Рабочая программа внеурочной деятельности "Ресурсы здоровья" (1 класс)
I. Пояснительная записка
Здоровье – ни с чем несравнимая ценность. В современном цивилизованном и динамично развивающемся обществе здоровье человека является важнейшим критерием благополучия. Состояние здоровья подрастающего поколения – показатель благополучия общества и государства.
Целенаправленная профилактическая работа с учащимися младшего школьного возраста должна быть нацелена в первую очередь на укрепление осознанного отношения к ценности здоровья, на укрепление их личностной способности выдерживать и преодолевать кризисы, создание у них критичного отношения к средствам зависимости, на улучшение качества организации их досуговой деятельности.
Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы «Ресурсы здоровья».
II. Цель и задачи программы
Цель данного курса: создание и укрепление у детей ресурсов противостояния вредным привычкам, обеспечение возможности сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить их быть здоровыми душой и телом.
Задачи:
- сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
- добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.?
Принцип здоровьесберегающего образования.
Этот принцип предполагает:
- осознание ценности здорового образа жизни;
- выбор здоровой жизненной позиции;
- умение строить здоровые отношении с другими людьми, принимая ответственность за своё здоровье, своё поведение и своё будущее.
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
- чтение стихов, сказок, рассказов;
- прослушивание, разучивание и исполнение песен и стихов;
- организация подвижных игр;
- проведение опытов;
- выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения. Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Программа «Ресурсы здоровья» занимает особое место на пересечении трёх образовательных областей:
- Основы безопасности жизнедеятельности;
- Естествознане;
- Обществознание
V. Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса.
Личностные результаты:
· Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результататы :
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать хорошее от плохого
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочник, энциклопедии, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:
- выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
- осуществлять активную оздоровительную деятельность;
- формировать своё здоровье.
Учащиеся должны знать:
- факторы, влияющие на здоровье человека;
- причины некоторых заболеваний, о вредных привычках;
- причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
- виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
- о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
VI. Тематическое планирование.
1 год обучения - (33 часа)
№
|
Тема занятия
|
Кол-во часов
|
1
|
Что такое здоровье?
|
1
|
2
|
Друзья Вода и Мыло.
|
1
|
3
|
Глаза – главные помощники человека.
|
1
|
4
|
Подвижные игры
|
1
|
5
|
Чтобы уши слышали.
|
1
|
6
|
Почему болят зубы.
|
1
|
7
|
Чтобы зубы были здоровыми.
|
1
|
8
|
Как сохранить улыбку красивой.
|
1
|
9
|
Подвижные игры
|
1
|
10
|
«Рабочие инструменты» человека.
|
1
|
11
|
Зачем человеку кожа
|
1
|
12
|
Надёжная защита организма
|
1
|
13
|
Если кожа повреждена
|
1
|
14
|
Подвижные игры
|
1
|
15
|
Питание – необходимое условие для жизни человека
|
1
|
16
|
Здоровая пища для всей семьи
|
1
|
17
|
Сон – лучшее лекарство
|
1
|
18
|
Какое настроение?
|
1
|
19
|
Я пришёл из школы
|
1
|
20
|
Подвижные игры
|
1
|
21-22
|
Я - ученик
|
2
|
23-24
|
Вредные привычки
|
2
|
25
|
Подвижные игры
|
1
|
26
|
Скелет – наша опора
|
1
|
27
|
Осанка – стройная спина
|
1
|
28
|
Если хочешь быть здоров
|
1
|
29
|
Правила безопасности на воде
|
1
|
30-31
|
Подвижные игры
|
2
|
32-33
|
Обобщающие уроки «Доктора природы»
|
2
|