СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Почемучки" (1-2 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа нацелена на формирование устойчивого познавательного интереса, умения анализировать полученную информацию, применять полученные сведения в процессе учения, в жизни.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Почемучки" (1-2 класс)»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Евдаковская средняя общеобразовательная школа»

Каменского муниципального района Воронежской области




Рассмотрено «Утверждаю»

на заседании ШМО Директор школы

учителей начальных классов _______ Е. В. Брезгунова

Протокол № 1 от 29.08.2014г. 29.08.2014г.





Рабочая программа внеурочной деятельности

общекультурного направления

«Почемучки»

1 - 2 классы










Программу разработала:

Кащенко А.А.

учитель начальных классов

I квалификационной

категории


2014 – 2015 учебный год


Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности «Почемучки»» для учащихся 1-2 классов на 2014 – 2015 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, в соответствии с программой по окружающему миру.

Наличие в современном мире безграничного информационного пространства уже на начальном этапе обучения требует умения принимать информацию, уметь её анализировать, выдвигать гипотезы, строить предположения.

Цели курса:

 Образовательные

  • Формирование устойчивого познавательного интереса.

  • Формирование умения анализировать полученную информацию, применять полученные сведения в процессе учения.

Развивающие

  • Создание условий для развития у учащихся потребности в ненасыщаемости познавательных процессов в учебной деятельности.

  • Развитие интереса к познанию неизвестного в окружающем мире, осуществление подготовки к самостоятельному изучению научно-популярной литературы.

Воспитательные

  • Воспитание коммуникативно-активной коммуникативно-грамотной личности.

  • Воспитание ищущего, информационно всесторонне развитого, творческого, человека, уважительно относящегося к разным точкам зрения, человека умеющего не догматично принимать информацию, а уметь её анализировать и опровергать.

Задачи программы:

  • Формирование образа Земли как уникального природного дома человечества, нуждающегося в предельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом.

  • Расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров.

  • Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению окружающей среды.

  • Расширение кругозора учащихся.

  • Развитие их воображения и эмоциональной сферы.

  • Укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного цикла.

  • Последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.


Общая характеристика учебного предмета

Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля.

Появляется возможность организовать работу с различного рода детской познавательной литературой, литературой энциклопедического характера.

При введении в образовательный процесс проектно-исследовательской деятельности, не менее важно проведение на занятиях практических работ, минимум которых обозначен в программе.

Социальный заказ на выпускника I образовательной ступени диктует формирование ребенка как субъекта учебного процесса, в связи с чем, его самостоятельность регулируется выбором варианта получения знаний на уровне его инициативы (через проблематизацию, через получение индивидуальных заданий).

Наличие в ОУ материально-технической базы (программное обеспечение, библиотечный фонд, наличие интерактивной доски, компьютерных классов, DVD, видеотехника) дает основание для активного включения обучающихся в процесс обретения знаний в урочном и внеурочном пространстве.

Общий низкий уровень подготовки детей к 1 классу и по показаниям результатов тестирования и стабильно устойчивого процесса усвоения теоретического материала позволяет акцентировать внимание на развитие познавательной активности, исследовательской и поисковой деятельности.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач, ребусов, кроссвордов;

  • оформление газет;

  • участие в олимпиадах, играх, конкурсах

  • знакомство с научно-популярной литературой;

  • проектная деятельность, творческие работы

  • самостоятельная работа; работа в парах, в группах.

Форма занятий:

  • групповая работа;

  • экскурсии;

  • Беседы, викторины;

  • Коллективные творческие дела;

  • Смотры-конкурсы, выставки;

  • Экскурсии, поездки, походы;

  • Трудовые дела;

  • Тренинги

  • Наблюдение учащихся за событиями в селе, стране

  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

  • Ролевые игры

  • Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов


Место учебного предмета в учебном плане

Занятия внеурочной деятельности «Почемучки»» для учащихся 1-2 классов в 2014 – 2015 учебном году проводятся 1 час в неделю.

Итого:

1 класс – 33 часа;

2 класс – 34 часа


Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета


В результате изучения курса должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:

  • эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу;

  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного языка;

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.


Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.


Предметные результаты

Занятия должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания; её ключевые понятия;

  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

  • формировать творческое мышление;

  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.


Содержание учебного предмета


1 год обучения (1 класс)

1.Введение (1 ч)

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор ос­новных тем курса. Романтика научного поиска, радость путеше­ствий и открытий.

Тайны за горизонтом (4 ч)

Какой остров самый большой в мире? Существует ли остров похожий на блюдце?

Какая страна самая маленькая в мире? Как древние находили путь?

Практические работы с картой.

2. Жили-были динозавры... и не только они (5 ч).

Существовали ли драконы на самом деле? Персонажи сказок?

Почему люди не летают?

Крокодилы.

Какое животное первым появилось на суше?

Как черепахи дышат под водой?

Практическая работа: рассматривание окаменелостей.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: на геологическое обна­жение для поиска окаменелостей, в палеонтологический, геоло­гический или краеведческий музей.

3. Тайны камней (4 ч).

Когда были открыты драгоценные камни?

Что такое песок?

Малахитовая шкатулка. Чем знаменит малахит?

Как образуется золото?

4. Загадки растений (5 ч).

История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений.

Хлебное дерево. Зачем деревьям кора? Железное дерево.

Где растут орехи? (практическая работа через сравнение)

Почему крапива жжется?

Как растет банановое дерево?

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзоти­ческими растениями.

5. Эти удивительные животные (3 ч).

Потомки волка.

Чутье обычное… и чутье особое. «Нюх» на землетрясения.

Кошки во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают?

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.

6. Планета насекомых (4 ч).

Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Чем питается бабочка? Бабочки-путешественники.

Как пауки плетут свою паутину?

Что происходит с пчелами зимой?

Правда ли что у многоножки сто ног?

Охрана насекомых.

Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями.

7. Загадки под водой и под землей (6 ч).

Как изучают подводный мир. Что находится на морском дне? Что можно найти на морском берегу? Есть ли глаза у морской звезды? Что такое каракатица?

Каково происхождение золотой рыбки? Почему майские жуки забираются в землю? Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной.

8. Растения-рекордсмены (1 ч).

Заключение (1 ч)

Что мы узнали и чему научились за год.


2 год обучения (2 класс)

1. Тайны за горизонтом (4 ч).

Кто открыл Австралию? Существует ли жизнь в Антарктиде?

Как образовались Гавайские острова? Где родина фигового дерева?

Практические работы с картой.

2. Жили-были динозавры... и не только они (5 ч).

Голубые лягушки. Когда появились первые рептилии? Какими были первые рыбы?

Как улитка строит свой панцирь? Где живут «карманные динозавры?»

Практическая работа: рассматривание окаменелостей.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: на геологическое обна­жение для поиска окаменелостей, в палеонтологический или геоло­гический музей.

3. Тайны камней (4 ч).

Разнообразие камней. Айсберг. Что такое коралловый остров?

Где находится самая большая и самая глубокая пещера? Сады камней.

Практические работы: рассматривание образцов (кремень, ян­тарь, каменная соль и т. д.).

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в геологический музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов.

4. Загадки растений (5 ч).

Растения - путешественники?(Что такое эвкалипт?)

Кактусы. Эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кув­шинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др.

Лекарственные растения (например, валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений.

Почему оливу называют деревом мира?

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзоти­ческими растениями.

5. Эти удивительные животные (3 ч).

«Речные лошади» (бегемоты, среда их обитания.) Выхухоль. Красная книга. Разумные дельфины.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.

6. Планета насекомых (4 ч).

Обладают ли кузнечики слухом?

Почему комар считается злейшим врагом человека?

Муравьи и их квартиранты.

Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки?

Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями.

7. Загадки под водой и под землей (6 ч).

Что такое ракушка-прилипала?

Как передвигается осьминог?

Что такое насекомоядные растения?

Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая?

Может ли вода течь в гору?

Почему некоторые животные выглядят как растения?

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной.

Животные-рекордсмены (1 ч).

Интересные сведения о животных и их особенностях

Заключение (1 ч)

Что мы узнали и чему научились за год




Планируемые результаты изучения учебного предмета

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.

Ожидаемый результат: учащиеся познакомятся с основами экологической культуры, с некоторыми особенностями природы своего края, формирование культуры поведения детей в природе, научит их отвечать за свои поступки.

Курс «Почемучки» обеспечивает формирование у учащихся 1 класса следующих умений: называть окружающие предметы и их взаимосвязи; объяснять, как люди помогают друг другу жить; называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека; называть основные особенности каждого времени года; оценивать правильность поведения людей в природе; оценивать правила поведения в быту. Учащиеся должны знать: что такое семья, школа, пришкольный участок и их назначение; сад, огород в жизни семьи; имена, отчества членов своей семьи, преподавателей, директора школы; сущность взаимопомощи, взаимозаботливости в семье, классе, школе; домашний адрес, адрес школы, назначение адреса; посёлок как первичная необходимая социальная структура; необходимость бережного отношения к личному и общественному имуществу; что является природой и что не относится к природе (примеры); отдельные яркие признаки осени, зимы, весны в природе; необходимость бережного отношения к объекту природы.

К концу первого класса школьники должны знать:

1.Секреты живой и неживой природы

2.Условия, необходимые для жизни растений и животных города

3. Нравственные правила обращения с объектами природы

К концу первого класса школьники должны уметь:

1.Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов.

2.Оказывать помощь птицам в зимнее время

3.Эстетически, эмоционально - нравственно относиться к природе

В результате прохождения программного материала учащиеся должны уметь: наблюдать за погодой и описывать её; оценивать правильность поведения людей в природе; выполнять отдельные и постоянные обязанности в семье; соблюдать общепринятые правила в семье , школе, гостях, транспорте, общественных учреждениях; давать общую положительную и отрицательную оценку отдельных своих поступков и поступков других людей по отношению к себе, другим людям, имуществу, природе, различать объекты живой и неживой природы; узнавать в окружающей природе изученные растения и животных; соблюдать правила охраны природы, выполнять некоторые природоохранные меры (например, подкармливать птиц); ухаживать за комнатными растениями. Знать: семья и школа, их место в жизни ребёнка в семье, классе, школе; необходимость организации жизни в семье и школе по правилам; свой посёлок; отличие и сходство посёлка от города; что такое природа, природа живая и неживая (на уровне примеров); что такое погода, её составляющие, разнообразие погоды осенью, зимой, весной; значение природы в жизни человека; правила охраны природы.


К концу второго года обучения школьники должны знать:

1.Секреты живой и неживой природы

2.Условия, необходимые для жизни растений и животных города

3. Нравственные правила обращения с объектами природы

К концу второго года обучения школьники должны уметь:

1.Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов.

2.Оказывать помощь птицам в зимнее время

3.Эстетически, эмоционально - нравственно относиться к природе

Календарно - тематическое планирование


1 класс

Дата

план.

Дата

факт.

п/п.

Содержание раздела

Тема занятия

Кол-во часов

Харак­тер де­ятельности учащихся

УУД



1

Введение (1 ч)

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор ос­новных тем курса. Романтика научного поиска, радость путеше­ствий и открытий.






2

Тайны за горизонтом

*Какой остров самый большой в мире?

*Существует ли остров похожий на блюдце?

*Какая страна самая маленькая в мире?

*Как древние находили путь?

Практические работы с картой

4 ч






Практические работы с картой

Формирование собственного мнения и позиции, умения строить свои высказывания.



3

Жили-были динозавры и не только они?

*Существовали ли драконы на самом деле? Персонажи сказок?

*Почему люди не летают?

*Крокодилы.

*Какое животное первым появилось на суше?

*Как черепахи дышат под водой.

5 ч








Практическая работа: рассматривание окаменелостей

Формирование позитивного отношения к школе, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.



4

Тайны камней

*Когда были открыты драгоценные камни?

*Что такое песок?

*Малахитовая шкатулка. Чем знаменит малахит?

*Как образуется золото?


4 ч



Формирование умения строить сообщения в устной форме, развитие монологической речи, воспитание чувства прекрасного.



5

Загадки растений

*История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений.

*Хлебное дерево. Зачем деревьям кора? Железное дерево.

*Где растут орехи?

*Почему крапива жжется?

*Как растет банановое дерево?

5 ч








практическая работа через сравнение


Формирование собственного мнения и позиции, умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.



6

Эти удивительные животные

*Потомки волка.

*Чутье обычное… и чутье особое. «Нюх» на землетрясения.

*Кошки во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают?

3 ч


Развитие умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, учитывать характер сделанных ошибок.



7

Планета насекомых

*Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Чем питается бабочка? Бабочки-путешественники.

*Как пауки плетут свою паутину?

*Что происходит с пчелами зимой?

Правда ли что у многоножки сто ног?

*Охрана насекомых

4 ч







Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции

Формирование умения ориентироваться в разнообразных способах решения задач, проводить сравнение, учитывать разные мнения, стремиться к сотрудничеству



8

Загадки под водой и под землей

*Как изучают подводный мир. Что находится на морском дне? Что можно найти на морском берегу?

*Есть ли глаза у морской звезды? Что такое каракатица?

*Каково происхождение золотой рыбки?

*Почему майские жуки забираются в землю? Рекомендуемые внеурочные занятия

6 ч


адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.



9

Растения-рекордсмены

Заключение

*Что мы узнали и чему научились за год.


1 ч


Развитие умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, учитывать характер сделанных ошибок.




2 класс







1

Введение

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор ос­новных тем курса. Романтика научного поиска, радость путеше­ствий и открытий.


























2

Тайны за горизонтом

*Кто открыл Австралию?

*Существует ли жизнь в Антарктиде?

*Как образовались Гавайские острова?

*Где родина фигового дерева?

4 ч


Развитие умения ориентироваться в разнообразных способах решения задач, проводить сравнение, строить логическое рассуждение, оценивать правильность выполнения действий.




3

Жили-были динозавры... и не только они

*Голубые лягушки.

* Когда появились первые рептилии?

*Какими были первые рыбы?

*Как улитка строит свой панцирь?

*Где живут «карманные динозавры?»

5 ч




Практическая работа: рассматривание окаменелостей



Формирование умения правильно использовать монологическую речь для решения различных задач в сотрудничестве с учителем, формирование собственной позиции.




4

Тайны камней

*Разнообразие камней.

*Айсберг. Что такое коралловый остров?

*Где находится самая большая и самая глубокая пещера?

*Сады камней, минералов.


4 ч


Развитие умения строить сообщения в устной форме, развитие монологической речи, стремиться к сотрудничеству.




5

Загадки растений

*Растения - путешественники? (Что такое эвкалипт?)

*Кактусы. Эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кув­шинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др.

*Лекарственные растения (например, валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила сбора.

*Охрана лекарственных растений.

*Почему оливу называют деревом мира?

5 ч


Воспитание позитивного отношения к школе, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.




6

Эти удивительные животные

*«Речные лошади» (бегемоты, среда их обитания.) Выхухоль.

*Красная книга Томской области.

*Разумные дельфины.


3 ч

Мини-проект

Развитие умения ориентироваться в разнообразных способах решения задач, проводить сравнение, учитывать разные мнения, стремиться к сотрудничеству




7

Планета насекомых

*Обладают ли кузнечики слухом?

*Почему комар считается злейшим врагом человека?

*Муравьи и их квартиранты.

*Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки?

4 ч

Творческая работа

Развитие умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, учитывать характер сделанных ошибок.




8

Загадки под водой и под землей

*Что такое ракушка-прилипала?

*Как передвигается осьминог?

*Что такое насекомоядные растения?

*Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая?

*Может ли вода течь в гору?

*Почему некоторые животные выглядят как растения?

6 ч

Творческая работа





9

Животные-рекордсмены

*Интересные сведения о животных и их особенностях


1 ч

Защита проектов

Развитие умения ориентироваться в разнообразных способах решения задач, проводить сравнение, учитывать разные мнения, стремиться к сотрудничеству.




10

Заключение

*Что мы узнали и чему научились за год


1 ч

Защита проектов

Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.




Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Литература

Григорьев Д.В., Степанов П.В. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор»: пособие для учителей – М.: Просвещение, 2011.

В.Волина «Праздник числа » - М. АСТ - Пресс, 1998

Е.М Минскинс «От игры к знаниям»

В.Волина «Веселая грамматика»

Акимушкин И. Мир животных. М., 1971.

Барков А. В. Почему еж с лисой встречаться не любит. М., 1989. 34 с.

Горощенко В.П. Природа и люди. М., 1976.

Дитрих А., Юрмин С, Кошурникова Н. Почемучка. Л., 1987.

Иллюстративная энциклопедия школьника «Мир живой природы». М., 1998.

Они должны жить. Млекопитающие. М., 1984Плешаков А.А. Зеленые страницы. - М: Просвещение, 2007.

Они должны жить. Птицы. М., 1984.

Осокин Е. В. Северная книга. Томск, 1993.

Петров В. В. Растительный мир нашей Родины. М., 19

Сабунаев В. Занимательная зоология. Л., 1976.

Энциклопедия «Что такое? Кто такой?». Издательство «Педагогика». М. 1990


Печатные пособия

1. Таблицы по литературному чтению, окружающему миру, музыке


Технические средства обучения

1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок

2. ПК

3. Проектор

4. Экран


Игры и игрушки

1. Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины


Оборудование класса

1. Ученические двухместные столы с комплектом стульев.

2. Стол учительский с тумбой

3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий

4. Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала

5. Доска классная




.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!