СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-2 классов. «Школа хороших манер»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Программа «Школа хороших манер» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-2 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения  обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных  качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-2 классов. «Школа хороших манер»»











Рабочая программа внеурочной деятельности

по общекультурному направлению

для обучающихся 1-2 классов.


«Школа хороших манер»





Головецкая Ирина Михайловна,

учитель начальных классов

МОУ СОШ №46 с.Урульга

I категории,

Забайкальский край













с.Урульга

2014год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. В то же время человек становится личностью только в обществе. И его воспитание не должно быть абстрактным личностно ориентированным вне времени. Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять в человеке гуманность, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности: патриотические чувства гражданина России; гражданская идентификация; общечеловеческие ценности; поликультурный мир; личное нравственное самосовершенствование.

Человеку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Важно, как можно раньше научить ребенка следить за своим внешним видом, свободно, без стеснения общаться с другими людьми.

Программа «Школа хороших манер» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-2 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы.

Особенность изучаемого курса состоит в том, что размышляя о жизни, о своём собственном жизненном опыте и поведении, о своих возможностях, интересах, успехах, задачах, о своей взаимосвязи с другими людьми и ответственности перед собой и перед ними – не только самыми близкими, но и теми, кто отдалён от нас пространством и временем, ребёнок постигает это через собственное интеллектуальное и художественное развитие.

Смыслообразующие идеи программы:

  • наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;

  • умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;

  • умение принимать достойное решение – самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;

  • осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы и определённой компетентности;

  • умение быть самостоятельным – целостное проявление человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.

  • углубление внутрисемейных отношения, обогащение связи школы с семьёй, привлечение родителей к совместной работе с детьми.

Курс по воспитанию у ребёнка умений жить вместе и быть самостоятельными даёт возможность каждому высказаться, отстоять свою точку зрения, слышать друг друга, доносить своё сообщение до сверстников, адекватно реагировать на сообщение другого. На этих занятиях дети научатся размышлять о непростых вопросах, быть искренними, терпимыми, заинтересованными в поиске истины, уважения любого мнения, равноправия позиций, взаимной доброжелательности.

Основным методом реализации программы является познание самого себя, умение договариваться и жить в коллективе, быть коммуникабельным человеком, изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решение проблемных ситуаций.

Цель программы: воспитание грамотной культурной личности.

Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:

  • Ввести в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

  • Помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе овладеть умением общаться.

  • Организовать активную речевую деятельность учеников, в которой они постоянно будут применять полученные знания. Дети будут учиться слушать, говорить, сочинять.

  • Развивать чувство уместности высказывания, воспитывать внимание к той стороне речи, которая связана с добром, уважительным отношением к человеку, то есть формировать вежливую речь.

  • Разбудить творческое воображение учащихся. На занятии должно быть как можно меньше всякого рода запретов – больше свободы, фантазии.

  • Развить навыки общения и сотрудничества;

Воспитательные идеи программы:

  • Старайся делать добро.

  • Бойся обидеть человека.

  • Люби и прощай людей.

  • Поступай по отношению к другим, так как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

При изучении курса «Школа хороших манер», учащиеся начальной школы знакомятся с хорошими манерами, с правилами культурного поведения, которые человечество вырабатывало веками. Тонкости человеческого общения дети познают на основе разнообразного практического материала: на каждом уроке разыгрываются сценки из жизни с участием самих ребят, предлагаются просмотры выпусков тележурнала «Ералаш», отрывков из любимых мультфильмов по теме занятия.

Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение); практический; наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций).

Формы проведения занятий: беседа, диалог, речевая игра, ролевые игры, тестирование, инсценирование, практические занятия, конкурсы.

Мероприятия по подведению итогов реализации программы:

- Театрализация «Театр вежливых ребят»;

- Устный журнал «О невежах и вежливости»;

- Дискуссия «Семь наших «Я». Научись смотреть на себя со стороны»;

- Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».

Речевая культура – неотъемлемая часть культуры поведения. Потому, на каждом занятии вводятся слова, на произношение и употребление которых необходимо обращать особое внимание. Учащиеся ведут словарик таких «трудных» слов и выражений. К некоторым занятиям, по просьбе учителя, ребята сами подбирают такие слова на основе наблюдений за речью окружающих людей. На многих занятиях учитель обращает ребят к толковому и этимологическому словарю.

Занятия по программе «Школа хороших манер» предусматривают и выполнение творческих заданий. Дети сочиняют мини – рассказы «Традиции моей семьи», «Если бы я был учителем», «Как Мишутка стал вежливым»; учатся грамотно оформлять письма и поздравительные открытки, приглашения. Под руководством учителя пробуют составлять «невредные советы», их которых в конце года собирается «Справочник правил поведения».

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках, не стали исключением и занятия по программе «Школа хороших манер»

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Программа рассчитана на 64 занятия, которые проводятся 1 раз в неделю в 1 и 2 классах.









Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

  • значение этикета и навыков правильного общения;

  • культуру внешнего вида, правила гигиены;

  • правила жизни в обществе;

  • правила поведения в семейном кругу, отношения с близкими людьми;

  • культуру поведения в общественных местах;

  • особенности поведения в школе;

  • правильного питания, представление о вреде курения употребления алкоголя

  • правила гостеприимства;

  • правила дарения и получения подарков

  • правила оформления писем, поздравлений.

  • правила ведения переписки в сети Интернет

Учащиеся должны уметь:

  • вести себя дома, на прогулке, в театре, в кино, в музее, в транспорте.

  • следить за своим внешним видом, за своим здоровьем, соблюдать гигиену;

  • правильно общаться с незнакомыми и близкими людьми, разговаривать по телефону;

  • вести себя за столом, в гостях, пользоваться столовыми приборами;

  • общаться с одноклассниками и учителями, решать конфликтные ситуации.







Содержание программы

1 класс

30 часов (1 час в неделю)

Мы первоклассниками стали (3 часа). Зачем взрослые придумали школу. Особенности школьной одежды, отношение к учителю. Культура общения в школе. Построение взаимоотношений «учитель – ученик», «ученик – ученик». Ты и Вы. Слова и жесты. Рассказ о себе.

Правила настоящих друзей. (7 часов) Давайте познакомимся поближе. Учимся представляться. Мы – одноклассники, станем друзьями. Как научиться мириться. Волшебные слова – наши друзья и помощники. Слова приветствия и слова прощания. Слова выражения просьбы, благодарности, извинения. Ролевая игра «Если друг в беде». Правила взаимопомощи среди ребят. С кем приятно общаться?

Учимся договариваться (2 часа). Не быть грубым, уступать друг другу. Толерантность. Разговор сильного со слабым. Слова с выражением сочувствия, слова утешения. Культура спора. Решение ситуаций, уважение к окружающим, (словарь)

Твое настроение. (1 час) Как поднять себе настроение, способы самонастроя, отношение к окружающим

Дом и семья(3 часа). Портрет семьи. У себя дома, что хочу, то и ворочу? Не забывай о своих близких и родных. Отношение к близким, людям старшего поколения, соседям. Права и обязанности членов семьи. Помощь родителям. Разговор с младшим.

Уроки гигиены. (3 часа) Твой внешний вид. Умение владеть собой: жесты, мимика, походка, осанка. Правила ухода за кожей, глазами, зубами и т.д. Кое-что о правильном питании. Принципы здорового питания, понятие о полезной пище. Режим дня.

Поведение в общественных местах (5 часов). Общественный транспорт. Театр. Поликлиника. Магазин. Библиотека. Правила проезда, приобретения билета в театр, поведения в театре и других общественных местах. Регистрация в поликлинике, прием у врача. Общение с библиотекарем во время оформления читательского абонемента и в выборе книг для чтения. Общение в магазине. Экскурсия в библиотеку. Сюжетно – ролевые игры.

Как построить вежливый диалог (3 часа). Обращение к взрослому знакомому. Обращение к незнакомому человеку. Разговор с незнакомцем на улице. Разговор по телефону. Инсценировка телефонного разговора по книге С.А. Насонкиной «Уроки этикета» (глава «Что такое телефонный разговор»).

Братья наши меньшие (2 часа). Домашние питомцы. Правила поведения с животными. Разговор о животных и с животными.

Итоговое занятие (1 час). Театральное представление «Театр вежливых ребят».



2 класс

34 часа (1 час в неделю)



Речь – средство общения. (5часов) Речь - как средство передачи мыслей и чувств. Формы речевого этикета. Язык мой - друг мой. Учимся строить предложения. Волшебница речь. Час – общения «В гостях у дедушки Этикета».

В театре, в кино, в музее. (3 часа) Решение ситуаций. Правила театрального этикета (поведение до начала спектакля, во время и после окончания представления. В музее. Культура поведения во время экскурсии в музей, отношение к экспонатам.

Какую речь хочется слушать. (4часа). Чудесные превращения слов. Слова приветствия. Слова прощания. Слова выражения просьбы, благодарности. Типовые вопросы (Который час? Как пройти, проехать…? Где находится…? и др.). Сопутствующие сигналы: нерезкие жесты и движения, приветливая улыбка, вежливый тон.

Введение понятия «этикет», история этикета, виды этикета. (3часа). Что значит быть вежливым? «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть». Улыбнись улыбкою своею. Правила общения. Занятие - практикум «Скажи улыбкой».

«Ежели вы вежливы и к совести не глухи…» (3часа) Как учиться вежеству. Слово- это тоже поступок. Слова извинения. Этикет - тренинг «Сосчитай вежливые слова».

Красота внешняя и внутренняя (2часа). Правила хорошего тона, дурной тон. Помощники устного слова. Вредные и полезные привычки. Игра «Верю – не верю», вредное воздействие на организм курения, алкоголя, наркотиков

Этикетные выражения при знакомстве (2часа). Знакомство через посредника и без посредника. Сопутствующие этикетные выражения и знаки внимания (рукопожатие, вставание, поклон, улыбка). Соблюдение правил знакомства как условие хорошего впечатления о новом знакомом.

Умей понять другого (2часа). Уметь слушать собеседника. Слушали, услышали, прослушали. Тест – игра «Умеете ли вы слушать».

Слушаем – вдумываемся (3часа). Обучение слушанию. У меня зазвонил телефон… Решение ситуаций телефонного этикета, культура разговора по телефону, правила пользования сотовым телефоном в общественных местах и в школе. Говорящий взгляд.

Гостеприимство как национальная черта русских. (3часа). Мы идем в гости. Правила посещения и поведения в гостях, внешний вид гостя, столовый этикет, пользование столовыми приборами. Решение ситуаций. Приглашаем гостей. Законы гостеприимства, приглашение гостей, правила сервировки стола, чайная церемония, чем развлечь гостей. Решение ситуаций. Даты и торжества. Игровая программа «Быть хорошим хозяином совсем не просто». О подарках. Правила выбора, получения и дарения, оформление подарков. Цветочный этикет. Дарение цветов. О комплиментах. Дама и кавалер. Потанцуем? приглашение на танец, отказ от танца, «белый танец»

Пишите письма (2часа). Интернет и Этикет. Понятия «адресат-адресант». Обучение эпистолярному жанру. Как писать письма, поздравления. Приглашения. Правила оформления поздравительной открытки.

Раздели печаль и радость другого (1час). Общение с младшими, ровесниками и одноклассниками.

Итоговое занятие (1час). Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

Тема занятия

Содержание

Мы первоклассниками стали.

Зачем взрослые придумали школу. Особенности школьной одежды, отношение к учителю.

Мы первоклассниками стали

Культура общения в школе. Построение взаимоотношений «учитель – ученик», «ученик – ученик». Ты и Вы. Слова и жесты.

Мы первоклассниками стали.

Рассказ о себе. Мои увлечения.


Правила настоящих друзей.

Давайте познакомимся поближе. Учимся представляться.

Правила настоящих друзей.

Мы – одноклассники, станем друзьями. Как научиться мириться.

Правила настоящих друзей.

Волшебные слова – наши друзья и помощники.

Правила настоящих друзей.

Слова приветствия и слова прощания. Слова выражения просьбы, благодарности, извинения.

Правила настоящих друзей.

Ролевая игра «Если друг в беде».

Правила настоящих друзей.

Правила взаимопомощи среди ребят. Проектная деятельность. Работа в группах.

Правила настоящих друзей.

С кем приятно общаться? Обобщающее занятие.


Учимся договариваться.

Не быть грубым, уступать друг другу. Толерантность. Разговор сильного со слабым. Слова с выражением сочувствия, слова утешения.

Учимся договариваться.

Культура спора. Решение ситуаций, уважение к окружающим, (словарь).


Твое настроение.

Как поднять себе настроение, способы самонастроя, отношение к окружающим.


Дом и семья.

Портрет семьи. У себя дома, что хочу, то и ворочу?

Дом и семья.

Не забывай о своих близких и родных. Отношение к близким, людям старшего поколения, соседям.

Дом и семья.

Права и обязанности членов семьи. Помощь родителям. Разговор с младшим.


Уроки гигиены.

Твой внешний вид. Умение владеть собой: жесты, мимика, походка, осанка. Игра «На подиуме»


Уроки гигиены.

«В гостях у Мойдодыра». Правила ухода за кожей, глазами, зубами и т.д. Кое-что о правильном питании. Принципы здорового питания, понятие о полезной пище.

Уроки гигиены.

Режим дня.

Поведение в общественных местах.

Общественный транспорт. Правила проезда. Сюжетно – ролевые игры.


Поведение в общественных местах.

Поликлиника. Регистрация в поликлинике, прием у врача. Ролевая игра.

Поведение в общественных местах.

Магазин. Правила общения в магазине. Ролевая игра.

Поведение в общественных местах.

Библиотека. Общение с библиотекарем во время оформления читательского абонемента и в выборе книг для чтения Экскурсия в библиотеку.

Поведение в общественных местах.

Театр. Приобретение билета в театр, поведения в театре и других общественных местах.

Как построить вежливый диалог

Обращение к взрослому знакомому. Обращение к незнакомому человеку. Разговор с незнакомцем на улице.

Как построить вежливый диалог

Разговор по телефону. Инсценировка телефонного разговора по книге С.А. Насонкиной «Уроки этикета» (глава «Что такое телефонный разговор»).


Как построить вежливый диалог

Тренинг. (приложение № 1)

Братья наши меньшие.

Домашние питомцы. Правила поведения с животными. Разговор о животных и с животными. Конкурс рисунков.


Братья наши меньшие.

Рассказ о своих домашних друзьях.

Итоговое занятие.

Театральное представление «Театр вежливых ребят»










ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 класс

Тема занятия

Содержание

Речь – средство общения.

Возникновение речи. Языки народов мира.

Речь - как средство передачи мыслей и чувств.

Речь – средство общения.

Формы речевого этикета. Язык мой – друг мой.

Речь – средство общения.

Диалог и монолог. Ролевые игры.

Речь – средство общения.

Волшебница речь. Учимся строить предложения.

Речь – средство общения.

Час – общения «В гостях у дедушки Этикета».

В театре, в кино, в музее.

Правила театрального этикета (поведение до начала спектакля, во время и после окончания представления.

В музее. Культура поведения во время экскурсии в музей, отношение к экспонатам.

Решение ситуаций.

В театре, в кино, в музее.

Экскурсия в музей.

В театре, в кино, в музее.

Беседа с руководителем школьного театра.

Какую речь хочется слушать.

Чудесные превращения слов. Слова приветствия. Слова прощания. Ролевые игры.

Какую речь хочется слушать.

Слова выражения просьбы, благодарности. Типовые вопросы: Который час? Как пройти, проехать…? Где находится…? И др.). Сопутствующие сигналы: нерезкие жесты и движения, приветливая улыбка, вежливый тон.


Какую речь хочется слушать.

Конкурс чтецов.

Какую речь хочется слушать.

Просмотр видеофильма «Фильм. Фильм. Фильм». Обсуждение. Одни и те же слова можно сказать по-разному.

Что значит быть вежливым?

Тестирование. ( Приложение № 2)

Введение понятия «этикет», история этикета,

Этике́т (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе. Речевой этикет

Столовый этикет

Виды этикета.

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ЭТИКЕТ.

Правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах , переговорах.

ВОИНСКИЙ ЭТИКЕТ. Свод общепринятых в армии правил , норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах деятельности.

ОБЩЕГРАЖДАНСКИЙ ЭТИКЕТ. Совокупность правил, традиций и условностей , соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

СОВРЕМЕННЫЙ ЭТИКЕТ.

Регламентирует поведение людей в быту и на службе, в общественных местах и на улице , в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях , переговорах.



«Ежели вы вежливы и к совести не глухи…»

Как учиться «вежеству». Анкетирование. (Приложение № 3)

«Ежели вы вежливы и к совести не глухи…»

Слово - это тоже поступок. Слова извинения. Этикет - тренинг «Сосчитай вежливые слова».


«Ежели вы вежливы и к совести не глухи…»

Анализ ситуаций. Как бы поступили вы?

Всегда есть выбор.

Красота внешняя и внутренняя.

Правила хорошего тона, дурной тон. Помощники устного слова.

Красота внешняя и внутренняя.

Вредные и полезные привычки. Игра «Верю – не верю». Вредное воздействие на организм курения, алкоголя, наркотиков.

Этикетные выражения при знакомстве.

Знакомство через посредника и без посредника. Сопутствующие этикетные выражения и знаки внимания (рукопожатие, вставание, поклон, улыбка).

Этикетные выражения при знакомстве.

Соблюдение правил знакомства как условие хорошего впечатления о новом знакомом. Ролевые игры.

Умей понять другого.

Уметь слушать собеседника. Слушали, услышали, прослушали.

Умей понять другого.

Тест – игра «Умеете ли вы слушать».


Слушаем – вдумываемся.

Обучение слушанию. У меня зазвонил телефон… Решение ситуаций телефонного этикета, культура разговора по телефону.

Слушаем – вдумываемся.

Правила пользования сотовым телефоном в общественных местах и в школе (словарь). Говорящий взгляд.


Слушаем – вдумываемся.

Тренинг. Беседа с психологом.

Гостеприимство как национальная черта русских.

Мы идем в гости. Правила посещения и поведения в гостях, внешний вид гостя, столовый этикет, пользование столовыми приборами. Решение ситуаций.

Гостеприимство как национальная черта русских.

Приглашаем гостей. Законы гостеприимства, приглашение гостей, правила сервировки стола, чайная церемония, чем развлечь гостей. Даты и торжества. Игровая программа «Быть хорошим хозяином совсем не просто».

Подарки. Давайте потанцуем.

Правила выбора, получения и дарения, оформление подарков. Цветочный этикет. Дарение цветов. О комплиментах. Дама и кавалер. Потанцуем? приглашение на танец, отказ от танца, «белый танец»

Пишите письма.

Понятия «адресат-адресант». Обучение эпистолярному жанру

Интернет и Этикет.

Как писать письма, поздравления. Приглашения. Правила оформления поздравительной открытки.


Раздели печаль и радость другого.

Общение с младшими, ровесниками и одноклассниками.


Итоговое занятие.


Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».













ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА и ЭЛЕКТРОННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/vneurochnaya-deyatelnost-1-kl-rabochaya-programma-azbuka-eti

  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/programma-dopolnitelnogo-obrazovatelnogo

  • http://festival.1september.ru/articles/577109/

  • 1.«Этикет. Умение жить и вести себя в обществе» сост. Николаева Е.С. Петров А.Г.

  • 3. «Вредные советы» Г. Остер

  • 4.«Школа вежливости» – 1 кл. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.

  • 5.Все об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях.– Ростов н./Д: Изд-во «Феникс», 1995.

  • 6.Чиненный А.И., Стоян Т.А. Этикет на все случаи жизни. Учебно-практическое пособие. – М.: Изд-во «ГНОМ-ПРЕСС» – ВИУГУЛ, 1996.

  • 7. «Я познаю мир. Этикет во все времена» сост. Яковлев А.А.

  • 9.«Тридцать уроков здоровья» Обухова Л.А., Лемяскина Н.А.

  • http://www.etikets.ru

















Приложение № 1

Инструкция:
Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".

Текст:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я...

2. Если кто-то надо мной смеется, то я...

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я...

4. Когда меня постоянно перебивают, то я...

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я...


Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.


Приложение № 2

Инструкция:
Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3 балла; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2 балла; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мной высказывание". Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д.

Текст вопросов:

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

8. Мне приятно делать людям радость.

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.


Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы,

в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с

баллом.
Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т.д.


Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже

среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.



Приложение № 3.


"Я прочитаю вам 4 вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"

Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я.

A) Пытаюсь ему помочь.

Б) Думаю о том, что могло произойти.

В) Не обращаю внимания.


2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7 и говорит,

что у него нет такой игры.

A) Я скажу ему, чтобы он не приставал.

Б) Отвечу, что не могу ему помочь.

В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

Г) Пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.


3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

А) Я не обращу внимания.

Б) Скажу, что он размазня.

В) Объясню, что нет ничего страшного.

Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.


4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

A) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

Б) Обижусь в ответ.

В) Докажу ему, что он не прав.


Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 4 балла - высокий уровень 2, 3 балла - средний уровень, 1 балл - низкий уровень.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!