РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Индивидуального логопедического сопровождения
ученика 7 класса УУО
на 2018 - 2019 учебный год
2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ КЛАССА УУО
с СНР II - III УРОВЕНЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Пояснительная записка
Нормативно-правовой и документальной основой программы являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ»;
- СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательном учреждении» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации с изменениями от 25.12.13 г. №
72)
- Письмо МО РФ от 14.12 2000 №2 «Об организации работы логопункта ОУ».
- Положения о логопедическом пункте МКОУ «Сузунская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья».
Цель коррекционного курса устранить недостатки устной и предупредить нарушения письменной речи у школьников.
Задачи:
- формирование основных артикуляционных укладов;
- развивать пространственно-временные представления;
- развивать психологические предпосылки к обучению;
- развивать коммуникативную готовность к обучению;
- развитие лексического запаса;
- развитие правильного лексико-грамматического строя речи.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с учебными программами средней ступени обучения, с возрастными особенностями развития и структурой речевого дефекта учащихся.
Коррекционная программа опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой, и учитывает основные общедидактические принципы (наглядность, доступность, сознательность и др.) а также данные психологии, согласно которым развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирующейся учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».
Одно из принципиальных требований программы, соблюдение, которого способствует оптимизации корригирующего обучения, коммуникативная направленность всего комплекса коррекционно-воспитательного воздействия.
Основные методы обучения: практические, наглядно-демонстрационные, игровые, методы ролевого моделирования типовых ситуаций, словесные.
Рабочая программа предполагает использование методических пособий для учителя - логопеда:
Гомзяк О.С. Говорим правильно. I, II, III периоды обучения. М., 2007.
Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. М., 1994.
Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. М., 2002;
Филичева Т.Б., Туманова Е.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М., 1999.
Краткая характеристика коррекционного курса
Коррекционная работа с детьми с УУО в 5-7 классах проводится на лексическом уровне. Основными задачами данного уровня является:
1. Накопление конкретных слов и выражений. Воспитание речевой активности. Формирование психофизиологических предпосылок речевой деятельности. Уточнение активного словаря, формирование пассивного словарного запаса по программным темам уроков развития речи: «Школа», «Учебные вещи», «Осень», «Игрушки», «Осенние цветы», «Овощи», «Фрукты» и т.д. Формирование первоначальных навыков в ситуации общения /обращения, просьбы, элементарные высказывания, однословные суждения /, понятий на основе абстракций и обобщений, понятий на основе анализа и синтеза, понятий па основе сравнений и сопоставлений.
2. Накопление грамматических значений. Понимание связей слов и предложений: смысловых, грамматических изменений числа существительных, падежные формы существительных, существительные с предлогом, родительный падеж множественного числа существительных; согласование существительных с глаголами, прилагательными, числительными. Сравнение форм слов на основе выделения предметов, действий, признаков по следующим лексическим темам: «Деревья», «Одежда», «Обувь», «Зима», «Комнатные растения». Конструирование простых предложений, распространение простых предложений по вопросам. Анализ содержания понятий и их функций в предложении.
3. Накопление звуковых, смысловых, морфологических, синтаксических сторон речи. Анализ звукового комплекса, слоговой структуры слов. Употребление изолированной грамматической формы /согласование существительных с прилагательными в роде, существительных с глаголами, существительных с числительными/ по следующим лексическим темам: «Домашние животные», «Дикие животные». Обозначение в речи действий, качеств, свойств предметов и их элементов, отношений и связей при изучении следующих лексических тем: «Домашние птицы», «Охрана здоровья», «Весна», «Насекомые». Суффиксальный и префиксальный способы образования слов. Изменение слов по числам. Образование глаголов от существительных, прилагательных от существительных. Согласование местоимений с глаголами, существительных с прилагательными. Репродукция словосочетаний в предложения.
4. Формирование коммуникативно-познавательной потребности в речи. Употребление грамматических форм в развернутом виде. Использование семантических связей между словами, вопросов, сопоставлений по значению, верификации предложений, различной символизации. Закрепление грамматико-синтаксических моделей в связном высказывании с опорой на графическую схему, вопросы, картинный план.
3.Учебно-методический комплект
Для программы логопедического сопровождения учебно-методический комплект отсутствует, в работе используется различная учебно-методическая и дидактическая литература.
Место коррекционного курса в учебном плане
Внеурочная деятельность по коррекционной работе проводится 2 раза в неделю. Всего 72 часа. Одно занятие по обучению грамоте, второе занятие - лексико- грамматическое. По форме логопедические занятия делятся на фронтальные и индивидуальные.
На групповых занятиях учитель - логопед работает над развитием словаря и навыков словообразования, над развитием связной речи, над грамматическим строем речи.
На индивидуальных занятиях учитель - логопед работает над звукопроизношением, развитием фонематического слуха. Коррекционная работа осуществляется систематически и регулярно.
Краткое содержание курса
Наряду с недостатками лексического характера для этих детей характерны отдельные нарушения смысловой стороны речи. Так, при, казалось бы, достаточно разнообразном предметном словаре, дети могут неточно знать и понимать слова, редко встречающиеся в повседневной речевой практике: названия некоторых животных и птиц, растений, профессий, частей тела человека и животных. В самостоятельных высказываниях могут смешиваться видовые и родовые понятия («креслы» — стулья, кресло, диван, тахта).
Дети склонны использовать стереотипные формулировки, лишь приблизительно передающие оригинальное значение слова. Характер лексических ошибок проявляется в замене слов, близких по ситуации, в смешении признаков. Недоступными являются задания на подбор антонимов к словам с более абстрактным значением, таким, как: молодость, свет, горе и т.д.
Недостаточность лексического строя языка проявляется и в специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой практике, эти дети по-прежнему затрудняются в продуцировании более редких вариантов. К ним относятся случаи образования увеличительных и многих уменьшительно-ласкательных форм существительных, наименований единичных предметов, относительных и притяжательных прилагательных, а также некоторых форм приставочных глаголов. Наряду с этими ошибками у детей наблюдаются существенные затруднения в понимании и объяснении значений этих и других производных наименований: (кипятильник, виноградник, танцовщик) и т. п. При обследовании связной речи выявляются затруднения в передаче логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях сюжета наряду с пропуском его главных событий, повтор отдельных эпизодов по нескольку раз и т.д. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ, дети используют преимущественно короткие малоинформативные предложения. При этом ребенку сложно переключиться на изложение истории от третьего лица, включать в известный сюжет новые элементы, изменять концовку рассказа и т. д.
Тематическое планирование обучающегося 7 класса УУО с СНР II-III уровень речевого развития
№ | Тема занятия | Кол – во часов |
1 | Речь | 1 |
2 | Пространственные представления | 1 |
3 | Временные представления. Времена года | 1 |
4 | Осень | 1 |
5 | Логоритмические упражнения «Краски осени» | 1 |
6 | Деревья осенью | 1 |
7 | Насекомые | 1 |
8 | Овощи | 1 |
9 | Фрукты | 1 |
10 | Логоритмические упражнения «Палочка-выручалочка» | 1 |
11 | Ягоды | 1 |
12 | Грибы | 1 |
13 | Одежда и обувь | 1 |
14 | Логоритмические упражнении «Как коза в лесу избушку строила» | 1 |
15 | Домашние животные и их детёныши | 1 |
16 | Дикие животные и их детёныши | 1 |
17 | Дикие животные и их детёныши | 1 |
18 | Дикие животные и их детёныши | 1 |
19 | Мебель | 1 |
20 | Посуда | 1 |
21 | Наша семья | 1 |
22 | Наш дом | 1 |
23 | Логоритмические упражнения «Кот, Петух и Лиса» | 1 |
24 | Транспорт | 1 |
25 | Логоритмические упражнения «Теремок-холодок» | 1 |
26 | Зима | 1 |
27 | Зимние забавы | 1 |
28 | Животные жарких стран | 1 |
29 | Логоритмические упражнения «Дед Мороз построил дом» | 1 |
30 | Инструменты | 1 |
31 | Логоритмические упражнения «Отчего у белого медведя нос чёрный» | 1 |
32 | Морские речные и аквариумные обитатели | 1 |
33 | Логоритмические упражнения по мотивам сказки «Ёлка» | 1 |
34 | Растения | 1 |
35 | Профессии | 1 |
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу коррекционного обучения
Обучающиеся должны научиться:
- понимать обращённую речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространёнными предложениями;
- владеть элементарными навыками пересказа.
Материально-техническое и информационное обеспечение
В МКОУ «Сузунская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» создана материально-техническая база, позволяющая обеспечить коррекционно-развивающую среду, в виде логопедического кабинета, соответствующего требованиям СанПиН, Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и оборудованного в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению логопедического кабинета.
Как необходимое условие реализации программы в логопедическом кабинете создан и пополняется информационно-методический фонд, состоящий из методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности учителя-логопеда, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
Описание материально-технического состояния и оснащённости логопедического кабинета
I.Оборудование логопедического кабинета.
Шкафы для пособий – 2.
Столы – 3.
Учительский стол – 1.
Стулья – 6.
Этажерка – 1.
Стенды – 5.
Магнитная доска – 1.
Технические средства обучения.
Персональный компьютер.
Специальное оборудование.
Настенные щиты с материалом для развития сенсорных процессов (по Монтессори).
Индивидуальные зеркала – 8.
Набор зондов для постановки звуков.
Спирт.
Вата, ватные палочки, шпатели, соски.
Список использованных источников:
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.: Владос, 1999
Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Под редакцией Р. И. Лалаевой . В трех частях. Пособие для логопеда Москва. 2012
Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. Методическое пособие для учителя – логопеда. Москва. 2004
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида 5-9 классы. Под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой. Москва «Просвещение». 2004
Календарно-тематическое планирование коррекционного курса «Логопедия» обучающегося 7 класса УУО
№ | Дата | Количество часов | Тема занятия |
1.09.-15.09 | Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение. |
1 | | 1 | Речь |
2 | | 1 | Пространственные представления |
3 | | 1 | Временные представления Времена года |
4 | | 1 | Осень |
5 | | 1 | Логоритмические упражнения «Краски осени» |
6 | | 1 | Деревья осенью |
7 | | 1 | Насекомые |
8 | | 1 | Овощи |
9 | | 1 | Фрукты |
10 | | 1 | Логоритмические упражнения «Палочка-выручалочка» |
11 | | 1 | Ягоды |
12 | | 1 | Грибы |
13 | | 1 | Одежда и обувь |
14 | | 1 | Логоритмические упражнении «Как коза в лесу избушку строила» |
15 | | 1 | Домашние животные и их детёныши |
16 | | 1 | Дикие животные и их детёныши |
17 | | 1 | Дикие животные и их детёныши |
18 | | 1 | Дикие животные и их детёныши |
19 | | 1 | Мебель |
20 | | 1 | Посуда |
21 | | 1 | Наша семья |
22 | | 1 | Наш дом |
23 | | 1 | Логоритмические упражнения «Кот, Петух и Лиса» |
24 | | 1 | Транспорт |
25 | | 1 | Логоритмические упражнения «Теремок-холодок» |
26 | | 1 | Зима |
27 | | 1 | Зимние забавы |
28 | | 1 | Животные жарких стран |
29 | | 1 | Логоритмические упражнения «Дед Мороз построил дом» |
30 | | 1 | Инструменты |
31 | | 1 | Логоритмические упражнения «Отчего у белого медведя нос чёрный» |
32 | | 1 | Морские речные и аквариумные обитатели |
33 | | 1 | Логоритмические упражнения по мотивам сказки «Ёлка» |
34 | | 1 | Растения |
35 | | 1 | Профессии |
10