Планируемые результаты освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ:
воспитание российской гражданской идентичности:патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувствагордости за свою Родину; осознание своей этническойпринадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российскогообщества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению,готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построениюдальнейшей индивидуальной траектории образованияна базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
сформированностьпознавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения,
анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам; •формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
формирование уважительного отношения к истории,куль туре, национальным особенностям и образу жизнидругих народов; толерантности и миролюбия;
освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участиев школьной самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие сознания и компетентности в решенииморальных проблем на основе личностного выбора;формирование нравственных чувств и нравственногоповедения, осознанного и ответственного отношенияк собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентностив общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческойи других видов деятельности; •формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;формированиеэкологической куль туры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачив учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему,ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводитьэксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-
популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемымирезультатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствиис изменяющейся ситуацией;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выборав учебной и познавательной деятельности;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебныхи познавательных задач;
умение осознанно использовать речевые средствадля дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласованияпозиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
ПРЕДМЕТНЫЕ:
усвоение системы научных знаний о живой природеи закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира; •формирование первоначальных систематизированныхпредставлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязиживого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;•приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологическихэкспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
формирование основ экологической грамотности:способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установкив своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных; •объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов;постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных,ухода за ними.
Содержание учебного предмета.
Биология. Человек и его здоровье (70 часов, из них 4 часа резервное время)
Тема 1. Общий обзор организма человека (5 часов)
Человек и окружающая среда. Природная и социальнаясреда обитания человека. Защита среды обитания человека.
Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различиячеловека и животных. Строение организма человека: клетки,
ткани, органы, системы органов. Методы изучения организмачеловека.
Тема 2. Опорно-двигательная система (9 часов)
Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражненийи культуры труда для формирования скелета и мускулатуры.
Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.
Тема 3 Кровеносная система. Внутренняя среда организма (7 часов)
Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы.Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительныепрививки. Лечебные сыворотки.
Строение и работа сердца.Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.
Тема 4 Дыхательная система (7 часов)
Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов дыхания.Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Примеры оказания первой помощи при отравлении угарным газом,спасении утопающего. Инфекционные заболевания и мерыих профилактики. Вред табакокурения.
Тема 5. Пищеварительная система (7 часов)
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система.Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.
Тема 6. Обмен веществ и энергии (3 часа)
Обмен веществ и превращения энергии в организме.Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.
Тема 7. Мочевыделительная система (2 часа)
Выделение. Строение и функции выделенной системы.Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.
Тема 8. Кожа (3 часа)
Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожив терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмыоказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях
и их профилактика. Закаливание организма.
Тема9. Эндокринная инервная системы (5 часов)
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторнаядуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия
на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокриннойсистем и их предупреждение.
Тема10.Органы чувств. Анализаторы(6 часов)
Органы чувств. Строение и функции органов зренияи слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус.
Тема11. Поведение человека и высшая нервная деятельность (9 часов)
Поведение и психика человека. Безусловные рефлексыи инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведениячеловека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.
Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укреплениездоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системыорганов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, ихвлияние на состояние здоровья.
Тема 12. Половая система. Индивидуальное развитие организма (3 часа)
Размножение и развитие. Половые железы и половыеклетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ — инфекция и её профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробноеразвитие.Беременность. Вредное влияние на развитие организмакурения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитиепосле рождения.
Лабораторные и практические работы
Строение клеток и тканей.
Строение и функции спинного и головного мозга.
Определение гармоничности физического развития.
Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия.
Микроскопическое строение крови человека и лягушки.
Подсчет пульса в разных условиях и измерение артериального давления.
Дыхательные движения. Измерение жизненной ёмкостилегких.
Строение и работа органа зрения.
Экскурсия
Происхождение человека.
Тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов |
| |
Тема 1. Общий обзор организма человека (5 ч) |
-
| | | Науки, изучающие организм человека. Место человека в живой природе* | 1 |
-
| | | Строение, химический состав и жизнедеятельность клетки Лабораторная работа № 1 «Действие каталазы на пероксид водорода» | 1 |
-
| | | Ткани организма человека Лабораторная работа № 2 «Клетки и ткани под микроскопом» | 1 |
-
| | |
-
| | | Общая характеристика систем органов организма человека. Регуляция работы внутренних органов Практическая работа «Изучение мигательного рефлекса и его торможения» | 1 |
-
| | | Обобщение и систематизация знаний по теме «Общий обзор организма человека» | 1 |
Тема 2. Опорно-двигательная система (9 ч) |
-
| | | Строение, состав и типы соединения костей Лабораторная работа № 3 «Строение костной ткани» Лабораторнаяработа№ 4 «Состав костей» | 1 |
-
| | | Скелет головы и туловища | 1 |
-
| | | Скелет конечностей Практическая работа «Исследование строения плечевого пояса и предплечья» | 1 |
-
| | | Первая помощь при повреждениях опорно-двигательной системы | 1 |
-
| | | Строение, основные типы и группы мышц Практическая работа «Изучение расположения мышц головы» | 1 |
-
| | | Работа мышц | 1 |
-
| | | Нарушение осанки и плоскостопие *
Практические работы «Проверка правильности осанки», «Выявление плоскостопия», «Оценка гибкости позвоночника» | 1 |
-
| | | Развитие опорно-двигательной системы | 1 |
-
| | | Обобщение и систематизация знаний по теме «Опорно-двигательная система» | 1 |
Тема 3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма (7 ч) |
-
| | | Значение крови и её состав Лабораторная работа № 5 «Сравнение крови человека с кровью лягушки» | 1 |
-
| | | Иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови* | 1 |
-
| | | Сердце. Круги кровообращения | 1 |
-
| | | Движение лимфы Практическая работа «Изучение явления кислородного голодания» | 1 |
-
| | | Движение крови по сосудам Практические работы «Определение ЧСС, скорости кровотока», «Исследование рефлекторного притока крови к мышцам, включившимся в работу» | 1 |
-
| | | Регуляция работы органов кровеносной системы Практическая работа «Доказательство вреда табакокурения» | 1 |
-
| | | Заболевания кровеносной системы. Первая помощь при кровотечениях* Практическая работа «Функциональная сердечно-сосудистая проба» | 1 |
Тема 4. Дыхательная система (7 ч) |
-
| | | Значение дыхательной системы. Органы дыхания | 1 |
-
| | | Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях Лабораторная работа № 6 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» | 1 |
-
| | | Дыхательные движения Лабораторная работа № 7 «Дыхательные движения» | 1 |
-
| | | Регуляция дыхания Практическая работа «Измерение обхвата грудной клетки» | 1 |
-
| | | Заболевания дыхательной системы * Практическая работа «Определение запылённости воздуха» | 1 |
-
| | | Первая помощь при повреждении дыхательных органов | 1 |
-
| | | Обобщение и систематизация знаний по темам «Кровеносная система. Внутренняя среда организма», «Дыхательная система» | 1 |
Тема 5. Пищеварительная система (7 ч) |
-
| | | Строение пищеварительной системы. Зубы Практическая работа «Определение местоположения слюнных желёз» | 1 |
-
| | | Пищеварение в ротовой полости и желудке Лабораторная работа № 8 «Действие ферментов слюны на крахмал» Лабораторная работа № 9 «Действие ферментов желудочного сока на белки» | 1 |
-
| | | Пищеварение в кишечнике | 1 |
-
| | | Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Значение пищи и её состав | 1 |
-
| | | Заболевания органов пищеварения* | 1 |
-
| | | Обобщение и систематизация знаний по теме «Пищеварительная система» | 1 |
-
| | | Обобщение и систематизация знаний по темам 1–5 | 1 |
Тема 6. Обмен веществ и энергии (3 ч) |
-
| | | Обменные процессы в организме
| 1 |
-
| | | Нормы питания Практическая работа «Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки» | 1 |
-
| | | Витамины* | 1 |
Тема 7. Мочевыделительная система (2 ч) |
-
| | | Строение и функции почек
| 1 |
-
| | | Заболевания органов мочевыделения. Питьевой режим* | 1 |
Тема 8. Кожа (3 ч) |
-
| | | Значение кожи и её строение
| 1 |
-
| | | Заболевания кожных покровов и повреждения кожи. Гигиена кожных покровов* | 1 |
-
| | | Обобщение и систематизация знаний по темам 6–8 | 1 |
Тема 9. Эндокринная и нервная системы (5 ч) |
-
| | | Железы и роль гормонов в организме* | 1 |
-
| | | Значение, строение и функция нервной системы Практическая работа «Изучение действия прямых и обратных связей» | 1 |
-
| | | Автономный отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция Практическая работа «Штриховое раздражение кожи» | 1 |
-
| | | Спинной мозг | 1 |
-
| | | Головной мозг Практическая работа «Изучение функций отделов головного мозга» | 1 |
Тема 10. Органы чувств. Анализаторы (6 ч) |
-
| | | Принцип работы органов чувств и анализаторов | 1 |
-
| | | Орган зрения и зрительный анализатор Практические работы «Исследование реакции зрачка на освещённость», «Исследование принципа работы хрусталика, обнаружение слепого пятна» | 1 |
-
| | | Заболевания и повреждения органов зрения* | 1 |
-
| | | Органы слуха, равновесия и их анализаторы Практическая работа «Оценка состояния вестибулярного аппарата» | 1 |
-
| | | Органы осязания, обоняния и вкуса Практическая работа «Исследование тактильных рецепторов» | 1 |
-
| | | Обобщение и систематизация знаний по темам «Эндокринная и нервная системы», «Органы чувств. Анализаторы» | 1 |
Тема 11. Поведение человека и высшая нервная деятельность (9 ч) |
-
| | | Врождённые формы поведения
| 1 |
-
| | | Приобретённые формы поведения Практическая работа «Перестройка динамического стереотипа» | 1 |
-
| | | Закономерности работы головного мозга | 1 |
-
| | | Сложная психическая деятельность: речь, память, мышление | 1 |
-
| | | Психологические особенности личности | 1 |
-
| | | Регуляция поведения Практическая работа «Изучение внимания» | 1 |
-
| | | Режим дня. Работоспособность. Сон и его значение | 1 |
-
| | | Вред наркогенных веществ | 1 |
-
| | | Обобщение и систематизация знаний по теме «Поведение человека и высшая нервная деятельность» | 1 |
Тема 12. Половая система. Индивидуальное развитие организма (3 ч) |
-
| | | Половая система человека. | 1 |
-
| | | Заболевания наследственные, врождённые, передающиеся половым путём* | 1 |
-
| | | Развитие организма человека Обобщение и систематизация знаний по теме «Половая система. Индивидуальное развитие организма» | 1 |
-
| | | Обобщение и систематизация знаний по теме «Половая система. Индивидуальное развитие организма» | 1 |