Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кузнецовская средняя общеобразовательная школа»
Семикаракорского района Ростовской области
СОГЛАСОВАНО: на Педагогическом Совете №11 от 29.07.2020 | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ Кузнецовская СОШ ______________ Е.В.Жировова Приказ от 29.07.2020. № 179 |
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Человек в истории»
10 класс
Программу разработал:
Макарова Оксана Фёдоровна,
учитель истории
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Новизна программы состоит в том, что в настоящее время в российском обществе патриотизм постепенно возрождается как высшая ценность, направленная на формирование социально значимых качеств у молодого поколения. Одним из важнейших направлений возрождения патриотизма у обучающихся является воспитание историей, на героическом прошлом и настоящем нашей Родины, на роли личности в истории.
Актуальность программы напрямую связана с реализацией основных направлений Федеральной программы развития образования; усиление воспитательной функции, формирование гражданственности, патриотизма, нравственных идеалов, любви к Родине, что представляется одной из важнейших задач работы по гражданскому воспитанию.
Цели данной программы:
1.Выработать у обучающихся исторический подход к изучению истории, диалектическое понимание многомерности и противоречивости исторического процесса;
2.Способствовать социализации молодого человека, осознанию им своей принадлежности к определенной государственной, культурной, этнонациональной общности.
Задачи данной программы
Образовательные задачи:
1.Пробуждение у молодёжи желания познать и приблизиться к понятиям – Родина, патриотизм, подвиг, героизм и на этой основе формирование готовности к совершению подвига и продолжению традиций героизма;
2.Обучить навыкам исследовательской деятельности;
Развивающие задачи:
1.Развитие навыков работы с историческим источником, текстом;
2.Дать обучающихся возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету;
3. Развивать у обучающихся интерес к исторической личности, воспитывать чувство любви к Родине, гордости за ее героическое прошлое;
4. Познакомить обучающихся с героическими страницами истории России и края.
Воспитательные задачи
1.Воспитание бережного отношения к истории Родины и чувства благодарности за ратные подвиги своих соотечественников;
2.Формировать гражданскую позицию, патриотизм;
3.Воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности;
4.Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т.д.);
5.Воспитывать и развивать уважение к истории российского общества.
Место проекта в учебном плане
Программа «Человек в истории» создана для учащихся 10 класса, рассчитана на 1 год обучения: 35 часов (1 час в неделю) и реализуется во внеурочной деятельности.
Согласно календарно – учебному графику МБОУ Кузнецовская СОШ было утверждено 35 часов.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и истории края;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов.
уметь:
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
критического восприятия получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Ожидаемые (прогнозируемые) результаты:
1. сравнивать отдельные исторические явления, объясняя, что в них общего и каковы различия;
2. выявлять взаимосвязь между изменениями условий жизни и прогрессивным развитием общества;
3. определять причины и следствия исторических процессов;
4. сравнивать, называть характерные, существенные черты происходящих изменений в жизни людей;
5. составлять описание (реконструкцию) исторических событий, объектов, образа жизни людей;
6. рассказывать об условиях и образе жизни людей в разные эпохи;
7. участвовать в работе группы по представлению реконструкции исторических событий;
8. самостоятельно работать с исторической информацией;
9. извлекать и критически осмысливать информацию разных источников о важнейших, в том числе неоднозначно оцениваемых событиях прошлого;
10. составлять краткое выступление по заданной теме;
11. аргументировано высказывать свое мнение и выводы
12. оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность;
13. использовать метафоры, аналогии, новые ассоциации и связи, развивать восприимчивость и воображение.
Содержание учебного курса
Знакомство с династией Рюриковичей, её представителями и их подвигами
Первые русские князья. Основные направления внутренней и внешней политики. (Олег, Владимир I, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Александр Невский. «Русская Правда» - свод законов. Лествица престолонаследия. Любический съезд.
Знакомство с героями Куликовской битвы Дмитрием Донским, Сергеем Радонежским. Подвиг иноков Пересвета и Осляби.
Знакомство с личностью Ивана 3. Его вклад в становление нового государства. Новое государство — новые символы.
История соборов. Необходимость их возведения. Значение соборов.
Понятие «икона». Типы икон. Роль икон в истории страны.
Знакомство с Кузьмой Мининым, Дмитрием Пожарским, Иваном Сусаниным.
Знакомство с Романовыми (Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Софья, Петр Первый, правители эпохи «дворцовых переворотов», Екатерина Вторая, Павел, Александр I,II,III, Николай I и II).
Северная война: Полтавская баталия, Гангут и Гренгам. Азовские походы. Значение для военной истории.
Григорий Александрович Потемкин-Таврический. Самуил Карлович Грейг. Василий Яковлевич Чичагов. Суворов Александр Васильевич. Франц Лефорт и Патрик Гордон.
Знакомство с героями Отечественной войны.
Романовы, их жизнь, реформы, значение для государства.
Знакомство с категорией населения «казаки». История становления казачьих войск. Донское казачество в войнах. Присяга верному делу.
Тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов |
план | фактически |
1 | 02.09. | | Вводное занятие | |
2 | 09.09. | | Рюрик. Олег. Игорь | |
3 | 16.09. | | Ольга и Святослав | |
4 | 23.09. | | Владимир Святой | |
5 | 30.09. | | Крещение Руси | |
6 | 07.10. | | Ярослав и Ярославичи. | |
7 | 14.10. | | Рюриковичи Руси Удельной. | |
8 | 21.10. | | Александр Невский | |
9 | 11.11. | | «Не отдадим родную землю….» Борьба с нашествием монголо - татар» | |
10 | 18.11. | | Герои Куликовской битвы | |
11 | 25.11. | | От Дмитрия Донского До Ивана III | |
12 | 02.12. | | Иван III | |
13 | 09.12. | | Московский Кремль. | |
14 | 16.12 | | Великие иконописцы. | |
15 | 23.12. | | Иван Грозный. Федор Иоаннович | |
16 | 13.01. | | Герои Смутного времени | |
17 | 20.01. | | Первые Романовы. | |
18 | 27.01. | | Баталии Петра Великого | |
19 | 03.02. | | Екатерина I, Петр II и Анна Иоанновна | |
21 | 10.02. | | Елизавета Петровна | |
22 | 17.02. | | Петр III и Екатерина II | |
23 | 24.02. | | Великие флотоводцы XVIII века. | |
24 | 03.03. | | Великие полководцы XVIII века. | |
25 | 10.03. | | Казачество в войнах XVIII в | |
26 | 17.03. | | Павел и Александр | |
27 | 24.03. | | Отечественная война 1812 года | |
28 | 07.04. | | Николай I | |
29 | 14.04. | | Крымская война | |
30 | 21.04. | | Александр II | |
31 | 28.04. | | Великие реформы | |
32 | 05.05. | | Александр III | |
33 | 12.05. | | Роль казачества в войнах XIX в. | |
34 | 19.05. | | Николай II | |
35 | 26.05. | | XX век начинается... | |