СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 7.1 Окружающий мир

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 7.1 Окружающий мир»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Дороховская средняя общеобразовательная школа»





«Утверждаю» «Согласовано»

Директор МОУ «Дороховская СОШ» зам. директора по УВР

____________/П.Н. Никитин/ / _________/Т.В.Колышкина

Приказ №______от _______2020г. «______»___________2020г.






Рабочая программа



учебного курса Окружающий мир 4 класс

(наименование предмета)




Учитель: Васильева Юлия Михайловна






«Рассмотрено»

на заседании ШМО

протокол №___от «___»_____2020г.










2020 г.



Пояснительная записка


Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов (для обучающихся с задержкой психического развития по первому варианту) разработана на основе ФГОС начального общего образования, ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе программы Плешакова А.А. Окружающий мир. 1-4 классы.

В ФГОС начального общего образования (6.10.2009 №373) и ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (19.10.2014 №1598) особое внимание уделено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способом деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Развитие представлений об окружающем мире. Развитие способности использовать сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными на­уками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Учащиеся начальных классов с ЗПР, как правило, характеризуются заниженной самооценкой. Они менее социально приспособлены, отличаются недоверчивостью, чрезмерной обидчивостью, слабой интуицией в межличностных отношениях; в их поведении часто наблюдается негативизм, упрямство, эгоцентризм. У таких учащихся плохое внимание, слабая память, быстрая утомляемость. Они остро реагируют на неудачи, неуверенны в себе, отличаются неустойчивым настроением, трудно адаптируются в новых условиях. Задача психолога и учителя, работающих с детьми с ЗПР – создать благоприятную психологическую атмосферу, проводя коррекционно-развивающие игры и упражнения на развитие самосознания, общения, учебной деятельности, познавательных и психических процессов.

При составлении программы учитывались особенности развития детей с задержкой психического развития, поэтому большое внимание уделяется на развития речи учащихся, на применение полученных знаний на практике, на сведения, расширяющие знания об окружающем мире.


Общая характеристика учебного предмета.


Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко прояв­ляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе ин­теграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действитель­ности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внима­ние уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существо­вание человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последо­вательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой при­родой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется по­ложительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого обще­ства, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, со­временной социальной жизни, которые присутствуют в про­грамме каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового от­ношения к окружающему, основанного на признании са­моценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к ру­котворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «откры­тие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-об­разовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Очень большое значение для достижения планиру­емых результатов имеет организация проектной деятель­ности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями осо­бое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объек­тов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологиче­ских связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и пове­дения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родите­ли учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробужда­емые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.


Место курса в учебном плане


На изучение курса «Окружающий мир» по учебному плану школы отводится в 4 классе 34 часа в год (1 час в неделю, 34 учебные недели).



Ценностные ориентиры содержания курса


• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий.

• Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.


Результаты изучения курса


Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;

14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно- пространственной организации.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;

2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

3) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями изадачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;

7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

1) усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

3) расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего мира, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми.

Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

Земля - планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;

способы изображения Земли, ее поверхности. глобус, географическая карта;

что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории;

некоторые современные экологические проблемы;

природные зоны России;

особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;

исторические периоды. первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;

важнейшие события и великих людей отечественной истории;

государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка;

правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов).

Учащиеся должны уметь:

соблюдать правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);

адекватно оценивать ситуацию на проезжей части тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста;

прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);

распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;

проводить наблюдения природных тел и явлений;

в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;

приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;

соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;

приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;

приводить примеры народов России;

самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;

применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;

владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.


Материально-техническое обеспечение

1 Плешаков А.А.Окружающий мир. Рабочие программы.1-4 классы.( Сборник рабочих программ « Школа России». Научный руководитель А.А.Плешаков. Авторы С.В.Анащенкова, М.А.Бантова и др.-М.: Просвещение,2011.)

2 УЧЕБНИКИ

Плешаков А.А. Окружающий мир 4 класс

РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ

Плешаков А.А. Окружающий мир 4 класс

3 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Окружающий мир: поурочные разработки: 1-4 классы

Плешаков А.А., От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012 Плешаков А.А., Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов.

Компьютерные и информационно-коммуникативные

средства

Содержание тем учебного курса для 4 класса (34 ч)



Раздел

учебного курса


Кол- во часов

Элементы содержания

Характеристика основных видов деятельности ученика

Формы контроля


1.Земля и человечество


5

Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звездное небо – Великая книга Природы. Мир глазами географа. Мир глазами историка. Когда и где? Мир глазами эколога. Сокровища Земли под охраной человечества. Проверим себя и оценим свои достижения.




Рассказывать о мире, с точки зрения астронома. Изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы.

Различать планеты и их спутники. Анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца. Моделировать движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года. Находить в дополнительной литературе, Интернете информацию об исследованиях астрономов, готовить сообщения. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с собственным практическим опытом, находить на карте звёздного неба знакомые созвездия. Моделировать изучаемые созвездия. Определять направление на север по полярной звезде. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Сравнивать глобус и карту полушарий. Находить условные знаки на карте полушарий. Обсуждать значение глобуса и карт в жизни человека. Составлять рассказ о географических объектах из дополнительных источников, готовить сообщения о них. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия. Различать объекты Всемирного природного и культурного наследия. Знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям. Знакомиться по рисунку учебника с животными из Международной Красной книги. Находить в дополнительной литературе, Интернете информацию об объектах Всемирного наследия и животных Красной книги и готовить сообщения. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Устный опрос, проверочные работы, самостоятельные работы


2.Природа

России


5

Равнины и горы России. Моря, озёра и реки России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Леса России. Лес и человек. Зона степей. Пустыни. У Черного моря. Проверим себя и оценим свои достижения.


Находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них. Различать холмистые и плоские равнины. Характеризовать формы земной поверхности, рассказывать о них по личным впечатлениям. Извлекать из дополнительных источников сведения об изучаемых географических объектах, готовить сообщения о них.

Находить на физической карте России изучаемые реки, озёра, моря, рассказывать о них по карте. Различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океана. Характеризовать особенности изучаемых водных объектов. Находить сведения о загрязнении воды в морях, озёрах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны и её освещённость солнечными лучами. Характеризовать зоны по плану. Рассказывать об освоении природных богатств в природных зонах. Находить в дополнительной литературе, Интернете информацию о живом мире изучаемой зоны, готовить сообщения. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Устный опрос, проверочные работы, самостоятельные работы

.

3. Родной край – часть большой страны



7

Наш край. Поверхность нашего края. Водные богатства нашего края. Наши подземные богатства. Земля – кормилица. Жизнь леса.

Жизнь луга. Жизнь в пресных водах. Растениеводство в нашем крае. Животноводство в нашем крае. Проверим себя и оценим свои достижения.



Знакомиться с политико-административной картой России. Находить на ней свой регион. Знакомиться с картой Северо-Западного региона, рассказывать по ней о родном крае. Характеризовать родной край по плану, предложенному в учебнике. Оценивать

Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края. Находить на карте региона основные формы земной поверхности. Извлекать из краеведческой литературы информацию о поверхности края. Обсуждать меры по охране поверхности своего края. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы.

Находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых. Определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, месте и способе добычи полезного ископаемого,

Различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах. Извлекать из краеведческой литературы информацию об охране почв в регионе. Формулировать выводы из учебного материала

С помощью атласа определителя определять растения смешанного леса в гербарии, узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества, выявлять экологические связи в лесу. Рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения и животные встречаются в лесах родного края. Моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона. Характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы.

Описывать водоём по фотографии, определять с помощью атласа-определителя растения водоёма, знакомиться с живыми организмами пресных вод по иллюстрациям учебника.

Выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий. Определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры. Различать зёрна зерновых культур. Формулировать выводы из учебного материала,

Выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий. Различать породы домашних животных.

Устный опрос, проверочные работы, самостоятельные работы

4.Страницы всемирной истории



3

Начало истории человечества. Мир древности: далекий и близкий. Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история продолжается сегодня.

Проверим себя и оценим свои достижения.



Определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории. Обсуждать роль огня и приручения животных. Анализировать иллюстрации учебника. Рассказывать о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона. Понимать роль археологии в изучении первобытного общества. Работать с терминологическим словариком.

Обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религии. Выявлять общее и отличия. Понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности. Понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств.

Сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность Средневековья. Находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средние века. Описывать по фотографии средневековые достопримечательности современных городов. Сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья. Сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия; место и время их возникновения, особенности храмов

Определять по «ленте времени» длительность истории Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и Средневековья. Сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время. Прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий. Обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени. Выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени. Обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества. Характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы.

Устный опрос, проверочные работы, самостоятельные работы


5.Страницы истории России


10

Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья. Куликовская битва. Иван Третий. Мастера печатных дел. Патриоты России. Петр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 года. Страницы истории 19 века. Россия вступает в 20 век. Страницы истории 1920 – 1930-х годов. Великая война и великая Победа. Страна, открывшая путь в космос.

Проверим себя и оценим свои достижения.




Анализировать карту расселения племён древних славян. Выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени. Характеризовать верования древних славян. Составлять план рассказа на материале учебника.

Прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX – XI веках. Характеризовать систему государственной власти в IX – XI веках в Древней Руси. Отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси. Обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения. Анализировать былину об Илье Муромце, как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками. Работать с терминологическим словариком.

Характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника.

Обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси. Характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки. Выявлять роль летописей для изучения истории России. Характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства.

Прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь. Обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия.

Приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси.

Составить план рассказа о Куликовской битве, рассказывать по плану с опорой на карту.

Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции. Отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы.

Рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника и дополнительных источников. Находить на карте города, основанные Петром I.

Обсуждать вклад Ломоносова в развитие науки и культуры.

Составлять план рассказа о Екатерине Великой

Отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года.

Обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной.

Обсуждать, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

Извлекать из краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке в регионе

Знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством страны.

Сравнивать гербы России и СССР по иллюстрациям, знакомиться с символикой герба СССР.

Сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации.

Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану.

Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса.

Устный опрос, проверочные работы, самостоятельные работы


6.Современная Россия


4

Основной закон России и права человека. Мы – граждане России. Славные символы России. Такие разные праздники. Путешествие по России. Проверим себя и оценим свои достижения.

Находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения.

Анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка.

Знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других государств.

Знакомиться с Государственным флагом России. Его историей, с Красным знаменем Победы.

Выучить текст гимна России, знакомиться с правилами его исполнения, с историей гимна России, отличать гимн Российской Федерации от гимнов других государств.

Знакомиться с праздниками и Памятными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого его гражданина.

Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры. Пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках

Устный опрос, проверочные работы, самостоятельные работы










Календарно-тематическое планирование

п/п

урока

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во часов

Даты проведения

Материально-техническое оснащение

Универсальные учебные действия (УУД), ИКТ-компетенции, межпредметные понятия

план

факт

Раздел «Земля и человечество» (5 часов)

1.

1.


Мир глазами астронома.

Планеты Солнечной системы.

1



учебник,

электронное приложение к учебнику.

Личностные УУД: формировать положительное отношение к школе и учебному предмету; учебно-познавательный интерес; формировать ориентацию на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять пошаговый контроль, оценивать правильность выполнения действий.

Познавательные УУД: Знакомиться с учебником и учебными пособиями по «Окружающему миру» для 4 класса, с разворотом «Наши проекты» в 1 части учебника, работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы, на основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времен года;

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; строить высказывания. понятные для партнера; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, учить ориентироваться на позицию партнера.

2.

2

Практическая работа № 1 «Планеты солнечной системы»

Звёздное небо – Великая книга Природы.

1



учебник,

электронное приложение к учебнику.

3.

3.


Мир глазами географа.

Мир глазами историка.

1



учебник,

электронное приложение к учебнику.

4

4


Когда и где?

Мир глазами эколога.

1



учебник,

электронное приложение к учебнику.

5.

5



Сокровища Земли под охраной человечества.

1



учебник,

электронное приложение к учебнику.

Раздел «Природа России» (5 часов)

6

1


Равнины и горы России.

Моря, озёра и реки России

1



учебник,

электронное приложение к учебнику.

Личностные УУД: формировать положительное отношение к школе и учебному предмету; учебно-познавательный интерес; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Формировать основы гражданской идентичности, основы экологической культуры, нерасточительного отношения к природе

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД: находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте; различать холмистые и плоские равнины; характеризовать форму земной поверхности России,

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; строить высказывания. понятные для партнера; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

7

2.


Природные зоны России.

Зона арктических пустынь.

1



учебник,

электронное приложение к учебнику.

8.

3



Тундра.

Леса России.

1



учебник,

электронное приложение к учебнику.

9.

4


Лес и человек.

Зона степей.

1



учебник,

электронное приложение к учебнику.

10.

5


Пустыни.

У Чёрного моря.

1



учебник,

электронное приложение к учебнику.

Раздел «Родной край – часть большой страны» (7 часов)

11

1


Наш край.

Поверхность нашего края.

1



учебник,

электронное приложение к учебнику.

Личностные УУД: формировать положительное отношение к школе и учебному предмету; учебно-познавательный интерес; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Формировать основы гражданской идентичности, основы экологической культуры, нерасточительного отношения к природе

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, осуществлять самопроверку;

Познавательные УУД: знакомиться с политико-административной картой России; находить на политико-административной карте России свой регион; знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае; характеризовать родной край по предложенному в учебнике плану; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; строить высказывания. понятные для партнера; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

задавать вопросы, допускать возможность существования различных точек зрения , ориентироваться на позицию партнера.

12.

2


Водные богатства нашего края.

Наши подземные богатства Практическая работа № 2

«Изучаем полезные ископаемые своего края»

1



учебник,

электронное приложение к учебнику.

13.

3


Земля – кормилица.

Жизнь леса.

1



учебник,

электронное приложение к учебнику.

14.

4


Жизнь луга.

Жизнь в пресных водах.

Экскурсия № 1

1



учебник,

электронное приложение к учебнику.

15.

5

Экскурсии № 2 "В природные сообщества родного края."


1




учебник,

электронное приложение к учебнику.

16.

6

Растениеводство в нашем крае.

1



учебник,

электронное приложение к учебнику.

17.

7

Животноводство в нашем крае.

Проверим себя.


1



учебник,

электронное приложение к учебнику.

Раздел «Страницы Всемирной истории». (3 часа)

18

1

Начало истории человечества.

Мир древности: далекий и близкий.

1



учебник,

электронное приложение к учебнику.

Личностные УУД: формировать положительное отношение к школе и учебному предмету; учебно-познавательный интерес; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. формировать основы гражданской идентичности, осознания «Я» как представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за сою страну, свой народ, историю , осознание ответственности за общее дело.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, осуществлять самопроверку; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников, вносить необходимые коррективы в действие, после его завершения.

Познавательные УУД: определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории; обсуждать роль огня и приручения животных; анализировать иллюстрации учебника;

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; строить высказывания. понятные для партнера; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

19.

2

Средние века: время рыцарей и замков.

Новое время: встреча Европы и Америки.

1



учебник,

электронное приложение к учебнику.

20

3

Новейшее время: история продолжается сегодня.


1



учебник,

электронное приложение к учебнику.

Раздел «Страницы истории России» (10 часов)

21

1


Жизнь древних славян.

По временам Древней Руси.

1



учебник,

электронное приложение к учебнику.


Личностные УУД: формировать положительное отношение к школе и учебному предмету; учебно-познавательный интерес; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. формировать основы гражданской идентичности, осознания «Я» как представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за сою страну, свой народ, историю , осознание ответственности за общее дело.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей; проявлять познавательную инициативу

Познавательные УУД: анализировать карту расселения племен древних славян; выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени; характеризовать верования древних славян; моделировать древнеславянское жилище; отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси; обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения; анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками;

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; строить высказывания. понятные для партнера; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

22

2

Страна городов.

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

1



учебник,

электронное приложение к учебнику.

23

3


Трудные времена на Русской земле.

Русь расправляет крылья.

1



учебник,

электронное приложение к учебнику.

24

4


Куликовская битва.

Иван Третий.

1



учебник,

электронное приложение к учебнику.

25

5


Мастера печатных дел.

Патриоты России.

1



учебник,

электронное приложение к учебнику.

26

6

Пётр Великий.

Михаил Васильевич Ломоносов.

1



учебник,

электронное приложение к учебнику.

27

7

Екатерина Великая.

Отечественная война 1812 года.

Проект «Екатерина Великая». Страницы истории 19 века.

1



учебник,

электронное приложение к учебнику.

28

8

Россия вступает в 20 век.

1



учебник,

электронное приложение к учебнику.

29

9

Страницы истории 1920 – 1930-х годов.

Великая война и великая Победа .

1



учебник,

электронное приложение к учебнику.

30

10

Страна, открывшая путь в космос.


1



учебник,

электронное приложение к учебнику.

Раздел «Современная Россия» (4 часов)

31

1

Основной закон России и права человека.

Мы – граждане России.

1



учебник,

электронное приложение к учебнику.

Личностные УУД: формировать положительное отношение к школе и учебному предмету; учебно-познавательный интерес; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. формировать основы гражданской идентичности, осознания «Я» как представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за сою страну, свой народ, историю , осознание ответственности за общее дело.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей, проявлять познавательную инициативу Познавательные УУД: знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других государств; знакомиться с Государственным флагом России, его историей, с Красным знаменем Победы; выучить текст гимна России, знакомиться с правилами его исполнения, с историей гимна России, отличать гимн Российской Федерации от гимнов других государств;

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; строить высказывания. понятные для партнера; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

32

2

Славные символы России.

Такие разные праздники.

1



учебник,

электронное приложение к учебнику.

33

3

Экскурсия. № 3

Путешествие по России.

1



учебник,

электронное приложение к учебнику.

34

4

Проверим себя и оценим свои достижения.


1



учебник,

электронное приложение к учебнику.

Итого

34







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!