МКОУ «СОШ п. Керамкомбинат»
СОГЛАСОВАНО Зам директора по УВР _________Адова Е. И. | УТВЕРЖДЕНА Приказом директора от _30__ _08___ 2018г. № __58__ __________ Меновщиков А. А. |
Рабочая программа
предмета «Технология»
для 6класса (неделимые) на 2018 – 2019 учебный год
70 часов в 6 классе
ПРИНЯТА решением методического объединения учителей технических дисциплин и искусства протокол от __28_._08___.2018г.№ __1__ руководитель МО Епишева Н. В. | Составитель: Епишева Н. В. учитель технологии, ИЗО |
2018 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Технология» предметной области «Технология» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе следующих нормативных документов:
Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897)
Закон «Об образовании» от 10.07.1992года №3266 (с изменениями и дополнениями)
Примерная программа по технологии для учащихся 5-8 классов, М.: Просвещение, 2010 год (стандарты второго поколения);
Программа основного общего образования «Технология. Обслуживающий труд» рекомендованная Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Издательский центр «Вента-Граф», 2010г. Авторы программы: М.В.Хохлова, П.С.Самородский, Н.В.Синица, В.Д.Симоненко.
Образовательный (учебный) план МКОУ «СОШ п. Керамкомбинат» на 2018-2019 учебный год.
Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.
Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности определяет общие цели учебного предмета «Технология».
Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.
Результаты освоения учебного предмета «Технология»
При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным
ресурсам;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты освоения обучающими предмета «Технология» в основной школе:
самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности;
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
определение адекватных имеющимся организационными материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной
проблемы;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
■ виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
■ осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов
по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
■ формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации,
включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым
критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:
в познавательной сфере:
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
- практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований; И уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности, применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
в мотивационной сфере:
оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере:
практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации;
интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги; в физиолого-психологической сфере:
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам, с учётом технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
Планируемые результаты
Направление «Индустриальные технологии»
Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов»
Выпускник научится:
находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии;
читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы;
выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов;
осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов.
Выпускник получит возможность научиться:
грамотно пользоваться графической документацией и технико-технологической информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических объектов;
осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов, имеющих инновационные элементы.
Раздел «Электротехника»
Выпускник научится:
разбираться в адаптированной для школьников технико-технологической информации по электротехнике и ориентироваться в электрических схемах, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, составлять простые электрические схемы цепей бытовых устройств и моделей;
осуществлять технологические процессы сборки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи, с учётом необходимости экономии электрической энергии.
Выпускник получит возможность научиться:
составлять электрические схемы, которые применяются при разработке электроустановок, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, используя дополнительные источники информации (включая Интернет):
осуществлять процессы сборки, регулировки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи с элементами электроники.
Раздел «Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности»
Выпускник научится:
■ планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
Выпускник получит возможность научиться:
организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений;
планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсови условий;
■ осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
Содержание
6 класс
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» (2ч)
Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (6 часов)
Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов» (22 ч)
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» (22ч)
Раздел «Кулинария» (16 ч)
Календарно-тематическое планирование 6 класс (68 часов в год, 2 ч — резервное время)
№ п/п | Наименование раздела, темы. | Коли-чество часов | Коли-чество практи-ческих | Дата плани-руемая | Дата факти-ческая | Примечание |
I | Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» (2ч) | | |
1 | Введение (1ч) | 1 | | | | |
2 | Исследовательская и созидательная деятельность (1ч) | 1 | | | | |
II | Раздел «Технологии домашнего хозяйства» 6 часов | | |
| Тема 1. «Интерьер жилого дома» | | |
3-4 | Планировка жилого дома (2ч) | 2 | Практическая работа № 1. «Выполнение эскиза интерьера комнаты подростка». | | | |
5-6 | Интерьер жилого дома (2 ч) | 2 | Практическая работа №2.Электронная презентация «Декоративное оформление интерьера». | | | |
| Тема 2. «Комнатные растения в интерьере» | | |
7-8 | Комнатные растения в интерьере квартиры (2ч) | 2 | Практическая работа № 3. «Размещение растений в интерьере своей комнаты». | | | |
9-10 | Технология выращивания комнатных растений (2ч) | 2 | Практическая работа № 4. Выполнение презентации «Растение в интерьере жилого дома». | | | |
III | Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов» (22 ч) | | |
11-12 | Заготовка древесины, ее пороки и выбор для изготовления изделия (2ч) | 2 | Практическая и лабораторно-практическая работа № 5 «Определение видов лесоматериалов и пороков древесины». | | | |
13-14 | Производство и применение пиломатериалов для изготовления изделия (2ч) | 2 | Практическая и лабораторно-практическая работа № 6. «Составление схемы раскроя бревна на пиломатериалы». | | | |
15-16 | Конструирование и моделирование изделий из древесины (2ч) | 2 | Лабораторно-практическая работа № 7.«Изготовление чертежа изделия». | | | |
17-18 | Конструирование изделий из древесины (2ч) | 2 | Практическая работа № 7. «Технология изготовления изделия». | | | |
19-20 | Конструирование изделий из древесины (2ч) | 2 | Практическая и лабораторно-практическая работа № 8.«Конструирование изделий из древесины». | | | |
| Тема 2. «Технологии художественно-прикладной обработки материалов» (10ч) | | |
21-22 | Отделка изделий. Выпиливание лобзиком. (2ч) | 2 | Практическая и лабораторно-практическая работа № 9. «Выпиливание деревянной детали по чертежу и технологической карте». | | | |
23-24 | Отделка изделия. Соединение изделий из древесины (2ч) | 2 | Практическая и лабораторно практическая работа № 10.«Соединение деталей из древесины». | | | |
25-26 | Отделка изделия. Выжигание. Резьба по дереву (2ч) | 2 | Практическая и лабораторно-практическая работа № 11. «Выжигание рисунка. Резьба по дереву». | | | |
27-28 | Зачистка поверхностей и лакирование. (2ч) | 2 | Практическая и лабораторно-практическая работа № 12. «Зачистка изделия. Лакирование». | | | |
29-30 | Защита творческого проекта (2ч) | 2 | | | | |
IV | Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» (22ч) | | |
| Тема 1. Свойства текстильных материалов (2ч) | | |
31-32 | Текстильные материалы из химических волокон и их свойства (2ч) | 2 | Лабораторно-практическая работа № 13. «Изучение свойств текстильных материалов из химических волокон». | | | |
| Тема 2. «Швейная машина» (6ч) | | |
33-34 | Уход за швейной машиной (2ч) | 2 | Лабораторно-практическая работа № 14. «Уход за швейной машиной» | | | |
35-36 | Дефекты машинной строчки (2ч) | 2 | Лабораторно-практическая работа № 15. «Устранение дефектов машинной строчки.» | | | |
37-38 | Виды машинных операций (2ч) | 2 | Лабораторно-практическая работа № 16. «Изготовление образцов машинных швов». | | | |
| Тема 3. Конструирование швейных изделий (2ч) | | |
39-40 | Конструирование швейных изделий (2ч) | 2 | Лабораторно-практическая работа № 17. «Снятие мерок и построение чертежа швейного изделия». | | | |
| Тема 4. Технология изготовления швейных изделий (6ч) | | |
41-42 | Ручные работы (2ч) | 2 | Лабораторно-практическая работа № 17. «Снятие мерок и построение чертежа швейного изделия». | | | |
43-44 | Технология пошива подушки (2ч) | 2 | Лабораторно-практическая работа № 19. «Конструирование и раскрой подушки для стула». | | | |
45-46 | Окончательная отделка швейных изделий. ВТО (2ч) | 2 | Лабораторно-практическая работа № 20. «Стачивание деталей и выполнение отделочных работ. Влажно-тепловая обработка изделия». | | | |
| Тема 5. «Художественные ремёсла» (6ч) | | |
47-48 | Основы технологии вязания крючком (2ч) | 2 | Практическая работа № 13. «Основные виды петель при вязании крючком. Вязание полотна несколькими способами». | | | |
49-50 | Вязание по кругу (2ч) | 2 | Лабораторно-практическая работа № 21. «Плотное и ажурное вязание по кругу». | | | |
51-52 | Защита творческого проекта | 2 | | | | |
V | Раздел «Кулинария» (16 ч) | | |
53-54 | Блюда из круп и макаронных изделий (2ч) | 2 | Лабораторно-практическая работа № 22. «Приготовление блюд из круп и макаронных изделий». | | | |
55-56 | Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря (2ч) | 2 | Лабораторно-практическая работа № 23. «Определение свежести рыбы. Приготовление блюда из рыбы. Приготовление блюда из морепродуктов». | | | |
57-60 | Блюда из мяса и птицы (4ч) | 2 | Лабораторно-практическая работа № 24, 25. «Определение доброкачественности мяса. Приготовление блюда из мяса. Приготовление блюда из птицы». | | | |
61-62 | Технология приготовления первых блюд (супов) (2ч) | 2 | Лабораторно-практическая работа № 26. «Приготовление окрошки» | | | |
63-64 | Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду (2ч) | 2 | Лабораторно-практическая работа № 27. «Исследование состава обеда» | | | |
65-68 | Защита творческого проекта (2ч) | 2 | | | | |
69-70 | Резервный урок | 2 | | | | |
| ИТОГО | 70 | | | | |