СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Операционные системы и среды» для специальности: Прикладная информатика (по отраслям)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО Прикладная информатика (по отраслям)

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Операционные системы и среды» для специальности: Прикладная информатика (по отраслям)»

АСХК















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Операционные системы и среды»

для специальности: Прикладная информатика (по отраслям)

























2018



СОДЕРЖАНИЕ




  1. Паспорт примерной программы учебной дисциплины

6

  1. Структура и примерное содержание учебной дисциплины

7

  1. Условия реализации учебной дисциплины

13

  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

15


1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Операционные системы и среды


1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО Прикладная информатика (по отраслям)


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл и является общепрофессиональной дисциплиной.


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • использовать средства операционных систем и сред для решения практических задач;

  • использовать сервисные средства, поставляемые с операционными системами;

  • устанавливать различные операционные системы;

  • подключать к операционной системе новые сервисные средства;

  • решать задачи обеспечения защиты операционных систем.


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные функции операционных систем ;

  • машинно-независимые свойства операционных систем;

  • принципы построения операционных систем;

  • сопровождение операционных систем;













2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

156

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

104

в том числе:


Занятия на уроках

50

Лабораторные работы и Лабораторно-практические занятия

54

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

52





Итоговая аттестация в форме зачёта


























2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Операционные системы и среды»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и Лабораторно-практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Основные функции операционных систем.



54


Тема 1.1. Общие сведения об операционных системах


Понятие операционной системы. Цели и задачи операционной системы. Основная классификация операционных систем Общие сведения об операционных системах.

2

1

История развития операционных систем. Отличительные особенности современных операционных систем (на примере DOS, Windows, Mac OS, Linux, QNX OS/2.)

2

1

Понятие интерфейсов пользователя. Виды интерфейсов.

2

1

Архитектура операционных систем. Основные принципы построения операционных систем. (принципы модульности, особого режима работы, виртуализации, мобильности, совместимости, генерируемости, открытости, обеспечение безопасности вычислений). Требования к современным операционным системам реального времени (Real Time OS, RTOS)

2

2

Общие сведения об операционных системемахWindows XP, Linux. Задачи в операционной системы. Интерфейсы операционной системы. Оболочка. Утилиты операционных систем. Структура ядра. Структура каталогов операционной системы.

2

2

Лабораторно-практические занятия

8

3

1.Исследование порядка запуска компьютера.


2.Программный интерфейс и файловая система ОС Windows

3.Процесс загрузки операционной системы

4.Настройка компьютерной системы средствами программы SETUP.

Самостоятельная работа обучающихся

9


Выполнение творческих заданий(Составление схемы ПО с примерами ПО).

Выполнение тестовых заданий по теме «Интерфейс прикладного программирования», «Основные понятия ОС».

Создание глоссария.

Подготовка к выполнению и защите лабораторных работ.


Тема 1.2. Файлы и каталоги. Управление правами доступа




Файловые системы. Цели и задачи файловой системы. Структура файловой системы. Иерархическая структура файловой системы. Типы файлов. Имена файлов. Атрибуты файлов.

2

2

Работа с файлами и каталогами. Основные операции при работе с каталогами (создание, удаление, рекурсивное удаление, переименование, копирование).

Основные операции при работе с файлами (создание, удаление, переименование, копирование, создание жесткой ссылки, вывод содержимого файла, вывод содержимого файла в соответствии с заданными условиями).

2

2

Реализация поиска в операционных системах. Команда поиска файлов в системе каталогов. Задание логических условий поиска. Логические операторы задания условий.

2

2

Управление правами доступа. Категории пользователей в операционных системах. Атрибуты защиты файла/каталога. Изменение кодов защиты для файлов/каталогов. Основные операторы задания прав доступа.

2

2

Лабораторно-практические занятия

10

3

5. Графический интерфейс Windows.


6. Файловые системы.

7. Исследование файловых систем и управления файлами в ОС Windows.

8. Файловый менеджер Far Manager.

9. Управление доступом к файловым ресурсам.

Самостоятельная работа обучающихся

9


Файловая система FAT 16/32


Файловая система NTFS

Файловая система UNIX. Традиционная файловая система Ext2, Ext3

Физическая организация файловой системы

Логическая организация файловой системы

Раздел 2. Принципы построения операционных систем


42


Тема 2.1. Процессы и потоки. Управление процессами



Процессы. Создание процесса. Завершение процесса. Иерархии процессов. Состояния процессов. Контекст и дескриптор процесса.

2

2

Потоки. Определение. Классическая модель потоков. Реализация потоков в

пользовательском пространстве. Реализация потоков в ядре. Гибридная реализация. Всплывающие потоки.

2

2

Планирование. Введение в планирование. Категории алгоритмов

планирования. Планирование в пакетных системах. Планирование в интерактивных системах. Планирование в системах реального времени. Политика и механизмы.

2

2

Алгоритмы планирования процессов. Алгоритмы основанные на

квантовании. Алгоритмы, основанные на приоритетах. Смешанные алгоритмы планирования. Вытесняющие и не вытесняющие алгоритмы планирования.

2

2

Лабораторно-практические занятия

6

3

10.Процессы.


11.Потоки.



12. Управление процессами.



Самостоятельная работа обучающихся

7


Типы процессов в операционных системах


Взаимодействие между процессами

Тупики

Тема 2.2. Управление в операционных системах




Управление памятью в операционных системах. Системные вызовы управления памятью. Реализация управления памятью.

2

2

Ввод – вывод информации в операционных системах. Фундаментальные концепции. Конвейеры и фильтры. Работа с сетью. Системные вызовы ввода- вывода в операционных системах. Реализация ввода-вывода в операционных системах.

2

2

Взаимоблокировка (deadlock). Ресурсы. Выгружаемы и невыгружаемые ресурсы. Условия возникновения ресурсных взаимоблокировок.

2

2

Моделирование взаимоблокировок при помощи графов. Предотвращение взаимоблокировок. Атака условия взаимного исключения, атака условия удержания и ожидания, атака условия невыгружаемости, атака условия циклического ожидания.

2

2

Лабораторно-практические занятия

6

3

13. Структура операционной системы Windows XP.


14. Изучение средств управления Windows.

15. Управление памятью и вводом/выводом в ОС.

Самостоятельная работа обучающихся

7


Подготовка реферата по теме «Машинно-зависимые свойства операционных систем».

Подготовка к выполнению и защите лабораторных работ.

Подготовка к текущему контролю.

Повторение материала. Подготовка к контрольной работе.

Работа по составлению глоссария.


Раздел 3.

Сети и сетевые структуры



15


Тема 3.1. Сетевые структуры


10

2

Сетевые и распределенные операционные системы.


2

2

Классические и современные сетевые коммуникационные протоколы.


2

2

Лабораторно-практические занятия

6

3

16. Установка виртуальной компьютерной сети на основе операционных систем Windows.


17. Ознакомление с сетевыми функциями операционной системы.

18. Установка и настройка протокола TCP/IP.

Самостоятельная работа обучающихся

5


Подготовка презентаций «Сетевые функции ОС»

Поиск информации в справочной системе Windows, Linux.

Составление презентации по системному программному обеспечению «Утилиты ОС».


Раздел 4. Сопровождение операционных систем.

Сервисные средства операционных систем.


45


Тема 4.1. Сервисные средства операционных систем




Создание и редактирование текстовых файлов. Команды режима ввода текста. Команды удаления текста. Команды отмены произведенных изменений. Команды копирования. Команды вставки. Команды изменения. Команды поиска.

2

2

Архиваторы. Общие сведения. Несжатый архив. Основные опции. Создание нового архива. Добавление файлов в существующий архив. Модификация архива. Удаление членов архива. Вывод списка членов архива.


2

2

Сжатый архив. Команда создание сжатого архива. Команда извлечения файлов сжатого архива.

2

2

Лабораторно-практические занятия

8

3

19. Практическая работа «Архивирование файлов»


20. Практическая работа «Разархивирование файлов.

21. Практическая работа«Дефрагментация, архивирование и форматирование дисков»

22. Использование служебных программ. Резервное копирование. Обслуживание системы, восстановление системы.



Самостоятельная работа обучающихся

7


Изучение служебного программного обеспечения.

Исследовательская работа: Локальные и глобальные компьютерные сети, сетевые те6хнологии обработки информации;

Подготовка сообщения по теме «Эволюция ОС Windows»


Тема 4.2. Установка и настройка операционных систем




Безопасность в операционных системах. Основные типы угроз. Основные типы вредоносных программ.

2

2

Основные средства защиты: брандмауэры, антивирусные технологии, электронная подпись программ

2

2

Установка и настройка антивирусных программ.

2

2

Лабораторно-практические занятия

10

3

23. Система безопасности Windows XP.


24. Распределение прав пользователя

25. Внутренняя политика безопасности Windows XP



26. Основные признаки присутствия на компьютере вредоносных программ.



27. Работа с реестром.



Самостоятельная работа обучающихся

8


Составление схемы «Классификация угроз безопасности информации»;

Подготовка реферата по теме «Базовые технологии безопасности»;

Подготовка к выполнению и защите лабораторных работ.



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ дисциплины.

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории «Информационных технологий».

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

  • посадочные места с компьютерами по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя с компьютером;

  • комплект учебно-наглядных пособий «Операционные системы».

Оборудование учебного кабинета:

-посадочные места по количеству обучающихся;

-рабочее место преподавателя, компьютер с мультимедиапроектором;

Технические средства обучения:

  • компьютер с мультимедиапроектором;

  • лицензионное программное обеспечение (Linux Ubuntu, Microsoft Virtual PC, VMware Workstation).

Программное обеспечение:

  • 1.Программа эмуляции Microsoft Virtual PC 2007.

  • 2. Файл-образ загрузочной дискеты Windows 98.

  • 3. Файл-образ загрузочного диска Windows XP (Microsoft Windows XP Professional Edition Service Pack 2 Russian Corporate).

  • 4. Файл-образ загрузочного диска Linux.









3.2. Информационное обеспечение обучения

Литература

Основная:

  1. Партыка, Т.Л., Попов И.И. Операционные системы, среды и оболочки: учебное пособие Т.Л. Партыка, - 2-е изд., испр. и доп.. - М.: Форум, 2011.- 528 с.

  2. Гордеев, А.В. Операционные системы: Учебник для вузов. - 2-е издание. - СПб.: Питер, 2010.- 416 с.: ил.

  3. Олифер, В.Г. , Н.А. Олифер. Сетевые операционные системы: Учебник для вузов, - 2-е издание. - СПб.: Питер, 2010.- 669 с.: ил.

  4. Э.С.Спиридонов, М.С.Клыков и др. Практикум по операционным системам, Книжный дом «ЛИБРОКОМ», Москва, 2010

Дополнительная:

1.Руссинович М., Соломон Д Внутреннее устройство Microsoft Windows: Windows Server 2003, Windows XP и Windows 2000 , Издательско-торговый дом "Русская редакция"; СПб.: Питер, 2010

2.Карпов В.Е., Коньков К.А Основы операционных систем Издательство "Интуит.ру". 2011 г.– 2-е издание

3.Таненбаум Э. Современные операционные системы. СПб.: Питер, 2010. 1116 с.

4.Столлингс В. Операционные системы. М.: Вильямс, 2010. 848 с

5.Назаров С.В., Гудыно Л.П., Кириченко А.А. Операционные системы. Практикум 2010. 464 с.


Интернет ресурсы и источники:

    1. http://www.ict.edu.ru/catalog/index.php

    2. http://artishev.com/texnologii/setevaya-os.html

    3. http://inoblogger.ru/2010/03/31/operacionnaya-sistema-interneta/

    4. http://www.tver.mesi.ru/e-lib/res/648/14/1.html

5. http://www.dnf.su/college/index.php/labrabos

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых профессиональных и общих компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

3

Умения:


ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ПК 1.3. Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств. 

ПК 2.3. Решать вопросы администрирования базы данных.

ПК 3.2. Выполнять интеграцию модулей в программную систему.

ПК 3.3. Выполнять отладку программного продукта с использованием специализированных программных средств. 

Текущий контроль:


управлять параметрами загрузки операционной системы;

-индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий;


выполнять конфигурирование аппаратных устройств;

-тестирование по каждой теме;


управлять учетными записями, настраивать параметры рабочей среды пользователя;

-контрольная работа в конце 3 семестра;


управлять дисками и файловыми системами, настраивать сетевые параметры, управлять разделением ресурсов в локальной сети;

Экспертная оценка защиты лабораторных работ





Знания:

Экспертная оценка выполнения индивидуальных заданий.


основных понятий, функций, состава и принципов работы операционных систем;

-индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий;


архитектуры современных операционных систем;

-тестирование по каждой теме;


особенностей построения и функционирования семейств операционных систем Unix и Windows;

-контрольная работа в конце 3 семестра;


принципов управления ресурсами в операционной системе;

Экспертная оценка защиты лабораторных работ



Экспертная оценка выполнения индивидуальных заданий.



Итоговый контроль: зачёт





6

Янцов А.С.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!