МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И МОЛОДЕЖИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОУК ЛНР «ЛУГАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ ИМЕНИ М. МАТУСОВСКОГО»
Колледж
Цикловая комиссия Библиотековедения и документоведения
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.12 Психология делового общения
_____________________________________________________________
(шифр и название учебной дисциплины)
специальность ____46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведения___
(шифр и название специальности)
Отделение культуры
(название отделения)
г. Луганск
Рабочая программа по дисциплине «Психология делового общения»_ для студентов
(название учебной дисциплины)
специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведения
„___” ________, 20__ года- 14 с.
Разработчик: Федякова Е.Ю., преподаватель высшей категории
Рабочая программа утверждена на заседании цикловой комиссии библиотековедения и документоведения
Федякова Е.Ю, 2020 год
Описание учебной дисциплины
Наименования показателей | Отрасль знаний, образовательно – квалификационный уровень | Характеристика учебной дисциплины |
дневная форма обучения | заочная форма обучения |
Количество кредитов – 1,5 | Отрасль знаний Культура (0201) (шифр и название) | Нормативная (по выбору) |
Разделов (тем) – 7 | Специальность: 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведения | Год подготовки: |
2-й | -й |
Семестр |
Общее количество часов - 54 | 4-й | -й |
Групповые |
Количество часов для дневной формы обучения: аудиторных – 42 самостоятельной работы студента - 12 | Образовательно –квалификационный уровень: специалист среднего звена | 42 час. | час. |
Практические, семинарские |
час. | час. |
Самостоятельная работа |
12 час. | час. |
Индивидуальные занятия: 0 час. |
Вид контроля: зачет |
2. Цель и задачи учебной дисциплины
Цели дисциплины:
В ходе изучения курса «Психология делового общения» студенты должны овладеть системой психологических знаний и умений их творческого использования в процессе учебно-воспитательной профессиональной деятельности. Изучение «Психологии делового общения» дает возможность уяснить:
проблемы профессионального делового общения, барьеров в профессиональном общении;
применять полученные психологические знания в решении исследовательских задач.
При изучении курса «Психология делового общения» студент должен быть подготовлен к выполнению профессиональных задач деятельности документоведа:
развитие психологической грамотности при деловом общении;
овладение системой знаний об эффективном, партнерском общении, связанном с деловой коммуникацией.
Задачи курса:
1. Ознакомление с основными психологическими феноменами в сфере коммуникаций.
2. Реализация требований, которые предусматривают обучение студентов эффективной межличностной коммуникации при решении деловых вопросов, ориентации в психологических типах партнеров, психодиагностике конфликтов и выбора стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
3. Формирование у студентов представлений об универсальных этических нормах и принципах делового общения и о национально-психологических особенностях деловых партнеров различных стран.
4. Изучение основополагающих понятий психологии делового общения, теоретические направления и психологические подходы в решении проблем управленческой деятельности.
Место дисциплины в структуре ОПП:
Предмет «Психология делового общения» является частью раздела «Цикл профессиональной и практической подготовки» (базовая часть).
Перечень теоретических дисциплин, без которых освоение «Психологии делового общения» не представляется возможным – культура речи, иностранный язык по профессиональному направлению, основы психологии и педагогики, стилистика делового общения и т.д.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- теоретико-методологические основы делового общения;
- психологические теории и подходы к осуществлению делового общения;
- типы и модели делового общения в рабочей группе;
- психологические особенности делового общения в конфликтной ситуации.
Уметь:
- эффективно осуществлять вербальную и невербальную коммуникацию с деловыми партнерами;
- определять важнейшие психологические характеристики партнера — модальность, направленность психологической энергии, акцентуированность и др.;
- составлять объективный психологический «портрет» делового партнера;
- выбирать оптимальную коммуникативную стратегию в деловых переговорах;
- применять в деловых ситуациях основные этические принципы делового общения.
Владеть навыками:
- организации деловых переговоров;
-планирования деловых переговоров и выбора оптимальной стратегии их проведения;
- вербальной и невербальной коммуникации;
- конфликотологической компетентности;
- приобретения, пополнения и реализации знаний в области психологии деловых отношений.
Программа учебной дисциплины
Содержательный модуль 1. Предмет, методы и функции дисциплины «Психология делового общения»
Тема 1.1. Предмет дисциплины «Психология делового общения», ее характер и функции. Межличностное общение партнеров. Их психологическая и нравственная культура как составляющие предмета «Психология делового общения». Соотношение и взаимосвязь «Психологии делового общения» и фундаментальных направлений современной психологии: общей психологии, социальной психологии, психологии личности, когнитивной психологии. «Психология делового общения» и специальные психологические теории: экономическая, правовая, политическая, профессиональная психология, психодиагностика.
Тема 1.2. Методы «делового общения», классификация и характеристика. Регулятивная и конституирующая функции дисциплины «Психология делового общения».
Содержательный модуль 2. Теоретические основы дисциплины «Психология делового общения»
Тема 2.1. Теоретические предпосылки становления дисциплины «Психология делового общения». Проблемы психологии общения в истории философской, социологической и психологической мысли. Проблемы индивидуальной и коллективной психики в трудах российских ученых XIX – XX веков. Проблемы межличностного общения в основных направлениях современной психологии.
Тема 2.2. Концепции личности в современной западной психологии. Модель психической структуры личности в психоанализе З.Фрейда и ее реализация в практике делового общения. Система в аналитической психологии К.Юнга. Коллективное бессознательное; архетипы, архетипические образы, символы – их реализация в практике делового общения. Психологические типы личности в концепции К.Юнга.
Тема 2.3. Модель личности в гуманистической психологии К. Роджерса. Самоактуализация личности и конгруэнтность в деловом общении. Теория личностных конструкторов Дж. Келли о когнитивной ориентации деловых партнеров. Трансактный анализ делового общения Э.Берна. Параллельные, перекрестные и скрытые трансакты.
Тема 2.4. Концепции личности в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский): принцип единства сознания, личности и деятельности в общении. Психологическая структура личности и деловое общение. Способности, темперамент, характер, воля, эмоции, мотивация в межличностном общении партнеров.
Содержательный модуль 3. Общение как коммуникация. Типология модели общения
Тема 3.1. Понятия «коммуникация», «коммуникативная компетентность», «коммуникативный процесс», «коммуникативные сети». Структура, основные функции и виды коммуникаций. Значение и необходимость коммуникативных ролей. Основные элементы коммуникации. Коммуникативные барьеры (профессиональные, смысловые, организационные, личностно-психологические и др.).
Тема 3.2. Типология и модели общения. Коммуникативная сторона делового общения. Соотношение и особенности вербальной и невербальной сторон коммуникации, их специфика в деловом общении.
Тема 3.3. Вербальная коммуникация. Приемы эффективного слушания делового партнера: внимание, установка, нерефлексивное слушание. Невербальная коммуникация. Системы невербального общения партнеров.
Содержательный модуль 4. Общение как взаимодействие. Перцептивная и эмоциональная сторона делового общения
Тема 4.1. Принципы и типы деловых взаимодействий. Ролевое поведение личности в общении. Социально-психологическая роль как идеальная модель поведения (гендерные роли, ролевая структура группы, групповые взаимодействия). Этапы делового общения: установление контакта, ориентация в ситуации, обсуждение проблемы, принятие решения, выход из контакта.
Тема 4.2. Перцептивная сторона делового общения как процесс восприятия партнерами друг друга. Перцептивные барьеры делового общения. Психологические механизмы восприятия деловых партнеров: каузальная атрибуция, идентификация, рефлексия, эмпатия. Понятие межличностного восприятия в общении. Пространство межличностного взаимодействия.
Тема 4.3. Роль эмоций в общении. Феномены аттракции и их значение в деловом общении.
Содержательный модуль 5. Деловое общение в рабочей группе
Тема 5.1. Рабочая группа как особый тип социальной группы. Типология рабочих групп. Структура рабочей группы, формальная и неформальная структуры. Референтная группа и ее влияние на общественное мнение рабочей группы. Основные характеристики коллектива, его формирование.
Тема 5.2. Психологические характеристики рабочей группы. Морально – психологический климат рабочей группы. Лидерство в рабочей группе. Теории и типы лидерства. Стиль лидерства как совокупность средств психологического воздействия на членов рабочей группы. Основные стили лидерства: авторитарный, демократичный, либеральный.
Тема 5.3. Межличностные отношения в рабочей группе: гармоничные, противоречивые, конфликтные. Конформизм и нонконформизм. Психологические механизмы регулирования коллективной деятельности: адаптация, коммуникация, идентификация, интеграция.
Содержательный модуль 6. Формы деловой коммуникации
Тема 6.1. Формы деловой коммуникации. Деловое совещание. Дискуссия, симпозиум, полемика, дебаты, спор и т.д. Организация и ведение дискуссий. Деловые переговоры. Публичная речь. Деловая беседа по телефону. Работа с деловой корреспонденцией. Деловая дискуссия, полемика, спор и их психологические особенности.
Тема 6.2. Деловые переговоры. Особенности деловых переговоров и их характер. Основные стадии деловых переговоров: подготовка к переговорам, процесс ведения переговоров, анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей. Планирование деловых переговоров, определение их целей и средств. Решение организационных вопросов переговоров, проработка основного процесса переговоров, предварительное рассмотрение возможных вариантов решений проблемы переговоров.
Тема 6.3. Психологические аспекты деловых переговоров: внимание к партнеру, одобрительная установка по отношению к партнеру, уважение к партнеру. Тактические приемы, методы и навыки ведения переговоров. Способы оценки достигнутых в процессе переговоров соглашений: рациональные, нормативно-этические.
Тема 6.4. Стили коммуникативной стратегии: информационный, наступательный, ультимативный, интегративный.
Содержательный модуль 7. Психологические особенности делового общения в конфликтной ситуации
Тема 7.1. Конфликт в деловом общении, его социально-психологические особенности. Источники и причины конфликтов в процессе делового общения. Стадии становления и протекания конфликта. Структура конфликта. Типология конфликтов в деловом общении: по источнику, мотивации, социальной формализации, форме выражения, социально-психологическому эффекту. Картография конфликта: выявление проблемы конфликта, интересов, потребностей, мотивации конфликтующих партнеров. Стили поведения деловых партнеров в конфликтной ситуации. Пути разрешения конфликтов в деловом общении.
Тема 7.2. Механизмы влияния на делового партнера в конфликтной ситуации: выжидание, удержание состояния неопределенности: поиск минимальной кооперации в зоне согласия; «приближение – избегание»; демонстрация усиления собственных ресурсов. Психологическая характеристика конфликтного поведения в деловом общении. Стратегии поведения в конфликтной ситуации. Методы позитивного разрешения конфликтов с деловыми партнерами.
4. Структура учебной дисциплины
Название содержательных модулей и тем | Количество часов |
дневная форма | Заочная форма |
всего | в том числе | всего | в том числе |
л | п | лаб | инд | с.р. | л | п | лаб | инд | с.р. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
Содержательный модуль 1. Предмет, методы и функции дисциплины «Психология делового общения» |
Тема 1.1. Предмет дисциплины «Психология делового общения», ее характер и функции. | 2 | 2 | | | | | | | | | | |
Тема 1.2. Методы «делового общения», классификация и характеристика. | 2 | 2 | | | | | | | | | | |
Итого по содержательному модулю 1. | 4 | 4 | | | | | | | | | | |
Содержательный модуль 2. Теоретические основы дисциплины «Психология делового общения» |
Тема 2.1. Теоретические предпосылки становления дисциплины «Психология делового общения». | 2 | 2 | | | | | | | | | | |
Тема 2.2. Концепции личности в современной западной психологии.(З.Фрейд, К.Юнг) | 4 | 2 | | | | 2 | | | | | | |
Тема 2.3. Модель делового общения личности работах К. Роджерса, Дж. Келли, Э.Берна. | 4 | 2 | | | | 2 | | | | | | |
Итого по содержательному модулю 2. | 10 | 6 | | | | 4 | | | | | | |
Содержательный модуль 3. Общение как коммуникация. Типология модели общения |
Тема 3.1. Понятия «коммуникация», «коммуникативная компетентность», «коммуникативный процесс», «коммуникативные сети». | 2 | 2 | | | | | | | | | | |
Тема 3.2. Типология и модели общения. Коммуникативная сторона делового общения. | 4 | 2 | | | | 2 | | | | | | |
Тема 3.3. Вербальная и невербальная коммуникация. Приемы эффективного слушания делового партнера. | 2 | 2 | | | | | | | | | | |
Итого по содержательному модулю 3. | 8 | 6 | | | | 2 | | | | | | |
Содержательный модуль 4. Общение как взаимодействие. Перцептивная и эмоциональная сторона делового общения |
Тема 4.1. Принципы и типы деловых взаимодействий. Ролевое поведение личности в общении. Этапы делового общения. | 4 | 2 | | | | 2 | | | | | | |
Тема 4.2. Перцептивная сторона делового общения как процесс восприятия партнерами друг друга. | 2 | 2 | | | | | | | | | | |
Тема 4.3. Роль эмоций в общении. Феномены аттракции и их значение в деловом общении. | 2 | 2 | | | | | | | | | | |
Итого по содержательному модулю 4. | 8 | 6 | | | | 2 | | | | | | |
Содержательный модуль 5. Деловое общение в рабочей группе |
Тема 5.1. Рабочая группа как особый тип социальной группы. Типология рабочих групп. | 2 | 2 | | | | | | | | | | |
Тема 5.2. Психологические характеристики рабочей группы. | 2 | 2 | | | | | | | | | | |
Тема 5.3. Межличностные отношения в рабочей группе. Психологические механизмы регулирования коллективной деятельности. | 2 | 2 | | | | | | | | | | |
Итого по содержательному модулю 5. | 6 | 6 | | | | | | | | | | |
Содержательный модуль 6. Формы деловой коммуникации |
Тема 6.1. Формы деловой коммуникации (деловое совещание, дискуссия, симпозиум, полемика, дебаты, спор и т.д.) | 4 | 2 | | | | 2 | | | | | | |
Тема 6.2. Деловые переговоры. Особенности деловых переговоров и их характер. | 2 | 2 | | | | | | | | | | |
Тема 6.3. Психологические аспекты деловых переговоров. Тактические приемы, методы и навыки ведения переговоров. | 2 | 2 | | | | | | | | | | |
Тема 6.4. Стили коммуникативной стратегии: информационный, наступательный, ультимативный, интегративный. | 2 | 2 | | | | | | | | | | |
Итого по содержательному модулю 6. | 10 | 8 | | | | 2 | | | | | | |
Содержательный модуль 7. Психологические особенности делового общения в конфликтной ситуации |
Тема 7.1. Конфликт в деловом общении, его социально-психологические особенности. | 4 | 2 | | | | 2 | | | | | | |
Тема 7.2. Механизмы влияния на делового партнера в конфликтной ситуации. Методы позитивного разрешения конфликтов с деловыми партнерами. | 2 | 2 | | | | | | | | | | |
Итого по содержательному модулю 7. | 6 | 4 | | | | 2 | | | | | | |
Всего часов | 54 | 42 | | | | 12 | | | | | | |
6. Самостоятельная работа
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1 | Концепции личности в современной западной психологии.(З.Фрейд, К.Юнг) | 2 |
2 | Модель делового общения личности работах К. Роджерса, Дж. Келли, Э.Берна. | 2 |
3 | Типология и модели общения. Коммуникативная сторона делового общения. | 2 |
4 | Принципы и типы деловых взаимодействий. Ролевое поведение личности в общении. Этапы делового общения. | 2 |
5 | Формы деловой коммуникации (деловое совещание, дискуссия, симпозиум, полемика, дебаты, спор и т.д.) | 2 |
6 | Конфликт в деловом общении, его социально-психологические особенности. | 2 |
| Итого | 12 |
7. Методы обучения
Словесные
Наглядные
Практические
8. Методы контроля
Фронтальный опрос
Индивидуальный опрос
Проверка самостоятельной работы
Контрольная работа
Проверка конспектов
Оценивание выполнения индивидуальных заданий
Программированный контроль
9. Методическое обеспечение
Учебно-методическая литература
Инструкционные карты
Наглядные пособия
Технические средства обучения (аудиовизуальные средства, компьютеры)
10. Рекомендованная литература
Базовая
Горянина В.А. Психология общения. – М.:Академия, 2008.
Доценко Е.Л. Психология общения. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2011
Психология и этика делового общения. / ред. В.Н Лавриненко. - М.: Юнита-Дана, 2005.
Волконогова О.Д. Управленческая психология. – М.: Инфра-М Форум, 2008.
Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2008.
Леонов Н.И. психология делового общения – М.: Изд-во МПСИ, 2002.
Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Академия, 2005.
Касаткина С.Ф. мастер общения: советы практикующего психолога. СПб: Питер, 2002.
Коноваленко М.Ю. Обман в деловом общении. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
Немов Р.С. Социальная психология. СПб.:Питер, 2008.
Шеламова Г.М. Этика делового общения. М.: Академия, 2005.
Хасан Б.И. Психология конфликта и переговоры. Учебное пособие для студентов вузов М.: Академия, 2003.
Вспомогательная
Аминов И. И. Психология делового общения : учеб.пособие / И. И. Аминов. – М. : Омега-Л, 2007. – 248 с.
Бороздина Г.В. Психология делового общения / Г.В.Бороздина.– М.: ИНФРА-М,1998. – 224с.
Конфликтология / под ред. А.С.Кармина. – СПб.: Лань, 1999. – 448 с.
Тимченко Н.М. Искусство делового общения / Н.М.Тимченко. – Ч.1. – Х. :РИП «Оригинал».1992. – 180 с.
Чеховских М. И. Психология делового общения : учеб. пособие /
М. И. Чеховских. – Минск : Нов. знание, 2011. – 253 с.
ШарухинА. П. Психология делового общения :учебник / А. П. Шарухин,
А. М. Орлов. – М. : ИЦ «Академия», 2012. – 240 с.
Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями: Пер. с англ. М.: Издательская группа «Прогресс», « Прогресс –Универс», 1993. - №№: с.
Курбатов В.И. «стратегия делового успеха». Учебное пособие для студентов вузов.- Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1995 г.-416с.
Поляков В.А. Технология карьеры. М.: «Дело ЛТД». 1995- 128 с.
Сопер П. Основы искусства речи. Ростов-на-Дону: «Феликс», 1995.
Сухарев В.А. Этика и психология делового человека .- М.: Агентство «ФАИР», 1997. – 400 с.
/ Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. : Питер Пресс, 1997. – 608 с.
Швальбе Б. Личность, карьера, успех / Б. Швальбе, Х. Швальбе ; пер. с нем. – М. : АО Издательская группа «Прогресс», Прогресс-Интер, 1993. – 240 с.