РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
на педагогическом совете МБОУ МПЛ | Заместитель директора по УВР | Директор МБОУ МПЛ |
Протокол № | _____________ Печёрина Н.А. | ___________Дырдин Д.А. |
от «___ » __________2015 г. | «___» ________________2015 г. | «___» ______________2015 г. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Многопрофильный лицей города Димитровграда Ульяновской области»
Рабочая программа внеурочной деятельности Название программы « Путешествие по Англии » Наименование учебного предмета английский язык Класс 8 А Уровень образования основное общее образование Учитель Садыкова Гюзель Мягазовна Срок реализации программы 2015 – 2016 учебный год Планирование составлено на основе примерной программы по учебным предметам «Иностранный язык 5 - 9 классы, стандарты II поколения.» ( М.: Просвещение, 2010. ) 1 час в неделю, 34 часа в год Рабочую программу составил (а)____________________________________________________________________________________________ |
Рабочая программа
внеурочной деятельности по английскому языку
« Путешествие по Англии »
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и Примерной программы основного общего образования по иностранному языку.
Программа « Путешествие по Англии» имеет научно - познавательную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 7, 8-ых классов, которые уже владеют умениями и навыками устной и письменной англоязычной речи, чтения и перевода в объеме, определенном программой средней школы.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом и страноведческом материале.
Данная программа отвечает требованиям к обязательному минимуму по английскому языку и предполагает дополнительный материал , который позволяет лучше усвоить материал школьной программы и повысить качество подготовки учащихся в предметной области за счет расширения информационного поля и сферы аутентичного использования изучаемого языка.
Этот курс должен помочь учащимся углубить знания не только по истории, но и по географии, общественно-политической жизни страны изучаемого языка, а также по ее науке, культуре и искусству; обогатить теми знаниями, которые необходимы для развития у них умения ориентироваться в межкультурном общении. Программа внеурочной деятельности «Путешествие по Англии» обобщает и систематизирует знания о стране изучаемого языка, полученные в процессе обучения другим предметам. Построенный с учетом межпредметных связей, он способствует повышению познавательной активности школьников, расширению их коммуникативных возможностей, активизации и развитию речевых навыков и способностей. Курс способствует созданию положительных мотиваций и тем самым является одним из резервов интенсификации учебного процесса. и является своеобразным путеводителем по Англии, содержит интересные страноведческие материалы, которые знакомят с Великобританией ее традициями и обычаями и способствует расширению лингвострановедческой компетенции.
Цель программы внеурочной деятельности «Путешествие по Англии»:
- создание условий для интеллектуального развития учащихся и формирование УУД;
– углубление и систематизация знаний по страноведению , формирование социокультурной компетенции, что позволяет обеспечить эффективность коммуникации и адекватное поведение в контексте межкультурного взаимодействия.
Основные задачи обучения:
1.Познавательный аспект
- обобщить и систематизировать знания о культуре изучаемого языка;
-способствовать удовлетворению личных познавательных интересов;
-совершенствовать умения учащихся в четырёх видах речевой деятельности: в области говорения, письма, аудирования и чтения;
-использовать межпредметные связи в обучении иностранному языку;
-активизировать работу учащихся с информационными источниками ;
- формировать умения по извлечению и осмыслению страноведческой информации любого типа;
2. Развивающий аспект
-развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;
- развивать языковые способности учащихся, умения оперировать полученными знаниями;
- развивать учебные умения и умения ориентироваться в информационном пространстве ;
-развивать умения сравнивать, анализировать, высказывать собственное мнение;
-формировать у учащихся готовность к общению на иностранном языке.
3. Воспитательный аспект:
-способствовать формированию уважения к стране изучаемого языка, к образу жизни другого народа, его культуре, традициям и обычаям;
- способствовать воспитанию учащихся в духе толерантного отношения к другой культуре, философии, религии, к чужому мнению;
-приобщить к общечеловеческим ценностям;
-способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве другими, уважение к себе и к другим )
-способствовать расширению кругозора учащихся.
Программа рассчитана на 34 урока по 1 часу в неделю для учащихся 8 классов
Процесс обучения по данному курсу предусматривает использование разных типов уроков, приёмов обучения, ТСО, наглядности, информационных технологий большого количества дополнительной литературы, что сделает процесс обучения интересным и будет способствовать повышению уровня социокультурной компетенции.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
-формирование мотивации изучения иностранного языка и стремление к совершенствованию в этой образовательной области;
-сознание возможности самореализации средствами иностранного языка;
-толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира.
Метапредметные результаты:
- познавательные - умение делать анализ и отбор информации(чтение и прослушивание текстов), умение работать с различными источниками;
- регулятивные – умение осуществлять само и взаимоконтроль, давать самооценку своей деятельности4
- коммуникативные - умение взаимодействовать с окружающими в процессе совместной работы, умение аргументировать свою позицию.
Предметные результаты:
- формирование речевой активности в области чтения и говорения посредством обсуждения прочитанных и услышанных текстов страноведческого характера;
- умение читать не сложные аутентичные тексты с пониманием основной ,полной и выборочной информации, с использованием различных приёмов смысловой переработки текста ( языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов;
- воспринимать на слух и понимать с опорой на языковую догадку, контекст несложные аутентичные аудио- и видеотексты, выделяя основную, выборочную или полную информацию;
- умение составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной деятельности.
- формирование социокультурной компетенции посредством изучения национально-культурных особенностей страны изучаемого языка;
- формирование языковой компетенции.
В результате реализации данной программы учащиеся должны овладеть следующими умениями:
• умением использовать страноведческие знания о стране изучаемого языка в ходе построения собственных высказываний;
• умением обсудить, принять участие в беседе в рамках изучаемой страноведческой тематики по различным аспектам национальной культуры;
• умением использовать полученные страноведческие сведения, участвуя в различных мероприятиях, посвященных стране изучаемого языка;
• умением извлекать страноведческую информацию из различного рода письменных источников;
• умением находить нужную страноведческую информацию для устных выступлений;
• умением сделать вывод из прочитанного, услышанного, выразив при этом свое отношение, дать оценку получаемой страноведческой информации.
Сроки реализации
Данная рабочая программа рассчитана на один учебный год в количестве 34 часов (1 час в неделю) и включает в себя все основные факты из истории и особенности жизни Великобритании.
Формы и режим занятий
Формы занятий:
Материал подается в форме презентаций, видеофильмов, викторин, не утомительной для школьника. Различные творческие задания будут способствовать развитию воображения и помогут лучше усвоить пройденный материал на занятии. Учащимся придется собирать материал, работать с электронными источниками информации, словарями, энциклопедиями, создавать проекты и презентации и многое другое. На каждом занятии школьники добавляют к уже усвоенным знаниям дополнительный интересный материал, имея дело преимущественно с иноязычной речью, как устной, так и письменной. Таким образом, данная программа основывается на «коммуникативной методике». При помощи коммуникативного метода у детей развивается умение говорить и воспринимать речь на слух. В процессе общения и восприятия английской речи осваивается и грамматика. Учащиеся сразу учатся говорить правильно.
Целесообразно использовать следующие формы реализации программы:
Ожидаемые результаты
По окончании реализации программы происходит формирование у учащихся социокультурной адаптации и развитие толерантности.
К концу курса учащиеся будут:
знать/понимать:
уметь:
вести обсуждение, выражать собственное мнение и обосновывать его;
читать текстовые материалы, связанные с изучаемой тематикой;
научно излагать материал в письменном виде согласно поставленной проблеме;
выполнять проектную работу (доклад, реферат, презентацию);
самостоятельно подготовить устное сообщение и выступить с ним;
сравнивать, оценивать, анализировать полученные факты и делать выводы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
участвовать в этикетном диалоге.
Способы проверки
начальная диагностика (выявление уровня ЗУН, который имеют дети);
промежуточная диагностика (выявление степени усвоения ЗУН за 1 полугодие);
итоговая аттестация (защита проекта, реферата).
Формы подведения итогов
Основной формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является промежуточное и итоговое тестирование. Знания, получаемые детьми на занятиях, могут быть оценены также на открытых занятиях, отчетных творческих мероприятиях и школьных конференциях.
В ходе реализации Программы предполагаются следующие виды контроля:
Контроль и оценка должны не только показывать степень овладения знаниями, но и формировать у школьника уважительное отношение к себе, поддерживать уверенность его в своих силах.
Учебно-тематический план:
8 класс «Великобритания»
№ п\п | Разделы, темы | Количество часов |
1. | Правительство Великобритании | 7 часов |
2. | Образование в Великобритании | 8 часов |
3. | Спорт в Великобритании | 9 часов |
4. | Культура, традиции и обычаи Великобритании | 10 часов |
| ИТОГО | 34 часа |
Содержание обучения
Исходя из поставленных целей и задач и ориентируясь на конечный результат обучения, в содержание обучения страноведению включаются следующие компоненты:
– лингвострановедческий: знание, понимание реалий, слов, обозначающих предметы национальной культуры, и умение их употреблять, знание страноведческих тем, связанных с общими знаниями об англоговорящих странах, текстовый материал;
– общеучебный компонент: учебно-организационные, учебно-интеллектуальные и учебно-коммуникативные умения.
Таким образом, в содержание программы входят темы по географическому положению, истории, культуре англоговорящих стран, сведения об образе жизни, традициях и обычаях, особенности речевого и неречевого поведения жителей англоговорящих стран, социокультурные различия, лингвострановедение.
А так же содержание страноведческого курса позволяет:
– учащимся выявить свои способности в изучаемой области знаний и подготовить себя к осознанному выбору профессии в соответствии с концепцией профильного обучения.
– учителю использовать межпредметные связи (английский язык-география, английский язык-история, английский язык– информатика, английский язык-литература, английский язык– МХК ) и поможет учащимся приобрести целостную картину окружающего мира, ликвидировать односторонность и примитивность мышления, неумение сравнивать, анализировать, обобщать, переносить полученные знания и опыт на решение новых задач.
В связи с тем, что основной задачей данного курса является коммуникативная направленность, каждое занятие строится на использовании разнообразных видов учебно – познавательной деятельности, самостоятельности. При организации занятий целесообразно использовать интерактивную методику работы (создавать ситуации, в которых каждый ученик сможет выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы), осуществлять личностно-деятельностный и субъект-субъектный подход (равноправное взаимодействие учащегося и учителя). Ведущее место в обучении отводится методам поискового и исследовательского характера, которые стимулируют познавательную активность учащихся.
Формы занятий:
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
Дидактический материал:
схемы;
стенды;
плакаты;
словари, энциклопедии.
Техническое оснащение занятий:
проигрыватель для кассет \ компакт-дисков;
кассеты \ компакт-диски с музыкальным материалом, видеофильмами;
компьютер с Интернетом;
проектор.
Формы подведения итогов:
Календарно-тематическое планирование:
8 класс «Великобритания»
№ п\п | № п\п | Тема | Виды деятельности | Кол-во часов | Дата |
По плану | По факту |
| | Тема №1. Правительство Великобритании. | | 7 часов | | |
1. | 1. | Давайте посетим парламент! | просмотр презентации | 1 | | |
2. | 2. | Палата лордов. | чтение страноведчес- ких текстов. | 1 | | |
3. | 3. | Палата общин. | работа с интернет ресурсами. | 1 | | |
4. | 4. | Корона: королева Елизавета 2. | занятие –путешествие. | 1 | | |
5. | 5. | В гостях у королевской семьи. | просмотр презентации | 1 | | |
6. | 6. | В гостях у королевской семьи. | аудирование текста . | 1 | | |
7. | 7. | Суды Великобритании. | урок дискуссия. | 1 | | |
| | Тема № 2. Образование в Великобритании. | | 8 часов | | |
8. | 1. | Школы и обучение. | онлайн -экскурсия | 1 | | |
9. | 2. | Оксфорд. | занятие-путешествие; | 1 | | |
10. | 3. | Оксфорд. | просмотр презентации | 1 | | |
11. | 4. | Кэмбридж. | онлайн -экскурсия; | 1 | | |
12. | 5. | Кэмбридж. | занятие-путешествие; | 1 | | |
13. | 6. | Хастингс. | чтение страноведчес- ких текстов. | 1 | | |
14. | 7. | Экзамены и сертификаты. | аудирование текста . | 1 | | |
15. | 8. | Школьная форма и форма в университетах. | работа с интернет ресурсами. | 1 | | |
| | Тема №3. Спорт в Великобритании. | | 9 часов | | |
16. | 1. | Футбол. Давайте поиграем! | урок игра. | 1 | | |
17. | 2. | Крикет. | самопрезентации. | 1 | | |
18. | 3. | Рэгби. | работа с интернет ресурсами. | 1 | | |
19. | 4. | Катание на лошадях. | урок дискуссия | 1 | | |
20. | 5. | Парусный вид спорта. | чтение страноведчес- ких текстов. | 1 | | |
21. | 6. | Теннис. | онлайн -экскурсия | 1 | | |
22. | 7. | Керлинг. | просмотр презентаций. | 1 | | |
23. | 8. | Поло. | урок дискуссия | 1 | | |
24. | 9. | Экстремальные виды спорта. | чтение текстов | 1 | | |
| | Тема № 4. Культура, традиции и обычаи Великобритании. | | 10 часов | | |
25. | 1. | Хэллоуин. | просмотр презентаций. | 1 | | |
26. | 2. | Рождество. | создание творческих работ | 1 | | |
27. | 3. | День Святого Валентина. | изготовление открыток с поздравлениями. | 1 | | |
28. | 4. | Фестиваль кельтской музыки и культуры. | музыкальный вечер | 1 | | |
29. | 5. | День святого Патрика. | презентации | 1 | | |
30. | 6. | Уимблдонский теннисный турнир. | онлайн -экскурсия | 1 | | |
31. | 7. | День Гая Фокса. | чтение страноведчес- ких текстов. | 1 | | |
32. | 8. | Музеи и библиотеки. | Урок дискуссия | 1 | | |
33. | 9. | Театры. | просмотр отрывка из пьесы | 1 | | |
34. | 10. | Спектакль – концерт по традициям Великобритании | защита творческих работ и проектов; | 1 | | |
| | ИТОГО | | 34 часа | | |
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Примерные программы по иностранным языкам. Новые государственные стандарты по иностранному языку: 2-11 классы. Образование в документах и комментариях. М.: АСТ. Астрель, 2004
«Страноведческий справочник». Автор: А.В. Шереметьева (Саратов, издательство «Лицей», 2010г.)
«Facts and Faces From the History of Britain». Составитель: Н.В. Мурашова. (Москва, издательство «Менеджер», 2006г)
«О Британии кратко». Составители: В.В. Ощепкова, И.И. Шустилова. (Москва, Иностраный язык, издательство «Оникс», 2000г)
Страноведение «Great Britain» Составитель: Ю.Б. Голицинский. ( Санкт-Петербург, издательство «Каро», 2002г.)
Страноведение «United States of America» Составитель: Ю.Б. Голицинский.( Санкт-Петербург, издательство «Каро», 2004г.)
Колодяжная Л.Н. Познакомьтесь Великобритания.- М: Айрис Пресс; Рольф, 2001.
Ощепкова В.В. , Шустелина И.И. О Британии кратко.- М: Иностранный язык, Оникс, 2000.
Сатинова В.Ф. Читаем и говорим о Британии и британцах.- М: Высшая школа, 2000.
Смирнов А.В. Все о себе – М:Ин. Яз. , 2005.
Томахин Г.Д.По англоязычным странам. - М : Просвещение,1999.
Шереметьева А. В. Английский язык . Страноведческий справочник.- Саратов: Лицей , 2008.
Журнал « Speak out » -М: Глосса-Пресс,2007,2008,2009.
21