СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности на основе ФГОС ООО "Познай себя"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы: развитие у обучающихся способности к самопознанию, рефлексии, совершенствование навыков конструктивного общения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности на основе ФГОС ООО "Познай себя"»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Сапожковская средняя школа

имени Героя России Тучина Алексея Ивановича

Сапожковского муниципального района Рязанской области»

391940 р.п. Сапожок Рязанской области, ул. Свободы, 13

тел. (49152)21531 факс (49152)21246 www.shkola1.info [email protected]


Согласовано:

Зам. директора по учебной работе


_________________________ Артемова О.Ю.

подпись


«____»_________________ 201___ г.


Утверждено:

Директор школы:


_________________________ Аксёнов В.В.

подпись


Приказ № ____ от «____»_____________201__ г.


Рабочая программа


Тип программы

Программа общеобразовательных учреждений

Статус программы

Рабочая программа внеурочной деятельности на основе ФГОС ООО

Учебный предмет (курс), для которого написана программа

«Познай себя» социальное направление

Класс или классы, для которых написана программа

6а классы МОУ СШ им. Героя России Тучина А.И.

Уровень программы (базовый, профильный уровень, углубленное или расширенное изучение предмета, индивидуальное обучение, коррекционное обучение и т.п.)

базовый

Название, автор, издательство, год издания учебника (учебного пособия)


Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которых создана Рабочая программа


Сроки освоения программы

2015 – 2016 учебный год

Форма обучения

очная

Режим занятий

1 час. в неделю

Объём учебного времени за уч. год (всего)

34 час.

в том числе:

творческих занятий

3 час.

промежуточных и итоговых контрольных работ

___ час.

резерв учебного времени

___ час.


Рассмотрено и одобрено

на заседании ШМО


Протокол № _____


от «____» августа 2015 г.

Руководитель ШМО


_________________________________

Фамилия И.О.


___________________________

подпись


Составители:


Учитель высшей квалиф. кат.


_______________________ Макрушина Е.И..

подпись

Учитель _______________ квалиф. кат.


_______________________ Фамилия И.О.

подпись

Учитель _______________ квалиф. кат.


_______________________ Фамилия И.О.

подпись



  1. Пояснительная записка

С переходом из начальной школы в школу II ступени школьник вступает в новую фазу своего психического развития: он становится младшим подростком. Соответственно меняется ведущий вид деятельности. На первый план выходит общение как средство познания себя и окружающего мира. Но конструктивное общение невозможно без осознания собственного “Я”, своих особенностей и потребностей, поэтому идет интенсивный поиск, происходит половая и ролевая самоидентификация. Однако общение также немыслимо и без внимания к собеседнику, принятия его как личности, равноправного партнера по общению, а необходимых знаний у подростка нет. Возникают своеобразные ножницы. Подросток ищет выход из ситуации, некомфортной для него, но путей решения данной проблемы он не знает. Все это приводит к снижению самооценки, повышению уровня тревожности.

На разрешение данных противоречий и направлена программа “Познай себя”, разработанная для учащихся 6 классов.

Цель программы: развитие у обучающихся способности к самопознанию, рефлексии, совершенствование навыков конструктивного общения.

Основные задачи:

  • ознакомить обучающихся с основами психологических знаний и представлений, доступных возрасту;

  • способствовать развитию потребности в осознании обучающимися своих особенностей, достоинств и недостатков;

  • способствовать формированию потребности в саморазвитии, в том числе в учебной деятельности;

  • способствовать развитию умения адекватно воспринимать окружающий мир, людей, себя, управлять собой в процессе взаимодействия, осознанно действовать в ситуации выбора;

  • способствовать раскрытию творческого потенциала обучающихся, совершенствованию коммуникативных навыков и навыков конструктивного общения.

Программа составлена на основе:

  • Закона «Об образовании»

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

  • Приказа министерства образования Рязанской области от 24.04.2015 № 385 «Об утверждении примерного регионального учебного плана на 2015-2016 учебный год для образовательных организаций Рязанской области.

  • Учебного плана школы.

2) Характеристика учебного материала

Курс «Познай себя» оказывает педагогическую, психологическую, информационную и организационную поддержку учащихся основной школы, оказывает психолого-педагогическую помощь в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях.

Программа курса «Познай себя» ориентирована на применение широко комплекса психологического тестирования, анкетирование, самоанализа, упражнений, тренингов.

При разработке курса учтены психологические особенности подростков. Для них, как известно, исключительно актуальным является познание своей личности, характера, способностей. Пробуждение интереса к своему внутреннему миру связано с формированием у них самопознания и самооценки. Одна из важнейших социально-психологических характеристик подростка – его способность к сознательному усвоению нравственных понятий и осознанию своих поступков и поведения других людей. В основе курса – принцип тесной взаимосвязи самопознания и информации об окружающем мире. Занятия разделены на четыре тематических блока: «Я личность»; «Я отвечаю за себя и свое здоровье»; «Я учусь действовать и жить в гармонии с окружающим миром»; «Я отвечаю за окружающий мир».

3) Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Программа адресована учащимся 6 классов и рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

4) Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты

Обучающиеся должны:

  • иметь общие представления о внутреннем мире человека

  • иметь общие представления о самопознании и саморазвитии

  • иметь общие представления о процессах памяти и внимания

  • иметь представления о способах развития памяти и внимания

  • понимать значение терминов, используемых при изучении каждой темы

  • знать способы саморегуляции, доступные возрасту

Предметно-информационная составляющая образованности:

  • уметь определять эмоциональное состояние человека по внешним проявлениям

  • уметь свободно выражать свои чувства и переживания

  • уметь сотрудничать со сверстниками и взрослыми

  • меть навыки самопознания, доступные возрасту

  • иметь навыки саморегуляции, соответствующие возрасту

  • владеть навыками конструктивного общения

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности

  • понимать необходимость самопознания для саморазвития человека

  • осознавать уникальность своей личности и личности другого

  • осознавать ценность каждого человека и ценность общения

  • понимать роль памяти и внимания в успешности учебной деятельности

5) Содержание учебного предмета, курса

Раздел 1. Я личность. (9 часов).

«Я»-образ. Сколько «Я» во мне? Мое лучшее «Я». Самооценка человека, ее составляющие. Мои интересы, главные события в моей жизни. К чему люди стремятся в жизни. Что зависит от меня. Моя будущая профессия. Я в своих глазах и глазах окружающих.

Раздел 2. Я отвечаю за себя и свое здоровье. (10 часов).

Я расту и взрослею. Мое здоровье – основа моей жизни. Факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье. Как мое здоровье зависит от меня. Я отвечаю за себя и свое здоровье. Мои сутки. О силе и воле. Понятие о внимании. Виды внимания и их характеристика. Память и ее развитие.

Раздел 3. Я учусь жить в гармонии с окружающим миром. (10 часов).

Я учусь планировать. Как управлять собой. Основы общения. Конфликты. Как избежать конфликтов. Преодоление барьеров непонимания. От обаяния к взаимопониманию.

Раздел 4. Я отвечаю за окружающий мир. (5 часов).

Природа Земли и будущее. Человек и природа. Место человека среди живого мира. Проявление личности в поведении и поступках. Я отвечаю за окружающий мир.

Экологические проекты.

6) Календарно – тематическое планирование.
Тема занятия. Количество часов Дата проведения
План Факт
Раздел 1. Я личность. 9 часов.
1. Кто я такой? 1
2. Мои интересы. 1
3. Что было главным в моей жизни. 1
4. Моя будущая профессия. 1
5. К чему люди стремятся в жизни. 1
6. Что зависит от меня. 1
7. На пути к счастью. 1
8. Как я оцениваю себя, и как меня оценивают другие. 1
9. Мое лучшее «Я». 1
Раздел 2. Я отвечаю за себя и свое здоровье. 10 часов.
1. Как я расту и взрослею 1
2. Посоветуемся с родителями. 1
3. Мое здоровье – основа моей жизни. 1
4-5 Как мое здоровье зависит от меня. 2
6-7 Я отвечаю за себя и свое здоровье. 2
8. О силе и воле. 1
9. Внимание. 1
10. Память и ее развитие. 1
Раздел 3. Я учусь действовать и жить в гармонии с окружающим миром. 10 часов.
1. Мои сутки.
2. Я учусь планировать. 1
3-4 Как управлять собой. 1
5. Основы общения. 1
6. Конфликты. 1
7. Как избежать конфликтов. 1
8. От обаяния к взаимопониманию. 1
9. Учусь переживать. 1
10. Преодоление барьеров непонимания. 1
Раздел 4. Я отвечаю за окружающий мир. 5 часов.
1. Природа Земли и будущее. 1
2. Выбор темы экологического проекта. 1
3-4. Работа над экологическим проектом. 2
5. Защита проекта. 1
7) Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

1.Айзенк Р. Познай свои способности! М., 1992.

2.Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989.

3.Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. М., 1988

4.Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. М.: Просвещение, 1991.

5.Игры: обучение, тренинг, досуг // под ред. Петрусинского В.В. М.: Новая школа, 1994.

6.Коломинский Я.Л. Человек: психология. М.: Просвещение, 1987

7.Никитин Б.П. Ступеньки к творчеству, или Развивающие игры. М.: Просвещение, 1990.

8.Пекелис В. Твои возможности, человек! М.: Знание, 1986.



8) Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса Ребенок осознает себя личностью, способной к совершенствованию; разбирается в себе, своих потребностях; продумывает планы на будущее; получает возможность задуматься о человеческих потребностях и проанализировать свои.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!