Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гнездовская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО ____/Грищенкова Е.Ю/ Ф.И.О. Протокол № 1 от 28 августа 2018 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ______________/ Мужецкая Ю.А./ Ф.И.О. 01.09.2018 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы _____________/Петров М.Н./ Ф.И.О. Приказ №117 от 01.09. 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НА 2018\19 УЧЕБНЫЙ ГОД
индивидуального занятия по русскому языку
для 5 класса.
Учитель (Ф.И.О.) Маркелова Н.А.
Авторская:
название программы Лингвистическая кладовая
автор Маркелова Н.А.
год разработки 2018
Составлена в соответствии с примерной учебной программой:
название программы Русский язык
автор Ладыженская Т.А., Баранов М.Т.
год издания 2011
издательство Москва, «Просвещение»
Рабочая программа индивидуальных занятий «К пятерке шаг за шагом» для 5 класса разработана с учетом:
Федерального закона от 29.12.2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Минобразования РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);
Примерной программы «Русский язык». Ладыженская Т.А., Баранов М.Т.– М.: Просвещение, 2011;
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (пр. Мин-ва образования РФ от 31.03.14 № 253);
требований СанПиН 2.42.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.10 № 189);
ОП ООО и УП МБОУ Гнездовской СШ.
Количество часов по учебному плану на 2018\19 учебный год: часов в год: 17, часов в неделю: 0,5
Планируемые результаты освоения учебного курса.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
владение различными видами монолога и диалога;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе
письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа,
о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковыхединиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных
средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Пятиклассник научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
• использовать орфографические словари.
Пятиклассник получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, доклады, доверенности и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. Содержание курса с указанием форм организации учебных занятий.
Повторение пройденного материала в начальных классах (3 ч)
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (3ч)
Тире между подлежащим и сказуемым. Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Предложения с однородными членами. Синтаксический разбор сложного предложения
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (2 ч)
Обозначение мягкости согласных с помощью Ь. Фонетический разбор слова.
Лексика. Культура речи (2ч)
Однозначные/многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы.
Морфемика. Орфография. Культура речи (2ч)
Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы З и С на конце приставок. Буквы О и А в горне ЛАГ-ЛОЖ. Буквы А и О в корне РАСТ-РОС.
Морфология. Орфография. Культура речи (4)
Три склонения имен существительных. Падеж имен существительных.
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Буквы Е-И в корнях с чередованием.
Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2 лице ед. числа.
Повторение и систематизация изученного (1ч)
Орфограммы в приставках и в корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов.
Формы организации учебной деятельности: самостоятельная работа, работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа, исследовательская деятельность.
Виды деятельности учащихся:
Находить в словах изученные орфограммы; находить орфографические ошибки и исправлять их. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.
Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Правильно в смысловом и систематическом отношении использовать языковые средства в тексте разного содержания.
Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.
Выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; свободно пользоваться алфавитом, работая с словарями; разбирать слова фонетически.
Квалифицировать слово как часть речи по вопросу и общему значению; правильно определять грамматические признаки изученных частей речи; образовывать формы изученных частей речи в соответствии с нормами литературного языка; разбирать слово морфологически.
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Дата |
| Повторение изученного в начальных классах (3) | |
1 | Решение олимпиадных заданий | |
2 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне. Правописание проверяемых согласных в корне слова. | |
3 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Буквы И,У,А после шипящих. Разделительные Ъ и Ь. | |
| Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (3) | |
4 | Тире между подлежащим и сказуемым. Нераспространенные и распространенные предложения. | |
5 | Второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение. Обстоятельство. | |
6 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Синтаксический разбор сложного предложения. | |
| Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. (2) | |
7 | В мире звуков. Буквы понятные, потерянные, редкие, когда-то страшные. | |
8 | Звук и буква. Конкурс весёлых языкознаек « Звуки и буквы» | |
| Лексика. Культура речи (2) | |
9 | Однозначные и многозначные слова. Омонимы. Антонимы. | |
10 | Можно ли сломать язык. Работа со словарём С.Ожегова. | |
| Морфемика. Орфография. Культура речи. (2) | |
11 | Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы З и С на конце приставок | |
12 | Буквы О и А в горне ЛАГ-ЛОЖ. Буквы А и О в корне РАСТ-РОС | |
| Морфология. Орфография. Культура речи. Самостоятельные и служебные части речи (4) | |
13 | Имя существительное. Трудности правописания. | |
14 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Буквы Е-И в корнях с чередованием. | |
15 | Биографию имеют не только люди, но и слова. | |
16 | Е или И? Правописание окончаний глаголов. | |
| Повторение и систематизация изученного (1) | |
17 | Путешествие в страну русского языка. | |
Приложение
Учебно-методическое обеспечение
Литература для учителя.
Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. Авторы программы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. – М.: Просвещение, 2008.
Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / (Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.). – М.: Просвещение, 2008.
Никитина Е.И. Уроки русского языка в 5 классе. – М.: Просвещение, 2008.
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. – СПб.: Свет, 2008..
Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии. – М.: Просвещение, 1999.
Соловьева З.И. Учимся рассуждать. Учебное пособие по русскому языку. – М.: Вербум, 2001.
Соловьева З.И. Сборник проверочных работ по русскому языку. 5 класс. – М.: Вербум, 2001.
Сараева А.Н. Уроки русской орфографии. – М.: Грамотей, 2007.
В.И. Капинос, Л.И.Пучкова и др. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М.: «Интеллект-Центр», 2006.
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Архарова Д.И., Долинина Т.А. Речь и культура общения / Практическая риторика. 5 класс. – Екатеринбург, ИД «Сократ», 2006.
Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка: 5 класс: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1992.
Т.В. Шклярова Планы грамматических разборов. М.: Грамотей, 2007.
Словари (по всем разделам русского языка).
Научно-методический журнал «Русский язык в школе» и др.
Литература для ученика.
Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / (Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.). – М.: Просвещение, 2008.
В.И. Капинос, Л.И.Пучкова и др. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М.: «Интеллект-Центр», 2007.
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Т.В. Шклярова Планы грамматических разборов. М.: Грамотей, 2006.
Словари (по всем разделам русского языка), справочники.