ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
учиться планировать практическую деятельность на уроке;
под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Предметные
Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Обучающиеся должны знать:
простейшие виды технической документации (чертеж, эскиз, рисунок, схема);
способ использования линейки как чертежно-измерительного инструмента для выполнения построений и разметки деталей на плоскости;
способ построения прямоугольника от двух прямых углов с помощью линейки;
что такое развертка объемного изделия (общее представление), способ получения развертки;
условные обозначения, используемые в технических рисунках, чертежах и эскизах разверток;
способы разметки и вырезания симметричной формы из бумаги (по половине и ¼ формы);
что такое композиция (общее представление), об использовании композиции в изделии для передачи замысла;
что такое барельеф, технику выполнения барельефа;
как выглядит полотняное переплетение нитей в ткани;
что разметку деталей на ткани можно выполнять по шаблону и способом продергивания нити;
как сделать бахрому по краю прямоугольного изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;
швы «вперед иголку» и «через край», способы их выполнения;
о технологических и декоративно-художественных различиях аппликации и мозаики, способах их выполнения;
о символическом значении народной глиняной игрушки, ее основных образах;
Обучающиеся должны уметь:
правильно использовать линейку как чертежно-измерительный инструмент для выполнения построений на плоскости;
с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов;
читать технический рисунок и схему с учетом условных обозначений и выполнять по ним работу;
выполнять несложные расчеты размеров деталей изделия, ориентируясь на образец или технический рисунок;
чертить простые прямоугольные развертки (без соблюдения условных обозначений);
выполнять разметку квадрата на прямоугольном листе бумаги способом сгибания;
выполнять разметку по предмету;
выполнять изображения в технике барельефа;
лепить круглую скульптуру из целого куска, пользоваться специальной палочкой и стекой;
изготавливать несложные фигуры из бумаги в технике оригами;
создавать простые фронтальные и объемные композиции из различных материалов;
выполнять разметку на ткани способом продергивания нитей;
выполнять разметку на ткани по шаблону; выкраивать из ткани детали простой формы;
выполнять бахрому по краю изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;
выполнять швы «вперед иголку» и «через край»;
выполнять несложные изображения в технике мозаики (из бумаги и природных материалов);
анализировать конструкцию изделия и выполнять работу по образцу;
придумать и выполнить несложное оформление изделия в соответствии с его назначением.
Обучающиеся могут знать:
что поделочные материалы (бумага, ткань, пластилин) могут менять свои конструктивные и декоративные свойства в результате соответствующей обработки (намачивания, сминания, разогревания и пр.);
что вещи должны подходить к окружающей обстановке и к характеру и облику своего хозяина;
что в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид;
что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;
о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства;
что такое симметрия (асимметрия) и ритм в форме предметов, в композиции изделий и каков их конструктивный и эстетический смысл;
что такое проектная деятельность, требования к выполнению и защите проектов.
Обучающиеся могут уметь:
планировать предстоящую практическую работу, выстраивать технологическую последовательность изготовления простых изделий по образцу или собственному замыслу;
выполнять несложные эскизы разверток изделий с использованием условных обозначений;
вносить несложные изменения и дополнения в конструкцию и оформление изделия в соответствии с поставленными условиями;
создавать творческие фронтальные и объемные композиции по собственному замыслу в соответствии с художественно-конструкторской задачей; подбирать материалы и способы их обработки;
расписывать изделия из пластилина красками (гуашью);
выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала на основе полученных знаний и умений.
По результатам практической работы на компьютере выпускники начальной школы должны знать (понимать):
основные источники информации;
назначение основных устройств компьютера;
правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером;
Обучающиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;
поиска необходимой информации;
изменения и создания при помощи компьютера простых информационных объектов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия этих народов.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для праздников, в учебной и внеучебной деятельности и т. п. Освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом, комнатными растениями.
Выполнение элементарных расчётов стоимости изготавливаемого изделия.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художественными и конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертёж и др.); анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), раскрой деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная, проволочная, винтовая и др.).отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение заполнять технологическую карту. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и др.).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу.
Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.
Основные содержательные линии «Технологии» определены стандартом начального образования и представлены 5 разделами:
Земледелие
Посуда Работа с пластичными материалами (пластилин)
Работа с пластичными материалами (тестопластика)
Посуда. Работа с пластичными материалами (глина или пластилин)
Народные промыслы. Хохлома. Работа с папье-маше
Народные промыслы. Городец. Работа с бумагой. Аппликационные работы
Народные промыслы. Дымка. Работа с пластичными материалами (пластилин)
Народные промыслы. Матрешка. Работа с текстильными материалами (апплицирование)
Работа с пластичными материалами (пластилин). Рельефные работы
Человек и лошадь. Работа с картоном. Конструирование
Домашние птицы. Работа с природными материалами. Мозаика.
Работа с бумагой. Конструирование
Строительство. Работа с бумагой. Полуобъемная пластика.
В доме. Работа с волокнистыми материалами. Помпон.
Работа с различными материалами. Елочные игрушки из яиц
Внутреннее убранство избы. Работа с пластичными материалами (пластилин, глина). Лепка.
Внутреннее убранство избы. Работа с бумагой. Плетение.
Внутреннее убранство избы. Работа с картоном. Конструирование.
Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение.
Народный костюм. Работа с бумагой. Аппликационные работы.
Работа с ткаными материалами. Шитье.
Рыболовство. Работа с волокнистыми материалами. Изонить.
Работа с бумагой. Аппликационные работы.
Работа с бумагой и волокнистыми материалами.
Птица счастья. Работа с бумагой. Складывание.
Использование ветра. Работа с бумагой. Моделирование.
Использование ветра. Работа с фольгой.
Ищем клад. Работа с пластичными материалами (глина). Рельефные работы.
Книгопечатание. Работа с бумагой и картоном.
Способы поиска информации. Поиск информации в Интернете.
Правила набора текста. Поиск информации в Интернете.
Конференция для обучающихся «Что я узнал во 2 классе?»
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Практическая работа | Изделие |
Давайте познакомимся (1 час) |
1 | Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником. | 1 час | | |
Человек и земля (22 часа) |
2 | Земледелие | 1 час | Практическая работа № 1: «Выращивание лука». | |
3 | Посуда | 1 час | | Композиция из картона и ниток «Корзина с цветами». |
4 | Работа с пластичными материалами (пластилин) | 1 час | Практическая работа № 2: «Съедобные и несъедобные грибы». «Плоды лесные и садовые». | Композиция из пластилина «Семейка грибов на поляне» |
5 | Работа с пластичными материалами (тестопластика) | 1 час | | Магнит из теста |
6 | Посуда. Работа с пластичными материалами (глина или пластилин) | 1 час | | Проект «Праздничный стол» |
7 | Народные промыслы. Хохлома. Работа с папье-маше | 1 час | | Миска «Золотая хохлома» в технике папье-маше |
8 | Народные промыслы. Городец. Работа с бумагой. Аппликационные работы | 1 час | | Разделочная доска «Городецкая роспись» |
9 | Народные промыслы. Дымка. Работа с пластичными материалами (пластилин) | 1 час | | Дымковская игрушка |
10 | Народные промыслы. Матрешка. Работа с текстильными материалами (апплицирование) | 1 час | | Матрешка из картона и ткани |
11 | Работа с пластичными материалами (пластилин). Рельефные работы | 1 час | | Пейзаж «Деревня» |
12 | Человек и лошадь. Работа с картоном. Конструирование | 1 час | Практическая работа № 3: «Домашние животные» | Игрушка «Лошадка» |
13 | Домашние птицы. Работа с природными материалами. Мозаика. | 1 час | | Композиция «Курочка из крупы». |
14 | Работа с бумагой. Конструирование | 1 час | | Проект «Деревенский двор» |
15 | Строительство. Работа с бумагой. Полуобъемная пластика. | 1 час | | Композиция «Изба» |
16 | В доме. Работа с волокнистыми материалами. Помпон. | 1 час | Практическая работа № 4: «Наш дом». | Домовой |
17 | Работа с различными материалами. Елочные игрушки из яиц | 1 час | | Ёлочные игрушки из яиц |
18 | Внутреннее убранство избы. Работа с пластичными материалами (пластилин, глина). Лепка. | 1 час | | Композиция «Русская печь» |
19 | Внутреннее убранство избы. Работа с бумагой. Плетение. | 1 час | | Коврик. |
20 | Внутреннее убранство избы. Работа с картоном. Конструирование. | 1 час | | Стол и скамья. |
21 | Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение. | 1 час | | Композиция «Русская красавица». |
22 | Народный костюм. Работа с бумагой. Аппликационные работы. | 1 час | | Костюмы Ани и Вани. |
23 | Работа с ткаными материалами. Шитье. | 1 час | | Кошелек |
Человек и вода (3 часа) |
24 | Рыболовство. Работа с волокнистыми материалами. Изонить. | 1 час | | Композиция «Золотая рыбка» |
25 | Работа с бумагой. Аппликационные работы. | 1 час | | Проект «Аквариум» |
26 | Работа с бумагой и волокнистыми материалами | 1 час | | Композиция «Русалка» |
Человек и воздух (3 часа) |
27 | Птица счастья. Работа с бумагой. Складывание. | 1 час | | Оригами «Птица счастья» |
28 | Использование ветра. Работа с бумагой. Моделирование. | 1 час | | Ветряная мельница |
29 | Использование ветра. Работа с фольгой. | 1 час | | Флюгер |
Человек и информация (5 часов) |
30 | Ищем клад. Работа с пластичными материалами (глина). Рельефные работы. | 1 час | | Композиция «Карта на глиняной дощечке» |
31 | Книгопечатание. Работа с бумагой и картоном | 1 час | | Книжка-ширма |
32 | Способы поиска информации. Поиск информации в Интернете. | 1 час | Практическая работа № 5: «Ищем информацию в Интернете». | |
33 | Правила набора текста. Поиск информации в Интернете. | 1 час | Практическая работа № 6: «Ищем информацию в Интернете». | |
34 | Конференция для обучающихся «Что я узнал во 2 классе?» | 1 час | | |