СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по плаванию «Путь к здоровью»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа занятий по плаванию «Путь к здоровью», для учащихся 11-12 лет составлена на основании плана внеурочной деятельности в соответствии с целями и задачами школы  и Государственным требованиям к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса  «Готов к труду и обороне». 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по плаванию «Путь к здоровью»»



Муниципальное образование «Новоспасский район» Ульяновской области

Муниципальное образовательное учреждение

средняя школа №1 р.п. Новоспасское


























Автор:

МОУ СШ №1 р. п. Новоспасское

учитель физической культуры

высшей квалификационной категории

Горина Наталья Сергеевна

















2016 год

Паспорт программы

Наименование

Программы

«Путь к здоровью»

Исполнитель

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа№1, Новоспасского района, Ульяновской области.

Цель Программы

Способствовать овладению жизненно необходимым навыком плавания через активизацию интереса к внеурочному занятию « Плавание».


Задачи программы

*Укреплять здоровье и закаливать организма учащихся.

*Овладеть жизненно необходимым навыком плавания.

* Обучить основам техники всех способов плавания и широкому кругу двигательных навыков.

* Развивать физические качества: выносливость, быстроту, скорость, силовые и координационные возможности.

*Способствовать формированию у учащихся осмысленного понимания необходимости выстраивания собственного здорового образа жизни, посредством занятий плаванием.

* Воспитывать морально-этические и волевые качества.

*Подготовить учащихся к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) – III степени (возрастная группа 11-12 лет)



Нормативно­правовые основания для разработки Программы

-Конституции РФ;

-Конвенции о правах ребенка;

-Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка"';

-Закон Российской Федерации «Об образовании»;

-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего, среднего (полного) образования;

-Письма Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 года № 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования», от 12.05.2011года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»,

-СанПиН. 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно- воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

- СанПиН. 2.4.2.2821-10 «Санитарно эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление от 29.12.10 г. № 1 89, зарегистрировано в Минюсте 03.03.2011г. № 19993).

-Указ Президента Российской Федерации «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» 24 марта 2014год №172.;

- Постановление Правительства Российской Федерации о «Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) от 11 июня 2014г. №540.;

- Приказ. Министерство физической культуры и спорта Ульяновской области «О комплексе мер по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в Ульяновской области. От 11.09.2015 года №19.

Место реализации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС "ЦЕНТР-ЮГ"- бассейн. Юридический адрес: 433870, Ульяновская область, р.п. Новоспасское, ул. Мира, д. 66.



Срок реализации

2016год

Система организации контроля над реализацией Программы

Контроль над реализацией программы осуществляется директором МОУ СШ№1 Головченко Г.В... зам. Директора по УВР Юдина Н.С. и родительский комитет школы.


Содержание.


1. Пояснительная записка


4 стр.

2.Учебно-тематический план.


7 стр.

3. Содержание программы.


7 стр.

4. Календарно- тематическое планирование.


14 стр.

5. Планируемые результаты изучения раздела (темы).


17 стр.

6. Прогнозируемые воспитательные результаты и эффекты деятельности учащихся.


18 стр.

7. Ожидаемые результаты и способы их проверки.


19 стр.

8. Ресурсное обеспечение программы.

20 стр.



9. Литература.

21 стр.


10. Приложение.


Государственные требования к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) – III степени (возрастная группа 11-12 лет).


22 стр.

























Программа внеурочной деятельности «ЗОЖ»

(плавание)

Пояснительная записка

Рабочая программа занятий по плаванию «Путь к здоровью», для учащихся 11-12 лет составлена на основании плана внеурочной деятельности в соответствии с целями и задачами школы и Государственным требованиям к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Нормативно­-правовые основания для разработки программы:

-Конституции РФ;

-Конвенции о правах ребенка;

-Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка"';

-Закон Российской Федерации «Об образовании»;

-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего, среднего (полного) образования;

-Письма Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 года № 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования», от 12.05.2011года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»,

-СанПиН. 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

- СанПиН. 2.4.2.2821-10 «Санитарно эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление от 29.12.10 г. № 1 89, зарегистрировано в Минюсте 03.03.2011г. № 19993);

-Указ Президента Российской Федерации «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» 24 марта 2014год №172.;

-Постановление Правительства Российской Федерации о «Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) от 11 июня 2014г. №540.;

- Приказ Министерства России от 08 июля 2014г. №575 об утверждение «Государственные требования к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса (ВФСК) «Готов к труду и обороне» (ГТО)»;

- Приказ. Министерство физической культуры и спорта Ульяновской области «О комплексе мер по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в Ульяновской области. От 11.09.2015 года №19.

Программа конкретизирует содержание предметных тем и показывает распределение часов по разделам курса. Согласно плану внеурочной деятельности МОУ СШ № 1 программа реализуется в рамках спортивно - оздоровительного направления для учащихся 11-12 лет. На реализацию программы отводится 36 часов, из расчёта 1 час в неделю. В течение учебного года на занятия с группой отводится 36 аудиторных часов. В рамках секции организована работа 1-ой группы. Количественный состав - 20 учащихся в 1 группе. Набор осуществляется на добровольной основе.

Программа будет реализовываться в течение учебного года.

Актуальность и практическая значимость программы заключается в том, что Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс является основой нормативных требований к физической подготовке учащихся средней школы, определяющей уровень физической готовности к труду и обороне Родины. Подготовка и выполнение нормативов, испытаний и требований комплекса ГТО обеспечивается систематическими занятиями по программе физического воспитания в школе, спортивным мероприятиям и соревнованиями по видам спорта. Рабочая программа « Путь к здоровью» помогает реализовать выполнение нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» по плаванию – III степени в возрастной группе 11-12 лет.

Учащиеся имеют большой интерес к занятиям плаванием - это тот вид спорта, в котором развиваются гармонично все группы мышц одновременно, могут приобрести жизненно необходимый навык, в условиях школы. Плавание один из самых сложных координационных видов деятельности человека и развивать это физическое качество лучше с детства. Систематические занятия плаванием способствуют формированию правильной осанки, прививают гигиенические навыки, закаливают организм, повышая его сопротивляемость различным простудным заболеваниям. Поэтому плавание очень полезно и детям с ослабленным здоровьем. На внеурочном занятии плаванием, каждый учащийся может заниматься независимо от уровня его физической подготовленности или уровня двигательных умений, плавание способствует развитию этих качеств.



Цель: Способствовать овладению жизненно необходимым навыком плавания через активизацию интереса к внеурочному занятию « Плавание».

Задачи:

1. Укреплять здоровье и закаливать организма учащихся.

2. Овладеть жизненно необходимым навыком плавания.

3. Обучить основам техники всех способов плавания и широкому кругу двигательных навыков.

4. Развивать физические качества: выносливость, быстроту, скорость, силовые и координационные возможности.

5. Способствовать формированию у учащихся осмысленного понимания необходимости выстраивания собственного здорового образа жизни, посредством занятий плаванием.

6. Воспитывать морально-этические и волевые качества.

7. Подготовить учащихся к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) – III степени (возрастная группа 11-12 лет)







Отличительные особенности программы:

- содержание ее доступно для учащихся; 
- реализация программы способствует созданию зоны комфорта и повышению эмоционального фона;
- программа дает возможность работы с учащимися, имеющими разный уровень физической подготовленности;
- проведение занятий по данной программе позволяет подбирать нагрузку  и чередовать ее  в оздоровительных целях;
- программа предполагает приобретение учащимися опыта индивидуальной и коллективной работы;

-по окончанию курса возможность выполнить норматив Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) – III степени в возрастной группе 11-12 лет.


В процессе обучения выбирают и применяют те средства и методы, с помощью которых можно быстрее и эффективнее решить поставленные задачи, а также формировать устойчивый интерес, мотивации к занятиям плаванием и здоровому образу жизни.

Программой предусматривается теоретический и практический курс занятия. Для развития специальных физических качеств необходимых для занятия плаванием. Основная форма организации занятий плаванием является внеурочное занятие. Внеурочное занятие проводится с использованием фронтального, группового, поточного и других методов, но с учетом специфических условий. Выбор зависит от поставленных задач, уровня физической подготовки учащихся группы.

Формы и методы работы:

  • - индивидуальные;

  • - групповые;

  • - работа в парах, в тройках, в четвёрках;

  • - обсуждение результатов;

  • -соревнования;

  • - подведение итогов.


Универсальные учебные действия

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться высказывать своё предположение (версию);

  • с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания упражнений;

  • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану;

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы учащихся;

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других.




Личностные результаты

  • владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития, здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения.

  • способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;

  • владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.


Формы аттестации воспитанников

  • Входящий контроль включает в себя тестирование (мониторинг), позволяющее сформировать необходимые сведения об уровне подготовки ребёнка

  • Промежуточный контроль (соревнование) проводится в середине года, позволяет отследить уровень физической подготовки за пол - года.

  • Итоговый контроль: мониторинг физического развития, соревнования.

  • Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей:

соревнования, мониторинг физического развития учащихся.

Протоколы соревнований, сводные ведомости выполнения нормативов комплекса ГТО являются отчетными документами работы по комплексу ГТО. Норматив считается выполненным, если участник показал результат, равный или превышающий установленного Государственным требованиям к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».










Учебно-тематический план


Раздел

Количество часов

Практ.

Теорет.

1

Кроль на груди

6


2

Кроль на спине

6


3

Брасс

6


4

Старты

5


5

Повороты

5


6

Игры на воде

*


7

Эстафеты

*


3

Соревнования

2


4

Развитие гибкости, силы, выносливости

4


5

Теория


2


ИТОГО

36



Содержание программы

Кроль на груди

Техника плавания кролем на груди.

Кроль - самый быстроходный способ плавания. Техника движений кролем очень близка другим кролевидным способам плавания - кролю на спине и дельфину. Поэтому кроль широко применяется при обучении плаванию особенно детей и подростков.

Положение тела и головы.

При плавании кролем тело пловца почти горизонтально лежит на поверхности воды, лицо опущено в воду. Во время вдоха голова пловца поворачивается в сторону.

Движение ног.

Ноги пловца, слегка согнутые в коленях, выполняют непрерывные ритмичные движения снизу-вверх и сверху-вниз навстречу друг другу. Эти движения производятся от бедра с одинаковым размахом ног, не превышая 30-40 см. При правильном движении ног на поверхности воды появляются только пятки, оставляя за собой брызги и пенистый след.

Движение рук.

Руки пловца работают попеременно: когда одна рука делает гребок, другая проносится над водой; когда одна рука заканчивает гребок у бедра и вынимается из воды, другая рука заканчивает движение над водой и входит в воду. Пловец продвигается вперед в основном за счет гребков руками, поэтому рабочую – подводную часть гребка нужно стараться удлинять, продолжая гребок от бедра.

Во время гребка рука, слегка согнутая в локте, с постепенным ускорением движется назад. Гребковые движения руками должны проходить под грудью и животом кролиста. Во время гребка рука пловца, особенно кисть , должна быть жесткой и напряженной. Пловец должен чувствовать , что он продвигается вперед, опираясь и отталкиваясь ладонью о плотный предмет.

Дыхание.

При плавании кролем лицо большую часть времени находится в воде, поэтому для вдоха пловец поворачивает голову направо или налево. Дыхание пловца обычно согласуется с работой одной из рук. Вдох делается через рот во время конца гребка, когда рука вынимается из воды. Выдох продолжается до тех пор, пока рука, под которую делается вдох, снова придет в положение окончания гребка. Выдох в воду начинается сразу после вдоха и делается непрерывно через слегка приоткрытый рот.

Согласование движений.

Кролист продвигается вперед за счет непрерывных попеременных гребков руками и непрерывных ритмичных движений ногами. При плавании кролем на каждые два гребка руками приходится часть ударов ногами. Кролист делает вдох в конце каждого гребка руки, под которую он дышит, т.е. на шесть ударов ногами и два гребка руками приходится один вдох.


Кроль на спине

Техника плавания кролем на спине.

Техника плавания кролем на спине очень похожа на плавание кролем на груди. Одна и та же координация движений , схожая работа ног и рук и более легкая техника дыхания- не нужно поворачивать голову и делать выдох в воду—позволяет новичкам быстрее осваивать кроль на спине по сравнению с кролем на груди.

Положение тела и головы.

При плавании кролем на спине пловец лежит у самой поверхности воды почти горизонтально. Затылок в воде, над водой находится только его лицо.

Движение ног.

Ноги работают так же, как в кроле на груди. Однако при плавании на спине колени сгибаются несколько больше, чем в кроле на груди, после чего идет активное разгибание колен, продвигающее пловца вперед. При правильной работе ног на поверхности воды появляется фонтанчик от стоп.

Движение рук.

Руки пловца работают попеременно: когда одна рука делает гребок, другая проносится над водой. Когда одна рука заканчивает гребок у бедра и вынимается из воды, другая рука заканчивает движение над водой и входит в воду. Во время гребка рука слегка сгибается в локте, но остается все время напряженной, особенно кисть. Гребок проводится по направлению к бедру.

Дыхание.

Так как лицо пловца при плавании на спине находится над водой, то техника дыхания очень проста. Дыхание согласуется с движениями рук. Вдох делается в момент окончания гребка и выноса рук из воды, выдох продолжается все остальное время до тех пор, пока рука, под которую делается вдох, снова придет в положение у бедра.

Согласование движений.

Пловец продвигается вперед за счет попеременных гребков руками и непрерывных движений ногами. При плавании на спине на каждые два гребка руками приходится шесть ударов ногами.

За это время пловец успевает сделать вдох и выдох.



Брасс

Техника плавания брассом.

Брасс наиболее тихоходный среди других спортивных способов, однако велико его прикладное значение. Бесшумность передвижения, хороший обзор, мощные движения ногами, возможность преодолевать большие расстояния позволяют пловцу применять все это при спасении транспортировке пострадавшего и т.д.

Положение тела и головы.

При плавании способом брасс пловец лежит почти горизонтально у поверхности воды, руки выпрямлены, ладони вниз, голова между рук, лицо опущено в воду, ноги прямые, не напряжены, пятки у поверхности воды, стопы повернуты немного внутрь. При этом таз не опускать, в пояснице не прогибаться, мышцы спины не расслаблять.

Из этого исходного положения выполняют гребок руками в стороны-вниз-назад, затем медленно подтягивают пятки к ягодицам. Голову приподнимают так, чтобы рот был над поверхностью воды, и можно было сделать вдох. Когда ноги подтянуты и голени разведены в стороны, надо быстро убрать локти под грудь и вывести руки вперед к поверхности воды. Одновременно с выведением рук выполняется сильный толчок ногами. На одно движение руками и толчок ногами делается вдох и выдох.

Движение ног.

После скольжения, когда прямые ноги соединены, носки оттянуты, а пятки находятся у поверхности воды, ноги свободно, не напрягаясь, одновременно и симметрично сгибают в коленных и тазобедренных суставах, колени разводят в стороны, примерно на ширину плеч. Стопы начинают приближать к ягодицам, пятки у поверхности воды. К концу подтягивания для уменьшения сопротивления голени и стопы скрыты за бедрами и подтягиваются не быстро.

Движение рук.

После скольжения- руки выпрямлены, ладони вниз, голова между рук, лицо в воде, тело лежит свободно и ровно. Из этого положения руками делают рабочее движение- гребок. Развернув ладони в сторону-наружу ( большими пальцами вниз ), движения руками в стороны-вниз-назад одновременно и симметрично.

Дыхание.

Дыхание зависит от движений руками и согласуется с движениями ногами. Вдох выполняют через рот во второй половине гребка, когда плечи пловца принимают наиболее высокое положение. В этот момент пловец приподнимает голову и , когда рот окажется над поверхностью воды, делает вдох. Затем опускает голову и выполняет выдох ( через рот и нос ) в воду, который продолжается до следующего вдоха. Вдох надо выполнять быстро, но глубоко. Тело при этом не поднимать, достаточно движения головой вверх-назад. Выдох делать беспрерывно, когда руки выводятся вперед.

Согласование движений.

Руки обеспечивают первоначальное продвижение пловца вперед. С работой рук согласуется выполнение вдоха. Когда руки разводят в стороны-назад, голова пловца приподнимается и , как только рот оказывается над водой, следует вдох.

В момент окончания гребка начинается подтягивание ног. Одновременно с выведением рук вперед пловец выполняет толчок ногами и скользит в воде.







Старты. Классический


По свистку или команде «Занять места!» пловцы встают на тумбочки. По команде «На старт!» они принимают исходное положение: стопы располагаются параллельно друг другу на ширине тазобедренных суставов (15-25 см), пальцы ног захватывают край стартовой тумбочки. Угол сгибания ног в коленях может достигать от 100° до 160°. Перед самим толчком пловцу необходимо выполнить ещё более глубокое подседание.

ВАЖНО! Угол сгибания ног в 90° и ниже не увеличивает силу толчка и ведёт к потере времени.

Наклон туловища вперёд определяется углом между корпусом и передней поверхностью бёдер (от 10° до 60°) и выполняется , чтобы центр тяжести пловца при устойчивом положении стоп приходился на передний край тумбочки. Голова опущена, лицо обращено вниз. Расположение рук зависит от того, будет ли использоваться их маховое движение для увеличения силы толчка. Прямые руки, опущенные вниз и ухватившиеся за край тумбочки. При слабом махе руки сгибаются под углом в 110-130° и также располагаются впереди-внизу.

Обычно же руки отводятся назад-вверх и немного в стороны, чтобы во время прыжка с тумбочки спортсмен выполнил ими энергичный мах вниз-вперёд, т. е. — в направлении толчка. Многие используют круговые маховые движения руками по схеме: вверх-назад-вниз-вперёд.


Сразу после выстрела или команды «Марш!» начинается подготовительный этап старта: корпус и ноги пловца подаются вперёд. Пальцы ног всё ещё захватывают край тумбочки. Одновременно начинается работа рук: при использовании пловцом классического варианта старта, его руки отпускают край тумбочки. Спортсмены, использующие маховое движение, выполняют руками мах вниз-вперёд. Ноги в коленях сгибаются до угла около 90°.


Следует вдох, пловцы поднимаются на носки. Ноги начинают распрямляться, руки идут вперёд. Тело всё больше падает вниз и вперёд. Начинается толчок, пловцы отталкиваются от тумбочки сразу обеими ногами. При задействовании маха руками толчок начинается в момент прохождения рук мимо коленей.












Вход в воду происходит под углом от 20° до 30°. Оптимальный угол вхождения тела пловца в воду — 27-30°. Это обеспечивает минимальную глубину погружения — 40-60 см, наивысшую скорость и длину скольжения.

Если же угол входа будет большим, то последующее скольжение будет направлено вглубь, что приведёт к потере времени на выходе к поверхности. При меньшем угле входа может произойти удар тела пловца о воду. Это, в свою очередь, ведёт к потере энергии.

Само скольжение выполняется по базовой схеме: голова находится между традиционно сложенными и вытянутыми вперёд руками, тело распрямлено, пальцы ног оттянуты. Глубина — 40-60 см. Её можно регулировать положением ладоней и тела.








Легкоатлетический


При легкоатлетическом старте пловец, стоя на стартовой тумбочке, более сильную ногу ставит на передний край тумбочки, а толчковую ногу, приподнятую на носок, на задний край. Пальцами рук пловец держится за передний край тумбочки, располагая центр тяжести своего тела поближе к воде, и направляет взгляд на подъем ноги. При команде старт пловец выпрямляет голову, плечи, спину, руки вытягивает вперед, выпрямляет толчковую ногу и отталкивается от тумбочки. При входе в воду руки вытягиваются вперед над головой и складываются одна над другой, часть дистанции пловец проходит под водой.









После скольжения (6-8 м) пловец переходят непосредственно к плаванию. Процесс перехода определяется стилем плавания. В кроле,   сначала начинают работать ноги, а когда тело пловца приблизится к поверхности воды, начинаются рабочие движения рук, и осуществляется первый вдох.

В брассе сначала начинают работать руки. Первый гребок производится ещё при нахождении тела на глубине и выполняется до уровня бёдер. Второй — обычный гребок на поверхности воды. Во время его выполнения осуществляется первый вдох.

Правильно поставленная и отточенная техника старта в плавании  играет огромную роль, насколько грамотно выполнен старт с тумбочки  и вхождение в воду, во многом зависит скорость, с которой пловцы начинают заплыв.






Повороты

Техника поворота при плавании кролем на груди


Открытый поворот.  Этот поворот можно делать в любую сторону. При выполнении поворота в правую сторону пловец подплывает к стенке с вытянутой вперед левой рукой, которую он располагает у поверхности воды так, чтобы ладонь коснулась стенки бассейна против правого плечевого сустава. По инерции тело пловца приближается к стенке, левая рука сгибается в локтевом и плечевом суставах, а правая рука, закончив гребок, располагается вдоль туловища. В этот момент ноги начинают сгибаться в суставах и производится выдох. Вращение. Для выполнения вращения пловец, опираясь о стенку согнутой рукой, делает подгребающее движение правой рукой, для чего сгибает ее в локтевом суставе и направляет в противоположную направлению вращения сторону к средней линии тела. Одновременно с этим ноги продолжают сгибаться в коленных и тазобедренных суставах, и пловец принимает положение неплотной группировки. В момент, когда пловец повернулся направо, примерно на 90°, продолжая опираться о стенку левой рукой и помогая вращению тела, он производит вдох, поднимая для этого из воды голову и поворачивая ее налево. Продолжая вращение, пловец ставит ноги на стенку (пальцы ног располагаются на одном уровне с туловищем на глубине 20-30 см). Голову опускает в воду, левую руку присоединяет к правой, выпрямляет руки в локтевых суставах и выводит вперед, голову располагает между руками, а подбородок прижимает к груди.


Техника поворота при плавании на спине
В этом способе плавания широко распространен простой открытый поворот, где вращение выполняется вокруг переднезадней оси . http://to-swim.ru/doc/Navigation-Equipment/Swimming-Technology-turns-25.jpg До касания рукой поворотного щита пловец не имеет права переворачиваться на грудь. Направление поворота определяет та рука, которая первой коснется стенки бассейна. Если первой коснулась правая рука, то поворот выполняется в правую сторону, если левая, то в левую. Подплывание к стенке. Пловец должен коснуться стенки бассейна у самой поверхности воды любой согнутой в локтевом суставе рукой. При этом ладонь поворачивается в сторону поворота, а тело до касания стенки рукой должно быть обязательно в положении на спине. Когда одна рука коснется стенки бассейна, другая в этот момент, закончив гребок, находится у бедра. Вращение. После касания стенки рукой пловец группируется, сильно сгибая ноги в коленных и тазобедренных суставах и продвигая их в воде через сторону к стенке бассейна. Вращению тела помогают руки: одна рука сильно опирается о стенку бассейна, а другая производит подгребающее движение в воде. Продолжая вращение, пловец выполняет вдох, выводит вперед руку, которая подгребала в воде, снимает опорную руку со стенки и выносит ее вперед, ставит стопы на стенку, располагая их параллельно друг другу на ширине таза под поверхностью воды, и соединяет руки за головой.

Толчок и скольжение. После постановки ног на стенку бассейна голова и туловище пловца немного притапливаются, а затем следует сильный толчок ногами, который заканчивается активным движением в голеностопных суставах. Тело скользит под водой на глубине 30-40 см.

Начало плавательных движений и выход на поверхность осуществляются так же, как после старта из воды.


Техника поворота при плавании брассом

При плавании этим способам пловцы обязаны при выполнении поворотов касаться стенки бассейна обеими руками одновременно, сохраняя при этом горизонтальное положение плеч.

Открытые повороты. Пловец подплывает к стенке и касается ее одновременно двумя руками, затем сгибает ноги в коленных суставах, а руки в локтевых, и туловище приближается к стенке.


Игры на воде.


«Водолазы»

Ведущий опускает на дно несколько хорошо видимых предметов под водою. Игроки по очереди ныряют, доставая предметы со дна. Выигрывает тот ребенок, который достанет больше всех предметов за один раз.


«Карлики – Великаны»

Дети стоят по пояс в воде. Ведущий дает сигнал, выкрикивая слово: «Карлики!». Все садятся в воду. За сигналом: «Великаны!» - все игроки подпрыгивают вверх. Тот, кто ошибется, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остался.


«Мяч за черту»

Игроки двух команд входят в воду и выстраиваются у противоположных бортиков бассейна лицом к середине. Бортик является для них в игре линией дома, который они защищают. Руководитель бросает мяч на середину между командами. Игроки плывут к нему и, завладев мячом, начинают перебрасывать между собой, стараясь не отдать его противнику. Задача состоит в том. Чтобы приблизиться к дому противника и коснуться мячом бортика бассейна. Игра длится 10 минут. Выигрывает команда, сумевшая большее числа раз коснуться мячом дома противника.


«За мячом в воду»

Участвуют две команды, которые устраиваются на бортиках бассейна лицом к воде. В руках у первых номеров - резиновые мячи средних размеров. По сигналу ведущего они бросают их вперед, а затем прыгают в воду и плывут к мячам. Но не к своему мячу, а к мячу, который бросил противник. Достигнув мяча, игрок плывет с ним (ведя перед собой) к месту построения команд и передает в руки второго номера. Приплывший первым получает для своей команды одно очко. Таким образом, чтобы победить, надо не только хорошо плавать, но и далеко бросать мяч. Побеждает команда, набравшая больше очков.


«Качели»

Пловцы держатся за руки (лицом друг к другу). Первый играющий, сделав вдох, опускается вертикально вниз под воду с открытыми глазами. В момент погружения он обхватывает руками колени второго играющего и тянет его под воду. Это дает возможность первому играющему подняться над поверхностью воды и сделать вдох. В свою очередь, пловец, которого погрузили в воду, тянет своего партнера за ноги вниз, а сам всплывает на поверхность. Попеременное погружение игроков проделывают 4 - 6 раз.


«Пятнашки»

Игроки стоят в кругу на расстоянии вытянутых рук от водящего, который расположился в центре. Водящий по сигналу взрослого начинает салить тех, кто не успел нырнуть в воду. Вынырнувших салить нельзя.


«Дельфины»

Пластмассовые обручи связывают друг с другом, чтобы образовалась дорожка. Возле каждой такой дорожки из 6-10 обручей выстраиваются в колонны играющие. По сигналу первый в колонне подныривает под первый обруч, а другой обруч преодолевает сверху. Таким образом, то ныряя, то скользя по поверхности, игрок преодолевает всю дорожку. Достигнув противоположного бортика, игрок поднимает вверх лежащий там флажок. Это сигнал второму игроку начать движение вперед. Руководитель и его помощники следят за тем, чтобы дорожка преодолевалась правильно. Если игрок, не показываясь на поверхности, пронырнёт между двумя обручами, команде начисляется штрафное очко. Победа команде засчитывается в том случае, если она закончила игру первой при наименьшем числе ошибок.




Календарно-тематическое планирование


урока

Кол.

часов



Тема

Требования к уровню

подготовленности

обучающихся


План

Факт


1

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ, гигиена, правила поведения в бассейне.

Знать и применять правила поведения в бассейне, личная гигиена




2-3










2

Кроль на груди, развитие физических качеств. Дыхательные упражнения вводу.

Игра «Карлики и Великаны»

Овладеть техникой дыхания. Иметь представление о технике плавания кролем на груди и спине.



4

1

Кроль на груди, работа ног и ритм дыхания, развитие физических качеств.

Эстафета с доской.

Овладеть техникой работы ног при кроле на груди и спине.



5-6

2

Кроль на груди, движение рук и выдох в воду.

Игра «За мячом в воду»

Демонстрировать технику плавания кролем на груди.

Активно участвовать в игре.



7-8

2

Кроль на груди и спине, работа рук и ритм дыхания, развитие физических качеств

Овладеть техникой плавания кролем на груди и спине, исправлять ошибки и анализировать выполнение других плацев.



9-10

2

Кроль на груди и спине, скольжение.

Игра «Мяч на черту»

Демонстрировать технику плавания кролем на груди и спине, соблюдать технику безопасности во время игры.



11-12

2

Кроль на спине, скольжение.

Эстафета с доской.

Совершенствовать технику плавания кролем на спине, устранять ошибки и демонстрировать умение выполнять элементы плавания с доской в эстафете.



13-14

2

Брасс, ритм дыхания и работа рук и ног.

Иметь представление техники плавания брассом, отрабатывать ритм дыхания, работу рук и ног.



15-16

2

Брасс, ритм дыхания и работа рук и ног.

Игра «Дельфины»

Иметь представление техники плавания брассом, отрабатывать ритм дыхания и работы руки ног.



17

1

Брасс, ритм дыхания и работа рук и ног.


Погружаться с головой под воду, открывать глаза, 3-8 количество раз.



18

1

Комплексное плавание. Эстафета с доской, и элементами плавания краля и брасса.

Отрабатывать гребковые попеременные, и одновременные движения рук и ног



19-20

2

Старт. Обучение техники старта, входа в воду сидя на бортике.

Игра «Торпеда».

Выполнять и исправлять технические ошибки во время обучения старта сидя на бортике, входу.



21-22

2

Классический старт с бортика и стартовой тумбочки.

Игра «Качели»

Иметь представление и овладеть техникой классического старта. Отрабатывать скоростно-силовые качества. Соблюдать технику безопасности во время игры.



23

1

Легкоатлетический старт.

Игра «Дельфины».

Описывать отличие между классическим и легкоатлетическим стартом. Отрабатывать технику работы ног и рук, вход в воду, скольжение под водой и переход в плавание кролем на груди и брассом.



24

1

Вводное занятие. Ознакомление с правилами соревнований.

Инструктаж по ТБ

Соблюдать правила поведения в бассейне, личная гигиена.




25

1

Обучение техники открытого поворота после кроля на груди.

Овладеть техникой открытого поворота после кроля на груди. Видеть и устранять ошибки.



26

1

Техника поворота при плавании брассом.

Овладеть техникой открытого поворота при плавании брассом. Видеть и устранять ошибки.



27

1

Техника поворота при плавании на спине.

Овладеть техникой поворота при плавании на спине. Видеть и устранять ошибки.



28

1

Эстафета с открытым поворотом при плавании кролем на груди и спине, брассом.

Демонстрировать технику открытого поворота.



29

1

Развитие выносливости кроль на груди 100м.

Демонстрировать выносливость во время плавания кролем на груди.



30

1

Развитие выносливости брасс 100м.

Демонстрировать выносливость во время плавания брассом.



31-32

2

Развитие скоростных качеств 4х25м.

Эстафета с предметами.

Распределять силу во время плавания кролем на груди и спине, при выполнении скоростных упражнений.



33-34

2

Комплексное плавание. Развитие гибкости, силы. Старты, повороты, скольжение.

Игра «Ворота»

Отрабатывать технику плавания и устранять ошибки во время комплексного плавания. Демонстрировать в игре умение открывать глаза под водой.



35

1

Соревнования и выполнение нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) – III степени (возрастная группа 11-12 лет)


Соблюдать правила соревнований, демонстрировать физическую подготовку.



36

1

Комплексное плавание. Игры по желания учащихся.

Демонстрировать умение технично плавать, стартовать с стартовой тумбочке, выполнять повороты и скольжения.



Итого 36 часов















Планируемые результаты изучения раздела (темы)


Содержание раздела (темы)


Планируемые результаты изучения раздела (темы)

1

2

Раздел «Кроль»

Кроль на груди, на спине. Развитие скоростно-силовых качеств

Техника плавания кролем.

12ч.

Объяснять правильность выполнения движений рук и ног кролем по элементам на груди, на спине; согласовывать движения рук и ног с дыханием при плавании кролем на груди. Использовать понятия способа плавания кролем. Показывать примеры правильного выполнения задания. Выполнять упражнения на дыхание. Оценивать выполнения упражнений. Развивать скоростно-силовые качества.

Раздел «Брасс»

Техника плавания брассом в координации.

Скоростное плавание.

6ч.

Объяснять правильность выполнения движений рук и ног брассом по элементам на груди, на спине; согласовывать движения рук и ног с дыханием при плавании брассом на груди. Использовать понятия способа плавания брассом. Показывать примеры правильного выполнения задания. Выполнять упражнения на дыхание. Оценивать выполнения упражнений. Развивать скоростно-силовые качества.

Раздел «Старты»

Техника выполнения старт с тумбочки.

5ч.

Объяснять правильность выполнения движений рук и ног во время старта, согласовывать движения рук и ног. Различать виды старта и демонстрировать их. Использовать понятия старта. Показывать примеры правильного выполнения задания. Тренировать и выполнять упражнения на дыхание. Оценивать выполнения упражнений. Развивать скоростно-силовые качества.

Раздел «Повороты»

Техника выполнения поворотов при разных видах плавания.

5ч.

Иметь представление о технике поворота при разных способах плавания. Объяснять правильность выполнения движений рук и ног во время поворота, согласовывать движения рук и ног во время выполнения поворота. Демонстрировать и исправлять допущенные ошибки. Показывать примеры правильного выполнения упражнений. Выполнять упражнения на дыхание. Оценивать выполнения упражнений и устранять ошибки. Развивать скоростно-силовые качества.

Раздел «Развитие гибкости, силы, выносливости»

Скольжения. Техника прыжка.

Техника ныряния.

Ныряние на дальность.

Проплывание под водой.

Силовые и скоростно-силовые упражнения

4ч.

Выполнять различные способы прыжков в воду. Тренироваться в выполнении ныряния с бортика и из воды. Задерживать дыхание под водой и проплывать определенное расстояние. Развивать гибкость, силовые качества.

Раздел «Игры на воде» и «Эстафета»

Во время занятий.

Принимать активное участие в играх и эстафетах.




Раздел «Теория»

Правила поведения в бассейне, гигиена.Техника безопасности.

2ч.

Разучить правила поведения в бассейне, гигиенические требования, технику безопасности на занятиях плаванием.


Раздел «Соревнования»


Соревнования

Проверить свои результаты при сдаче нормативов.


Прогнозируемые воспитательные результаты и эффекты деятельности учащихся.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни во взаимодействии обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом при взаимодействии обучающихся между собой, на уровне их возраста, образовательного учреждения т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде. 

Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия во взаимодействии обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.































Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Программа предусматривает формирование у учащихся знаний, умений и навыков, ключевых компетенций.  
1. Учащиеся должны овладеть/ понимать: 
- правила безопасного поведения; 
- правила выполнения базовых движений и элементов трудности;
- смысл спортивной терминологии;
2. Учащиеся должны: 
- контролировать в процессе занятий  свое тело - положение, осанку, основные функциональные показатели: артериальное давление, пульс, дыхание; 
- составлять и выполнять силовые комплексы с учетом индивидуальных особенностей;
- осуществлять наблюдение за своим развитием и индивидуальной физической подготовленностью;
- соблюдать правила безопасности и  принципы оздоровительной тренировки;
- использовать современный спортивный инвентарь и оборудование
3. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности повседневной жизни:
- для повышения работоспособности, укреплении здоровья;
- для проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения и коррекции осанки, развитию физических качеств.

Основной ожидаемый результат - выполнение нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) – III степени по плаванию.

Активное участие учащихся  в спортивных соревнованиях по плаванию, улучшить физические показатели. Педагог создает мониторинг достижений обучающихся, где можно проследить рост учащихся.
Очень важно осуществлять контроль за физическим состоянием обучающихся. Обучающиеся не способны сами регулировать свое состояние, и ответственность за их здоровье лежит на педагоге. При выполнении упражнений необходимо рационально регулировать нагрузку. Дозировка объема и интенсивности физических упражнений достигается определенным числом повторений, темпом выполнения, изменением площади опоры, использованием длинных и коротких рычагов, сменой исходных положений и способов выполнения упражнений, рациональным чередованием времени нагрузки и отдыха, применением различных предметов, слова, средств наглядного воздействия на детей. Следует обращать особое внимание на признаки физического неблагополучия ребёнка, при появлении которых необходимо снизить нагрузку или прекратить на время занятие.



















Ресурсное обеспечение программы.


Программа реализуется учителем физической культуры (плавание): учитель высшей категории Гориной Натальей Сергеевной. Занятия проводятся в МАУ "ФОК "ЦЕНТР-ЮГ"- бассейн.

Информационно-методическое обеспечение программы:

  • Программа физического воспитания 1-11классов. Лях В.И. Зданевич А.А. Москва «Просвещение» 2008г.

  • Программа обучения детей плаванию Воронова Е.К. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2003

  • Плавание. Методические рекомендации. Н.Ж.Булгакова Москва «Астрель-АСТ»2005

  • Здоровье-сберегающие технологии. Ковалько В.И. 2004 Москва

  • Обучение плаванию младших школьников. Т.А. Протченко Ю.А.Семенов Москва «Айрис-Пресс»2003

  • Игры у воды, на воде, под водой. Н.Ж.Булгакова Москва »Физкультура и Спорт»

2000

  • Рабочие программы ФГОС Физическая культура В.И.Лях М.Я.Виленский «Просвещение» 2014 Москва

  • Наглядные пособия « Способы плавания »

Перечень материально-технического обеспечения:

  • Гимнастические палки, скамейки, шведская стенка;

  • Мячи, плавательные доски, обручи, скакалки, очки;

  • Секундомер, свисток;

































Литература

Данную программу реализуют следующие учебники:

-Программа физического воспитания 1-11классов. Лях В.И. Зданевич А.А. Москва «Просвещение» 2008г.

-Программа обучения детей плаванию Воронова Е.К. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2003

-Плавание. Методические рекомендации. Н.Ж.Булгакова Москва «Астрель-АСТ»2005

-Здоровье-сберегающие технологии. Ковалько В.И. 2004 Москва

-Игры у воды, на воде, под водой. Н.Ж.Булгакова Москва »Физкультура и Спорт» 2000

-Основы плавания. Обучение и путь к совершенству. М.Педролетти«Феникс» Ростов-на-Дону 2006

-Журнал «Физкультура в школе».

- Учебники по физической культуре 5-6-7 кл,

-Русские народные подвижные игры – М.Ф. Литвинова.

- Настольная книга учителя физической культуры – под редакцией Л.Б. Кофмана, Г.И.

-Формирование здорового образа жизни 5-11 классы – издательство «учитель»-2007г, авторы Т.И. Магомедова, Л.Н. Канищева.

- Спортивный серпантин (внеклассная работа) сценарии спортивных мероприятий, издательство «учитель»- 2007г.

- Наглядные пособия с изображением способов плавания.

Литература для детей:

Первые шаги. Плавание. Н.Ж.Булгакова Москва «Айрис Пресс» 2003

Обучение плаванию дошкольников и школьников. Т.А.ПротченкоЮ.А.Семенов «Феникс» Ростов-на-Дону 2001












































Приложение.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!