СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 5 класс созданных под руководством В.Я. Коровиной, Автор В.Я. Коровина. М.: «Просвещение», 2021г

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 5 класс созданных под руководством В.Я. Коровиной, Автор В.Я. Коровина. М.: «Просвещение», 2021г»

Ростовская область, Егорлыкский район, х.Балко-Грузский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Балко-Грузская средняя общеобразовательная школа №12.





«Утверждаю»

Директор МБОУ Б-ГСОШ №12

______________М.Б. Буравкина

приказ от___________№_____







Рабочая программа

по литературе

Уровень общего образования (класс) основное общее образование, 5 класс

Количество часов 102 часа

Учитель: Буравкина Марина Борисовна

Программа разработана на основе: литературы 5-11 классы: программы общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.Я. Коровиной,  Автор В.Я. Коровина. М.: «Просвещение», 2021г

2021-2022 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта среднего основного общего образования по литературе для общеобразовательных учреждений ориентирована на современные тенденции в школьном образовании и УМК: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.: Просвещение, 2021г., имеющий гриф «Допущено Министерством просвещения Российской Федерации», утвержденный федеральным перечнем учебников и требований к результатам основного общего и с учётом Примерное основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО) В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования и формирования универсальных учебных действий для общего образования.

Программа включает распределение содержания учебного материала по классам и примерный объем учебных часов для изучения разделов и тем курса, а также рекомендуемую последовательность изучения тем, основанную логике развития предметного содержания с учетом возрастных особенностей обучающихся и составлена на основе следующих документов:

- законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. №273-ФЗ

- ФЗ от 312.07.2020 №304 ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания;

- Федеральным государственным стандартом ООО, утвержденным приказом Министерства образования РФ от 31.05.2021 №287;

- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2).

- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28).

- Приказ Минобрнауки «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2021/2022 учебный год»;

- Годовой календарный учебный график МБОУ Б-Г СОШ №12 на 2021-2022 учебный год.

- Учебный план МБОУ Б-Г СОШ №12 на 2021-2022 учебный год. Программа рассчитана на 102 часа в год. (всероссийские праздничные дни и сопутствующие выходные; 7-8 марта, 23февраля, 2-3 мая, 9-10 мая).

Данная рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания. Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.

Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта.

Полноценное литературное образование в основной школе невозможно без учёта преемственности с курсом литературного чтения в начальной школе, межпредметных связей с курсом русского языка, истории и предметов художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения

к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров.

В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур народов России и зарубежной литературы.

Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.

Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.

Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.

Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико- и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления

о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, овладеть навыками их критической оценки.

Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению к предмету «Литературное чтение».

В 5 классе на изучение предмета отводится 3 часа в неделю. Суммарно изучение литературы в основной школе по программам основного общего

образования рассчитано на 102 часа в соответствии со всеми вариантами учебных планов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Мифология

Мифы народов России и мира.

Фольклор

Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Сказки народов России и народов мира (не менее трёх).

Литература первой половины XIX века

И. А. Крылов. Басни (три по выбору). Например, «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет», «Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица».

А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино».

Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Литература второй половины XIX века

И. С. Тургенев. Рассказ «Муму».

Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети». «Школьник». Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент).

Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».

Литература XIX—ХХ веков

Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о род-

ной природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти стихотворений трёх поэтов). Например, стихотворения А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова.

Юмористические рассказы отечественных писателей XIX— XX веков

А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др.

М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лёля и Минька», Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и др.

Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее двух). Например, А. И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского.

А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» и др.

В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».

Литература XX—XXI веков

Произведения отечественной прозы на тему «Человек на

вой не» (не менее двух). Например, Л. А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П. Катаев. «Сын полка» и др.

Произведения отечественных писателей XIX—XXI веков

на тему детства (не менее двух).

Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля,

А. А. Гиваргизова, М. С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян.

Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по выбору). Например, К. Булычёв. «Девочка, с которой ничего не случится», «Миллион приключений» и др. (главы по выбору).

Литература народов Российской Федерации

Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела».

Зарубежная литература

Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» и др.

Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору).

Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы по выбору), Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы по выбору).

Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору). Например, М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы по выбору); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы», «Звук бегущих ног», «Зелёное утро» и др.

Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору).

Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» и др.

Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору).

Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж. Лондон. «Белый клык»;

Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» и др.



























ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.

Для учащихся:


1. Вокруг тебя – Мир… Книга для ученика. 5 класс / Авт.-сост. А.Делетроз, В.Ю. Выборнова, М.Р. Савова, А.М. Розов, В.В. Шишкина. – М.: Издательство МАИК «Наука», 1996. – 96 с.

2. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2012.

3. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2012.

4. Репродукции картин художников

5. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).


Для учителя:


1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).

2.Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ,

2006 г.

3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 5 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).

4. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2007.

5. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

6. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 5 класс / Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Контрольно-измерительные материалы).

7. Литература. 5 класс : поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной и др. / авт.-сост. И.В. Карасева, В.Н. Пташктна. – 3-е изд., перераб. и доп. – Волгоград : Учитель, 2011. – 237 с.

8. Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В. Перепелицына. – Волгоград: Учитель, 2008. – 132 с.

9. Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.

10. Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 224 с. – (Домашний репетитор).

11. Репин А.В. Литература. 5 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007. – 80 с.

12. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).

13. Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник / И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. – М.: МККК – 160 с.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

  1. Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей

  1. Раздаточный материал по темам курса

  2. Репродукции картин художников

  3. Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2012

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематический

блок/раздел

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

Мифология внеклассное чтение

Мифы народов России и мира

Выразительно читать мифы и другие эпические произведения, отвечать на вопросы, пересказывать.

Анализировать сюжет, жанровые, композиционные и художественные особенности. Определять и формулировать тему и основную мысль прочитанных мифов. Сопоставлять мифы разных народов, сравнивать их с эпическими произведениями. Характеризовать главных героев, сравнивать их поступки.

Фольклор

Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки Сказки народов России и народов мира

Выразительно читать фольклорные произведения малых жанров, отвечать на вопросы. Отличать пословицы от поговорок. Сопоставлять русские пословицы и поговорки с пословицами и поговорками других народов. Уметь сочинять и разгадывать загадки.

Выразительно читать, пересказывать (кратко,

подробно, выборочно) сказки, отвечать на вопросы. Определять виды сказок (волшебные, бытовые, о животных). Определять и формулировать тему и основную мысль прочитанной сказки. Характеризовать героев сказок, оценивать их поступки. Определять особенности языка и композиции народных сказок разных народов (зачин, концовка, постоянные эпитеты, устойчивые выражения и др.). Сочинять собственные сказки, употребляя сказочные устойчивые выражения. Инсценировать любимую сказку.

Литература первой половины XIX века

И. А. Крылов. Басни (три по выбору). «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет», «Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица»

Выразительно читать басню, в том числе по ролям. Определять и формулировать тему и основную мысль прочитанной басни. Находить значение незнакомого слова в словаре. Инсценировать басню. Определять

художественные особенности басенного жанра. Иметь первоначальное представление об аллегории и морали. Читать басню наизусть (по выбору обучающегося).


А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Зимнее утро», «Зимний вечер»,

«Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевне

и о семи богатырях»

Выразительно читать стихотворения. Отличать поэтический текст от прозаического, аргументировать свой ответ. Определять тематическое единство подобранных произведений. Выявлять средства художественной изобразительности в лирических произведениях (эпитет, метафору, олицетворение, сравнение). Выполнять письменные работы по

первоначальному анализу стихотворения. Заучивать стихотворения наизусть. Выразительно читать сказку, отвечать на вопросы по содержанию. Определять идейно-тематическое содержание сказки А. С. Пушкина. Выявлять своеобразие авторской

сказки и её отличие от народной. Выделять ключевые эпизоды в тексте произведения. Сопоставлять сказку с другими видами искусства.


М. Ю. Лермонтов. Стихотворение

«Бородино»

Выразительно читать стихотворение.

Отвечать на вопросы по прочитанному тексту, задавать вопросы с целью понимания содержания стихотворения.

Определять его историческую основу, идейно-тематическое содержание. Определять позицию автора. Выявлять жанровые признаки и средства художественной изобразительности в произведении (эпитет, олицетворение, сравнение, метафора). Заучивать стихотворение наизусть. Писать мини-сочинение.


Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством»

Читать выразительно прозаический текст, отвечать на вопросы. Учиться самостоятельно формулировать вопросы. Пересказывать (кратко, подробно, выборочно) текст повести. Выделять ключевые эпизоды в тексте произведения. Составлять устный отзыв

о прочитанном произведении.

Определять художественные средства, создающие фантастический настрой повести, а также картины народной жизни. Определять близость повести к народным сказкам и легендам. Пользоваться библиотечным каталогом для поиска книги.

Литература второй половины XIX века

И. С. Тургенев. Рассказ «Муму»

Выразительно читать рассказ, отвечать на вопросы, пересказывать (подробно и сжато). Выделять наиболее яркие эпизоды произведения. Составлять простой план рассказа. Определять тему, идею произведения. Характеризовать главных героев рассказа. Составлять устный портрет Герасима. Определять роль пейзажных описаний. Писать сочинение по содержанию рассказа.


Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети». «Школьник». Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент)

Выразительно читать поэтический текст, в том числе по ролям. Определять тематическое содержание стихотворения. Характеризовать главных героев, лирического героя (автора). Определять отношение автора к детям. Выявлять средства художественной выразительности. Заучивать стихотворение наизусть.


Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник»

Выразительно читать текст рассказа, отвечать

на вопросы, пересказывать (подробно и сжато). Выявлять основную мысль рассказа, определять его композиционные особенности. Выделять ключевые эпизоды в тексте произведения. Составлять план сообщения о главных героях произведения. Составлять сравнительную характеристику Жилина и

Костылина. Характеризовать горцев, их обычаи и нравы. Давать собственную интерпретацию и оценку рассказа. Давать развёрнутый ответ на вопрос, связанный со знанием и пониманием литературного произведения.

Литература XIX—ХХ веков

Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека

с Родиной (не менее пяти). Например, стихотворения

А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева,

А. А. Фета, И. А. Бунина,

А. А. Блока, С. А. Есенина,

Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова

Выразительно читать стихотворение, определять его тематическое содержание, средства художественной выразительности (эпитет, метафора, сравнение, олицетворение). Выявлять музыкальность поэтического текста. Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Заучивать одно из стихотворений наизусть.


Юмористические рассказы отечественных писателей XIX—XX веков.

А. П. Чехов (два рассказа по выбору).

Например, «Лошадиная фами-

лия», «Мальчики», «Хирургия»

и др.

Выразительно читать рассказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению, задавать вопросы с целью понимания содержания произведений, пересказывать близко к тексту. Определять роль названия в литературном произведении. Анализировать произведение с учётом его жанровых особенностей, с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа, давать собственную


М. М. Зощенко (два рассказа

по выбору). Например, «Галоша», «Лёля

и Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и др.

интерпретацию и оценку произведениям. Характеризовать героев рассказа. Сопоставлять произведения авторов по заданным основаниям. Выявлять детали, создающие комический эффект. Инсценировать один из рассказов или его фрагмент. Пользоваться библиотечным каталогом для поиска книги.


Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее трёх). Например, произведения А. И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского.

Выразительно читать прозаический текст, отвечать на вопросы, владеть разными видами пересказа. Составлять план. Определять сюжет и тематическое своеобразие произведения. Находить и характеризовать образ рассказчика, его роль в повествовании.

Определять средства художественной выразительности прозаического текста.

Писать отзыв на прочитанное произведение. Пользоваться библиотечным каталогом для поиска книги.


А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору).

Например, «Корова», «Никита» и др.

Выразительно читать прозаический текст, отвечать на вопросы по прочитанному произведению, задавать вопросы с целью понимания содержания произведения, владеть разными видами пересказа. Составлять

план. Определять тему рассказа. Определять средства выразительности прозаического текста. Давать развёрнутый ответ на вопрос, связанный со знанием и пониманием литературного произведения.


В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро»

Читать прозаический текст, отвечать на вопросы, пересказывать, участвовать в беседе о произведении. Находить детали, языковые средства художественной выразительности, определять их роль в произведении. Находить значение незнакомого слова в словаре. Определять характер главного героя, его взаимоотношение с природой. Выявлять роль пейзажа в рассказе. Высказывать своё отношение к герою рассказа. Писать сочинение по самостоятельно составленному плану.

Литература XX—XXI веков

Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» (не менее двух).

Например, Л. А. Кассиль.

«Дорогие мои мальчишки»;

Ю. Я. Яковлев. «Девочки

с Васильевского острова»;

В. П. Катаев. «Сын полка» и др.

Воспринимать и выразительно читать литературное произведение. Отвечать на вопросы (с использованием цитирования) и самостоятельно формулировать вопросы к тексту. Участвовать в коллективном

диалоге. Анализировать сюжет, тему произведения, определять его композиционные особенности. Характеризовать и сопоставлять героев произведения, выявлять художественные средства их создания. Выявлять средства художественной изобразительности в произведении. Использовать различные виды пересказа произведения. Письменно отвечать

на вопрос. Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Работать со словарями, определять значение незнакомых слов. Писать отзыв на одно из произведений.


Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему детства (не менее двух). Например, произведения

В. Г. Ко роленко, В. П. Катаева,

В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева,

Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М. С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян, А. В. Жвалевского и Е. Б. Пастернак и др.

Воспринимать и выразительно читать литературное произведение. Отвечать на вопросы, формулировать самостоятельно вопросы к тексту, пересказывать прозаические произведения. Определять тему, идею произведения. Характеризовать главных героев, составлять их словесный портрет. Сопоставлять героев и их поступки с другими персонажами прочитанного произведения и персонажами других произведений. Выявлять авторскую позицию. Высказывать своё отношение к событиям, изображённым в произведении. Писать отзыв на прочитанную книгу. Выстраивать с помощью учителя траекторию самостоятельного чтения.


Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по выбору).

Например, К. Булычёв «Девочка, с которой ничего не случится», «Миллион приключений» (главы по выбору) и др.

Воспринимать и выразительно читать прозаический текст, отвечать на вопросы, пересказывать текст, используя авторские средства художественной выразительности. Определять тему, идею произведения. Характеризовать главных героев, основные

события. Писать отзыв на прочитанное произведение, аргументировать своё мнение. Выстраивать с помощью учителя траекторию самостоятельного чтения.

Литература народов Российской Федерации

Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья»; М. Карим.

«Эту песню мать мне пела»

Выразительно читать и анализировать поэтический текст. Характеризовать лирического героя. Определять общность темы и её художественное воплощение в стихотворениях русской поэзии и в произведениях поэтов народов России. Выявлять художественные средства выразительности.

Зарубежная литература

Х. К. Андерсен.

Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей»

Читать сказку, отвечать на вопросы, пересказывать. Определять сюжет, композиционные и художественные особенности произведения. Формулировать

вопросы к отдельным фрагментам сказки. Характеризовать главных героев, сравнивать их поступки. Высказывать своё отношение к событиям и героям сказки. Определять связь сказки Х. К. Андерсена с фольклорными произведениями.

Пользоваться библиотечным каталогом для поиска книги.


Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы);

Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы) и др.

Выразительно читать произведение, задавать вопросы к отдельным фрагментам, формулировать тему и основную идею прочитанных глав. Рассуждать о героях и проблематике произведения, обосновывать

свои суждения с опорой на текст. Выявлять своеобразие авторской сказочной прозы и её отличие от народной сказки. Выделять ключевые эпизоды в тексте произведения. Писать отзыв на прочитанное произведение. Пользоваться библиотечным каталогом для поиска книги.


Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору). Например, М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы);

Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы», «Звук

бегущих ног», «Зелёное утро» и др.

Воспринимать и выразительно читать литературное произведение. Отвечать на вопросы, самостоятельно формулировать вопросы, пересказывать содержание отдельных глав. Определять тему, идею произведения. Характеризовать главных героев, составлять их словесные портреты. Сопоставлять героев и их поступки с другими персонажами прочитанного произведения. Писать отзыв на прочитанную книгу.


Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору).

Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» (главы по выбору) и др.

Читать литературное произведение, отвечать на вопросы. Самостоятельно формулировать вопросы к произведению в процессе его анализа. Сопоставлять произведения по жанровым особенностям. Выстраивать с помощью учителя траекторию самостоятельного чтения.


Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору).

Например, Э. Сетон-Томпсон.

«Королевская аналостанка»;

Дж. Даррелл. «Говорящий

свёрток»; Дж. Лондон. «Белый

Клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави»

Воспринимать и выразительно читать литературное произведение. Отвечать на вопросы, самостоятельно формулировать вопросы, пересказывать содержание произведения или отдельных глав. Сопоставлять произведения по жанровым особенностям. Выстраивать с помощью учителя траекторию самостоятельного чтения.

Календарно - тематическое планирование

по литературе 5 класс


Дата

Факт.

дата


Тема раздела и тема урока


Кол-во часов.


Оборудование



1

01.09


Введение.

Книга в жизни человека.

1

Интерактивная доска, презентация



Устное народное творчество (10 ч.)

2

03.09


Фольклор – коллективное устное творчество.


1

Учебник, Учебные пособия

Методические пособия



3

06.09


Малые жанры фольклора.

1

Учебник, Учебные пособия

Методические пособия



4

08.09


Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка.

1

Учебник, Учебные пособия

Методические пособия



5

10.09


«Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван –царевич.

1

Учебник, Учебные пособия

Методические пособия



6

13.09


«Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки.

1

Учебник, Учебные пособия

Методические пособия



7

15.09


«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная богатырская сказка героического содержания.

1

Учебник, Учебные пособия



8

17.09


«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки.

1

Методические пособия



9

20.09


Сказки о животных. «Журавль и цапля».

1

Учебник, Учебные пособия



10

22.09


Бытовые сказки. «Солдатская шинель».

1

Учебник, Учебные пособия

Методические пособия



11

24.09


РР №1 Итоговый урок на тему «Русские народные сказки». Письменный ответ

1

Учебник, Учебные пособия

Методические пособия



Из древнерусской литературы (2 ч.)

12

27.09


«Повесть временных лет» как литературный памятник.


1

Интерактивная доска, проектор



13

29.09


Из «Повести временных лет». Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича.

1

Учебник, Учебные пособия

Методические пособия



Из литературы 18 века 2 (ч.)

14

01.10


Внеклассное чтение №1. М.В. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

1

Учебник, Учебные пособия



15

04.10


М.В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру…».

1

Методические пособия



Из литературы 19 века. (42 ч.)

16

06.10


Внеклассное чтение №2. Жанр басни в мировой литературе.

1

Интерактивная доска, проектор



17

08.10


И.А. Крылов. «Ворона и лисица», «Свинья под дубом».

1

Учебник, Учебные пособия

Методические пособия



18

11.10


И.А. Крылов. «Волк на псарне».

1




19

13.10


РР №2 . И.А. Крылов. Басни.

1

Интерактивная доска, проектор



20

15.10


В.А. Жуковский. «Спящая царевна».

1




21

18.10


В.А. Жуковский. «Кубок».

1

Учебник, Учебные пособия

Методические пособия



22

20.10


А.С. Пушкин. «Няне».

1




23

22.10


А.С. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый…» (пролог)

1

Интерактивная доска, проектор



24

25.10


«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»: события и герои.

1

Учебник, Учебные пособия

Методические пособия



25

27.10


«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»: сравнительная характеристика героев.

1




26

08.11


«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки.

1

Интерактивная доска, проектор



27

10.11


РР №3.«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Письменный ответ

1

Учебник, Учебные пособия

Методические пособия



28-29

12.11


15.11


Контрольная работа № 1 по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина.

2

Интерактивная доска, проектор



30

17.11


Внеклассное чтение №3. А.С. Пушкин. Сказки.

1

Учебник, Учебные пособия

Методические пособия Учебник, Учебные пособия

Методические пособия



31

19.11


Русская литературная сказка 19 века

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.

1

Интерактивная доска, проектор



32

22.11


«Черная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение

1

Интерактивная доска, проектор



33

24.11


М.Ю. Лермонтов. «Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения.

1

Интерактивная доска, проектор



34

26.11


«Бородино»: проблематика и поэтика.

1

Учебник, Учебные пособия



35

29.11


Внеклассное чтение №4. «Ашик- Кериб» как литературная сказка.

1

Методические пособия



36

01.12


Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место».

1

Интерактивная доска, проектор



37

03.12


«Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести.

1

Интерактивная доска, проектор



38

06.12


Внеклассное чтение № 5. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед рождеством», «Страшная месть».

1

Учебник, Учебные пособия



39

08.12


Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).

1

Методические пособия



40

10.12


«Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей.

1

Интерактивная доска, проектор



41

13.12


«Крестьянские дети». Язык стихотворения.

1

Интерактивная доска, проектор



42

15.12


И.С.Тургенев. «Муму» как повесть о крепостном праве.

1

Учебник, Учебные пособия



43

17.12


«Муму» как протест против рабства.

1

Методические пособия



44

20.12


«Муму»: система образов.

1

Учебник, Учебные пособия



45

22.12


РР №4 И.С.Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Письменный ответ

1

Интерактивная доска, проектор



46

24.12


А.А. Фет. Лирика

1

Интерактивная доска, проектор



47

27.12


Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник»: русский офицер в плену у горцев.

1

Интерактивная доска, проектор



48

29.12


«Кавказский пленник»: Жилин и Костылин.

1

Интерактивная доска, проектор



49

10.01


РР №5. «Кавказский пленник». Письменный ответ

1

Учебник, Учебные пособия

Методические пособия



50-51

12.01


14.01


Контрольная работа №2 по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого.

2

Учебник, Учебные пособия

Методические пособия



52

17.01


А.П.Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ.

1

Интерактивная доска, проектор



53

19.01


РР №6. А.П.Чехов. «Хирургия».

1




54

21.01


Внеклассное чтение № 6. Рассказы Чехова.

1

Учебник, Учебные пособия

Методические пособия



55

24.01


Русские поэты 19 века о Родине и родной природе. Ф.И. Тютчев. Стихотворения.

1




56

26.01


Русские поэты 19 века о Родине и родной природе.

А.Н.Майков, И.С.Никитин, И.З.Суриков, А.Н. Плещеев.

1

Учебник, Учебные пособия

Методические пособия



57

28.01


РР №7. Русские поэты 19 века о родине, родной природе и о себе.

1

Интерактивная доска, проектор



Из литературы 20 века (29ч.)


58

31.01


И.Бунин. «Косцы».

1




59

02.02


Внеклассное чтение №7. И.А.Бунин. «Подснежник».

1

Интерактивная доска, проектор



60

04.02


В.Г.Короленко. «В дурном обществе»: судья и его дети.

1

Учебник, Учебные пособия

Методические пособия



61

07.02


В.Г.Короленко. «В дурном обществе»: семья Тыбурция.

1

Учебник, Учебные пособия

Методические пособия



62

09.02


В.Г.Короленко. «В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела».

1

Интерактивная доска, проектор



63

11.02


РР №8. В.Г.Короленко. «В дурном обществе». Письменный ответ.

1

Учебник, Учебные пособия

Методические пособия



64

14.02


С.А.Есенин. «Я покинул родимый дом…» «Низкий дом с голубыми ставнями…».

1

Интерактивная доска, проектор



65

16.02


П.П.Бажов. «Медной горы хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы.

1

Учебник, Учебные пособия

Методические пособия



66

18.02


П.П.Бажов. «Медной горы хозяйка»: сказ как жанр литературы

1

Интерактивная доска, проектор



67

21.02


К.Г.Паустовский. «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки.

1

Учебник, Учебные пособия



68

23.02


К.Г.Паустовский. «Тёплый хлеб»: язык сказки.

1

Методические пособия



69

25.02


Внеклассное чтение №8. К.Паустовский. «Заячьи лапы» и др. рассказы

1

Учебник, Учебные пособия



70


28.02


Внеклассное чтение №9. С.Я.Маршак. Сказки для детей.

1

Интерактивная доска, проектор



71

02.03


С.Я.Маршак. «Двенадцать месяцев»: проблемы и герои.

1

Интерактивная доска, проектор



72

04.03


С.Я.Маршак. «Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и ее народная основа.

1

Учебник, Учебные пособия



73

09.03


РР №9. С.Я.Маршак. «Двенадцать месяцев». Письменный ответ

1

Методические пособия



74

11.03


А.П.Платонов. «Никита»: человек и природа.

1

Учебник, Учебные пособия



75

14.03


А.П.Платонов. «Никита»: быль и фантастика.

1

Методические пособия



76

16.03


В.П.Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации.

1

Учебник, Учебные пособия



77

18.03


В.П.Астафьев. «Васюткино озеро»: становление характера главного героя.

1

Интерактивная доска, проектор



78-79

30.03


01.04


Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов. Контрольная работа №3 по литературе 20 века.

2

Интерактивная доска, проектор



80

04.04


А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста».

1

Учебник, Учебные пособия



81

06.04


К.М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…».

1

Методические пособия



82

08.04


И.А.Бунин. « Помню – долгий зимний вечер…» и др.

1

Учебник, Учебные пособия



83

11.04


Д. Кедрин. «Аленушка»; А. Прокофьев. «Аленушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня».

1

Интерактивная доска, проектор



84

13.04


Саша Черный. «Кавказский пленник».

1

Учебник, Учебные пособия

Методические пособия



85

15.04


Саша Черный. «Игорь Робинзон».

1

Интерактивная доска, проектор



86

18.04


Ю.Ч.Ким. Песня «Рыба –кит» как юмористическое произведение.

1

Учебник, Учебные пособия

Методические пособия



Из зарубежной литературы (14ч.)


87

20.04


Р.Стивенсон «Вересковый мёд»: верность традициям предков.

1

Интерактивная доска, проектор



88

22.04


Д.Дефо «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя.

1

Учебник, Учебные пособия



89

25.04


Д.Дефо «Робинзон Крузо»: характер героя.

1

Методические пособия



90

27.04


Д.Дефо «Робинзон Крузо»: произведение о силе человеческого духа.

1

Интерактивная доска, проектор



91

29.04


Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: реальность и фантастика.

1

Интерактивная доска, проектор



92

04.05


Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: сказка о великой силе любви.

1

Учебник, Учебные пособия

Методические пособия



93

06.05


Х.-К. Андерсен. Снежная королева»: «что есть красота?»

1

Интерактивная доска, проектор



94

11.05


Внеклассное чтение №10. Х.-К. Андерсен. Сказки.

1

Учебник, Учебные пособия

Методические пособия



95-96

13.05


16.05


РР №10-11. Х.-К. Андерсен. Сказки. Письменный ответ.

2




97


18.05


Марк Твен. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства.

1

Интерактивная доска, проектор



98

20.05


Марк Твен «Приключения тома Сойера»: дружба героев.

1

Интерактивная доска, проектор



99


23.05


РР №12. «Приключения тома Сойера»- любимая книга многих поколений читателей. Письменный ответ.

1

Интерактивная доска, проектор



100

25.05


Джек Лондон. «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым?

1

Учебник, Учебные пособия

Методические пособия



ПОВТОРЕНИЕ (2ч.)


101

27.05


Урок контроля. Итоговая контрольная работа №4.

1

Интерактивная доска, проектор



102

30.05


РР №13. Литературный праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса».

1

Учебник, Учебные пособия

Методические пособия











































Согласовано

Заместитель директора

по УВР

________

Митченко М.Н.

___ ________ 2021г.


Согласовано

протокол заседания МС

МБОУ Б-ГСОШ №12

от _________________

руководитель МС

______ Митченко М.Н.


















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!