Пояснительная записка.
Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:
Федеральный государственный стандарт специального (коррекционного) образования VIII вида утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897.
Закон «Об образовании в РФ» (статья 48, п.1.1)
Письмо Министерства образования Иркутской области №55-37-7751\16 от 01.08.2016 «О формировании учебного плана, плана внеурочной деятельности образовательными организациями Иркутской области на 2017-2018 г. Для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Учебный план МОУ «Новоигирменская СОШ №3» на 2019-2020 учебный год
Основная образовательная программа начального общего, основного общего и среднего (полного) общего, специального (коррекционного) образования МОУ «Новоигирменская СОШ №3» на 2014-2020 учебный годы.
Примерная (авторская) программа специального (коррекционного) образования под редакцией В.В. Воронковой, 2012, допущенной министерством образования РФ.
Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 №75 -37-0541/11
Данная рабочая программа по природоведению для учащихся 5 классов разработана на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. -М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой, 2012.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год (2 час в неделю).
Основной целью курса природоведения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида является усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.
Для достижения поставленных целей изучения природоведения в коррекционной школе необходимо решение следующих практических задач:
формирование элементарных сведений об окружающем мире: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях, о жизни растений и животных, о здоровье человека
установление несложных причинно-следственных связей в природе и взаимозависимость природных явлений
экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе.
Привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе, чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты.
Природоведение – это предмет, который изучают в 5 классе. Он является обобщением знаний учащихся об окружающем мире, полученных в младших классах. В тоже время то подготовка учащихся к дальнейшему усвоению знаний географии в 6-9 классах.
В процессе изучения окружающего мира, природы у учащихся формируются и систематизируются представления о живой и неживой природе; сезонных изменениях в ней жизни растений и животных строение организма человека и т.д.
Дети учатся наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи и взаимозависимость природных явлений. Эта деятельность учащихся играет важную роль в работе по коррекции недостатков умственного и психофизического развития, их познавательных интересов.
Знания о природе помогают детям видеть прекрасное в ней, воспитывают отношение к ней, стремление беречь и охранять природу.
Природоведение как учебный предмет включает следующие разделы: Вселенная. Наш дом – Земля. Растительный мир Земли. Животный мир Земли. Человек. Есть на Земле страна Россия. Экскурсии и практические работы.
Требования к уровню подготовки учащихся
Классы | Учащиеся должны знать | Учащиеся должны уметь |
класс | обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы; расположение Российской Федерации на географической кар те (ее столицы); каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые); основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней; основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь. | называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями; связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда; выполнять рекомендуемые практические работы; соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда; соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения. |
Содержание учебного предмета "Природоведение" 5 класс
Земля – планета солнечной системы (3ч). Небесные тела. Солнце – раскаленное небесное тело (звезда). Солнце – источник тепла и света на земле. Планеты солнечной системы. Освоение космоса людьми. Первый полет человека в космос.
Сезонные изменения в природе (4ч). Погода. Явления погоды. Смена времен года. Высота Солнца и продолжительность дня в разное время года. Осень. Зима. Весна. Лето. Признаки времени года. Изменения в жизни растений и животных. Особенности жизни и трудовой деятельности человека.
Практическая работа. Ведение дневника наблюдений.
Экскурсия. Изменения в жизни растений и животных.
Наша страна (8ч). Российская Федерация (расположение на географической карте). Москва – столица нашей Родины (достопримечательности: музеи, театры, исторические и культурные памятники, центральные улицы, транспорт). Многонациональное население России. Города нашей Родины. Средства сообщения между городами (транспорт: железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный). Дом, в котором я живу: моя школа, мой дом (полный адрес).
Природа нашей родины. Неживая природа (10ч). (Использование физической карты). Разнообразие поверхности (рельеф): равнины, горы, овраги, холмы. Почвы: песчаная, глинистая, черноземная; плодородная и неплодородная.
Практическая работа. Измерение температуры воздуха, воды, своего тела.
Вода в природе: реки, озера, болота, ручьи, родники; моря, океаны. Свойства воды. Значение воды для жизни человека. Вода и пар, снег и лед.
Воздух. Воздух вокруг нас, значение воздуха. Ветер – движение воздуха. Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха, воды, своего тела.
Полезные ископаемые: песок, торф, глина, каменный уголь, мел, гранит, мрамор, нефть, газ, каменная соль. Внешний вид, свойства. Использование человеком.
Природа нашей Родины. Живая природа – 24 часа.
Лес. Растения и грибы леса. Хвойные деревья: ель, лиственница, сосна. Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, малина. Кустарнички: брусника, черника. Травы: ландыши, земляника, ветреница, кислица, мать – и – мачеха. Грибы: съедобные и несъедобные. Животные леса: звери (медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, барсук, кабан), птицы (кукушка, дятел, синица, соловей), насекомые (жуки, бабочки, муравьи, мухи, комары).
Сад, огород, поле. Растения сада: плодовые деревья (яблоня, груша, вишня, слива, черешня), ягодные кустарники (крыжовник, смородина, малина), декоративные растения (весенние, осенние, летние), Животные сада (птицы, насекомые, земноводные). Сезонные работы в саду. Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох), зеленые культуры (лук, чеснок, укроп, петрушка, салат). Животные огорода. Помощники огородных растений (птицы, дождевые черви, жуки, жабы, лягушки); вредители (гусеницы бабочек и личинки жуков, кроты, мыши). Растения поля: зерновые культуры (рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза). Животные – вредители полей (суслик, полевая мышь, хомяк, некоторые насекомые и их личинки).
Луг. Растения луга: травы (клевер, колокольчик, нивяник, мятлик, тимофеевка). Животные луга: насекомые, птицы, звери. Использование лугов как пастбищ и для сенокосов.
Болото. Растения болота: травы, мхи, багульник, ягодные растения. Животные болота: птицы, лягушки, насекомые.
Водоемы. Растения водоемов: водоросли и цветковые (кувшинка, кубышка, рогоз). Животные пресных водоемов: рыбы, раки, улитки, жуки. Животные морей и океанов: рыбы, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи.
Человек. Охрана здоровья (8ч). Организм человека. Строение тела человека: туловище, верхние и нижние конечности, голова. Органы чувств. Волосяной покров. Кожа. Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены.
Внутренние органы: головной и спинной мозг, сердце, лёгкие, желудок, кишечник, печень, почки, мышцы, скелет ( позвоночник, череп, конечности). Значение правильной осанки для здоровья человека. Правильное питание и дыхание. Предупреждение заболеваний. Болезни цивилизации и меры профилактики. Вредное влияние никотина, алкоголя, наркотиков на здоровье человека.
Занятия физкультурой и спортом – залог здоровья.
Экология. Охрана природы (4ч). Что такое экология? Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоемов. Охрана лесов, лугов, растительного и животного мира. Растения и животные, занесенные в « Красную книгу». Экологические катастрофы.
Сезонные изменения в природе (7ч).
Правила поведения человека в городе, сельской местности, на природе.
Труд на пришкольном участке и в школе. Посев и посадка растений. Уход за растениями: полив, прополка. Комнатные растения (уход за ними). Ведение дневников наблюдений.
Повторение пройденного. Закрепление знаний на практике.
Тематическое планирование учебного предмета «Природоведение» для 5 класса с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Содержание учебного материала. | Количество часов |
1 | Земля – планета солнечной системы. | 3 |
2 | Сезонные изменения в природе. | 4 |
3 | Наша страна. | 8 |
4 | Природа нашей Родины. Неживая природа. | 10 |
5 | Природа нашей Родины. Живая природа. | 24 |
6 | Человек. Охрана здоровья. | 8 |
7 | Экология. Охрана природы. | 4 |
8 | Сезонные изменения в природе. | 7 |
| ИТОГО | 68+2ч рез вр |
Критерии оценки тестовых заданий:
правильное выполнение 90 - 100% заданий теста отметка «5»
правильное выполнение 70 - 89% заданий теста отметка «4»
правильное выполнение 40 - 69% заданий теста отметка «3»
правильное выполнение менее 39 % заданий теста отметка «2»
Текущая оценка знаний, умений и навыков учащихся позволяет постоянно следить за успешностью обучения старшеклассников, своевременно обнаруживать пробелы в знаниях отдельных учеников, принимать меры к устранению пробелов и предупреждать неуспеваемость.
Одним из основных способов учета знаний, умений и навыков учащихся является устный опрос. При оценке ответа ученика учитываются полнота и правильность ответа, степень осознанности понимания изученного, умение практически применять свои знания, последовательность изложения и речевое оформление ответа. За устные ответы:
- оценка «5» ставится ученику, если полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника; четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы термины; для доказательства использованы различные умения, сделаны выводы из наблюдений и опытов.
- оценка «4» ставится, если раскрыто содержание материала, даны неполные определения понятий; ответ самостоятельный, с наводящими вопросами; допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
- оценка «3» ставится, если основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определение понятий недостаточно четкие; не использованы выводы и обобщения из наблюдений и опытов, допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании терминологии и при определении понятий.
- оценка «2» ставится, если основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
- оценка «1»- данная оценка за устные ответы не ставится
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урока - экскурсии, урока-зачёта. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах, в том числе практических работ - 7; экскурсий - 3 .
Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных работ, тестирования; итоговый контроль по изученной теме осуществляется в форме тестирования и программированных заданий.
Технологии обучения:
- дифференцированное обучение;
- личностно-ориентированное обучение.
Для реализации программного содержания используются следующий учебно-методический комплект: О.А.Хлебосолова, Е.И.Хлебосолов «Природоведение. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида», ГИЗ «Владос», Москва, 2004г.
Дополнительная литература:
Авторская программа «Природоведение» 5 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (В.В. Воронкова). Москва «Гуманитарный издательский центр Владос», 2011.
Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и мероприятия (КВН, устный журнал, праздники, викторины, загадки, кроссворды, интеллектуально-игровые задания) / составитель Н.А. Касаткина. - Волгоград: Учитель, 2007.
Н.В. Виноградова, О.Т. Поглазова. Учимся познавать мир. Рабочая тетрадь №1 для для учащихся 3-го класса общеобразовательных учреждений, Москва «Вентана-граф», 2007.
А.А. Плешаков. Проверочные работы по природоведению: Тетрадь для учащихся 3-го класса начальной школы. Москва «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА», 2003.
О.Н. Пупышева. Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу «Окружающий мир»: 1 - 4 классы. М.,ВАКОО, 2007.
А.И. Богун. А.В. Долгова. Отчего, почему и зачем? М., Пилигрим, 1997.
6