СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 11 класс «Физика»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 11 класс «Физика»»








Рабочая программа

учебного предмета

«Физика»








Разработана учителем физики


Пшеничных Сергеем Ивановичем







Класс(ы): 11


Уровень: базовый

Недельная нагрузка: 2 часа












Пояснительная записка


Нормативные документы


Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:


  • Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

  • Примерная программа (полного) общего образования по физике (базовый уровень), опубликованная в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных учреждений: Физика 7-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007);

  • Авторская программа Г.Я.Мякишева «Физика» 10-11 классы, 2014.

  • Федеральный перечень учебников на 2020-2021 учебный год

  • Учебный план МОУ «Кривецкая средняя общеобразовательная школа». (федеральный и региональный компонент, компонент ОУ);

  • Основная образовательная программа МОУ «Кривецкая средняя общеобразовательная школа» ;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

  • Обязательный минимум содержания образовательной программы.


Общая характеристика учебного курса


Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркну, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Особенностью предмета физики в учебном плане школы является тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.





Целями изучения физики в средней (полной) школе являются:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Задачи:

  • развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

  • овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

  • усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

  • формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.


Место предмета в базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение физики на ступени среднего (полного) образования отводится не менее 68 ч из расчета 2 ч в неделю в X классе, 34 учебных недель в X классе в год согласно Уставу школы.


Сведения о рабочей программе

Программа составлена на основе авторской программы Г.Я.Мякишева «Физика» 10-11 классы, 2014. Данная рабочая программа является программой средней (полной) школы (авторы: Г.Я Мякишев - Физика 10-11 классы сборника программ для общеобразовательных учреждений: Физика 10-11 кл. / Н.Н.Тулькибаева, А.Э.Пушкарев. – М.: Просвещение, 2006).Программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Уровень программы – базовый.

Учебный курс включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования.

Рабочая программа изучения курса «Физика» на ступени среднего (полного) образования предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Физика» образования являются:

  • использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент);

  • проведение практических и лабораторных работ, не сложных экспериментов и описание их результатов;

  • использование для решения познавательных задач различных источников информации;

  • соблюдение норм и правил поведения в физических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Данная программа формирует у обучающихся общеучебные умения и навыки, универсальные способы деятельности и ключевые компетенции. Учебная деятельность на уроках и дома направлена на формирование и развитие следующих ключевых компетенций:

  • Учебно – познавательная

  • Коммуникативная

  • социально – трудовая

  • ценностно – смысловая


Срок реализации программы – 1 год. Учебный год в 11 классе составляет 34 учебных недель. По учебному плану МОУ «Кривецкая средняя общеобразовательная школа» на изучение физики в 11 классе предусмотрено 2 часа в неделю. Данный курс планируется изучить в 11 классе за 66 часов (2 часа - резерв).


Формы организации образовательного процесса


Основной формой проведения занятий является урок: овладения новыми знаниями, комбинированный, контрольная работа, практическая работа, зачёт, в ходе которого используются:

-формы организации образовательного процесса: групповые, индивидуально- групповые, фронтальные, практикумы;

-формы обучения: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, опрос в парах, контрольная и лабораторная работа;

-виды и формы контроля: устный опрос (индивидуальный и фронтальный), тест, самостоятельная работа, контрольная работа, лаботаторная работа, итоговый, текущий, тематический контроль.


Технологии обучения

Проблемное обучение, информативное, модульное обучение, практико-ориентированное, деятельностный подход, личностно-ориентированное, системное обучение, развивающее обучение, дифференцированное обучение, творческий подход,

здоровье сберегающие технологии.

Механизмы формирования ключевых компетенций

Учебная деятельность на уроках и дома направлена на формирование и развитие следующих ключевых компетенций:

Компетенции

  • Учебно – познавательная

  • Коммуникативная

  • социально – трудовая

  • ценностно – смысловая

Особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности. Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с информацией, представленной в разной форме.

Приоритетами для учебного предмета «Физика» на данном этапе образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи; комбинирование деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).


Виды и формы контроля

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.

Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.

Тестирование также рассматривается как одна из форм контроля теоретического материала:

  • за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;

  • за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.

При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:

  • 50-70% — «3»;

  • 71-85% — «4»;

  • 86-100% — «5».


Учебно-методический комплект:


1. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика 11. – М.: Просвещение, 2014.

2. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2012.

3. Степанова Г.Н. Сборник задач по физике. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2012.










Учебно-тематический план предмета «Физика» (11 класс)


п/п

Наименование

разделов и тем

Всего часов

*Количество часов (из них)

Практические, лабораторные работы

Контрольные

работы


1

Магнитное поле

5

1



2

Электромагнитная индукция

6


1


3

Механические колебания

5

1



4

Электромагнитные колебания

4




5

Производство, передача и использование электрической энергии

3




6

Механические волны

2


1


7

Электромагнитные волны

5




8

Световые волны

12

2

1


9

Элементы теории относительности

2




10

Излучения и спектры

5




11

Световые кванты

7




12

Атомная физика.Физика атомного ядра

8




13

Элементарные частицы

2




16

Резерв

2





Итого:

68

4

3


График проведения практической части рабочей программы

11 класс

п/п

Вид работы

Тема работы

Сроки

1

Лабораторная работа №1.


Наблюдение действия магнитного поля на ток


2

Контрольная работа №1

Основы электродинамики


3

Лабораторная работа №2.

Определение ускорения свободного падения при помощи маятника


4

Контрольная работа №2

Волны


5

Лабораторная работа №3.

Измерение показателя преломления стекла


6

Лабораторная работа №4.

Определение оптической линзы и фокусного расстояния линзы


7

Контрольная работа №3

Оптика











Содержание учебного курса

11 класс


Магнитное поле (5 часов)

Взаимодействие токов.Вектор магнитной индукции. Линии магнитной индукции. Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца

Лабораторная работа №1. «Наблюдение действия магнитного поля на ток»

Электромагнитная индукция (6 часов)

Открытие электромагнитной индукции. Магнитный поток. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции ЭДС индукции в движущихся проводниках. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле

Механические колебания (5 часа)

Свободные и вынужденные колебания. Условия возникновения свободных колебаний. Математический маятник. Динамика колебательного движения

Гармонические колебания. Фаза колебаний. Превращение энергии при гармонических колебаниях Вынужденные колебания. Резонанс. Воздействие резонанса и борьба с ним

Лабораторная работа №2. «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника»

Электромагнитные колебания (4 часов)

Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях.Уравнение, описывающее процессы в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Переменный электрический ток .Сопротивление в цепи переменного тока 

Резонанс в электрической цепи. 

Производство, передача и использование электрической энергии (3 часа)

Генерирование электрической энергии. Трансформаторы 

Механические волны (2 часа)

Волновые явления. Распространение механических волн. Длина волны. Скорость волны. Уравнение бегущей волны. Распространение волн в упругих средах

Электромагнитные волны (5 часа)

Что такое электромагнитная волна? Изобретение радио А.С.Поповым. Принципы радиосвязи. Свойства электромагнитных волн

Световые волны (12 часов)

Принцип Гюйгенса. Закон отражения света.Закон преломления света. Полное отражение 

Линзы. Построение изображения в линзе.

Формула тонкой собирающей линзы. Дисперсия света. Интерференция механических волн. Интерференция света. Дифракция механических волн. Дифракционная решётка.

Поперечность световых волн. Поляризация света. Электромагнитная теория света.

Лабораторная работа №3. «Измерение показателя преломления стекла»

Лабораторная работа №4. «Определение оптической линзы и фокусного расстояния линзы»

Элементы теории относительности (2 часа)

Постулаты теории относительности Относительность одновременности. Основные следствия, вытекающие из постулатов теории относительности. Элементы релятивистской динамики

Излучения и спектры (5 часа)

Виды излучений. Источники света. Спектральный анализ. Шкала электромагнитных волн. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. Рентгеновские лучи.

Световые кванты (7 часа)

Фотоэффект. Теория фотоэффекта. Фотоны 

Атомная физика. Физика атомного ядра (8 часов)

Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. Открытие радиоактивности. Альфа-, бета- и гамма-излучения.  Радиоактивные превращения. Изотопы. Закон радиоактивного распада. Период полураспада. Открытие нейтрона. Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции. Деление ядер урана Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений

Элементарные частицы (2 час)

Три этапа в развитии физики элементарных частиц

Резерв- 2 часа


Требования к уровню подготовки выпускников 11 класса

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, электрический заряд;

смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

вклад российских и зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твёрдых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория даёт возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать ещё неизвестные явления;

приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Литература для учителя:


  1. Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2014.

  2. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2021 году единого государственного экзамена по ФИЗИКЕ.

  3. М.Л. Корневич. Календарно-тематическое планирование /Преподавание физики в 2019-2020 учебном году. Методическое пособие МИОО. М.: «Московские учебники», 20014; сайт ОМЦ ВОУО: Методическая помощь. Физика.

  4. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н.Сотский. Физика. 11 класс. – М.: Просвещение, 2014.

  5. А.П. Рымкевич. Сборник задач по физике. 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2014.


Литература для обучающихся:


  1. Порфирьев В.В.Астрономия-11. – М.: Просвещение, 2012.

  2. Москалев А.Н. Готовимся к единому государственному экзамену. Физика. – М.: Дрофа, 2013.

  3. Шилов В.Ф. Тетрадь для лабораторных работ по физике: 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2013.

  4. Парфентьева Н.А. Сборник задач по физике. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2012.

  5. Тихомирова С.А. Физика. Рабочая тетрадь. – 11 класс. – М: Мнемозина, 2010.



18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!