Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО Прикладная информатика (по отраслям)
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и Лабораторно-практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Основные функции операционных систем. | | 54 | |
Тема 1.1. Общие сведения об операционных системах | Понятие операционной системы. Цели и задачи операционной системы. Основная классификация операционных систем Общие сведения об операционных системах. | 2 | 1 |
История развития операционных систем. Отличительные особенности современных операционных систем (на примере DOS, Windows, Mac OS, Linux, QNX OS/2.) | 2 | 1 |
Понятие интерфейсов пользователя. Виды интерфейсов. | 2 | 1 |
Архитектура операционных систем. Основные принципы построения операционных систем. (принципы модульности, особого режима работы, виртуализации, мобильности, совместимости, генерируемости, открытости, обеспечение безопасности вычислений). Требования к современным операционным системам реального времени (Real Time OS, RTOS) | 2 | 2 |
Общие сведения об операционных системемахWindows XP, Linux. Задачи в операционной системы. Интерфейсы операционной системы. Оболочка. Утилиты операционных систем. Структура ядра. Структура каталогов операционной системы. | 2 | 2 |
Лабораторно-практические занятия | 8 | 3 |
1.Исследование порядка запуска компьютера. | |
2.Программный интерфейс и файловая система ОС Windows |
3.Процесс загрузки операционной системы |
4.Настройка компьютерной системы средствами программы SETUP. |
Самостоятельная работа обучающихся | 9 | |
Выполнение творческих заданий(Составление схемы ПО с примерами ПО). Выполнение тестовых заданий по теме «Интерфейс прикладного программирования», «Основные понятия ОС». Создание глоссария. Подготовка к выполнению и защите лабораторных работ. | |
Тема 1.2. Файлы и каталоги. Управление правами доступа | Файловые системы. Цели и задачи файловой системы. Структура файловой системы. Иерархическая структура файловой системы. Типы файлов. Имена файлов. Атрибуты файлов. | 2 | 2 |
Работа с файлами и каталогами. Основные операции при работе с каталогами (создание, удаление, рекурсивное удаление, переименование, копирование). Основные операции при работе с файлами (создание, удаление, переименование, копирование, создание жесткой ссылки, вывод содержимого файла, вывод содержимого файла в соответствии с заданными условиями). | 2 | 2 |
Реализация поиска в операционных системах. Команда поиска файлов в системе каталогов. Задание логических условий поиска. Логические операторы задания условий. | 2 | 2 |
Управление правами доступа. Категории пользователей в операционных системах. Атрибуты защиты файла/каталога. Изменение кодов защиты для файлов/каталогов. Основные операторы задания прав доступа. | 2 | 2 |
Лабораторно-практические занятия | 10 | 3 |
5. Графический интерфейс Windows. | |
6. Файловые системы. |
7. Исследование файловых систем и управления файлами в ОС Windows. |
8. Файловый менеджер Far Manager. |
9. Управление доступом к файловым ресурсам. |
Самостоятельная работа обучающихся | 9 | |
Файловая система FAT 16/32 | |
Файловая система NTFS |
Файловая система UNIX. Традиционная файловая система Ext2, Ext3 |
Физическая организация файловой системы |
Логическая организация файловой системы |
Раздел 2. Принципы построения операционных систем | | 42 | |
Тема 2.1. Процессы и потоки. Управление процессами | Процессы. Создание процесса. Завершение процесса. Иерархии процессов. Состояния процессов. Контекст и дескриптор процесса. | 2 | 2 |
Потоки. Определение. Классическая модель потоков. Реализация потоков в пользовательском пространстве. Реализация потоков в ядре. Гибридная реализация. Всплывающие потоки. | 2 | 2 |
Планирование. Введение в планирование. Категории алгоритмов планирования. Планирование в пакетных системах. Планирование в интерактивных системах. Планирование в системах реального времени. Политика и механизмы. | 2 | 2 |
Алгоритмы планирования процессов. Алгоритмы основанные на квантовании. Алгоритмы, основанные на приоритетах. Смешанные алгоритмы планирования. Вытесняющие и не вытесняющие алгоритмы планирования. | 2 | 2 |
Лабораторно-практические занятия | 6 | 3 |
10.Процессы. | |
11.Потоки. | | |
12. Управление процессами. | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |
Типы процессов в операционных системах | |
Взаимодействие между процессами |
Тупики |
Тема 2.2. Управление в операционных системах | Управление памятью в операционных системах. Системные вызовы управления памятью. Реализация управления памятью. | 2 | 2 |
Ввод – вывод информации в операционных системах. Фундаментальные концепции. Конвейеры и фильтры. Работа с сетью. Системные вызовы ввода- вывода в операционных системах. Реализация ввода-вывода в операционных системах. | 2 | 2 |
Взаимоблокировка (deadlock). Ресурсы. Выгружаемы и невыгружаемые ресурсы. Условия возникновения ресурсных взаимоблокировок. | 2 | 2 |
Моделирование взаимоблокировок при помощи графов. Предотвращение взаимоблокировок. Атака условия взаимного исключения, атака условия удержания и ожидания, атака условия невыгружаемости, атака условия циклического ожидания. | 2 | 2 |
Лабораторно-практические занятия | 6 | 3 |
13. Структура операционной системы Windows XP. | |
14. Изучение средств управления Windows. |
15. Управление памятью и вводом/выводом в ОС. |
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |
Подготовка реферата по теме «Машинно-зависимые свойства операционных систем». Подготовка к выполнению и защите лабораторных работ. Подготовка к текущему контролю. Повторение материала. Подготовка к контрольной работе. Работа по составлению глоссария. | |
Раздел 3. Сети и сетевые структуры | | 15 | |
Тема 3.1. Сетевые структуры | | 10 | 2 |
Сетевые и распределенные операционные системы. | 2 | 2 |
Классические и современные сетевые коммуникационные протоколы. | 2 | 2 |
Лабораторно-практические занятия | 6 | 3 |
16. Установка виртуальной компьютерной сети на основе операционных систем Windows. | |
17. Ознакомление с сетевыми функциями операционной системы. |
18. Установка и настройка протокола TCP/IP. |
Самостоятельная работа обучающихся | 5 | |
Подготовка презентаций «Сетевые функции ОС» Поиск информации в справочной системе Windows, Linux. Составление презентации по системному программному обеспечению «Утилиты ОС». | |
Раздел 4. Сопровождение операционных систем. Сервисные средства операционных систем. | | 45 | |
Тема 4.1. Сервисные средства операционных систем | Создание и редактирование текстовых файлов. Команды режима ввода текста. Команды удаления текста. Команды отмены произведенных изменений. Команды копирования. Команды вставки. Команды изменения. Команды поиска. | 2 | 2 |
Архиваторы. Общие сведения. Несжатый архив. Основные опции. Создание нового архива. Добавление файлов в существующий архив. Модификация архива. Удаление членов архива. Вывод списка членов архива. | 2 | 2 |
Сжатый архив. Команда создание сжатого архива. Команда извлечения файлов сжатого архива. | 2 | 2 |
Лабораторно-практические занятия | 8 | 3 |
19. Практическая работа «Архивирование файлов» | |
20. Практическая работа «Разархивирование файлов. |
21. Практическая работа«Дефрагментация, архивирование и форматирование дисков» |
22. Использование служебных программ. Резервное копирование. Обслуживание системы, восстановление системы. | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |
Изучение служебного программного обеспечения. Исследовательская работа: Локальные и глобальные компьютерные сети, сетевые те6хнологии обработки информации; Подготовка сообщения по теме «Эволюция ОС Windows» | |
Тема 4.2. Установка и настройка операционных систем | Безопасность в операционных системах. Основные типы угроз. Основные типы вредоносных программ. | 2 | 2 |
Основные средства защиты: брандмауэры, антивирусные технологии, электронная подпись программ | 2 | 2 |
Установка и настройка антивирусных программ. | 2 | 2 |
Лабораторно-практические занятия | 10 | 3 |
23. Система безопасности Windows XP. | |
24. Распределение прав пользователя |
25. Внутренняя политика безопасности Windows XP | | |
26. Основные признаки присутствия на компьютере вредоносных программ. | | |
27. Работа с реестром. | | |
Самостоятельная работа обучающихся | 8 | |
Составление схемы «Классификация угроз безопасности информации»; Подготовка реферата по теме «Базовые технологии безопасности»; Подготовка к выполнению и защите лабораторных работ. | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ дисциплины.
Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории «Информационных технологий».
3.2. Информационное обеспечение обучения
1.Руссинович М., Соломон Д Внутреннее устройство Microsoft Windows: Windows Server 2003, Windows XP и Windows 2000 , Издательско-торговый дом "Русская редакция"; СПб.: Питер, 2010
2.Карпов В.Е., Коньков К.А Основы операционных систем Издательство "Интуит.ру". 2011 г.– 2-е издание
3.Таненбаум Э. Современные операционные системы. СПб.: Питер, 2010. 1116 с.
4.Столлингс В. Операционные системы. М.: Вильямс, 2010. 848 с
5.Назаров С.В., Гудыно Л.П., Кириченко А.А. Операционные системы. Практикум 2010. 464 с.
5. http://www.dnf.su/college/index.php/labrabos
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых профессиональных и общих компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 | 3 |
Умения: | ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). ПК 1.3. Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств. ПК 2.3. Решать вопросы администрирования базы данных. ПК 3.2. Выполнять интеграцию модулей в программную систему. ПК 3.3. Выполнять отладку программного продукта с использованием специализированных программных средств. | Текущий контроль: |
управлять параметрами загрузки операционной системы; | -индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий; |
выполнять конфигурирование аппаратных устройств; | -тестирование по каждой теме; |
управлять учетными записями, настраивать параметры рабочей среды пользователя; | -контрольная работа в конце 3 семестра; |
управлять дисками и файловыми системами, настраивать сетевые параметры, управлять разделением ресурсов в локальной сети; | Экспертная оценка защиты лабораторных работ |
Знания: | Экспертная оценка выполнения индивидуальных заданий. |
основных понятий, функций, состава и принципов работы операционных систем; | -индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий; |
архитектуры современных операционных систем; | -тестирование по каждой теме; |
особенностей построения и функционирования семейств операционных систем Unix и Windows; | -контрольная работа в конце 3 семестра; |
принципов управления ресурсами в операционной системе; | Экспертная оценка защиты лабораторных работ |
| Экспертная оценка выполнения индивидуальных заданий. |
| Итоговый контроль: зачёт | |
Янцов А.С.