СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для индивидуального ученика 7 класс

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для индивидуального ученика 7 класс»









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Индивидуального логопедического сопровождения

ученика 7 класса УУО

на 2018 - 2019 учебный год









2018г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ КЛАССА УУО

с СНР II - III УРОВЕНЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

  1. Пояснительная записка

Нормативно-правовой и документальной основой программы являются:

- Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ»;

- СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательном учреждении» (постановление Главного го­сударственного санитарного врача Российской Федерации с изменениями от 25.12.13 г. №

72)

- Письмо МО РФ от 14.12 2000 №2 «Об организации работы логопункта ОУ».

- Положения о логопедическом пункте МКОУ «Сузунская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья».

Цель коррекционного курса устранить недостатки устной и предупредить нарушения письменной речи у школьников.

Задачи:

- формирование основных артикуляционных укладов;

- развивать пространственно-временные представления;

- развивать психологические предпосылки к обучению;

- развивать коммуникативную готовность к обучению;

- развитие лексического запаса;

- развитие правильного лексико-грамматического строя речи.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с учебными про­граммами средней ступени обучения, с возрастными особенностями развития и структурой речевого дефекта учащихся.

Коррекционная программа опирается на совокупность основных закономерностей по­строения учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой, и учи­тывает основные общедидактические принципы (наглядность, доступность, сознательность и др.) а также данные психологии, согласно которым развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирующейся учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».

Одно из принципиальных требований программы, соблюдение, которого способствует оптимизации корригирующего обучения, коммуникативная направленность всего комплекса коррекционно-воспитательного воздействия.

Основные методы обучения: практические, наглядно-демонстрационные, игровые, методы ролевого моделирования типовых ситуаций, словесные.

Рабочая программа предполагает использование методических пособий для учителя - логопеда:

Гомзяк О.С. Говорим правильно. I, II, III периоды обучения. М., 2007.

Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. М., 1994.

Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. М., 2002;

Филичева Т.Б., Туманова Е.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М., 1999.

  1. Краткая характеристика коррекционного курса

Коррекционная работа с детьми с УУО в 5-7 классах проводится на лексическом уровне. Основными задачами данного уровня является:

1. Накопление конкретных слов и выражений. Воспитание речевой активности. Формирование психофизиологических предпосылок речевой деятельности. Уточнение активного словаря, формирование пассивного словарного запаса по программным темам уроков развития речи: «Школа», «Учебные вещи», «Осень», «Игрушки», «Осенние цветы», «Овощи», «Фрукты» и т.д. Формирование первоначальных навыков в ситуации общения /обращения, просьбы, элементарные высказывания, однословные суждения /, понятий на основе абстракций и обобщений, понятий на основе анализа и синтеза, понятий па основе сравнений и сопоставлений.

2. Накопление грамматических значений. Понимание связей слов и предложений: смысловых, грамматических изменений числа существительных, падежные формы существительных, существительные с предлогом, родительный падеж множественного числа существительных; согласование существительных с глаголами, прилагательными, числительными. Сравнение форм слов на основе выделения предметов, действий, признаков по следующим лексическим темам: «Деревья», «Одежда», «Обувь», «Зима», «Комнатные растения». Конструирование простых предложений, распространение простых предложений по вопросам. Анализ содержания понятий и их функций в предложении.

3. Накопление звуковых, смысловых, морфологических, синтаксических сторон речи. Анализ звукового комплекса, слоговой структуры слов. Употребление изолированной грамматической формы /согласование существительных с прилагательными в роде, существительных с глаголами, существительных с числительными/ по следующим лексическим темам: «Домашние животные», «Дикие животные». Обозначение в речи действий, качеств, свойств предметов и их элементов, отношений и связей при изучении следующих лексических тем: «Домашние птицы», «Охрана здоровья», «Весна», «Насекомые». Суффиксальный и префиксальный способы образования слов. Изменение слов по числам. Образование глаголов от существительных, прилагательных от существительных. Согласование местоимений с глаголами, существительных с прилагательными. Репродукция словосочетаний в предложения.

4. Формирование коммуникативно-познавательной потребности в речи. Употребление грамматических форм в развернутом виде. Использование семантических связей между словами, вопросов, сопоставлений по значению, верификации предложений, различной символизации. Закрепление грамматико-синтаксических моделей в связном высказывании с опорой на графическую схему, вопросы, картинный план.

3.Учебно-методический комплект

Для программы логопедического сопровождения учебно-методический комплект отсутствует, в работе используется различная учебно-методическая и дидактическая литература.

  1. Место коррекционного курса в учебном плане

Внеурочная деятельность по коррекционной работе проводится 2 раза в неделю. Всего 72 часа. Одно занятие по обучению грамоте, второе занятие - лексико- грамматическое. По форме логопедические занятия делятся на фронтальные и индивидуальные.

На групповых занятиях учитель - логопед работает над развитием словаря и навыков словообразования, над развитием связной речи, над грамматическим строем речи.

На индивидуальных занятиях учитель - логопед работает над звукопроизношением, развитием фонематического слуха. Коррекционная работа осуществляется систематически и регулярно.

  1. Краткое содержание курса

Наряду с недостатками лексического характера для этих детей характерны отдельные нарушения смысловой стороны речи. Так, при, казалось бы, достаточно разнообразном предметном словаре, дети могут неточно знать и понимать слова, редко встречающиеся в повседневной речевой практике: названия некоторых животных и птиц, растений, профессий, частей тела человека и животных. В самостоятельных высказываниях могут смешиваться видовые и родовые понятия («креслы» — стулья, кресло, диван, тахта).

Дети склонны использовать стереотипные формулировки, лишь приблизительно передающие оригинальное значение слова. Характер лексических ошибок проявляется в замене слов, близких по ситуации, в смешении признаков. Недоступными являются задания на подбор антонимов к словам с более абстрактным значением, таким, как: молодость, свет, горе и т.д.

Недостаточность лексического строя языка проявляется и в специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой практике, эти дети по-прежнему затрудняются в продуцировании более редких вариантов. К ним относятся случаи образования увеличительных и многих уменьшительно-ласкательных форм существительных, наименований единичных предметов, относительных и притяжательных прилагательных, а также некоторых форм приставочных глаголов. Наряду с этими ошибками у детей наблюдаются существенные затруднения в понимании и объяснении значений этих и других производных наименований: (кипятильник, виноградник, танцовщик) и т. п. При обследовании связной речи выявляются затруднения в передаче логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях сюжета наряду с пропуском его главных событий, повтор отдельных эпизодов по нескольку раз и т.д. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ, дети используют преимущественно короткие малоинформативные предложения. При этом ребенку сложно переключиться на изложение истории от третьего лица, включать в известный сюжет новые элементы, изменять концовку рассказа и т. д.


  1. Тематическое планирование обучающегося 7 класса УУО с СНР II-III уровень речевого развития

    Тема занятия

    Кол – во часов

    1

    Речь

    1

    2

    Пространствен­ные представ­ления

    1

    3

    Временные представления. Времена года

    1

    4

    Осень

    1

    5

    Логоритмические упражнения «Краски осени»

    1

    6

    Деревья осенью

    1

    7

    Насекомые

    1

    8

    Овощи

    1

    9

    Фрукты

    1

    10

    Логоритмические упражнения «Палочка-выручалочка»

    1

    11

    Ягоды

    1

    12

    Грибы

    1

    13

    Одежда и обувь

    1

    14

    Логоритмические упражнении «Как коза в лесу избушку строила»

    1

    15

    Домашние животные и их детёныши

    1

    16

    Дикие животные и их детёныши

    1

    17

    Дикие животные и их детёныши

    1

    18

    Дикие животные и их детёныши

    1

    19

    Мебель

    1

    20

    Посуда

    1

    21

    Наша семья

    1

    22

    Наш дом

    1

    23

    Логоритмические упражнения «Кот, Петух и Лиса»

    1

    24

    Транспорт

    1

    25

    Логоритмические упражнения «Теремок-холодок»

    1

    26

    Зима

    1

    27

    Зимние забавы

    1

    28

    Животные жарких стран

    1

    29

    Логоритмические упражнения «Дед Мороз построил дом»

    1

    30

    Инструменты

    1

    31

    Логоритмические упражнения «Отчего у белого медведя нос чёрный»

    1

    32

    Морские речные и аквариумные обитатели

    1

    33

    Логоритмические упражнения по мотивам сказки «Ёлка»

    1

    34

    Растения

    1

    35

    Профессии

    1

  2. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу коррекционного обучения

Обучающиеся должны научиться:

- понимать обращённую речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространёнными предложениями;

- владеть элементарными навыками пересказа.

  1. Материально-техническое и информационное обеспечение

В МКОУ «Сузунская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» создана материально-техническая база, позволяющая обеспечить коррекционно-развивающую среду, в виде логопедического кабинета, соот­ветствующего требованиям СанПиН, Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразова­тельного учреждения» и оборудованного в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению логопедического кабинета.

Как необходимое условие реализации программы в логопедическом кабинете создан и пополняется информационно-методический фонд, состоящий из методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности учителя-логопеда, нагляд­ных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.

Описание материально-технического состояния и оснащённости логопедического кабинета

I.Оборудование логопедического кабинета.

Шкафы для пособий – 2.

Столы – 3.

Учительский стол – 1.

Стулья – 6.

Этажерка – 1.

Стенды – 5.

Магнитная доска – 1.

Технические средства обучения.

Персональный компьютер.

Специальное оборудование.

Настенные щиты с материалом для развития сенсорных процессов (по Монтессори).

Индивидуальные зеркала – 8.

Набор зондов для постановки звуков.

Спирт.

Вата, ватные палочки, шпатели, соски.


Список использованных источников:

  1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.: Владос, 1999

  2. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Под редакцией Р. И. Лалаевой . В трех частях. Пособие для логопеда Москва. 2012

  3. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. Методическое пособие для учителя – логопеда. Москва. 2004

  4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений

VIII вида 5-9 классы. Под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой. Москва «Просвещение». 2004




Календарно-тематическое планирование коррекционного курса «Логопедия» обучающегося 7 класса УУО

Дата

Количество часов

Тема

занятия

1.09.-15.09

Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение.

1


1

Речь

2


1

Пространствен­ные представ­ления

3


1

Временные

представления

Времена года

4


1

Осень

5


1

Логоритмические упражнения «Краски осени»

6


1

Деревья осенью

7


1

Насекомые

8


1

Овощи

9


1

Фрукты

10


1

Логоритмические упражнения «Палочка-выручалочка»

11


1

Ягоды

12


1

Грибы

13


1

Одежда и обувь

14


1

Логоритмические упражнении «Как коза в лесу избушку строила»

15


1

Домашние животные и их детёныши

16


1

Дикие животные и их детёныши

17


1

Дикие животные и их детёныши

18


1

Дикие животные и их детёныши

19


1

Мебель

20


1

Посуда

21


1

Наша семья

22


1

Наш дом

23


1

Логоритмические упражнения «Кот, Петух и Лиса»

24


1

Транспорт

25


1

Логоритмические упражнения «Теремок-холодок»

26


1

Зима

27


1

Зимние забавы

28


1

Животные жарких стран

29


1

Логоритмические упражнения «Дед Мороз построил дом»

30


1

Инструменты

31


1

Логоритмические упражнения «Отчего у белого медведя нос чёрный»

32


1

Морские речные и аквариумные обитатели

33


1

Логоритмические упражнения по мотивам сказки «Ёлка»

34


1

Растения

35


1

Профессии


10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!