СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Культура Кубани" 1 - 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа предназначена для детей и подростков, обу­чающихся в классах казачьей направленности общеобразователь­ных школ, а также для учебных групп соответствующего профиля в учреждениях дополнительного образования детей. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Культура Кубани" 1 - 4 класс»

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности


Данная программа предназначена для детей и подростков, обу­чающихся в классах казачьей направленности общеобразователь­ных школ, а также для учебных групп соответствующего профиля в учреждениях дополнительного образования детей. Образователь­ная программа по фольклору Кубанского казачества является частью комплексной программы, предназначенной для классов ка­зачьей направленности, но может рассматриваться и как самостоя­тельная учебная дисциплина.

Программа рассчитана на 270 часов, которые организованны крупными блоками («интенсив»). Например, в режиме интенсива могут быть проведены экскурсии, праздники, акции, десанты и т.д. В этих случаях возможно соединение часов других модулей программы, проведение совместных или интегрированных занятий по сходным направлениям внеурочной деятельности.

Программа является модульной и реализует общекультурное направление внеурочной деятельности. Каждый модуль предполагает организацию проектной деятельности и направлен на решение педагогических задач по социализации учащихся.

Прохождение Программы осуществляется за счет перераспределения материала при составлении помесячного календарно-тематического планирования, планирования на каникулярное время и выходные дни.

Поскольку внеурочная деятельность согласно данной Программе организуется в таких формах, как экскурсии, походы, встречи, концерты, соревнования, в качестве методических рекомендаций послужат требования к её организации:

  • соблюдение техники безопасности, а именно: правил дорожного движения во время экскурсии; правил поведения в парковой зоне; правил гигиены; правил поведения в природе (этические нормы, отношение к природе); правил безопасности на посещаемых предприятиях;

  • умение подготовить отчет, с привлечением родителей, в форме рисунков, фотографий, картотеки растений родного края; предприятий, социума;

  • участие в подготовке выставки материалов (фотографий, рисунков, засушенных листьев и семян), отборе лучших работ;

  • осуществление поиска информации в Интернете, справочниках о родном крае;

  • овладение учениками основами практико-ориентированных знаний о природе родного края, освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями, формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды.

Внеурочная деятельность может носить как групповой характер (экскурсии, заседание научных клубов младших школьников, олимпиады, выставки), так и индивидуальный характер (выполнение домашних заданий: оформление результатов наблюдений и проведенных экспериментов; подготовка презентаций, работа в Интернете; наблюдения за погодными явлениями в каникулярные дни и заполнение дневников наблюдений, экскурсии с родителями и т.д.).

Основной формой работы являются учебные занятия: занятие — встреча, занятие —экскурсия, занятие — гостиная, заня­тие — экспедиция, ученическая конференция, занятие — творческий портрет, занятие — праздник. Особенно приветствуются выездные за­нятия в музеи и творческие коллективы. Занятия по предлагаемой программе органично сочетают в себе элементы обучения с развитием художественно-творческих способностей школьников, которые в той или иной мере свойственны всем детям и подросткам. Наряду с этим в программу вводятся задания, связанные с совершенствованием ин­дивидуальных творческих способностей обучающихся. Задания в каждой теме адаптированы к возрасту детей и сориентированы на их интересы, возможности и предпочтения, причем цели достигаются че­рез рассказ, показ, просмотр видеоматериалов, концертных программ, погружение в культуру через живое общение с ее носителями.

В результате реализации предлагаемой программы планирует­ся формирование у учащихся представлений о фольклоре и тради­ционной культуре кубанских казаков, а также возможность их практического применения, что конкретно отражается в таблице, помещённой ниже. Сопутствующими результатами могут стать раз­витие творческих способностей детей и формирование у них интере­са к научно-исследовательской работе.


По окончании обучения учащиеся должны


знать:

  • внешние, физиологические отличия людей, понятие раса;

  • понятие этнос / народ;

  • понятие язык, коммуникативные, интеграционные, культурно-познавательные свойства языка;

  • понятие культура, традиционная народная / этническая культура и её состав;

  • понятие традиция, традиционная (народная) культура;

расовый состав населения России, языковое разнообразие российского пространства, конфессиональные и хозяйственно- культурные особенности народов России, особенности фольклора народов России;

  • расовую, языковую, культурную и религиозную характеристику народов и этнических групп Кубани; некоторые особенности их фольклора;

  • основные отличия казачества России и Украины;

  • особенности и разновидности обрядового костюма;

  • традиционные постоянные и временные типы жилища кубанских казаков;

  • особенности «языка» кубанских казаков;

  • характеристику словесных и несловесных видов и жанров фольклора;

  • основные жизненные и календарные циклы, основные занятия казаков и связь с ними различных видов и жанров фольклора;

  • структуру, деление на полки, рода войск, отделы, управление Кубанского казачьего войска;

  • воинскую казачью культуру, фольклор;

  • типы казачьих семей (малая, большая) в станичной общине, функции семьи;

  • фольклор в семейной и общинной жизни;

  • досуговый фольклор в войске, общине, семье;

  • календарные, семейные, воинские, станичные / общинные праздники;


уметь:

  • зарисовывать и фотографировать этнографические объекты;

  • изготавливать отдельные элементы обрядового костюма (венок,

маска и т.п.);

• выполнить этнографический рисунок костюма и отдельные его

элементы;

  • выполнить этнографический рисунок (в том числе с натурального объекта): жилище, отдельные его элементы (декор окон, крыльца, святой угол);

  • изготовить муляж «самана», строительных блоков жилища (глина, пластилин).


Рабочая программа в совокупности содержит в себе блок занятий, ориентированных на достижение результатов определённого уровня: приобретение школьниками социальных знаний в различных видах деятельности; последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности.

Первый уровень (1 класс)

Приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.)

Достигается во взаимодействии с педагогами.

Второй уровень (2 – 3 класс)

Получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества

Достигается в дружественной детской среде (коллективе).

Третий уровень (4 класс)

Получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия

Достигается во взаимодействии с социальными субъектами.

В результате освоения программы дети получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения.

К концу четвёртого года они должны:

  1. Проявлять творческую инициативу в проведении классных и общешкольных мероприятий.

  2. Бережно относиться к своей малой родине, к прошлому и настоящему Кубани, к памятникам культуры и искусства.

  3. Уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков.

  4. Воспитать в себе такие качества, как отзывчивость, честность, трудолюбие, сопереживание, стремление помочь окружающим.

  5. Ориентироваться в традициях православной культуры, знать и чтить казачьи обычаи, семейные обряды.

  6. Научиться использовать элементы здорового образа жизни в повседневной жизни.

  7. Приобрести комплекс специальных знаний и навыков природоохранной деятельности, а также применять их в быту и передавать свои знания другим людям.

  8. Приобрести комплекс знаний по вопросам службы в армии, личной безопасности и безопасности окружающих, выработку умений распознавать и оценивать опасные и вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них.



  1. Содержание курса внеурочной деятельности


Формы организации и виды деятельности

Основными формами отслеживания результатов работы в классах казачьей направленности являются выставки, праздники, концерты, пополнение экспозиций портфолио, тестирование, собеседования.

Программа является многоуровневой, рассчитана на 4 года. Данная программа реализуется через четко выполняемые блоки: модуль «Казачья направленность», взаимодействие с социумом.


1 -и год обучения (66 часов)

Тема I. Народы, языки и культуры мира (2 ч.)

Внешние, физиологические отличия людей. Понятие раса. Четыре большие расы человечества (австралоидная, европеоидная, монголоидная, негроидная) и их основные признаки (цвет кожи, цвет и форма волос, разрез глаз и т.п.). Понятие этнос / народ как языковой и культурной общности, а следовательно, и отличия друг Фуга больших групп людей. Понятие язык. Коммуникативные, интеграционные, культурно-познавательные свойства языка. Знамение диалектов и говоров в развитии языка и культуры, в том числе и некоторых видов и жанров фольклора. Понятие культура, традиционная народная / этническая культура и её состав (традиционные занятия, средства передвижения, одежда, жилище, пища, верования, фольклор, особенности социальной организации, обычаи и т.д.). Некоторые культурные особенности народов мира (в пище, жилищах, верованиях и представлениях, форме приветствий, фольклоре). Понятие традиция, традиционная (народная) культура. Фольклор как проявление традиции и его роль в сохранении и развитии традиций.


Тема 2. Народы, языки, культуры России (2 ч.)

Общая географическая и природно-климатическая характеристика России. Расовый состав населения России: европеоидная, мон­голоидная и контактные расы. Языковое разнообразие российского пространства.

Распределение народов России по конфессиональной принад­лежности: православные (христиане), мусульмане, буддисты, последователи традиционных форм верований (шаманизм и др.).

Природа, среда обитания и традиционные занятия народов России: охотники и рыболовы таёжной и приморской зон, скотоводы и земледельцы лесостепной и горных областей, скотоводы степей и полупустынь. Особенности жилища, одежды, пищи, обрядовой культуры народов Крайнего Севера и юга, жителей тундры, тайги, лесостепной и степной полосы. Традиционная народная культура и особенности фольклора народов России.


Тема 3. Народы, языки и культуры Кубани (4 ч.)

Понятие Кубань: Кубанская область, Краснодарский край. Полиэтничность Кубани. Время и основные этапы формирования современной этнической карты Кубани. XVIII в. — адыги (в том числе шапсуги), ногайцы, восточные славяне (русские — линей­ные казаки, украинцы — черноморские казаки). XIX в. — оконча­ние Кавказской войны и начало складывания новых этнических групп: греки, амшенские армяне, немцы, молдаване, болгары, че­хи, цыгане, эстонцы. Начало XX в. — образование компактного поселения айсоров (пос. Урмия). Конец XX в. — появление кара­бахских, ереванских армян, армян-хемшилов, крымских татар, турок-месхетинцев, курдов (йезидов), корейцев и др. Кубань — родина Кубанского казачества. Некоторые особенности их фольк­лора.

Практическая работа: просмотр видеофильма («Амшенские армяне», например). Встреча с фольклорным коллективом (гречес­ким, армянским, адыгским...). Посещение музея, зарисовки и фо­тографирование этнографических объектов.


Тема 4. Традиционный костюм (8 ч.)

Понятие культура, состав культуры и некоторые её ключевые компоненты (костюм, язык, фольклор...). Традиционные детский, мужской и женский костюмы и их связь с фольклором. Элементы костюма в игровом, песенном фольклоре, в том числе в колыбель­ных песнях. Особенности и разновидности обрядового костюма («Мыланка», «Коза», свадьба...).

Практическая работа: изготовление отдельных элементов об­рядового костюма (венок, маска и т.п.). Этнографический рисунок: костюм, отдельные его элементы.


Тема 5. Жилище (8 ч.)

Традиционные постоянные и временные (работа, поход) типы жилища кубанских казаков степной и предгорной полосы (хата, круглый дом, курень / куринь и т.д.). Деление внутреннего про­странства жилища и нормы поведения, связанные с ними. Жили­ще, отдельные его части, мебель и утварь и фольклор: святой угол, печь, окна и двери, стол, веник, рогач и т.п. Жилище в детских иг­рах и фольклоре: игры в доме, строительство своего (детского) «жи­лища» и т.п.

Практическая работа: этнографический рисунок (в том числе с натурального объекта): жилище, отдельные его элементы (декор окон. крыльца, святой угол). Изготовление муляжей «самана», строительных блоков жилища (глина, пластилин),


Тема 6. Пища (2 ч.)

Казачья кухня и ее зависимость от занятий, образа жизни, традиций и контактов с другими народами. Повседневная, походная, праздничная и обрядовая пища, пост и постные блюда, свадебная, поминальная пища, святочная, масленичная и т.д. Пища в фольклорных текстах (сказках, колыбельных песнях, щедровках и колядках, песнях и т.д.) и фольклорные тексты, связанные с обеспечением изобилия, приготовлением пищи («жаворонки», «кресты», «посевания» и т.п.).


Тема 7. Вера и верования (2 ч.)

Правосланная вера кубанских казаков и её роль в жизни человека и общества. Вера в языке, культуре, фольклоре: обозначение святого, праведного и грешного; пословицы и поговорки, легенды, колядки и щедровки, духовные стихи и т.п.

Выездное занятие: посещение храма.


Тема 8. Язык (4 ч.)

Язык кубанских казаков. Литературный и бытовой язык и его живая диалектная основа. Лексика кубанского говора, её связь с различными сферами жизнедеятельности казаков.


Тема 9. Фольклор (10 ч.)

Фольклор (народная мудрость, народное знание) как духовная основа культуры. Обзорная характеристика словесных и несловесных видов и жанров фольклора. Связь фольклора с деятель­ностью основных половозрастных и социально-профессиональных классов и групп общества: детский, молодёжный, воинский и т.д. фольклор. Основные жизненные и календарные циклы (рождение, проводы на службу, свадьба, Рождество, Новый год, Троица.), основные занятия и связь с ними различных видов и жанров фольклора.

Практическая работа: встреча с фольклорным коллективом. Разучивание некоторых фольклорных форм.

Тема 10. Войско (4 ч.)

Общество: понятие; роль общества в жизни индивида. Особен­ность казачьего общества, совмещение военного и гражданского на­чал. Кубанское казачье войско как военно-территориальная община (общество): структура войска, деление на полки, рода войск, отделы и т.п. Управление войском: войсковой (выборный, наказной) атаман и правление, отдельские и станичные атаманы и правления. Воин­ская казачья культура, фольклор (в т.ч. песни о ККВ, атаманах).

Выездное занятие: встреча с атаманом и членами правления современных казачьих обществ.

Тема 11. Община (4 ч.)

Территориальная (станичная, хуторская) община. Социальная, половозрастная структура общины, управление. Территориальное устройство станичной / хуторской общины: центр, периферия, гра­ницы, общественные сооружения и постройки (церковь, правление, школы, общественные амбары, лавки, площадь, общественные ко­лодцы, кладбище и т.п.). Связь станичной общины с войсковой. Кол­лективные формы деятельности, поощрение и наказание; социально-профессиональные группы в структуре общины (кузнецы, мельники, пастухи, колесники, народные целители, печники и т.п.).

Выездное занятие: поход / поездка и осмотр сохранившихся об­щественных построек (станичного правления, школ, больниц, ссыпки и т.п.); зарисовка и фотографирование этих объектов для альбома.

Тема 12. Семья (2 ч.)

Типы казачьих семей (малая, большая) в станичной общине. Функции семьи. Глава семьи. Дети, взрослые (мужчины, женщи­ны), старики в семье: отношения и функции, права и обязанности. Нормы и правила общения и поведения в семье, общине: дети -взрослые, дети — родители, старшие — младшие, повседневное и праздничное поведение. Фольклор в семейной и общинной жизни.

Тема 13. Воинская служба (4 ч.)

Кубанские казаки — воины и хлеборобы. Воинская служба как основное занятие. Подготовка к службе (детство, юность). Роль фольклора в подготовке казака к службе: детские игры, исторические песни и легенды, рассказы стариков о подвигах предков. Подготовительный разряд. Служба на Кубани и вдали от неё. Царский конвой. Служба в запасе. Награды и поощрения. Георгиевские кавалеры. Военная и военно-бытовая тематика фольклора.

Тема 14. Труд (2 ч.)

'Груд как понятие: разнообразные и необходимые виды трудовой деятельности. Труд и культура. Особенности трудовой деятельности Кубанского казачества; первичность воинского труда и условия самообеспечения и самоподготовки к нему. Хозяйственная и экономическая самодостаточность войсковой и станичных общин; неравноценность по природным и людским ресурсам степных, приморско-лиманных и предгорных станиц / общин. Земледелие, скотоводство и рыболовство — источники существования и экономическая база поиски. Основные разновидности земледельческого труда, участие и них детей и фольклор, связанный с этой деятельностью. Скотоводство и птицеводство в жизни кубанских казаков. Окультуренные растения и домашние животные в жизни людей. Обряды, представления и фольклор, связанные с ними. Другие виды деятельности: ткачество, гончарство, кузнечное ремесло и т.д. Их роль в прошлом и причины (в том числе экономические и ценностные) возрождения в настоящее время. Традиционные орудия труда и некоторые рациональные технологические знания: кузнец и металл, гончар и глина Регламентация труда и отдыха в войске, общине, семье.

Тема 15. Отдых (3 ч.)

Разнообразные формы досуга и отдых в повседневное и праздничное время. Семейные, общинные, индивидуальные формы отдыха. Половозрастные особенности в досуговой сфере: дети, молодежь, мужчины - женщины, старики. Досуговый фольклор в войске, общине, семье.

Тема 16. Праздники (5 ч.)

Праздники и обряды как форма интеграции, социализации и отдыха. Календарные, семейные, воинские, станичные / общинные праздники, их фольклорная и игровая составляющие и дети.


2-й год обучения (68 часов)

Тема 1. Кубанское казачество и его культура (4 ч.)

  • Понятие Кубанского казачества, его многосторонняя сущность. Разнообразные компоненты, входящие в понятие культура народа: жилище, одежда, язык, фольклор и др.

  • Суть понятия фольклор, формы его выражения: обряды, песни, сказки, пословицы, поговор­ки и др. Черты общественного устройства кубанских казаков; вой­ско, община, семья.

Тема 2. Первые шаги (колыбельные песни, потешки, игрушки) (6 ч.)

  • Первый этап жизни ребёнка в казачьей семье. Отношение к рождению мальчика и девочки в семье и общине. Крещение и имянаречение ребёнка. Колыбельные песни -- первые фольклор­ные тексты в жизни человека. Образы колыбельных несем: дом и домашние животные, лес и волк, мифологические существа и др. Воинские мотивы в колыбельных песнях.

  • Потешки: образный строй. Роль колыбельных и потешек в процессе взросления и воспи­тания ребёнка. Игрушка в традиционной культуре. Рукотворный характер игрушки, её энергетика. Природный характер материа­лов, используемых при изготовлении игрушек (плоды растений, со­лома, ткань, глина и др.).

Виды кукол, их использование в играх. Обрядовые куклы. Атрибуты для подвижных игр.

  • Практическая работа: изготовление куклы по народным об­разцам, зарисовкам, фото. Разучивание колыбельных песен и потешек («чукыкалок») кубанских казаков.

Тема 3. Детские игры и песни (считалки, дразнилки, заклички) (6 ч.)

  • Игра в традиционной культуре кубанских казаков, её значение в жизни ребёнка. Виды игр (ролевые, с предметами и др.). Качест­ва, развиваемые игрой: координация движений, ловкость, сме­лость, выносливость, смекалка.

  • Игровой фольклор: считалки, драз­нилки, игровые припевки. Сюжетные особенности игровых жан­ров. Закличка как жанр детского фольклора. Заклички дождя.

  • Практическая работа: разучивание игр и игрового фольклора.

Тема 4. Зимние Святки (10 ч.)

  • Время зимних Святок в народном календаре. Рождество, Новый год, Крещение — главные праздники зимних Святок. Содержание праздничного периода: исполнение обрядов, гуляния, увеселения, пение песен и игра на музыкальных инструментах. Роль детей в об­рядах зимних Святок. Обходы домов с вечерей (кутьёй) накануне Рождества.

  • Детское колядование и щедрование. Посевание в домах утром Нового года. Одежда и предметы, используемые в обряде.

Практическая работа:

  • разучивание фольклорных текстов (детских колядок и щедровок, посеванок). Этнографический рису­нок на тему «Зимние Святки».

  • Изготовление обрядовых атрибутов (звезда, маска). Реконструкция фрагментов поздравительных обря­дов.

  • Выездное занятие: посещение фольклорного концерта (Рождественского, новогоднего праздника).

Тема 5. Прощёный день и Великий пост (2 ч.)

  • Праздник Масленицы. Содержание праздника: прощание с зи­мой и встреча весны. Основные компоненты праздника: обрядовая еда (блины, вареники и др.), гулянья на Масленицу, катание на ло­шадях и с гор. Участие детей в Прощёном воскресенье (просить про­щения у членов семьи). Великий пост. Содержание периода: духов­ная подготовка к Пасхе. Ограничения и их смысл. Поведение детей в пост. Встреча весны. Исполнение закличек весны.

  • Практическая работа: разучивание фольклорных текстов (масленичная песня, закличка весны). Реконструкция фрагментов масленичного обряда.

Тема 6. Пасха (6 ч.)

Праздник Пасхи. Содержание праздника: Воскресение Иисуса Христа. Основные компоненты праздника: обрядовая еда (крашен­ки, паски), одежда. Участие детей в празднике Пасхи. Игры на ули­це (с крашенками, подвижные).

  • Практическая работа: декорирование яиц. Разучивание игр. Рисунок на тему «Пасха в казачьей семье».

  • Выездное занятие: посещение православного храма; беседа со священником православной церкви о празднике Пасхи.

Тема 7. Вознесение и Троица (6 ч.)

  • Праздник Вознесения. Содержание праздника. Праздник Трои­цы. Содержание праздника. Основные компоненты праздника: украшение домов зеленью, выход в лес, на реку, кумление, гадание на венках. Обряды, связанные с кукушкой (наряженной веткой, обрядовой куклой). Роль детей в выполнении троицких обрядов. Троиц­кие хороводы.

  • Практическая работа: разучивание троицкой хороводной песни. Изготовление кукушки (наряжение ветки). Рисунок на тему «Троица в казачьей семье».

  • Выездное занятие: выезд в лес, на реку. Реконструкция фраг­ментов обряда.

Тема 8. Игровые припевки (7 ч.)

  • Песня и припевка как часть игры. Игровые и хороводные песни с разыгрыванием сюжета (Заинька, Царэшинь круг города ходит) и др. Участники и формы разыгрывания. Сюжеты, мотивы, образы игрового и хороводного фольклора.

Практическая работа:

  • разучивание игр, игровых припевок;

  • разучивание движений хоровода и хороводных песен.

Тема 9. Пословицы, поговорки, загадки (7 ч.)

  • Малые жанры фольклора, их предназначение в традиционной культуре. Темы, образы, сюжеты пословиц и поговорок. Загадки, их роль в развитии мышления ребёнка, его знаний о мире. Темати­ческие группы загадок (о природе, человеке, бытовых предметах и др.)

  • Практическая работа: игровая викторина по малым жанрам фольклора (пословицы, поговорки, загадки).

Тема 10. Сказки (7 ч.)

  • Сущность жанра сказки. Её роль в первом этапе жизни ребёнка (познание мира, его природной и социальной структуры). Рассказ­чики сказок, знатоки жанра.

  • Тематические группы сказок (волшеб­ные, о животных и др.). Ребёнок как герой народной сказки. Сказ­ки кубанских казаков, их особенности.

Практическая работа:

  • чтение сказок кубанских казаков.

  • ра­зыгрывание сценок из сказок.

Тема 11. Легенды и былички (7 ч.)

  • Содержание жанра легенда. Специфика действующих лиц, те­матика (христианские мотивы). Легенды кубанских казаков.

  • Быличка как жанр. Специфика тематики. Демонологические сущест­ва как действующие лица быличек. Былички кубанских казаков.


3-й год обучения (68 часов)

Тема 1. Традиционная культура Кубанского казачества (2 ч.)

Понятие традиционной культуры как системы жизнеобеспече­ния народа. Многосторонность и синтетичность понятия. Составля­ющие традиционной культуры: мировоззрение народа (представле­ние о мире, религиозные воззрения, система ценностей и др.); текс­ты традиционной культуры (обряды, ритуалы, предметы матери­альной культуры, песни, причитания, хороводы, пляска, танцы и др.); механизмы передачи и трансляции от поколения к поколению (восприятие культуры её носителями, формы поддержания коллек­тивной памяти, воспитание детей как носителей традиционной культуры). Формы существования традиционной культуры: мате­риальная, духовная, соционормативная. Общее представление о символических механизмах ТК.

Тема 2. Календарный круг как цикл (2 ч.)

Народные представления о течении времени по кругу. Источни­ки этих представлений (наблюдения за природой, библейские идеи о течении времени и др.). Календарный год как круг времени (цикл). Идеи перехода природы и жизни людей в новое состояние; приметы пограничного состояния времени. Деление года на сезоны. Праздник и ритуал как основная форма разграничения времени. Основные календарные праздники и обряды кубанских казаков (пе­речисление и краткая характеристика содержания).

Тема 3. Зимние Святки (8 ч.)

Зимние Святки как граница календарного года. Представления об умирании старого и зарождении нового времени, отражение этих представлений в фольклоре. Время зимних Святок, содержание трёх основных календарных праздников: Рождества, Нового года,

Крещения. Характер времяпрепровождения в течение зимних Свя­ток: запрет на выполнение работ, гулянья, гостевые посещения, ка­тание с гор, на конных упряжках, санях и др. Поздравительные об­ходы как основная форма обрядности зимних Святок. Виды обхо­дов, время их проведения, исполнители (кратко).

Выездное занятие: участие в зимнесвяточном празднике либо посещение фольклорного концерта, посвящённого зимним календарным праздникам на Кубани (на выбор).

Тема 4. Колядки и щедровки (6 ч.)

Колядование, щедрование, посевание как основные формы выполнения зимнесвяточных поздравлений. Структура обрядов (три этапа: 1) путь к дому и получение разрешения на исполнение поздравительного текста; 2) колядование; 3) одаривание исполни­телей). Виды поздравительных текстов, детские и взрослые. Ос­новные мотивы, образы колядок и щедровок (идеи плодородия, богатого урожая, достатка в доме, тема помощи святых в выполне­нии земледельческих работ, пожелание вступления в брак молодёжи и др.).

Практическая работа: разучивание колядок, щедровок, посеванок кубанских казаков; реконструкция поздравительных обрядов.

Тема 5. Коза и Мыланка (6 ч.)

Ряжение как древнейшая форма обрядового поведения. Ситуа­ции осуществления ряжений (пограничные календарные праздни­ки — зимние Святки, Троица и др., свадебный обряд). Формы ряже­ния в обрядах колядования и щедрования (скрышшио лица, маски, выворачивание одежды). Вождение козы в кубанских станицах. Ос­новные персонажи. Маска козы, ее знаковый характер, одежда дру­гих участников обряда. Содержание сюжета. Символические эле­менты обряда вождения козы. Вождение Мыланки и Васьтля в ку­банских станицах. Персонажи. Содержание сюжета. Фольклорные тексты, связанные с вождением Мыланки и Васыля: Мыланка хо-дыла и Ой, учора из вэчора.

Практическая работа: разучивание фольклорных текстов Ой, здравствуйтэ вам (Мы ны сами йдэм — вождение козы; Мыланка ходыла и Ой, учора из вэчора — вождение Мыланки и Васыля). Ре­конструкция фрагментов обряда.

Тема 6. Масленица и масленичные песни (6 ч.)

Содержание праздника Масленица (более подробно, чем на вто­ром году обучения): прощание с зимой и встреча весны; обряды, связанные с молодожёнами. Основные компоненты Масленицы: об­рядовая еда (блины, вареники и др.), праздничная одежда, гулянья на Масленицу, катание на лошадях и с гор, гостевые визиты, яр­марки, площадный театр и др. Обряды встречи и проводов Масле­ницы, их строение, особенности выполнения (выход на берег реки, окраину населённого пункта). Чучело Масленицы, его формы и действия с ним. Вязание колодки, его смысл и значение (способ­ствовать заключению браков). Масленичные песни в кубанских ста­ницах. Сюжеты, образы, их связь с содержанием обряда.

Практическая работа: разучивание масленичных песен, фраг­ментов народно-театральных представлений.

Тема 7. Великий пост. Жанры фольклора (4 ч.)

Посты в традиционной культуре: Великий, Петровский, Успе­нский, Филипповский (Рождественский). Их значение в жизни традиционной общины и духовной жизни человека. Формы жизне­обеспечения и поведения в постовые периоды (посещение церков­ных служб, монастырей, исповедование грехов, помощь ближним, ограничения в еде, запрет увеселений и пения песен). Великий пост. Временные рамки периода, названия недель, их содержание. Две линии Великого поста: духовная подготовка к Пасхе и выпол­нение весенних земледельческих работ. Закликание весны в кубан­ских станицах. Изготовление «жаворонков», использование их в обряде. Заклички весны. Другие музыкальные жанры Великого поста: духовные стихи (общее понятие), заклички весны, постовые хороводы и хороводные песни.

Практическая работа: разучивание закличек весны, постовых хороводов и хороводных песен.

Тема 8. Пасха. Весенние хороводы (4 ч.)

Содержание праздника Пасхи — праздник праздников, его важ­нейшее значение в духовной жизни общины и человека. Время ис­числения Пасхи. Пасхальные обряды в православной церкви и в до­мах. Подготовка к Пасхе, изготовление символических предметов (крашение яиц, испечение пасок и др.), их формы и символическое значение. Содержание Пасхальной недели и сорокадневного периода до Вознесения. Игры и увеселения с использованием пасхальной символики. Музыкальные тексты Пасхи: тропарь Христос Воскре-се, пасхальные хороводы и игры.

Практическая работа: разучивание тропаря Христос Воскре-се, пасхальных хороводов и игр.

Тема 9. Троица и Ивана Купала. Песни и хороводы (6 ч.)

Праздник Троицы. Время проведения, содержание праздника (бо­лее подробно, чем на втором году обучения). Основные компоненты праздника: украшение домов зеленью, выход девушек и женщин в лес, на реку, кумление, гадание на венках. Троицкие песни и хоро­воды. Обряды, связанные с кукушкой: похороны кукушки, крещение кукушки. Музыкальный фольклор, связанный с кукушкой. Праздник Ивана Купала. Время проведения, содержание праздника. Обряды, связанные с пограничным положением праздника в народном кален­даре. Легенды и былички об Иване Купала. Представления о кладах, тайном знании, демонологических персонажах. Музыкальный фольклор Троицы и Ивана Купала (обрядовые и хороводные песни).

Практическая работа: разучивание троицких и купальских песен.

Тема 10. Лето и осень. Труд в поле и фольклор (5 ч.)

Временные границы летнего и осеннего сезонов. Содержание летнего сезона: полевые работы. Отношение казаков к земле. По­словицы и поговорки о земле и земледельческом труде. Работа се­мей в поле, распределение форм труда. Жанры фольклора, связан­ные с летним периодом: лирические песни с соответствующими по­этическими мотивами, полилъни припевки. Содержание осеннего сезона: сбор урожая. Обряды, связанные с окончанием уборки уро­жая (изготовление последнего снопа, папуши при ломке табака). Жанры музыкального фольклора: песни на окончание уборки уро­жая, лирические песни с соответствующими поэтическими мотива­ми. Осень — пора проведения свадеб.

Практическая работа: разучивание песен летнего и осеннего сезона.

Тема 11. Свадебный обряд кубанских казаков (9 ч.)

Представления о браке и рождении детей в традиционной куль­туре как об обязательном жизненном сценарии человека. Брачный возраст в традиционной культуре кубанских казаков. Выбор невест в кубанских станицах. Формы проявления внимания парней и де­вушек друг к другу. Санкция на брак со стороны старших членов семьи и общины. Свадьба как наиболее важный и сложный обряд жизненного цикла. Персонажи свадебного обряда, их роли. Мате­риальная культура свадебного обряда: одежда, хлеб, ветка, другие специальные предметные атрибуты. Символическое значение пред­метов и действий с ними. Дом и дорога в свадебном обряде. Симво­лическое понимание частей дома: святого угла, стола, ворот, порога и др. Значение передвижений в пространстве: переходов, переездов свадебного поезда. Структура свадебных этапов. Подготовительные этапы свадебного обряда. Прощальные ритуалы в доме невесты и в доме жениха. Формы контакта родовых коллективов. Обряды, связанные с присоединением невесты к новому дому, роду.

Выездное занятие: посещение фольклорного концерта, посвя­щённого свадебным обрядам и музыкальному фольклору кубанских казаков.

Тема 12. Свадебные песни и причитания (8 ч.)

Свадебный фольклор кубанских казаков как сложный художе­ственный комплекс. Жанры свадебного фольклора: песни, причи­тания, припевки, пословицы и поговорки, связанные с темой свадь­бы. Тесная связь свадебных обрядовых жанров с этапами и содер­жанием ритуала. Виды свадебных песен: комментирующие обряд, прощальные, величальные, корилки и дразнилки. Место в обряде, основные мотивы, образы, специфика видов. Причитания невесты на заре утром свадебного дня и невесты-сироты на кладбище. Мотивы, образы, формы объединения со свадебными песнями.

Практическая работа: разучивание свадебных песен кубанских казаков, реконструкция фрагментов свадебного обряда.

Тема 13. Погребальный обряд. Причитания (2 ч.)

Представления о смерти в традиционной культуре как форме перехода в другой мир. Мир предков и отношения с ними живущих людей (более подробно, чем в теме 12). Формы материальной и ду­ховной подготовки к смерти в традиционной культуре кубанских казаков. Смерть мирская и смерть казака в бою, градации отноше­ния к ним. Структура погребального обряда. Материальная культу­ра погребального обряда. Роли участников. Причитания в традиционной культуре. Виды причитаний: погребальные и поминальные. Основные мотивы, образы погребальных и поминальных причита­ний (укора, дальней дороги и др.)


4-й год обучения (68 часов)

Тема 1. Девушки и юноши (одежда, особенности поведения, за­нятия) (4 ч.)

Молодёжный возраст в традиционной культуре, его границы. Мягкость перехода из детского в молодёжный возраст. Разница со­циальных обязанностей ребёнка и молодого человека. Девушка в традиционной культуре кубанских казаков. Одёжные комплекты девушки: праздничный и повседневный, летний и зимний (одежда, обувь, головные уборы, формы декора одежды). Знания и умения девушек, их социальные обязанности, формы семейной и общест­венной работы. Владение девушками комплексом традиционной культуры (умение работать по хозяйству (женские работы), шить, вышивать, прясть, вязать, петь, плясать, играть на музыкальных инструментах и т.д.). Парень в традиционной культуре кубанских казаков. Одёжные комплекты парня: праздничный и повседнев­ный, летний и зимний (одежда, обувь, головные уборы, формы де­кора одежды). Знания и умения парней, их социальные обязаннос­ти, формы семейной и общественной работы. Владение парнями комплексом традиционной культуры (умение работать по хозяй­ству (мужские работы), скакать на коне, джигитовать, бороться, петь, плясать, играть на музыкальных инструментах и т.д.).

Тема 2. Молодёжные вечеринки. Занятия, игры и песни (6 ч.)

Досуговые формы времяпрепровождения в молодёжной среде. Вечеринки, досвитки, углы, улицы как форма собраний неженатой молодёжи. Использование помещений для проведения вечеринок. Оформление помещений. Сбор молодёжи на вечеринки. Формы ра­боты девушек (прясть, вязать, вышивать). Увеселительное содер­жание молодёжных собраний. Формы оказания внимания противоположному полу. Игры и танцы в молодёжной среде. Игра на музы­кальных инструментах, характер ансамблей. Песни, исполняемые на молодёжных вечеринках (игровые, хороводные, лирические).

Практическая работа: разучивание игровых и лирических пе­сен.

Тема 3. Игровые хороводы (6 ч.)

Хоровод как форма общения молодёжи. Понятие хоровод, его отличие от других форм общения (массовый характер, определён­ность времени выполнения, текстов и др.). Допустимый возраст входа в хоровод и выхода из него. Формы общения молодёжи в про­цессе выполнения хороводов. Социальная функция хоровода (вы­бор брачного партнёра). Типы и виды игровых хороводов, особен­ности художественных текстов.

Практическая работа: разучивание движений игровых хоро­водов и хороводных песен.

Тема 4. Проводы на службу. Песни при проводах на службу (8ч.)

Проводы на службу кубанского казака как одна из границ жиз­ненного цикла. Инициационный характер проводов. Воинская служба как социальный институт. Время службы казака в разные исторические периоды. Конь — верный спутник казака. Матери­альная культура проводов на службу (рушники, платки и др.), сбор обмундирования. Обряд проводов на службу. Участники обряда. Структура проводов. Охранительные ритуалы, действия с обрядо­выми предметами. Молитвы и заговоры от смерти, вражьей пули. Песни, исполнявшиеся при проводах на службу казака. Распро­странённые поэтические сюжеты, их мотивы и образы.

Практическая работа: разучивание песен, исполнявшихся при проводах на службу кубанского казака.

Тема 5. Казак на воинской службе и в станице (6 ч.)

Воинская служба кубанских казаков как основа и смысл их жизнедеятельности. Казак в полку, в разъезде, на кордоне. Матери­альная культура и быт казака на службе. Воинская форма как ос­новной комплект одежды. Особенности формы Кубанского казаче­ства на разных исторических этапах его существования. Оружие кубанских казаков. Его особенности на разных исторических этапах существования. Война. Быт казака на войне. Воинский фольклор,

полковые песни. Инструментальные формы казачьей музыки. Жизнь казака в станице. Мужские братства. Бытовой одёжный комплект кубанского казака. Виды мужских работ. Предметы оби­хода, связанные с мужчиной. Роль мужчины в обрядах. Обрядовые роли, формы их исполнения. Мужские мотивы в кубанском казачь­ем фольклоре.

Выездное занятие: посещение краеведческого музея, знаком­ство с материалами по Кубанскому казачеству.

Тема 6. Исторические песни кубанских казаков (6 ч.)

Песни с историческими сюжетами как фольклорное явление. Его многожанровый характер (эпический, лирический, плясовой и другой характер напевов). Суть поэтического содержания исторических песен: отражение важнейших событий воинской истории, восстаний и бунтов, отношений народа с государями, народная оценка личностей и событий. Типы главных персонажей историчес­ких песен (цари, военачальники, атаманы, народные герои). Отра­жение в исторических песнях истории образования и развития Ку­банского казачества. Основные сюжетные циклы песен, привезён­ных на Кубань (запорожских, донских казаков). Песни Кавказской войны как отражение истории в песнях кубанских казаков. Про­должение традиции сложения исторических песен в XX веке.

Практическая работа: разучивание песен с историческими сю­жетами кубанских казаков.

Тема 7. Исторические предания и легенды (2 ч.)

Устная история как часть традиционной культуры. Сохранение памяти о событиях в рассказах, передающихся из поколения в по­коление. Основные сюжеты и сюжетные циклы преданий и легенд кубанских казаков (о заселении на Кубань, образовании и наимено­вании населённых пунктов, о событиях военной истории и др.).

Тема 8. Женщина в традиционной культуре (одежда, поведе­ние, отношения) (6 ч.)

Женщина-казачка как носительница традиций кубанских ка­заков. Свадьба как начало зрелого возраста в жизни женщины. Раз­ница социальных обязанностей девушки и женщины. Специфичес­кие особенности жизни женщины-казачки. Женские одёжные комплекты: праздничный и повседневный, летний и зимний (одежда, обувь, головные уборы, формы декора одежды). Женщина как основная носительница традиционной культуры (материальные и духовные формы деятельности). Роль женщины в обрядах. Обрядо­вые роли, формы их исполнения. Художественные возможности женщины (певческое, декоративно-прикладное искусство и т.д.).

Выездное занятие: встреча с фольклорным коллективом (стани­цы, хутора).

Тема 9. Женщина в семье. Занятия. Воспитание детей (4 ч.)

Социальные роли женщины (жена, мать, хранительница до­машнего очага). Виды женских работ. Предметы обихода, связан­ные с женщиной. Отношение к рождению детей в кубанской семье. Женщина как мать и воспитательница детей. Принципы воспита­ния детей в семьях кубанских казаков (строгость, привитие трудо­вых навыков, развитие чувства взаимопомощи и др.).

Тема 10. Лирические и плясовые песни (8 ч.)

Неприуроченные формы музыкального фольклора кубанских станиц. Лирические песни кубанских казаков. Основные темати­ческие циклы лирических песен (о любви, смерти в чужом краю, воле — неволе и др.). Особенности поэтики, типы поэтических ком­позиций. Формы бытования, исполнители. Напевы лирических пе­сен. Традиционные и поздние лирические песни. Мужская воин­ская лирика. Специфика сюжетов, форм распева. Пляска и плясо­вые песни. Два пласта в плясовой культуре: традиционный и более поздний. Сюжеты и поэтическое строение. Роль инструментального сопровождения. Сольная и хоровые формы исполнения. Быстрые и медленные частушки.

Практическая работа: разучивание лирических и плясовых песен кубанских казаков.

Выездное занятие: встреча с фольклорным коллективом (стани­цы, хутора).

Тема 11. Субкультура «особых» людей (профессии и ремёсла, сиротство, вдовство, инвалидность) (4 ч.)

«Особые» люди в традиционной культуре: народный мастер (гончар, кузнец, печник, плотник и др.), лекарь, повитуха. Специ­альные знания и умения, специальные формы материальной куль­туры (инструменты, гончарный круг и т.д.). Особенности мировос-

приятия, поведения. Отношение к «особым» людям в обществе. От­ражение особенностей в фольклорных текстах. «Особые» люди в со­циальной структуре общины. Вдовы и сироты. Жанры музыкаль­ного фольклора, отражающие вдовство и сиротство. Выдающийся певец, музыкант-инструменталист как «особый» человек в мире традиционного искусства.

Тема 12. Зрелость и старость. Старики в казачьей станице. Духовные стихи (8 ч.)

Возраст старости. Одёжный комплект старика (мужской и женский). Предметы обихода, связанные со старостью. Старик! как люди, ответственные за порядок и законность жизни казачьей общины. Роль стариков на казачьем кругу, при проводах на служ­бу. Старики в семье, их отношения с детьми и внуками. Участие в воспитании детей. Пожилой человек как знаток традиционной культуры. Передача традиций последующим поколениям (расска­зывание сказок, пословиц и поговорок, пение песен детям). Образ старика в фольклоре. Духовный стих как жанр. Особенности и ис­точники сюжетов. Разновидности поэтических мотивов и формы их функционирования в казачьей культуре. Основной вид духовного стиха — псалма. Возможные формы приуроченности.

Практическая работа: разучивание духовных стихов. Про­смотр видеофильма о духовной жизни казачества.


  1. Тематическое планирование


Наименование разделов/ модулей, тем

Всего, час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

1

2

3

4

Аудиторные

Внеаудиторные

Аудиторные

Внеаудиторные

Аудиторные

Внеаудиторные

Аудиторные

Внеаудиторные

1.

Народы, языки, культуры

8









Слушать и понимать речь других людей.

Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом.

1.1

Народы, языки, культуры мира

2

2








1.2

Народы, языки, культуры России

2

2








1.3

Народы, языки, культуры Кубани

4

3

1







2.

Кубанское казачество и его культура

40

34



4


2



Понятие Кубанского казачества, его многосторонняя сущность. Суть понятия фольклор, формы его выражения: обряды, песни, сказки, пословицы, поговор­ки.

2.1

Традиционный костюм

8

6

2


1





2.2

Жилище

8

6

2


1





2.3

Пища

2

2



1





2.4

Вера и верования

2

2



1





2.5

Язык

4

4





1



2.6

Фольклор

10

6

4




1



3.

Кубанское казачество: устройство общества

10









Повышать интерес учащихся к историческому прошлому Кубани. Продолжить знакомить учащихся с происхождением казачества, с образованием казачьих войск России, с историей казачества на Кубани.

3.1

Войско

4

3

1







3.2

Община

4

3

1







3.3

Семья

2

2








4.

Занятия кубанских казаков

14









Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Работа в группах. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Делать предварительный отбор источников информации для решения задачи.

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

4.1

Военная служба

4

3

1







4.2

Труд

2

2








4.3

Отдых

3

3








4.4

Праздники

5

5








5.

Дети в традиционной культуре кубанских казаков

12









Первый этап жизни ребёнка в казачьей семье. Роль колыбельных и потешек в процессе взросления и воспи­тания ребёнка.

Изготовление куклы по народным об­разцам, зарисовкам, фото. Игровой фольклор: считалки, драз­нилки, игровые припевки. разучивание игр и игрового фольклора.

5.1

Первые шаги (колыбельные песни, потешки, игрушки)

6



2

4





5.2

Детские игры и песни (считалки, дразнилки, заклички)

6




6





6.

Календарный праздник глазами ребёнка

24









Содержание праздничного периода: исполнение обрядов, гуляния, увеселения, пение песен и игра на музыкальных инструментах.

Рождество, Новый год, Крещение — главные праздники зимних Святок. Роль детей в об­рядах зимних Святок. Разучивание фольклорных текстов (детских колядок и щедровок, посеванок). Этнографический рису­нок на тему «Зимние Святки».

Изготовление обрядовых атрибутов (звезда, маска). Праздник Масленицы. Содержание праздника: прощание с зи­мой и встреча весны. Основные компоненты праздника разучивание фольклорных текстов. Праздник Пасхи. Содержание праздника: Воскресение Иисуса Христа. Основные компоненты праздника, декорирование яиц. Разучивание игр. Рисунок на тему «Пасха в казачьей семье». Посещение православного храма Праздник Вознесения. Содержание праздника. Праздник Трои­цы. Основные компоненты праздника, разучивание троицкой хороводной песни. Изготовление кукушки (наряжение ветки). Рисунок на тему «Троица в казачьей семье». выезд в лес, на реку. Реконструкция фраг­ментов обряда.

6.1

Зимние Святки

10



7

3





6.2

Пословицы, поговорки, загадки

4



2

2





6.3

Прощёный день и Великий пост

2




2





6.4

Пасха

6




6





6.5

Вознесение и Троица

6




6





7.

Календарные обряды и обрядовый фольклор кубанских казаков

47









7.1

Календарный круг как цикл

2






2



7.2

Зимние Святки как граница календарного года.

8






8



7.3

Колядки и щедровки

6






6



7.4

Коза и Мыланка

6






6



7.5

Содержание праздника Масленица

6





1

5



7.6

Посты в традиционной культуре.

4






4



7.7

Пасха — праздник праздников

4






4



7.8

Легенды и былички об Иване Купала.

2





2




7.9

Музыкальный фольклор Троицы и Ивана Купала (обрядовые и хороводные песни).

4





1

3



8

Дети и фольклор

28









Песня и припевка как часть игры.

разучивание игр, игровых припевок;

разучивание движений хоровода и хороводных песен. Малые жанры фольклора, их предназначение в традиционной культуре, игровая викторина по малым жанрам фольклора. Сущность жанра сказки. Её роль в первом этапе жизни ребёнка Тематические группы сказок (волшеб­ные, о животных и др.), чтение сказок кубанских казаков. Содержание жанра легенда. Легенды кубанских казаков. Быличка как жанр. Былички кубанских казаков.

8.1

Игровые припевки

7



5

2





8.2

Пословицы, поговорки, загадки

7



6

1





8.3

Сказки

7



5

2





8.4

Легенды и былички

7



7






9.

Обряды жизненного круга и обрядовый фольклор

19









Выбор невест в кубанских станицах. Персонажи свадебного обряда, их роли. Символическое значение пред­метов и действий с ними. Посещение фольклорного концерта, посвя­щённого свадебным обрядам, разучивание свадебных песен кубанских казаков. Тесная связь свадебных обрядовых жанров с этапами и содер­жанием ритуала

9.1

Свадебный обряд

9





8

1



9.2

Свадебные песни и причитания

8





7

1



9.3

Погребальный обряд. Причитания

2





2




9.4

Лето. Труд в поле и фольклор

5





4

1



10.

Молодёжь в традиционной культуре кубанских казаков

24









Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательских работ в ходе проектной деятельности.

10.1

Девушки и юноши

4







3

1

10.2

Молодёжные вечеринки. Занятия, игры и песни

6







5

1

10.3

Игровые хороводы

6







4

2

10.4

Проводы на службу. Песни при проводах на службу

8







6

2

11.

Мужской мир кубанского казачества

14









Вызвать интерес к воинской службе, казачеству; укреплять физическое здоровье учащихся; приучать к дисциплине. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Рассказывать по результатам экскурсии в музей о прошлом и настоящем родного края, о местах исторических событий, памятниках истории и культуры родного края.

Участвовать посильно в охране и уходе за памятниками своего города.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательских работ в ходе проектной деятельности.

11.1

Казак на воинской службе и в стани­це (одежда, поведение, отношения)

6







5

1

11.2

Исторические песни кубанских казаков

6







5

1

11.3

Исторические предания и легенды

2







2


12.

Женский мир кубанского казачества

18









Подготавливать небольшие сообщения о традициях казачества. Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Устанавливать аналогии. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков.

12.1

Женщина в традиционной культуре (одежда, поведение, отношения

6







5

1

12.2

Женщина в семье. Занятия. Воспитание детей

4







3

1

12.3

Лирические и плясовые песни

8







6

2

13.

Субкультура «особых» людей (профессии и ремёсла, сиротство, вдовство, инвалидность)

4







4


14.

Зрелость и старость. Старики в казачьей станице. Духовные стихи

8







8


Итого:

270

56

12

55

13

54

12

50

18






СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания

методического объединения

учителей начальных классов МБОУ СОШ №3

от 29 августа 2016 года № 1

______________ М.В.Фомина



СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УМР

_____________ Т.В.Пронина

29 августа 2016 года







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!