СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дисциплины "Психология делового общения"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины "Психология делового общения" для студентов специальности 46.02.01 Доукментационное обеспечение управления и архивоведение

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дисциплины "Психология делового общения"»

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И МОЛОДЕЖИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОУК ЛНР «ЛУГАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ ИМЕНИ М. МАТУСОВСКОГО»

Колледж


Цикловая комиссия Библиотековедения и документоведения









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.12 Психология делового общения

 _____________________________________________________________

(шифр и название учебной дисциплины)

специальность ____46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведения___

(шифр и название специальности)




Отделение культуры

(название отделения)



















г. Луганск


Рабочая программа по дисциплине «Психология делового общения»_ для студентов

(название учебной дисциплины)

специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведения


„___” ________, 20__ года- 14 с.



Разработчик: Федякова Е.Ю., преподаватель высшей категории





Рабочая программа утверждена на заседании цикловой комиссии библиотековедения и документоведения








 Федякова Е.Ю, 2020 год








Описание учебной дисциплины


Наименования показателей

Отрасль знаний, образовательно – квалификационный уровень

Характеристика учебной дисциплины

дневная форма обучения

заочная форма обучения

Количество кредитов – 1,5

Отрасль знаний

Культура (0201)

(шифр и название)

Нормативная

(по выбору)


Разделов (тем) – 7

Специальность: 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведения

Год подготовки:

2-й

Семестр

Общее количество часов - 54

4-й

Групповые

Количество часов для дневной формы обучения:

аудиторных – 42

самостоятельной работы студента - 12

Образовательно –квалификационный уровень:

специалист среднего звена


42 час.

час.

Практические, семинарские

час.

час.

Самостоятельная работа

12 час.

час.

Индивидуальные занятия: 0 час.

Вид контроля: зачет


2. Цель и задачи учебной дисциплины


Цели дисциплины:

В ходе изучения курса «Психология делового общения» студенты должны овладеть системой психологических знаний и умений их творческого использования в процессе учебно-воспитательной профессиональной деятельности. Изучение «Психологии делового общения» дает возможность уяснить:

  • проблемы профессионального делового общения, барьеров в профессиональном общении;

  • применять полученные психологические знания в решении исследовательских задач.

При изучении курса «Психология делового общения» студент должен быть подготовлен к выполнению профессиональных задач деятельности документоведа:

  • развитие психологической грамотности при деловом общении;

  • овладение системой знаний об эффективном, партнерском общении, связанном с деловой коммуникацией.


Задачи курса:

1. Ознакомление с основными психологическими феноменами в сфере коммуникаций.

2. Реализация требований, которые предусматривают обучение студентов эффективной межличностной коммуникации при решении деловых вопросов, ориентации в психологических типах партнеров, психодиагностике конфликтов и выбора стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

3. Формирование у студентов представлений об универсальных этических нормах и принципах делового общения и о национально-психологических особенностях деловых партнеров различных стран.

4. Изучение основополагающих понятий психологии делового общения, теоретические направления и психологические подходы в решении проблем управленческой деятельности.


Место дисциплины в структуре ОПП:

Предмет «Психология делового общения» является частью раздела «Цикл профессиональной и практической подготовки» (базовая часть).

Перечень теоретических дисциплин, без которых освоение «Психологии делового общения» не представляется возможным – культура речи, иностранный язык по профессиональному направлению, основы психологии и педагогики, стилистика делового общения и т.д.


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- теоретико-методологические основы делового общения;

- психологические теории и подходы к осуществлению делового общения;

- типы и модели делового общения в рабочей группе;

- психологические особенности делового общения в конфликтной ситуации.

Уметь:

- эффективно осуществлять вербальную и невербальную коммуникацию с деловыми партнерами;

- определять важнейшие психологические характеристики партнера — модальность, направленность психологической энергии, акцентуированность и др.;

- составлять объективный психологический «портрет» делового партнера;

- выбирать оптимальную коммуникативную стратегию в деловых переговорах;

- применять в деловых ситуациях основные этические принципы делового общения.

Владеть навыками:

- организации деловых переговоров;

-планирования деловых переговоров и выбора оптимальной стратегии их проведения;

- вербальной и невербальной коммуникации;

- конфликотологической компетентности;

- приобретения, пополнения и реализации знаний в области психологии деловых отношений.


  1. Программа учебной дисциплины


Содержательный модуль 1. Предмет, методы и функции дисциплины «Психология делового общения»

Тема 1.1. Предмет дисциплины «Психология делового общения», ее характер и функции. Межличностное общение партнеров. Их психологическая и нравственная культура как составляющие предмета «Психология делового общения». Соотношение и взаимосвязь «Психологии делового общения» и фундаментальных направлений современной психологии: общей психологии, социальной психологии, психологии личности, когнитивной психологии. «Психология делового общения» и специальные психологические теории: экономическая, правовая, политическая, профессиональная психология, психодиагностика.

Тема 1.2. Методы «делового общения», классификация и характеристика. Регулятивная и конституирующая функции дисциплины «Психология делового общения».

Содержательный модуль 2. Теоретические основы дисциплины «Психология делового общения»

Тема 2.1. Теоретические предпосылки становления дисциплины «Психология делового общения». Проблемы психологии общения в истории философской, социологической и психологической мысли. Проблемы индивидуальной и коллективной психики в трудах российских ученых XIX – XX веков. Проблемы межличностного общения в основных направлениях современной психологии.

Тема 2.2. Концепции личности в современной западной психологии. Модель психической структуры личности в психоанализе З.Фрейда и ее реализация в практике делового общения. Система в аналитической психологии К.Юнга. Коллективное бессознательное; архетипы, архетипические образы, символы – их реализация в практике делового общения. Психологические типы личности в концепции К.Юнга.

Тема 2.3. Модель личности в гуманистической психологии К. Роджерса. Самоактуализация личности и конгруэнтность в деловом общении. Теория личностных конструкторов Дж. Келли о когнитивной ориентации деловых партнеров. Трансактный анализ делового общения Э.Берна. Параллельные, перекрестные и скрытые трансакты.

Тема 2.4. Концепции личности в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский): принцип единства сознания, личности и деятельности в общении. Психологическая структура личности и деловое общение. Способности, темперамент, характер, воля, эмоции, мотивация в межличностном общении партнеров.


Содержательный модуль 3. Общение как коммуникация. Типология модели общения

Тема 3.1. Понятия «коммуникация», «коммуникативная компетентность», «коммуникативный процесс», «коммуникативные сети». Структура, основные функции и виды коммуникаций. Значение и необходимость коммуникативных ролей. Основные элементы коммуникации. Коммуникативные барьеры (профессиональные, смысловые, организационные, личностно-психологические и др.).

Тема 3.2. Типология и модели общения. Коммуникативная сторона делового общения. Соотношение и особенности вербальной и невербальной сторон коммуникации, их специфика в деловом общении.

Тема 3.3. Вербальная коммуникация. Приемы эффективного слушания делового партнера: внимание, установка, нерефлексивное слушание. Невербальная коммуникация. Системы невербального общения партнеров.


Содержательный модуль 4. Общение как взаимодействие. Перцептивная и эмоциональная сторона делового общения

Тема 4.1. Принципы и типы деловых взаимодействий. Ролевое поведение личности в общении. Социально-психологическая роль как идеальная модель поведения (гендерные роли, ролевая структура группы, групповые взаимодействия). Этапы делового общения: установление контакта, ориентация в ситуации, обсуждение проблемы, принятие решения, выход из контакта.

Тема 4.2. Перцептивная сторона делового общения как процесс восприятия партнерами друг друга. Перцептивные барьеры делового общения. Психологические механизмы восприятия деловых партнеров: каузальная атрибуция, идентификация, рефлексия, эмпатия. Понятие межличностного восприятия в общении. Пространство межличностного взаимодействия.

Тема 4.3. Роль эмоций в общении. Феномены аттракции и их значение в деловом общении.


Содержательный модуль 5. Деловое общение в рабочей группе

Тема 5.1. Рабочая группа как особый тип социальной группы. Типология рабочих групп. Структура рабочей группы, формальная и неформальная структуры. Референтная группа и ее влияние на общественное мнение рабочей группы. Основные характеристики коллектива, его формирование.

Тема 5.2. Психологические характеристики рабочей группы. Морально – психологический климат рабочей группы. Лидерство в рабочей группе. Теории и типы лидерства. Стиль лидерства как совокупность средств психологического воздействия на членов рабочей группы. Основные стили лидерства: авторитарный, демократичный, либеральный.

Тема 5.3. Межличностные отношения в рабочей группе: гармоничные, противоречивые, конфликтные. Конформизм и нонконформизм. Психологические механизмы регулирования коллективной деятельности: адаптация, коммуникация, идентификация, интеграция.


Содержательный модуль 6. Формы деловой коммуникации

Тема 6.1. Формы деловой коммуникации. Деловое совещание. Дискуссия, симпозиум, полемика, дебаты, спор и т.д. Организация и ведение дискуссий. Деловые переговоры. Публичная речь. Деловая беседа по телефону. Работа с деловой корреспонденцией. Деловая дискуссия, полемика, спор и их психологические особенности.

Тема 6.2. Деловые переговоры. Особенности деловых переговоров и их характер. Основные стадии деловых переговоров: подготовка к переговорам, процесс ведения переговоров, анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей. Планирование деловых переговоров, определение их целей и средств. Решение организационных вопросов переговоров, проработка основного процесса переговоров, предварительное рассмотрение возможных вариантов решений проблемы переговоров.

Тема 6.3. Психологические аспекты деловых переговоров: внимание к партнеру, одобрительная установка по отношению к партнеру, уважение к партнеру. Тактические приемы, методы и навыки ведения переговоров. Способы оценки достигнутых в процессе переговоров соглашений: рациональные, нормативно-этические.

Тема 6.4. Стили коммуникативной стратегии: информационный, наступательный, ультимативный, интегративный.


Содержательный модуль 7. Психологические особенности делового общения в конфликтной ситуации

Тема 7.1. Конфликт в деловом общении, его социально-психологические особенности. Источники и причины конфликтов в процессе делового общения. Стадии становления и протекания конфликта. Структура конфликта. Типология конфликтов в деловом общении: по источнику, мотивации, социальной формализации, форме выражения, социально-психологическому эффекту. Картография конфликта: выявление проблемы конфликта, интересов, потребностей, мотивации конфликтующих партнеров. Стили поведения деловых партнеров в конфликтной ситуации. Пути разрешения конфликтов в деловом общении.

Тема 7.2. Механизмы влияния на делового партнера в конфликтной ситуации: выжидание, удержание состояния неопределенности: поиск минимальной кооперации в зоне согласия; «приближение – избегание»; демонстрация усиления собственных ресурсов. Психологическая характеристика конфликтного поведения в деловом общении. Стратегии поведения в конфликтной ситуации. Методы позитивного разрешения конфликтов с деловыми партнерами.





4. Структура учебной дисциплины


Название содержательных модулей и тем

Количество часов

дневная форма

Заочная форма

всего

в том числе

всего

в том числе

л

п

лаб

инд

с.р.

л

п

лаб

инд

с.р.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Содержательный модуль 1. Предмет, методы и функции дисциплины «Психология делового общения»

Тема 1.1. Предмет дисциплины «Психология делового общения», ее характер и функции.

2

2











Тема 1.2. Методы «делового общения», классификация и характеристика.

2

2











Итого по содержательному модулю 1.

4

4











Содержательный модуль 2. Теоретические основы дисциплины «Психология делового общения»

Тема 2.1. Теоретические предпосылки становления дисциплины «Психология делового общения».

2

2











Тема 2.2. Концепции личности в современной западной психологии.(З.Фрейд, К.Юнг)

4

2




2







Тема 2.3. Модель делового общения личности работах К. Роджерса, Дж. Келли, Э.Берна.

4

2




2







Итого по содержательному модулю 2.

10

6




4







Содержательный модуль 3. Общение как коммуникация. Типология модели общения

Тема 3.1. Понятия «коммуникация», «коммуникативная компетентность», «коммуникативный процесс», «коммуникативные сети».

2

2











Тема 3.2. Типология и модели общения. Коммуникативная сторона делового общения.

4

2




2







Тема 3.3. Вербальная и невербальная коммуникация. Приемы эффективного слушания делового партнера.

2

2











Итого по содержательному модулю 3.

8

6




2







Содержательный модуль 4. Общение как взаимодействие. Перцептивная и эмоциональная сторона делового общения

Тема 4.1. Принципы и типы деловых взаимодействий. Ролевое поведение личности в общении. Этапы делового общения.

4

2




2







Тема 4.2. Перцептивная сторона делового общения как процесс восприятия партнерами друг друга.

2

2











Тема 4.3. Роль эмоций в общении. Феномены аттракции и их значение в деловом общении.

2

2











Итого по содержательному модулю 4.

8

6




2







Содержательный модуль 5. Деловое общение в рабочей группе

Тема 5.1. Рабочая группа как особый тип социальной группы. Типология рабочих групп.

2

2











Тема 5.2. Психологические характеристики рабочей группы.

2

2











Тема 5.3. Межличностные отношения в рабочей группе. Психологические механизмы регулирования коллективной деятельности.

2

2











Итого по содержательному модулю 5.

6

6











Содержательный модуль 6. Формы деловой коммуникации

Тема 6.1. Формы деловой коммуникации (деловое совещание, дискуссия, симпозиум, полемика, дебаты, спор и т.д.)

4

2




2







Тема 6.2. Деловые переговоры. Особенности деловых переговоров и их характер.

2

2











Тема 6.3. Психологические аспекты деловых переговоров. Тактические приемы, методы и навыки ведения переговоров.

2

2











Тема 6.4. Стили коммуникативной стратегии: информационный, наступательный, ультимативный, интегративный.

2

2











Итого по содержательному модулю 6.

10

8




2







Содержательный модуль 7. Психологические особенности делового общения в конфликтной ситуации

Тема 7.1. Конфликт в деловом общении, его социально-психологические особенности.

4

2




2







Тема 7.2. Механизмы влияния на делового партнера в конфликтной ситуации. Методы позитивного разрешения конфликтов с деловыми партнерами.

2

2











Итого по содержательному модулю 7.

6

4




2







Всего часов

54

42




12









6. Самостоятельная работа


п/п

Название темы

Количество часов

1

Концепции личности в современной западной психологии.(З.Фрейд, К.Юнг)

2

2

Модель делового общения личности работах К. Роджерса, Дж. Келли, Э.Берна.

2

3

Типология и модели общения. Коммуникативная сторона делового общения.

2

4

Принципы и типы деловых взаимодействий. Ролевое поведение личности в общении. Этапы делового общения.

2

5

Формы деловой коммуникации (деловое совещание, дискуссия, симпозиум, полемика, дебаты, спор и т.д.)

2

6

Конфликт в деловом общении, его социально-психологические особенности.

2


Итого

12


7. Методы обучения

  1. Словесные

  2. Наглядные

  3. Практические

8. Методы контроля

  1. Фронтальный опрос

  2. Индивидуальный опрос

  3. Проверка самостоятельной работы

  4. Контрольная работа

  5. Проверка конспектов

  6. Оценивание выполнения индивидуальных заданий

  7. Программированный контроль


9. Методическое обеспечение

  1. Учебно-методическая литература

  2. Инструкционные карты

  3. Наглядные пособия

  4. Технические средства обучения (аудиовизуальные средства, компьютеры)


10. Рекомендованная литература

Базовая

  1. Горянина В.А. Психология общения. – М.:Академия, 2008.

  2. Доценко Е.Л. Психология общения. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2011

  3. Психология и этика делового общения. / ред. В.Н Лавриненко. - М.: Юнита-Дана, 2005.

  4. Волконогова О.Д. Управленческая психология. – М.: Инфра-М Форум, 2008.

  5. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2008.

  6. Леонов Н.И. психология делового общения – М.: Изд-во МПСИ, 2002.

  7. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Академия, 2005.

  8. Касаткина С.Ф. мастер общения: советы практикующего психолога. СПб: Питер, 2002.

  9. Коноваленко М.Ю. Обман в деловом общении. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

  10. Немов Р.С. Социальная психология. СПб.:Питер, 2008.

  11. Шеламова Г.М. Этика делового общения. М.: Академия, 2005.

  12. Хасан Б.И. Психология конфликта и переговоры. Учебное пособие для студентов вузов М.: Академия, 2003.



Вспомогательная

  1. Аминов И. И. Психология делового общения : учеб.пособие / И. И. Аминов. – М. : Омега-Л, 2007. – 248 с.

  2. Бороздина Г.В. Психология делового общения / Г.В.Бороздина.– М.: ИНФРА-М,1998. – 224с.

  3. Конфликтология / под ред. А.С.Кармина. – СПб.: Лань, 1999. – 448 с.

  4. Тимченко Н.М. Искусство делового общения / Н.М.Тимченко. – Ч.1. – Х. :РИП «Оригинал».1992. – 180 с.

  5. Чеховских М. И. Психология делового общения : учеб. пособие /
    М. И. Чеховских. – Минск : Нов. знание, 2011. – 253 с.

  6. ШарухинА. П. Психология делового общения :учебник / А. П. Шарухин,
    А. М. Орлов. – М. : ИЦ «Академия», 2012. – 240 с.

  7. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями: Пер. с англ. М.: Издательская группа «Прогресс», « Прогресс –Универс», 1993. - №№: с.

  8. Курбатов В.И. «стратегия делового успеха». Учебное пособие для студентов вузов.- Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1995 г.-416с.

  9. Поляков В.А. Технология карьеры. М.: «Дело ЛТД». 1995- 128 с.

  10. Сопер П. Основы искусства речи. Ростов-на-Дону: «Феликс», 1995.

  11. Сухарев В.А. Этика и психология делового человека .- М.: Агентство «ФАИР», 1997. – 400 с.

  12. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб. : Питер Пресс, 1997. – 608 с.

  13. Швальбе Б. Личность, карьера, успех / Б. Швальбе, Х. Швальбе ; пер. с нем. – М. : АО Издательская группа «Прогресс», Прогресс-Интер, 1993. – 240 с.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!