Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Турунтаевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Принято: На заседании МО Протокол № | Согласовано: зам.директора по УР | Утверждено Директор |
Рабочая программа
для обучающихся с умственной отсталостью
( интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1)
по дизартрии
2-3 класс
на 2023- 2024 учебный год
Составитель: Островская Т.П.
учитель-логопед
с. Турунтаево
2023 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по «Дизартрии» составлена в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью на 2023-2024 учебный год.
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3.Учебный план АООП на 2023-2024 учебный год ГБОУ «Турунтаевская СКОШИ».
4.СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
5..Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-7 классы / Под ред. И. М. Бгажноковой; 8-е издание.– М.: Просвещение, 2013.
Данная программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации.
В школе-интернате имеются учебники и учебно – методические пособия для реализации данной программы.
Проблема выявления и коррекции дизартрии продолжает оставаться актуальной до настоящего времени. В литературе имеются многочисленные указания на то, что в логопедической практике у детей наблюдаются недостатки произношения, которые имеют более длительную и сложную динамику устранения. Изучение дизартрии является предметом исследования медицинских, педагогических и лингвистических дисциплин.
Для устранения дизартрии необходимо комплексное воздействие, включающее медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое направления. Медицинское воздействие, определяемое неврологом, должно включать медикаментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, массаж, физиотерапию и др.
Психолого-педагогическое воздействие, осуществляемое дефектологами, психологами, воспитателями, родителями, направлено на:
— развитие сенсорных функций;
— уточнение пространственных представлений;
— формирование конструктивногопраксиса;
— развитие высших корковых функций;
— формирование тонких дифференцированных движений рук;
— формирование познавательной деятельности;
— психологическую подготовку ребенка к обучению в школе.
Логопедическая работа при дизартрии предусматривает обязательное включение родителей в коррекционно-логопедическую работу. Логопедическая работа включает в себя несколько этапов. На начальных этапах предусматривается работа по нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата. С этой целью логопед проводит дифференцированный массаж. Планируются упражнения по нормализации моторики артикуляционного аппарата, упражнения по укреплению голоса, дыхания. Специальные упражнения вводятся для улучшения просодики и голосовых упражнений.
Цель логопедических занятий - создание сенсомоторных предпосылок для развития речи и помощи детям в практическом использовании языка как средства общения.
Исходя из цели поставлены основные задачи обучения, которые решаются на следующих этапах:
1-й этап — подготовительный.
Задача этого этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. Он включает в себя шесть направлений:
1) нормализация мышечного тонуса,
2) нормализация моторики артикуляционного аппарата,
3) нормализация речевого выдоха, выработка плавного, длительного выдоха,
4) нормализация голоса,
5) нормализация просодики,
6) нормализация мелкой моторики рук
2-й этап.
Задача: выработка новых произносительных умений и навыков.
1) выработка основных артикуляционных укладов,
2) определение последовательности роботы над звуками.
3) развитие фонематического слуха,
4) постановка звука,
5) автоматизация,
6) дифференциация (дифференциация на слух; дифференциация артикуляции изолированных звуков; произносительная дифференциация на уровне слогов, слов).
3-й этап.
Задача: выработка коммуникативных умений и
навыков.
1) выработка самоконтроля за произношением;
2) тренировка правильных речевых навыков в различных речевых ситуациях;
4-й этап
Задача: преодоление или предупреждение вторичных нарушений.
5-й этап
Задача: развитие лексико – грамматической стороны речи
1) формирование графомоторных навыков,
2) развитие связной речи,
3) развитие познавательной деятельности и расширение кругозора ребенка.
Эффективность логопедической работы в значительной степени зависит от понимания механизмов речевых расстройств и структуры речевого дефекта у детей с дизартрией.
При тяжелых поражениях артикуляционного аппарата необходимо подготовить базу для постановки звуков. Это требует от логопеда четкого понимания характера поражения артикуляционной моторики при различных формах дизартрии.
Мозжечковая форма дизартрии.
- Изометрическая гимнастика и массаж
- Мимико-артикуляционная гимнастика (с бинтами, с сопротивлением)
- Выработка синхронности в работе голоса, дыхания, артикуляции (логоритмика, пение)
- Работа над речью:
а) темп речи
б) ритмические и динамические ударения
в) эмоциональная выразительность
г) стимуляция работы мягкого неба
- Отработка статистических поз, удержание артикуляционных укладов
- Работа по фонематическому восприятию звуков
- Коррекция звуков
- Работа над лексико-грамматической стороной речи
- Коррекция познавательной деятельности
Экстрапирамидальная форма дизартрии
- Рефлексзапрещающая поза
- Расслабление (тепловой массаж, изотоническая гимнастика)
- Отработка пропрецептивных ощущений и пространственно-временной
организации двигательного акта (выполнение упражнений с открытыми и закрытыми глазами при ведущем пропрецептивном контроле)
а) воспроизведение амплитуды
б) направление движения
в) переключение с одного действия на другое в определенной временной последовательности (пассивно-активная гимнастика по Панченко)
г) удержание артикуляционной позы на счёт;
- Работа над просодической стороной речи
а) мелодия
б) темп
в) выработка произвольной возможности говорить медленно или быстро
г) модуляция речи (интонирование), эмоциональность
Псевдобульбарная форма дизартрии
а) нормализация мышечного тонуса;
б) подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков;
в) работа по дыхательным сеткам, по стечению звукового ряда;
г) отработка произвольного ритма дыхания (под счет, под метроном)
д) коррекция звуков:
- постановка
- автоматизация
- введение
е) Развитие фонематического восприятия на материале отрабатываемого звука
ж) Развитие лексико-грамматической стороны речи
з) Развитие временных и пространственных представлений
и) Коррекция познавательной деятельности
Методы и формы работы
Логопедическая работа строится с использованием как частных методов логопедии, так и общедидактических:
Практические методы:
Упражнение,
Игра,
Моделирование.
Наглядные методы:
Использование пособий, плакатов,
Работа с сериями и сюжетными картинками,
Просматривание видеозаписей.
Словесные методы:
Рассказ,
Диалог,
Драматизация.
В процессе логопедического сопровождения обучающегося, происходит отбор упражнений, наиболее эффективный для развития его когнитивных и социальных навыков. Также используются многофункциональные упражнения и пособия, способствующие проведению коррекции на более высоком уровне.
Логопедическая работа разделена 3 модуля:
Профилактика и коррекция нарушений письменной речи,
Формирование навыка «учиться»,
Развитие неречевых функций.
Предполагаемые результаты.
Результатом реализации программы должно стать:
Усвоение способа запоминания словарных слов,
Сформированность грамматических, фонематических, морфологических и грамматических представлений,
Орфографическая зоркость,
Умение ориентироваться в учебной ситуации (понимать, удерживать, планировать свои действия и чётко выполнять инструкцию; уметь выявлять непонятное и обращаться к учителю или сверстникам за помощью),
Умение работать в паре,
Умение произвольно регулировать своё внимание, переключать при смене видов деятельности и поддерживать общий темп,
Умение адекватно оценивать результаты своей работы, соотносить обученный результат с планируемым.
Сформированность данных умений и навыков позволит обучающимся овладеть УУД.
Критерии сформированности УУД.
Виды действий | Критерии сформированности |
Познавательные УУД |
Учебно-познавательные действия | Орфографическая зоркость (умение предвидеть «опасные» места; самостоятельно распознавать ошибку и исправлять её). Сформированность лексико-грамматических представлений (отсутствие аграмматизмов в устной и письменной речи, активный и пассивный словарь близок к возрастному эталону, умение грамотно составлять развёрнутые учебные высказывания). Сформированность фонетико-фонематических представлений (умение дифференцировать фонемы на слух, умение характеризовать их особенности, умение выполнять фонематический разбор). Сформированность морфемных представлений (знать части слова, владеть навыком суффиксального и приставочного образования слов). Сформированность морфологических представлений (знания о частях речи, их характеристиках, правилах согласования друг с другом). |
Логические действия | Уметь анализировать предложения и небольшие тексты, с целью выделения предложений, словосочетаний, слов, орфограмм в них. Уметь подбирать и применять орфографическое правило на письме. Уметь проверять и правильно оценивать свою работу. |
Моделирование | Развитие знаково-символических учебных действий. |
Личностные УУД |
Самоопределение | Внутренняя позиция школьника: - положительное отношение к школе и логопедическим занятиям, - адекватное представление о школе. 2) Самооценка (когнитивный компонент) адекватное представление о качествах хорошего ученика. 3)Самооцнека (регулятивный компонент) Способность адекватно судить о причинах успеха/неуспеха на занятии. |
Смыслообразование | Мотивация учебной деятельности: Сформированность познавательных мотивов, Интерес к новому, Интерес к поиску ошибки и её исправлению. |
Регулятивные УУД |
Целеполагание | Умение ставить цели и задачи по поиску и исправлению ошибки. |
Планирование | Умение определять последовательность действий с учётом конечного результата (составление алгоритма действия). |
Коррекция | Умение внести коррективы в выбранный либо составленный план (алгоритм) действий. |
Коммуникативные УУД |
Взаимодействие | Умение строить понятные для собеседника высказывания. Уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения. Уметь составлять и задавать вопросы. Умение слушать собеседника. Умение с уважением относится к говорящему. |
Кооперация | Умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь. Иметь навык конструктивного общения, взаимопонимания. Умение уступать либо убеждать собеседника. Умение планировать общие способы работы. |
Интериоризация | Способность строить понятные для собеседника высказывания. Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности. Рефлексия своих действий (отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий. |
Занятия проводятся 2-3 раза в неделю с учётом степени поражения артикуляционного аппарата, тяжести дефекта и специфики коррекции с различными видами дизартрии, так как устранение дефектов звукопроизношения не имеет расчасовки и планируется параллельно с коррекцией нарушения речи.
Форма занятий: индивидуальная.
Продолжительность индивидуального коррекционного занятия - 30 минут (НОД- 20 минут + 10 минут организационная работа).
Рабочая программа разработана на основе:
- «Коррекция стертой дизартрии». Автор Е.Ф Архипова, Москва просвещение 2008
- «Речевые нарушения у детей с ДЦП». Автор Е.Н Мастюкова. Москва просвещение 1996
- учебного плана ГС(К)ОУ общеобразовательной школы – интернат №1 VI вида.
- инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12. 2000
№ 2 « Об организации логопедического пункта общеобразовательного учреждения»,
- материала полученного на электронном ресурсе http://logoportal.ru/rabochay-programma -5-klass/.html
Календарно-тематическое планирование.
№ те мы | № за нятия | Грамматическая тема/ | Программный материал | Модуль 1. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи | Модуль 2. Формирование навыка «учиться», | Модуль 3. Развитие неречевых функций. |
| 1 | Фронтальная логопедическая диагностика. Изучение состояния устной речи, чтения, письма и письменной речи. Изучение особенностей неречевых функций. Оформление речевых карт. |
1 | 2. | Вводно –организацион-ное занятие. | Правила речи. Речевое дыхание, темп речи и громкость голоса | Формирование фонематических представлений. | Развитие умения правильно воспринимать словесную и устную информацию | Развитие и совершенствование сукцессивных функций. |
2 | 3. | Предметы вокруг нас. Неодушевлен-ные и одушевленные предметы. | Форма, размер и цвет предметов. Расположение предметов в пространстве Тактильные ощущения | Формирование фонематических представлений | Развитие умения планировать действия по выполнению задания | Развитие и совершенствование сукцессивных функций |
3 | 4. | Мир вокруг нас. | Ориентировка в схеме тела человека, животных. Понятия «симметрия, право, лево, правая рука, верх, низ». Направление движения. | Формирование фонематических представлений, развитие орфографической зоркости | Развитие умения планировать действия по выполнению задания | Развитие и совершенствование сукцессивных функций |
4 | 5. | Звуки окружающей среды | Источники звуков. Шумы и голоса. Громкость и продолжительность звучания, музыка. | Формирование фонематических представлений | Развитие умения правильно воспринимать словесную и устную информацию | Развитие и совершенствование зрительно-моторных координаций |
5 | 6. | Речь и предложение | Речь письменная и устная. Интонационные границы предложения. Границы предложения на письме. | Формирование фонематических представлений. Развитие орфографической зоркости. | Развитие умений самостоятельной оценки результатов своей деятельности | Развитие гностических функций. |
6 | 7. | Предложение и слово | Слова-предметы. Слова-действия. Постановка вопросов. Основа предложения. | Формирование фонематических представлений. Развитие орфографической зоркости. | Развитие умений самостоятельной оценки результатов своей деятельности | Развитие гностических функций. |
7 | 8. | Слово и слог | Понятие «слог». Дифференциация понятий «слово»-«слог». Действие слов на слоги. Последовательность слогов в слове. | Формирование фонематических представлений. | Развитие умения общаться в учебной ситуации. | Развитие и совершенствование когнитивных функций |
8 | 9. | Гласные звуки и буквы | Понятие о гласных звуках. Артикуляция гласных звуков. Правила написания имен людей. Определение количества звуков. Деление слов на слоги. | Формирование фонематических представлений. | Развитие умения планировать действия по выполнению задания. | Развитие и совершенствование квазипространственных представлений |
9 | 10-11 | Ударение | Формирование навыков выделения ударного гласного Смыслоразличительная функция ударения. Определение ударного гласного в слове. Зрительный диктант | Развитие орфографичес-кой зоркости, отработка алгоритмов решения орфографичес-ких задач | Развитие способности к самостоятельной оценке результатов своей деятельности; Развитие умения правильно воспринимать словесную инструкцию. | Развитие и совершенствование квазипространственных представлений |
10 | 12. | Гласные I ряда. Буквы А-О | Дифференциация строчных букв А-О | Развитие орфографичес-кой зоркости, отработка алгоритмов решения орфографичес-ких задач | Развитие умения планировать действия по выполнению задания. | Развитие и совершенствование когнитивных функций |
11 | 13. | Гласные I ряда. О-У. | Дифференциация строчных буквО-У | Развитие орфографической зоркости. | Развивать умение общаться в учебной ситуации. | Развитие и совершенствование сукцессивных функций. |
12 | 14. | Буквы И-У | Дифференциация строчных букв И-У | Развитие орфографичес-кой зоркости, отработка алгоритмов решения орфографичес-ких задач. | Развивать способности к самостоятельной оценке результатов своей деятельности; Развитие умения осуществлять итоговый самоконтроль | Развитие и совершенствование квазипространственных представлений |
13 | 15-16 | Гласные II ряда | Звукообразование. Понятие «йотированный гласный. | Развитие орфографической зоркости, отработка алгоритмов решения орфографичес-ких задач, формирование грамматических и морфологичес-ких представлений. | Развитие умения планировать действия по выполнению задания. | Развитие и совершенствование когнитивных функций |
14 | 17. | Буквы Ё-Ю | Дифференциация букв Ё-Ю | Развитие орфографичес-кой зоркости, формирование грамматических и морфологичес-ких представлений | Развитие умения правильно воспринимать словесную или письменную инструкцию | Развитие и совершенствование квазипространственных представлений. |
15 | 18. | Дифференциация звуков и букв: П – Б. | Понятие о парных согласных по глухости, звонкости. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза. | Развитие орфографичес-кой зоркости. Развитие морфологичес-кихпредставлений. | Развитие умений общаться в учебной ситуации. | Развитие и совершенствование когнитивных функций |
16 | 19. | Дифференциация звуков и букв: Ф-В. | Большая буква в начале слова. Происхождение фамилий. Звуковой и слоговой анализ слов | Развитие орфографичес-кой зоркости. Развитие фонематических и морфологичес-ких представлений. | Развивать способности к самостоятельной оценке результатов своей деятельности | Развитие и совершенствование сукцессивных функций |
17 | 20. | Дифференциация звуков и букв: Т-Д. | Парные согласные звуки по глухости – звонкости. Ищем пропавшую букву в начале, середине, конце слова | Развитие орфографичес-кой зоркости. Отработка алгоритмов решения орфографичес-ких задач. | Развитие умения планировать действия по выполнению задания. | Развитие и совершенствование когнитивных функций |
18 | 21. | Дифференциация звуков и букв: К-Г-Х. | Развиваем умения выделять и давать характеристику оппозиционным звукам. Загадки о зиме, новом годе, елке. | Развитие орфографичес-кой зоркости. | Развитие умения правильно воспринимать словесную или письменную инструкцию | Развитие и совершенствование зрительно-моторных координаций |
19 | 22-23. | Дифференциация звуков и букв: С – Ц; ТЬ – Ц | Добавь пропущенное словечко со звуками С, Ц, ТЬВпиши нужную букву. | Работа со словарными словами. | Развитие умения правильно воспринимать словесную или письменную инструкцию | Развитие и совершенствование квазипространственных представлений |
20 | 24-25 | Дифференциация звуков и букв: Ш – Ж | Правописание слов со слогами ШИ, ЖИ, шипящими на конце слова. Печатаем слова с ШИ, ЖИ | Развитие орфографичес-кой зоркости. Работа со словарными словами. | Развитие умения планировать действия по выполнению заданий | Развитие и совершенствование сукцессивных функций |
21 | 26-28 | Дифференциация звуков и букв: Л-Р. | Восстановление деформированных предложений с буквами Л, Р.Загадки, скороговорки. | Развитие орфографической зоркости. Развитие грамматических представлений. | Развивать умение общаться в учебной ситуации | Развитие и совершенствование когнитивных функций |
22 | 29-31 | Согласные твердые и мягкие. | Понятие «твердый»-«мягкий согласный».Гласные II ряда для обозначения мягкости согласного. | Развитие орфографичес-кой зоркости. Развитие морфологических преставлений. Отработка алгоритмов решения орфографичес-ких задач. | Развивать способности к самостоятельной оценке результатов своей деятельности | Развитие и совершенствование сукцессивных функций |
23 | 32-33 | Мягкий знак – показатель мягкости согласного. | Дифференциация понятий «звук»-«буква».Дифференциация твердых и мягких согласных. | Развитие орфографичес-кой зоркости. Развитие морфологичес-ких преставлений. Отработка алгоритмов решения орфографичес-ких задач | Развивать способности к самостоятельной оценке результатов своей деятельности | Развитие гностических функций |
24 | 34-35 | Разделительный мягкий знак. | Дифференциация понятий «звук»-«буква».Дифференциация Ь- показателя мягкости и разделительного Ь. | Развитие орфографической зоркости. Развитие грамматических и морфологических представлений. | Развитие умения планировать действия по выполнению задания. | Развитие и совершенствование квазипространственных представлений |
25 | 36-38 | Безударные гласные. | Понятие «безударный гласный». Понятие «родственные слова».Подбор родственных слов. | Развитие орфографичес-кой зоркости. | Развитие умения правильно воспринимать словесную или письменную инструкцию | Развитие и совершенствование сукцессивных функций. |
26 | 39 | Безударные гласные непроверя-емые. | Понятие «безударный гласный». | Развитие орфографичес-кой зоркости. Развитие морфемных представлений. | Развитие умения осуществлять итоговый самоконтроль | Развитие и совершенствование квазипространственных представлений. |
27 | 40 | Согласные звонкие и глухие. | Понятие «звонкий» «глухой» согласный. Дифференциация. | Отработка алгоритмов решения орфографических задач. | Развитие умения планировать действия по выполнению задания; развитие умения осуществлять итоговый самоконтроль | Развитие и совершенствование когнитивных функций |
28 | 41-42 | Парные согласные. Б-П, Д-Т, В-Ф, Г-К, Ж-Ш, З-С. | Дифференциация звуков в разных позициях. | Отработка алгоритмов решения орфографичес-ких задач. Развитие орфографичес-кой зоркости. | Развитие умения правильно воспринимать словесную или письменную инструкцию. | Развитие и совершенствование когнитивных функций. |
29 | 43-45 | Сомнительные согласные в середине слова. | Смыслоразличительная функция фонем. Слова типа сторожка-старушка, крышка-кружка. | Отработка алгоритмов решения орфографичес-ких задач. | Развивать умение общаться в учебной ситуации. | Развитие гностических функций. |
30 | 46-49 | Дифференциация оптически сходных букв. | Дифференциация б-д, т-п, ш-щ, м-л, п-р, д-в и т.д. | Работа со словарными словами. Отработка алгоритмов решения орфографических задач. | Развивать способности к самостоятельной оценке результатов своей деятельности | Развитие и совершенствование зрительно-моторных координаций |
31 | 50-51 | Согласные С-Ш. | Смыслоразличительная функция фонем. Дифференциация звуков в разных позициях. | Работа со словарными словами. Отработка алгоритмов решения орфографических задач. | Развитие умения правильно воспринимать словесную или письменную инструкцию | Развитие и совершенствование зрительно-моторных координаций |
32 | 52-53 | Согласные З-Ж. | Смыслоразличительная функция фонем. Дифференциация звуков в разных позициях. | Развитие морфемных и грамматических преставлений. | Развитие умения правильно воспринимать словесную или письменную инструкцию. | Развитие и совершенствование квазипространственных представлений. |
33 | 54-55 | Согласные З-Ж-С-Ш | Смыслоразличительная функция фонем. Дифференциация звуков в разных позициях. | Развитие морфемных преставлений. | Развитие умения правильно воспринимать словесную или письменную инструкцию. | Развитие и совершенствование когнитивных функций. |
34 | 56-57 | Звук и буква Ч. | Дифференциация звуков и букв Ч-Т, Ч-Ш в слогах, словах, предложениях. | Развитие морфемных и морфологических преставлений. Развитие орфографической зоркости. | Развивать умение общаться в учебной ситуации. Развитие умения осуществлять итоговый самоконтроль. | Развитие и совершенствование сукцессивных функций |
35 | 58 | Дифференциация звуков и букв: Ш – Ч. | Правописание слов со слогами ЧА , ЧУ ,ЧН, ЧК, ШИ. шипящими в конце слова. | Развитие морфемных и морфологических представлений. Отработка алгоритмов решения орфографических задач. | Развитие умения осуществлять итоговый самоконтроль. | Развитие гностических функций. |
36 | 59-60 | Звук и буква Щ. | Дифференциация звуков и букв Щ-Ч в слогах, словах, предложениях. | Развитие орфографической зоркости. Развитие морфемных и морфологических преставлений. | Развитие умения планировать действия по выполнению задания. | Развитие и совершенствование зрительно-моторных координаций. |
37 | 61 | Дифференциация звуков и букв: Щ – Ч. | Правописание слов со слогами ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЩН, шипящими в конце слова | Развитие морфемных и морфологических представлений. | Развитие умения планировать действия по выполнению задания | Развитие и совершенствование когнитивных функций |
38 | 62 | Дифференциация звуков и букв: Ш – Щ. | Сравниваем буквы, их элементы Составляем слова из рассыпанных букв. | Развитие орфографической зоркости. Отработка алгоритмов решения орфографических задач. | Развитие умения правильно воспринимать словесную или письменную инструкцию. | Развитие и совершенствование квазипространственных представлений |
39 | 63 -64 | Звук и буква Ц. | Дифференциация звуков и букв Ц-С, Ц-Ч, Ц-ТСЯ. | Развитие морфемных и морфологических представлений. Развитие орфографической зоркости. | Развивать умение общаться в учебной ситуации. | Развитие и совершенствование квазипространственныхпредставлений. |
40 | 65 | Итоговое занятие. | Дифференциация всех пройденных звуков и букв. Контрольная работа. | Развитие морфемных и лексических представлений. | Развитие умения правильно воспринимать словесную или письменную инструкцию. | Развитие и совершенствование сукцессивных функций. |
41 | 66-67 | Родственные слова | Уточнение понятия «родственные слова». Лексическое значение слов. | Развитие морфемных представлений. Развитие орфографической зоркости. | Развитие умения правильно воспринимать словесную или письменную инструкцию. | Развитие и совершенствование зрительных функций |
42 | 68-69 | Состав слова. Корень слова. | Понятие «корень слова». | Отработка алгоритмов решения орфографических задач. | Развитие умения планировать действия по выполнению задания. Развитие умения осуществлять итоговый самоконтроль. | Развитие гностических функций |
43 | 70-72 | Состав слова. Окончание. | Понятие «окончание слова». Формообразующая роль окончания. | Отработка алгоритмов решения орфографических задач. | Развивать способности к самостоятельной оценке результатов своей деятельности. | Развитие и совершенствование квазипространственных представлений |
44 | 73-76 | Состав слова. Суффикс. | Понятие «суффикс слова». Суффиксальные способы словообразования. | Развитие орфографической зоркости и морфемных представлений. | Развитие умения правильно воспринимать словесную или письменную инструкцию. | Развитие и совершенствование когнитивных функций. |
45 | 77-79 | Состав слова. Приставка. | Понятие «приставка». Префиксальный способ словообразования. | Развитие морфемных представлений. Развитие орфографической зоркости. | Развитие умения планировать действия по выполнению задания. | Развитие и совершенствование сукцессивных функций. |
46 | 80-81 | Словообразование. | Дифференциация понятий «новое слово», «форма слова». Развитие навыков словообразования. | Развитие морфемных представлений. Развитие орфографической зоркости. | Развивать способности к самостоятельной оценке результатов своей деятельности. | Развитие и совершенствование зрительных функций |
47 | 82-83 | Предлоги. | Дифференциация предлогов. | Развитие морфемных представлений. | Развитие умения планировать действия по выполнению задания. | Развитие и совершенствование квазипространственных представлений. |
48 | 84 | Предлоги и приставки. | Дифференциация предлогов и приставок. | Развитие орфографической зоркости и морфемных представлений. | Развитие умения правильно воспринимать словесную или письменную инструкцию. Развитие умения осуществлять итоговый самоконтроль | Развитие и совершенствование когнитивных функций |
49 | 85 | Имя существительное. | Род имен существительных. | Развитие орфографической зоркости и морфемных представлений. | Развивать умение общаться в учебной ситуации. | Развитие и совершенствование квазипространственных представлений |
50 | 86 | Имя прилагательное. | Род имен прилагательных. Согласование прилагательных и существительных в роде. | Развитие морфемных и морфологических представлений. Отработка алгоритмов решения орфографических задач. | Развитие умения правильно воспринимать словесную или письменную инструкцию. | Развитие и совершенствование когнитивных функций. |
51 | 87 | Согласование существительных и прилагательных. | Единственное и множественное число имен существительных. Согласование существительных и прилагательных в числе. | Развитие морфемных и морфологических преставлений. | Развивать способности к самостоятельной оценке результатов своей деятельности; развитие умения осуществлять итоговый самоконтроль. | Развитие и совершенствование сукцессивных функций |
52 | 88 | Глагол. | Изменение глаголов по числам и лицам. Согласование существительных и глаголов в роде и числе. | Развитие орфографической зоркости. | Развитие умения правильно воспринимать словесную или письменную инструкцию. | Развитие и совершенствование квазипространственных представлений |
83 | 89 | Составление предложений. (Итоговое) | Составление предложений по схемам и вопросам. | Отработка алгоритмов решения орфографических задач. | Развивать умение общаться в учебной ситуации. | Развитие и совершенствование зрительно-моторных координаций. |
| 90 | | Итоговая логопедическая диагностика. Анализ результатов. Выпуск. |