| УТВЕРЖДАЮ Руководитель СП № 3 Зудилина Е.А. _____________________________ «31»августа 2022г. |
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Щелковский колледж»
(ГБПОУ МО «Щелковский колледж»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
Экономика организации
Профессиональный учебный цикл
21.02.05 ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
по программе базовой подготовки
2022 г.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии (специальности), приказ Министерства образования и науки от 12.05.2014 № 486 и Профессионального стандарта «21.02.05», утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 июня 2014г., регистрационный номер 32885. | |
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Щелковский колледж» (ГБПОУ МО «Щелковский колледж»).
Разработчик:
Миронова Ирина Александровна, преподаватель.
Рецензент
___________________________________________________________________________
И. О. Ф., должность, категория, ученая степень, звание, место работы.
___________________________________________________________________________
РАССМОТРЕНА
предметной (цикловой)
комиссией_____________________________
______________________________________
от «____»_______20____г.
протокол № ____________
Председатель ПЦК
_____________ И.О. Фамилия
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 8 |
условия реализации учебной дисциплины | 11 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 12 |
паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экономика организации
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика организации» является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы (ППССЗ): учебная дисциплина ОП.02. «Экономика организации» является общепрофессиональной дисциплиной обязательного цикла П.00 Профессиональный учебный цикл основной профессиональной образовательной ППССЗ.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
определять организационно-правовые формы организаций;
планировать деятельность организации;
определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;
рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации;
рассчитывать цену продукции;
находить и использовать необходимую экономическую информацию;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
сущность организации, как основного звена экономики отраслей;
основные принципы построения экономической системы организации;
управление основными и оборотными средствами и оценку эффективности их использования;
организацию производственного и технологического процессов;
состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
способы экономии ресурсов, энергосберегающие технологии;
формы оплаты труда;
основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчета;
аспекты развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике
Коды формируемых компетенций:
ОК 1-5; ПК 1.1 - 1.5, 2.1 - 2.5, 3.1 - 3.5, 4.1 - 4.6
Содержание дисциплины ориентировано на подготовку обучающихся к освоению профессиональных модулей ППССЗ по специальности 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения» и овладению профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
Организация земельно-имущественных отношений.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общих компетенций (ОК), включающих в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Анализировать социально-экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно-социологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
ОК 3. Организовывать свою собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 5. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ПК 1.1. Составлять земельный баланс района.
ПК 1.2. Подготавливать документацию, необходимую для принятия управленческих решений по эксплуатации и развитию территорий.
ПК 1.3. Готовить предложения по определению экономической эффективности использования имеющегося недвижимого имущества.
ПК 1.4. Участвовать в проектировании и анализе социально-экономического развития территории.
ПК 1.5. Осуществлять мониторинг земель территории.
ПК 2.1. Выполнять комплекс кадастровых процедур.
ПК 2.2. Определять кадастровую стоимость земель.
ПК 2.3. Выполнять кадастровую съемку.
ПК 2.4. Осуществлять кадастровый и технический учет объектов недвижимости.
ПК 2.5. Формировать кадастровое дело.
ПК 3.1. Выполнять работы по картографо-геодезическому обеспечению территорий, создавать графические материалы.
ПК 3.2. Использовать государственные геодезические сети и иные сети для производства картографо-геодезических работ.
ПК 3.3. Использовать в практической деятельности геоинформационные системы.
ПК 3.4. Определять координаты границ земельных участков и вычислять их площади.
ПК 3.5. Выполнять поверку и юстировку геодезических приборов и инструментов.
ПК 4.1. Осуществлять сбор и обработку необходимой и достаточной информации об объекте оценки и аналогичных объектах.
ПК 4.2. Производить расчеты по оценке объекта оценки на основе применимых подходов и методов оценки.
ПК 4.3. Обобщать результаты, полученные подходами, и давать обоснованное заключение об итоговой величине стоимости объекта оценки.
ПК 4.4. Рассчитывать сметную стоимость зданий и сооружений в соответствии с действующими нормативами и применяемыми методиками.
ПК 4.5. Классифицировать здания и сооружения в соответствии с принятой типологией.
ПК 4.6. Оформлять оценочную документацию в соответствии с требованиями нормативных актов, регулирующих правоотношения в этой области.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающихся - 152 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся - 108 часов;
самостоятельной работы обучающихся - 44 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 152 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 108 |
в том числе: | |
лекционное обучение | 78 |
практические и лабораторные занятия | 30 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 44 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) | |
Реферат по заданной тематике | - |
Итоговая аттестация в форме экзамена в 4 семестре |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Статистика»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Отрасль в условиях рынка | | 12 | |
Тема 1.1. Организация и ее отраслевые особенности | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Отрасль в системе рыночной экономики. Понятие и классификация организаций. | 1 |
2 | 2 Механизм функционирования организации в условиях рыночной экономики. Жизненный цикл предприятия. | 2 | 1 |
Практические занятия | | |
1 | Составить схему (таблицу) технико-экономических особенностей предприятия по отраслям народного хозяйства | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося | 2 | |
1 | Составление конспекта «История Российской статистики» |
Тема 1.2. Материально-техническая база организации | Содержание учебного материала | 1 |
1 | Основные понятия и классификация материально-технических ресурсов. Формы обеспечения ресурсами. Важнейшие обобщающие показатели уровня использования материальных ресурсов. Способы экономии ресурсов. Показатели эффективного использования материально-технических ресурсов в экономике организации. | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося | 1 | 2 |
1 | Подготовка сообщений: Современные технологии организации статистического учета. |
| Содержание учебного материала | |
Тема 1.3. Трудовые и финансовые ресурсы организации | 1 | Основные понятия и характеристика трудовых и финансовых ресурсов. Показатели эффективного использования трудовых и финансовых ресурсов в экономике организации. Источники финансовых ресурсов организации. Управление финансовыми ресурсами организации. | 4 |
| Самостоятельная работа обучающегося | |
| 1 | Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение домашних заданий по разделу, работа с конспектом и литературой. | 3 |
Раздел 2. Производственная структура организации | | 14 |
Тема 2.1. Организация как хозяйствующий субъект | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Цель деятельности и основные экономические характеристики предприятия. | 2 |
2. | Виды организационно-правовых форм предприятия в соответствии с действующим законодательством |
Практические занятия | | |
1 | Разработка производственной структуры предприятия | 2 | |
2 | Разработать таблицу группировки и классификации организационно-правовых форм организаций. | |
3 | Организационно-правовые формы хозяйствования. | |
4 | Виды производственных структур предприятий. | |
Самостоятельная работа обучающегося | 2 | |
1 | Выполнение домашних заданий по разделу «Организация (предприятия) в условиях рынка». |
Тема 2.2. Производственная структура организации | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Технико-экономическая характеристика различных типов производства. Производственная структура организации (оптического предприятия) и факторы ее определяющие. Элементы производственной структуры. | 2 |
2. | Современные тенденции развития производственной инфраструктуры предприятия. |
Самостоятельная работа обучающегося | 2 |
1 | Моделирование производственной структуры различных видов организации (предприятий). |
Тема 2.3 Производственный и технологический процессы | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Структура и принципы рациональной организации производственного процесса на предприятии. Организация технологического процесса на предприятии. | 3 |
2 | Влияние производственного и технологического процессов на повышение эффективности экономики организации. | | |
Самостоятельная работа обучающегося | 2 | |
1 | Реферат по теме «Особенности организации производственного и технологического процессов на предприятии». |
Раздел 3 . Экономические ресурсы организации | | 26 | |
Тема 3.1. Статистические показатели | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Понятие, виды и состав имущества организации. | 2 |
2. | Виды и характеристики капитала. Источники формирования капитала организации. |
3 | Особенности формирования уставного капитала акционерных обществ. |
Тема 3.2. Основные средства организации | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Состав и классификация основных средств производства. Экономическая сущность основных средств (фондов). | 2 |
2. | 2 Виды оценки и методы переоценки основных средств. Службы оценки имущества (основных средств). Пути повышения эффективности экономики организации путем рационального использования основных средств. |
3. | Методика расчета производственной мощности структурного подразделения предприятия. Аренда основных производственных средств. |
Практические занятия | 2 | |
1 | Расчет показателей использования основных средств организации. |
Самостоятельная работа обучающегося | 2 |
1 | Расчет показателей использования основных средств организации. |
Тема 3.3 Оборотные средства организации и | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Состав, структура и использование оборотных средств в организации. Пути снижения материалоемкости продукции. | 2 |
2 | Определение потребности организации в оборотных средствах. | |
3 | Показатели использования оборотных средств. | |
Практические занятия | 4 | 2 |
1 | Расчет показателей, характеризующих эффективное использование оборотных средств. |
2 | Расчет среднегодовой стоимости основных средств. |
3 | Начисление амортизации различными способами. |
Самостоятельная работа обучающегося | 2 | |
1 | Расчет эффективного использования оборотных средств предприятия. |
Тема 3.4 Трудовые ресурсы и оплата труда в организации | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Состав и структура трудовых ресурсов. Планирование численности и состава персонала. | 2 |
2 | Классификация и характеристика основных показателей производительности труда. Методы измерения производительности труда. |
3 | 3 Значение рационального использования трудовых ресурсов организации в условиях рыночной экономики. | 2 | |
4 | Формы и системы оплаты труда. | |
Практические занятия | 4 | |
1 | Оформление первичных документов по учету рабочего времени. | |
2 | Расчет показателей производительности труда. | |
3 | Расчет бюджета рабочего времени работников. | |
4 | Расчет заработной платы различных категорий работников. | |
5 | Определение численности персонала в различных профессионально-квалификационных группах предприятия | |
Самостоятельная работа обучающегося | 2 | |
1 | Расчет баланса рабочего времени; расчет натуральных и стоимостных показателей производительности труда; |
Раздел 4. Основы маркетинга | | | |
Тема 4.1. Общие понятия о маркетинге | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1 | Основные понятия и концепции маркетинга. |
2 | Принципы и цели маркетинга. |
3 | Функции и этапы маркетинга. |
Самостоятельная работа обучающегося | 2 | |
1 | Составление конспекта по теме «Формирование ценовой политики» | |
Тема 4.2. Реклама | Содержание учебного материала | 4 | |
1 | Виды и назначение рекламы. Принципы рекламной политики. Эффективность рекламы. | |
Самостоятельная работа обучающегося | 2 | |
1 | Составить конспект по теме: «Планирование проведения рекламной компании.» | |
Тема 4.3. Качество и конкурентоспособность продукции | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1 | Понятие качества продукции. Система показателей качества продукции. Государственные и международные стандарты. Понятие конкурентоспособности. Система показателей конкурентоспособности. |
Самостоятельная работа обучающегося | 2 |
1 | Изучение материалов по действующим стандартам качества продукции и составление конспекта. |
Тема 4.4. Инновационная и инвестиционная политика | Содержание учебного материала | 4 | |
1 | Содержание инновационного процесса. Формы инновационного риска. Направления и роль инвестиционной политики. Оценка эффективности инвестиций. | |
Самостоятельная работа обучающегося | 2 | |
1 | Рефераты по темам: «Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности предприятия». «Используемые основные методы инновационного процесса в предприятии» | |
Раздел 5. Основные показатели деятельности организации | | | |
Тема 5.1. Себестоимость продукции (услуг). | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1 | Состав и структура затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции. Виды себестоимости продукции (услуг). Факторы и пути снижения себестоимости. Примерный набор калькуляционных статей. |
Практические занятия | | |
1 | Составление калькуляции продукции (услуги) по индивидуальным заданиям. | 4 | |
2 | Определение производительности труда одного рабочего. | |
3 | Расчет полной себестоимости выполненной работы. | |
Самостоятельная работа обучающегося | 4 | |
1 | Составление калькуляции продукции (услуги) по индивидуальным заданиям. | |
2 | Определение производительности труда одного рабочего. | |
3 | Расчет полной себестоимости выполненной работы. | |
Тема 5.2. Ценообразование | Содержание учебного материала | 4 | |
1 | Сущность и функции цены как экономической категории. Вид цен и их классификация. Состав и структура цен. Факторы, влияющие на уровень цен. Ценовая конкуренция. | 2 |
Практические занятия | 2 | |
1 | Расчет оптовой и розничной цены продукции различными методами. | |
| Самостоятельная работа обучающегося | 4 | |
1 | Составление конспекта по теме: «Отраслевые особенности ценообразования». | |
Тема 5.3. Прибыль и рентабельность | Содержание учебного материала | | |
| Виды и источники образования прибыли предприятия. Распределение и использование прибыли организации. Рентабельность, как один из основных показателей эффективности работы предприятия. Виды и показатели рентабельности. Пути повышения рентабельности. | 4 | 2 |
Практические занятия | 4 | |
1 | Расчет прибыли от реализации отдельного вида товара. | |
2 | Расчет рентабельности предприятия. | |
3 | Расчет рентабельности производственной деятельности. | |
4 | Расчет рентабельности продаж (оборота). | |
5 | Расчет рентабельности капитала. | |
6 | Разработка схемы распределения прибыли. | |
Самостоятельная работа обучающегося | 4 | |
1 | Выполнение индивидуального задания по расчету структуры затрат. | |
Раздел 6. Планирование деятельности организации | | | |
Тема 6.1. Бизнес-планирование | Содержание учебного материала | | |
1 | 1 Составные элементы, этапы и виды внутрифирменного планирования. Основные принципы и элементы планирования. Цель бизнес-планирования. Содержание бизнес-плана. | 4 | 2 |
| 2 | Взаимоотношения с банковской системой в рамках, предусмотренных бизнес-планом. Кредит и кредитная система. |
Практические занятия | 2 | |
1 | Составление бизнес-плана по групповым заданиям. | |
Самостоятельная работа обучающегося | | |
Тема 6.2. Основные показатели эффективности деятельности организации | Содержание учебного материала | | |
1 | Сущность и показатели эффективности деятельности организации. Технико-экономические показатели использования основных средств. Показатели использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов организации. | 4 | 2 |
Практические занятия | | |
1 | 1.Расчет технико-экономических показателей работы организации (1 часть). | 2 | |
2 | Расчет технико-экономических показателей работы организации (2 часть). | 2 | |
Тема 6.3. Внешнеэкономическая деятельность организации | Содержание учебного материала | | |
1 | Значение внешнеэкономической деятельности организации. Условия выхода оптических предприятий на внешний рынок. Виды сделок во внешнеэкономической деятельности. Формы кредитования экспорта на мировом рынке. | 4 | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося | | |
1 | Составление конспекта по теме «Документационное сопровождение внешнеторговой сделки (по видам)» | 6 | |
ИТОГО | Лекционное обучение | 780 | |
Практические и лабораторные занятия | 30 |
Самостоятельная работа | 44 |
Всего | 152 |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы требует наличие учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- печатные/электронные демонстрационные пособия.
Технические средства обучения:
- компьютер, лицензионное программное обеспечение;
- мультимедийный проектор;
- мультимедийные средства.
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники:
1. Грибов, В.Д. Экономика предприятия: учебник, практикум/В.Д. Грибов, В.П. Грузинов. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: КУРС: Инфра-М, 2015.
2. Кнышова, Е.Н. Экономика организации: учебник для студ. учрежд. СПО. - М.:ФОРУМ: Инфра-М, 2015.
3. Сафронов, Н.А. Экономика организации (предприятия): учебник для студ. учрежд.СПО. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2014.
4. Горфинкель, В. Я. Экономика фирмы (организации, предприятия): учебник/В.Я.Горфинкель, Т.Г. Попадюк; под ред. Б.Н. Чернышева, В.Я. Горфинкеля. - 2-e изд. -М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2014.
5. Скляренко, В. К. Экономика предприятия: учебник / В.К. Скляренко, В.М. Прудников.- 2-e изд. - М.: ИНФРА-М, 2014.
Дополнительные источники
1. Иванов, И.Н. Организация производства на промышленных предприятиях: учебник. -М.: Инфра-М, 2013.
2. Лукина, А.В. Маркетинг: учебное пособие для студ. учрежд. СПО.- М.: Форум: Инфра-М, 2013.
3. Романова, М.В. Бизнес-планирование: учебное пособие для студ. учрежд. СПО. - М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015.
4. Скляревская, В. А. Экономика труда: учебник для бакалавров. — М.: Дашков и К°, 2015.
5. Скляренко, В. К. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах): учебное пособие / В.К.Скляренко, В.М.Прудников и др.; Под ред. проф. В.К.Скляренко - М.:ИНФРА-М, 2014.
6. Трубочкина, М.И. Управление затратами предприятия: учебное пособие. - 2-e изд.,испр. и доп. - М.: Инфра-М, 2013.
7. Ценообразование: учебное пособие / В.А. Слепов, Т.Е. Николаева и др.; под ред. В.А.Слепова. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2013.
Интернет-ресурсы:
1. Административно-управленческий портал. Электронная библиотека экономической и деловой литературы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aup.ru/library,свободный.
2. Экономика и управление на предприятиях: научно-образовательный портал[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eup.ru, свободный.
3. Экономика. Социология. Менеджмент: федеральный образовательный портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/, свободный.
4. Наука и техника, экономика и бизнес [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.nauki-online.ru/ekonomika, свободный.
Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий, проверке домашних заданий, контрольных работ, тестирования, а также оценки выполнения обучающимися самостоятельных работ, индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Итоговая аттестация проводится в форме экзамена.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: определять организационно-правовые формы организаций; планировать деятельность организации; определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации; заполнять первичные документы по экономической деятельности организации; рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации; рассчитывать цену продукции; находить и использовать необходимую экономическую информацию; | выполнение ситуационных заданий; решение практических задач; решение практических задач с использованием компьютерных технологий; тестирование; |
Знать: сущность организации, как основного звена экономики отраслей; основные принципы построения экономической системы организации; управление основными и оборотными средствами и оценку эффективности их использования; организацию производственного и технологического процессов; состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования; способы экономии ресурсов, энергосберегающие технологии; формы оплаты труда; основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчета; аспекты развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике. | решение задач; выполнение тестовых заданий; фронтальный опрос. |