с. Пешково Азовского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пешковская средняя общеобразовательная школа Азовского района
«Утверждаю»
Директор МБОУ Пешковская СОШ
Приказ от ______________ № _____
____________________ Малик Т. П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По курсу «Доноведение» в 3 «а» классе
Возраст обучающихся 9-10 лет
Учитель: Карпенко Т. И.
Программа: разработана на основе авторской программы «Доноведение» (авторы: канд. пед. Наук Е.Ю.Сухаревская, М.Н. Бакрева, И.Ю.Величко, М.М. Вюнникова, Е.А. Добреля, Е.А.Зыбина, О.А. Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А. Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко), в соответствии с Федеральным образовательным стандартом начального общего образования и реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности.
Село Пешково – 2017-2018 уч.г.
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа курса «Доноведение» для обучающихся 3 «Б» класса составлена на основе авторской программы «Доноведение» Е.Ю. Сухаревской, М.Н. Бакревой и др.
В предлагаемой программе отбор содержания учебного материала осуществляется с учетом целей и задач изучения предмета «Доноведение».
Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса - «Доноведение».
Окружающий мир постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта обучающегося (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает.
Основной целью изучения предмета «Доноведение» является формирование у обучающихся целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
Задачи изучения предмета «Доноведение»:
образовательные:
пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края;
воспитательные:
воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном;
воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма;
развивающие:
развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей;
формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации.
Содержание уроков в рабочей программе выстроено с соблюдением основных дидактических принципов: научности, доступности, культуросообразности.
Принцип научности - изложение всех исторических сведений предмета «Доноведение» имеет прочное обоснование в отечественной исторической науке и историографии.
Принцип доступности - учебный материал содержит минимум сведений (дат, имён, событий, терминов, понятий).
Принцип культуросообразности призван способствовать осознанию обучающимися ценности культурно-исторического наследия Донского края.
Нормативные акты и учебно-методические документы:
-Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
Региональное положение об организации внеурочной деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях РО (приказ Минобразования РО № 668 от 20.07.2012 г.);
Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.;
Авторская программа «Доноведение», Е.Ю.Сухаревской, М.Н.Бакревой, И.Ю.Величко, М.М.Вюнниковой и др. Ростов-на-Дону, БАРО-ПРЕСС, 2008-Устав МБОУ Пешковская СОШ Азовского района;
-Положение о структуре рабочей программы педагога МБОУ Пешковская СОШ Азовского района;
-Образовательная программа НОО МБОУ Пешковская СОШ Азовского района;
Учебный план МБОУ Пешковская СОШ Азовского района на 2017-2018 уч.год ( протокол №1 от 28.08.2017 г.)
Место учебного предмета в учебном плане
В основу интеграции содержания по предмету «Доноведение» положено единство системы «природа – человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае;
человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими;
история Донского края – часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии.
Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у обучающихся представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
В рабочей программе перед обучающимися содержание материала выстроено в хронологической последовательности, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.
Предлагаемая рабочая программа рассчитана на 31 час (из расчета 1 учебный час в неделю), выделяемых на изучение предмета «Доноведение» в 3 классе, в соответствии с примерным учебным планом для образовательных учреждений Ростовской области, годовым календарным учебным графиком работы МБОУ Пешковская СОШ.
Одним из результатов обучения предмета «Доноведение» является осмысление и присвоение обучающимся системы ценностей.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует
формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия играет учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
В содержательную основу рабочей программы включены материалы о рельефе и почвах родного края, о полезных ископаемых, о природных явлениях, характерных для Ростовской области, о животном и растительном мире, о прошлом и настоящем своего Донского края. При изучении раздела «Яркие страницы истории земли Донской» обучающиеся подробно знакомятся с музеями городов Ростовской области. Это дает возможность на близком и наглядном материале познакомить обучающихся с историей и современностью своего Отечества и родного края.
Структура рабочей программы соответствует структуре книги для чтения в начальной школе «Природа история родного края» и структуре рабочей тетради «Доноведение» 3 класс, авторы: М.П.Астапенко, Е.Ю.Сухаревская, рекомендованных Министерством общего и профессионального образования Ростовской области (Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 № 253).
Методический аппарат учебника современен, доступен для понимания и осмысления обучающимися. Многочисленные иллюстрации используются для организации эффективной работы обучающихся на уроках. Ряд материалов, включенных в рабочую тетрадь, поможет обучающимся не только успешно выполнять тематические задания, но и различные творческие работы.
Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умений обучающихся является способность охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, а также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с традиционными нравственными и культурными ценностями Донского края.
В связи с этим критериями оценки образовательно-воспитательных результатов изучения курса «Доноведение» обучающихся являются:
критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала);
критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтам и учреждениям);
критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит).
Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности.
Формы контроля могут быть вариативными: тестирование, написание сочинений, подготовка рефератов, устных сообщений, выставки творческих работ, защита проектов.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В процессе изучения курса «Доноведение» обучающиеся должны:
иметь представления:
о связях между живой и неживой природой родного края;
о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;
об истории родного края.
знать:
объекты неживой и живой природы Ростовской области;
особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
правила поведения в общественных местах и на улице;
полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
государственную символику Ростовской области, своего района;
важнейшие события в истории родного края;
народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
родственные связи в семье;
уметь:
различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);
различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области.
могут научиться:
1. личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию обучающихся в окружающем мире:
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
- объяснять правила поведения в различных ситуациях;
- оценивать характер своего поведения в природе, поступки других людей по отношению к природе;
- моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию обучающихся своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно);
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
- оценивать собственные знания и умения;
-доводить дело до конца.
3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
- находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов;
- использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
- проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий;
-исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края;
- готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.
Коррекционная работа
В 3 а классе обучаются дети с ОВЗ (1 ребёнок ЗПР и 1 слабовидящий).
Для обучающихся с ОВЗ характерны следующие специфические образовательные потребности:
адаптация основной общеобразовательной программы начального общего образования с
учетом необходимости коррекции психофизического развития;
•обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости ,низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
•комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения , направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
•организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений
•навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
•учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР;
•профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
•постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;
•обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
•постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса себе, окружающему предметному и социальному миру;
•постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
•специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
•постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
•использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
Информационно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебно-методический комплект курса «Доноведение» для обучающихся
Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе - Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное, 2006 г.
Сухаревская Е.Ю., Бакрева М.Н., Зыбина Е.А., Ткаченко А.Г. Доноведение: Рабочая тетрадь (3класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО - ПРЕСС», 2013 г.
Цифровые образовательные ресурсы
Мультимедийное приложение к курсу «Доноведение».
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № урока | Раздел, тема урока | Колтво час | Элементы содержания | Коррекционные задачи | Педагогические приемы и формы | Дата проведения |
план | факт. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Раздел 1. Я И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (4 часа) |
1 | 1 | Край, в котором я живу. | 1 | Дать представление о Ростовской области, как об административной единице; познакомить с гербом, флагом, гимном Ростовской области и правилами поведения при прослушивании гимна; формировать умения работы с картой , находить территорию Ростовской области на карте страны. Познакомить с более крупными городами Ростовской области, с их архитектурой, достопримечательностями, значением. Обратить внимание на бережное отношение к историческим памятникам, сохранению исторических традиций. Дать представление о своем населенном пункте как о малой Родине; познакомить с историей возникновения, происхождения названия, достопримечательностями, знаменательными датами, известными людьми. | Формирование познавательного интереса. | Эвристическая беседа. | 08.09 | |
2 | 2 | О городах и станицах родного города. | 1 | Активизация образно-эмоциональной речевой деятельности. | Объяснение учителя с использованием наглядности. Поэтапная помощь учителя. | 15.09 | |
3 | 3 | С днем рождения, родной город! | 1 | Развитие мыслительных операций. | Выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов. | 22.09 | |
4 | 4 | С днем рождения, родной город! | 1 | Расширение представлений обучающихся о чувствах людей. | Дозированная подача учебного материала. Работа в парах. | 29.09 | |
Раздел 2. ПРИРОДА ДОНСКОГО КРАЯ (5 часов) |
5 | 1 | У природы нет плохой погоды. | 1 | Продолжать формирование умений анализировать, сравнивать и выделять существенные отличительные признаки сезонных изменений, продолжать систематические наблюдения за погодой. Познакомить с особенностями времен года в Ростовской области. Познакомить с природными условиями, процессами и явлениями характерными для края (гололед, засуха, ливневые дожди, грозы, туманы). Познакомить с профессией метеоролог. Вода ее распространение и значение для живых организмов. Познакомить с водоемами родного края. Изучение живой природы водоема, находящегося вблизи населенного пункта, его экологических проблем. Расширить представления обучающихся об экологических связях в мире природы водоема. | Расширение представлений обучающихся о чувствах людей. | Рассказ учителя с элементами беседы. Составление опорной схемы по образцу. | 13.10 | |
6 | 2 | У природы нет плохой погоды. | 1 | Расширение представлений обучающихся об окружающем мире. | Рассказ учителя с элементами беседы. Составление опорной схемы по образцу. | 20.10 | |
7 | 3 | Живая вода. | 1 | Развитие мыслительных операций. | Выполнение заданий по степени нарастающей сложности. | 27.10 | |
8 | 4 | Разнообразие водоемов родного края. Главная река нашего края. | 1 | Расширение представлений обучающихся об окружающем мире. | Рассказ учителя с элементами беседы. Выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов. | 10.11 | |
9 | 5 | Растения и животные водоемов. | 1 | Оречевление деятельности. | Дозированная подача учебного материала. Работа в парах. | 17.11 | |
Раздел 3. ЖИЗНЬ НА ДОНУ (11 часов) |
10 | 1 | Тайны Донской земли. | 1 | Дать представление о древних поселениях и кочевых племенах, проживавших на Дону, познакомить с историческими памятниками тех веков. Познакомить с историческими памятниками Ростовской области – городом Танаисом. Дать представление о первых постоянных поселениях (Хазария, Белая Вежа) на Дону. Познакомить с героическими битвами славян против воинственных кочевых племен (печенегов, половцев, монголо-татар). Познакомить с историей появления первых казачьих городков; казачьими поселениями и хозяйством казаков. Познакомить с особенностями казачьей семьи и воспитанием детей. Актуализировать знания об особенностях быта казаков (жилище, посуда, одежда), станичных ремеслах. Воспитывать гордость и чувство ответственности перед настоящим и прошлым своего родного края. Воспитывать на примерах своих соотечественников гордость и чувство ответственности перед Родиной и своими близкими. Дать общее представление о весенних обрядах на Дону, общее представление о международном дне птиц, общее представление о весенних обрядах на Дону. Знакомство с весенними праздниками и обрядами на Дону. | Расширение представлений обучающихся об окружающем мире. | Составление опорной схемы по образцу. | 24.11 | |
11 | 2 | Танаис – древний город. | 1 | Развитие мыслительных операций. | Выполнение заданий по степени нарастающей сложности. | 01.12 | |
12 | 3 | Дикое поле. | 1 | Развитие мыслительных операций. | Выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов. | 08.12 | |
13 | 4 | Донской край – казачий край. | 1 | Оречевление деятельности. | Дозированная подача учебного материала. Работа в парах. | 15.12 | |
14 | 5 | Первые казачьи городки. | 1 | Развитие мыслительных операций. | Выполнение заданий по степени нарастающей сложности. | 22.12 | |
15 | 6 | Казачья семья. | 1 | Развитие мыслительных операций. | Выполнение заданий по степени нарастающей сложности. | 12.01 | |
16 | 7 | Жилище казака. | 1 | Оречевление деятельности. | Дозированная подача учебного материала. Работа в парах. | 19.01 | |
17 18 | 8 | История вещей. Одежда. Посуда. | 1 | Расширение представлений обучающихся об окружающем мире. Развитие мыслительных операций. | Рассказ учителя с элементами беседы. Выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов. | 26.01 | |
9 | 9 | Славен Дон! (праздничное мероприятие). | 1 | Увеличение объема памяти. | Выполнение заданий по степени нарастающей сложности. | 02.02 | |
20 | 11 | Обычаи. Весенние обряды и праздники на Дону. Сретение. | 1 | Формирование познавательного интереса. | Эвристическая беседа. | 09.02 | |
| 12 | Встреча птиц. Вербное воскресенье. Пасха. | 1 1 | Оречевление деятельности. Расширение представлений обучающихся об окружающем мире. | Дозированная подача учебного материала. Работа в парах. Рассказ учителя с элементами беседы. | 16.02 | |
Знакомство с весенними праздниками и обрядами на Дону. |
Раздел 4. ПРИРОДА ДОНСКОГО КРАЯ (6 часов) |
22 | 1 | Природная поверхность нашего края. | 1 | Познакомить с особенностями поверхности Ростовской области: холмистой равниной, оврагами. Курганами, терриконами, лиманами, поймы реки Дон; с полезными ископаемыми Ростовской области: известняк, песок, глина; их месторождения; воспитывать понимание необходимости бережного использования подземных богатств края. Почвы Ростовской области: черноземы, каштановы, луговые. Выявить значение степи для Ростовской области. Закрепить представления о степи, о луге, о лесе как о природных сообществах, раскрыть значение степи, луга, леса для растительного и животного мира, а также для человека. Показать взаимосвязи растений и животных на каждом из этих сообществ. Рассмотреть экологические проблемы каждого сообщества, влияние человека на сообщества степи, луга, леса. | Расширение представлений обучающихся об окружающем мире. | Рассказ учителя с элементами беседы. Составление опорной схемы по образцу. | 02.03 | |
23 | 2 | Из недр Донской земли. | 1 | Оречевление деятельности. | Дозированная подача учебного материала. Работа в парах. | 16.03 | |
24 | 3 | Почвы родного края. | 1 | Развитие мыслительных операций. | Выполнение заданий по степени нарастающей сложности. | 23.03 | |
25 | 4 | Цвети, мой край родной! Природная экосистема степи. | 1 | Оречевление деятельности. | Дозированная подача учебного материала. Работа в парах. | 06.04 | |
26 | 5 | Природные экосистемы луга. | 1 | Расширение представлений обучающихся об окружающем мире. | Рассказ учителя с элементами беседы. Составление опорной схемы по образцу. | 13.04 | |
27 | 6 | Природные экосистемы леса. | 1 | Развитие мыслительных операций. | | 20.04 | |
Раздел 5. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА ( 3 часа) |
28 | 1 | Донская земля – житница России. | 1 | Познакомить с природным сообществом поля. Показать общее культурных и дикорастущих растений, их различие на примерах растений; разнообразие культур выращиваемых на полях Ростовской области. Сформировать представления о сельском хозяйстве нашего края и его отраслями. Познакомить с профессиями людей, работающих в сельском хозяйстве, в животноводстве. Показать значение хлеба для людей; воспитать бережное отношение к хлебу, труду людей. Сформировать представления о животноводстве нашего края и его отраслями. | Развитие мыслительных операций. | Выполнение заданий по степени нарастающей сложности. | 27.04 | |
29 | 2 | Сельское хозяйство на Дону: земледелие. | 1 | Развитие мыслительных операций. | Выполнение заданий по степени нарастающей сложности. | 04.05 | |
30 | 3 | Сельское хозяйство на Дону: животноводство. | 1 | Оречевление деятельности. | Дозированная подача учебного материала | 11.05 | |
Раздел 6. Я И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (1 час) |
3-32 | 2 | Славься наш край! | 1 | Закрепить представления и знания обучающихся о Донском крае. | Оречевление деятельности. | Выполнение заданий по степени нарастающей сложности. | 18.05 25.05 | |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
Методического объединения
МБОУ Пешковской СОШ ____________Петренчук Е. И.
От 25.08.2017 года № 1 подпись Ф.И.О.
_________ Карпенко Т. И. _____ ____________ 2017 года