Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гнездовская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО ____/Грищенкова Е.Ю/ Ф.И.О. Протокол № 1 от 28 августа 2018 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ______________/ Мужецкая Ю.А./ Ф.И.О. 01.09.2018 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы _____________/Петров М.Н./ Ф.И.О. Приказ №117 от 01.09. 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НА 2018\19 УЧЕБНЫЙ ГОД
индивидуального занятия по русскому языку
для 6 класса.
Учитель (Ф.И.О.) Маркелова Н.А.
Авторская:
название программы: Учимся рассуждать.
автор Маркелова Н.А.
год разработки 2018
Составлена в соответствии с примерной учебной программой:
название программы Русский язык
автор Ладыженская Т.А., Баранов М.Т.
год издания 2011
издательство Москва, «Просвещение»
Рабочая программа индивидуальных занятий «Учимся рассуждать» для 6 класса разработана с учетом:
1. Федерального закона от 29.12.2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказа Минобразования РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);
3. Примерной программы «Русский язык». Ладыженская Т.А., Баранов М.Т.– М.: Просвещение, 2011;
4. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (пр. Мин-ва образования РФ от 31.03.14 № 253);
5. Требований СанПиН 2.42.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.10 № 189);
6. ОП ООО и УП МБОУ Гнездовской СШ.
Количество часов по учебному плану на 2018\19 учебный год: часов в год: 17, часов в неделю: 0,5
Пояснительная записка
Культурно - речевое воспитание детей — дело большой социальной значимости. И чем раньше начинается речевое обучение ребёнка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.
Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, т.е. умение говорить и слушать других. Основа культуры общения — соблюдение этических норм речевого поведения (речевого этикета).
Речевое обучение предполагает, во-первых, введение в их активный словарь достаточного количества этикетных стереотипов, во-вторых, формирование умения выбирать нужную формулу с учётом ситуации общения. Однако речь и поведение взаимосвязаны. Освоение ребёнком собственно речевых норм осуществляется в единении общих правил культуры поведения. Именно на такой подход ориентирован курс индивидуального русского языка «Учимся рассуждать».
I. Речь и её значение в жизни.
Перед учащимися в доступной форме раскрываются основные функции речи:
• речь является важнейшим средством общения, средством обмена чувствами и мыслями между людьми;
• речь является средством передачи и усвоения определённой информации, коллективного опыта человечества, т.е. служит целям познания мира;
• речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей.
II. Текст.
Важным понятием в программе является понятие «текст», т.к. конечная цепь работа по развитию речи в школе- научить детей связано выражать свои мысли устной и письменной форме, т.е. научить создавать текст, высказывание.
III. Культура общения.
Формирование навыков речевого общения — неотъемлимая часть общей работы по развитию речи учащихся. Основным направлением работы является обогащение речи ребёнка такими словами, конструкциями, которые необходимы в повседневном общении между людьми.
Задачи:
1. формирование навыков речевого этикета, навыков культуры поведения и культуры общения;
2. совершенствование коммуникативных способностей учащихся;
3. воспитание уважения к себе и окружающим людям.
Изучение русского языка в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Планируемые результаты освоения учебного курса.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
• овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• владение различными видами монолога и диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе
письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
• способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа,
о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
В результате изучения русского языка учащиеся должны знать определение основных изученных в 6 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.
К концу 6 класса учащиеся должны уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию;
понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
выделять основную мысль, структурные части исходного текста, составлять простой план;
чтение:
осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания, дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста;
разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план;
самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;
прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
правильно расставлять логические ударения, паузы;
выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
доказательно отвечать на вопросы учителя;
пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста-рассуждения;
подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты;
создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
соблюдать последовательность и связность изложения;
выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
создавать письменные высказывания разных типов речи;
соблюдать последовательность и связность изложения;
собирать материал к сочинению и систематизировать его;
составлять сложный план и на его основе создавать текст;
использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей;
пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства выразительности текста и связи предложений;
исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции;
текст:
определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части;
составлять простой и сложный план анализируемого текста;
определять вид связи предложений в тексте;
устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи.
Календарно- тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата |
1 | Текст и его особенности. Тема и основная мысль, микротемы частей текста. | 1 | |
2 | Темп и тон речи. Язык «правильный и неправильный». | 1 | |
3 | Составление рассказа по предложенному началу. | 1 | |
4 | Личный дневник. | 1 | |
5 | Особенности устной речи. Обращение. | 1 | |
6 | Художественная речь, её особенности и значение. | 1 | |
7 | Рассказ на основе услышанного. | 1 | |
8 | Весёлый рассказ | 1 | |
9 | Художественное и сравнительное описание | 1 | |
10 | Понятие о выборочном изложении. | 1 | |
11 | Сжатое сообщение о теме и основной мысли произведения. | 1 | |
12 | Рассуждение-доказательство. | 1 | |
13 | Подбор аргументов. | 1 | |
14 | Вывод и цитата в рассуждении. | 1 | |
15 | Подбор материала к тексту-рассуждения. | 1 | |
16 | Составление текста-рассуждения | 1 | |
17 | Урок- заседание «Клуба юных творцов » | 1 | |
ИТОГО 17 |