СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Биология. 8 класс. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. - М.: Вентана-Граф.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для 8 класса+ календарно-тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Биология. 8 класс. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. - М.: Вентана-Граф.»



  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.



ЛИЧНОСТНЫЕ:

  1. воспитание российской гражданской идентичности:патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувствагордости за свою Родину; осознание своей этническойпринадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российскогообщества; воспитание чувства ответственности и долга

перед Родиной;

  1. формирование ответственного отношения к учению,готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построениюдальнейшей индивидуальной траектории образованияна базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

  2. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  3. сформированностьпознавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения,

анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам; формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  1. формирование уважительного отношения к истории,куль туре, национальным особенностям и образу жизнидругих народов; толерантности и миролюбия;

  2. освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участиев школьной самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  3. развитие сознания и компетентности в решенииморальных проблем на основе личностного выбора;формирование нравственных чувств и нравственногоповедения, осознанного и ответственного отношенияк собственным поступкам;

  4. формирование коммуникативной компетентностив общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческойи других видов деятельности; формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;формированиеэкологической куль туры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  5. осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  6. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.



МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачив учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  2. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему,ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводитьэксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  3. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-

популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

  1. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  2. умение соотносить свои действия с планируемымирезультатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствиис изменяющейся ситуацией;

  3. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выборав учебной и познавательной деятельности;

  4. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  5. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебныхи познавательных задач;

  6. умение осознанно использовать речевые средствадля дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

  7. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласованияпозиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

ПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. усвоение системы научных знаний о живой природеи закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира; формирование первоначальных систематизированныхпредставлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязиживого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологическихэкспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

  2. формирование основ экологической грамотности:способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установкив своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных; объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

  3. овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов;постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

  4. формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

  5. освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных,ухода за ними.























  1. Содержание учебного предмета.



Биология. Человек и его здоровье (70 часов, из них 4 часа резервное время)

Тема 1. Общий обзор организма человека (5 часов)

Человек и окружающая среда. Природная и социальнаясреда обитания человека. Защита среды обитания человека.

Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различиячеловека и животных. Строение организма человека: клетки,

ткани, органы, системы органов. Методы изучения организмачеловека.

Тема 2. Опорно-двигательная система (9 часов)

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражненийи культуры труда для формирования скелета и мускулатуры.

Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.

Тема 3 Кровеносная система. Внутренняя среда организма (7 часов)

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы.Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительныепрививки. Лечебные сыворотки.

Строение и работа сердца.Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.

Тема 4 Дыхательная система (7 часов)

Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов дыхания.Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Примеры оказания первой помощи при отравлении угарным газом,спасении утопающего. Инфекционные заболевания и мерыих профилактики. Вред табакокурения.

Тема 5. Пищеварительная система (7 часов)

Питание. Пищеварение. Пищеварительная система.Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.

Тема 6. Обмен веществ и энергии (3 часа)

Обмен веществ и превращения энергии в организме.Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.

Тема 7. Мочевыделительная система (2 часа)

Выделение. Строение и функции выделенной системы.Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.

Тема 8. Кожа (3 часа)

Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожив терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмыоказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях

и их профилактика. Закаливание организма.

Тема9. Эндокринная инервная системы (5 часов)

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторнаядуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия

на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокриннойсистем и их предупреждение.

Тема10.Органы чувств. Анализаторы(6 часов)

Органы чувств. Строение и функции органов зренияи слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус.

Тема11. Поведение человека и высшая нервная деятельность (9 часов)

Поведение и психика человека. Безусловные рефлексыи инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведениячеловека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.

Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укреплениездоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системыорганов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, ихвлияние на состояние здоровья.

Тема 12. Половая система. Индивидуальное развитие организма (3 часа)

Размножение и развитие. Половые железы и половыеклетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ — инфекция и её профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробноеразвитие.Беременность. Вредное влияние на развитие организмакурения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитиепосле рождения.

Лабораторные и практические работы

Строение клеток и тканей.

Строение и функции спинного и головного мозга.

Определение гармоничности физического развития.

Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия.

Микроскопическое строение крови человека и лягушки.

Подсчет пульса в разных условиях и измерение артериального давления.

Дыхательные движения. Измерение жизненной ёмкостилегких.

Строение и работа органа зрения.



Экскурсия

Происхождение человека.



  1. Тематическое планирование

Дата

Тема урока


Кол-во часов




Тема 1. Общий обзор организма человека (5 ч)



Науки, изучающие организм человека. Место человека в живой природе*


1



Строение, химический состав и жизнедеятельность клетки

Лабораторная работа 1

«Действие каталазы на пероксид водорода»

1



Ткани организма человека

Лабораторная работа 2

«Клетки и ткани под микроскопом»

1





Общая характеристика систем органов организма человека. Регуляция работы внутренних органов

Практическая работа

«Изучение мигательного рефлекса и его торможения»

1



Обобщение и систематизация знаний по теме «Общий обзор организма человека»

1

Тема 2. Опорно-двигательная система (9 ч)



Строение, состав и типы соединения костей

Лабораторная работа 3

«Строение костной ткани»


Лабораторнаяработа4

«Состав костей»

1



Скелет головы и туловища


1










Скелет конечностей

Практическая работа

«Исследование строения плечевого пояса и предплечья»

1



Первая помощь при повреждениях опорно-двигательной системы

1



Строение, основные типы и группы мышц


Практическая работа

«Изучение расположения мышц головы»

1



Работа мышц


1



Нарушение осанки и плоскостопие *


Практические работы

«Проверка правильности осанки»,

«Выявление плоскостопия»,

«Оценка гибкости позвоночника»

1



Развитие опорно-двигательной системы


1



Обобщение и систематизация знаний по теме «Опорно-двигательная система»

1




Тема 3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма (7 ч)

















Значение крови и её состав
Лабораторная работа 5

«Сравнение крови человека с кровью лягушки»

1



Иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови*


1



Сердце. Круги кровообращения

1



Движение лимфы


Практическая работа

«Изучение явления кислородного голодания»

1



Движение крови по сосудам
Практические работы

«Определение ЧСС, скорости кровотока»,

«Исследование рефлекторного притока крови к мышцам, включившимся в работу»

1



Регуляция работы органов кровеносной системы

Практическая работа

«Доказательство вреда табакокурения»

1



Заболевания кровеносной системы. Первая помощь при кровотечениях*


Практическая работа

«Функциональная сердечно-сосудистая проба»

1

Тема 4. Дыхательная система (7 ч)



Значение дыхательной системы. Органы дыхания


1



Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях


Лабораторная работа 6

«Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

1



Дыхательные движения

Лабораторная работа 7

«Дыхательные движения»

1



Регуляция дыхания

Практическая работа

«Измерение обхвата грудной клетки»

1



Заболевания дыхательной системы *
Практическая работа

«Определение запылённости воздуха»

1



Первая помощь при повреждении дыхательных органов


1



Обобщение и систематизация знаний по темам «Кровеносная система. Внутренняя среда организма», «Дыхательная система»

1

Тема 5. Пищеварительная система (7 ч)





Строение пищеварительной системы. Зубы

Практическая работа

«Определение местоположения слюнных желёз»

1



Пищеварение в ротовой полости и желудке

Лабораторная работа 8

«Действие ферментов слюны на крахмал»


Лабораторная работа 9

«Действие ферментов желудочного сока на белки»

1



Пищеварение в кишечнике

1



Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Значение пищи и её состав


1



Заболевания органов пищеварения*


1



Обобщение и систематизация знаний по теме «Пищеварительная система»

1



Обобщение и систематизация знаний по темам 1–5

1

Тема 6. Обмен веществ и энергии (3 ч)



Обменные процессы в организме

1



Нормы питания

Практическая работа

«Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки»

1



Витамины*

1

Тема 7. Мочевыделительная система (2 ч)



Строение и функции почек

1



Заболевания органов мочевыделения. Питьевой режим*


1

Тема 8. Кожа (3 ч)



Значение кожи и её строение

1



Заболевания кожных покровов и повреждения кожи. Гигиена кожных покровов*


1



Обобщение и систематизация знаний по темам 6–8

1

Тема 9. Эндокринная и нервная системы (5 ч)



Железы и роль гормонов в организме*


1



Значение, строение и функция нервной системы


Практическая работа

«Изучение действия прямых и обратных связей»

1



Автономный отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция
Практическая работа

«Штриховое раздражение кожи»

1



Спинной мозг


1



Головной мозг

Практическая работа

«Изучение функций отделов головного мозга»

1

Тема 10. Органы чувств. Анализаторы (6 ч)



Принцип работы органов чувств и анализаторов


1



Орган зрения и зрительный анализатор


Практические работы

«Исследование реакции зрачка на освещённость»,

«Исследование принципа работы хрусталика, обнаружение слепого пятна»

1



Заболевания и повреждения органов зрения*


1



Органы слуха, равновесия и их анализаторы

Практическая работа

«Оценка состояния вестибулярного аппарата»

1



Органы осязания, обоняния и вкуса
Практическая работа
«Исследование тактильных рецепторов»

1



Обобщение и систематизация знаний по темам «Эндокринная и нервная системы», «Органы чувств. Анализаторы»

1

Тема 11. Поведение человека и высшая нервная деятельность (9 ч)



Врождённые формы поведения

1



Приобретённые формы поведения
Практическая работа

«Перестройка динамического стереотипа»

1



Закономерности работы головного мозга

1



Сложная психическая деятельность: речь, память, мышление

1



Психологические особенности личности

1



Регуляция поведения

Практическая работа

«Изучение внимания»

1



Режим дня. Работоспособность. Сон и его значение

1



Вред наркогенных веществ

1



Обобщение и систематизация знаний по теме «Поведение человека и высшая нервная деятельность»

1

Тема 12. Половая система. Индивидуальное развитие организма (3 ч)



Половая система человека.

1



Заболевания наследственные, врождённые, передающиеся половым путём*

1



Развитие организма человека
Обобщение и систематизация знаний по теме «Половая система. Индивидуальное развитие организма»

1



Обобщение и систематизация знаний по теме «Половая система. Индивидуальное развитие организма»

1




















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!