- планирование и прогнозирование;

- планирование и прогнозирование;

- контроль;

- коррекция;



- осознают ценность и принимают следующие базовые понятия: «здоровье», «порядок», «организация»;

-осваивают роль ученика;

-оценивают жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

-организовывают свое рабочее место под руководством учителя;

-определяют цель выполнения заданий на занятии под руководством учителя;

-определяют план выполнения заданий под руководством учителя.

-ориентируются в задании;

- определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

--слушают и понимают речь других, отвечают на простые вопросы учителя;

- находят нужную информацию в предложенном источнике;

-сравнивают предметы, объекты: находить общее и различие;

-группируют предметы, объекты на основе существенных признаков;

- пересказывают прочитанное или прослушанное;

-определяют тему.

-участвуют в диалоге на занятии и в проигрывании жизненных ситуаций;

- отвечают на вопросы учителя, товарищей по классу;

-участвуют в парной и групповой работе.


2.

Знакомство с символами Российского государства. Обсуждение презентации.

1


3.

Мой класс – моя семья. Беседа.

1


4.

Мои права и обязанности. Беседа о школьном Уставе

1


5.

Ты и твои друзья. Игра.

1


6.

В гостях у предков. Сказочный марафон.

1


7.

Наша страна – Россия. Обсуждение презентации.

1


8.

Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Беседа

1


9.

Вежливая улица. Викторина


1


10.

Животные из Красной книги. Просмотр видеофильма.

1


11.

Доброта в стихах и сказках. Инсценировка отрывков из стихотворений и сказок.

1


12.

Операция «Тимуровец». Кому нужна моя помощь? Разведка добрых дел.

1


13.

Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Конкурс песен под караоке

1


14.

Люблю тебя, моя Россия. Музыкальный час.

1


15.

Мои любимые книги. Выставка книг.

1


16.

Уважения достойны. Беседа о пожилых людях.

1


17.

Моя семья – моя радость. Беседа с творческим заданием

1


18.

По каким правилам мы живем. Игра.

1


19.

Конституция – основной закон жизни страны. Беседа с творческим заданием

1


20.

Флаги России. Беседа с творческим заданием.

1


21.

Для чего я рожден? Беседа

1


22.

Чем живет планета Земля? КВН

1


23.

Мастерская по изготовлению

сувениров.

1


24.

Богатыри земли Русской. Урок – вернисаж.

1


25.

Там, где погиб неизвестный солдат. Выставка рисунков.

1


26.

Они служили в Армии. Конкурс сочинений о службе в Армии родных.

1


27.

Мой папа – мастер на все руки. Обсуждение презентаций.

1


28.

Мамины помощники. Ролевая игра.

1


29.

У моих родителей – золотые руки. Выставка семейных поделок.

1


30.

Быть человеком. Дискуссия.


1


31.

Дорогая моя столица. Заочное путешествие.

1


32.

Спешите творить добро! Ситуативный практикум.

1


33.

Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. Конкурс стихов.

1


34.

Путешествие по стране. Интеллектуальная игра.

1












Тематическое планирование для 4 класса «Я - гражданин России»

п/п

Наименование темы

Кол-во

часов

Дата проведения

Универсальные учебные действия

Характеристика деятельности учащихся

1.“Я и я” 4ч

1.

Символика России

1


Познавательные

- формулирование познавательной цели;

Личностные

- мотивация учения;

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- умение выражать свои мысли полно и точно;

Регулятивные

- целеполагание;

- волевая саморегуляция

- осознают ценность и принимают следующие базовые понятия: «здоровье», «порядок», «организация»;

-осваивают роль ученика;

-оценивают жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.


2.

Символы нашего края.


1


3.

Поговорим о толерантности

1


4.

Кто я? Какой я? Беседа с творческим заданием

1


2.“Я и семья” 5ч

5.

Тропы природы. Изготовление поделок из бросового материала.

1


Познавательные

- формулирование познавательной цели;

Личностные

- мотивация учения;

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- умение выражать свои мысли полно и точно;

Регулятивные

- целеполагание;

- волевая саморегуляция

- осознают ценность и принимают следующие базовые понятия: «здоровье», «порядок», «организация»;

-осваивают роль ученика;

-оценивают жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.


6.

Моя семья. Мини – проект

1


7.

Наши классные обязанности. Выпуск буклетов

1


8.

Десант чистоты и порядка

1


9.

В ответе за тех, кого приучили. Беседа с элементами игры

1


3.“Я и культура” 4ч

10.

Я и мой класс. Конкурс рисунков


1


Познавательные

- формулирование познавательной цели;

Личностные

- мотивация учения;

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- умение выражать свои мысли полно и точно;

Регулятивные

- целеполагание;

- волевая саморегуляция

- осознают ценность и принимают следующие базовые понятия: «здоровье», «порядок», «организация»;

-осваивают роль ученика;

-оценивают жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.


11.

Правила жизни. Беседа с элементами игры.

1


12.

Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети».

1


13.

Письмо самому себе. Конкурс на лучшее письмо.

1


4.“Я и школа” 6ч

14.

Государственный праздник – День Согласия и примирения.

1


Познавательные

- поиск и выделение информации;

- моделирование

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- умение точно выражать свои мысли;

Регулятивные

- целеполагание;

- планирование и прогнозирование;

Личностные

- нравственно - этическое оценивание;

- смыслообразование;

-организовывают свое рабочее место под руководством учителя;

-оценивают жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм;

-определяют цель выполнения заданий на занятии под руководством учителя;

-определяют план выполнения заданий под руководством учителя.


15.

День пожилого человека. Акция «Доброта души».

1


16.

Песни бабушек. Конкурс песен

1


17.

Откуда я родом. Презентация.


1


18.

Зачем нужно учиться в школе


1


19.

Моё село. Конкурс сочинений


1


5.“Я и мое Отечество” 9ч

20.

Путешествие в страну Законию. Викторина.

1


Познавательные

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

- поиск и выделение информации;

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- умение точно выражать свои мысли;

Регулятивные

- планирование и прогнозирование;

- контроль;

- коррекция;

Личностные

- нравственно - этическое оценивание

-ориентируются в задании;

- определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

--слушают и понимают речь других на простые вопросы учителя;

- находят нужную информацию в предложенном источнике;

-сравнивают предметы, объекты: находить общее и различие;

-группируют предметы, объекты на основе существенных признаков;

- пересказывают прочитанное или прослушанное;

-определяют тему.

21.

Знаменитые писатели и поэты. Литературная викторина.

1


22.

Основной закон жизни нашего государства. Беседа

1


23.

Я и моя семья. Фотовыставка.


1


24.

Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек. Развешивание кормушек

1


25.

Растения из Красной книги. Просмотр видеофильма.

1


26.

Панорама добрых дел.


1


27.

Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов.

1


28.

Мир моих интересов. Беседа с творческим заданием

1


6.“Я и планета” 6ч

29.

Забота о родителях – дело совести каждого.

1


Познавательные

- формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- оценка действий партнера;

Регулятивные

- целеполагание;

- прогнозирование;

- контроль и коррекция;

Личностные

- нравственно - этическое оценивание

-участвуют в диалоге на занятии и в проигрывании жизненных ситуаций;

-отвечают на вопросы учителя, товарищей по классу;

-участвуют в парной и групповой работе;

-слушают и понимают речь других

- определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

-определяют цель выполнения заданий на занятии под руководством учителя;

-определяют план выполнения заданий под руководством учителя.


30.

Мой лучший школьный друг. Письмо другу.

1


31.

Я - житель планеты Земля. Круглый стол.

1


32.

Берегите природу. Конкурс экологических сказок

1


33.

Победа деда – моя победа. Мини – проекты о своих героических родственниках.

1


34.

Есть такая профессия – Родину защищать. Конкурсная познавательная программа.

1


Проверочные тесты.


Критерии оценки знаний учащихся.


Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Максимальная сумма баллов – 12.

10-12 баллов – курс усвоен практически полностью;

8-9 баллов – курс в целом усвоен хорошо;

6-7 баллов - курс усвоен удовлетворительно;

менее 6 баллов – курс не усвоен.



Тест №1

1. Закончи предложение:

Наша страна называется….

2. Выбери и отметь правильный ответ:

Столица России – город:

а) Москва; б) Санкт- Петербург;

в) Омск; г) Новосибирск.


3. Выбери и отметь правильный ответ:

Главой нашего государства является:

а) король; б) губернатор;

в) мер; г) президент.


4. Выбери и отметь правильный ответ:

Главный закон страны называется:

а) Конституция РФ; б) Конвенция о правах ребёнка;

в) Всеобщая декларация прав человека; г) Устав школы.


5. Закончи предложение:

Гимн, флаг, герб – это ….


6. Раскрась российский флаг в его цвета:



7. Выбери и отметь правильный ответ:

Документ, защищающий права ребёнка называется:

а) Конституция РФ; б) Конвенция о правах ребёнка;

в) Всеобщая декларация прав человека; г) Устав школы.


8. Обведи правильный ответ:

Человек считается ребёнком до: а) 14 лет; б)16 лет;

в) 18 лет; г) 20 лет.

9. Закончи предложение:

Я имею право на …..


10. Представь ситуацию. По улице шел старичок, опираясь на тросточку. На встречу ему, подняв голову кверху и что-то напевая себе под нос, шел мальчик. Он не заметил старика и сильно его толкнул. Как бы ты поступил на месте мальчика в этой ситуации?


11. Во время торжественного собрания зазвучал гимн Российской Федерации. Как должны сделать люди в зале?


12. Соедини линиями дату и название праздника:


23 февраля День согласия и примирения



1 мая День защитника Отечества



4 ноября День России



12 июня День солидарности трудящихся


















Тест №2


1. Выбери и отметь правильный ответ:

Как называется наша страна?

а) СССР; б) Россия; в) США; г) Англия.

2. Выбери и отметь правильный ответ:

Кто является главой нашего государства?

а) президент; б) царь;

в) губернатор; г) премьер-министр.

3. Выбери и отметь правильный ответ:

Чем являются герб, флаг и гимн?

а) символами государства;

б) символами праздника;

в) символами власти

4. Выбери и отметь правильный ответ:

Что значит быть гражданином?

а) иметь права;

б) выполнять законы, иметь права;

в) выполнять законы.

5. Обведи границу и столицу нашего государства. Допиши полное название:


Р ___________________

Ф ___________________



Владивосток





6. Выбери правильный ответ:

Что такое законы?

а) правила, обязательные для всех жителей страны;

б) документ, защищающий права человека;

в) документ.


7. Отметь знаком «+» правильные утверждения:


Государственные праздники – это нерабочие дни, которые по решению правительства отмечает вся страна.


1 января, 8 Марта, 1 апреля – это государственные праздники.


Государственные праздники напоминают о важнейших событиях прошлого и настоящего нашей Родины.




8. Выбери и отметь правильный ответ:

Какой день стал Днём победы?

а) 1 мая; б) 7 января; в) 7 ноября; г) 9 мая.



9. Закончи предложение:

Какие права имеет гражданин России …..


10. Закончи предложение:

Какие обязанности имеет гражданин России ….

  1. Представь ситуацию. Однажды Вова поехал в театр. В автобусе он сел у окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с маленьким ребенком на руках.

Как ты поступишь в данной ситуации?


12. Ты отправился в лес на прогулку. Напиши, что ты будешь делать во время прогулки.




























Тест №3



1. Впиши пропущенные слова.

Главой нашего государства является __________________________,

а законы создаёт ___________________________________.


2. Выбери и отметь правильные утверждения:

а) государство - это все люди,

живущие в стране;

Что такое б) государство - это механизм

государство? управления людьми,

живущими в стране;

в) государство устанавливает законы,

которые нельзя нарушать;

г) государство – это правительство,

армия, милиция, законы.

3. Выбери и отметь правильный ответ:

Как выглядит государственный флаг Российской Федерации?

а) горизонтальные полосы: белая, синяя, красная;

б) вертикальные полосы: синяя, белая, красная;

в) горизонтальные полосы: синяя, красная, белая;

г) вертикальные полосы: красная, белая, синяя.


4. Выбери и отметь правильный ответ:

Что такое герб?

а) нагрудный знак;

б) отличительный знак города, государства;

в) эмблема;

г) рисунок.



5. Выбери и отметь правильный ответ:

До какого возраста человек считается ребёнком?

а) до 14 лет; б) до 18 лет;

в) до 20 лет; г) до 25 лет.



6. Выбери и отметь правильный ответ:

Когда государство полностью берёт на себя заботу о ребёнке?

а) если остался без семьи;

б) если проживает в семье;

в) если проживает с мамой;

г) если проживает с бабушкой.





7. Обозначь столицу нашего государства и город, в котором (или недалеко от которого) ты живёшь:



8. Закончи предложение:

Каждый человек имеет право на …….


9. Закончи предложение:

Какие обязанности имеет гражданин России?


  1. Представь, что ты видишь, как ветер срывает со стены дома государственный флаг России, и он падает в грязь. Что ты сделаешь?

  2. Ты опоздал на урок и заходишь в класс. Твои действия:

а) поздороваешься и сядешь на место;

б) поздороваешься и извинишься за опоздание;

в) поздороваешься, извинишься за опоздание, спросишь разрешения сесть на своё место.


12. Объясни названия праздников.

Праздник

Событие, которое дало название празднику

9 Мая - День Победы


12 июня — День независимости России

12 апреля - День космонавта

Тест №4


1. Выбери и отметь правильный ответ:

В каком документе говорится о правах, принадлежащих каждому из нас:

а) Всеобщая декларация прав человека;

б) Конвенция о правах ребёнка;

в) Конституция Российской Федерации;

г) Устав школы.

2. Из нарисованных гербов выбери и обведи российский герб:



3. Выбери и отметь правильный ответ:

Кто утверждает важные законы нашей страны?

а) президент России;

б) правительство Российской Федерации;

в) государственная дума;

г) народ.


4. Выбери и отметь правильный ответ:

С какого возраста человек может пойти на выборы и голосовать за какого-либо кандидата?

а) с 14 лет; б) с 16 лет;

в) с 18 лет; г) с 20 лет.


5. Впиши даты и названия двух любых государственных праздников.

(Если сможешь, заполни все листки календаря):


январь

февраль

март

май

июнь

ноябрь










6. Закончи предложение:

Какие права имеет гражданин России….




7. Выбери и обведи флаг России:



8. Соедини линиями название документа и его основное назначение:

Документ, защищающий права детей.


Конституция России



Всеобщая декларация прав человека

Основной закон государства



Устав школы

Документ, где отражены права и свободы человека.



Конвенция о правах ребёнка

Основной закон школы





9. Выбери и отметь правильный ответ:

Какова основная мысль Конвенции о правах ребёнка?

а) дети имеют право на заботу и помощь;

б) каждый человек имеет гражданские и политические права и

свободы;

в) каждый человек имеет право на образование;

г) каждый ребёнок имеет свои обязанности.

10. Закончи предложение:

Какие обязанности имеет гражданин России….

11. Прочитай рассказ. Пришла летняя пора. Поспела в лесу малина. Решили три друга - Вася, Миша и Митя - принести домой по корзинке спелых ягод. Долго бродили по лесу. Малины наелись, корзинки наполнили.

Вдруг Митя увидел, что в кармане нет ключа от дома. Решил вернуться поискать, туда где малину собирали. Миша вздохнул, пожалел товарища и пошел домой. А Вася… .Напиши как должен был поступить Вася.

12. Если ты остался дома без взрослых:

а) Никому не откроешь двери;

б) Откроешь только тому, кто скажет, зачем он пришел;

в) Откроешь дверь только близким людям.










































Тезаурус.

Взаимопомощь – взаимная помощь, помощь друг другу.

Герб – эмблема государства, города, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах.

Гимн – торжественная песня, принятая как символ государства.

Государство – механизм управления обществом в какой-либо стране. В государстве должно быть правительство, законы, служба порядка, армия.

Государственная дума –так в России называют собрание избранных народом представителей , которое разрабатывает и утверждает законы.

Государственные праздники – праздники, нерабочие дни, которые по решению правительства отмечает вся страна.

Государственные символы- флаг, герб и гимн государства.

Гражданин государства – человек, который связан с каким-то определенным государством: признает это государство своим, пользуется его защитой, использует свои права и выполняет гражданские обязанности.

Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Жадность – настойчивость в стремлении удовлетворить своё желание, скупость.

Закон –обязательные для всех правила поведения людей в обществе, установленные государством.

Защита – охрана, безопасность от враждебных действий, от опасности.

Зло – нечто плохое, вредное, противоположное добру.

Конституция – основной закон государства, определяющий основные права и обязанности граждан.

Независимость – самостоятельность, свобода.

Общество – так можно назвать всех жителей какой-либо страны, которых связывает друг с другом их настоящее, их история, их культура.

Обязанность – круг действий, возложенных на кого-нибудь, обязательных для выполнения.

Отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.

Поколение – одновременно живущие люди близкого возраста.

Правительство – высший исполнительный орган государственной власти в стране.

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

Президент - глава государства.

Родина – так человек называет место, где он родился и вырос; свой город, село, а также страну, гражданином которой он является.

Российская Федерация – полное название современного российского государства, которое образовано союзом всех входящих в него территорий (республик, краев).

Старина - давнее, давно минувшее время.

Столица – главный город государства, место пребывания правительства и правительственных учреждений.

Уважение - почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.

Федерация – это государство, образованное в результате союза (объединения) всех входящих в него территорий (земель). Каждая территория- участник такого союза, имеет свои законы и свое местное правительство. Но есть общие для всех союзные (федеральные) законы, единая армия, единые для всех деньги и центральное правительство, которое управляет всей страной.

Флаг – прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!