СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Внеурочной деятельности «Театральная академия» 2013-14 учебный год.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка:

 

Детский театр потому и родился, что именно в нём закладывается культура человеческих взаимоотношений. Его основной задачей является воспитание творчески активной, и гармонично развитой личности. Воспитание театром формирует мировоззрение, эстетический вкус, пробуждает самостоятельное и независимое мышление. Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей как в развивающем и эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга.

Театр как вид искусства предполагает возможность гибкого построения образовательно – воспитательного процесса в условиях дополнительного образования, смену видов деятельности, широкие возможности индивидуального участия детей и развитие их способностей. А программный подход позволяет моделировать индивидуальный образовательный маршрут каждого ребёнка.

Направленность программы внеурочной деятельности.

Программа ориентирована на развитие навыков эстетической оценки произведений театрального искусства, культуры речи и пластики движений. Она позволяет развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма.

         Цели и задачи программы внеурочной деятельности:

Цель:       - воспитание творчески активной личности, развитие умений и навыков, раскрытие новых способностей и талантов детей средствами театрального искусства; организация их досуга путём вовлечения в театральную деятельность.

Задачи: 

- овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области театрального искусства;

  - развитие творческих и актёрских способностей детей через совершенствование речевой культуры и овладение приёмами пластической выразительности с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка;

 - воспитание независимой, свободной личности;

  - создание необходимой творческой атмосферы в коллективе: взаимопонимания, доверия, уважения друг к другу;

  - участие в детских театральных фестивалях и конкурсах.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы внеурочной деятельности: 10-11 лет.

Формы и режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Формы занятий: тренинг, игра, беседа, репетиция, показ, и др.

Ожидаемые результаты.                                     

1. Умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области театрального искусства.

2. Использование необходимых актёрских навыков: свободно взаимодействовать с партнёром, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредотачивать внимание, эмоциональную память, общаться со зрителем.

3. Владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи.

4. Использование практических навыков при работе над  внешним обликом героя – подбор грима, костюмов, причёски.

5. Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой.

6. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над общим делом – оформление декораций, запись фонограмм и т.д.

7. Создание спектаклей. участие в них студийцев в самом различном качестве.

Способы проверки ожидаемых результатов:

- участие в дискуссии;

- показ самостоятельных работ;

- создание своего образа;

- логичное и доказательное изложение своей точки зрения (анализ увиденного, показанного);

- участие в играх, викторинах, конкурсах, фестивалях;

- работа над созданием спектакля;

- «Вручение Оскара» - коллективное подведение итогов театрального сезона.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: показ; участие в конкурсах, фестивалях, общешкольных мероприятиях и праздниках.

Содержание программы внеурочной деятельности

1. Вводное занятие.

Теория. Согласовывание расписания занятий. Требования к нормам поведения.  Техника безопасности. Выявление уровня и объема знаний о театре. Театр как вид искусства. Виды театра. Расшифровка основных терминов и понятий.

Практика. Психологические тренинги на выявления лидера, взаимодействия в коллективе, сплочение коллектива. Общеразвивающая игра. Театральная игра. Выбор помощника режиссёра.

 

Раздел 1 «Тренинг и игра».

 1.1. «Актёрский тренинг».

Теория. Понятийный аппарат темы.

Практика. Игры «Мафия», «Город спит». Тренинг-зарядка. Упражнения на раскрепощение и снятие зажимов. Театр-экспромт. Упражнения на развитие фантазии, воображения, внимания, мышления, видения, памяти. Речевой тренинг. Пластический тренинг. Психологический тренинг. Импровизация. Игры. Упражнения на развитие коммуникабельности.

2.2. «Ролевая игра».

Теория. Понятийный аппарат темы. Понятие «роль». Игра как вид деятельности. 

Практика. Тренинги на дыхание. Игровая разминка. Сюжетно-ролевые игры.

3.3. «Театральная игра».

Теория. Понятийный аппарат темы.

Практика. Игры-ситуации. Театр-экспромт. Игры-импровизации. Игры-драматизации. Игры на превращения. Общеразвивающие игры. Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий. Упражнение на наблюдательность. Упражнение на отработку мимики и жеста. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности. Игры-пантомимы. 

Раздел 2 «Сценическая речь».

2.1. «Культура и техника речи».

 Теория. Понятийный аппарат темы. Диалог и монолог.

Практика. Скороговорки. Речевые тренинги и разминки. Разминки мышц лица. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Речевые игры. Речевые упражнения («Составь рассказ на одну букву»). Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии. Расстановка пауз. Инсценировка сказок.

2.2. «Этика и этикет».

 Теория.  Понятийный аппарат темы. Связь этики с общей культурой человека. Актёрская этика. Нормы общения и поведения. Понятие такта. Этикет дома и в школе. Уважение к друг другу.

Практика. Упражнение «Как рождаются сплетни». Устный журнал «Этикет в классе». Речевой этикет. Игры и упражнения на развитие речевого этикета. Игры и упражнения на развитие этики. Создание сценических этюдов. («В такси», «На улице, в транспорте, в лифте», «В вагоне поезда», «На отдыхе», «Обращение», «Приветствие»). Психологический автопортрет. Круглый стол «Азбука общения».

2.3. «Художественное чтение».

Теория.  Понятийный аппарат темы.

Практика. Выразительное чтение стихотворений, прозы. Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии.

2.4. «Ораторская речь».

Теория.  Понятийный аппарат темы.

Практика.  Разминка мышц лица. Речевой тренинг. Упражнения на раскрепощение и снятие зажимов. Публичное выступление. Рассказ «Самый смешной случай в моей жизни».

Раздел 3 «Сценическое движение».

3.1 «Танец».

Теория.  Понятийный аппарат темы.

Практика.  Танцевальная  разминка. Танцевальные упражнения. Развитие координации. Тренировка ритмичности движений. Разучивание танца.

3.2. «Пластика».

Теория.  Понятийный аппарат темы.

Практика.  Разминка. Гимнастические упражнения. Аэробика. Пластические упражнения.

3.3. Ритмопластика.

Теория.  Значение ритмопластики в работе актёра.

Практика.  Игры на развитие двигательных способностей. Упражнения, на развитие ритмопластики.

3.4. «Пантомима».

Теория.  Понятийный аппарат темы. Анализ мимики лица.

Практика.  Артикуляционная гимнастика. Упражнения на развитие мимики, поз и жестов. Пантомима.

Раздел №4. «Создание образа»

4.1. «Грим и макияж».

Теория. Понятийный аппарат темы. Техника грима. Гигиена грима и технических средств в гриме.

Практика. Приемы нанесения общего тона. Нанесение грима.

4.2. «Костюм и декорации».

Теория. Понятийный аппарат темы. Оформление сцены и спектакля.

Практика. Экскурсия в костюмерную. Внешний вид костюма. Парики и причёски.

Раздел 5 «Театральная академия».

5.1. «Этюд».

Теория. Понятийный аппарат темы. Драматургия этюда. Особенности написания и постановки этюда.

Практика. Этюды на выразительность жестов. Этюды на сопоставление разных характеров. Этюды на развитие эмоций. Этюды на действие с воображаемым предметом. Этюды по сказкам. Беспредметный этюд. Этюды на выразительность жестов. Постановка этюдов.

5.2. «Миниатюра».

Теория. Понятийный аппарат темы. Эстрадная миниатюра. Драматургия миниатюры. Особенности написания и постановки миниатюры.

Практика. Постановка миниатюр.

5.3. Сказка для театра «Про Федота-стрельца, удалого молодца»

Теория. Понятийный аппарат темы. Драматургия спектакля. Особенности написания и постановки спектакля.

 Практика. Постановка спектакля.

Раздел 6 «Приобщение к театру».

6.1. Посещение народного театра.

Теория. Понятийный аппарат темы. 

Практика. Посещение народного театра.

Раздел 7. «Вручение Оскара».

Практика. Кинофестиваль «Светлые головы». Номинации и  первое вручение «Оскара».

Тематический планирование

 

Название тем и разделов

Всего часов

УУД

Результаты

1. «Вводное занятие».

1

Коммуникативные УУД

Умение объяснять правила игры;Разрешение конфликтов.Управление действиями партнера (оценка, коррекция)Умение слушать других

Регулятивные УУД

Целеполагание;Волевая саморегуляция;Оценка;

Коррекция

 

 

Личностные УУД

 

 *Смыслообразование. 

  *Нравственно-этическое оценивание

   

 

 

 

Познавательные УУД

 

*Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

*Развитие познавательной активности;

*Моделирование

 

Предметные результаты:

 

- выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии посторонних лиц;

  • построить на основании задания сюжетный рассказ из 12 – 18 слов с завязкой, событием, развязкой;
  • придумать бытовой сюжет, используя опорные слова, обозначающие действие;
  • найти оправдание любой позе;
  • развить в течение 2-3 минут тему, предложенную педагогом;
  • рассказать, чем сегодняшний день отличается от вчерашнего;
  • рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов;
  • двигаться по кругу хаотично и в ритме, заданном педагогом;
  • построить этюд в паре с любым партнером;
  • объяснить условие задания 2-3 ребятам, организовать группой его выполнение;
  • поддержать диалог с партнером;
  • описать эмоции, которые испытывает герой этюда (художественного произведения), уметь дать истолкование этим эмоциям;
  • описать собственные эмоции;
  • итерпретировать  эмоциональное состояние животного и человека по его пластике, поступкам;
  • удерживать в памяти цепочку слов, связанных по смыслу (до 18) и не связанных (до 12);
  • запомнить:

- свои места в течение 3-4 передвижений;

- расположение группы из 5 – 8 предметов и вернуть их в первоначальное положение после перемены их места педагогом;

- текст из 2-3 стихотворных строф, написанных простым размером, в ходе выполнения упражнения;

знать 7-10 произведений из русского фольклора, уметь рассказать сюжеты 3-5 русских народных сказок, уметь пересказать 3-4 сюжета сказок из фольклора зарубежных стран, рассказать 5-10 стихотворений

Метапредметные результаты:

умение  объяснить условие задания 2-3 ребятам, организовать группой его выполнение,

поддержать диалог с партнером, описать эмоции, которые испытывает герой этюда (художественного произведения), уметь дать истолкование этим эмоциям.

Личностные результаты:

- знание наизусть художественных текстов в рамках программы;

- формирование читательского мастерства:

- умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;

- овладение навыками литературных игр;

- формирование собственного мнения; формирование навыка чтения отдельной группы учащихся.

 

 

2. Давайте познакомимся! Вместе весело играть.

 

1

3. Мир вокруг нас.

1

4.В гостях у сказки

1

5. Веселая гимнастика.

1

6. Как звучат слова.

1

7.Волшебной музыки страна.

1

8.Спесенкой по лесенке.

1

9. Работа над репертуаром.

1

10. Постановка пьесы.

1

11. «Актёрский тренинг»

3

 

12. «Ролевая игра»

1

13. «Театральная игра»

1

 

14. «Культура и техника речи»

1

 

15. «Этика и этикет»

1

16.«Художественное чтение»

 

1

17. «Ораторская речь»

1

18. «Танец»

1

19. «Пластика»

1

20 «Ритмопластика»

1

21. «Пантомима»

1

22. «Грим и макияж».

1

23. «Костюм и декорации».

 

 

1

 

24. «Этюд»

2

 

25. «Миниатюра»

3

26.  «Спектакль»

3

27. «Вручение оскара»

1

 

 

 Список литературы.

 

  1. С.Ю. Кидин «Театр-студия в современной школе», изд-во «Учитель», 2009 г.

 

  1. Интернет-ресурс Фестиваль «Открытый урок»

 

  1. Интернет –ресурс «Драматешка» самый крупный архив детских пьес

 

4. «Что должен уметь сценарист. Школа и мастерская», Челябинск, 2008 г.

 

   5. Л.Филатов "Любовь к трем апельсинам", 1998

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!