Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Вяземский лесхоз-техникум им. Н.В. Усенко»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН. 01 Математика
по специальности 38.02.04 «Коммерция» (в лесном комплексе)
2020г.
Рассмотрена
Предметной (цикловой)
Комиссией
__________________________________________
__________________________________________
Протокол
№ ____________
от “___” __________ 2020 г.
Председатель
_________________________________________
_________________________________________
Разработчик: Дрозач Татьяна Леонидовна, преподаватель математики и
физики КГБ ПОУ ВЛХТ
СОДЕРЖАНИЕ.
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ 6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ 12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.01 Математика
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.01 Математика является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.04 Коммерция (в лесном комплексе), укрупненная группа 38.00.00 Экономика и управление.
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в блок дисциплин математического и общего естественнонаучного цикла.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен обладать общими и профессиональными компетенциями, включающие в себя способность:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ПК 1.8. Использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач коммерческой деятельности, определять статистические величины, показатели вариации и индексы.
ПК 2.1. Использовать данные бухгалтерского учета для контроля результатов и планирования коммерческой деятельности, проводить учет товаров (сырья, материалов, продукции, тары, других материальных ценностей) и участвовать в их инвентаризации.
ПК 2.9. Применять методы и приемы анализа финансово-хозяйственной деятельности при осуществлении коммерческой деятельности, осуществлять денежные расчеты с покупателями, составлять финансовые документы и отчеты.
ПК 3.7. Производить измерения товаров и других объектов, переводить внесистемные единицы измерений в системные.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
значение математики в профессиональной деятельности и при освоении ППССЗ;
основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;
основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики;
- основы интегрального и дифференциального исчисления.
1.4 Количество часов на освоение учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося- 96 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 64 часа; самостоятельной работы обучающегося -32 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 96 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 64 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 32 |
контрольные работы | - |
Самостоятельной работы обучающегося (всего) | 32 |
Итоговый контроль в форме экзамена |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ЕН.01 Математика
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Основные понятия и методы линейной алгебры | | 18 | ОК 2. ПК 1.8. ПК 2.1. ПК 2.9. ПК 3.7. |
Тема 1.1. Матрицы и определители | | 10 |
Занятие № 1. Понятие матрицы. Виды матриц. Операции над матрицами | 2 |
Занятие № 2. Практическое занятие №1. Выполнение действий над матрицами | 2 |
Занятие № 3. Определители матриц и их свойства. Обратная матрица. | 2 |
Занятие № 4. Практическое занятие №2. Вычисление определителей и нахождение обратной матрицы. | 2 |
Занятие № 5. Решение задач с экономическим содержанием. | 2 |
Тема 1.2. Системы линейных уравнений | | 8 | ОК 2. ПК 1.8. ПК 2.1. ПК 2.9. ПК 3.7 |
Занятие № 6. Основные понятия систем линейных уравнений. Метод Крамера. | 2 |
Занятие № 7. Матричный метод. Метод Гаусса | 2 |
Занятие № 8. Практическое занятие №3. Решение систем линейных уравнений | 2 |
Занятие № 9. Практическое занятие №4. Решение прикладных задач в области профессиональной деятельности методами линейной алгебры | 2 |
Раздел 2. Основные понятия и методы математического анализа | | 26 |
Тема 2.1. Теория пределов. Непрерывность функций | | 8 |
Занятие №10. Понятие предела функции. Свойства предела. Непрерывность функций. Точки разрыва функции и их классификация. Асимптоты | 2 |
Занятие №11. Практическое занятие №5. Вычисление пределов функций | 2 |
Занятие №12. Практическое занятие №6. Вычисление пределов с помощью замечательных пределов | 2 |
Занятие №13. Практическое занятие №7. Исследование функций на непрерывность. Нахождение точек разрыва функций. Нахождение асимптот графика функции. | 2 |
Тема 2.2. Основы дифференциального исчисления | | 8 |
Занятие №14. Задачи, приводящие к понятию производной. Определение производной. Правила и формулы дифференцирования элементарных функций. | 2 |
Занятие №15. Геометрический и физический смысл производной. Производные сложной и обратной функций. Производные высших порядков | 2 |
Занятие №16. Правило Лопиталя. Дифференциал функции, его связь с производной. Геометрический смысл дифференциала и его использование в приближенных вычислениях. | 2 |
Занятие №17. Практическое занятие № 8. Исследование функций на монотонность. Экстремумы функций. Направление выпуклости графика функции. Точки перегиба. Общая схема исследования функции. | 2 |
Тема 2.3. Основы интегрального исчисления | | 10 | ОК 2. ПК 1.8. ПК 2.1. ПК 2.9. ПК 3.7. |
Занятие №18. Понятие перообразной. Неопределенный интеграл и его свойства. Таблица неопределенных интегралов | 2 |
Занятие №19. Методы интегрирования: непосредственное интегрирование, замена переменной (подстановка), по частям. | 2 |
Занятие №20. Определение определенного интеграла. Формула Ньютона-Лейбница. Методы вычисления определенного интеграла. Вычисление площадей и объемов. Применение определенного интеграла для решения прикладных задач. | 2 |
Занятие №21. Практическое занятие № 9. Вычисление с помощью определенного интеграла: а) площадей и объемов фигур; б) пути и работы силы. | 2 |
Занятие № 22. Практическое занятие №10. Решение прикладных задач в области профессиональной деятельности методами интегрального исчисления | 2 |
Раздел 3. Основные понятия и методы теории комплексных чисел | | 8 |
Тема 3.1. Понятие комплексного числа | | 8 | ОК 2. ПК 1.8. ПК 2.1. ПК 2.9. ПК 3.7. |
Занятие № 23. Понятие комплексного числа. Действия над комплексными числами в алгебраической форме | 2 |
Занятие №24. Практическое занятие №11. Выполнение операций над комплексными числами | 2 |
Занятие №25. Практическое занятие №12. Решение алгебраических уравнений в области комплексных чисел | 2 |
Занятие №26. Практическое занятие №13. Тригонометрическая и показательная форма комплексного числа. Действия над комплексными числами в тригонометрической и показательной форме | 2 |
Раздел 4. Основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики | | 12 |
Тема 4.1. Основные понятия и теоремы теории вероятностей | | 6 |
Занятие № 27. Классификация событий. Понятие вероятности Теоремы сложения и умножения вероятностей. Формулы полной вероятности и Байеса. Применение теорем сложения и умножения вероятностей. | 2 |
Занятие № 28. Формула Бернулли. Формула Пуассона. Локальная и интегральная теоремы Муавра-Лапласа. Применение формул полной вероятности и Байеса. | 2 |
Занятие № 29. Практическое занятие №14. Повторные независимые испытания. Решение прикладных задач в области профессиональной деятельности вероятностными методами | 2 |
Тема 4.2. Элементы математической статистики | Содержание учебного материала | 6 |
Занятие №30. Задачи математической статистики. Генеральная и выборочная статистические совокупности. Выборочный метод. Числовые характеристики вариационного ряда | 2 |
Занятие №31. Практическое занятие №15. Графическое представление статистической информации. Вычисление числовых характеристик | 2 |
Занятие №32. Практическое занятие №16. Решение прикладных задач в области профессиональной деятельности методами математической статистики | 2 |
| Максимальная нагрузка | 96 | |
| В том числе: | | |
| обязательная нагрузка | 64 | |
№ | Самостоятельные работы | часы (32) |
по теме 1.1 Матрицы и определители | Подготовить презентацию на тему: Прикладные задачи, использующие понятие матрицы. | 4 |
По теме 1.2 Системы линейных уравнений | 1.Выполнить реферат на тему: 1)Методы решения систем линейных уравнений. Задача прогнозирования выпуска продукции по известным запасам сырья. 3) Модель Леонтьева многоотраслевой экономики | 2 |
По теме 2.1 Теория пределов. Непрерывность функций | Подготовить сообщение или электронную презентацию по теме: Примеры функциональных зависимостей в экономике: спрос, предложение, рыночное равновесие. Паутинная модель рынка. Различные подходы к определению числа е. Число е и его применение в банковском деле: непрерывное начисление процентов. | 2 |
По теме 2.2 Основы дифференциального исчисления | 1.Составить план и подготовить ответ на вопрос, в чем состоит экономический смысл производной. Составить и решить две задачи на максимум или минимум экономических, или финансовых показателей. 2.Подготовить сообщение или электронную презентацию по одной из тем: Из истории дифференциального исчисления. Обозначение производной: вчера и сегодня. Предельные показатели в микроэкономике. Эластичность экономических показателей. Максимизация прибыли. | 6 |
По теме 2.3 Основы интегрального исчисления | 1. Подготовить сообщение по теме: Из истории интегрального исчисления. Обозначение интеграла: вчера и сегодня. Приложения интеграла к вычислению объёмов геометрических тел. 4)Приложения интеграла в экономике | 4 |
По теме 3.1 Понятие комплексного числа | Составить кроссворд по теме «Комплексные числа». | 2 |
По теме 4.1 Основные понятия и теоремы теории вероятностей | 1.Решение индивидуальных заданий 2. Подготовить доклад по теме -«История комбинаторики» - Решение простейших задач теории вероятностей | 6 |
По теме 4.2 Элементы математической статистики | 1. Решение индивидуальных заданий 2. Написать конспект: «Дисперсия и среднее квадратичное отклонение случайной величины», - «Понятие о корреляциях, о регрессиях» и написание по ним конспекта. - Вычислить математическое ожидание случайной величины. | 6 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличие учебного кабинета математики.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебников;
методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Перечень учебных изданий
Основные источники:
1. Богомолов, Н. В. Алгебра и начала анализа: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. В. Богомолов. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 240 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09525-8. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/428057
2. Богомолов, Н. В. Математика: учебник для среднего профессионального образования / Н. В. Богомолов, П. И. Самойленко. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 401 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5- 534-07878-7. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblioonline.ru/bcode/433286
Дополнительные источники:
1. Математика. Практикум: учебное пособие для среднего профессионального образования / О. В. Татарников [и др.]; под общей редакцией О. В. Татарникова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 285 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03146-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433902
2. Кучер, Т. П. Математика. Тесты: учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. П. Кучер. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 541 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5- 534-10555-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblioonline.ru/bcode/430806
3. Высшая математика для экономистов. Под ред. Н.Ш. Кремера. – М.: ЮНИТИ, 2007
Интернет- ресурсы:
1. http://www.bymath.net - материалы по элементарной математике.
2. www.bankzadach.ru - Примеры решения задач по экономике, математике, кибернетике, программированию
3. www.arbuz.uz - треугольник Паскаля
4. http://www.nkj.ru/archive/articles/13598/ - бином Ньютона
5. http://www.combinatoric.ru.gg/ - электронное пособие по комбинаторике
6. http://www.mathnet.ru/- общероссийский математический портал
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения учащимися индивидуальных заданий
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
- решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности | Проверка выполнения практических работ, внеаудиторной самостоятельной работы, итоговый контроль |
Знания: | |
- значение математики в профессиональной деятельности и при освоении ППССЗ | Устный опрос, итоговый контроль |
-основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности; | Устный опрос, проверка выполнения практических работ, внеаудиторной самостоятельной работы, итоговый контроль |
-основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики; | Устный опрос, проверка выполнения практических работ, внеаудиторной самостоятельной работы, итоговый контроль |
- основы интегрального и дифференциального исчисления | Устный опрос, проверка выполнения практических работ, внеаудиторной самостоятельной работы, итоговый контроль |