СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «окружающий природный мир» (в рамках реализации СИПР) для обучающихся 5 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «окружающий природный мир» (в рамках реализации СИПР) для обучающихся 5 класса.»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО

ОКРУЖАЮЩИХСЯ МИР ПРИРОДЫ

для 5 класса

Пояснительная записка


Уровень программы – адаптированный.

Рабочая программа по учебному предмету Окружающий Мир Природы для обучающихся 5 класса составлена на основе АООП ГКОУ «Волжская школа-интернат», в соответствии с учебным планом ГКОУ «Волжская школа-интернат» на 2020-2021 учебный год.



Цель курса «Окружающий мир природы»

  • Формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе;

  • Понимание простейщих взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.


Общая характеристика учебного предмета.


Курс «Окружающий мир природы» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.

Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.


Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:

―полисенсорности восприятия объектов;

―практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

―накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций;

―закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности.



Программа разработана с учетом общих закономерностей и специфических особенностей развития детей с интеллектуальными нарушениями школьного возраста, предусматривает реализацию соответствующих коррекционных задач, базируется на научных позициях специальной педагогики и специальной психологии, обуславливающих необходимость коррекционной работы, широкое использование предметно-практической деятельности, современных средств наглядности и технических средств.

В основу разработки программы обучающихся с умственной отсталостью заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход к построению адаптированной рабочей программы для обучающихся с умственной отсталостью предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов заданий. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.




Место учебного предмета


На изучение предмета «Окружающий мир природы» отводится по 1 часу в неделю. Курс рассчитан на 34 учебных недель – 34 часа. Продолжительность учебных занятий составляет 40 минут.



год

неделя

четверть




I

II

III

IV

Количество часов

34

1

8

8

10

8


Ценностные ориентиры учебного предмета.

Ценность добранаправленная на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность природыосновывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознание себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства.

Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты.

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


на конец обучения:

Минимальный уровень:

  • представления о назначении объектов изучения;

  • узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

  • отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия) (с помощью учителя);

  • называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;

  • представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

  • знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;

  • кормление зимующих птиц;

  • адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;

  • адекватное поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.




Достаточный уровень

  • называть изученные объекты и явления природы;

  • различать 2-3 комнатных растения, называть части растений. Ухаживать за ними;

  • различать наиболее распространённые овощи и фрукты;

  • различать домашних и диких животных, рыб;

  • различать признаки времён года;

  • выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи.

  • правильно называть изученные объекты и явления природы;

  • различать 3-4 комнатных растения, части их, осуществлять уход за комнатными растениями;

  • различать наиболее распространённые овощи и фрукты, объяснять, где они растут, как используются человеком;

  • различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;

  • знать элементарные гигиенические правила;

  • различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой и неживой природы.



Обучающиеся должны усвоить следующие представления:

  • о простейших свойствах воды, её значении для жизни растений, животных, человека;

  • о растениях сада и огорода, их отличии;

  • о разнообразии животного мира, образе жизни и по­вадках диких и домашних животных;

  • о роли питания в жизни человека;

  • о гигиенических правилах;

  • о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека;

  • о значении воды, тепла, света в жизни растений и жи­вотных.


Метапредметные результаты.


формирование умения принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

формирование умения решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

формирование умения использования знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

формирование использования речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника и вести диалог;

готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

формирование умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

формирование умения осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

формирование умения конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.


Критерии оценивания.

При оценке итоговых результатов освоения программы по предмету «Мир природы» должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.

Во первом классе ведется безотметочное обучение, но при этом используются два вида оценивания - текущее, тематическое.

Текущее оценивание- наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая со­путствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формиро­вания знаний и умений учащихся, формируемых на уроках. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недос­татки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.

Тематическое оценивание проводится с помощью заданий учебника, помещенных в конце каждого раздела.

Устный опрос учащихся является одним из методов ЗУН учащихся коррекционной школы. При оценке устных ответов принимается во внимание:

  • правильность ответа по содержанию; свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

  • полнота ответа;

  • умение практически применять свои знания;

  • последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Работа учащихся на уроке не оценивается системой баллов. Оценка достижений осуществляется по шкале «хорошо - очень хорошо - отлично». При этом берется во внимание не конечный результат работы ученика, а его продвижение в речевых умениях, тем самым поощряется любая попытка ученика участвовать в коммуникации.

Содержание учебного предмета


Сезонные изменения в неживой природе.

Формирование представлений о смене времён года в свя­зи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время.

Названия времён года, знакомство с названиями месяцев.

Наблюдения за изменением положения солнца в тече­ние суток: утро, день, вечер, ночь.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дождь, заморозки, пас­мурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лёд, за­мерзание водоёмов, потепление, таяние снега, ручьи, ка­пель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), тёплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их словесное описание.


Растения и животные в разное время года

Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разное время года: тополь, дуб, сирень, калина, шипов­ник. Увядание и появление трав, цветов: одуванчик, лан­дыш. Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока. Появление весной грачей, скворцов. Жи­вотные в разное время года: лиса, белка, ёж. Рыбы зимой.

Труд человека в разное время года

Работа в саду, огороде.

Поведение человека во время грозы, дождя, при наступ­лении морозов.

Детские игры в природе, предупреждение травм, не­счастных случаев.


Неживая природа

Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсут­ствие запаха, текучесть. Первичные представления о тем­пературе, о термометре как приборе для измерения темпе­ратуры. Вода горячая, холодная.

Значение воды для жизни растений, животных, человека.

Вода в природе: дождь, снег, лёд; река, озеро (пруд), болото.


Живая природа

Растения

Комнатные растения. Названия и отличительные при­знаки (3—4 растения).

Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необ­ходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла. Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция и кактус.

Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и тра­десканция. Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи (3—5 названий), их признаки. Особенности произ­растания. Овощи в питании человека.

Сад. Фрукты (3—5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека.

Растения садов и огородов данной местности.

Уход за растениями сада и огорода.


Животные

Сравнение домашних и диких животных. Кошка — рысь. Собака — волк. Внешний вид, питание, названия детёны­шей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.

Отношение человека к животным.

Рыбы (2—3 названия рыб, распространённых в данной местности). Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.

Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий.




Академический компонент и компонент жизненных компетенций

Название раздела учебного предмета

Академический компонент

Компонент жизненной компетенции

Сезонные изменения в неживой природе.


Знать: признаки времен года;

последовательность смены времен года.

Уметь: различать временя года по признакам, по картинкам, по описанию.

-Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.

-Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы.

Растения и животные в разное время года

.

Знать: названия и признаки живой природы;

части растений;

элементарные представления о приспособлении растений и животных к условиям жизни, временам года;

Уметь: различать объекты живой и неживой природы;

выделять части растений;

узнавать растения в природе;

различать и называть наиболее распространенных диких и домашних животных;

-Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.

-Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы.

Труд человека в разное время года


Знать: виды занятий людей в разное время года;

Уметь: различать объекты живой и неживой природы;

выделять части растений;

узнавать растения в природе;

различать и называть наиболее распространенных диких и домашних животных;

называть и показывать органы чувств человека.

-Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.

-Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы.

Неживая природа


Знать: названия и простейшие признаки объектов неживой природы;

время суток, их признаки;

элементарные представления о роли солнечного тепла;

влияние солнца на смену времен года.

Уметь: называть объекты неживой природы;

различать объекты живой и неживой природы.

-Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.

-Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы.

Растения


знать: названия и признаки живой природы;

части растений;

элементарные представления о приспособлении растений и животных к условиям жизни, временам года;

Уметь: различать объекты живой и неживой природы;

выделять части растений;

узнавать растения в природе;

различать и называть наиболее распространенных диких и домашних животных;

-Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.

-Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы.

Животные


Знать: : названия и признаки живой природы;

элементарные представления о приспособлении животных к условиям жизни, временам года;

Уметь: различать объекты живой и неживой природы;

узнавать животных в природе;

различать и называть наиболее распространенных диких и домашних животных;

-Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.

-Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы.



Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны уметь:

1 уровень

Правильно и точно называть объекты живой и неживой природы, их признаки;

Различать объекты живой и неживой природы.

Выделять части растений, узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы.

Называть наиболее распространенных домашних и диких животных своей местности.

Называть и показывать органы чувств человека, объяснять их значение.

2 уровень.

Правильно и точно называть объекты живой и неживой природы.

Называть свое имя, фамилию, возраст, пол.

Называть и показывать органы чувств человека.

Для реализации программного содержания используются:

Формы, методы, приёмы, технологии.

Методы обучения: словесные (постановка познавательной задачи, поиск способа решения познавательной задачи, формулирование выводов); практические (работа с учебником, с тетрадью, со словарями); репродуктивные; исследовательские; проблемные; частично – поисковые; наглядные.

Приёмы: организационные (беседа, ответы с места и у доски, работа с демонстрационным и раздаточным материалом, наблюдение), технические (работа с таблицами, работа по карточкам), логические (сравнение, обобщение, классификация, применение правила на практике в условиях разной степени сложности).

Технологии: применение дидактических игр, личностно – ориентированное обучение, проектные технологии, информационно-коммуникативные технологии.

Формы проверки знаний, умений и навыков учащихся: регулярная проверка текущих письменных классных и домашних работ учащихся; тестирование; выборочные, словарные диктанты; контрольная работа; самостоятельные работы.

Способы проверки результатов: контроль, самоконтроль, анализ.

Формы занятий.

- урок с разнообразными видами деятельности;

- урок-путешествие;

- урок обобщения знаний;

- урок проверки знаний.

Мониторинг предметных результатов

обучающихся на уроках мир природы

2017-2018 уч. год


Ф.И. ученика



н г

к г

признаки времен года;



последовательность смены времен года



Различение времен года по признакам, по картинкам, по описанию.



названия и признаки живой природы;



части растений;



элементарные представления о приспособлении растений к условиям жизни, временам года;



элементарные представления о приспособлении животных к условиям жизни, временам года;



Различение объектов живой и неживой природы;



Выделение частей растений;



Узнавание растений в природе;



Различение и называние наиболее распространенных диких и домашних животных;



Называние простейших признаков объектов неживой природы;



Различение времен суток, признаков..



Знание элементарных представлений о роли солнечного тепла;



Знание влияния солнца на смену времен года.




Критерии оценивания: !!! – ученик пассивен

пп – со значительной помощью

п – с незначительной помощью

о – по образцу, подражанию

и - по инструкции

с – самостоятельн


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Тема урока (с указанием типа урока)

Часы

Элементы содержания

Вид контроля

Основные виды учебной деятельности на уроке

Дата проведения

План / Факт

1 четверть – 8 часов.

1

Изменения в природе осенью. Формирование представлений о смене времён года в связи с изменением положения солнца. Экскурсия. (КУ)

1

Экскурсия.

Наблюдение за солнцем, небом, облаками, ветром, растениями и животными.

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании, воспроизведении

Т

Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение.


2

Изменения продолжительности дня и ночи. Названия времён года. Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток (утро, день, вечер, ночь). (КУ)

1

Наблюдение за солнцем, небом, облаками, ветром, растениями и животными.

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании, воспроизведении

Т

Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение.


3

Названия месяцев.

Наблюдение за погодой (похолодание, заморозки). (КУ)

1

Наблюдение за погодными явлениями, изменениями в разное время суток. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании, воспроизведении. Знакомство с названиями месяцев.

Т

Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение.


4

Экскурсия - наблюдение за работой дворника. Листопад, увядание трав . (КУ)

1

Выявить причину сезонных изменений осенью (с помощью схемы деревьев, данной в учебнике) познакомить с признаками осени, причиной отлёта птиц. Познакомить с понятием «листопад». Учить выбирать одежду по погоде. Учить рассказывать о занятиях людей осенью.

Актуализация и закрепление знаний об осени.

Т

Знакомство с объектами неживой природы. Наблюдение за солнцем, луной, ветром, облаками, землей в разное время года. Отражение наблюдений в рисунках, аппликациях, рассказах.


5

Птицы осенью. (КУ)

1

Выявить причину сезонных изменений осенью (с помощью схемы деревьев, данной в учебнике) познакомить с признаками осени, причиной отлёта птиц. Познакомить с понятием «листопад». Учить выбирать одежду по погоде. Учить рассказывать о занятиях людей осенью.

Актуализация и закрепление знаний об осени. Развитие внимания, воображения.

Т

Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение.


6

Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. (КУ)

1

Актуализация ранее полученных знаний о воде. Познакомить со свойствами воды. Практическое знакомство со свойствами воды.

Т

Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение.


7

Вода в природе: дождь, снег, лёд; река, озеро (пруд), болото. (КУ)

1

Актуализация ранее полученных знаний о воде. Познакомить со свойствами воды. Практическое знакомство со свойствами воды. Вода в природе. Значение воды.

Т

Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение.


8

Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений воды, света, воздуха, тепла. (КУ)

1

Дать понятие о строении растений: корень, лист, стебель, цветок. Учить различать эти части у разных растений.

Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении.

Презентация «Растения».

Т

Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение.


2 четверть – 8 часов.

9

Растения влаголюбивые (традесканция) и засухоустойчивые (кактус). Светолюбивые (фиалка) и тенелюбивые растения (традесканция). ( (КУ)

1



Комнатные растения. Определение, назначение, условия произрастания. Виды комнатных растений. Презентация «Традесканция». Комнатные растения. Определение, назначение, условия произрастания. Виды комнатных растений. Презентация «Фиалка».

Т

Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение.


10

Огород. Овощи (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. (КУ)

1

Узнавание и называние овощей. Характеристика овощей по признакам. Сравнение овощей по признакам. Употребление в пищу.

Т

Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение.


11

Сад. Фрукты (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. (КУ)

1

Узнавание и называние фруктов. Характеристика фруктов по признакам. Сравнение фруктов

Т

Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение.


12

Время года -зима. Признаки зимы. Названия зимних месяцев. (КУ)

1

Выявить причину сезонных изменений зимой (с помощью схемы деревьев, данной в учебнике) познакомить с признаками зимы.

Т

Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение.


13

Изменения в природе зимой. Долгота дня и ночи в зимнее время. Наблюдение за погодой, формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: снегопад, мороз, лёд, замерзание водоёмов. Экскурсия. (КУ)

1

Выявить причину сезонных изменений зимой (с помощью схемы деревьев, данной в учебнике) познакомить с признаками зимы. Учить выбирать одежду по погоде.

Т

Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение.


14

Труд людей зимой. Работа в саду, огороде. Детские игры зимой. КУ)

1

Выявить причину сезонных изменений зимой (с помощью схемы деревьев, данной в учебнике) познакомить с признаками зимы. Актуализация и закрепление знаний о зиме. Развитие внимания, воображения.

Т

Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение.


15

Птицы зимующие и перелетные. Синица. Сорока. Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка. Экскурсия. (КУ)

1

Познакомить с различиями птиц (форма тела, окраска, привычки и повадки, место обитания). Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении.

Презентация «Различие птиц».

Т

Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение.


16

Дикое животное: рысь. Внешний вид, питание, названия детёнышей, повадки, образ жизни, место обитания. (КУ)

1

Познакомить с различиями диких животных (форма тела, окраска, привычки и повадки, место обитания). Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении.


Т

Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение.


3 четверть – 10 часов.

17

Домашнее животное: кошка. (КУ)

1

Познакомить с различиями домашних животных (форма тела, окраска, привычки и повадки, место обитания). Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении.


Т

Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение.


18

Сравнение домашних животных и их диких сородичей. Кошка - рысь. (КУ)

1

Познакомить с различиями домашних и диких животных (форма тела, окраска, привычки и повадки, место обитания). Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении.


Т

Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение.



19

Дикое животное: волк. Внешний вид, питание, названия детёнышей, повадки, образ жизни, место обитания. (КУ)

1

Познакомить с различиями диких животных (форма тела, окраска, привычки и повадки, место обитания). Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении.

Т

Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение.


20

Домашнее животное: собака. Отношение человека к животным. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. (КУ)

1

Познакомить с различиями домашних животных (форма тела, окраска, привычки и повадки, место обитания). Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении.


Т

Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение.


21

Сравнение домашних животных и их диких сородичей. Собака - волк. (КУ)

1

Познакомить с различиями домашних и диких животных (форма тела, окраска, привычки и повадки, место обитания). Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении.


Т

Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение.


22

Рыбы. Внешний вид, среда обитания, образ жизни. Карась. Окунь. (КУ)

1

Познакомить с различиями рыб (форма тела, окраска, привычки и повадки, место обитания). Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении.


Т

Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение.


23

Рыбы зимой. (КУ)

1

Выявить причину сезонных изменений зимой.

Т

Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение.


24

Сезонные изменения в природе весной ( потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи). Экскурсия. (КУ)

1

Выявить причину сезонных изменений весной (с помощью схемы деревьев, данной в учебнике) познакомить с признаками весны.

Т

Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение.


25

Труд людей весной. (КУ)

1

познакомить с признаками весны. Учить выбирать одежду по погоде. Учить рассказывать о занятиях людей весной.


Т

Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение.


26

Птицы весной. Появление грачей, скворцов. (КУ)

1

Выявить причину сезонных изменений весной (с помощью схемы деревьев, данной в учебнике) познакомить с признаками весны. Учить выбирать одежду по погоде. Учить рассказывать о занятиях людей весной.

Актуализация и закрепление знаний о весне. Развитие внимания, воображения.

Т

Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение.


4 четверть – 8 часов.

27

Деревья и кустарники весной. Тополь. (КУ)

1

Наблюдение за жизнью растений в разное время года. Сбор листьев, трав, цветов, плодов деревьев. Составление аппликаций, поделок из материалов, собранных во время экскурсии. Знакомство с названиями растений, их плодов и семян. Знакомство с частями растений. Сравнение деревьев, листьев различных деревьев.

Т

Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение


28

Появление трав, цветов. Одуванчик. (КУ)

1

Наблюдение за жизнью растений в разное время года. Сбор листьев, трав, цветов, плодов деревьев. Составление аппликаций, поделок из материалов, собранных во время экскурсии. Знакомство с названиями растений, их плодов и семян. Знакомство с частями растений. Сравнение деревьев, листьев различных деревьев.

Т

Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение.


29

Изменения в природе (тепло, жара). Детские игры весной. (КУ)

1

Выявить причину сезонных изменений весной (с помощью схемы деревьев, данной в учебнике) познакомить с признаками весны. Учить выбирать одежду по погоде.

Т

Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение


30

Изменения в природе (тучи, гроза, гром, молния, тёплые дожди, ливень). (КУ)

1

Выявить причину сезонных изменений весной. Учить рассказывать о занятиях людей весной.

Актуализация и закрепление знаний о весне. Развитие внимания, воображения.

Т

Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение


31

Сезонные изменения в природе летом. Экскурсия. (КУ)

1

Выявить причину сезонных изменений летом. Учить рассказывать о занятиях людей летом.

Т

Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение


32

Труд человека. Работа в саду. (КУ)

1

Выявить причину сезонных изменений летом. Учить рассказывать о занятиях людей летом.

Т

Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение


33

Правила поведения человека во время грозы, дождя. (КУ)

1

Выявить причину сезонных изменений летом. Учить рассказывать о занятиях людей летом.

Т

Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение


34

Повторение. Признаки лета. Названия летних месяцев. (КУ)

1

Выявить причину сезонных изменений летом. Учить рассказывать о занятиях людей летом. Актуализация и закрепление знаний о лете. Развитие внимания, воображения.

Т

Наблюдение, обобщение, исследование, классификация, сравнение









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!